Заседание № 23

27.01.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 545343-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности водителя за умышленное создание опасности для движения или условий для причинения вреда участникам дорожного движения при управлении транспортным средством" (внесён депутатами Государственной Думы И. В. Лебедевым, Я. Е. Ниловым, А. Н. Свинцовым, а также О. А. Куликовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6236 по 6957 из 7480
Рассматриваем законопроекты под пунктами 17.1 и 17.2.                           
                                                                                
Пункт 17.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления   
административной ответственности за опасное вождение". Докладывает              
официальный представитель правительства заместитель министра внутренних дел     
Игорь Николаевич Зубов.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представленный на ваше      
рассмотрение проект федерального закона подготовлен по инициативе               
правительства и устанавливает административную ответственность за совершение    
водителем транспортного средства действий, квалифицированных как опасное        
вождение. Напомню, что запрет на опасное вождение введён Правилами дорожного    
движения в мае прошлого года, при этом установлен исчерпывающий перечень        
действий, которые признаются опасным вождением, и указано, что опасное          
вождение выражается в неоднократном совершении в течение короткого времени      
одного или совершении нескольких следующих друг за другом конкретных            
действий. Это, например, может быть ситуация, когда в процессе движения         
водитель неоднократно совершает опасное перестроение при интенсивном            
движении, когда все полосы движения заняты, не соблюдает интервал, дистанцию,   
резко тормозит перед движущимся транспортом, то есть активно мешает другим      
участникам дорожного движения, создавая опасные ситуации. За большинство        
таких действий в отдельности уже предусматривается самостоятельная              
административная ответственность, как правило в виде штрафа от 500 до 1         
тысячи 500 рублей. За опасное вождение предлагается наказывать                  
безальтернативно - фиксированным штрафом в размере 5 тысяч рублей. Полномочия   
по рассмотрению таких дел предлагается возложить на полицию.                    
                                                                                
Законопроект соответствует передовым мировым технологиям, на него получены      
все необходимые позитивные отзывы. Принятие законопроекта не потребует          
признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных        
федеральных законов, а также не потребует дополнительных расходов за счёт       
средств федерального бюджета.                                                   
                                                                                
С учётом изложенного прошу поддержать законопроект и принять его в первом       
чтении.                                                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич.                                
                                                                                
Альтернативный законопроект под пунктом 17.2, проект федерального закона "О     
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях в части установления ответственности водителя за умышленное     
создание опасности для движения или условий для причинения вреда участникам     
дорожного движения при управлении транспортным средством". Докладывает          
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Фракцией ЛДПР   
внесён альтернативный проект закона намного раньше, cанкция предлагается        
аналогичная - от 2,5 до 5 тысяч рублей, - но в нашем законопроекте есть         
основные отличия, которые, слава богу, комитет поддержал в виде возможных       
поправок ко второму чтению, отразив это в своём заключении. О чём идёт речь?    
                                                                                
Первое. Мы внесли свой законопроект в 2012 году, и ничего мы не придумывали,    
это мировая практика: если "играть в шашечки" в Америке или в Европе, то за     
это вообще могут арестовать, потому что подобные действия создают опасную       
ситуацию, которая может закончиться летальным исходом, там эти нормы давно      
действуют. Наш первоначальный проект закона был отклонён по той причине, что    
якобы в Правилах дорожного движения не раскрывается понятие "опасное            
вождение". Кроме этого, говорили о том, что будет некий субъективизм, мол, не   
с той ноги может встать сотрудник дорожной полиции и привлекать по своему       
усмотрению всех подряд. Нам было рекомендовано обратиться к правительству - в   
2013 году мы в правительство обратились и получили ответ, что ничего делать     
не надо и так всё хорошо, в ПДД прописаны правила маневрирования, за которые    
предусмотрены санкции, то есть всё достаточно отрегулировано и, мол, ваше       
предложение избыточно.                                                          
                                                                                
Продолжая работать в этом направлении, мы подготовили новый проект закона,      
который сегодня мы рассматриваем в качестве альтернативного, где мы             
использовали исключительно терминологию, используемую в Правилах дорожного      
движения. При этом мы считаем, что подобные противоправные действия должны в    
обязательном порядке быть зафиксированы на любой видеоноситель - это может      
быть камера мобильного телефона, видеорегистратор, камера журналиста, камера    
наружного слежения - и любой видеоматериал должен обязательно учитываться при   
административном рассмотрении.                                                  
                                                                                
Дальше. Речь идёт только о наличии умысла в действиях водителя: одно дело -     
резкое торможение для того, чтобы проучить водителя того транспортного          
средства, которое движется позади, а другое дело, когда водитель вынужден       
резко затормозить из-за того, что выбежала кошка, собака, человек, и он во      
избежание ДТП совершил такой резкий манёвр, может быть даже неоднократно.       
Одно дело - умысел, другое дело - умысла нет, а если нет умысла, то нет и       
состава.                                                                        
                                                                                
