Заседание № 186
26.09.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 546103-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3945 по 4669 из 7654
Переходим к рассмотрению 27, 28 и 29-го вопросов. С докладом о проекте федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год" выступает Антон Викторович Дроздов, председатель правления Пенсионного фонда России. ДРОЗДОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я хотел бы представить вам проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год". Бюджет Пенсионного фонда был утверждён законом № 218-ФЗ от 3 декабря 2012 года, в течение 2013 года изменения в него не вносились. Я хотел бы отметить, что при подготовке этого закона и в процессе его исполнения по доходам были сохранены тарифы страховых взносов в размере 22 процентов до предельной величины облагаемой базы и 10 процентов сверх указанной величины для основной группы плательщиков. Кроме того, на одну категорию был расширен перечень плательщиков, которые имеют льготный тариф, - это индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения: для них был установлен тариф на уровне 20 процентов. Доходы бюджета в 2013 году достигли 6,4 триллиона рублей, или 9,5 процента ВВП, что на 102,6 процента больше прогнозируемых в проекте бюджета и на 8,5 процента по сравнению с 2012 годом. Если говорить о страховых взносах на ОПС, то превышение составило 14,3 процента к уровню 2012 года. Межбюджетные трансферты достигли 2,8 триллиона рублей, при этом трансферт на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда составил 942 миллиарда рублей. Расходы бюджета - 6,4 триллиона рублей, или 99,4 процента от утверждённой росписи. При этом я хотел бы отметить, что в течение 2013 года в процессе исполнения бюджета несколько изменились макроэкономические показатели, что, естественно, повлияло на исполнение бюджета Пенсионного фонда. Произошло снижение роста фонда заработной платы, снижение уровня прожиточного минимума пенсионера, ожидаемая инфляция за 2012 год вместо запланированных 7 процентов составила 6,6 процента. В результате с 1 февраля 2013 года мы проиндексировали трудовую пенсию на 6,6 процента, то есть на величину инфляции, фактически достигнутую за 2012 год, а с 1 апреля - на 3,3 процента. Общий уровень индексации пенсий составил 10,1 процента, в итоге трудовая пенсия увеличилась на 9,9 процента по сравнению с прошлым годом в среднегодовом выражении, пенсия по старости - на 9,5 процента, или на 926 рублей, и достигла 10 тысяч 716 рублей, при этом её среднегодовой размер в 1,8 раза больше размера прожиточного минимума пенсионера. С 1 апреля также была проведена индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пенсий на 1,81 процента, при этом средний размер пенсии по ГПО и социальной пенсии увеличился на 9 процентов и составил 6 тысяч 447 рублей, превысив на 10 процентов уровень ПМП. Отдельно было принято решение об увеличении дополнительно на 20 процентов пенсий детям-инвалидам и инвалидам с детства первой группы - их пенсия составила 8 тысяч 704 рубля. На конец 2013 года общий уровень материального обеспечения получателей двух пенсий - это такие категории, как инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, - увеличился почти до 30 тысяч рублей - от 1,3 до 1,8 тысячи рублей. Также с 1 апреля были увеличены ежемесячные денежные выплаты на 5,5 процента в соответствии с уровнем прогнозной инфляции, были увеличены размеры материнского (семейного) капитала и пособия на погребение. Федеральные социальные доплаты были выплачены 2 миллионам 800 тысячам человек, для того чтобы дотянуть их пенсию до прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, при этом средний уровень доплат составил 1 тысячу 400 рублей. На софинансирование социальных программ субъектов было направлено более 1 миллиарда рублей, при этом субсидии были предоставлены 78 субъектам Российской Федерации. Было произведено софинансирование добровольных взносов, которые были внесены в предыдущем году на софинансирование накопительной части пенсий, в сумме 5,9 миллиарда рублей. Общее количество вступивших составило 10 миллионов человек. По накопительной части пенсий общий размер средств, накопленных на 1 января 2014 года, составил почти 2 триллиона 850 миллиардов рублей, при этом около 2 триллионов находится в государственной управляющей компании и Пенсионном фонде и около 1 триллиона - в негосударственных пенсионных фондах. В 2013 году была продолжена выплата накопительной части пенсий. Основная единовременная выплата была произведена подавляющему большинству граждан и составила 16,7 миллиарда рублей на всех, накопительная - 82,6 миллиона и срочная - 11,1 миллиона. Что касается размещения накопительной части пенсий, то общий доход от размещения был приблизительно на уровне инфляции. Уважаемые депутаты, таким образом, все социальные обязательства перед пенсионерами и получателями пособий и иных выплат были выполнены своевременно и в полном объёме. Это подтверждено заключением Счётной палаты, также ею подтверждены полнота и достоверность нашей отчётности. Я просил бы уважаемых депутатов принять проект закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Викторович. По проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013 год" с докладом выступает Андрей Степанович Кигим, председатель Фонда социального страхования Российской Федерации. КИГИМ А. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Фонда социального страхования Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты! Отчитываясь об исполнении бюджета, хотел бы сказать, что фонд исполнил его по доходам за 2013 год в сумме 603,5 миллиарда рублей, или 102 процента к утверждённым показателям, и по расходам в сумме 566 миллиардов, или 93 процента к показателям. Произошло превышение доходов по страхованию от профессиональных заболеваний и в связи с материнством - на 17 миллиардов, по страхованию от несчастных случаев на производстве - на 20,5 миллиарда и за счёт уменьшения межбюджетных трансфертов - на 0,8 миллиарда рублей. Существенной новацией 2013 года является то, что бюджет по страхованию в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности был сбалансирован, это хороший показатель того, что страховая модель вошла в неплохое состояние, и в том числе благодаря поддержке со стороны Минфина в течение нескольких предыдущих лет - при необходимости нам выделялись межбюждетные трансферты на сбалансированность. Что касается публичных нормативных обязательств. По сравнению с 2012 годом расходы на их финансирование возросли на 7 процентов: расходы на пособия по временной нетрудоспособности составили 162 миллиарда рублей, оплачено 314 миллионов дней, или 28 миллионов случаев; по беременности - 82 миллиарда рублей, 161 миллион оплаченных дней, или 1 миллион случаев; на пособия при рождении ребёнка - 18,5 миллиарда, на пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет - 113 миллиардов; на единовременные выплаты женщинам, ставшим на учёт в ранние сроки беременности, - 400 миллионов. По обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве доходы составили 90 миллиардов, или 108 процентов к плану, расходы - 69,5 миллиарда рублей. Единовременные страховые выплаты в этом объёме расходов составили 700 миллионов рублей, ежемесячные выплаты - 44 миллиарда рублей и пособия по временной нетрудоспособности - 2,3 миллиарда рублей. Мы можем сказать, что все обязательства как по первому, так и по второму виду страхования выполнены в полном объёме. При этом нам хотелось бы отметить, что произошло снижение числа несчастных случаев на производстве на 5,6 тысячи и уровня их тяжести с одновременным, к сожалению, увеличением профзаболеваний на 560 случаев. Что касается исполнения государственных функций, на них из федерального бюджета направлялось 82 миллиарда, дополнительно из Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 