Заседание № 222
О проекте федерального закона № 545158-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в целях совершенствования порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Елена Александровна Ямпольская, пожалуйста. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят нами во втором чтении 25 июня. Я подробно рассказывала о том, что изменилось ко второму чтению. Это первый шаг в решении проблем билетных перекупщиков - не окончательное решение, но первый и необходимый шаг. Все необходимые экспертизы пройдены, законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Наш комитет просит принять законопроект в третьем, окончательном чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 35 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 220
О проекте федерального закона № 545158-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в целях совершенствования порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Доклад Елены Александровны Ямпольской. Пожалуйста. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну вот наконец настал тот час. В первом чтении этот законопроект, который все мы для простоты и ясности называли правительственным законопроектом о борьбе с билетной мафией, был принят ещё в январе 2019 года. Наверное, первое, что я обязана сделать, - это рассказать вам, почему между двумя чтениями прошло пять месяцев, а если честно говорить, то больше, потому что мы фактически начали дорабатывать законопроект сразу, как только он поступил в Государственную Думу. Я хочу честно от имени комитета сказать: мы считаем, что законопроект поступил в Государственную Думу в чрезвычайно недоработанном, сыром виде. Достаточно сказать, что по проекту была масса претензий и у ГПУ президента, и у Экспертного управления президента, и у Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и, что, может быть, важнее всего, у самого сообщества, которое раскололось, как мы быстро выяснили, как только начали собирать экспертные мнения. Поверьте, что нашему комитету стоила огромных усилий - и вот именно на это было затрачено такое значительное время - процедура сведения интересов всех сторон, которые участвуют в процессе реализации и возврата билетов. Мы собрали несколько рабочих совещаний, они проходили чрезвычайно бурно, потому что, как выяснилось, даже в сообществе не было единства мнений о том, как этот вопрос должен регулироваться. Мы и сегодня считаем, что следовало бы регулировать эти нормы через закон о защите прав потребителя, а не через главный отраслевой закон, который к тому же подлежит замене в ближайшее время: все вы знаете, что идёт работа над новым законом о культуре, и туда тоже придётся инсталлировать эти нормы. Тем не менее, когда мы принимали законопроект в первом чтении, я честно говорила о наших замечаниях, о том, что у нас замечания на нескольких страницах, и о том, что мы постараемся ко второму чтению всё учесть и всё исправить. Мы сделали, поверьте, всё, что могли. Мне кажется, мы нашли тот компромисс, который, с одной стороны, позволяет не забыть, ради чего этот законопроект принимался, и защитить интересы буквально считаных театров, мы по пальцам можем пересчитать театры страны, у которых реально есть проблемы с перекупщиками, а значит, и с возвратом не реализованных перекупщиками билетов за час до начала спектакля, из-за чего эти театры, считаные, но очень нами любимые, топовые театры, несут существенные материальные убытки. Дальше, с другой стороны, защитить интересы их многочисленных коллег, в основном региональных театров, у которых нет проблем ни с какими перекупщиками, у них, наоборот, есть проблема с заполняемостью зала, и им надо оставаться как можно более лояльными к своим зрителям. Ну и конечно, мы никак не могли оставить без нашей защиты простого гражданина, потому что в соответствии с исходным, изначальным вариантом законопроекта любая продажа билета, даже однократная, даже по цене, равной номиналу, грозила неуполномоченному лицу штрафом до 300 тысяч рублей. Разумеется, эта норма не могла остаться в законопроекте. Очень серьёзные, очень существенные доработки проведены в тексте законопроекта, и мы считаем, что сейчас он все эти задачи выполняет. Туда введён ряд как императивных норм, так и (в основном мы так старались работать) диспозитивных норм, то есть мы даём возможность нашим топовым театрам применять определённые меры воздействия. У нас появилось понятие невозвратных билетов, театр имеет право ставить "невозврат" на билеты, которые будут распространяться с применением льгот, скидок, а также в рамках определённых акций. Кроме того, в законопроекте, в котором изначально почти не было регуляторики, - он весь состоял из программных заявлений - сейчас появилась классификация, перечень (по аналогии с авиабилетами и железнодорожными билетами), за