Заседание № 199

21.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 546226-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1393 по 1426 из 4821
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса повестки дня. О проекте федерального      
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в       
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и           
муниципальных нужд", третье чтение. Доклад Александра Александровича Авдеева.   
                                                                                
АВДЕЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к    
рассмотрению в третьем чтении. Законопроект направлен на совершенствование      
44-го федерального закона, на наведение порядка в части обжалования процедур    
закупок, установление единых норм и правил контроля и надзора в сфере           
муниципальных и государственных закупок. Просим поддержать.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желание выступить по мотивам от фракций?    
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,        
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 4-й вопрос         
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 168

05.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 546226-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4251 по 4527 из 4739
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения    
государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности         
контрольных органов в сфере закупок)". Доклад официального представителя        
правительства заместителя министра финансов Алексея Михайловича Лаврова.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!                
Законопроектом предлагается внести семь изменений в 44-й федеральный закон,     
которые направлены на оптимизацию контрольной деятельности, касающейся          
процедур отбора поставщиков, то есть только этого вида контроля.                
                                                                                
Во-первых, предлагается наделить правительство полномочием по установлению      
единого порядка осуществления такого контроля. Сейчас это делается              
практически независимо друг от друга федеральными, региональными и местными     
органами без чётких, унифицированных процедур проведения плановых и             
внеплановых проверок, реагирования на жалобы различные и так далее - мы         
считаем, что такое решение давно назрело, чтобы все контрольные органы          
руководствовались одними принципами и процедурами. Во-вторых, одновременно      
предлагается внедрить риск-ориентированный подход, критерии которого            
установит правительство. В-третьих, предлагается наделить правительство         
полномочием по оценке эффективности контрольной деятельности в этой сфере.      
Дать право органам местного самоуправления в тех случаях, когда у них такие     
контрольные органы не могут быть созданы - а в целом ряде случаев их и нет,     
они наталкиваются на кадровые ограничения, финансовые ограничения, -            
делегировать такие полномочия соответствующим органам субъектов Российской      
Федерации. Устранить конфликт интересов, то есть запретить централизацию        
закупок для органов, которые осуществляют процедурный контроль; уточнить ряд    
технических формулировок, которые являются основанием для производства          
внеплановых проверок. И ещё также важная новация: предлагается распространить   
положения 44-го закона, регулирующие мониторинг, аудит и контроль в сфере       
закупок, на юридические лица, которые хотя формально не являются заказчиками    
в понимании 44-го закона, но используют бюджетные средства в виде субсидий и    
инвестиций. В совокупности эти нормы позволят повысить эффективность,           
прозрачность контроля в сфере 44-го федерального закона.                        
                                                                                
Просим принять законопроект в первом чтении.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по контролю и Регламенту Александра Александровича      
Авдеева.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АВДЕЕВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Алексей         
Михайлович подробно рассказал о законопроекте. Добавлю, что в нынешних          
реалиях у нас много проектов, которые выполняются в формате ГЧП, выделяются     
субсидии частным компаниям для выполнения в том числе государственных           
проектов, проектов государственной важности, и на такие юридические лица,       
которые не являются ни МУПами, ни ГУПами, ни учреждениями, будут                
распространяться требования и положения федерального закона № 44-ФЗ,            
регулирующие мониторинг закупок и контроль в этой сфере. Это, я считаю, очень   
важно: у нас очень много бюджетных средств идёт не через бюджетную систему и    
не через публичные предприятия.                                                 
                                                                                
Вопрос, связанный с конфликтом интересов, - это запрет на то, чтобы в одних     
руках было и распределение средств, и определение заказчика, и контроль за      
этим. Второй пункт - это запрет на возложение функций по централизации          
закупок на органы контроля в целях исключения совмещения контролирующих         
функций и функций закупок. Не допускается возложение функции закупок на         
должностное лицо, которое выполняет контрольную функцию, - это также            
устраняет конфликт интересов.                                                   
                                                                                
Алексей Михайлович сказал, что теперь правительство должно выпустить            
постановление, которым будет определён единый порядок осуществления контроля    
в сфере закупок. Это тоже очень важно. Это обобщит всю практику, которая        
сложилась за последние годы, и, безусловно, наведёт больше порядка и придаст    
больше системности работе всех - и федеральных, и региональных - органов,       
работающих в сфере закупок.                                                     
                                                                                