И третье. В отличие от правительства мы считаем, что решение о том, виновен     
или не виновен водитель, должен принимать только суд, рассматривая              
соответствующие материалы в административном порядке, в том числе обязательно   
видеоматериалы, подтверждающие такое противоправное действие. Я уже говорил,    
что комитет согласился с тем, что ко второму чтению необходимо внести           
соответствующую поправку в отношении того, чтобы в качестве доказательства      
таких вот противоправных действий рассматривались видеоматериалы.               
                                                                                
Вывод какой? Надо слушать ЛДПР! Если бы мы всё это реализовали в 2012 году,     
то сегодня уже была бы наработана правоприменительная практика и Мара           
Багдасарян, может быть, не ездила бы так, не дразнила бы всю страну, и речь     
могла бы уже идти не о том, что только-только появляется такой вид              
ответственности, а об ужесточении ответственности, о вилке наказаний -          
исправительные работы, штраф или лишение права управления транспортным          
средством. Но тогда всё время отнекивались, отмахивались от нас, пока           
председатель правительства Медведев в 2013 году на совещании Минюсту,           
Минтрансу и МВД не поставил задачу разработать такие нормы. Это всё             
затянулось, и только в 2015 году вернулись к этому вопросу, когда первый        
вице-премьер Шувалов всё-таки поставил задачу разработать законопроект.         
Правительство разработало достаточно расплывчатые критерии, мы считаем, что в   
том варианте, в котором сегодня предлагает правительство, это опасно, поэтому   
фракция ЛДПР будет голосовать за свой проект закона, за альтернативный, и       
посмотрим, какой будет текст ко второму чтению.                                 
                                                                                
Вот именно то, что нам высказывали в качестве аргументов против принятия        
нашего ранее внесённого проекта закона, сегодня содержится в                    
правительственном: именно в этом случае сотрудник полиции может привлечь        
любого - потому что ему показалось, что человек ведёт себя агрессивно. И те     
критерии, которые указаны в Правилах дорожного движения, тоже достаточно        
расплывчаты, любого водителя в соответствии с этими критериями можно будет      
привлечь.                                                                       
                                                                                
И если палата не поддержит предложение фракции ЛДПР, то нужно в обязательном    
порядке серьёзно доработать документ, который внесло правительство, ко          
второму чтению, с тем чтобы наши предложения, которые отличают наш              
законопроект от правительственного, были обязательно учтены. В противном        
случае мы можем получить очередной репрессивный механизм, от которого будут     
страдать не Мара Багдасарян и мажоры на "гелендвагенах", а простые водители в   
регионах, где их будут привлекать к ответственности, потому что штраф           
достаточно большой - 5 тысяч рублей. В регионах, где сегодня средняя            
заработная плата 10 тысяч рублей, в отличие от Москвы, такой штраф будет        
ощутим.                                                                         
                                                                                
Просим услышать фракцию ЛДПР и поддержать наш законопроект.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Вячеслава Ивановича Лысакова.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, совесть законодателя     
абсолютно чиста, потому что Правила дорожного движения не являются в            
Российской Федерации федеральным законом и мы не могли в 2012 году внести       
изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие       
ответственность за опасное вождение, поскольку такого понятия и запрета на      
этот стиль поведения в Правилах дорожного движения просто физически не было.    
Это первое.                                                                     
                                                                                
Что касается двух законопроектов. Конечно, фракция и комитет поддерживают       
законопроект правительства. Ну, это делается по понятным причинам - в рамках    
взаимодействия с Правительством Российской Федерации, да и потому, что текст    
законопроекта правительства более лапидарен и нам проще будет его               
подготовить. Конечно, он требует доработки ко второму чтению, серьёзной         
доработки, но с ним это сделать проще, чем в отношении законопроекта наших      
коллег из фракции ЛДПР. Законопроект, внесённый коллегами из фракции ЛДПР,      
конечно, тоже на эту же тему, но там есть определённые противоречия,            
конкуренция статей, в том числе и расхождение с действующим кодексом,           
например в части особого порядка привлечения к административной                 
ответственности собственников транспортных средств, и перекраивать их           
законопроект, серьёзно перекраивать, и с юридико-технической, и с               
содержательной точки зрения, конечно, несравненно сложнее, чем подготовить ко   
второму чтению законопроект Правительства Российской Федерации. Ну, опять же,   
Игорь Николаевич Зубов достаточно исчерпывающе всё рассказал.                   
                                                                                