какое количество дней до дня мероприятия зритель может сдать билет обратно по собственной инициативе и какую сумму за это может получить. Для театров, которые страдают от перекупщиков, мы установили отсечение в три дня, и это отсечение очень серьёзным образом ударит по бизнесу так называемых спекулянтов. Я говорю "так называемых", поскольку, вы знаете, сейчас в Уголовном кодексе понятия "спекулянт" не существует, в рыночной экономике спекуляция - один из инструментов трейдинга. Тем не менее мы говорим о спекуляции, потому что есть театры, билеты куда остаются дефицитом, а дефицит и спекулянты всегда идут рядом, мы это с вами знаем ещё по советскому прошлому. Поверьте мне, большинство театров не будет пользоваться вот этой нормой об отсечении в три дня, абсолютное большинство российских театров принимают билеты к возврату, потому что в их интересах не ссориться со зрителем, в их интересах, чтобы он в следующий раз пришёл к ним в театр, привёл туда свою семью, поэтому ему предлагают вернуть деньги, ему предлагают воспользоваться этим билетом и прийти на тот же спектакль в следующий раз и так далее. Теперь выстраивается такая структура: Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" с учётом данных изменений, затем нормативные акты Министерства культуры, которые уже начали разрабатывать, как мне сегодня сообщили, наконец, тот порядок, который на основании закона и нормативных актов будет устанавливать сам театр. Я, наверное, не буду дальше во всех подробностях вам об этом рассказывать и отнимать у вас время, всё представлено в таблицах. Итак, у нас есть две таблицы: все многочисленные внесённые изменения уложились в четыре поправки, которые мы рекомендуем к принятию (таблица поправок № 1), пять поправок мы рекомендуем к отклонению (таблица поправок № 2). Прошу Государственную Думу рассмотреть обе таблицы и, соответственно, принять законопроект во втором чтении. Я очень надеюсь, что если, даст бог, всё будет хорошо, то 1 сентября, к началу нового театрального сезона, закон вступит в силу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 31 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 58 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 22 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. Включите микрофон, пожалуйста. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Просим включить рассмотрение законопроекта в третьем чтении в порядок работы на четверг, 27 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли возражения? Нет. Включается.
Заседание № 177
О проекте федерального закона № 545158-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в целях совершенствования порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Юрьевна Манилова. МАНИЛОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект разработан при непосредственном и самом активном участии профессионального театрального сообщества. Его цель - поставить законодательный заслон массовой скупке и перепродаже по спекулятивным ценам билетов на культурные мероприятия, что нарушает конституционные права наших граждан на доступ к культурным благам. Большой театр, Мариинский театр, Московская филармония, Театр имени Вахтангова, Театр наций, Третьяковская галерея и другие ведущие национальные учреждения культуры сегодня лишены возможности защитить интересы своего зрителя. Всего двое суток требуется перекупщикам, чтобы с официального сайта театра исчезла основная масса билетов на самые востребованные спектакли. Хорошо, если человек найдёт билеты у одного из официальных дистрибьюторов, то есть у тех, кто работает по договорам с театрами, но чем популярнее спектакль, тем больше шансов оказаться в руках профессиональных спекулянтов, которые билеты номиналом в 3 тысячи или 4 тысячи рублей будут предлагать за 20 тысяч и более. Цена билета на новогоднее представление балета "Щелкунчик" в Большом театре доходит до 150 тысяч рублей при покупке с рук, а максимальная цена, установленная театром, - 15 тысяч. Билет на выставку шедевров из музеев Ватикана, проходившую не так давно в Третьяковской галерее, при номинале в 500 рублей можно было купить у перекупщиков за 14 тысяч рублей, то есть в 28 раз дороже, и люди, кто может себе это позволить, платили спекулянтам, так как понимали: либо увидят эту уникальную выставку сейчас, либо не увидят никогда. Недавно у Театра имени Вахтангова были выкуплены билеты по номиналу 1500 рублей со штрих-кодом, а затем цена была заклеена белой полоской, на которой было написано уже 15 тысяч рублей - это десятикратно номиналу. Но штрих-код при входе считывается, а значит, билет действителен, и, только занимая место в зале, человек понимает, что он бессовестно обманут. А самое главное, перекупщики буквально вымывают доступные, наиболее дешёвые билеты, фактически лишая граждан с