Заседание № 174
О проекте федерального закона № 546281-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в целях систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот и освобождений).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 9-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Доклад Надежды Сергеевны Максимовой. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроектом вводится в Бюджетный кодекс новое понятие - понятие "налоговые расходы", определяются их перечень и порядок их оценки. Законопроект прошёл необходимую юридико-техническую экспертизу, подготовлен к третьему чтению. Комитет рекомендует принять его сегодня. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", 9-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 32 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 546281-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в целях систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот и освобождений).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
44-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был принят 15 ноября. В Бюджетный кодекс вводится новое понятие - "налоговые расходы", определяются их перечень, порядок их оценки. Во втором чтении поступило семь поправок к законопроекту, три из них рекомендуются к принятию, они в основном юридико-технического характера, четыре поправки - к отклонению. Комитет просит принять две таблицы поправок - к принятию и к отклонению - и законопроект во втором чтении. В случае принятия во втором чтении просьба поставить законопроект в порядок работы на завтра, 19 декабря, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 54 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 21 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Поправки рассмотрены, ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 47 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении единогласно.
Заседание № 163
О проекте федерального закона № 546281-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в целях систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот и освобождений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, в соответствии с ранее принятым решением переходим к рассмотрению вопроса 25. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в целях систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот и освобождений). Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Юрия Ивановича Зубарева. Пожалуйста, Юрий Иванович Зубарев. Александр Юрьевич, Игорь Владимирович Лебедев обращает внимание на то, что нормативного документа вы ему не предоставили. Если такая возможность есть, с учётом того что вопрос уже второй раз звучит, ознакомьте, пожалуйста. Пожалуйста, Юрий Иванович Зубарев. ЗУБАРЕВ Ю. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается закрепить в Бюджетном кодексе положения, регламентирующие процедуры учёта, контроля и оценки налоговых расходов, которые обусловлены установленными законодательством налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями. Налоговые расходы на практике являются альтернативой другим методам государственной поддержки, включая прямые бюджетные расходы, например в виде субсидий. Кроме того, в настоящее время налоговые расходы не являются объектом бюджетного контроля. Законопроект решает эту проблему. В законопроекте предусматривается обязательное формирование каждым публично-правовым образованием, каждым ГРБС перечня налоговых расходов, а также необходимость осуществления ежегодной оценки налоговых расходов, в том числе при проведении оценки эффективности реализации государственных программ как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и муниципальных образований. Полномочиями по определению общих требований к проведению такой оценки предлагается наделить Правительство Российской Федерации. Принятие закона будет способствовать повышению бюджетной прозрачности и качества управления государственными и муниципальными финансами путём обеспечения на регулярной основе централизованного сбора и учёта информации о федеральных, региональных, муниципальных налоговых льготах и иных преференциях, а также информации об объёмах недополученных доходов бюджетной системы Российской Федерации. Результаты инвентаризации и предложения по внедрению концепции налоговых расходов уже были представлены в составе основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Концепция налоговых расходов ляжет в основу системы анализа, прогнозирования и оценки эффективности налоговых расходов в рамках ежегодного бюджетного процесса. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста, Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам подтверждает, что указанный законопроект, представленный правительством, действительно направлен на то, чтобы создать определённые условия для внедрения порядка систематизации и регламентации процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот. В Бюджетный кодекс вводится новое понятие - понятие "налоговые расходы". Надо сказать, что мы уже давно ставим вопрос об определении объёма этих налоговых льгот и их эффективности. Ещё при рассмотрении в 2010 году основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2011-2013 годы мы ставили задачу о постепенной отмене федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам. Тем не менее налоговых льгот предоставляется всё больше: если в 2015 году на сумму 2 триллиона 225 миллиардов рублей, то по итогам 2018 года, о чём говорят расчёты Министерства финансов, уже на сумму 3 триллиона 368 миллиардов рублей с нарастанием по последующим годам трёхлетки. И конечно, мы понимаем, что это огромные суммы, с ними надо работать, смотреть, какие это объёмы и какие из предоставляемых льгот эффективно работают, а какие - нет, какие из них нужно отменять. Это действительно очень большая задача, и мы, конечно, поддержим законопроект, внесённый правительством. Уважаемые коллеги, мы подтверждаем, что законопроект носит рамочный характер, по нему надо разработать целый ряд нормативных правовых актов правительства. Поскольку закон вступит в силу с 1 января 2019 года, оценка налоговых льгот должна быть представлена уже в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020-2022 годы и в материалах к законопроекту о федеральном бюджете на 2020-2022 годы. То есть времени для того, чтобы подготовить все эти нормативные акты, у правительства остаётся не так уж много, и мы обращаем внимание на то, что эту работу надо ускорять. Когда мы рассматривали законопроект, то обратили внимание на два недостатка. Во-первых, в понятие "налоговые расходы" не включаются выпадающие доходы по страховым взносам, а мы знаем, что это достаточно крупная сумма, так что здесь надо будет внести уточнения. Во-вторых, мы считаем, что нужно ещё раз посмотреть и уточнить критерии оценки предоставляемых льгот. Но мы считаем, что эти замечания не имеют концептуального характера и при доработке законопроекта ко второму чтению могут быть учтены. Надо сказать, что на данный законопроект поступили отзывы из регионов: нет ни одного отрицательного, все положительные. Счётная палата и комитет-соисполнитель - Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления тоже поддержали указанный законопроект, но с теми же замечаниями, о которых я сказала. Наш комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Побудьте на трибуне. Коллеги, по данному законопроекту есть какие-то вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Обращаю ваше внимание на то, что у нас программа-минимум - рассмотреть ещё три проекта постановлений. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Юрий Иванович, коль такой проект закона - и правильный проект закона! - родился в недрах правительства, всё-таки хотелось бы, чтобы вы нам вкратце пояснили, кто будет оценивать налоговые льготы и какие механизмы оценки налоговых льгот планирует ввести правительство? ЗУБАРЕВ Ю. И. Уважаемая Вера Анатольевна, данным законопроектом правительство наделяется правом определения этих подходов и механизмов оценки. Они разработаны, но пока не утверждены, основанием для их утверждения как раз и будет данный закон. Проект соответствующих требований сформирован. Информацию будут собирать главные распорядители бюджетных средств, органы исполнительной власти, те, кто принимает решение о предоставлении тех или иных преференций и льгот, соответственно, они будут вести учёт, будут вести реестр и впоследствии будут оценивать эффективность - насколько предоставленные льготы способствовали достижению целей государственной программы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Юрий Иванович, вопрос касается эффективности предоставления налоговых льгот. Я так понял, что вы собираетесь разработать какую-то единую методику, поскольку то, что мы сегодня имеем на уровне регионов, совершенно ни о чём нам не говорит. Вот рубль вложили - полтора получили, причём независимо от того, работали льготы или не работали, и сегодня в отчётах можно представить любую картину, прямо прекрасную картину нарисовать! Будет ли единая сквозная методика для всех органов государственной власти, которая позволит объективно оценивать пользу от предоставляемых налоговых льгот? ЗУБАРЕВ Ю. И. Алексей Владимирович, мы в настоящее время уже направили информационное письмо в субъекты, в котором излагаются единые подходы. Каждый субъект на основании этих единых подходов утверждает свою собственную методику, но, естественно, она должна корреспондировать с общими подходами. Вот в таком виде это будет реализовано, поскольку самостоятельность каждого уровня бюджетной системы не должна нарушаться, но, отвечая на ваш вопрос, скажу, что единство подходов будет соблюдаться неукоснительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Включите режим записи на выступления. Ещё раз обращаю внимание: у нас три проекта постановлений, нам необходимо их сегодня рассмотреть. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Фракция КПРФ поддержит законопроект в первом чтении, но вместе с тем хотелось бы Министерству финансов предложить следующее. Льготы действительно самые разнообразные, какой-то порядок там нужно наводить, но одновременно и бюджеты субъектов Российской Федерации, безусловно, даже в рамках единой бюджетной системы, единого бюджетного процесса самостоятельные. Мы хотели бы, чтобы это было учтено. Это первое. И вторая задача, Надежда Сергеевна правильно о ней сказала. Насколько Министерство финансов сегодня способно, имеет ли оно потенциал, чтобы успеть разработать все нормативные документы, с учётом того что закон вступает в силу с 1 января 2019 года? Ну и наконец, третье предложение. Мы все уже знаем, что Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс нормально читать невозможно, потому что мы туда столько поправок за последние годы внесли, там столько разных дополнительных статей появилось! Может быть, Министерству финансов и нашему парламенту надо приступить к решению большой задачи по разработке новой редакции Бюджетного кодекса и, безусловно, Налогового кодекса уже с учётом современных требований и с учётом, собственно, всей нашей позитивной работы? Фракция КПРФ поддерживает законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макаров Андрей Михайлович, вы сняли своё выступление? Хорошо. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Заключительное слово. Пожалуйста, Юрий Иванович. ЗУБАРЕВ Ю. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Новая редакция Бюджетного кодекса разрабатывается, такая работа ведётся. Что касается единых подходов, как я уже говорил, мы работаем над тем, чтобы была действительно единая методика, несмотря на самостоятельность разных уровней бюджетной системы, чтобы был реализован единый подход. Эта работа координируется правительством, а в правительстве - Министерством финансов. Высказывалась обоснованная обеспокоенность тем, что не будет готовности с 1 января реализовывать эти нормы. Наверное, ко второму чтению эту обеспокоенность можно будет учесть и что-то доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово содокладчика. Пожалуйста, Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Действительно, коллеги, у нас сейчас идёт активная работа по подготовке новой версии Бюджетного кодекса, может быть, вы обратили внимание, что мы постепенно формируем главы Бюджетного кодекса, которые потом войдут уже в основу этой новой версии, и я думаю, что во время весенней сессии мы уже будем иметь возможность рассматривать текст законопроекта. Что касается данного законопроекта, конечно, с ним ещё нужно очень много работать. Я думаю, что мы в рамках парламентского контроля будем следить за своевременной подготовкой нормативных правовых актов, для того чтобы этот закон начал действовать уже с 1 января следующего года. И подключим также Счётную палату, попросим, чтобы она включила в план своей работы соответствующее направление, в том числе разработку критериев и методики оценки налоговых расходов - это очень важная тема. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в целях систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот и освобождений), 25-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 23 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно - поздравляем!
Заседание № 162
О проекте федерального закона № 546281-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в целях систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот и освобождений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Просьба перенести рассмотрение законопроектов: законопроекта под пунктом 6 сегодняшнего проекта порядка работы Государственной Думы, пока без срока, для дополнительных консультаций, законопроекта под пунктом 9 - на 15 ноября, это законопроект первого чтения, и ещё законопроекта под пунктом 13 - на 21 ноября, это также законопроект первого чтения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Полномочный представитель правительства Синенко Александр Юрьевич предлагает перенести рассмотрение 6-го вопроса. Нет возражений? Нет возражений. Принимается решение. Рассмотрение 9-го вопроса предлагается перенести на 15 ноября. Нет возражений, коллеги? Нет. Принимается. 13-й вопрос - перенос рассмотрения на 21 ноября. Нет возражений, коллеги? Нет. Принимается.