Тем не менее хочу сказать, что комитет действительно отметил, что критерии      
понятия "опасное вождение" прописаны в Правилах дорожного движения не           
исчерпывающе, как сказал коллега Зубов. На взгляд комитета, всё-таки есть       
признаки правовой неопределённости, которые требуют конкретизации. Мы           
посоветуемся, как с юридико-технической точки зрения конкретизировать это       
либо в Правилах дорожного движения, либо в тексте законопроекта, но тем не      
менее, конечно, ко второму чтению необходимо усилить ответственность тех, кто   
так неадекватно себя ведёт, - а мы понимаем, что речь идёт об отморозках, - и   
усилить ответственность, ввести уже не штраф, максимальная сумма которого 5     
тысяч рублей, а, возможно, либо лишение водительского удостоверения по          
решению суда - скажу сразу, что лишение водительского удостоверения, надо       
вводить на серьёзный срок, это мы обсудим, - либо обязательные работы, либо     
административный арест, потому что людей, которые неадекватны на дороге, не     
остановит штраф в 5 тысяч рублей. Если повторное нарушение зафиксировано в      
ручном режиме инспектором, то нам, конечно, надо подумать о том, чтобы в        
качестве доказательной базы был видеофайл, снятый камерой патрульной машины     
или машины скрытого наблюдения. Этого гонщика останавливают по пути его         
следования, составляется протокол, прикладывается видеофайл, и любой суд        
абсолютно объективно и с чистой совестью привлечёт нарушителя к более жёсткой   
ответственности в виде тех санкций, о которых я сказал. Мы убираем этого        
гонщика с дороги, то есть его не будет на дороге физически, тем самым мы        
сохраняем определённое количество жизней, потому что под его колёсами мог       
погибнуть любой совершенно неповинный участник дорожного движения.              
                                                                                
В заключение могу ещё раз подтвердить, что и фракция, и комитет поддерживают    
правительственный законопроект и просят все остальные фракции проголосовать     
за него. Ко второму чтению мы его серьёзно доработаем.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Да.                                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, как будет               
фиксироваться опасное вождение? Посредством фотовидеофиксации или в ручном      
режиме, протоколом сотрудника?                                                  
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Андрей Геннадьевич, если мы сейчас уйдём в технологии, то...        
Кстати, наверное, вы обратили внимание, что и в альтернативном законопроекте    
есть соответствующие нормы, и Вячеслав Иванович говорил, что необходимо         
искать новые формы фиксации правонарушений. Предметом данного законопроекта     
не является расширение доказательственной базы рассмотрения административных    
правонарушений. Если мы во втором чтении придём к выводу о необходимости        
обязательного использования средств видеофиксации для доказывания этого         
состава, мы ограничим практику, надо исходить из общих норм. Сегодня можно      
использовать и средства видеофиксации, и показания свидетелей, и рапорт         
сотрудника, и другие доказательства, поэтому если видеофиксация имеет место,    
значит она будет использоваться, если нет - значит возможны другие формы. В     
процессе работы, я согласен, мы можем вернуться к расширению этой базы. Хочу    
напомнить инициативу московского правительства: использовать не только          
государственные средства видеофиксации в виде наших аппаратно-программных       
комплексов, но и другие, использовать то, что граждане сняли на свои            
видеорегистраторы и мобильные телефоны, - но этот вопрос требует изучения.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Николаевич, какие законы нужны, чтобы          
пресечь возможности повторения одиссеи Мары Багдасарян, когда человек по сто    
пятьдесят штрафов не платит. Более того, адвокат забирает её (она там бумаги    
перекладывает), и оказывается, что он тоже без прав, а ему позволяют            
рассекать по городу Москве - что же говорить о других регионах?!                
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Эта ситуация, конечно, вызывает большой общественный резонанс, но   
я хочу сказать, что сегодня набор мер, предусмотренных законодательством, в     
отношении подобных лиц уже имеется достаточно суровый. Та же Багдасарян была    
наказана, обратите внимание, и административным арестом, и исправительными      
работами, и штрафами. Но если это не помогает и есть запрос гражданского        
общества на что-то иное, давайте рассматривать подобные запросы, когда такое    
явное неуважение к обществу. Весь спектр мер, которые можно было применить в    
отношении Багдасарян, уже применён, а что касается перекладывания бумажек, вы   
помните, что адвокаты представили огромное количество документов,               
подтверждающих состояние её здоровья, но как только она умышленно не вышла на   
работу, суд применил уже другую меру.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Белик Дмитрий Анатольевич.                                
                                                                                
БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, мы сейчас обсуждаем вопрос опасного вождения. Не    
кажется ли вам, что блокирование проезда скорой помощи - к сожалению, в         
последнее время очень часто такие случаи - является тоже своего рода опасным    
вождением? И не считаете ли вы возможным при рассмотрении законопроекта во      
втором чтении предусмотреть такое наказание нарушителям, например в виде        
лишения прав, которое напрочь отбивало бы желание мешать работе скорой          
медицинской помощи, потому что трагические случаи, потрясшие, наверное, всю     
страну, повторяются раз за разом?                                               
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Спасибо, я предвидел этот вопрос. Хочу сразу же сказать о норме     
статьи 12.17, которая касается непредоставления преимущества в движении         
транспортному средству с включёнными специальными сигналами, такие случаи       
чётко подпадают именно под эту статью - там предусмотрен штраф в размере 500    
рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок до трёх    
месяцев - по объективной стороне и по санкции. Если мы считаем и, наверное,     
общество сочтёт, что такой нормы недостаточно, давайте рассматривать этот       
вопрос подробнее, но не в рамках данного законопроекта.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович.                                
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Хотелось бы сначала отметить, что идея совершенно             
правильная, наша фракция будет голосовать за этот законопроект. Однако, по      
нашему мнению, опасное вождение определено в Правилах дорожного движения        
всё-таки недостаточно чётко - чего только стоят термины "препятствование        
обгону" или "несоблюдение бокового интервала", вызывающие очень много           
вопросов.                                                                       
                                                                                
Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, нельзя ли всё-таки конкретизировать      
Правила дорожного движения в этой части, сделать чётче и грамотнее, потому      
что мы сегодня собираемся вводить административную ответственность непонятно    
за что.                                                                         
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Спасибо вам за вопрос. Я ещё раз хочу сказать, что в Правилах       
дорожного движения достаточно подробно описаны ситуации, которые они относят    
к опасному вождению. Может быть, стоит здесь над чем-то подумать, если более    
конкретно мы не сейчас будем это обсуждать, хотя все ситуации в дорожной        
обстановке формализовать в нормах ПДД вряд ли удастся. Но я хотел бы обратить   
ваше внимание, что вопрос, который вы мне сегодня задали, был задан             
Верховному Суду и был предметом рассмотрения 21 сентября 2016 года, есть        
решение № АКПИ16-652, в котором сказано, что никакой правовой                   
неопределённости нет, этого достаточно для квалификации деяния.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Игорь Николаевич, вот вы сказали, что к известной даме был          
применён весь спектр мер административного воздействия, но я с вами не          
соглашусь. В обществе с подачи СМИ укрепилось мнение, что каста неприкасаемых   
существует, и честь мундира сотрудника МВД, я считаю, не окупается штрафом,     
который вы предлагаете: она стоит гораздо дороже, она бесценна. В связи с       
этим я хотел бы задать вам вопрос: нет ли у вас намерения ко второму чтению     
внести предложение приравнять в части меры наказания вождение в нетрезвом       
состоянии к неаккуратному вождению, опасному вождению? Ведь автомобиль, на      
котором молодчики удирали от сотрудников ГАИ, стоит больше, чем весь автопарк   
этого батальона ГАИ, а вы хотите их этим штрафом напугать?                      
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос, уважаемый Александр Николаевич.                  
                                                                                
Во-первых, я хочу сказать, что в законопроекте, который предлагает ваша         
фракция, ещё меньший размер штрафа предусмотрен, это прежде всего, а            
максимальный размер такой же, как у нас, - это раз.                             
                                                                                
Во-вторых, давайте посмотрим на общую конструкцию административного кодекса,    
на общий размер штрафа. И в выступлении представителя фракции ЛДПР, когда он    
докладывал законопроект, говорилось, что 5 тысяч рублей, если мы берём по       
стране в целом, не так уж и мало. Ну, Багдасарян - это понятно, и реакция       
СМИ, и само поведение, конечно, отвратительное, но речь идёт о десятках тысяч   
фактов по стране, которые подпадают под эти статьи. Я согласен, что мы можем    
при подготовке к рассмотрению во втором чтении, когда мы уже выступаем в роли   
экспертов, вместе с вами поработать над тем, чтобы санкции ужесточить, ввести   
дополнительные меры наказания, но аккуратно, последовательно, советуясь в том   
числе с автомобильным сообществом, и выработать то, о чём здесь говорилось: и   
административный арест, и лишение права вождения, и исправительные работы       
возможно включить именно в эту норму. Давайте работать!                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                       
                                                                                