18 миллиардов. Эти средства, напомню, шли на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе на изготовление протезов. В 2013 году на это было направлено 13 миллиардов рублей, что позволило приобрести около 253 миллионов единиц различных технических средств реабилитации. Что касается оказания государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-культурного лечения и проезда на междугородном транспорте к месту лечения, на эти цели было направлено 2,9 миллиарда рублей, выдано 120 тысяч путёвок тем гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Напомню, что расчёты берутся исходя из данных, которые мы получаем на начало октября из Пенсионного фонда, и математически считается, какая сумма остаётся для покупки путёвок, поэтому всегда существует определённый дисбаланс из-за стоимости одного дня лечения. Кроме того, было выплачено 14 миллионов пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Что касается средств фонда обязательного медицинского страхования, то сумма, выплаченная на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также диспансерного наблюдения ребёнка, составила 17,9 миллиарда рублей, помощь оказана более чем 1 миллиону 800 тысячам женщин. Считаем, что фонд в полном объёме выполнил возложенные на него задачи. Замечания Счётной палаты учитываются в работе. Просим одобрить использование средств и отчёт. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Степанович. По проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год" доклад сделает Наталья Николаевна Стадченко, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. СТАДЧЕНКО Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемые депутаты, что касается исполнения бюджета фонда за 2013 год, он был выполнен с профицитом 52 миллиарда рублей, в основном это произошло за счёт поступления страховых взносов сверх утверждённых объёмов. Доходов было собрано 1 триллион 101 миллиард, что на 4 процента больше утверждённого плана. Расходы бюджета фонда позволили выполнить все обязательства, утверждённые на 2013 год. На реализацию основной задачи по обеспечению финансовыми ресурсами территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы были направлены субвенции в размере 1 триллион 25 миллиардов рублей, или 104 процентов от утверждённого объёма. Сверх плана было направлено 40 миллиардов рублей, полученных за счёт средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Полностью удовлетворены заявки субъектов Российской Федерации на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. Из бюджета фонда на эти цели было направлено 2 миллиарда 200 миллионов рублей, что позволило привлечь на работу в сельскую местность 4 тысячи 400 медицинских работников. Также в полном объёме удовлетворены заявки Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату родовых сертификатов для 1 миллиона 700 тысяч женщин, на это было перечислено 17 миллиардов 900 миллионов рублей. Полнота и достоверность представленных материалов об исполнении бюджета фонда за 2013 год подтверждены отчётом Счётной палаты. Все замечания Счётной палаты по работе в этом году и на планируемый период были учтены. Уважаемые депутаты, прошу принять законопроект об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Николаевна. С содокладом по представленным законопроектам выступает Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В своих докладах председатели фондов подробно доложили о результатах исполнения бюджетов фондов за 2013 год. Доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда в 2013 году достигли 6,4 триллиона рублей, доходы превысили уровень 2012 года на 500 миллиардов рублей, а расходы - более чем на 900 миллиардов рублей. Бюджет Пенсионного фонда по своим размерам составляет практически половину федерального бюджета. В 2013 году фондом выполнены задачи по повышению размера пенсий, профинансированы все публичные нормативные обязательства. На эти цели было направлено 5,9 триллиона рублей, что составило 96,9 процента от общей суммы расходов фонда. В результате осуществления мер, направленных на повышение сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части совершенствования тарифно-бюджетной политики и реформирования института досрочных пенсий (мы принимали соответствующие законодательные акты), планомерно сокращается объём средств федерального бюджета, направляемых на сбалансированность бюджета фонда: в 2010 году доля указанных средств составляла 28,6 процента, в 2012-м - 17,5 процента, в 2013-м - 14,8 процента, то есть тенденция очевидна. Вместе с тем доля финансирования страховой части трудовых пенсий за счёт поступивших страховых взносов в 2013 году снизилась по сравнению с 2012 годом на 1,8 процента, и данное положение дел требует от Пенсионного фонда принятия мер по увеличению собственных доходов и усилению администрирования страховых взносов. Я скажу потом о причинах, которые, на взгляд нашего комитета, приводят к этой ситуации. С учётом тех материалов, которые представила в комитет и на заседание Государственной Думы Счётная палата, комитет считает целесообразным отметить следующие вопросы. Необходимо принять решение об изменении очерёдности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, предусмотренной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". На сегодняшний день обязательства по страховым взносам стоят после удовлетворения требований по коммунальным и эксплуатационным платежам и выплаты осуществляются в четвёртую очередь. Эту ситуацию, с нашей точки зрения, целесообразно менять. Нужно подумать и о внесении в Уголовный кодекс Российской Федерации положения об ответственности страхователей за нарушение законодательства о страховых взносах, равнозначной установленным мерам ответственности за уклонение от уплаты налогов. Об этом комитет говорит не первый раз при обсуждении отчёта, тем не менее ситуация не меняется. Необходимо законодательное уточнение статусов Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Фонды сегодня наделены государственными полномочиями, являются администраторами страховых взносов, но государственными органами не являются. Эта тема звучала с этой трибуны год тому назад, Андрей Михайлович Макаров выступал по этому поводу неоднократно, проблема требует исключительно законодательного решения, тем не менее она никак не решается. Что касается Фонда соцстраха, его доходы составили 603,5 миллиарда рублей и на 13,2 миллиарда превысили утверждённые параметры. По расходам бюджет исполнен в сумме 566,2 миллиарда рублей. В результате мер, принимаемых по обеспечению решения поставленной президентом задачи по ограничению и последовательному снижению размера дефицита бюджета, бюджет фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исполнен в 2013 году с профицитом в размере 17,6 миллиарда рублей. Напомню, утверждён был дефицит в размере 22,8 миллиарда. Обеспеченность расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством собственными доходами составила 103,4 процента. Остатки по данному виду страхования на конец 2013 года сложились в объёме 161 миллиарда рублей. Нужно отметить, что это свидетельствует об отсутствии потребности в трансфертах федерального бюджета на сбалансированность бюджета фонда. В 2013 году фондом исполнены все публичные нормативные обязательства, на финансирование которых из бюджета фонда был направлен 491 миллиард рублей. Вместе с тем - это то, о чём мы говорим не первый, не второй и не пятый год, - в части осуществления фондом государственных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и по обеспечению санаторно-курортного лечения для отдельных категорий граждан положение по сравнению с предыдущими годами не улучшилось и нет тенденции к изменению ситуации в лучшую сторону. Так, вследствие неравномерного выделения средств из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в 2013 году было выполнено 92,8 процента из поступивших 2,4 миллиона заявок от инвалидов, в 2012 году эта цифра была значительно выше - 96,8 процента; в прошлом году было выдано 120 тысяч путёвок, а в 2012 году - 154 тысячи, то есть удовлетворено только 25 процентов заявлений обратившихся граждан. Вот мы каждый год называем цифры, и они всё хуже, хуже и хуже. Комитет неоднократно обращал внимание на данные проблемы, которые требуют принятия совместного решения Минтруда и Минфина, однако до настоящего времени согласованных предложений ни от этих министерств, ни в целом от правительства не поступало. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования исполнен по доходам в сумме 1 триллион 101 миллиард рублей, по расходам - в сумме 1 триллион 49 миллиардов рублей. Нормированный страховой запас в 2013 году составил 74,1 миллиарда рублей, что показывает увеличение по сравнению с 2012 годом в полтора раза. Объём субвенций в бюджеты территориальных фондов превысил утверждённые показатели за счёт перечисления на указанные цели 40 миллиардов рублей из средств нормированного страхового запаса фонда. Финансирование родовых сертификатов осуществлялось в соответствии с заявками Фонда соцстраха. В 2013 году на эти цели направлено, как уже сказал председатель фонда, 17,8 миллиарда рублей. Финансирование единовременных компенсационных выплат в сумме 1 миллиона рублей медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность, осуществлялось тоже в заявительном порядке. Количество заявок сократилось. Что можно сказать - стали меньше рожать и стали меньше переезжать в сельскую местность или есть другие факторы? Как бы то ни было, цифры свидетельствуют об уменьшении соответствующих затрат. Комитет с учётом замечаний Счётной палаты считает целесообразным продолжить работу по совершенствованию законодательства об обязательном медицинском страховании в части уточнения порядка зачисления остатков нормированного страхового запаса, разработки отчётной формы, обеспечивающей достаточную прозрачность движения средств нормированного страхового запаса фонда, и изменения механизма распределения нормированного страхового запаса. Мы также считаем, что необходимо поддержать предложение Счётной палаты об установлении административной ответственности за нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании. Уважаемые коллеги, мы получили замечания от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов и Комитета по охране здоровья. Эти комитеты поддерживают предложение о принятии закона об исполнении бюджетов указанных трёх фондов за 2013 год. Замечаний Правового управления не имеется. Просим поддержать решение комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Переходим к вопросам. Я прошу задающих вопросы обозначать, кому вопрос адресуется. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Антон Викторович, в 2008 году фракция КПРФ выступала против государственной программы софинансирования накопительной пенсии, но тогда это было поручение президента, и всё прошло на ура. Цифры, которые вы назвали, говорят однозначно, что программа провалилась. Если на 10 миллионов человек потрачено 5 миллиардов, то это где-то по 500 рублей на человека, то есть это добавка к пенсии порядка 30 рублей, - не пора ли посмотреть правде в глаза и прекратить тратить трудовые и финансовые ресурсы на эту непродуманную затею? Это первое. И второе. Было поручение Думы Пенсионному фонду продумать вопрос улучшения пенсионного обеспечения северян в рамках новой пенсионной программы. Хочу спросить, сделано ли что-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, прошу по одному вопросу задавать. Пожалуйста, Антон Викторович. ДРОЗДОВ А. В. По поводу программы софинансирования. Вход в эту программу закрыт с 1 октября прошлого года. В перспективе мы предполагаем продолжить её действие для отдельных групп, например для досрочников, которые перешли на корпоративную систему, или для малообеспеченных граждан. Целью программы было всё-таки побудить граждан из своей заработной платы откладывать средства на накопительную часть. Конечно, учитывая, что доходы очень дифференцированные, только 15 процентов граждан из зарегистрированных это сделали, но те, кто сделал, отложили порядка 7 тысяч рублей в год. Так что тенденция в принципе положительная, программа показала, что определённое желание и резервы у граждан для этого есть. Что касается северян, с министерством труда мы этот вопрос проработали, но к компромиссу пока не пришли. Я свяжусь с министерством, и мы отдельно вас проинформируем о тех вариантах, которые имеются в настоящий момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ищенко Антон Анатольевич. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Вопрос председателю Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемая Наталья Николаевна, вот в результате исполнения бюджета фонда обязательного медицинского страхования был выявлен целый ряд недоработок в системе оплаты труда медицинских работников, которые привели к диспропорции в соотношении средних заработных плат по лечебным учреждениям, а также между различными категориями медицинских работников. Индикативные показатели были достигнуты за счёт увеличения нагрузки на медицинских работников. Мы все с вами прекрасно понимаем, что в обычной больнице в глубинке врачи получают заработную плату, работая на двух-трёх ставках, соответственно, именно этот показатель влияет на среднюю заработную плату по регионам. Планируется ли возврат к единой тарифной сетке по оплате труда и введение определённого соотношения между оплатой труда руководителей медицинских учреждений и средней оплатой труда младших... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Наталья Николаевна. СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. Министерство здравоохранения Российской Федерации как раз закончило серьёзную работу над положением об оплате труда, где предусматривается, что, во-первых, основной оклад должен быть не менее 70 процентов от общего дохода, а во-вторых, должно быть нормирование заработной платы главных врачей от средней заработной платы прочих врачей учреждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарасенко Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос председателю правления Пенсионного фонда. Уважаемый Антон Викторович, в последнее время средства массовой информации всё чаще сообщают о дискуссии, якобы активно идущей в правительстве, об исключении в полном объёме из выплат работающим пенсионерам фиксированного базового размера трудовой пенсии. Завершилась ли эта дискуссия и какова официальная позиция правительства по этому вопросу? ДРОЗДОВ А. В. Проект бюджета на 2015-2017 годы в настоящее время уже подготовлен, со всеми согласован и находится в правительстве, до 1 октября вы его получите. В проекте бюджета не предполагается снятие этой фиксированной выплаты с работающих пенсионеров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бурков Александр Леонидович. БУРКОВ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Антон Викторович, я родился в 67-м году - для родившихся начиная именно с этого года была введена накопительная часть пенсионных взносов, - и, наверное, не за горами то время, когда я приду к вам и спрошу: где же мои деньги, где же моя накопительная часть пенсии? Эксперты, в отличие от вас, уверяют, что от размещения этих средств мы получаем отрицательную доходность. Меня интересует ваша оценка необходимости сохранения накопительной части пенсионных взносов, а также что нас ждёт в 2015 году. ДРОЗДОВ А. В. В 2015 году средства по-прежнему будут направляться в полном объёме на солидарную часть пенсионной системы. При этом средства, которые по выбору граждан должны перейти из государственных управляющих компаний, то есть средства "молчунов", выбравших активное размещение, будут переданы тем НПФам, которые вошли в систему страхования