Заседание № 177

20.06.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 543664-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2661 по 2965 из 9148
18-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о       
сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и               
необработанных природных алмазов в Республику Армения". Докладывает Юрий        
Петрович Сентюрин, статс-секретарь - заместитель министра энергетики России.    
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Правительство Российской       
Федерации предлагает вашему вниманию проект федерального закона о ратификации   
упомянутого соглашения. Соглашение подписано в Ереване 2 декабря 2013 года,     
оно заключено на неопределённый срок и уже временно применяется: оно начало     
применяться через двадцать дней с даты его подписания.                          
                                                                                
Договорённости, оформленные указанным соглашением, достигнуты в контексте       
решения Высшего Евразийского экономического совета от 24 октября 2013 года о    
присоединении Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому   
пространству Белоруссии, Казахстана и России, заявления глав этих государств    
от 24 октября 2013 года об участии Армении в евразийском интеграционном         
процессе и Меморандума об углублении взаимодействия между Республикой Армения   
и Евразийской экономической комиссией от 6 ноября 2013 года, а также с учётом   
Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного     
союза и правовой базы Единого экономического пространства.                      
                                                                                
Соглашение определяет условия организации поставок перечисленных в его          
названии товаров из Российской Федерации в Республику Армения без взимания      
вывозных таможенных пошлин. При этом поставки осуществляются в соответствии с   
согласованными на следующий календарный год и утверждёнными компетентными       
органами сторон (для справки: с российской стороны в качестве таковых           
выступает Министерство энергетики и Министерство финансов, а со стороны         
Республики Армения - это Министерство энергетики и природных ресурсов и         
Министерство экономики) индикативными балансами, объёмами и номенклатурой       
внутреннего потребления нефтепродуктов и природного газа в Республике           
Армения.                                                                        
                                                                                
В отношении алмазов соглашением предусматривается заключение договоров между    
хозяйствующими субъектами России, включая Гохран России, и Армении, которыми    
определяются порядок и объёмы поставок алмазодобывающими предприятиями          
Российской Федерации природных необработанных алмазов гранильным предприятиям   
Республики Армения.                                                             
                                                                                
В отношении названных товаров таможенный орган Российской Федерации ведёт       
учёт сумм условно начисленных вывозных таможенных пошлин.                       
                                                                                
В отношении нефтепродуктов, природного газа, поставленных в Республику          
Армения сверх количества, предусмотренного индикативными балансами, вывозные    
таможенные пошлины подлежат уплате в полном объёме в бюджет Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Важно отметить, что соглашением запрещается реэкспорт в третьи страны           
заявленных в соглашении товаров. В случае установления факта нарушения такого   
запрета российская сторона вправе потребовать выплату в долларах США суммы      
компенсации, эквивалентной объёму вывозных таможенных пошлин, или заменить      
компенсацию снижением количества товаров, которые подлежат поставке в           
соответствии с индикативными балансами, а также сократить или приостановить     
беспошлинные поставки товара.                                                   
                                                                                
Соглашение предусматривает, что его положения о невзимании вывозных             
таможенных пошлин на нефтепродукты, природный газ и алмазы применяются до 31    
декабря 2014 года включительно. Применение такого режима может быть сторонами   
по обоюдному согласию продлено, такое согласие оформляется протоколом к         
настоящему соглашению. В отношении природного газа положение о невзимании       
вывозных таможенных пошлин распространяется и на те правоотношения, которые     
возникли с 1 апреля 2013 года по конец декабря 2013 года.                       
                                                                                
Важно отметить, что в случае прекращения по инициативе одной из сторон          
применения данного соглашения армянская сторона должна выплатить российской     
стороне компенсацию в сумме, эквивалентной сумме условно начисленных вывозных   
таможенных пошлин, и, если армянская сторона в течение тридцати дней такую      
компенсацию не произведёт, невыплаченные суммы переводятся в этом случае в      
разряд государственного долга и на этот государственный долг начисляются        
соответствующие проценты.                                                       
                                                                                