НИЛОВ О. А. Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, есть ли это в                
законопроекте или, может быть, можно во втором чтении над этим поработать: в    
качестве нарушителей привлекать не только гонщиков, о которых тут все так       
подробно говорили, много раз примеры приводили, но и так называемых             
тихоходов, которые на дорогах с одной полосой создают громадные пробки и        
таким образом в какой-то мере тоже создают условия, вынуждают совершать очень   
сложные обгоны, что приводит иногда даже к тяжким столкновениям лоб в лоб.      
Вот что по поводу этих тихоходов, можно ли это прописать, заставить их          
наконец пропускать, если они по пять-десять машин собирают за собой?            
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Олег Анатольевич, а это не только гонщиков касается, это на всех    
распространяется, и тихоходы сюда тоже попадают. Вы почитайте правила - и       
поймёте: невыполнение при перестроении требования уступить дорогу               
транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, той     
же скорой помощи. Там же речь не только о скорости - тихоходы препятствуют      
именно тем, что едут тихо, не дают перестраиваться, - туда все попадают.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич.                              
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Игорь Николаевич, мой вопрос последний, подвожу черту. Мы знаем, что            
автомобиль - источник повышенной опасности, и часто те, кто практикует          
опасное вождение, становятся участниками аварий со смертельным исходом либо     
провоцируют аварии. Безусловно, сумма штрафа 5 тысяч рублей - маленькая, к      
тому же мы по практике знаем, что этим грешат дети богатых родителей, а для     
них 5 тысяч рублей не деньги. Поэтому предложение следующее: поднять сумму      
штрафа на максимально возможную по КоАП. Как вы к этому относитесь?             
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я уже говорил, что это предмет нашей общей       
работы во втором чтении. Я думаю, что это соответствует потребностям            
гражданского общества, которое сегодня как бы выступает... Но я ещё раз хочу    
обратить ваше внимание, что речь идёт о десятках тысяч автомобилистов,          
которые подпадут под санкции этой статьи, поэтому действовать надо аккуратно.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть желающие выступить, коллеги? Есть.                                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Игорь Николаевич, несомненно, законопроект будет поддержан,    
но я не зря спросил по поводу того, как будут фиксироваться: или посредством    
фотовидеофиксации, или непосредственно через протоколы сотрудниками ГИБДД.      
Просто - чисто гипотетически - может получиться так: если по                    
фотовидеофиксации - понятно, что привлекается в первую очередь не лицо,         
которое было за рулём на момент правонарушения, а собственник транспортного     
средства, а если сотрудники полиции будут составлять протоколы? Вот чисто       
гипотетически: если, предположим, собственника транспортного средства ранее     
лишили водительских прав за какое-либо нарушение, и, когда будут изучать        
административную практику, как бы не получилось так, что собственника           
привлекут, причём не по статье "Опасное вождение", а, предположим, за           
повторное нарушение или за езду в транспортном средстве без водительских        
прав. Вот хотелось бы, если есть возможность, ко второму чтению                 
конкретизировать, какой будет процедура привлечения к ответственности лица,     
которое было в момент совершения правонарушения за рулём.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция          
поддержит оба законопроекта, хотя, по справедливости, нужно отметить, что,      
конечно, законопроект, который докладывал Ярослав Евгеньевич Нилов (об этом     
он уже, наверное, второй созыв пятый и десятый раз с этой трибуны говорит),     
нужно брать за основу и, как я вижу, дорабатывать очень плотно во втором        
чтении.                                                                         
                                                                                
Что дорабатывать? Конечно, дорогие коллеги, на первый раз 5 тысяч штраф, на     
второй раз 5 тысяч штраф - это нормально, это правильно, но если это пятый,     
десятый, пятидесятый раз, не должен быть штраф 5 тысяч, должны быть только      
работы, желательно на свежем воздухе, с лопатой и до пота, вот моё              
предложение. Рецидивисты должны работать, а не отделываться штрафами, которые   
действительно для них вообще ничего не значат, - что 5 тысяч, что 50 тысяч,     
мы это видим, это очевидно. Поэтому если эту поправку мы не проведём во         
втором чтении, значит, это будет закон против кого угодно, против тракториста   
дяди Пети и водителя со стажем, но не против этих шумахеров. Это очень важно.   
                                                                                
Теперь всё-таки про тихоходов. Вот я специально хочу - может быть, не очень     
понятно я задал вопрос - акцентировать внимание на таких ситуациях, мы с        
таким много раз сталкивались. Вот большегруз какой-нибудь, которому просто      
невозможно ехать со скоростью свыше 60-70 километров в час, движется по своей   
полосе: двухполосное, однополосное движение - и всё, выстраиваются              
десять-пятнадцать автомобилей, сигналят, как угодно его призывают, тем более    
если сложные какие-то дороги в горах или пересечённая местность. Ну где         
написано в правилах (такое есть в других странах), что, если автомобиль,        
трактор или ещё какой-то тихоход собрал пять, тем более десять машин, он        
обязан остановиться на обочине, в кармашке где-то и пропустить эту колонну?!    
Есть это сейчас у нас? Вот, пожалуйста, в заключительном слове                  
прокомментируйте. Если этого нет, я предлагаю во втором чтении эту поправку     
тоже прописать, потому что, уважаемые коллеги, иногда действительно создаётся   
очень сложная и опасная ситуация, когда приходится обгонять всю эту колонну     
из десяти машин, а там ещё и встречные машины, и разделительных полос порой     
нет.                                                                            
                                                                                
Вот такие предложения, и всё-таки я считал бы справедливым поддержать           
законопроект фракции ЛДПР.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я приношу всем глубочайшие извинения за то,     
что в конце рабочего дня в пятницу вышел на эту трибуну, пытаясь выступить,     
поскольку все мы прекрасно понимаем: что бы мы ни говорили с этой трибуны,      
толку абсолютно никакого нет. По мотивам выступай, не по мотивам - вот четыре   
человека: рука поднята - голосуем за, крестиком сложены, значит, не голосуем.   
                                                                                