вкладов. Планируется, что в этом году Центральный банк завершит анализ и допустит перевод средств в системы НПФов, и, соответственно, они начнут работать. В 2016-2017 годах можно будет воспользоваться правом выбора в отношении тарифа 6 процентов, который принят в законе и будет введён с 1 января следующего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравец Александр Алексеевич. КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ. Вопрос председателю Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемая Наталья Николаевна, можно было бы порадоваться, что бюджет фонда за 2013 год исполнен с профицитом, но у меня возник вопрос, на который, надеюсь, вы сможете ответить. Не исполнены бюджетные назначения на 84 миллиарда рублей, в том числе по реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, в частности мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров на 52,7 миллиарда рублей, то есть ровно на столько, сколько практически составил профицит, - почему? Тем более, что сейчас тема демографии, тема защиты материнства и детства на устах у наших высших политиков. СТАДЧЕНКО Н. Н. Распоряжение правительства о распределении субсидий на реализацию программ модернизации в части строительства перинатальных центров вышло в октябре 2013 года. Только после этого можно было вносить изменения в законодательство, в 326-й закон "Об обязательном медицинском страховании..." в части строительства перинатальных центров, что и было сделано в декабре 2013 года. Неотъемлемым условием подписания соглашений о реализации программ было предусмотрение средств в бюджетах субъектов Российской Федерации, а также выделение земельных участков на строительство перинатальных центров. На сегодняшний день в соответствии с графиками финансирования все субъекты получили деньги на строительство перинатальных центров. Всего на эту программу выделено 75 миллиардов рублей: 52 миллиарда - это средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 23 миллиарда - субъектовые средства. Строительство перинатальных центров идёт в соответствии с графиком. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сикорский Анатолий Сергеевич. СИКОРСКИЙ А. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к председателю Фонда социального страхования. Андрей Степанович, из года в год в бюджете остаются средства на санаторно-курортное лечение граждан, при этом несколько тысяч человек, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, не получают его надлежащим образом. Помимо этого меня, как представителя Краснодарского края, волнует и вопрос развития курортов. Если из года в год остаётся проблема обеспечения санаторно-курортным лечением из-за неравномерного поступления средств: весной и зимой ещё рано, а осенью уже поздно, - не следует ли изменить порядок финансирования, не связывая его с окончанием финансового года, как обычно делается? По состоянию на 2012 год эта цифра составляла всего 160 миллионов рублей, а в 2013-м - 321,5 миллиона, то есть возросла в два раза. Ну это просто уму непостижимо! КИГИМ А. С. Спасибо за вопрос. Мы, безусловно, до Минфина эту позицию доведём. Такие остатки у нас существуют по ТСР и по санкуру из-за того, что мы часть средств получаем в декабре. У нас были предложения о том, чтобы перенести с октября на июль срок выверки нуждающихся в санаторно-курортном лечении, поэтому здесь, наверное, мы дадим ответ позже. Но это, так сказать, нормативная вещь, а что касается подхода в принципе, то мы готовы с Минфином проработать вопрос о том, можно ли такие обязательства считать трёхлетними, чтобы были трёхлетние контракты, потому что у нас по санаториям, естественно, они могут быть трёхлетние, а в отношении инвалидов каждый раз должны быть специализированные... Если вы не возражаете, мы в отчёте при составлении плана на 2015 год дадим более подробный ответ по результатам обсуждения с Минфином. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Трапезников Валерий Владимирович. ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к председателю Фонда социального страхования. Андрей Степанович, в СМИ проходит информация о разработке проекта "Электронный листок нетрудоспособности", как вы можете прокомментировать этот проект? КИГИМ А. С. Спасибо большое за вопрос. Во-первых, вы знаете, что в целом правительство уделяет большое внимание системе электронного взаимодействия между ведомствами, в связи с этим за счёт того, что ряд услуг у нас могли бы оказываться в электронном виде, мы стараемся посмотреть, где гражданам было бы удобнее эти услуги получать. Первоначально задача состояла в том, чтобы выплаты беременным производились по такому стандарту, но после разговора с Минздравом мы сейчас обсуждаем вопрос о том, чтобы сделать документооборот между лечебными учреждениями и фондом в целом электронным. По нашим оценкам, это может помочь серьёзно сэкономить время гражданам и освободить время врачей. После того как мы это доложим на правительственной комиссии, мы более подробно скажем, как правительство относится к возможности внедрения этого предложения. Для нас, как для фонда, если не считать преференций, которые будут у граждан, эта экономия связана с тем, что на сегодняшний день около тысячи человек у нас занимаются проверками бумажных листков нетрудоспособности, а если мы переведём в электронный вид, то эти люди смогут заниматься другой работой по оказанию социальных услуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Петухова Наталья Рэмовна. ПЕТУХОВА Н. Р. У меня вопрос к председателю Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Наталья Николаевна, в 2013 году был осуществлён преимущественный переход на одноканальную систему финансирования оказания медицинской помощи. Вот интересно ваше мнение, скажите, пожалуйста, насколько оправданно построение такой одноканальной системы финансирования? Кто-нибудь оценивал эффективность создания такой системы? И не приведёт ли это к тому, что политика здравоохранения будет в большей степени сосредоточена не на оказании медицинской помощи, а на распределении денег, как, собственно говоря, это сейчас уже и начинает происходить? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. По сложившейся в субъектах Российской Федерации практике, до 2013 года финансирование в рамках базовой программы по сравнению с утверждённым подушевым нормативом в программе государственных гарантий в разных субъектах производилось по-разному - разница между профицитом и дефицитом составляла более 30 процентов, соответственно, доступность и качество медицинской помощи в разных субъектах отличались, и в связи с этим возникало много проблем. С 2013 года в соответствии с переходом на одноканальное финансирование программы государственных гарантий в субъектах Российской Федерации в рамках базовой программы финансируются единообразно, в соответствии с подушевым нормативом в 5 тысяч 942 рубля 50 копеек на одного застрахованного в каждом субъекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лазарев Константин Александрович. ЛАЗАРЕВ К. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к Антону Викторовичу Дроздову. Антон Викторович, вот из данных Счётной палаты следует, что из тридцати четырёх управляющих компаний только шестнадцать достигли по итогам года результатов, которые превышают инфляцию. Восемнадцать этого результата не достигли, то есть управление пенсионными накоплениями, основанное на предпринимательском риске, подразумевает возможность наступления банкротства этих управляющих компаний. Что планирует правительство делать с такими частными управляющими компаниями в случае наступления их банкротства? ДРОЗДОВ А. В. В этом случае все их активы переходят в Пенсионный фонд, и Пенсионный фонд передаёт эти средства в другие управляющие компании, в первую очередь во Внешэкономбанк, а с 1 января следующего года вступает в действие система гарантирования пенсионных накоплений, которая позволяет возмещать гражданам номинал как минимум, в случае если эти суммы невозможно взыскать. Кроме того, хотел сказать, что достаточно серьёзно ужесточены требования к этим компаниям со стороны регулятора, Центрального банка, а также требования к депозитариям. Мы надеемся, что это также сыграет свою роль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Свергунова Маргарита Николаевна. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к председателю правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважаемый Антон Викторович, на сегодняшний день, согласно отчётным данным, получателей трудовых пенсий - 37 миллионов 700 тысяч человек, получателей социальных пенсий - 2 миллиона 950 тысяч человек. Скажите, пожалуйста, а просчитывалось ли, как будет меняться это соотношение в связи с новой пенсионной системой - исчисление пенсий по баллам и требования к стажу? ДРОЗДОВ А. В. У нас ещё в этой категории социальных пенсионеров есть получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению, то есть те, кто получает государственную пенсию. Мы считаем, что, во-первых, при обсуждении закона в прошлом году был установлен достаточно серьёзный переходный период, который позволит людям адаптироваться к новым срокам. Я так понимаю, что вы говорите о минимальном стаже, который необходим для назначения пенсии, о том, что он увеличивается с пяти до пятнадцати лет. Это делается постепенно, граждане об этом знают, и поэтому мы надеемся, что люди заранее изменят своё поведение. Мы делали такие расчёты, ситуация на рынке труда у нас достаточно благоприятная, и мы считаем, что их число увеличится незначительно. Кроме того, мы надеемся, что эти меры будут синхронизированы с мерами на рынке труда и рабочих мест у нас будет достаточно, для того чтобы эти люди могли найти себе работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, два вопроса осталось. Дорофеев Сергей Борисович. ДОРОФЕЕВ С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Наталье Николаевне Стадченко. Уважаемая Наталья Николаевна, вы в своём докладе сказали, что в 2013 году в рамках программы "Земский доктор" для работы в учреждениях в сельской местности было привлечено 4 тысячи 400 врачей. Какова здесь динамика по сравнению с 2012 годом? Сколько молодых, недавно окончивших интернатуру специалистов и опытных врачей со стажем переехали в сёла? Каковы перспективы на 2015 год - мы сохраним эту программу и в каком объёме? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. Я хотела бы сказать, что в бюджете 2012 года были предусмотрены средства на единовременные компенсационные выплаты. За два года, 2011-й и 2012-й, их получили 7 тысяч 800 человек, а в 2013-м - 4 тысячи 400 человек, что больше, чем в предыдущем году. Отчёт о реализации данной программы показал, что компенсационные выплаты осуществлялись работникам в возрасте до тридцати пяти лет без учёта их стажа. На 2015 год в проекте бюджета, который одобрен правительством и 1 октября будет внесён в Думу, планируется привлечь 6 тысяч 400 человек и увеличить возрастную категорию граждан до сорока пяти лет, на это выделено 3 миллиарда 200 миллионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Последний вопрос. Кузьмина Алла Владимировна. КУЗЬМИНА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Андрею Степановичу. Андрей Степанович, сегодня при обсуждении итогов исполнения бюджета неоднократно говорилось о выполнении социальных обязательств, но у меня всё-таки остался вопрос. Почему мы не можем расходовать бюджетные средства, которые сегодня так необходимы гражданам, нуждающимся в социальной помощи, прежде всего средства, которые выделены на реабилитацию инвалидов, а также на санаторно-курортное лечение? В чём основная причина? Не только же в несогласованности ведомств, которые в своё время не могли найти точки соприкосновения? КИГИМ А. С. Спасибо большое за вопрос, Алла Владимировна. У нас есть средства на санаторно-курортное лечение, есть средства на технические средства реабилитации, технология получения этих средств разная. По ТСР мы получаем средства в начале года, и, как правило, 60 процентов заявок удовлетворяются. Эта ситуация каждый раз обсуждается с Министерством финансов, и в сентябре-октябре мы получаем дополнительный транш порядка 4-5 миллиардов. Поскольку эти деньги приходят позже, то по ним существует переходящий остаток, но нарушения прав инвалидов не происходит: ортопедических предприятий знают, что мы проплатим всё, и заранее эту услугу оказывают. Да, такая задержка существует, и Министерство финансов совместно с нами и в первую очередь с Минтрудом в соответствии с государственной программой, где головным является Минтруд, проводит выверку обязательств, у нас ведётся реестр. Самый сложный момент - это проведение конкурсов, потому что мы хотим добиться снижения цены по одному-единственному виду товаров, по памперсам. Что касается остальных изделий, там более технологически отлаженная цепочка, и такой остаток не означает нарушений прав, просто средства поступают позже. Что касается санкура, здесь несколько другая технология. Мы получаем выверку на 1 октября, поскольку данные поступают из Пенсионного фонда, который всё делает идеально, отлично, у нас никаких нареканий к полученным сведениям, к документообороту нет. Но, к сожалению, по двум нормативным документам тоже существует разница. Вот Николай Николаевич Гончар приводил цифры: в прошлом году было 125 тысяч, а в этом году - 120 тысяч. Это связано не с тем, что мы меньше стали платить, а с тем, что сама модель основана на желании некоторых людей получать деньги наличными (это примерно 1 тысяча рублей в год), в то время как другая часть граждан записывается на санаторное лечение, что составляет 16 тысяч рублей. И если в первый момент после введения этой нормы баланс позволял оказывать большее количество услуг, то сейчас люди предпочитают санаторно-курортное лечение, оценивая его по стоимости. Из-за этого снижается норма выданных путёвок, поскольку мы покупаем их на остаток в полном объёме, но, так же как по ТСР, мы получаем средства чуть позже, в декабре, и по правилам мы должны провести торги, а это тоже означает задержку. Но по нашему законодательству фонд имеет право переходящие остатки продавать в следующем году, у нас Минфин их не конфискует, поэтому здесь тоже замечаний нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, выступления будут после перерыва.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4702 по 5108 из 7654
Продолжаем рассмотрение 27, 28, и 29-го вопросов. Выступают представители фракций. Фракция КПРФ. Вера Анатольевна Ганзя. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, общая проблема для всех фондов - это выпадающие доходы. Связаны они, безусловно, с пониженными тарифами страховых взносов, поэтому и объёмы межбюджетных трансфертов на компенсацию этих выпадающих доходов ФОМСу, Фонду социального страхования и Пенсионному фонду, конечно, увеличиваются. Например, в Пенсионном фонде выпадающие доходы достигли 330 миллиардов рублей, а в 2012 году, кстати, было 304 миллиарда - только на 26 миллиардов произошло увеличение. И эти пониженные тарифы по-прежнему сохраняются. Поэтому мы считаем, что имеет смысл всё-таки посмотреть, насколько оправданны льготные ставки для ряда предприятий, и посмотреть на перечень льготников - может быть, там можно найти недостающие доходы. Объём задолженности по уплате в бюджет Пенсионного фонда страховых взносов по итогам года составил 132 миллиарда рублей. По данным Счётной палаты Российской Федерации, по сравнению с 2012 годом задолженность увеличилась на 27 процентов, но ответственность страхователей за нарушение законодательства о страховых взносах, к сожалению, не предусмотрена, об этом уже говорил Николай Николаевич, и вопрос остаётся открытым. Нужно эту ситуацию решать как можно скорее. По пенсионным