Заседание № 248

16.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 544961-6 "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся разработки и утверждения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5497 по 5729 из 5933
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 66       
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".                    
                                                                                
Виктор Евграфович Шудегов, пожалуйста.                                          
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный            
законопроект подготовлен фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", фактически он даёт     
ответ на вопрос, который на одном из последних заседаний весенней сессии        
Государственной Думы был поставлен председателем нашего Комитета по             
образованию Никоновым Вячеславом Алексеевичем. Он спросил: "А где единое        
образовательное пространство в нашем законе?" Данный законопроект как раз       
направлен на укрепление единого образовательного пространства на территории     
России.                                                                         
                                                                                
Все мы понимаем, что в современных геополитических условиях единое              
образовательное пространство является реальной мощной скрепой российской        
государственности. Особо следует подчеркнуть, что Федеральный закон "Об         
образовании в Российской Федерации" не установил реальных правовых              
механизмов, обеспечивающих единство образовательного пространства, и не         
определил, как будет обеспечиваться единство содержания определённой части      
основных образовательных программ. Всё это делалось под видом привнесения       
якобы либеральных ценностей, свободы в систему образования. Закон для блезира   
ввёл понятие обязательной части основной образовательной программы, не дав      
ему определения, не установив его правовой сущности. Федеральными               
государственными образовательными стандартами общего образования также не       
даётся ответ, что такое обязательная часть основной образовательной             
программы, кто её определяет, кто устанавливает, кто и как проверяет её         
исполнение. При этом мы должны помнить, что статья 12 Федерального закона "Об   
образовании в Российской Федерации" зафиксировала следующее: "Образовательные   
программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией,           
осуществляющей образовательную деятельность...". Одновременно статьёй 28        
установлено, что образовательные организации свободны в определении             
содержания образования. Таким образом, в отношении содержания основных          
образовательных программ имеет место правовая неопределённость, и каждая из     
более чем сорока трёх тысяч общеобразовательных организаций может               
реализовывать свои основные образовательные программы с собственным             
содержанием.                                                                    
                                                                                
Возможно ли в этих условиях единое образовательное пространство? Ответ здесь    
только один - нет. И это подтверждается практикой - в России уже нет единого    
образовательного пространства. Президент России вынужден указывать на           
необходимость разработки единого учебника истории, он беспокоится о             
разрушении норм русского языка, предлагает создать списки обязательных          
произведений для чтения по литературе - президент видит проблему, а             
министерство, похоже, подслеповато.                                             
                                                                                
Российские академики откликнулись на призыв президента, разработали концепцию   
единого учебника истории, кстати, очень большую роль здесь сыграл и наш         
спикер, Сергей Евгеньевич Нарышкин. Ирина Яровая в заботах о безопасности и     
противодействии коррупции внесла законопроект, которым предлагает ввести в      
России единые учебники по истории, литературе, русскому языку и математике, -   
напрашивается известное выражение: "Далее - со всеми остановками", учебных      
предметов ещё много.                                                            
                                                                                
Есть единственно правильное решение - ввести инвариант содержания               
образования, то есть обязательной частью основной образовательной программы     
установить содержание образования общенациональной значимости, которое будет    
являться инвариантом для всех школ, независимо от того, где школа находится -   
в Москве, в Татарстане, в Башкортостане или в других субъектах.                 
Соответственно, при этом остаётся пространство для регионально-национального    
и школьного компонентов содержания образования.                                 
                                                                                
Предлагаемым законопроектом устанавливается, что обязательная часть основной    
образовательной программы, разрабатываемой общеобразовательной организацией,    
по своему содержанию и объёму часов должна соответствовать обязательной части   
соответствующей примерной основной образовательной программы. Таким образом,    
фиксируется не только соответствие содержания обязательной части основной       
общеобразовательной программы, но и количество часов, отведённое на её          
усвоение.                                                                       
                                                                                
Одновременно определяется порядок разработки и утверждения примерных основных   
образовательных программ общего образования. Законопроектом                     
предусматривается, что каждая примерная основная образовательная программа      
общего образования должна содержать обязательную часть основной                 
образовательной программы и часть, формируемую участниками образовательных      
отношений.                                                                      
                                                                                
Таким образом, законопроект направлен на гарантированное обеспечение единого    
образовательного пространства на территории России при реализации программ      
общего образования. Восстановление единого образовательного пространства        
России - это первый основополагающий шаг в укреплении обороноспособности        
нашей страны, следующий шаг - это переход к единым учебникам.                   
                                                                                
Законопроект не потребует выделения дополнительных финансовых средств из        
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Конечно, сейчас мне будут возражать коллеги из нашего комитета, ведь            
образовательные программы, которые сегодня фактически все образовательные       
учреждения составляют сами, создаются на основе федеральных государственных     
образовательных стандартов, то есть они не из пальца высасываются. Сразу хочу   
привести пример, который прозвучал в выступлении Вячеслава Алексеевича          
Никонова, я уже здесь цитировал. Он задал вопрос: "Где гарантированное          
Конституцией единое образовательное пространство и где качество?" А где         
содержание федеральных образовательных стандартов? Помните, тогда прозвучали    
блистательные примеры - про сине-бело-голубой флаг России, про засилье в        
литературном чтении не Пушкина, Лермонтова, Маршака, а Овсея Дриза, про         
отставку наших известных художников - Поленова, Васнецова, Куинджи, теперь на   
пьедестале "Крик" Эдварда Мунка. Коллеги, конечно, коммерческая ценность,       
может быть, и высока у этих произведений... В принципе программы составлены     
на основе федеральных государственных образовательных стандартов, то есть это   
не запрещено, школы сами вводят то, что считают нужным.                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать данный законопроект, подготовленный     
фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Евграфович, присаживайтесь.               
                                                                                