Это, кстати, к вопросу о том, какое Государственная Дума занимает место в       
системе разделения властей, насколько это соответствует Конституции. 10         
миллиардов рублей в год государство тратит на то, чтобы вы, ну и мы с вами -    
мы хоть что-то пытаемся сделать - голосовали за законопроекты, которые вносит   
правительство, понимаете? Вот четыре года назад фракция ЛДПР внесла этот        
законопроект - я не буду говорить, хороший он или плохой: вы все грамотные,     
вы всё прочитали, - четыре года никто не давал отмашку; сейчас дали отмашку -   
и вы дружно голосуете.                                                          
                                                                                
Вот когда Александр Дмитриевич Жуков выступает здесь с планом нашей             
законотворческой работы, он должен докладывать нам, что правительство приняло   
решение вот такие и такие законодательные инициативы внести. Ну а вы,           
уважаемые коллеги-депутаты, если есть желание, можете прийти и спросить: "А     
нельзя ли нам вот такую закорючку туда вставить, чтобы перед избирателями       
отчитаться, что мы хоть для чего-то здесь существуем и какую-то пользу от нас   
можно поиметь?"                                                                 
                                                                                
Что касается замечания о тихоходах. Вы уж извините, коллега Нилов, но измором   
мы взяли Плигина в том созыве, и эта норма сейчас существует: если водитель     
тихоходного транспортного средства, который перевозит крупногабаритный груз     
или движется со скоростью 30 километров в час, не уступает дорогу, то ему - с   
большой натяжкой - будет выписан штраф, там, от тысячи до полутора тысяч        
рублей. Конечно, особо погоду это не делает, тем не менее... Опять же роли      
это не играет.                                                                  
                                                                                
Я вам другое скажу, уважаемые коллеги. Вот есть один анекдот. Солдат к          
прапорщику подходит и спрашивает: "Танки летают или нет?" - тот его обзывает    
дураком, но, когда солдат говорит прапорщику: "А вот товарищ майор сказал,      
что летают", тот начинает чесать репу и говорит, что они сначала                
низенько-низенько, потом выше-выше - и взлетают. Вот та же самая ситуация с     
законодательством и у нас.                                                      
                                                                                
Давным-давно фракция ЛДПР... Да ладно, не ЛДПР, просто кто-то, любой депутат    
говорит: а давайте будем конфисковывать автомобили у алкашей, которые за руль   
сели, чтобы трагедий не было, - нельзя. Вот у алкашей - нельзя. В Белоруссии    
- можно, там это применяется. У нас можно, допустим, забрать ржавую             
"газельку" у предпринимателя, который просрочил или работает без лицензии, -    
это можно, это конфискация. Сейчас можно вот у этих, которые на                 
"гелендвагенах" гоняли, тоже конфисковать этот джип - это можно, но это можно   
только потому, что старший приказал.                                            
                                                                                
И с третьим вопросом, который сегодня здесь обсуждали и говорили, что сейчас,   
после того как мы приняли этот закон, насилие в семье прекратится, - это тоже   
стало возможно, потому что старший приказал, а не потому, что нам привели       
статистические данные, что по этому закону кого-то оштрафовали или посадили,    
хотя по этой статье и не сажают... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делаю вам замечание: совершенно неприемлемые              
формулировки в вашем выступлении. Хорошо, что микрофон был выключен,            
наверное, в стенограмму это не попало.                                          
                                                                                
По ведению - Марченко Евгений Евгеньевич. Он говорит, что записался, но не      
высветилось.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е. Уважаемые коллеги, уважаемый Ярослав Евгеньевич! Вот сегодня с   
утра на пятиминутке мы слышали, как Владимир Вольфович упрекнул нас, фракцию    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", в том, что мы манифесторы, проекторы, говоря о ситуации,       
когда водитель "Порше" препятствовал проезду скорой помощи, - мол, мы не        
принимаем никаких мер, мол, нужно автомобиль конфисковать, водителя посадить    
или расстрелять даже. В принципе в его словах есть определенная доля истины,    
но с чем я не согласен? Вот сейчас выступал Ярослав Евгеньевич и говорил: вы    
знаете, коллеги, штраф 5 тысяч - это очень большой штраф за такое               
правонарушение. Но с другой стороны, дорогие друзья, а если, например, тот же   
самый мальчик-мажор ездит на элитной иномарке, создаёт аварийные ситуации на    
дороге, по которой ездят и скорая помощь, и пожарная машина, и в результате     
скорая помощь может не доехать до больного - тоже, получается, штраф нужно      
делать минимальный?                                                             
                                                                                
Ярослав Евгеньевич, ваши слова, получается, расходятся с позицией лидера        
вашей партии. Если вы за такие жёсткие, крутые меры, так давайте тогда их во    
всём принимать, ведь опасное вождение провоцирует очень серьёзные               
дорожно-транспортные происшествия. В Петербурге это реже бывает, но в Москве    
часто, средства массовой информации постоянно сообщают: автомобиль горит,       
какая-то авария, много потерпевших и так далее - именно потому, что человек     
несётся на бешеной скорости и всё сносит на своём пути.                         
                                                                                