накоплениям. В 2013 году более 1,5 триллиона рублей было передано в доверительное управление управляющим компаниям с целью инвестирования, однако более 99 процентов этой суммы были перенаправлены в государственные управляющие компании. Доходы, полученные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, составили порядка 114,5 миллиарда рублей, из них 111,9 миллиарда рублей получены государственными управляющими компаниями. Вместе с тем в результате инвестирования пенсионных средств управляющие компании, например, такие как Трастовая инвестиционная финансовая компания, "АК БАРС КАПИТАЛ", понесли убытки. Эти убытки не так велики, но тем не менее ощутимы. Уже говорили здесь, что только шестнадцать управляющих компаний по результатам года обеспечили доходность, а доход остальных, к сожалению, даже ниже уровня инфляции. Средняя доходность инвестирования средств пенсионных накоплений в негосударственных фондах по итогам 2013 года составила порядка 7,5 процента, при этом в 2013 году аннулированы лицензии у семи фондов, средства пенсионных накоплений возвратили в Пенсионный фонд только четыре фонда: это "Объединённые регионы", "Железнодорожный", "Генеральный Пенсионный Фонд" и "ПОРТ-ГАРАНТ". Поэтому предложение такое: законодательно установить ответственность, причём очень жёсткую ответственность, за сохранность пенсионных накоплений при их инвестировании и обеспечение доходности от их инвестирования с учётом инфляционных потерь. Теперь о Фонде социального страхования. Бюджет этого фонда исполнен с профицитом, однако здесь уже говорили о том, что есть проблемы, например, с обеспечением инвалидов путёвками в санатории (многие проблемы были уже названы, повторять не имеет смысла), поэтому хотелось бы сказать, что необходимо повысить качество прогнозирования потребностей этого фонда в бюджетных трансфертах, чтобы учесть их при формировании бюджета на 2015-2017 годы, чтобы не получилось так, что на конец года останутся средства из федерального бюджета. В процессе исполнения бюджета фонда было внесено девяносто одно изменение в сводную бюджетную роспись расходов на сумму 23 миллиарда рублей - последняя корректировка была проведена 12 декабря 2013 года, - но даже все эти многочисленные корректировки, к сожалению, не помогли: сорок одна статья расходов осталась неисполненной, из них по шести статьям исполнение было меньше чем на 50 процентов, а вообще неисполненных назначений - 53 миллиарда рублей. Всё это говорит о низком качестве исполнения бюджета фонда, планирования и управления средствами федерального бюджета, в том числе Минфином. Есть ещё одна важнейшая проблема - это неравномерное в течение года выделение фонду средств федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов. Вот межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами увеличены на сумму 4,7 миллиарда рублей, о чём сегодня здесь уже говорили, но из них остались неосвоенными примерно 1,2 миллиарда рублей. Почему это получилось? Потому что средства из федерального бюджета были выделены в декабре 2013 года, то есть в конце года их нужно было немедленно освоить, а этого просто не успевают сделать, и в результате их возвращают. Поскольку очередь большая (я занималась этим вопросом, работала с обществом инвалидов, и действительно очередь достаточно серьёзная), люди долго ждут, возникает закономерный вопрос: когда обеспечение техсредствами до них дойдёт, когда всё это будет? Кроме того, межбюджетные трансферты на санаторно-курортное лечение уменьшились на 646 миллионов рублей, поэтому люди получили на 34 тысячи путёвок меньше - конечно, надо обратить внимание на этот вопрос, - при этом остаток неиспользованных средств составил 320 миллионов рублей, и причина ведь в том же самом - поздно выделяются средства. В декабре средства выделены были в размере 299 миллионов рублей - как их осваивать? Это невозможно, не успевают, а ложка дорога, как говорится, к обеду. Как отмечает Счётная палата, своевременное использование неосвоенных средств позволило бы дополнительно обеспечить в 2013 году санаторно-курортным лечением 16,5 тысячи граждан. Поэтому, уважаемые коллеги, необходимо, безусловно, совершенствовать администрирование средств негосударственных фондов и установить ответственность за невыполнение обязательств по пополнению этих фондов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов, фракция ЛДПР. КАТАСОНОВ С. М. Добрый день, уважаемые коллеги, ещё раз! Наверное, не случайно мы одновременно рассматриваем и отчёт об исполнении бюджета, и отчёты об исполнении бюджетов фондов. Дело в том, что, если внимательно проанализировать бюджеты, чего мы, к сожалению, не делаем... Андрей Михайлович сегодня отметил, что очень мало людей у нас сегодня в зале, и ещё меньше людей, которые читают все эти документы, но я думаю, что причина-то как раз в том, что мы позволили так обращаться с парламентом. И я не удивлюсь, если у нас и при рассмотрении бюджета на 2015 года будет такая же явка, потому что де-факто, о чём сказал сегодня председатель комитета, никакого влияния у парламента на бюджет практически нет. И вот эти фонды... Я даже не стал брать справку с цифрами, потому что считаю, что это совершенно бессмысленная задача - комментировать соблюдение кассовой дисциплины, анализировать доходы, расходы, останавливаться на тех незавершёнках, которые они не выполняют. Для нашей экономики это практически один бюджет, и, конечно, нужно это рассматривать всё вместе. Очень жаль, что сегодня министр финансов не дослушал... Александр Юрьевич, вы хоть тогда останьтесь, может быть, передадите министру финансов, что те проблемы, которые у фондов существуют, они с бюджетом связаны напрямую. Если о Пенсионном фонде говорить, то 44 процента - трансферт из бюджета федерального, фактически для нас это налоги. И когда мы говорим о том, как соблюдается кассовая дисциплина при исполнении бюджета любого из этих фондов... Задачи надо ставить другие, надо анализировать, насколько качественно оказываются услуги за эти средства. Если мы с вами, уважаемые коллеги, уменьшим средства фонда ОМС в два раза, тексты выступлений, которые мы здесь услышим, будут абсолютно идентичными, потому что анализируют цифры, сколько получили и сколько истратили, но совершенно дистанцируются от того, что происходит у нас в регионах, что там стоит за этими цифрами. Ну, Пенсионный фонд, понятно, ставил задачу добиться определённых показателей: страховая часть - более 10 тысяч, социальная пенсия - более 6 тысяч, но вы посмотрите, у нас получается, что за счёт роста заработной платы увеличиваются поступления в Пенсионный фонд, а доля страховой части фактически уменьшилась. Это о чём говорит? О том, что идёт опережающий рост... Почему такие мысли приходят в голову господину Силуанову, что нам нужно увеличить страховые взносы для индивидуальных предпринимателей? Что же вы, представители Пенсионного фонда, ему не скажете: "Друг вы наш дорогой, может, нам количество работающих увеличить, а не взносы увеличивать?" Вот сегодня Владимир Николаевич говорил о 25 миллионах высокоэффективных рабочих мест, а у нас получается, что бухгалтеры только всё сводят, считают и видят одни цифры, проценты, Пенсионный фонд ставит задачу освоить то, что ему нарезали, и все остальные фонды тоже, а Улюкаев всё время изображает такого битого человека - он всё время что-то предлагает, но ничего у него не получается! Может быть, сегодня впервые все фракции единодушно выступают и говорят о том, что у нас сейчас практически критическая ситуация. И действительно, о 2013 годе мы будем вспоминать как о годе, когда у нас цена на нефть была более 100 долларов, я думаю, дальше будет снижение. Меня поражают ответы министра финансов на вопросы о том, что же будет, если цена на нефть будет 91 доллар за баррель. Оказывается, у нас просто вырастут ненефтегазовые доходы на триллион, вот они просто так вырастут! И