невысокими и средними доходами, среди которых ведь очень большой слой интеллигенции, настоящих театралов и ценителей искусства, доступа в театр. Неправильно думать, что это проблема только Москвы и Петербурга, нет. Каждый день наши столицы принимают миллионы российских туристов, чья мечта - попасть в легендарные, культовые театры и музеи во что бы то ни стало. Именно эти люди, представители регионов, страдают от спекулянтов самым жестоким образом. Масштабная деятельность перекупщиков не только попирает права граждан, но и подрывает репутацию учреждений культуры и их финансовое положение. К примеру, Театр наций за прошлый сезон потерял более 3 миллионов рублей - это стоимость возвращённых билетов, которые спекулянты до последнего держат и сдают в кассу только тогда, когда у театра уже нет времени их реализовать. Бизнес по перепродаже билетов весьма прибыльный. Так, по информации аналитической службы Большого театра, доходы перекупщиков только от балета "Щелкунчик" в новогодний сезон - с конца декабря по середину января - составляют около 1 миллиона евро. И всё же директора наших учреждений говорят, что самое страшное - это удар по их имиджу, ведь многие граждане, увы, искренне считают, что это аморальная ценовая политика самих учреждений культуры. Законопроектом предлагаются следующие принципиальные положения: первое - реализация билетов на спектакли, концерты разрешается только самим организациям культуры либо уполномоченным лицам на основании соответствующего договора с театром либо другой организацией культуры; второе - запрещается реализация билетов по цене выше стоимости, указанной на билете и установленной самой организацией культуры, то есть самим театром. Уполномоченные лица могут взимать плату за оказание сопутствующих услуг, например за доставку, но общая стоимость этих услуг не может превышать 10 процентов от стоимости билета. Требования к порядку возврата билетов будут установлены подзаконным актом - приказом Минкультуры. Мы уже приступили к разработке этого приказа совместно с профессиональным сообществом. Если же спектакль отменён самим театром, то гражданам возвращается полная стоимость билета, что впервые прописано в самом теле законопроекта. Ещё одна новелла законопроекта - вводится право реализовывать именные билеты, продажа которых осуществляется при предъявлении удостоверения личности. Подчеркну, это право организации культуры, и практика Большого театра и Третьяковки, работающих с именными билетами по ряду спецпроектов и социальных акций для студентов и пожилых людей, оправдывает себя. В этой ситуации места для перекупщиков просто нет. В заключение необходимо подчеркнуть, что министерство никоим образом не вмешивается в политику учреждений культуры по реализации билетов, будь то формирование цены билета или выбор партнёров-дистрибьюторов. Законопроект не ограничивает ни количество распространителей билетов, ни их статус, будь то крупные компании, малый бизнес, средний бизнес, индивидуальные предприниматели - кто угодно, лишь бы был договор с театром. Напротив, наш законопроект впервые легализует добросовестных участников рынка: легально всё, где есть договорные отношения с театром, музеем, филармонией, цирком, и, напротив, вне закона деятельность нелегальных перекупщиков, наживающихся на творческом продукте, который создан талантом и трудом наших учреждений и деятелей культуры и, добавлю, дотируется государством. Сегодня нет законных оснований, чтобы пресечь серую зону, в которой процветают сайты-двойники, сайты-реплики, сайты-зеркала, которые присваивают названия наших выдающихся учреждений и вводят в заблуждение потребителей. Законопроект впервые предусматривает такие основания, он закладывает основы регулирования отношений, связанных с реализацией билетов, и направлен на обеспечение доступности нашего культурного достояния для граждан Российской Федерации. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алла Юрьевна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Елена Александровна Ямпольская, председатель Комитета по культуре. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Совершенно справедливо только что Алла Юрьевна Манилова рассказала вам о том, что, действительно, данный законопроект пытается решить проблему, зависшую у нас уже не только на годы, но и на десятилетия. Ну, скажу вам честно, нигде в мире эта проблема не решена полностью, этот опыт мною изучен досконально, но тем не менее это не значит, что не надо предпринимать никаких попыток. Вот сейчас впервые сделана попытка ввести в законное русло реализацию и возврат билетов в театры и вообще на концертно-зрелищные мероприятия. Действительно, очень много запросов именно от театральных деятелей, причём в основном столичных, московских и петербургских, легли в основу того законопроекта, который