Заседание № 226
О проекте федерального закона № 544458-8 "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части отнесения к вопросам местного значения ведение учёта личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад Оксаны Николаевны Фадиной. Пожалуйста. ФАДИНА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вчера, 9 июля, на пленарном заседании законопроект был принят во втором чтении и сегодня вашему вниманию предлагается в третьем чтении. Он был поддержан, было, напоминаю, восемь поправок в таблице, все они приняты. Комитет по региональной политике и местному самоуправлению рекомендует принять в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (09 час. 58 мин. 20 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 225
О проекте федерального закона № 544458-8 "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части отнесения к вопросам местного значения ведение учёта личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад Оксаны Николаевны Фадиной. ФАДИНА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, не так давно, вы помните, мы весьма активно обсуждали законопроект, которому было неожиданно уделено большое внимание, речь идёт о внесении изменений в Федеральный закон № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" и похозяйственных книгах. Мы его весьма детально обсудили, поэтому, если позволите, я не буду сейчас снова содержательно возвращаться к этой теме. Хочу остановиться лишь на том, что, несмотря на всю активную повестку, которая была в рамках первого чтения, в комитет поступило восемь поправок, все они принадлежат одному автору, одному депутату. Таблица поправок представлена вашему вниманию, вы можете с ней ознакомиться. Комитет предлагает эти поправки поддержать. Соответственно, комитет предлагает принять данный законопроект во втором чтении. Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 24 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование: принять проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 48 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ФАДИНА О. Н. Уважаемые депутаты, есть предложение поставить в повестку на 10 июля рассмотрение данного законопроекта в третьем чтении. Не возражаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? ФАДИНА О. Н. Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включаем в повестку на завтра. Спасибо.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 544458-8 "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части отнесения к вопросам местного значения ведение учёта личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Юлия Васильевна Оглоблина. ОГЛОБЛИНА Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! По результатам сельскохозяйственной переписи в 2021 году в России насчитывалось около 16 миллионов личных подсобных хозяйств. Они сейчас активно регистрируются самозанятыми, участвуют в программах государственной поддержки, Минсельхоза России, министерства труда по линии социальных контрактов. Но, чтобы поучаствовать, получить меры господдержки, в первую очередь нужно подтвердить статус личного подсобного хозяйства. Законопроект разработан в целях приведения в соответствие законодательства по их учёту. Норма по учёту ЛПХ путём ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления сейчас имеется в Федеральном законе "О личном подсобном хозяйстве". В то же время в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления..." к вопросам местного значения не отнесены вопросы, связанные с ведением похозяйственных книг для учёта личных подсобных хозяйств. К чему это привело? Привело к ситуации, когда не все органы местного самоуправления закрепляют ответственных должностных лиц по этой деятельности и зачастую просто идёт затягивание выдачи справок, а это значит затягивание, невозможность участия в получении мер государственной поддержки, невозможность выхода на рынки, ярмарки для реализации продукции личными подсобными хозяйствами. Мы убираем это возникшее противоречие: рассматриваемый законопроект содержит изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления...", дополняя вопросы местного значения городского, сельского поселения, вопросы местного значения муниципального, городского округа вопросом ведения учёта личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах. Данный законопроект был обсуждён с субъектами, с центрами компетенций по поддержке фермеров и сельхозкооперативов, а также поддержан Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект без замечаний. Учитывая изложенное, уважаемые коллеги, прошу законопроект поддержать и принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юлия Васильевна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Оксана Николаевна Фадина. ФАДИНА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги-депутаты! Комитет по региональной политике и местному самоуправлению данный законопроект рассмотрел. Норма довольно-таки простая, понятная, но действительно очень важная, поскольку она снимает вопросы, связанные с пробельностью. Действительно, мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда при существующей пробельности представители разных уровней власти, в том числе муниципалитетов, не реализуют функцию, поскольку императивно это нормой не закреплено. В связи с тем что в федеральном законодательстве запись в похозяйственной книге о ведении личного подсобного хозяйства является весьма важным юридическим фактом, комитет предлагает эту норму поддержать. Имеется по законопроекту