Заседание № 241

01.07.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 544335-5 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части исключения показателей оценки доходности банка из числа критериев, на основании которых финансовая устойчивость банка - участника системы страхования вкладов признаётся недостаточной).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8459 по 8499 из 9476
Пункт 36, проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных    
положений законодательных актов Российской Федерации". Губкин Анатолий          
Алексеевич докладывает от комитета.                                             
                                                                                
ГУБКИН А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! К законопроекту ко   
второму чтению не поступило поправок, поэтому есть предложение принять сразу    
во втором чтении, и он готов к третьему чтению.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект во втором чтении.    
Голосуйте, коллеги.                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4 %                                    
Проголосовало против           46 чел.10,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование данный законопроект в третьем чтении.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 17 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против           52 чел.11,6 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 231

18.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 544335-5 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части исключения показателей оценки доходности банка из числа критериев, на основании которых финансовая устойчивость банка - участника системы страхования вкладов признаётся недостаточной).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2410 по 2478 из 6632
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, следующий у нас вопрос 17-й, мы считаем, что         
вопрос этот очень важный, мы там вносим новшества в наше законодательство.      
Учитывая то, что осталось буквально три минуты, я предлагаю закончить на этом   
обсуждение повестки дня до перерыва и перенести этот вопрос, поскольку мы       
хотели бы по нему вести обстоятельный диалог, а не разрывать его во времени и   
по смыслу, потому что смысл значительно потеряется. Я прошу меня поддержать в   
этом предложении и на этом закончить рассмотрение вопросов до перерыва.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас есть порядок, который мы утвердили.        
Докладчик не предлагает снять вопрос, он готов сделать доклад и уложиться в     
это время, поэтому я приглашаю на трибуну докладчика по пункту 17. Я даже не    
могу поставить это на голосование, поскольку докладчик сказал мне, что он       
успеет сделать доклад.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, видите, как здорово.                                  
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Да, спасибо большое. Глубокоуважаемые коллеги, постараюсь и в      
этот раз также быть кратким.                                                    
                                                                                
Проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений    
законодательных актов Российской Федерации" касается признания утратившим       
силу пункта 3 части 3-1 статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов    
физических лиц в банках Российской Федерации". Отмена действия указанной        
нормы означает исключение показателей оценки доходности банка из числа          
обязательных критериев, на основании которых финансовая устойчивость банка,     
участвующего в системе страхования вкладов, признаётся недостаточной в целях    
указанной статьи 48.                                                            
                                                                                
Законопроект направлен на устранение потенциальной проблемы вынужденного        
введения Центральным банком запрета на привлечение денежных средств             
физических лиц во вклады и открытие банковских счетов физлиц по                 
жизнеспособным банкам, имеющим оценку "неудовлетворительно" только по группе    
показателей оценки доходности. Такие условия соответствуют мировой практике и   
являются обоснованными. Определение ориентиров в области доходности находится   
в компетенции органов управления банка. При этом низкорентабельная или даже     
временно убыточная деятельность банка, например в период расширения             
деятельности, часто не являются свидетельством наличия в деятельности банка     
проблем и его нежизнеспособности. Такая мера, как запрет на привлечение         
денежных средств населения, должна применяться взвешенно, поскольку может       
негативным образом сказаться как на финансовой устойчивости одного банка, так   
и на устойчивости в целом банковской системы.                                   
                                                                                
Следует отметить, что этот законопроект носит скорее технический характер,      
поскольку признаваемый утратившим силу пункт 3 части 3-1 статьи 48 закона "О    
страховании вкладов физических лиц..." не действует с сентября 2009 года по     
настоящее время. Его действие было приостановлено соответствующим федеральным   
законом о приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального   
закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".    
Мы с вами это принимали 29 сентября 2009 года. Приостановление действия         
впоследствии пролонгировалось ещё дважды и сейчас продолжается до 1 июля.       
Опыт показал, что нет необходимости в применении его и далее.                   
                                                                                
С другой стороны, возникает вопрос: имеет ли смысл при вступлении банка в       
систему страхования вкладов требовать от него наличие такой доходности, если    
мы уже в процессе нахождения его в системе страхования вкладов не предъявляем   
к нему эти требования? Полагаю, что на этот вопрос - он, наверное, в данной     
ситуации логичный - можно будет ответить при подготовке законопроекта во        
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вы уложились во время.                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4095 по 4279 из 6632
Пожалуйста, Владислав Матусович, на трибуну.                                    
                                                                                