Ирина Викторовна Мануйлова.                                                     
                                                                                
МАНУЙЛОВА И. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мой коллега     
по комитету только что представил законопроект и совершенно правильно           
обозначил проблему отсутствия единого образовательного пространства на          
территории Российской Федерации в условиях внедрения новых образовательных      
стандартов, потому что именно в стандартах вся соль.                            
                                                                                
Мне жаль, что автор законопроекта разделяет позицию министерства, считая, что   
основная образовательная программа школы должна быть привязана к примерной      
образовательной программе. Именно это и произошло в 2004 году, именно с этой    
позицией не согласна та рабочая группа, которая создана в комитете,             
межфракционная кстати, и от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" там работает          
Драпеко Елена Григорьевна, за что я ей глубоко благодарна. Очень жаль, что      
вы, Виктор Евграфович, не присоединились к нашей работе, потому что тогда,      
возможно, противоречия не было бы.                                              
                                                                                
Моё глубокое убеждение: содержание образования, которое обеспечит единое        
образовательное пространство, должно быть внесено в федеральные                 
государственные образовательные стандарты, потому что на основе стандарта       
пишутся все примерные программы, пишутся все основные образовательные           
программы, и пока в стандарте этого содержания не будет, всё остальное будет    
просто от лукавого.                                                             
                                                                                
Что касается числа часов, то вынуждена огорчить авторов: сегодня в стандарте    
как раз число обязательных часов очень чётко прописано, нужно только            
прочитать эти стандарты, они слишком большие, но их всё-таки можно взять и      
прочитать от корки до корки, тогда, наверное, не было бы таких заявлений.       
                                                                                
Я констатирую тот факт, что сегодня проблема, обозначенная авторами, важна,     
её действительно нужно решать, но другим способом, идти нужно другим путём.     
Именно поэтому рабочая группа продолжает свою работу, ряд предложений в адрес   
министерства образования мы высказали, и наше несогласие с позицией             
министерства касается именно примерных образовательных программ: они не могут   
и не должны брать на себя функцию по обеспечению единства образовательного      
пространства, потому что эта функция в законе чётко определена за стандартом,   
от стандарта начинается разработка программы, а затем - разработка учебника.    
Если в стандарте содержание образования будет не просто разбито по предметным   
областям и предметам, а ещё и разнесено по годам обучения и мы чётко будем      
знать, какой материал должен быть пройден по математике, по физике, по          
истории в 5, 6, 7-м классах и так далее, то и авторы учебников будут            
вынуждены придерживаться именно этого содержания и всё-таки создадут те самые   
единые учебники, благодаря которым ребёнок сможет безболезненно переходить из   
школы в школу независимо от того, по каким программам осуществляется обучение   
в данной конкретной школе...                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Викторовна, извините. Минута осталась до 18         
часов, и я обязан сказать: коллеги, завершим рассмотрение этого                 
законопроекта, затем рассмотрим один по сокращённой процедуре и на этом         
сегодня закончим.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, продолжайте, Ирина Викторовна.                                      
                                                                                
МАНУЙЛОВА И. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Правительством Российской Федерации не поддерживается данный законопроект.      
                                                                                
Правовое управление в своём заключении отмечает, что автором введены термины    
"общенациональная значимость" и "инвариантность", расшифровки которых мы в      
предложенном законопроекте не увидели. Я не говорю о том, что к законопроекту   
есть замечания юридико-технического характера.                                  
                                                                                
Тем не менее, принимая во внимание ту работу, которая ведётся в комитете, в     
том числе с учётом работы депутатов всех фракций, работу, которая сегодня как   
раз и нацелена на принципиальное изменение уже принятых стандартов и на         
внесение в них того самого обязательного для всех без исключения школ           
содержания образования, могу только предложить коллегам к нам присоединиться.   
                                                                                
Комитет не поддерживает концепцию законопроекта и предлагает Государственной    
Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Пожалуйста, прошу записаться.                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вера Анатольевна Ганзя.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемая Ирина Викторовна, вот я так и не поняла, с нами вы или не с нами в    
данном вопросе? Сложно понять. Дело в том, что проблема-то действительно        
назрела и её надо решать. Почему бы не принять сейчас законопроект в первом     
чтении, а потом уже дорабатывать его с учётом тех замечаний, о которых вы       
сейчас нам сказали? У меня вопрос конкретный: когда всё-таки мы наведём в       
этом плане порядок?                                                             
                                                                                
МАНУЙЛОВА И. В. Ну, сначала отвечу на вопрос "когда?". Я считаю, что,           
поскольку министерство образования чётко обозначило дату, к 15 декабря мы       
должны закрыть этот вопрос.                                                     
                                                                                
А вот что касается того, поддерживаю или не поддерживаю... Ну, в той            
редакции, которая внесена... Посмотрите стенограмму заседания комитета,         
посмотрите решение рабочей группы. Вера Анатольевна, вы педагог, поэтому, в     
отличие от многих присутствующих, вы чётко понимаете разницу между тем, что     
такое стандарт, что такое примерная образовательная программа и что такое       
образовательная программа образовательной организации. Я не стала бы ставить    
телегу впереди лошади, давайте мы вернём единое содержание в стандарт, по       
которому мы разрабатываем и примерные программы, и образовательные программы    
и, в конце концов, готовим учебники.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих.                                           
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              148 чел.32,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    148 чел.                                          
Не голосовало                 302 чел.67,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.