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством         
Российской Федерации. В частности, я уже много об этом говорил, имеются в       
виду беспошлинные поставки товаров, а также предусмотренные пунктами 3 и 4      
статьи 5 соглашения учёт условно начисленных вывозных таможенных пошлин и       
полномочия таможенных органов по их сверке. В силу сказанного и в               
соответствии с положениями Федерального закона "О международных договорах       
Российской Федерации" соглашение подлежит ратификации.                          
                                                                                
Для справки: армянская сторона официально сообщила о выполнении ею              
внутригосударственных ратификационных процедур, необходимых для вступления в    
силу данного соглашения (нота Посольства Республики Армения от декабря 2013     
года).                                                                          
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Леонида Эдуардовича Слуцкого.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Юрий           
Петрович Сентюрин, как всегда, доложил столь детально, что много не добавишь.   
                                                                                
Армения - наш набирающий обороты партнёр по Евразийскому проекту. Армения       
являет собой на сегодня уникальный пример сотрудничества в экономической        
плоскости и с Евросоюзом, и со странами - членами Таможенного союза, что        
лишний раз доказывает мировому сообществу не противонаправленность, а,          
напротив, сочетаемость европейского и евразийского векторов развития. Из-за     
нагорнокарабахской проблемы были определённые сложности на экспертном уровне,   
но в Евразийском проекте, как мы понимаем, Армения будет участвовать в          
международно признанных границах.                                               
                                                                                
Что касается данного соглашения, это инфраструктурно значимая составляющая      
экономического сотрудничества между нашими странами: природный газ,             
нефтепродукты и природные алмазы. Как всегда в случаях, когда есть пусть        
небольшие, но выпадающие доходы, мы очень чётко проанализировали вместе со      
всеми фракциями в Государственной Думе данное соглашение и считаем, что плюсы   
от сегодняшнего и грядущего сотрудничества в экономической плоскости с          
Арменией, в частности в формате Евразийского проекта, безусловно,               
перевешивают некоторые выпадающие доходы по тем видам сырья, которые            
охватываются данным соглашением, - это природный газ, нефтепродукты и           
природные алмазы, - и поэтому хочу вслед за заместителем министра энергетики    
попросить уважаемых коллег поддержать это этапное для нашего экономического     
сотрудничества с Арменией соглашение.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Да.                                                           
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Петрович, конечно, такие договоры - и с Арменией, и с       
Казахстаном, и с Китаем, и с другими странами - надо принимать, то есть надо    
укреплять дружбу, это, по-моему, даже и не обсуждается. Но самый главный        
вопрос, который тоже меня волнует: ну а что получит наш народ? Вот я читаю      
соглашение - оно касается (сразу, на первом месте) поставок товаров,            
выработанных из нефти, природного газа и природных необработанных алмазов.      
Дальше читаю, что российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины     
на нефтепродукты и природный газ для внутреннего потребления, - понятно, что    
поток нефти и газа в Армению увеличится. Наверное, это нужно, в какой-то        
степени это правильно, но у нас-то постоянно бензин дорожает, а вслед за        
бензином дорожают все продукты. Крестьяне весной из-за повышения цен на         
бензин и масла несут убытки, не соблюдаются сроки начала сева, потом уборки     
урожая. То есть вот этот документ как-то связан с тем, чтобы не было потерь     
для российского народа?.. (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. Хочу отметить, что в     
случае с Республикой Армения для наших хозяйствующих субъектов значительно      
расширяется зона, в которой они сегодня оперируют своей товарной массой,        
расширяется рынок. Надо отметить, что помимо упомянутого                        
межправительственного соглашения как раз в эти же дни по линии наших            
крупнейших энергохолдингов были подписаны профильные соглашения. В частности,   
"Газпром" подписал соглашение о функционировании совместного предприятия, на    
тот момент оно называлось "АрмРосГазпром", на сегодняшний день это "Газпром     
Армения" - стопроцентное дочернее предприятие холдинга "Газпром". А такая       
наша компания, как "Роснефть", также подписала соглашение со своими             
партнёрами о создании совместного предприятия "Роснефть-Армения". Обе           
структуры, располагая упомянутой в соглашении товарной массой, будут            
оперировать на этом рынке.                                                      
                                                                                