Есть ли желающие задать вопросы по пункту 17 повестки дня? Депутат Федоткин.    
Всё, других вопросов нет. Подводим черту.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Федоткину.                               
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Матусович, вот здесь в части исключения критериев       
доходности банка, ну и числа критериев и так далее... Мы знаем, что в этом      
зале звучала информация и в печати была, что, скажем, в позапрошлом году        
банковская система в четыре раза увеличила прибыль, в том году - в              
двенадцать, и здесь говорили, и в печати эти цифры были, что доходы в месяц у   
директоров банков там шесть с лишним миллионов. Вот эти данные о доходности     
банков, как мы говорим, увеличение их прибыли, доходы руководителей банков -    
они тоже будут теперь как бы исключены из информационной системы, то есть мы    
не сможем это ни услышать, ни спросить или на это не распространяется данный    
законопроект?                                                                   
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Владислав Николаевич...                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич.                                      
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо. Да, я забыл, что я Владислав. Да, действительно.          
                                                                                
Я готов абсолютно точно ответить, что из информационной системы ничего          
исключено не будет.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Других вопросов не последовало.                                                 
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Депутат Багаряков. Одна рука, других не    
вижу. Подводим черту.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
А, вы на трибуну, да? Хорошо.                                                   
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну честно говоря, мы удивлены тем, что этот законопроект     
вообще сегодня появился в повестке дня. Действительно, мы с вами все вместе,    
когда была глубокая фаза кризиса, приняли решение по просьбе банковского        
сообщества дать им возможность отчитываться в более мягкой форме. Самая         
главная поправка в этом плане была - дать возможность банкам, входящим в        
систему страхования вкладов, не показывать свою прибыль. Да, действительно,     
мы дали. В дальнейшем мы давали продолжение этой норме буквально два раза: до   
конца 2010 года и последний раз - до середины 2011 года. Здесь в этом зале      
представителями комитета было сказано вот с этой трибуны - мы можем поднять     
стенограмму, - что больше таких послаблений банкам даваться не будет.           
Сегодня, несмотря на эти предложения, которые были сделаны буквально            
несколько месяцев назад, мы видим совершенно другую картину. Так вот, в         
сегодняшнем законопроекте звучит буквально следующее, проект закона гласит:     
критерии доходности банка исключить.                                            
                                                                                
Что такое для банка доходность? Ну, на мой взгляд, банк - это, как и любая      
коммерческая организация... Откройте устав любой организации коммерческой,      
главная цель любой коммерческой организации - это получение прибыли. Другой     
главной цели в законах об ООО, о банках нет у нас. Это главная цель работы      
любой коммерческой организации. Банк де-факто является такой же коммерческой    
организацией. И ведение успешного банковского бизнеса подразумевает пассивы     
привлечь дёшево, например, вклады населения, а кредиты отдать дороже. И         
честно говоря, вот если так рассудить здраво, как это можно понять, когда       
банк будет работать, не зарабатывая ничего, и не отчитываться по этому          
показателю в Центральном банке? Я вас уверяю, подавляющее большинство           
центральных банков всего мира подобные критерии имеет в своей оценке. Мы        
пошли опять по особому, своему, российскому специфическому пути. Я хочу         
немного отступить и напомнить вам, что действительно есть в мире страны,        
например ряд мусульманских стран, в которых согласно нормам шариата,            
прописанным в Коране, запрещено давать деньги в долг под проценты. Ну, если     
авторы пытаются, может быть, нашу банковскую систему придвинуть к этим          
странам, честь им и хвала, но я думаю, что они ставят другую цель, а не ту,     
которую я назвал.                                                               
                                                                                
Так вот, дальше. Что такое прибыль банка? Ну давайте мы посчитаем. Мы           
сформировали бюджет, федеральный бюджет с перспективой на три года...           
                                                                                
А можно потише, Владислав Матусович?                                            
                                                                                
Сформировали федеральный бюджет на три года. Так вот, в этом бюджете мы учли    
доходы банков от налога на прибыль. Что получается? Банки теперь могут этот     
налог в принципе не платить. Действительно, ряд банков пытались скрывать,       
уходить от этих налогов, но быть в системе страхования вкладов. Но здесь        
возникает другая дилемма. У нас есть две категории банков: банки, которые       
входят в систему страхования вкладов, и банки, которые не входят в систему      
страхования вкладов. Так вот, банки, которые входят в систему страхования       
вкладов, теперь согласно этому закону в принципе доходными быть не могут. У     
нас в стране тысяча три банка осталось, из них девятьсот банков, девятьсот      
шесть банков входят в систему страхования вкладов. Семьсот банков из них, по    
последним данным Центрального банка, являются доходными, семьсот банков - это   
две трети нашей банковской системы. Теперь авторы нам говорят: вы можете        
забыть про доходность, можете не быть доходными, работайте как хотите, налоги   
на прибыль тоже не платите. Дальше мы говорим: ну а такой вопрос, как банки,    
входящие в систему страхования вкладов? У нас же две категории банков -         
банки, которые входят в систему страхования вкладов, и те, которые не входят.   
Каждый банк, входящий в систему страхования вкладов, с каждого рубля            
вкладчика вносит какую-то копеечку в фонд АСВ, в Агентство по страхованию       
вкладов. И этот фонд гарантирует банкам, которые находятся в системе            
страхования вкладов, в дальнейшем в случае их разорения выплаты вкладчикам в    
сумме до 700 тысяч рублей. Что же получается? Мы такой критерий вводим          
согласно норме закона - об этом уже сегодня говорили - только лишь для          
банков, входящих в систему страхования вкладов. Не кажется ли вам странным,     
что банк, который не входит в систему страхования вкладов, должен               
отчитываться, показывая прибыль, которую будет учитывать Центральный банк, и    
в случае, если прибыли не будет, это является одним из оснований для отзыва у   
такого банка лицензии, а банк, который входит в систему страхования вкладов,    
где государство гарантирует нашим вкладчикам выплату 700 тысяч рублей по        
вкладу, по такому критерию, как прибыль, не должен отчитываться? Мы считаем,    
что это как-то неразумно по крайней мере.                                       
                                                                                