ряд юридико-технических замечаний, но ко второму чтению они вполне могу быть учтены. Уважаемые депутаты, комитет предлагает поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Николаевна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к докладчику вопрос в отношении дальнейшей тактики. Понятно, что это здорово - поставить на учёт, предоставить какие-то льготы. Не предполагается ли в последующем ввести некий налог, подобие налога как раз на личное подсобное хозяйство и передать функцию по установлению и сбору этого налога местному самоуправлению, у которого денег, как всегда, нет, ну, как было с курортным сбором, как было с некоторыми другими платежами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юлии Васильевне Оглоблиной включите микрофон. ОГЛОБЛИНА Ю. В. Алексей Владимирович, не планируется. Сейчас они платят налоги только в рамках регистрации как самозанятые. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ФАДИНА О. Н. Я позволю себе добавить. Вопросы сбора в части функционального исполнения налоговых сборов отнесены в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к налоговым органам, поэтому данный налог может быть определён только в части уровня сбора местного бюджета, но вопросы функций, которые могут быть возложены на местное самоуправление, в данном случае не могут рассматриваться по изложенным основаниям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к разработчикам. Уважаемая Юлия Васильевна, согласно федеральному законодательству личные подсобные хозяйства не являются сельхозтоваропроизводителями, но в то же время получается очень интересная ситуация, когда их работа, оказывается, не учитывалась, поэтому мы сегодня вносим такую юридическую поправку, где надо и как надо их учитывать, вот в некоторых субъектах даже более половины сельхозпродукции (мяса, молока) производят именно личные подсобные хозяйства, и, оказывается, учёт не вёлся. В связи с этим вопрос: а какой объём производства сельхозпродукции остаётся неучтённым? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Оглоблиной включите микрофон. ОГЛОБЛИНА Ю. В. Федот Семёнович, сейчас действительно ведётся учёт, мы вносим коррективы, с тем чтобы он более чётко вёлся, чтобы в органах местного самоуправления закреплялся отдельно ответственный человек и чтобы это было более оперативно на местах. По поводу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Объём, объём. ОГЛОБЛИНА Ю. В. А, по поводу объёма. Опять же, можно открыть сельскохозяйственную микроперепись, про которую я говорила, последние данные по итогам 2021 года, где у нас чётко зафиксировано около 16 миллионов личных подсобных хозяйств, больше половины овощей производится именно в личных подсобных хозяйствах. Вот этот учёт, конечно, нужно делать более прозрачным, понятным. Опять же, это упростит государству задачу, дальнейшее обсуждение выделения государственной поддержки и увеличения объёмов производства, помощи в реализации продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ФАДИНА О. Н. Уважаемые коллеги, я хочу привести пример из практики. Буквально недавно все мы стали свидетелями очень неприятных событий, когда паводок в нескольких субъектах Российской Федерации нанёс ущерб не только государственному, муниципальному имуществу, но и частному. В Омской области по поручению губернатора в рамках штаба мы начали заниматься сбором информации, для того чтобы оказать людям поддержку в части выплат, компенсации понесённого ущерба, и столкнулись с тем, что по ряду личных подсобных хозяйств действительно есть отклонения, несоответствие между теми данными, которые на сегодняшний день официально не установлены, и общесистемными. Данная норма не только позволит оказывать государственную поддержку в сфере производства сельскохозяйственной продукции - в чрезвычайных ситуациях, непредвиденных ситуациях вот такой организованный, системный статистический учёт позволит быстро, оперативно и точно рассчитать и оказать государственную поддержку людям, которые понесли соответствующий ущерб. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Оксана Николаевна, в развитие вашего вопроса. Практика применения, я считаю, очень важна: помимо устранения вот этих пробелов юридического характера очень важно, чтобы это действительно было системно, последовательно и оперативно реализовано на практике. Не считаете ли вы необходимым ко второму чтению прописать практику применения буквально пошагово и обязательно учесть цифровизацию или возможность регистрации в электронной форме? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ФАДИНА О. Н. Такая техническая возможность на самом деле сегодня есть: мы знаем, что платформы имеют место, они уже работают. Я думаю, что мы с авторами, с разработчиками законопроекта можем это обсудить, - если хотите, мы с вами можем выступить в таком альянсе и стать авторами поправок к этому законопроекту, если, конечно, авторы сочтут это допустимым. Но технически эта система сегодня может работать, и ваше предложение вполне может быть реализовано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Благими намерениями, как говорится, вымощена дорога в ад. Ваша помощь личным подсобным хозяйствам сначала заключалась в запрете несанкционированной торговли - 5 тысяч, - люди перестали продавать свою продукцию, закрытие сельхозрынков опять-таки создаёт огромное количество препон в торговле продукцией ЛПХ, сейчас ещё вы придумываете, что необходимо всё переписывать, каждую животину и всё остальное, и говорите, что это будет очень хорошо и будет помогать. Если вы хотите помогать, сделайте заявительный характер: человеку нужна какая-то помощь - он об этом заявит. И не надо на местные бюджеты налагать ещё дополнительную нагрузку, там и так средств не хватает, в местных бюджетах. Просьба: не трогайте крестьян! Они говорят: не трогайте, не помогайте нам, мы накормим всю страну. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Оглоблиной включите микрофон. ОГЛОБЛИНА Ю. В. Евгений Иванович, я предлагаю вам всё-таки ознакомиться с законопроектом и пояснительной запиской. Мы приводим в соответствие законодательство: в законе об ЛПХ отмечена необходимость ведения учёта ЛПХ через похозяйственные книги, а в законе об общих принципах местного самоуправления - нет, то есть мы здесь просто приводим нормы в соответствие, чтобы учёт велся правильно и чтобы наши граждане могли получать господдержку, быстро получать эти справки, а не месяцами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ФАДИНА О. Н. Я короткую ремарку всё-таки позволю себе. Автор сегодня для всех нас, собственно, озвучил, что субъекты Российской Федерации - а законопроекты представляются и в органы местного самоуправления - дали свои позитивные, положительные отзывы в соответствии с регламентом, поэтому мне кажется, что ваше предположение, что органы местного самоуправления на самом деле против этой нормы... Документально сегодня автором было подтверждено, что на самом деле это не так, то есть позиция принимается, и с этими документами вы можете ознакомиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Оксана Николаевна, скажите, пожалуйста, похозяйственные книги будут переведены в цифровой формат? И возможно ли, например, через госуслуги их заполнять, чтобы снизить бумажную нагрузку на предпринимателей? Или, может быть, есть какие-либо мотивационные льготы, чтобы члены личных подсобных хозяйств были заинтересованы в учёте и в ведении похозяйственных книг? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ФАДИНА О. Н. Вопрос хороший, но мы только что практически его затронули и обсудили. Да, я думаю, что авторы законопроекта тоже меня слушают, и до второго чтения есть время, чтобы действительно его структурно расширить. Но, пользуясь случаем, я ещё раз остановлюсь, может быть, несколько глубже. На сегодняшний день существует информационная программа, платформа, с которой работают уполномоченные органы исполнительной власти в субъектах (ими являются, ну, где-то министерства сельского хозяйства, где-то департаменты), которые в рамках операционной работы с этой платформой как раз взаимодействуют с муниципалитетами: передаются данные, работает обратная связь. И весь учёт на сегодняшний день - и сельскохозяйственной продукции, и ряда показателей сельскохозяйственных производств, а также скота - отражается уже в этой платформе. Вопрос: каким образом завести туда сейчас личные подсобные хозяйства? Я думаю, что это вопрос организационный, но точно не технический. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Николаевна, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович. Включите микрофон на рабочем месте. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы, мы вроде как рассматриваем чисто юридический законопроект, но на самом деле данный законопроект затрагивает очень важный сектор экономики, по крайней мере для сельской местности. Я уже говорил о том, что в некоторых субъектах более половины сельхозпродукции - мясо, молоко, овощи - производят именно в личных подсобных хозяйствах. По сути там занимаются, значит, семейным хозяйством, семейной экономикой, и они укрепляют свою экономику, но ещё и сами себе производят продукты питания. В связи с этим нам надо изменить подход к личным подсобным хозяйствам не только в части порядка учёта, вообще, их надо поощрять, и не просто поощрять, а надо платить заработную плату, особенно многодетным сельским семьям, которые сами себя обеспечивают продуктами питания, мясом, молоком. Вот тогда мы реально будем развивать сельское хозяйство. Конечно, всё остальное - инфраструктуру и так далее - надо делать, но для того, чтобы молодые люди, молодые семьи были заинтересованы жить в сельской местности, надо именно платить заработную плату за то, что они производят сельхозпродукцию и через личные подсобные хозяйства. Значит, излишки они могут реализовывать, и для этого тоже надо закупочную систему создавать. Вот то, что организовывается хороший учёт именно личных подсобных хозяйств и продукции личного подсобного хозяйства, - это очень важно. Тут задавали вопрос насчёт налогов. Я вырос в многодетной семье, нас было пятеро, и мои родители нас вырастили только потому, что у них было личное подсобное хозяйство. И в начале 60-х годов, я прекрасно помню, Хрущёв ввёл налоги на личные подсобные хозяйства, на количество поголовья, и, естественно, было вырезано очень много голов крупного рогатого скота. Этого не надо делать - наоборот, надо поощрять, а не облагать налогами. Наша настороженность связана с тем, что вот учёт надо наладить, но ни в коем случае нельзя предлагать действия, особенно со стороны государства, ограничивающие деятельность личных подсобных хозяйств. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." будет поддерживать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Докладчик, Юлия Васильевна, будете выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик, Оксана Николаевна? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 39 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.