Дорогие друзья, давайте будем объективнее в плане упрёков в следующий раз.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гетта Антон Александрович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ГЕТТА А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я очень          
коротко хотел бы проинформировать коллег-депутатов о законопроекте,             
рассмотренном сегодня на заседании экспертно-консультативного совета фракции    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" и отвечающем как раз на запрос, который сейчас есть в           
обществе, в том числе относительно того, что не пропускают машины скорой        
помощи и других оперативных служб, таких как МЧС и полиция. Этим                
законопроектом предусматривается ужесточение административной ответственности   
в 3 раза - с 500 рублей до 1 тысячи 500 рублей, а если нарушения повлекли за    
собой тяжкие телесные повреждения для человека - вплоть до уголовной            
ответственности, лишения свободы до трёх лет. Законопроект уже подготовлен      
депутатами Сидякиным, Гетта и коллегой Александром Грибовым, и этот вопрос мы   
закрываем, поскольку понимаем, что его нужно решать очень оперативно.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Иванов Сергей Владимирович.                                        
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, когда я выходил на выступление, у меня на       
табло горело, что выступают Лысаков, Иванов и Гетта. Я с удовольствием          
послушал коллегу Марченко, но не понял, как он оказался в списке выступающих.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллега Марченко пытался записаться, но не сумел,         
поэтому попросил слова.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, докладчики.                                                         
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемые депутаты, как официальный представитель правительства,    
я хочу высказать всем вам благодарность за внимание, которое вы уделили         
нашему законопроекту. У правительства не было никаких намерений соревноваться   
с фракцией ЛДПР в подготовке документа на аналогичную тему, и мы признаём,      
что реально документ, который был подготовлен несколько лет назад, дал старт    
этой теме, и если бы при внесении изменений и дополнений в Правила дорожного    
движения законопроект фракции ЛДПР, подготовленный раньше, был скорректирован   
с учётом формулировок правил, то, наверное, альтернативности и не было бы.      
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Поскольку было задано два вопроса докладчику (первый вопрос касался     
средств видеофиксации), я должен на них ответить. Я ещё раз подчёркиваю, что    
речь идёт об ответственности только водителя, а не владельца транспортного      
средства, хотя, если мы возьмём западный опыт, там, когда автомобиль попадает   
на средства видеофиксации, ответственность несёт владелец транспортного         
средства. Что касается тихоходов, мне кажется, сегодня уже на этот вопрос       
неоднократно давался ответ: водители тихоходов, нарушающие Правила дорожного    
движения, несут ответственность в том числе по этой норме, а если необходимо    
внести дополнительные изменения в Правила дорожного движения и в Кодекс об      
административных правонарушениях, мы готовы вместе с вами это сделать.          
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов, с места.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо.                                                            
                                                                                
Ну во-первых, спасибо Зубову Игорю Николаевичу за то, что он подчеркнул роль    
ранее внесённого законопроекта фракции ЛДПР, который явился неким импульсом,    
и вся наша работа явилась неким катализатором всего процесса, который привёл    
к появлению правительственного законопроекта. За эти публичные слова вам        
благодарность выражаю.                                                          
                                                                                
Второе. На слова депутата Марченко, который сказал, что Жириновский сегодня     
якобы упрекнул, относительно манифесторов, генераторов, проекторов, отвечу:     
это не упрёк, это новая технология, называется "Human design" - люди делятся    
по типам личности и рисуется специальная карта, и вот эти четыре типа           
личности Владимир Вольфович Жириновский и указал. Здесь не за что упрекать,     
это природа человека, никакого упрёка не было, он просто рассказал, что есть    
разные типы личности.                                                           
                                                                                
Что касается сути нашего законопроекта и санкций. Я ещё раз обращаю внимание,   
что и законопроект правительства, и законопроект фракции ЛДПР содержат равную   
санкцию - административный штраф в размере 5 тысяч рублей. Я говорил, что,      
возможно, это большой штраф, - да, для регионов это большой штраф, но если      
идти по пути реализации того, о чём говорит ЛДПР: чтобы была видеофиксация,     
чтобы наличие умысла и наказание, вернее, виновность определял суд, - то мы     
минимизируем влияние человеческого фактора и минимизируем возможности для       
злоупотребления; если же принять вариант правительства, где предлагается,       
чтобы сотрудник ГАИ привлекал к ответственности в соответствии с                
формулировками, которые прописаны в Правилах дорожного движения (а они          
размытые), и без видеофиксации, то вот здесь возможны злоупотребления. Вот о    
чём идёт речь. Мы за ужесточение, но есть разница в подходах к наказанию.       
                                                                                
