Заседание № 110
О проекте федерального закона № 54480-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости". Докладывает Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. К этому законопроекту у Правового управления Аппарата Государственной Думы также замечаний нет, он готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто-то хотел бы выступить по мотивам от фракций? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 03 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 109
О проекте федерального закона № 54480-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Так, коллеги, у нас 26-й вопрос перенесён на 5 июля, 27-й будет рассматриваться после 16.00. Сейчас вопрос 29, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости". Коллега Фабричный, пожалуйста. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я обращаю ваше внимание на то, что в первом чтении данный законопроект был принят 11 декабря 2012 года. Я напомню, что в основном он направлен на выполнение "дорожной карты" в сфере регистрации прав и кадастрового учёта, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года. В период между первым и вторым чтениями к законопроекту были подготовлены замечания, вопросы, предложения. В общей сложности поступило сорок поправок, комитет восемь из сорока поправок предлагает принять и тридцать две отклонить. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, рекомендуемых к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 06 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 35 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Рассматривать законопроект в третьем чтении комитет пока не предлагает, да?
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 14 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 64
О проекте федерального закона № 54480-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
30-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект вносит поправки в основном в два закона - в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости". Я, во всяком случае, надеюсь, что юридические и экономические умы когда-то придут всё-таки к тому, чтобы эти два процедурных закона, связанных, с одной стороны, с учётом, грубо говоря, с обмером объектов недвижимости, с другой стороны, с регистрацией прав, всё-таки были объединены в единый закон, с тем чтобы мы с вами, как, собственно говоря, и наши избиратели, не мучились, не бегали по организациям, выстаивая в очередях, и так далее, и так далее. Но в принципе мы к этому движемся, движемся и в административном плане: мы знаем, что объединены сейчас орган, который занимался кадастром, и орган, который занимался государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вот и данный законопроект также в это направление укладывается. Суть данного законопроекта: в первую очередь определяется электронный порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок ведения государственного кадастра недвижимости, порядок представления сведений, соответственно, порядок выполнения кадастровых работ в отношении объектов недвижимости. Законопроектом предполагается также законодательно закрепить возможность представления заявления и других документов в электронной форме, что, конечно же, значительно упростит жизнь граждан, существенно уменьшит число заявителей, которые обращаются лично. Естественно, уменьшатся очереди, сократится время приёма документов и время, которое потребуется чиновникам для обработки документов. Соответственно, мы сбережём здоровье и правообладателей, и тех лиц, которые работают в этой службе. Законопроект достаточно технический: в отдельные статьи законов вносятся некие добавления, о сути которых я сказал. Есть ещё такие чисто административные вещи, как передача органом, который занимается нормативно-правовым регулированием, - это Министерство экономического развития - в Росреестр функций по подготовке и принятию таких актов, как правила ведения книг учёта документов и дел, правоустанавливающих документов и так далее, что, собственно говоря, они всегда и делали, только потом передавали в соответствующее министерство и там, в общем-то, добивались их принятия. Сейчас это будет упрощено. Уважаемые коллеги, закон абсолютно не политический, абсолютно правильный. Правительство нас поддержало, ну и те комитеты, которые рассматривали этот законопроект, также поддержали. Мы, конечно, над ним будем работать, там даты вступления в силу немножко будут правиться. Я предлагаю от имени комитета принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Павел Владимирович, в своё время у ФРС, вернее, тогда это была не ФРС, а регслужба, была такая процедура - ускоренная регистрация прав на недвижимое имущество, по-моему, десять дней, давно это было очень. Потом это убрали, но практика показала, что это отсекло значительную долю коррупционных злоупотреблений в регслужбе. Сейчас с тридцати до двадцати дней срок снижен. Как вы смотрите на то, чтобы ещё срок уменьшить, скажем до пятнадцати дней, и ввести ускоренную процедуру, допустим до пяти дней? Ведь тогда ситуация с коррупционной составляющей в регслужбе изменится. Это первый момент. И второй момент. Скажите, пожалуйста, а как дело обстоит с Гражданским кодексом? Там вопросы-то пересекающиеся. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо, особенно за вторую часть вопроса. Мне посчастливилось эту службу создавать в своё время. Действительно, первоначально, я напомню, у нас были регистрационные палаты субъектов Федерации, и Министерство юстиции утверждало положения и утверждало главного регистратора. Многие акты утверждались субъектами Федерации, и был вот этот самый сокращённый срок. Но по нашему мнению и по мнению правоохранительных органов, вот этот сокращённый срок приводил к коррупции. Но, к сожалению, сейчас, бывает, обратная ситуация наблюдается. Допустим, бабушка пришла и говорит: "Мне надо за два дня, сынок, сделать регистрацию". Регистратор это может сделать, но если он это начнёт делать, в компьютере высвечивается красным цветом это всё, и обязательно придут с проверкой: почему конкретной гражданке это сделано? На самом деле, конечно, внесение документов, заявлений в электронном виде позволит сократить сроки, и мне кажется, что впоследствии мы вполне можем к этому подойти. Я не уверен, что мы сможем это делать в течение пяти дней или даже десяти, а вот, как вы сказали, в течение пятнадцати дней, когда всё это будет введено по всей России, я думаю, вполне возможно. Что касается Гражданского кодекса. Действительно, есть статья 8-1 в первом блоке поправок к Гражданскому кодексу, я надеюсь, что мы в пятницу как раз этот блок рассмотрим. Мы вместе с Росреестром смотрели этот законопроект, и статью 8-1 в том числе, с тем чтобы, естественно, потом нам не править. Они, в общем-то, соотносятся и будут действовать вместе. Как раз нам повезло, что мы вместе это делаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости", кроме тех изменений, о которых только что сказал Павел Владимирович, позволит нам упростить проведение процедуры государственной регистрации вновь созданных объектов, а чёткий перечень документов, закреплённый в законопроекте, также позволит правоприменителям, государственным регистраторам самостоятельно запрашивать документы, подтверждающие факт создания объекта, без участия самого заявителя. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР также поддерживает данный законопроект, тем более что среди авторов данного законопроекта есть и коллеги из нашей фракции. Павел Владимирович Крашенинников в принципе подробно изложил суть законопроекта. На чём хотелось бы особо заострить внимание? Законопроектом предлагается создание единого государственного реестра недвижимости на основе сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости. Законопроектом предлагается также сделать возможной подачу заявлений и документов на госрегистрацию в электронном виде. Кроме того, в электронном виде можно будет также получить и правоустанавливающий документ, и документ, выражающий содержание сделки. В качестве примера можно привести Краснодарский край, работу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, где такая система отчасти внедрена. Я в одном из своих докладов уже говорил, что в каждом отделе на территории Краснодарского края установлены информационные терминалы, с помощью которых любой гражданин абсолютно бесплатно может получить следующие услуги: ознакомиться с перечнем документов, необходимых для государственной регистрации прав, в зависимости от вида объекта недвижимости, имущества, основания возникновения права; узнать адреса нотариусов всего Краснодарского края, что также важно при совершении сделки, если человек желает нотариально удостоверить сделку; определить алгоритм своих действий при подготовке документов, необходимых для государственной регистрации прав, и узнать адреса организаций, где такие документы можно получить. В этой части рассматриваемым законопроектом предусматривается возможность получения регистрирующими органами определённых сведений путём электронного документооборота, то есть уже исключается необходимость беготни граждан по тем или иным инстанциям для получения определённых документов. Также можно с помощью этих терминалов ознакомиться с типовыми формами документов, то есть договорами аренды, дарения, купли-продажи жилого помещения, земельного участка, жилого дома, нежилого помещения, строения, гаража, ренты. Можно также, предварительно введя на этом терминале свои данные, распечатать проект договора, останется только его подписать, поставить дату и сдать документ на регистрацию. Здесь, кстати, в связи с вопросом коллеги Савельева могу сказать, что в случае использования этих терминалов срок государственной регистрации сокращается до десяти дней, поэтому это тоже определённый плюс... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. КРОПАЧЕВ А. С. Да, определённый плюс. Более того, мы видим, что с принятием данного закона мы сможем использовать принцип, как говорится, удалённой подачи документов, то есть посредством, я так понимаю, Интернета, посредством электронных сетей можно будет подавать документы, а также их получать, то есть вести определённый документооборот с регистрирующим органом без стояния в очередях, ну, и без остальных вытекающих отсюда последствий. Единственное, хотелось бы обратить внимание на то, что, конечно, в случае принятия данного закона нельзя доводить до абсурда все эти наши нововведения, которые по сути направлены на улучшение прохождения документов в любом органе именно посредством электронного документооборота. Не хотелось бы в качестве антипримера приводить свой субъект Федерации, но в Краснодарском крае, в городе Краснодаре, на Главпочтамте система электронной очереди является просто издевательством над гражданами. Ещё будучи помощником депутата Госдумы, я неоднократно стоял в этих очередях: для того, чтобы отправить заказное письмо, одно-единственное письмо, или получить его, приходилось стоять в очереди минимум сорок минут, а то и час, и больше. Уже будучи депутатом Госдумы, я пришёл на Главпочтамт и в качестве эксперимента как простой гражданин попытался получить письмо, направленное мне из Крымска от одного из подтопленцев, - я простоял (для меня это был определённый рекорд) один час сорок пять минут, чтобы получить это письмо. Поэтому с этой трибуны я обращусь, наверное, к руководителю службы, вернее, к руководителю ФГУП "Почта России" и к министру связи с тем, чтобы обратили на это внимание и всё-таки приняли меры, чтобы граждане не стояли часами, чтобы те нововведения, которые мы здесь принимаем и вводим в работу, всё-таки работали на благо людей, а не создавали бы проблемы и не возмущали бы наше население. Данный законопроект, безусловно, мы поддерживаем и надеемся на поддержку всех фракций. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, у нас в гостях председатель комитета по международным связям парламента Ирака, наш уважаемый гость и коллега, давайте его поприветствуем! (Аплодисменты.) Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ тоже поддержит этот законопроект, но вот что хотелось бы сказать. Мы с вами в последнее время из средств массовой информации хорошо проинформированы о тех безобразиях, которые у нас существуют в сфере сделок с недвижимостью. Последний очень жёсткий и яркий пример - это события в Московской области, в Раменском районе, когда земли, на протяжении многих лет числящиеся за институтом пушного звероводства, как оказалось, давно были изъяты понятно кем, понятно кем, хотя числились за институтом, но на этих землях уже стояли коттеджи, там уже вовсю хозяйничали всевозможного рода умельцы сделок с недвижимостью. В этом деле также был задействован весь чиновничий аппарат регистрационной палаты. Почему это произошло? Что мешало - электронная подпись, электронный оборот? Да нет, конечно, мешало совершенно другое - просто-напросто безответственность и безнаказанность, которые в этих вопросах, к сожалению, шагают по нашей стране. В связи с этим нас, конечно, всё-таки волнует готовность к электронному обороту не только наших регионов, но и муниципальных образований. Вот в этом плане, мне думается, очень важно иметь в виду, какая большая работа ещё предстоит нам всем, для того чтобы на этом направлении были готовы и наши люди, те, кто желает провести эту сделку, и наши соответствующие органы, - вот здесь, на этом стыке, существует возможность того, что реализация этого законопроекта затянется на десятилетия. Мы всё это должны понимать правильно. Что я имею в виду? Две составляющие: коррупция и шулерство всевозможное. Ну, во-первых, коррупция. С одной стороны, в данном направлении этот законопроект, мне думается, также оставляет без внимания много тех систем, которые требуют взаимоувязки, - Минэкономразвития, третейский суд и так далее, и так далее. То есть тут много ещё вещей, которые требуют и более чёткого, может быть, ко второму чтению трактования. И что касается шулерства, то здесь тоже не всё исключено. Сегодня существуют всякого рода хакеры, поэтому надо думать о защите и в данном направлении - о защите сделок с недвижимостью, чтобы мы не получили здесь то, что было высказано в той знаменитой поговорке: хотели как лучше, а получилось как всегда. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. КАШИН В. И. То есть мы сегодня боимся очередей, а получим коллапс электронный. Сегодня мы боремся с коррупцией таким образом, а получим, наоборот, что называется, и шулерство, и коррупцию, вместе взятые и возведённые в определённую степень. Вот в этой связи, я думаю, требуется прописать особый режим в отношении сделок с землёй, потому что сегодня этот вопрос стоит, ну, я так скажу, впереди всей работы с недвижимостью. Сегодня идёт жёсткое давление: некогда, ещё до 90-го года, наши граждане получили свои три, четыре, пять, шесть соток, понятно, они не совсем нормально оформлены - да, мы так и не осуществили дачную амнистию, - а сегодня всевозможные нововведения, и вот этот законопроект может также очень серьёзно повлиять на то, что мы, по существу, новым русским (понятно, в каком плане новым русским - ну, я имею в виду, дельцам всякого рода) можем дать зелёную улицу и карт-бланш, для того чтобы лишить земли наших законопослушных граждан, которые имеют для решения своей продовольственной проблемы эти трёхсоточные - шестисоточные участки. Чтобы всего этого избежать (ну, есть и другие в этом плане опасения, нет смысла сегодня это развивать), чтобы избежать негатива вот на этих направлениях, мне думается, мы должны более чётко все вместе поработать ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Гарри Владимирович, выступаете? Андрей Викторович? Нет. Павел Владимирович Крашенинников? Нет. Выносим на "час голосования".
30-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 43 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Законопроект принят.