вы перед собой видите. Поскольку очень не хотелось бы, приняв законопроект, сразу начинать вносить в него те или иные поправки, наш комитет отнёсся к этому, как я вам уже имела честь рассказывать на днях, максимально ответственно: мы провели сначала расширенное заседание комитета, потом на "круглом столе" с деятелями культуры - и столичными, и региональными - обсудили всё, буквально по косточкам, по строчкам разобрали этот законопроект. Будем просить вас принять его в первом чтении, потому что все уточнения, которые мы хотим внести... Там действительно всё в принципе подлежит корректировке, нет ничего такого, что нельзя было бы ко второму чтению изменить. Предвосхищая ваши вопросы, - а я думаю, что интерес есть у многих, потому что все так или иначе сталкивались с этой проблемой, особенно находясь в Москве, - я вкратце расскажу, каковы замечания нашего комитета на данный момент, они на самом деле достаточно существенные. Сейчас положения законопроекта распространяются на организации культуры всех форм собственности - мы считаем, что будет справедливо, если речь пойдёт исключительно о тех организациях, которые получают бюджетное финансирование. Нас пока тревожит второй законопроект, который внесён и который идёт не через наш комитет, - это изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Сейчас законопроект написан так, что вообще реализация любого билета - например, если вы, не дождавшись у театра молодого человека или девушку, попытаетесь продать с рук без всякой наценки - грозит вам штрафом. Размеры этих штрафов сейчас предлагаются, на наш взгляд и, кстати, на взгляд Генеральной прокуратуры, несоразмерные: от 100 до 300 тысяч рублей - друзья, за продажу театрального билета! Вдумайтесь в это! Пока совершенно непонятно, каким образом смогут распространять билеты по-прежнему профсоюзные организации, родительские комитеты: будет ли родительский комитет одного класса, продавший по номиналу эти билеты другому классу, проходить как нарушитель и за это получать административное взыскание? Ещё раз хочу сказать, что все эти замечания ко второму чтению вполне возможно откорректировать. Все вопросы на самом деле решение в комитете нашли, я просто сейчас хочу вам их перечислить. По поводу десятипроцентной наценки. Честно вам скажем, по итогам многократных совещаний с самими театральными деятелями мы не видим смысла в установке именно такого ограничения на наценку. Цель театра - заполнить свой зал, и они сами, со своим официальным распространителем, в состоянии решить, на какой билет наценка будет 1-2 процента, на какой билет наценка будет 10 процентов, а на какой-то, может быть, и 20, и 50 процентов. Что касается доставки, она иногда может обходиться дороже, чем сам билет, смотря куда его нужно доставить. Мы считаем, что доставку отсюда необходимо убрать. Именные билеты. Да, сейчас такая практика есть. Из театров её реализует Большой театр, и это позволяет ему остаться в тех ценовых категориях, это позволяет ему оставаться социально доступным, потому что Большой театр - это национальное достояние, как справедливо считает его директор Владимир Георгиевич Урин. Но при этом пока совершенно непонятно, каков будет правовой статус контролёра, какие именно документы он сможет проверять, как будут защищаться наши с вами персональные данные, которые будут попадать в компьютер кассира данного театра. И обязательно нужно предусмотреть механизм, по которому всё-таки билеты можно было бы передавать, если, например, их купили заранее на маму и ребёнка, а мама, не дай бог, заболела и идёт папа, - сейчас никаким образом переписать это невозможно, но механизм переписывания должен быть простой. Что касается порядка возврата, то мы считаем, что порядок возврата должен быть прописан в самом законопроекте, как он прописан, например, в Воздушном кодексе, в Уставе железнодорожного транспорта, чтобы человек чётко знал, когда и за какую сумму он может вернуть билет, а когда этот билет становится невозвратным. Ну и, как справедливо заметила Алла Юрьевна Манилова, сейчас основная доля перекупщиков и во всём мире, и в России тоже работает через электронные сайты. Все эти люди из нашего детства, которые торговали на ступеньках, практически ушли в прошлое, поэтому необходимо сейчас же начать разрабатывать изменения в закон об информации... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. ...