Также в законе устанавливается возможность передачи полномочий по               
осуществлению контроля в сфере закупок от муниципального органа региональному   
органу. Действительно, это очень важно: мы знаем, что на муниципальном уровне   
часто не хватает квалификации у юристов, у специалистов по закупкам, и важно,   
чтобы не совершать ошибок, использовать ту квалификацию, которая есть у         
региона. Такая возможность появляется, хотя я знаю, что многие регионы давно    
уже на уровне соглашений централизовали закупки и передали полномочия с         
нижнего уровня на верхний уровень.                                              
                                                                                
И законопроектом предусматривается обязанность правительства установить         
порядок оценки эффективности деятельности органов контроля. Такой порядок       
будет предусматривать, в частности, показатели контрольно-надзорной             
деятельности, порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и   
применение результатов этого анализа.                                           
                                                                                
В целом комитеты-соисполнители - Комитет по экономической политике,             
промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, а также          
Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления -        
поддержали законопроект. У Правового управления Аппарата Государственной Думы   
нет замечаний. У Комитета по контролю и Регламенту есть технические замечания   
к тексту законопроекта, которые легко учесть в поправках ко второму чтению, в   
частности, нужно уточнить название и уточнить несколько ссылок на статьи,       
сделать их более конкретными и исключить двойное толкование, для того чтобы     
потом не провоцировать проблемы в правоприменительной практике.                 
                                                                                
Комитет по контролю и Регламенту предлагает поддержать данный законопроект.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.                                             
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Вопрос Алексею Михайловичу.                                                     
                                                                                
Вот мы уже неоднократно вносили изменения в 44-й закон, пресловутый, я бы       
сказала. Дело в том, что более четырёхсот поправок, которые уже были внесены,   
и сегодняшний законопроект, я думаю, вряд ли что-то изменят вообще, вряд ли     
изменят саму ситуацию вокруг этого закона. Этот закон влияет на эффективность   
работы всех - и органов власти, и всех предприятий, организаций, причём очень   
отрицательно влияет. Может быть, всё-таки сделать закон проще, понятнее, а      
пока отказаться от этого законопроекта? Может, всё-таки мы должны другой        
закон принять, с совершенно другой концепцией, такой, который будет помогать    
работать, а не мешать?                                                          
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Вера Анатольевна, уважаемые депутаты! Ну,                
правительство не разделяет такой оценки. Мы считаем, что в целом 44-й закон     
обеспечивает прозрачность, конкурентность, обоснованность закупок, и та         
критика, которая часто звучит в отношении его, на самом деле основана на той    
информации, которая сейчас впервые стала общедоступной, размещена в единой      
информационной системе и даёт возможность системно, постепенно этот закон       
улучшать. У нас есть предложения, мы их в следующем году, безусловно, будем     
при вашей поддержке, с вашей помощью реализовывать. Но данный конкретный        
законопроект решает совершенно конкретную назревшую проблему. Приведу только    
один пример. Ну, вот нет сейчас в большинстве муниципалитетов контрольных       
органов, которые должны осуществлять проверку правильности процедур закупок.    
Кто это делает? Где-то действительно субъекты Федерации по соглашениям,         
где-то никто не делает. Кому это на пользу? Никому не на пользу - ни            
заказчикам, ни поставщикам. Этим законопроектом мы как раз закрываем один из    
пробелов правового регулирования, а таких пробелов, таких                       
неурегулированностей ещё много в законе. Данный законопроект часть из них       
решает, у него совершенно конкретная, прикладная задача.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, согласно законопроекту на Правительство           
Российской Федерации предлагается возложить полномочия по утверждению единого   
порядка осуществления контроля в сфере закупок. Скажите, пожалуйста, а каковы   
основные недостатки действующей системы контроля и учтены ли они в              
проектируемых новеллах? А также какие ключевые показатели в случае принятия     
проекта федерального закона планируется взять за основу для оценки              
показателей эффективности деятельности органов контроля?                        
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Анатолий Борисович, уважаемые депутаты! Сейчас нет       
никакого единого порядка осуществления процедурного контроля, и поэтому         
каждый уровень власти сам себе устанавливает эти правила. В поправках к         
закону есть чёткие требования к будущему порядку, который правительство         
должно выпустить. В нём должны будут содержаться основания, порядок             
организации, сроки, периодичность проверок, критерии отнесения деятельности     
субъектов контроля к определённой категории рисков, порядок, сроки исполнения   
предписаний, перечни должностных лиц и так далее, то есть всё то, что,          
казалось бы, является неотъемлемой частью любого контроля. Сейчас этот вопрос   
не урегулирован, мы предлагаем его решить и одновременно при проработке этого   
нормативного правового акта, опираясь на него, установить, каким образом мы     
будем количественно оценивать соблюдение вот этих общих, единых принципов.      
Пока речь идёт, в данном случае, о предоставлении правительству полномочий,     
но, как следует из этой статьи, эти полномочия уже достаточно детально          
определены в самом законопроекте.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, поручение, которое подвигло к разработке этого    
законопроекта, было сделано четыре года назад - почему так долго происходила    
вот эта разработка? Это первое.                                                 
                                                                                