мы все сидим и вот это "просто", скажем так, проглатываем! Я считаю, что это неуважение к парламенту! Я не знаю, что нам осталось? Осталось только использовать закон "О парламентском контроле" и призывать к ответственности тех чиновников, которые врут депутатам, - иначе каким образом на них можно повлиять?! Ну а если говорить о предложениях бюджетного комитета, Счётной палаты по Пенсионному фонду, действительно, я думаю, что разумно для представления отчётности по уплате страховых взносов минимальное количество работающих снизить с 50 до 25, только надо определить механизмы рассрочки и отсрочки, чтобы попытаться сохранить тех, кто ещё хочет платить, потому что в наших условиях они просто бросают это всё. Конечно, необходимо уравнять ответственность. Ещё раз говорю, это налоги. Когда предприятие составляет свой финансовый план, определяет структуру затрат, оно не делит их на взносы и на налоги, у них в одной строке идут и подоходный налог, и страховые взносы. Поэтому ответственность должна быть одинаковой, в том числе и уголовная ответственность. Что касается тех взносов, которые мы не собрали, тех 150 миллиардов. Я считаю, что ни в коем случае не нужно, как в прошлом году, говорить о передаче этих функций в налоговую инспекцию, потому что они якобы лучше собирают. Это абсолютная утопия! Все наши налоговые инспекторы потихонечку перебазировались в Пенсионный фонд, и, если мы туда передадим эти функции, они там так и осядут и налоговые инспекции вынуждены будут дополнительно принимать людей. И проблема здесь не в качестве работы Пенсионного фонда - надо сказать, что Счётная палата, наоборот, отмечает повышение уровня контрольных проверок, - а именно в бедственном положении бизнеса, который сегодня не может потянуть те взносы, которые для него определены. По Фонду социального страхования всё понятно - в два раза снизилось финансирование на путёвки, миллиард неосвоенных средств по инвалидам. А вот что касается здравоохранения, о чём я начал говорить, конечно, полное безобразие на территориях, мы полностью уничтожаем сельское здравоохранение! Ещё раз говорю, можно отчитываться, что на 99 процентов освоены средства... Я вообще не пойму, о каких ФАПах, фельдшерских пунктах, которые мы недооткрыли, говорят, вот цифры называют: 2 тысячи, 1 тысяча 700, полторы тысячи фельдшерских пунктов... Да мы не только не открываем, мы закрываем! И что, вы не знаете, что ли, об этом?! Я считаю, это позор, когда депутатам приносят отчёты с цифрами, которые вообще диаметрально противоположны тому, что есть в действительности! И нужно вводить персональную ответственность губернаторов за те "дорожные карты", которые они принимают, и спрашивать с них, и решать вопрос об их назначении исходя из того, как выполняются показатели, а не цифры. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Исаев Андрей Константинович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В целом оценивая исполнение бюджетов внебюджетных социальных фондов за 2013 год, мы должны констатировать и ещё раз спокойно сказать нашим гражданам, что все социальные обязательства выполняются в полном объёме, индексация всех основных социальных выплат и пенсий осуществлялась и будет осуществляться, социальная политика продолжает оставаться приоритетом нашего государства, фонды работают нормально, все поставленные парламентом условия в основном соблюдаются. При этом с этой трибуны уже много раз говорилось о том, что есть некоторые вопросы, на которые следует обратить внимание. Хочу поспорить с предыдущим оратором, который говорил здесь о непомерной налоговой нагрузке на наших предпринимателей и о непомерных взносах. Вот 2013 год в этом отношении показателен: это был первый год, когда работодатели начали платить за "вредников", то есть за людей, которые уходят на пенсию досрочно из-за вредных и опасных условий труда, соответствующие взносы, и это был год, когда малые предприниматели, использующие фиксированный размер взноса, платили его, исходя из двукратного минимального размера оплаты труда, однако при этом не только не упали сборы (они естественным образом выросли), но и был перевыполнен план по сравнению с прогнозными показателями на 143 миллиарда рублей. Это означает, что на самом деле идущие в этом зале разговоры о том, что стоит нам начать брать взносы в полном объёме или повысить их, это немедленно приведёт к тому, что все уйдут в тень и мы получим меньше, не подтверждаются реальной практикой. Да, безусловно, завышать размеры взносов мы не можем, но мы должны прекрасно понимать, что, если мы не хотим обрушить пенсионную систему, максимальное количество работодателей должно платить полноценные взносы, в полном объёме, установленном на уровне 26 процентов, без каких-либо исключений, нарушающих принципы социальной справедливости и страховые принципы. На мой взгляд, исполнение бюджета 2013 года наглядно об этом говорит, наглядно это демонстрирует. Именно в 2013 году, уважаемые коллеги, в полном объёме обозначились проблемы с накопительной частью пенсий. Здесь уже говорилось о многократных нарушениях, которые были выявлены в деятельности негосударственных пенсионных фондов. Именно этим руководствовались мы, принимая решение о проведении стагнации негосударственных пенсионных фондов. В этом году, коллеги, нам предстоит принять принципиально важное решение. Мы все здесь, в этом зале, понимаем, что рано или поздно накопительная часть будет выведена из обязательного элемента в добровольный. Мы должны определиться, продолжаем мы рубить кошке хвост частями или принимаем осознанное решение о том, что с определённого периода времени такой переход осуществляется и взносы в полном объёме идут в солидарную (распределительную) страховую часть. Чрезвычайно важный момент, о котором хотелось бы сказать, - это сам размер взносов. На сегодняшний день у нас значительное количество работодателей продолжает платить заработную плату ниже прожиточного минимума человека. Мы сами ввели для пенсионной системы норму о 30 баллах, необходимых для получения страховой пенсии по старости, трудовой пенсии, так вот этот наш входной билет, скажем так, не будет оплачен даже при нормальной работе, даже при обозначенном нами стаже, если взносы уплачиваются с заниженной легальной, белой заработной платы. На мой взгляд, назревает вопрос о введении минимального страхового взноса, ниже которого не имеет права платить ни один работодатель. Ещё очень важный момент, на который также хотел бы обратить внимание. 2013 год показал, на мой взгляд, идеальную работу фондов по социальным программам. Мы все знаем, что это за социальные программы, - это работа с домами престарелых, это работа с одиноко проживающими пенсионерами (газификация домов, оказание им другой помощи). Мы это хорошо знаем, потому что практически каждый депутат работает по этим программам. Каждый раз, когда возникают финансовые трудности в государстве, финансово-экономический блок поднимает топор для того, чтобы отсечь эти программы. Так вот, я считаю, что, извлекая уроки из опыта 2013 года, мы должны жёстко настаивать на том, чтобы эти программы были сохранены в бюджете Пенсионного фонда на предстоящий 2015 года и проиндексированы, по крайней мере, на уровне инфляции. Что касается Фонда социального страхования, здесь уже были сказаны совершенно правильные и справедливые слова о двух реально существующих проблемах: это проблема санаторно-курортного лечения и проблема с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации. Проблема с санкуром на самом деле выглядит достаточно сложно, коллеги, потому что мы фактически нарушаем конституционные права граждан, обращаю ваше внимание: в 2009 году путёвки получили 62 процента обратившихся, в 2010-м - 42 процента, в 2012 году - 36 процентов, в 2013 году - 25 процентов, то есть идёт неуклонное снижение из года в год. Получается, мы дали человеку право выбрать: либо