Хочу отметить, что эта деятельность проходит в режиме конкурентной борьбы,      
ну, в частности, расположенный рядом с Арменией Иран традиционно стремился      
этот рынок завоевать, и они для этого делали очень многое, в частности,         
модернизировали систему газопроводов: построили газопровод из иранского         
Тебриза в город Каджаран (Армения) и далее до Арарата, и на сегодняшний день    
пропускная способность этого газопровода позволяет поставлять в Армению         
практически полностью нужный для потребления объём газа - 2,5 миллиарда         
кубических метров. Но сегодня, благодаря этому соглашению, благодаря            
интеграционному процессу, это будет российский газ, за который будет            
поступать плата, и в связи с увеличением товарной массы, расширением рынка      
будет больше прибыль наших хозяйственных обществ и, естественно, больше объём   
налогов, уплачиваемых в российский бюджет. Поэтому считаю, что здесь,           
безусловно, есть выигрыш и для хозяйствующих субъектов, и для нашего            
населения.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Леонид Эдуардович, скажите, не помешает ли             
нагорнокарабахская проблема полноценному участию Армении в Евразийском          
экономическом союзе? Ведь, согласитесь, нагорнокарабахскую проблему всё-таки    
нужно решать.                                                                   
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Дмитрий Иванович, большое спасибо за вопрос. Надо решать,         
действительно, нельзя оставлять эту кровоточащую проблему следующему            
поколению, и здесь эффективно действуют Минская группа ОБСЕ, межмидовские       
консультации, послы по особым поручениям. Конечно, нагорнокарабахская           
проблема определённым образом - я об этом по касательной сказал в своём         
выступлении - рикошетила и на участие в Таможенном союзе, в целом в             
Евразийском проекте, но тем не менее президенты на очередном Совете глав        
государств согласились с тем, что Армения может участвовать в Евразийском       
экономическом союзе - разумеется, Армения в международно признанных границах.   
                                                                                
Мы понимаем, что нагорнокарабахский конфликт даёт обратную связь, которая       
отрицательно сказывается и на экономике, и на социальной сфере. Если брать      
Армению, то это весьма непростой фактор, однако для материи данного             
соглашения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов    
и необработанных природных алмазов, смею вас уверить, фактор Нагорного          
Карабаха сведён, можно сказать, к нулю. Хотя, естественно, мы с вами про этот   
фактор не забываем и, более того, думаем о том, чтобы придать этому тонкому и   
деликатному процессу в недалёком будущем, возможно, и парламентское             
измерение.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лихачёв Василий Николаевич.                               
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н. Уважаемые коллеги, нет никакого сомнения в том, что               
рассматриваемое соглашение очень важно и с политической, и с экономической      
точек зрения. Я глубоко убеждён в том, что оно основано на принципе взаимной    
выгоды: дивиденды, те или другие, будут и у Москвы, и у Еревана. Но поскольку   
такого рода документ уже действует в течение шести месяцев, нельзя не           
обратить внимания на обеспечение эффективности его применения, и в этой связи   
у меня вопросы к Юрию Петровичу. Вот эти шесть месяцев доказали эффективность   
этого документа, этой российско-армянской договорённости? И столкнулись ли вы   
с какими-то проблемами, в чём они выражаются?                                   
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Василий Николаевич, за вопрос.                          
                                                                                
