Заседание № 255
О проекте федерального закона № 544585-5 "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (об уточнении механизма предоставления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам с учётом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и состояния охраны труда).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к законопроектам второго чтения. Коллеги, с учётом того что большая повестка, прошу докладчиков не рассказывать о законе, о его концепции, докладывать строго по таблицам. Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Михаил Васильевич Тарасенко докладывает от комитета. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона был рассмотрен в первом чтении 5 июля. Напомню, что вносимые изменения касаются дополнения обязанностей страхователя требованием сообщать страховщику сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведённых обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников. Ко второму чтению поступило две поправки, одна из которых техническая, они сведены в таблицу. Второй поправкой предусматривается, что правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Комитет рекомендует принять таблицу поправок, а также предлагает принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1, две поправки. Есть ли замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 17 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на голосование во втором чтении. Центральная трибуна, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Если законопроект будет сегодня в "час голосования" принят во втором чтении, то, поскольку он подготовлен к третьему чтению, я просил бы рассмотреть его и в третьем чтении сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тогда мы после голосования во втором чтении поставим в третьем. Если будут желающие выступить по мотивам, то они могут сообщить мне сейчас или потом. Пока никто не настаивает. Присаживайтесь.
15-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 37 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принято. В своём докладе Михаил Васильевич Тарасенко предложил принять этот законопроект и в третьем чтении в случае его принятия во втором. По мотивам никто не записывался, я ставлю данный проект федерального закона на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 12 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принято.
Заседание № 243
О проекте федерального закона № 544585-5 "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (об уточнении механизма предоставления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам с учётом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и состояния охраны труда).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к законопроектам первого чтения. Пункт 40, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 30 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 242
О проекте федерального закона № 544585-5 "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (об уточнении механизма предоставления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам с учётом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и состояния охраны труда).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, сейчас мы возвращаемся к пункту 37. Подошёл официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра здравоохранения и социального развития Александр Львович Сафонов. Он докладчик по проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Пожалуйста, Александр Львович, вам слово. САФОНОВ А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Уважаемые коллеги, данный законопроект был разработан Правительством Российской Федерации в целях выполнения поручения председателя правительства в связи с событиями на шахте "Распадская". Он предусматривает включение экономических механизмов, которые стимулируют работодателей улучшать условия труда. В частности, законопроектом предусматривается увеличение тарифов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае наличия на предприятии в течение трёх лет смертельных случаев. Также тариф, так сказать, увязывается с двумя важными процедурами - проведением аттестации рабочих мест, которая показывает реальную ситуацию с рабочим местом, и проведением обязательных медицинских осмотров. Таким образом, использование этого инструмента поможет нам экономически стимулировать работодателя улучшать условия труда. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, лаконичный доклад. Михаил Васильевич Тарасенко от комитета делает содоклад. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, в коротком докладе официальный представитель правительства Александр Львович Сафонов достаточно ёмко рассказал о всех новеллах, изменениях, предлагаемых в действующее законодательство. Вносятся изменения о дополнении обязанностей страхователя требованием сообщать страховщику сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведённых обязательных медицинских осмотров работников. И естественно, как уже было подчёркнуто, системы преференций, которые создаются тому, кто хорошо работает в плане охраны труда, будут определяться не по результатам работы за год, а по результатам работы за три года. В комитет поступили отзывы от пятнадцати законодательных (представительных) и семнадцати исполнительных органов государственной власти, в которых законопроект поддерживается. Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению концепцию законопроекта поддерживает. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект замечаний концептуального характера не имеется. Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений законопроект поддержала. В связи с изложенным Комитет по труду и социальной политике рекомендует Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, задержитесь на трибуне. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Три вопроса, я вижу три руки: Останина, Коломейцев, Селезнёв. Никого я не пропустил, коллеги? Подайте голос, если не заметил. Нет. Подводим черту. Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос представителю правительства. Уважаемый Александр Львович, понятно, что отправной точкой для принятия данного законопроекта послужили печальные события на шахте "Распадская". И вот в этой связи скажите, пожалуйста, а размер вот этих страховых выплат исчисляться будет исходя из какой базы? Потому что в данном случае критерием является оснащённость рабочего места и степень его безопасности. При этом согласитесь, что в оценке степени безопасности будет очень много элементов субъективизма. Вот, например, в упомянутом и вами, и мной случае речь шла о взрыве газа. Совершенно очевидно, что к оснащённости рабочих мест - такой вывод сделала комиссия - никакого отношения это не имеет. Скажите, что получит от этого рядовой шахтёр-горняк? Спасибо. САФОНОВ А. Л. Спасибо за вопрос. Кратко очень хотел бы ответить. На сегодняшний день страхование от несчастных случаев на производстве предусматривает стандартный тариф страхования от фонда оплаты труда, который вносит работодатель, и он практически не зависит от тех условий труда, которые он у себя на предприятии создаёт. Вот для того чтобы побудить работодателя заниматься вопросами охраны труда, как раз вот эти поправки и предусматривают увеличение тарифа и отчислений от фонда оплаты труда. То есть они его подталкивают к тому, чтобы выбирать стратегию: либо он улучшает условия труда и сохраняет безопасность, здоровье и жизнь человека, либо будет нести дополнительные финансовые расходы по страхованию, формированию фондов и отчислений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Львович, скажите, а не настала ли пора пересмотреть табличку ваших страховых взносов по отраслям вообще? Потому что, по мнению многих, они очень субъективные и не отражают реального состояния отраслей и размеров выплат. САФОНОВ А. Л. Спасибо большое за вопрос. Вы вот, кстати, правильно заметили тенденцию нашей работы. Мы тоже понимаем, что та система страховых тарифов, которая сейчас построена, не отражает реального состояния дел для на каждом конкретном предприятии. И вот те поправки, которые сегодня мы вам предлагаем рассмотреть, - это первый шаг в индивидуализированном подходе к пониманию ситуации в плане качества рабочих мест и производственной среды на каждом предприятии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос к представителю правительства. Как вы оцениваете, насколько данный законопроект будет стимулировать работодателей вкладывать средства в охрану труда и обеспечение сохранения здоровья своих работников реально, а не на бумаге? По-моему, этот законопроект лоббирует опять же интересы аттестующих организаций, и есть всегда риск, что аттестующие организации будут договариваться с работодателями и осуществлять аттестацию дистанционно, без выезда на место, предоставлять все необходимые, нужные работодателю отчёты, карты аттестации рабочих мест и сводные ведомости результатов аттестации. Не секрет, что это делается зачастую и сейчас. Зачем мы принимаем законопроекты, которые ставят перед работодателем вопрос: или обеспечивай безопасное рабочее место, или заплати повышенный штраф? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич, присаживайтесь, потому что это последний вопрос. А, вы будете отвечать, да? Хорошо. Сначала вы, правительственная ложа, потом центральная трибуна. САФОНОВ А. Л. Спасибо за вопрос. Я хотел бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что за последний период времени правительство внесло целый комплекс поправок в Трудовой кодекс, и в том числе вот эти поправки, которые также направлены на совершенствование вообще условий производственной среды на предприятиях. Вот в комплексе они все, безусловно, будут работать. Ту проблему, которую вы подняли, мы также видим. И первые шаги как раз были сделаны министерством именно в части введения обязательного института аккредитации, который ввёл понятные критерии требований к компаниям, занимающимися аттестацией рабочих мест. Сейчас по поручению председателя правительства проводится тотальная проверка таких организаций. В случае выявления вот тех моментов, о которых вы сказали, они просто будут удаляться с рынка. Ещё раз подчеркну - это совокупность мер, и правительство в том числе рассматривает возможность усиления уголовной ответственности и административной ответственности за фальсификацию результатов аттестации рабочих мест. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас я дам возможность докладчику на центральной трибуне ответить на данный вопрос. Мы немножко выйдем за 14 часов, и, если не будет выступлений, вынесем данный вопрос на "час голосования", но сразу после этого я объявлю перерыв. Пожалуйста, Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Я очень-очень коротко. Я хотел бы подтвердить то, что аттестация не является исчерпывающим нормативом, который определяет систему преференций. Аттестация является всего лишь одним из элементов, а основными элементами являются результаты работы по охране труда - это уровень производственного травматизма, уровень профессиональной заболеваемости. И я хотел бы полностью поддержать Коломейцева, который сказал о том, что наша система из тридцати двух классов несовершенна, когда в одном классе предприятия и XXI века, и XIX века. Безусловно, это тот этап, который позволит перейти к оценке системы преференций и установлению уровня отчислений по результатам деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то на выступлении по данному законопроекту? Селезнёв. Тогда, уважаемые депутаты, я объявляю перерыв до 16.00.
Меня информируют, что никто не настаивает на выступлении по 37-му пункту, поэтому мы можем вынести его прямо сразу, без дальнейшего обсуждения, на "час голосования".