Второе. Законопроект ставит две задачи правительству: разработать единый        
порядок осуществления контроля в сфере закупок и порядок оценки эффективности   
деятельности органов контроля. В какой степени готовности находятся на данный   
момент эти документы? Не получится ли так, что закон будет принят, а порядок    
будет готовиться ещё очень долгие годы?                                         
                                                                                
И третье. Значит, в тексте речь идёт - и вы об этом говорили - о том, что       
полномочия органов местного самоуправления и полномочия субъектов Федерации     
будут взаимно передаваться. Каким образом это возможно? Они ведь у нас          
разделены согласно Конституции. На основе каких механизмов это будет            
осуществляться?                                                                 
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Николай Иванович, ну, то, что затянулось исполнение      
поручения, - это, конечно, очень плохо, но то, что наконец-то мы                
рассматриваем законопроект в первом чтении, всё-таки позволяет говорить об      
исполнении этого поручения. И дальше нам, безусловно, ни в коем случае нельзя   
медлить, все подзаконные акты, которые должны быть выпущены, должны быть        
готовы в основном, в концептуальном виде, ко второму чтению, не позднее         
второго чтения, с тем чтобы без дальнейших проволочек запустить их в            
реализацию.                                                                     
                                                                                
Делегирование полномочий предлагается в форме соглашений между муниципальными   
образованиями и субъектами Российской Федерации.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кобилев Алексей Геннадьевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КОБИЛЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
рассмотрела законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О           
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения       
государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности         
контрольных органов в сфере закупок)" и считает его своевременным и             
актуальным.                                                                     
                                                                                
Безусловным достоинством законопроекта является то, что он предусматривает не   
только необходимость принятия порядка осуществления контроля, но и требования   
к содержанию такого порядка. Отдельного внимания заслуживает предусмотренное    
законопроектом внедрение риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный    
подход позволит, с одной стороны, рационально распределить ресурсы              
Федеральной антимонопольной службы и муниципальных образований, с другой -      
разумно администрировать нагрузку на бизнес, что несомненно скажется очень      
положительно.                                                                   
                                                                                
Следующим важным аспектом в части устранения пробелов в регулировании           
является расшифровка такого основания для проведения внеплановых проверок,      
как поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации.   
Недостаточная определённость этого понятия всегда вызывала сложности в          
правоприменительной практике, особенно для бизнеса. Законопроект                
предусматривает источники информации, которые могут дать основания для таких    
внеплановых проверок.                                                           
                                                                                
И последнее, что хотелось бы подчеркнуть, это внедрение механизма оценки        
эффективности деятельности органов контроля, который должен быть утверждён      
Правительством Российской Федерации. Правильно выстроенный показатель оценки    
позволит создать верные ориентиры для контрольных органов, что также будет      
способствовать повышению эффективности и результативности контроля.             
                                                                                
Обращаю ваше внимание на то, что эффективность новелл, предусмотренных          
законом, во многом зависит от качества разработки нормативных актов. Фракция    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию законопроекта и предлагает               
Государственной Думе принять его в первом чтении.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Не выступают.               
Содокладчик? Тоже нет.                                                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,        
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части            
оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)".                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        