Хочу отметить, что прошедшие шесть месяцев с момента, как это соглашение        
временно применяется, подтвердили, что договорённость оптимальна, это           
экономически целесообразно. В ответе на вопрос, который звучал чуть раньше, я   
говорил, что наряду с упомянутым соглашением наши хозяйствующие субъекты        
заключили целую серию межкорпоративных договорённостей, в соответствии с        
которыми сегодня структура, занимающаяся работой с газом на территории          
Армении, на 100 процентов принадлежит "Газпрому". Формируется сегодня и         
начинает работать совместное предприятие "Роснефть-Армения", оптимизируются     
поставки "ЛУКОЙЛа" в Армению с заводов, которые располагаются в Восточной       
Европе - в Болгарии и в Румынии. И кроме того, благодаря таким сделкам,         
которые были заключены в контексте упомянутого межправительственного            
соглашения, оптимизирована ситуация с долгами армянских предприятий перед       
российскими хозяйствующими субъектами, об этом свидетельствуют объёмы           
поставок в соответствии с индикативными балансами: по состоянию на конец мая    
- начало июня объём поставок газа составил 890 миллионов кубических метров,     
объём поставок нефтепродуктов приблизился к 95 тысячам тонн, это треть от       
индикативного баланса на 2014 год. Считаю, что ожидания оправдывают себя, и с   
учётом того, о чём мы говорили сегодня, - о более активном участии Армении в    
интеграционных евразийских процессах, - на наш взгляд, здесь плюсы несомненно   
превалируют.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить, коллеги?                     
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я буду говорить коротко. Как и все,           
наверное, в этом зале, я двумя руками за то, чтобы восстанавливать              
добрососедские отношения, дружбу народов и не только экономические, но и        
культурные связи, социальные связи. Это, как говорится, наверное, за            
пределами уже нашей дискуссии, но, когда я говорю где-то в аудиториях о таких   
соглашениях, естественно, возникают вопросы у простых людей: ну а нам-то это    
что даст, мы-то что получим - что, у нас рабочих мест будет больше, что, у      
нас зарплата вырастет, товары будут дешевле, лекарств будет больше и они        
будут дешевле, в больницах будут лучше работать и так далее? Поэтому хотелось   
бы, чтобы правительство в таких случаях прикладывало документы, где было бы     
указано, что получит наш народ, чтобы мы могли сказать: да, договор             
заключили, мы рады, что в Казахстане будет лучше, мы рады, что в Армении        
будет лучше, но при этом мы, Россия, должны через год получить то-то и то-то,   
и мы получим это!                                                               
                                                                                
Вот говорят, что заключили соглашение, предприятие "Роснефть-Армения"           
появилось, но мы знаем, что от поставок нефти, нефтепродуктов и природных       
ресурсов у нас только 30 процентов идёт в российскую казну, а остальное всё     
идёт в карманы олигархов, - об этом мы говорили, об этом говорил президент      
Путин, об этом говорил премьер Медведев и так далее, - и меня просто            
интересует... Ну да, поможем, да, отдадим, но если у самих будут расти цены,    
а в бюджете будет меньше денег, мы и помочь не сможем! Поэтому я думаю, что в   
данном случае нам нужно акцент делать, наверное, не столько на насыщение        
нефтепродуктами вот этих соседних государств (хотя я подчёркиваю: дружбу надо   
укреплять), сколько на развитие совместных наукоёмких предприятий науки,        
сельхозпроизводства - у нас 41 миллион гектаров пашни не используется! Вот      
это, наверное, будет более эффективно и более полезно, потому что мы депутаты   
российские, мы ответственны перед российским народом и ему должны говорить,     
как сработает на улучшение жизни каждый принимаемый нами документ.              
                                                                                
А в целом, конечно, я буду голосовать за, но хотелось бы, чтобы это было        
более приближено к нуждам нашего народа.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Олег Владимирович, пожалуйста.                    
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я в первую очередь хотел бы обратиться к Владимиру           
Николаевичу Федоткину. Как и по предыдущим вопросам, я говорю, что просил бы    
коллег выступать непосредственно по законопроекту, обсуждаемому в данной        
аудитории, здесь, в парламенте. И Юрий Петрович, и Леонид Эдуардович            
доходчиво и обстоятельно объяснили суть вопроса и необходимость ратификации     
этого соглашения. Что касается того, о чём говорил Владимир Николаевич, - ГСМ   
и пашня в Российской Федерации, - я предлагаю своему коллеге выступить с        
отдельными законодательными инициативами, которые позволят гражданам            
Российской Федерации и полноценно сдерживать цены на ГСМ, и работать на         
пашне. Поэтому прошу ещё раз всех обсуждать только тот вопрос, который          
рассматривается по повестке.                                                    
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного соглашения.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства, нет желания выступить? Комитеты?      
                                                                                
Выносится на "час голосования".                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7015 по 7033 из 9148
18-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о       
сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и               
необработанных природных алмазов в Республику Армения".                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              435 чел.96,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    436 чел.                                          
Не голосовало                  14 чел.3,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.