И третье. Мы согласны с тем, что за рецидив необходимо усиливать                
ответственность, и я с трибуны тоже об этом говорил: могут быть                 
принудительные работы, лишение права управления транспортным средством и        
усиленные, увеличенные штрафы. Мы в принципе идём в одном направлении, но       
есть разница в подходах, и мы, предполагая, как может эта норма работать,       
говорим о том, что нужно убрать поле для коррупции и злоупотреблений, и тогда   
это действительно будет работающая норма, которая будет работать как            
карательный механизм не в массовом формате, а только в точечном формате для     
наведения порядка на дороге.                                                    
                                                                                
Вообще, то, что происходит на дорогах - это срез того, что происходит у нас в   
обществе. Я убеждён, что каждый нормальный человек заинтересован в том, чтобы   
чувствовать себя безопасно и на пассажирском, и на водительском сиденье. К      
сожалению, сегодня мы видим, что либо из-за изъянов своего воспитания, либо     
пользуясь удостоверениями, связями и деньгами, некоторые пытаются на дороге     
проявить себя, чувствуя безнаказанность, и это заканчивается печально, в том    
числе может быть и летальный исход. Мы должны понимать, что из-за такого        
дурака-агрессора может погибнуть на дороге любой из нас, здесь сидящих, или     
из наших родных и близких, не дай бог, конечно. Поэтому агрессия на дороге      
недопустима, и именно поэтому и Европа, и Америка давно уже внесли              
соответствующие нормы в своё законодательство и за подобные действия очень      
жёстко наказывают.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово от комитета.                                               
                                                                                
Вячеслав Иванович Лысаков, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Фракция рекомендует нам выходить на трибуну, поэтому я отсюда     
скажу буквально пару слов.                                                      
                                                                                
К сожалению, коллеги, очень много выступлений было не по теме, поэтому          
просьба придерживаться содержательной части законопроекта. А в отношении        
того, что касалось законопроекта, всё-таки сделаю два уточнения.                
                                                                                
Ярослав Евгеньевич сказал, что у них такая же, как в правительственном          
законопроекте, ответственность - всё-таки ответственность, которую предложили   
коллеги, штраф от 2,5 тысячи до 5 тысяч рублей, не такая же, как в              
правительственном: правительство предложило безальтернативный штраф в 5 тысяч   
рублей.                                                                         
                                                                                
В своей эмоциональной речи коллега Иванов привёл нам в пример Белоруссию. Для   
того чтобы было понимание, хочу всё-таки проинформировать вас о том, что в      
Белоруссии Правила дорожного движения являются федеральным законом и они        
действительно приняли такую меру воздействия, как конфискация. Но могу вам      
привести один пример (мне об этом рассказал сотрудник ГАИ Белоруссии):          
законопослушный человек поставил машину на мойку, мойщик в состоянии            
опьянения выехал без его ведома покататься на этой машине, и машина была        
конфискована. Мы хотим таких мер? Это очень серьёзный вопрос, который требует   
обсуждения.                                                                     
                                                                                
И последнее. Сегодня я с удивлением услышал вопросы, предложения,               
адресованные представителю правительства, к нему в основном апеллировали, и     
не в основном, а практически только к представителю правительства, в том        
числе даже наши опытные коллеги. Хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, что     
подготовка законопроекта ко второму чтению зависит целиком от нас: палата       
готовит этот законопроект, профильные комитеты, поэтому всё, что вы             
предлагали Игорю Николаевичу Зубову, пожалуйста, оформляйте в виде поправок и   
подавайте в наш профильный комитет. Не надо просить правительство признать      
то-то, сделать так-то и так-то. Мы, Государственная Дума, готовим               
законопроект ко второму чтению, всё в наших руках! Конечно, будем               
советоваться и с экспертами, и с общественными организациями, и с главным       
управлением ОБДД, и с нашими коллегами из центрального аппарата, но отвечаем    
за подготовку и принятие законопроекта мы, депутаты, Государственная Дума, а    
потом уже наши коллеги из верхней палаты, президент подписывает. Я просто       
нашим молодым коллегам хочу подсказать: не туда направляйте вопрос, а           
работайте и подавайте свои поправки.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
Ставятся на голосование два альтернативных законопроекта.                       
                                                                                
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской            
Федерации об административных правонарушениях в части установления              
административной ответственности за опасное вождение", пункт 17.1 повестки      
дня.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования, результаты не показывайте. (Идёт голосование.)      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части         
установления ответственности водителя за умышленное создание опасности для      
движения или условий для причинения вреда участникам дорожного движения при     
управлении транспортным средством", пункт 17.2 повестки дня.                    
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Теперь покажите результаты по пункту 17.1.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              383 чел.85,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
                                                                                
Триста восемьдесят три "за".                                                    
                                                                                
По пункту 17.2 покажите результаты.                                             
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7 %                                    
                                                                                
Девяносто четыре "за". Не принимается.                                          
                                                                                
Принят в первом чтении законопроект под пунктом 17.1 повестки дня.