Заседание № 165

21.11.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 546226-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 694 по 703 из 4831
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Несколько предложений по      
корректировке проекта порядка работы. Просьба 17, 27 и 28-й вопросы - это       
правительственные законопроекты первого чтения - перенести на 4 декабря. И по   
пункту 44 - это депутатский законопроект, также первое чтение, мы предлагаем    
его перенести тоже на 4 декабря.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенос. Спасибо.                                         
Фрагмент стенограммы:
Строки с 723 по 790 из 4831
Полномочный представитель правительства Александр Юрьевич Синенко также         
предлагает разгрузить повестку.                                                 
                                                                                
Но обращаю ваше внимание, Александр Юрьевич: насколько я помню исходя из        
прежнего опыта работы, обычно правительство настаивало на том, чтобы мы более   
эффективно работали и рассматривали законопроекты, которые длительное время     
находились в комитетах и долго не принимались. Сейчас же у нас намечается       
абсолютно обратная тенденция - уже второе заседание подряд вы предлагаете       
перенести рассмотрение законопроектов на более позднее время. Не получится ли   
у нас так, что повестка декабря, учитывая, что у нас там всего три пленарных    
недели, будет перегружена и снизится качество рассмотрения законопроектов       
именно из-за того, что переносится на декабрь рассмотрение законопроектов       
правительства, тем более в первом чтении? Коллеги, нет ли у вас такой           
озабоченности, учитывая, что мы уже вчера переносили рассмотрение               
законопроектов на 4 декабря и сегодня переносим рассмотрение законопроектов     
первого чтения, а законопроекты первого чтения требуют длительного              
обсуждения? Мы с вами можем просто не успеть рассмотреть их, допустим, 4        
декабря. А насколько я понимаю исходя из вашей логики, из того, что вы вчера    
транслировали, у вас есть желание, чтобы эти законопроекты до конца года были   
приняты. И вы нам оставляете всё меньше времени...                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну понятно, что до 20-го. А как вы понимаете, у нас 20    
декабря завершающий день работы Государственной Думы в этом году.               
                                                                                
Коллеги, мы переносим, идём вам навстречу, но всё-таки, для чистоты             
отношений, может быть, правительство обсудит в рамках комиссии по               
законотворчеству вопрос о том, что такие переносы могут существенно снизить     
качество принимаемых решений? Либо мы не сможем рассмотреть эти законопроекты   
в декабре, и, соответственно, они перейдут на январь, февраль, для нас же       
главное - качество.                                                             
                                                                                
Александр Юрьевич, может быть, вы обоснуете? Мы вчера вас поддержали,           
единодушно причём, даже по тем законопроектам, которые не были внесены          
правительством, но сегодня вы увеличили количество предложений о переносе в     
два раза.                                                                       
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Вячеслав Викторович, всё верно, но дело в том, что часть из       
этих переносов - вынужденные. Данные вопросы включались в проект порядка        
работы неоднократно, мы просто вынуждены просить Государственную Думу           
корректировать повестку исходя именно из загрузки официальных представителей.   
Но мы очень индивидуально подходим к каждому законопроекту, рассматриваем его   
с точки зрения актуальности и будем соответственно ориентировать наших          
официальных представителей: те законопроекты, которые требуют более             
оперативного прохождения, мы, конечно же, не будем просить переносить, будем    
предлагать рассматривать их именно в те сроки, которые определены комитетами.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений, если мы обратим внимание         
правительства на данные вопросы, учитывая, что вызывает опасения, как бы не     
получилось так, что предлагают перенести на 4 декабря, а при этом в планах      
стоит принятие этих важных законов - допустим, 17-й вопрос, проект              
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной    
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных   
и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в   
сфере закупок)" - до конца декабря? Мы действительно можем некачественно        
рассмотреть законопроекты из-за спешки, которая возникнет именно по причине     
того, что один перенос, второй перенос... Вот об этом речь.                     
                                                                                
Тем не менее три законопроекта под пунктами 17, 27 и 28 - это законопроекты     
правительства, поэтому, в общем-то, как субъект права законодательной           
инициативы, определив представителей при рассмотрении, правительство имеет      
право этот вопрос ставить. Может быть, мы тогда обратим внимание, но при этом   
согласимся с тем, что в будущем нежелательно следовать этой логике, если        
запланировано принятие законопроекта до конца года? Вот об этом хочу сказать.   
То есть, если в планах нет принятия законопроекта до конца года, уйдёт на       
январь-февраль, то пожалуйста. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается, что   
касается 17, 27, 28-го вопросов.