Заседание № 64
01.12.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 54508-4 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части, касающейся правил распространения продукции средств массовой информации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6622 по 6814 из 7047
Пункт 19 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". Доклад депутата Государственной Думы Александра Викторовича Чуева. Пожалуйста, Александр Викторович. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", в котором предлагаются изменения в статьи 2, 37 и 56 соответствующего закона. В принципе этот законопроект должен был рассматриваться пакетом с законопроектами, которые были рассмотрены ранее, на другом заседании, потому что тематика, которую он охватывает, похожа, тем не менее в силу решения комитета мы рассматриваем его сегодня. О чем идет речь в данном законопроекте? Прежде всего законопроект вводит ряд новых понятий, в частности понятия "электронное издание" и "системный администратор", связанных с электронными средствами массовой информации. На сегодняшний день, как вы прекрасно знаете, очень многие средства массовой информации имеют свой выход в Интернет, у нас есть даже Интернет-телевидение, у нас есть Интернет-радио, у нас есть Интернет-газеты и журналы. И, к сожалению, сегодняшний Закон "О средствах массовой информации" эту среду, эту сферу деятельности изданий практически охватывает мало, в частности в вопросах собственности, в вопросах того, кто реально должен отвечать за содержание тех или иных публикаций в Интернет-изданиях, и так далее. Вводится также понятие системного администратора, которое дает нам возможность разграничить понятия собственника электронного издания и владельца электронного сайта, а также системного администратора, который и призван регулировать прохождение тех или иных материалов и обеспечивать контроль за ними в Интернете. Кроме того, вносятся изменения в статью 37, а также в статью 2, касающиеся демонстрации сцен жестокости и насилия. Сразу оговорюсь, что данный законопроект не противоречит принятому нами в первом чтении проекту закона о внесении изменений и дополнений в закон о СМИ, который вносит изменения в статью 4 и конкретизирует, где запрещается демонстрировать трупы, сцены насилия и так далее. Думаю, что во втором чтении, если этот законопроект будет принят, можно будет отрегулировать некоторые нюансы двух законопроектов таким образом, что они будут друг друга дополнять, поскольку противоречий здесь нет, это другие статьи закона и по-другому формулируются. Речь идет о том, чтобы на сегодняшний день исключить сцены жестокости и насилия. Во-первых, надо дать определение, что это такое (определение достаточно емкое, законопроект вам роздан, и вы можете посмотреть), и практически ограничить время показа такой информации - с 23 часов до 4 часов. Во-вторых, сокращается время показа (можно также во втором чтении отрегулировать) в силу того, что существует так называемое местное время. И вы знаете, что у нас идет трансляция телепередач практически сразу во многих субъектах Российской Федерации, иногда во многих часовых поясах. Поэтому и время разное: разные часовые пояса. В-третьих, дается также определение эротики, демонстрируемой в средствах массовой информации, и вводится регулирование времени показа эротических фильмов и передач в электронных средствах массовой информации. Это время также может быть скорректировано во втором чтении. Понятие эротики, естественно, отличается от понятия порнографии, которая сегодня уже запрещена к демонстрации законом о СМИ, и дается именно потому, что в силу отсутствия определений порнографии как таковой и эротики, к сожалению, часто происходит путаница, в средствах массовой информации одно выдается за другое. А кроме того, нет четкого определения, что все-таки является эротикой, и неясно, когда она должна демонстрироваться СМИ. Вот суть законопроекта, который вам предлагается. И я думаю, что имеет смысл его принять и потом, впоследствии, доработать уже два законопроекта во втором чтении, чтобы убрать те коллизии, которые могут возникнуть с их принятием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад председателя Комитета по информационной политике Валерия Яковлевича Комиссарова. Пожалуйста, Валерий Яковлевич. Если можно, покороче. КОМИССАРОВ В. Я. Спасибо за предоставленное слово. Уважаемые коллеги, уважаемый Георгий Валентинович! Сейчас мы рассматриваем законопроект, который внес Александр Викторович Чуев, и в этом законопроекте предлагается очередной вариант урегулирования вопроса распространения материалов, демонстрирующих сцены жестокости и насилия по отношению к людям и животным, а также материалов эротического характера. Такова основная цель данного законопроекта. Особый акцент делается на урегулировании распространения такой информации по сети Интернет. В связи с этой инициативой я бы еще раз отметил, что иногда действительно имеет место некоторая избыточность в показе сцен насилия, в том числе и той информации, которую можно получить по сети Интернет. Но механизмы, которые предлагаются в рассматриваемом законопроекте для ее реализации, по мнению членов комитета, на практике не приведут к положительному результату. Правовые понятия, используемые в любом нормативном правовом документе, должны быть точны и понятны для их успешного применения на практике. Такой точности нет в предлагаемом законопроекте. Например, из текста пункта 1 статьи 1 законопроекта можно понять, что сайт есть одна из разновидностей электронного