по борьбе с сайтами - зеркалами официальных сайтов театров и концертно-зрелищных учреждений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Александровна. Коллеги, вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. Уважаемая Алла Юрьевна, скажите, пожалуйста, может быть, мы можем допустить реализацию билетов иными лицами, например родительским комитетом, профсоюзными организациями и так далее, если при этом цена билета не будет превышать номинальную? МАНИЛОВА А. Ю. В соответствии с нашим законопроектом любые лица могут реализовывать билеты по договору с театром, если мы говорим о театре. Если речь идёт о том, что родительский комитет купил билеты, а потом по каким-то причинам дети не могут пойти в театр и билеты надо реализовать, для того чтобы деньги не пропали, то могу сказать так: билеты надо сдать в театр, и театр их примет. Требования к возврату, как я уже говорила, будут определены, они разрабатываются и будут установлены нормативным правовым актом - приказом Минкультуры, который будет зарегистрирован Министерством юстиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яхнюк Сергей Васильевич. ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алла Юрьевна, какова ваша позиция в части законодательного закрепления возможности возврата именных билетов и установления порядка переоформления билетов в случае невозможности посетить то или иное мероприятие? МАНИЛОВА А. Ю. Вы имеете в виду... Я правильно поняла, что речь идёт о том, что человек хочет в другой день прийти на тот же спектакль, - верно? Если об этом идёт речь, то скажу, что билеты являются формой строгой отчётности, это БСО, и могу привести понятную аналогию, например, с "Аэрофлотом": если мы купили билет и перебиваем его на другую дату, то с практической точки зрения это будет смена билета, а с юридической точки зрения мы билет возвращаем и покупаем новый. Точно так же и с театральными билетами, иное невозможно. Но в этом нет никакой проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Синяговский Владимир Ильич. СИНЯГОВСКИЙ В. И. Спасибо, Иван Иванович. Алла Юрьевна, будет ли считаться правонарушением существующая практика распространения коллективами, например родительскими комитетами, профсоюзами и прочими, билетов для массовых походов, когда билеты приобретаются и потом реализуются внутри коллективов? МАНИЛОВА А. Ю. Они заключают договор, приобретают билеты - какое здесь нарушение? Мы здесь нарушений не видим, если они не приобретают эти билеты... Это же родительские комитеты, они для детей приобретают и не являются профессиональными перекупщиками, против которых и направлен наш законопроект. Мы не видим здесь проблемы для родительских комитетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня тоже к Алле Юрьевне вопросы. Алла Юрьевна, а вот практика именных билетов, более широкая практика, рассматривается в данном случае для введения хотя бы в наших ведущих учреждениях? Потому что по паспортным данным... Не обязательно, я думаю, предъявлять удостоверение или паспорт при покупке, а вот его реквизиты, для того чтобы купить билет и чтобы потом его нельзя было перепродать, будут вполне надёжной гарантией. Это первый вопрос. И второй вопрос. Как вы относитесь к предложениям профильного комитета в части того, что условия сдачи всё-таки нужно закрепить в законе, а не в каком-то подзаконном акте - приказе или ином нормативном акте, чтобы было всё чётко, ясно и понятно прописано: как сдавать, почему сдавать и с какими, грубо говоря, потерями? МАНИЛОВА А. Ю. Ну, приказ Минкультуры - это полноценный нормативный правовой акт, действие которого будет обязательным на всей территории Российской Федерации. Он будет зарегистрирован Министерством юстиции и в нём будет очень подробно прописано всё, что связано именно с процедурными вещами. Мы не считаем нужным погружать это в тело закона. Что же касается вашего первого вопроса - спасибо за него, - в настоящее время именные билеты важный предмет, в том числе и общественной дискуссии. Действительно, практика, и я об этом говорила, Большого театра и Третьяковской галереи, которая организует посещение выставок как своего рода театральных спектаклей, а не просто показывает свою постоянную экспозицию, их практика очень позитивная, потому что... Скажем, у Большого театра есть проект "Большой - молодым" (на сайте Большого вы всё можете увидеть подробно). Этот проект позволяет студентам приходить в Большой театр. От 100 до 200 рублей билет, 150 рублей - средняя цена для студента. Это доступные билеты, но, конечно, не на все спектакли. Выделяются спектакли, на которые продаются только именные билеты и только для представителей студенчества. Большой театр также сотрудничает с мэрией Москвы, с департаментом социальной защиты мэрии Москвы, они формируют и проводят заявочную кампанию, и точно так же идут специальные постановки: выделяются отдельные дни, когда только по спискам пожилые люди, пенсионеры, ветераны также могут получить возможность за очень низкую цену купить билеты. Это в первую очередь акции социального порядка, и они, безусловно, себя оправдывают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Алла Юрьевна, из текста законопроекта вытекает, что организации культуры сами определяют порядок