ты берёшь деньги, либо получаешь путёвку, но тем, кто выбрал деньги, мы их отдаём с первого дня, а у тех, кто выбрал путёвку, ситуация с санкуром ухудшается ежегодно. Это нарушение конституционных прав граждан, нарушение их права на равенство в получении социальных услуг. В связи с этим в данном случае мы должны поддержать Фонд социального страхования и настаивать на увеличении трансферта, который обеспечил бы полноправное санаторно-курортное лечение граждан, - раз вы сохранили это право выбора, оно должно быть гарантировано. Что касается технических средств реабилитации, здесь правильно говорилось о том, что нам, видимо, предстоит провести большую работу, чтобы предоставить фонду право планировать средства на трёхлетний период, для того чтобы и люди понимали ситуацию, и фонд знал объём средств, которым он будет располагать для решения данных проблем людей. Я хотел бы обратиться с ещё одной просьбой - с просьбой вернуть такое техническое средство реабилитации, как автомобили, в первую очередь для инвалидов, которые потеряли возможность двигаться, хотя бы для тех, кто стал инвалидом в результате военных конфликтов. У нас есть такие инвалиды, к сожалению, многие из них молодые люди, люди, имеющие чрезвычайные заслуги перед нашей страной, и, конечно же, для них наличие транспортного средства - это возможность продолжать полноценно жить и самореализовываться в обществе. Вот поэтому я предлагаю задуматься над этой проблемой. Коллеги, наступает сложный финансовый период. Я думаю, что до сих пор нам удавалось справляться со всеми трудностями, потому что мы не позволяли сэкономить на социальной сфере и на социальных обязательствах перед нашими гражданами. Я обращаюсь ко всем фракциям: давайте будем солидарны и продолжим это и впредь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Последний выступающий по этим законопроектам - Наталья Рэмовна Петухова. ПЕТУХОВА Н. Р. Уважаемые коллеги, давая оценку исполнению бюджетов внебюджетных фондов за 2013 год, следует отметить, что отчёт - это уже свершившийся факт, все документы оформлены в соответствии с Бюджетным кодексом, все цифры выстроены правильно, и поэтому хотелось бы проанализировать эти бюджеты исходя из тех тенденций социальной и финансовой политики, которые отражены в них. Для Пенсионного фонда 2013 год примечателен тем, что в этом году на выплату накопительной части пенсий ещё зачислялись 6 процентов от страховых взносов, - уже в следующем, 2014 году, все страховые взносы переводятся на выплату страховых пенсий, поэтому понятно, что ситуация с дефицитом бюджета Пенсионного фонда в 2013 году была достаточно острой. В этом году трудовые пенсии были обеспечены страховыми взносами на выплату страховой части пенсий немногим более чем на 60 процентов, дефицит по этим средствам составил около 2 триллионов рублей, при этом на накопительную часть пенсий было перечислено 502 миллиарда рублей, то есть, отказавшись от накоплений, можно было бы сократить дефицит бюджета более чем на 25 процентов или сократить на 50 процентов субсидии федерального бюджета на обеспечение финансовой сбалансированности Пенсионного фонда. Надо сказать, что 502 миллиарда рублей - это довольно большая сумма, это большая часть той суммы, которую федеральный бюджет перечислил Пенсионному фонду в виде субсидий на валоризацию пенсий (порядка 600 миллиардов рублей). Таким образом, отчёт об исполнении бюджета Пенсионного фонда за 2013 год убедительно подтверждает тот факт, что окончательный отказ от накопительной компоненты если не решит вот эту серьёзную проблему дефицита Пенсионного фонда, то, во всяком случае, существенно её ослабит. Особенность бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году заключалась в том, что в этом году в нём впервые были отражены в наиболее полном объёме некоторые принципиальные положения государственной политики в области здравоохранения. Главным вектором этой политики является создание полностью страхового механизма финансирования оказания медицинской помощи, и именно поэтому в 2013 году был осуществлён переход преимущественно на одноканальную систему финансирования оказания медицинской помощи. Что значит одноканальная система финансирования? Буквально это означает, что все средства из всех источников финансирования оказания медицинской помощи всех видов собираются в одном месте - в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, далее эти средства в виде субвенций направляются в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования всех субъектов Российской Федерации, в каждом из которых реализуется своя территориальная программа обязательного медицинского страхования. При этом некоторая часть денег проделывает довольно сложный путь. Например, в федеральный фонд перечисляются страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения - эти средства идут из бюджетов субъектов Федерации, а затем в составе субвенций распределяются между этими субъектами, при этом в целях обеспечения более или менее справедливого распределения средств применяется очень сложная, заформализованная система стандартов, нормативов, различных методик, методических указаний и так далее, и так далее. Одновременно с этим решается очень сложная задача исполнения президентских указов по повышению заработной платы медицинским работникам, и в целях реализации этой задачи осуществляется идея, так сказать, совершенствования организационной структуры здравоохранения, закрываются нерентабельные поликлиники, больницы, маленькие больнички в отдалённых местностях, фельдшерские пункты, а заодно повсеместно легализуются платные медицинские услуги и населению внушается мысль о том, что оно непременно должно участвовать в софинансировании медицинской помощи. Здесь же, в этой сложной финансовой конструкции, продолжают существовать и страховые медицинские компании - это сугубо коммерческие организации, через которые проходят все средства здравоохранения перед тем, как попасть в медицинские учреждения. Я когда-то задавала Наталье Николаевне вопрос о том, сколько средств уходит на ведение дел в страховых компаниях. Она мне сказала, что в 2013 году эта сумма составила 12 миллиардов рублей - это достаточно много, но почему-то эти средства не отражены в расходах бюджета, а ведь они сопоставимы с субвенциями в регионы, например, в Астраханскую область, в Омскую область или в Курганскую и Калужскую области вместе взятые. Нельзя забывать и о 88-м федеральном законе, который называют законом о коммерциализации бюджетной сферы, обуславливающем раздувание вспомогательных и управленческих служб в медицинских учреждениях и - мы все это знаем - побуждающем некоторых недобросовестных руководителей больниц и поликлиник недоплачивать зарплату врачам и медицинским сёстрам. Судя по информации, которая приходит из регионов, положение дел в здравоохранении, мягко говоря, не улучшается, и если принципиально не решать вопрос увеличения финансирования отрасли, то никакие, даже самые одноканальные, или, может быть, какие-то другие схемы ничего не изменят и ситуацию в здравоохранении не улучшат. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить кому-то из представителей фондов, комитетов по итогам обсуждения? Нет. Тогда выносим на "час голосования" 27, 28, 29-й вопросы повестки дня.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6300 по 6354 из 7654
27-й вопрос, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 46 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 237 чел. Не голосовало 213 чел.47,3 % Результат: принято Принимается. 28-й вопрос, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 16 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Принимается. 29-й вопрос, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год". Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 48 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Принимается закон.