Я вам приведу и другие примеры, как этот критерий работает, и сегодня об этом   
уже говорили. Возьмём, например, Межпромбанк. Все помнят, что с ним             
случилось. Как он работал? Убыток в первом квартале 2010 года - 700 миллионов   
рублей, убыток во втором квартале 2010 года - ещё 2,8 миллиарда рублей, в       
итоге через несколько месяцев, 4 октября прошлого года, Центральному банку      
пришлось у этого банка отозвать лицензию. Да, этот банк действительно не        
входил в систему страхования вкладов, но проблем он принёс своим кредиторам     
немало. Это показывает, что критерий успешности, доходности банка работает      
замечательно.                                                                   
                                                                                
Дальше, другой банк, банк "Монетный дом" - это империя банкира Урина, о         
котором сегодня тоже говорили, - генерировал убытки на протяжении аж шести      
кварталов подряд, со второго квартала 2009 года. Всё это время, пока            
создавалась, по сути, финансовая пирамида, вобравшая в себя свыше ста тысяч     
вкладчиков, Центральный банк сквозь пальцы наблюдал за этими действиями. Итог   
- в декабре прошлого года отзыв лицензии и максимальная выплата Агентства по    
страхованию вкладов в сумме 5 миллиардов рублей.                                
                                                                                
И таких примеров немало. То есть эта система работает, что, на наш взгляд,      
является важным аргументом для того, чтобы банк показывал свою устойчивость.    
И когда авторы нам говорят, что якобы банкам и так тяжело, мы отвечаем:         
уважаемые коллеги, активная фаза кризиса, по вашему мнению, по мнению           
большинства, уже прошла, так зачем же мы даём банкам послабление? Конечно,      
банковскому лобби это выгодно, теперь можно по-другому работать, можно не       
показывать прибыль, но ситуация не изменится.                                   
                                                                                
Более того, прочитайте текст закона внимательно, там написано (я буквально      
цитирую): для оценки финансовой устойчивости применяются показатели             
рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности     
отдельных видов операций и банка в целом. То есть сегодняшний закон "О          
Центральном банке..." даёт возможность проверить не только прибыль этого        
банка, но и то, каким образом банк заработал эту прибыль, легальная ли она. А   
вдруг он заработал её, переправляя деньги... не знаю, террористам или кому-то   
ещё, либо на незаконных банковских операциях? Сегодня Центральный банк имеет    
полное право проверить другой банк. Этим законом мы Центральный банк такого     
права лишаем. И честно говоря, я удивлён, почему Центральный банк не            
возражает против этого? Это реальное ослабление контролирующего органа в лице   
Центрального банка.                                                             
                                                                                
В заключение. Мы считаем, что законопроект в таком виде большого смысла         
поддерживать нет.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Не настаивают. Я так понимаю, что     
Владислав Матусович хочет выступить с заключительным словом. Пожалуйста, с      
места. Ну, даже если не хотел, то придётся.                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Да, придётся. Спасибо большое.                                     
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, с большим интересом послушал сейчас коллегу           
Багарякова, правда, не совсем понял, какое отношение это имеет к действующему   
закону, но как сочинение на вольную тему - отлично, с удовольствием послушал.   
                                                                                
Дело в следующем. Хотел бы повторить ещё раз, что на сегодняшний день и так     
действует мораторий, действует он два года, поэтому мы лишь фиксируем то        
положение, которое имеет место. И банки, вполне хорошие, устойчивые, при        
принятии нами этого закона, не будут исключены из системы страхования           
вкладов. Речь идёт о тех банках, которые в течение двух кварталов, только       
двух кварталов подряд, не показывают соответствующую доходность. Понятно, что   
это никоим образом не угрожает ни кредиторам, ни вкладчикам. Если будут         
угрозы кредиторам и вкладчикам, лицензии у таких банков будут отозваны. Мы,     
наоборот, помогаем стабилизировать банковскую систему, не допускаем             
возникновения проблем у наших граждан. И естественно, этот законопроект,        
коллеги, надо поддерживать.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы обсудили данный законопроект и выносим его на "час       
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5201 по 5217 из 6632
Пункт 17, проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных    
положений законодательных актов Российской Федерации". Голосуйте, коллеги.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.