возврата, а вы заявляете, что это будет определено нормативным правовым актом, - как будет решаться коллизия? И какие параметры предполагается установить, ну например: при возврате за трое суток выплачивается 100 процентов, от суток до трёх - 50 процентов, ну а при возврате за сутки уже ничего не выплачивается - или как предполагается? МАНИЛОВА А. Ю. Мы в приказе будем формулировать требования к порядку. В отношении свободы организаций относительно ценообразования - они будут руководствоваться исключительно требованиями, которые будут, как я уже сказала, оформлены нормативным правовым актом. Действительно, мы провели два больших совещания, в каждом из которых участвовало более сорока руководителей наших крупнейших учреждений культуры. Вопросы дискуссионные, и есть два варианта. Первый вариант именно тот, о котором вы сказали: по аналогии с "Аэрофлотом" или, скажем, с "Российскими железными дорогами" предлагается рассмотреть возможность внедрения динамической системы - ведь есть динамическое ценообразование в "РЖД" при сдаче билетов. Если человек сдаёт билет, условно, за неделю или за десять дней, он получает стопроцентный возврат, если за пять дней, то меньше, если за день, возврат будет много меньше. И это, наверное, будет оправданно и справедливо, потому что у театра практически уже не будет возможности этот билет реализовать и театр понесёт материальные издержки, ну и моральные тоже - пустые места в зале к ним, безусловно, относятся. Так что мы сейчас рассматриваем и после принятия закона очень оперативно выйдем уже при полной поддержке театрального сообщества на вариант, который всем, и нашему сообществу в том числе, покажется самым справедливым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Алла Юрьевна, ну, из опыта тех, кто ходит в театр: на билете написано, что он возврату и обмену не подлежит. Конечно, 3 миллиона, о которых вы говорите в связи с Театром наций, - это впечатляющая цифра, но на практике реально вернуть билет нельзя, и в Большой театр в том числе. Когда сам театр отменяет представление, ситуация понятна, а когда человек по каким-то причинам не может пойти, я считаю, ваша динамическая теория - про "Аэрофлот" и про другое - не совсем корректна. Здесь же не требуется, скажем так, подтверждения, это не средство опасности - не поезд или самолет. Каким образом человек, который не может пойти в этот день, может, скажем так, ну не то чтобы избавиться, а предложить этот билет коллеге, ещё кому-то? Это не урегулировано. И скажите: а вот кто инициатор внесения изменений в КоАП? Это вы предлагаете - штраф 300 тысяч за реализацию лишнего билета? МАНИЛОВА А. Ю. КоАП не предмет нашего сегодняшнего обсуждения, мы ещё будем работать на площадке Государственной Думы. Что касается вопроса о сдаче билетов - возможна сдача или нет. Если человек хочет подарить билет коллеге или девушке, безусловно, мы в эти частные вопросы никоим образом своим законопроектом не вмешиваемся. Мы говорим о другом: о том, что продать билет выше цены, которая на нём написана, нельзя; мы говорим только о том, что продать по цене выше нельзя, это будет законом запрещено. Кто же мешает подарить билет, ну что вы, это хороший подарок, это прекрасно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Извините, пожалуйста, коллеги. Прямо скажем, в изменениях в КоАП написано, что реализация лицом неуполномоченным, вне зависимости от того, по номиналу или с наценкой, влечёт за собой вот этот штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Давайте в заблуждение вас тоже сейчас вводить не будем. Другой вопрос, что действительно мы сегодня не рассматриваем изменения в КоАП, у нас для этого будет другая возможность, другое заседание и так далее. Что касается возврата билетов. На самом деле мы разговаривали с очень многими людьми, которые с успехом возвращают билеты. У нас эта позиция закрыта Законом "О защите прав потребителей", согласно которому от услуги можно отказаться в любой момент. У нас действительно страдают основные, элитарные, самые знаменитые театры, когда в половине седьмого вечера приходит человек и говорит, что все его 50 родственников заболели гриппом, понимаете? Конечно, мы изучаем западный опыт. Во Франции, допустим, все билеты невозвратные, ты купил - всё, это твоё дело, но во Франции есть такая формулировка: "Запрещена перепродажа на регулярной основе", то есть ты от любого билета можешь избавиться и тебе за это абсолютно ничего не будет. А, например, в Австралии есть закрытый список случаев, когда тебе вернут полную стоимость: твоя болезнь, болезнь родственника, ребёнка, не дай бог, несчастье, экстренный отъезд. И есть такой же список случаев, когда тебе ничего не вернут: немотивированный отказ от посещения, но опять же, если ты от этого билета хочешь избавиться, продав по номиналу, это твоё личное дело. Конечно, требуются корректировки в этом пакете законопроектов в том, что касается КоАП. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемая Алла Юрьевна, мой вопрос касается именных билетов: предусмотрена ли в вашем законопроекте возможность замены посетителя мероприятия, например в день концерта? Часто складывается ситуация, когда билет покупается в подарок, а именные билеты обычно продаются на события, которые вызывают повышенный интерес у зрителей. Планируете ли вы как-то урегулировать данную ситуацию? Я от себя всё-таки вношу предложение, и я поддерживаю докладчиков, которые передо мной выступали: я считаю всё-таки, что невозвратные билеты во многом разрешили бы сложившуюся ситуацию - они стали бы доступнее, искусство стало бы ближе к народу и эта проблема была бы решена. МАНИЛОВА А. Ю. Что касается именных билетов. Действительно, они применяются на спектаклях, которые рассматриваются как социальные акции, я об этом уже сказала, для молодёжи и пожилых людей, также именные билеты практикует Большой театр на некоторых спектаклях, имеющих ажиотажный, повышенный спрос, лучший пример - это новогодний "Щелкунчик", на который билеты являются именными. За три месяца любой человек вправе - это же не именные списки - зайти на сайт Большого театра и забронировать билет в разных ценовых категориях: я говорила, что место в партере, в первом ряду будет стоить 15 тысяч рублей, на остальные места цены будут ниже. Это защищает граждан, которые хотят посетить в данном случае ажиотажный спектакль "Щелкунчик", от того, чтобы двери театра были закрыты перед ними вовсе, поскольку у спекулянтов, как я уже говорила, цена билетов на "Щелкунчик" доходит до 150 тысяч рублей. И в прежние годы, до внедрения технологии именных билетов, на этот спектакль, поскольку он новогодний, билеты вымывались тотально, а сейчас благодаря именным билетам граждане могут попасть на этот спектакль в Большой театр, и цена билетов разная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Александровна, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. На рабочем месте включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Коллеги, казалось бы, вопрос такой творческий, тем не менее он касается достаточно большого круга людей - тех, кто любит искусство и ходит в театр. По поводу того, что сегодня обсуждалось. Ещё раз могу сказать, что задача возврата билета в Большой театр практически невыполнима. Сдать билет нельзя - надо быть реалистом. Попробуйте, возьмите билет и потом придите в кассу хоть перед, хоть до, хоть после спектакля - никто у вас его уже не возьмёт. И в судебном порядке этот вопрос решён: они отказываются возвращать деньги за билеты. Но наверное, это не главный вопрос. Главный вопрос, который сейчас нужно решать, - это введение запрета зеркальных сайтов: заходишь по тем же реквизитам, по названию театра, а попадаешь на совершенно непонятный сайт, и, если дойти до самого конца, там внизу мелкими буквами будет написано, что этот сайт не является официальным сайтом театра. Но не все специалисты, и не все это понимают! Вот, на мой взгляд, мы должны всё-таки чётко определить... Театры, которые будут разрабатывать положения о возврате билетов, конечно, все примут решение, что билеты будут невозвратные, и надо, наверное, сразу к этому идти. Но возможность реализации билета, который, скажем, вы взяли с друзьями, с семьёй, но по какой-то причине не смогли пойти, конечно, должна быть, по номиналу или, там, плюс 10 процентов, но должна быть возможность его реализовать. Вы представляете, что будет: если, допустим, заболел кто-то из членов семьи, вы хотите продать лишний билетик по номиналу, а вас тут же хватают сотрудники, и начинаются разборки? Вот этого-то делать не нужно! А если вы там ещё цифру "300 тысяч" поставите, я считаю, вообще вся полиция будет работать вокруг театров. Вы представляете, какие у них будут эффективные способы борьбы с различными негативными элементами нашей жизни?! Однозначно всё-таки нужно идти к тому, чтобы билеты были невозвратные, но человек, который купил... Дело в том, что для перекупщиков... Вы же понимаете, что это сразу отсечёт огромный пласт людей, которые покупают билеты, с тем чтобы перепродать. Вы эту проблему уже решаете, и не нужно из людей делать преступников! А вы, если хотите такие показатели ввести в КоАП, фактически хотите сделать из наших граждан, которые не могут пойти на спектакль, ну, я не знаю, там, воров, спекулянтов и так далее. На мой взгляд, надо рассматривать эти законопроекты - этот и о внесении изменений в КоАП - одновременно. И нужно использовать мировую практику, о которой мы сегодня услышали от председателя комитета. Я думаю, что Европа, весь мир уже этот путь прошли, и искать какой-то свой путь, чтобы отдельно было решение Министерства культуры, а потом каждый театр принимал своё решение, наверное, неправильно. Должны быть единые требования, и в законе надо всё это предусмотреть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бортко Владимир Владимирович. На рабочем месте включите микрофон. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Самое главное, по-моему, о чём мы должны думать, принимая этот закон, - это о том, чтобы удовлетворить желание наших граждан попасть на те спектакли, на те мероприятия, на которые они в принципе попасть не могут, в частности в Большой театр. Я сам несколько лет тому назад пытался для одной юной дамы в возрасте четырёх лет купить билет на тот же "Щелкунчик" - 100 тысяч рублей! Я получаю, в общем, достаточно приличные деньги в Думе, но не могу себе это позволить. Тот законопроект, который мы сейчас рассматриваем, - это один из немногих законопроектов, направленных на поддержку наших граждан, в отличие от многих других законов, которые мы здесь принимаем, поэтому оппозиционная фракция КПРФ, безусловно, будет его поддерживать. И поправки, которые мы будем вносить и которые необходимы, конечно, должны его улучшить. Мы поддержим этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пилюс Наталия Николаевна от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". От фракции - поставьте время. ПИЛЮС Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Я поддерживаю мнение Владимира Владимировича о том, что в первую очередь этот законопроект направлен на соблюдение прав граждан на доступ к культурным благам. И безусловно, то, что предложено в законопроекте, - прежде всего это обеспечение открытости и доступности информации для населения - является очень важным. Здесь вносятся дополнения в действующую с 2014 года статью 36-2, касающиеся того, что гражданин будет получать на сайте или на информационном стенде информацию о цене билета, об организации, которая занимается реализацией билетов, о порядке возврата билета и, если билеты являются именными, о способе их приобретения. Здесь много говорилось об именных билетах, но, безусловно, их использование связано с показом либо очень популярных спектаклей, либо представлений Большого театра и действительно имеет социальную направленность. И законопроектом вводится новая статья - 52-1, в которой полностью регламентируется порядок оформления, возврата билетов и говорится о необходимости информировать население о тех организациях, которые будут оказывать услуги по продаже билетов. Хочется сказать, что положение о наличии сайтов, которое действует с 2014 года, серьёзно облегчило гражданам приобретение билетов. Например, Театр наций через свой онлайн-сайт продаёт 66 процентов билетов. И безусловно, когда система онлайн-продажи будет отлажена очень хорошо, это создаст дополнительные барьеры для спекулятивных действий организаций, которые не имеют соответствующих прав. Законопроект направлен на совершенствование порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия, а также на решение проблем, связанных с незаконной перепродажей билетов по цене выше стоимости, указанной в билете. Все замечания, которые сегодня прозвучали и ещё поступят в комитет, безусловно, будут рассмотрены ко второму чтению. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталия Николаевна. Алла Юрьевна, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста. МАНИЛОВА А. Ю. Большое спасибо, Иван Иванович. Я не буду выступать с заключительным словом, я только поблагодарю депутатов. Безусловно, ко второму чтению мы ещё раз вместе с депутатами всё посмотрим. А что касается подготовки нашего приказа, мы учтём в приказе ситуацию, когда граждане по объективным причинам вынуждены сдавать билет, чтобы они не несли потери в случае, если не могут прийти в театр именно по объективной причине - по причине болезни или иной. Мы обязательно внимательно посмотрим на этот сюжет при подготовке требований к порядку сдачи билетов. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Александровна, пожалуйста. Депутату Ямпольской включите микрофон. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Уважаемые коллеги, я обещаю, что наш комитет приложит максимум усилий, чтобы ко второму чтению были согласованы интересы абсолютно всех сторон, которые участвуют в этом процессе, - это и наши ведущие театры, которые страдают от возврата и от перекупщиков, это и региональные театры, которым надо распространять свои билеты, и ограничения в этом смысле им совершенно не нужны, это и наши граждане, ради которых, собственно, и существует театральное искусство. Но для того чтобы мы все эти шаги совершили, нам надо совершить первый шаг - принять данный законопроект в первом чтении, к чему я вас и призываю. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 21 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.