издания, в то же время далее в тексте, где дается определение электронного издания, понятие "сайт" ни разу не упоминается. Трудно понять смысл и некоторых словосочетаний, используемых в тексте законопроекта, таких, например, как "демонстрация сайтов". И подобных вопросов по мере ознакомления с текстом законопроекта возникает много. И совершенно справедливо отмечается в заключении Правового управления Аппарата Госдумы и в отзыве Правительства Российской Федерации, что неконкретная, однозначная трактовка новых правовых понятий, определений новых субъектов права, которые предлагается ввести законопроектом, на практике создает большие трудности. Новые понятия не корреспондируют с теми, которые используются в действующем законе о СМИ, и нарушают всю конституцию закона, его стилистику. Что касается ответственности за нарушение законодательства о СМИ, то для решения этой задачи никак не достаточно одного упоминания о той или иной форме ответственности. Требуется точная квалификация состава правонарушения, определение конкретной меры ответственности за конкретное правонарушение и, как следствие, внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты, в первую очередь в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Есть и другие положения законопроекта, которые не представляется возможным принять, но не буду их повторять: замечания по ним сформулированы в отзыве правительства и в заключении Правового управления Аппарата Госдумы. Также еще раз хотел бы подчеркнуть, что правом уже предусмотрены механизмы, позволяющие урегулировать многие возникающие проблемы. Вопрос в том, насколько эффективно эти правовые положения применяются, не нужна ли самим правоприменителям корректировка норм действующего законодательства. Комитет рассмотрел данный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить данную законодательную инициативу. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Пожалуйста, Ближина Любовь Фёдоровна. БЛИЖИНА Л. Ф. Александр Викторович, ответьте мне, пожалуйста, вот какая форма распространения информации предусматривается в вашем законопроекте? Ведь форма распространения массовой информации подлежит в соответствии с Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" обязательной государственной регистрации и ее определение должно быть конкретным. И второй вопрос. В пункте 4, касающемся статьи 37, вы ограничиваете распространение материалов, содержащих информацию эротического характера, а также информацию с элементами жестокости и насилия без кодирования сигнала или иного специального ограничения, препятствующего свободному доступу к этой информации, разрешая его с 23 до 4 часов утра. Но у нас же есть регионы, в которых не совпадает время. Например, у нас в Москве 12 часов ночи, а через четыре - шесть часов в другом регионе уже день, так что эта программа может показываться по телевидению. Как быть с этой разницей во времени? Вы же знаете, это у нас... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Чуеву включите микрофон. ЧУЕВ А. В. Я сразу отвечу на второй вопрос. Именно поэтому речь идет о местном времени, а не о каком-либо другом, о времени конкретного субъекта Российской Федерации, именно в силу разницы во времени и возможности демонстрирования тех или иных вещей в разное время в разных субъектах. Но, еще раз говорю, время может быть скорректировано во втором чтении. Это первое. Что касается распространения информации, честно говоря, не очень понятен вопрос. У нас есть разные средства массовой информации: есть печатные средства массовой информации, есть электронные средства массовой информации. На самом деле данный законопроект не устанавливает способы распространения средств массовой информации, они уже установлены действующим законом, и регистрация происходит в соответствии с действующим законом. Так вот предлагается ввести понятие электронного издания именно для того, чтобы электронные сайты и издания регистрировались в соответствии с действующим законом и действовали на основании этого закона. Потому что на самом деле сегодня огромное количество средств массовой информации, которые действуют в Интернете, вообще нигде и никогда не регистрировались. Покупается определенное Интернет-время, создается сайт, который представляет из себя средство массовой информации, к нему подключается определенный модемный пул, определенная техника, позволяющая многим посетителям одновременно находиться на этом сайте, и он действует как средство массовой информации, но не регистрируется, то есть выпадает из поля регулирования действующего закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель правительства? Представитель президента? В заключительном слове есть необходимость? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". Кто за то, чтобы его принять? Комитет рекомендует его отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 24 мин. 30 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2% Проголосовало против 35 чел.7,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 108 чел. Не голосовало 342 чел.76,0% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 58
12.11.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 54508-4 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части, касающейся правил распространения продукции средств массовой информации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2899 по 2902 из 7189
Пункт 17 автор, Чуев, просит перенести. У меня есть документ, Чуев в командировке, есть его письмо. Переносим на более поздний срок. Это для стенограммы.