Заседание № 263
О проекте федерального закона № 543011-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения понятия "наводнение", а также установления особого правового режима земель, на которых возникла или возможно возникновение чрезвычайной ситуации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Василий Михайлович Тарасюк. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на установление особого правового режима территорий, подвергающихся наводнениям. Я понимаю, каким будет результат - почти все законопроекты, внесённые партией ЛДПР, отклоняются по тем или иным причинам, но проходит время, и все понимают, что такие законы нужны государству и людям. Я начну просто с перечисления фактов. В 2001 году произошло наводнение в Якутии, погибло 8 человек, 43 тысячи пострадали, было разрушено 5 тысяч домов. В 2002 году - наводнение на юге страны, особенно пострадал Ставропольский край, этот паводок унес жизни 170 человек, 100 тысяч человек в той или иной степени понесли материальный ущерб, 44 тысячи домов оказались подтопленными. В 2004 году - наводнение в Кемеровской области, 5 человек погибли, 10 тысяч человек получили травмы. В 2010 году в Краснодарском крае из-за разлива горных рек затопило 30 населённых пунктов, 17 человек погибло, государство понесло ущерб в размере 2 миллиардов рублей. В 2012 году произошло ещё одно наводнение, одно из самых страшных в Краснодарском крае, погиб 171 человек, более 30 тысяч граждан получили травмы, ущерб государства составил 20 миллиардов рублей. Курск, Липецк, Воронеж, Екатеринбург, Сочи, Нижневартовск - города, которые подверглись наводнениям в 2015 году. Уважаемые коллеги, объективная реальность состоит в том, что изменение климата и неизбежный рост дальнейшего освоения речных долин частниками привели к увеличению повторяемости и разрушительной силы наводнений. В последние годы наблюдается тенденция значительного роста ущерба от данных природных явлений, что связано с недостаточностью и неэффективностью правового регулирования, а кроме того, усиление освоения земель в долинах рек приводит к таким последствиям. Помимо угрозы жизни и здоровью людей, их имуществу, которое может быть безвозвратно утеряно в результате удара стихии, наносится вред земле, происходят её деградация, загрязнение, засоление, заболачивание, ухудшение качества земель сельскохозяйственного назначения. В водное, градостроительное и земельное законодательство законопроектом вводятся нормы, закрепляющие понятие "наводнение", устанавливаются полномочия органов власти по изъятию земель для государственных и муниципальных нужд с целью создания временных зон задержания водных потоков, а также областей расширения русла. Также устанавливается общий правовой режим земель, на которых возникла или возможно возникновение чрезвычайной ситуации, в том числе наводнения. В заключении ответственного комитета отмечено, что в настоящее время на уровне федерального закона определение понятия "наводнение" не закреплено - так каким же образом в правовом государстве решать такие масштабные проблемы, как борьба с наводнением, если не установлено, что это такое?! В отзыве правительства сказано, что многие понятия, применяемые в законопроекте, не определены в законодательстве, - уважаемые коллеги, прежде всего нужно закрепить определение понятия "наводнение", а в ходе дальнейшей совместной работы над законопроектом уже можно раскрыть и остальные понятия, сделать данный правовой институт логичнее, чтобы быть готовыми к новым вызовам природы как на уровне экстренных служб, так и на уровне правового регулирования. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на совершенствование законодательства. Хотелось бы обратиться к правительству и комитету: нужно изучить многие понятия, прежде всего усовершенствовать логические понятия правового института, изучить передовой опыт наших комитетов. Так, если Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассматривает какой-то проект, то он даёт замечания и просит доработать проект законодательной инициативы до состояния, когда закон можно будет принять. Данный законопроект можно доработать и внести поправки ко второму чтению, было бы только желание комитета. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Михайлович, присаживайтесь. С содокладом выступает Евгений Анатольевич Гришин. ГРИШИН Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В целом поднимаемая автором законопроекта проблематика, конечно же, заслуживает внимания, однако к представленной редакции законопроекта имеются существенные замечания. Законопроектом предлагается ввести в Водный кодекс понятие "наводнение". В данном случае необходимо учитывать, что Водный кодекс содержит более общее понятие "негативное воздействие вод", включающее в себя любое негативное воздействие на определённые территории и объекты, при этом воздействие может быть не только стихийным, но и вызванным действиями человека по изменению режима водных объектов. Таким образом, введение нового термина представляется излишним. Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Земельный кодекс Российской Федерации новой статьёй, регулирующей особенности правового режима земель, на которых возникла чрезвычайная ситуация или возможно возникновение чрезвычайной ситуации. Понятия, вводимые статьёй, носят двусмысленный и оценочный характер: например, "земли, на которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации", "возложение на граждан и юридических лиц отдельных дополнительных обязанностей" - данные понятия не определены в законодательстве Российской Федерации и несут риск злоупотребления мерами административного принуждения. Законопроектом предлагается предусмотреть новые основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, что представляется избыточным, так как, во-первых, статьёй 60 Водного кодекса Российской Федерации уже предусмотрена возможность изъятия для государственных нужд земельных участков, которые расположены в границах зоны подтопления, а во-вторых, в соответствии со статьёй 51 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства. Законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Счётной палатой. На основании изложенного комитет рекомендует отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Анатольевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть несколько вопросов. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Василий Михайлович, у меня вопрос к вам. Вот здесь у вас есть такая формулировка: "земли, на которых возникла или возможно возникновение чрезвычайной ситуации", но мне непонятно, каким же образом и по каким критериям вы будете определять такие земли, потому что, в общем-то, чрезвычайная ситуация может произойти в любой точке земного шара. Поясните, пожалуйста. ТАРАСЮК В. М. Я чётко и ясно сказал, что это земли, по которым проходят русла рек, и есть опасность попадания их в зоны подтопления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос похожий, но ваш ответ меня не удовлетворил. Василий Михайлович, я вот в Рязани этим вопросом занимался не раз, у нас протекает Ока и другие реки, бывают подтопления, но всегда земля около реки является лакомым куском, её изымают, а потом вместо заграждений там появляются дома и коттеджные посёлки. Всё-таки сформулируйте почётче: если изымают земли, ставят временные какие-то заграждения, но время проходит и заграждения убирают, то будут ли эти земли возвращать собственникам или в дальнейшем их можно будет использовать по любому назначению, включая строительство коттеджей, то есть не будет ли этот закон прикрытием для захвата земель? ТАРАСЮК В. М. Я думаю, что этот закон направлен не на прикрытие захвата земель, а на то, чтобы муниципальные и государственные службы могли эту землю изымать и углублять реки, делать заграждения, чтобы не было подтоплений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос Евгению Анатольевичу. На протяжении последних трёх-четырёх лет многие наши, особенно дальневосточные, регионы столкнулись с тем, что существующее законодательство не позволяет оперативно и своевременно решать проблемы, которые возникают во время ЧС. Данный законопроект как раз направлен на то, чтобы решить вопросы в какой-то части нормативно-правовой, законодательной базы, что позволит именно региональным властям более оперативно справляться с такими вызовами. Вы указали, кто не поддержал данный законопроект, а что вы скажете по поводу того, какие регионы какие отзывы дали на законопроект? ГРИШИН Е. А. Так, если я правильно понял вопрос, вас интересует, какие регионы его поддержали? Вообще законопроект поддержали сорок два субъекта Российской Федерации, девять субъектов высказались против. Но дело в чём? Когда возникает проблема, которая требует законодательного решения, мы готовим соответствующий законопроект и насыщаем его, предусматриваем в нём определённые механизмы для разрешения вопросов и алгоритмы для органов государственной власти, как действовать в той или иной ситуации; должна быть определённая детализация, а в этом законопроекте детализации нет. И хотел бы отметить такой момент: уважаемый автор законопроекта, конечно, может возразить и сказать, что в пояснительной записке к законопроекту оговаривается, что в дальнейшем предусматривается разработка подзаконных актов, но такие упоминаемые в законопроекте термины - кстати, они даются автором без расшифровки, - как "меры государственного принуждения", "возложение на граждан и юридических лиц отдельных дополнительных обязанностей", явно предполагают ограничения прав граждан, а в соответствии со статьёй 55 Конституции Российской Федерации требуется принятие таких ограничений федеральным законом. Предлагается всё-таки отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Каминский Александр Викторович. ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По карточке Каминского - Эркенов, если можно, Иван Иванович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. ЭРКЕНОВ А. Ч. Василий Михайлович, закон, наверное, очень хороший, и, может быть, со временем, когда мы будем нуждаться в землях, этот закон наверняка надо будет принимать. А мой вопрос вот в чём: наряду с теми чрезвычайными ситуациями, о которых вы говорите, возникают ситуации с искусственно орошаемыми землями, территории которых тоже могут быть заболочены, и можно ли ваш закон с некоторыми изменениями соотнести с такого рода землями? ТАРАСЮК В. М. Я считаю, что это возможно, и привёл пример комитета по природным ресурсам, который, если видит некоторые недостатки - я даже могу сказать, о каком законопроекте идёт речь, - совместно с человеком, который создаёт закон, работает, вносятся поправки, чтобы во втором чтении были решены такие вопросы, как вы задаёте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кривоносов Сергей Владимирович. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Василий Михайлович, мы были в Крымске уже на следующий день после трагедии, изучали ситуацию; вот хотелось бы понять: в законопроекте есть такое понятие - "временные зоны задержания водных потоков", поясните, пожалуйста, что это такое. ТАРАСЮК В. М. Временное задержание водных потоков - это строительство заграждений, которые могут шлюзовать поток воды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович. Семь минут поставьте, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, рассматривая представленный законопроект, мы должны думать о безопасности граждан России. Как вы уже узнали, большинство регионов России поддержали этот законопроект, но мы не хотим их услышать! В стране то леса горят, то наводнения, но сейчас все проводимые мероприятия по ГО и ЧС направлены в основном на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а не на их предупреждение. Василий Михайлович перечислил только ряд регионов России - этот список намного больше. Из средств массовой информации, думаю, всем известно, что на некоторых территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в этом году сложилась чрезвычайная ситуация, обусловленная наводнением: уровень воды в реке Обь в черте города Нижневартовска поднялся на 10,5 метра, превысив критическую отметку более чем на 20 сантиметров. Река Обь залила пойменные территории - уточняю, что город Нижневартовск расположен рядом с крупнейшим Самотлорским нефтяным месторождением и вокруг очень много нефтяных разливов и рекультивированных земель, - от наводнения пострадало более 9 тысяч дачных участков и жилых домов, под угрозой затопления оказался весь Нижневартовск, достаточно серьёзной была угроза эпидемиологической и экологической безопасности на этих территориях. И всё это из-за халатности окружных и муниципальных чиновников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которые даже не предупредили население о предстоящем наводнении! Как и в других регионах страны, итог неутешительный: паводок спал, наступила зима, дачный сезон закрыт, обещания властей остались неисполненными. На многих дачах и сегодня живут многодетные семьи. Окружные власти вместе с губернатором Югры предпочитают уезжать в отпуска, так же как было во время лесных пожаров пару лет назад (я думаю, вы все это прекрасно помните), избегают общения с жителями или занимаются очередной показухой в виде субботников в окружении журналистов и создают через СМИ видимость активной работы по устранению последствий паводка. Надо предупредительными мероприятиями начать заниматься уже сегодня - вот обращаю на это ваше внимание. Выдержка из письма жителей Югры, города Нижневартовска, показывает, как местные власти относятся к жителям этого города: "Обещают дать участки взамен затопленных. Мы написали заявление. Сказали ждать звонка. Скоро Новый год. Ждём-с". Вот масса таких писем поступает нам, депутатам, о ситуации, которая сложилась полгода назад, но так быть не должно, хватить обещать и врать народу! Вашему вниманию предложено конкретное решение - оно, может быть, и не в полной мере решает данную проблему, но надо действовать. Фракция ЛПДР предлагает конкретный вариант - принять закон, которым вводится понятие "наводнение", которым для земель, где возникла чрезвычайная ситуация или возможно её возникновение, устанавливается особый правовой режим, а также предусматривается изъятие путём выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случаях, связанных с созданием временных зон задержания водных потоков и областей по расширению русла. Это позволит принимать меры по недопущению таких чрезвычайных ситуаций и даст возможность более оперативно реагировать на них. Многие регионы страны подвержены ежегодному наводнению. Чиновники надеются, что большая беда, как и большая вода, пройдёт мимо, а пока мы размышляем о двусмысленных понятиях, люди гибнут! Прошу всех подумать о людях, которые из-за наводнений остались без единственного жилья. Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Михайлович, ещё раз будете выступать? Нет. Евгений Анатольевич Гришин? Нет. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 52 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 262
О проекте федерального закона № 543011-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения понятия "наводнение", а также установления правового режима земель, на которых возникла или возможно возникновение чрезвычайной ситуации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДИДЕНКО А. Н. Сергей Евгеньевич, большая просьба: остановились прямо перед 37-м вопросом, уже пятый раз переносится рассмотрение этого законопроекта - то на вторник, то на среду... Просьба учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте на завтра мы его поставим, завтра обязательно рассмотрим.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 543011-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения понятия "наводнение", а также установления особого правового режима земель, на которых возникла или возможно возникновение чрезвычайной ситуации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. 41-й вопрос прошу перенести на ноябрь.
Коллеги, законопроекты, обозначенные под пунктами 22, 23, 24, 26, 38, 41, 45 и 50, предлагается перенести на более поздний срок. Нет возражений? Нет.