Заседание № 212
О проекте федерального закона № 542922-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения условий и порядка перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Мы переходим к рассмотрению 6-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", третье чтение. Доклад Ильи Владимировича Осипова. Пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен по поручению президента и направлен прежде всего на защиту конституционного права каждого гражданина на жилище, с одной стороны, и, с другой стороны, на защиту права собственника распоряжаться своим имуществом и переводить его из разряда жилого в разряд нежилого. В законопроекте уточняется, даётся исчерпывающий список требований по переводу помещения из жилого в нежилое. В нём вводится новое понятие примыкающих помещений, регламентируются такие вещи, как кворум и необходимое количество голосов для принятия решений, наделяются полномочиями органы жилищного надзора - надзорными функциями и проведением внеплановых проверок в случае поступления жалоб на нарушение законных прав и интересов гражданина, ну и обуславливается исключительная необходимость отдельного входа для вновь появляющихся нежилых помещений в жилых домах. Комитетом по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству законопроект полностью подготовлен к третьему чтению. Комитет предлагает принять его в третьем чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Включите режим записи. Покажите список. Торощин Игорь Андреевич, пожалуйста. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, подготовленный к третьему чтению. Также хочу отметить, что неоднократно во время личного приёма сталкивался с жалобами граждан на различные ситуации, связанные как раз таки с предпринимательской деятельностью в нежилых помещениях на первых этажах многоквартирных домов. Представители малого бизнеса, зачастую не имея финансовой возможности для аренды дорогих площадей в торговых центрах, а также не имея возможности провести точный расчёт размеров охватываемого ими рынка товаров или услуг, предпочитают арендовать недорогие помещения, расположенные, как правило, в спальных районах и находящиеся в шаговой доступности. Жители жалуются в первую очередь на шум, исходящий от клиентов такого малого предприятия. Зачастую в многоквартирных домах открываются парикмахерские, продуктовые магазины, а в продуктовых магазинах реализуются и алкогольная продукция, и табачная продукция. Очевидно, что такие торговые точки, особенно в вечернее время, являются магнитом для шумных компаний. Когда обращаешься с депутатскими запросами в правоохранительные органы и в органы местного самоуправления, в ответ практически всегда приходят одни и те же отписки: всё делается на законных основаниях, информация об обращении по поводу шума в ночное время не подтверждается. А люди после очередных отписок повторно обращаются и говорят, что на самом деле не дорабатывают правоохранительные органы. На мой взгляд, здесь есть недоработка МВД, я сам ещё до избрания депутатом постоянно сталкивался с нежеланием местных органов полиции выезжать на вызовы по поводу шума в ночное время. Считаю, что Министерству внутренних дел следует уделить особое внимание подобного рода жалобам. Жалуются в основном жильцы квартир, непосредственно примыкающих к нежилому помещению или находящихся сверху: их право на спокойный отдых нарушается в первую очередь. Поэтому считаю, что, прежде чем получить разрешение на изменение назначения использования помещения - с жилого на нежилое, собственники обязаны учесть мнение жильцов прилегающих квартир. Усложнение процедуры не стоит считать исключительно попыткой забюрократизировать процесс - такое согласование действительно необходимо, с одной стороны, но, с другой стороны, государство не должно забывать и о необходимости оказания помощи малому бизнесу. Все мы прекрасно знаем, как сложно бывает провести общее собрание жильцов в многоквартирном доме, сегодняшний ритм жизни зачастую делает невозможным проведение таких собраний, - в этом случае считаю возможным обязать органы местного самоуправления оказывать предпринимателям всестороннюю помощь в сборе необходимой документации для перевода помещения из жилого в нежилое. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чернышёв Михаил Анатольевич, пожалуйста. ЧЕРНЫШЁВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект предусматривает механизм согласования общим собранием принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое, причём данный механизм более сбалансирован, он защищает интересы собственников жилых помещений, прежде всего тех, кто непосредственно контактирует с помещением, переводимым в нежилое. С учётом изложенного, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 50 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 209
О проекте федерального закона № 542922-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения условий и порядка перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса, это завершающий вопрос из блока законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения условий и порядка перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме). Доклад Ильи Владимировича Осипова. Пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был рассмотрен в декабре 2018 года. В законопроекте предлагается упорядочить перевод жилого помещения в нежилое, конкретизируется закрытый перечень. В ходе обсуждения законопроекта поступили две поправки, юридического и лингвистического характера, они поддержаны комитетом и включены в таблицу поправок № 1. Семь поправок, не одобренных комитетом, включены в таблицу № 2. Комитет просит поддержать решение и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1 - в этой таблице две поправки - есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию. Включите режим голосования, пожалуйста. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 30 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. По таблице поправок № 2, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 05 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", 8-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 43 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается единогласно законопроект во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ОСИПОВ И. В. Уважаемые коллеги, законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении, комитет просит включить его в порядок работы на вторник, 21 мая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Поддерживается ваше предложение.
Заседание № 171
О проекте федерального закона № 542922-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения условий и порядка перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Наталья Николаевна Антипина. АНТИПИНА Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации, согласно которому правительству поручено внести в законодательство изменения, направленные на предотвращение нарушения прав граждан по распоряжению общим имуществом в многоквартирных домах при осуществлении перевода жилых помещений в нежилые. Законопроектом вводится процедура согласования перевода жилого помещения в нежилое собственниками, проживающими в многоквартирном доме, а также устанавливается механизм получения на это согласия собственником переводимого помещения. Согласие на перевод жилого помещения в нежилое собственник переводимого помещения получает в двух формах: во-первых, это письменные согласия всех собственников помещений, примыкающих к переводимому, при этом в законопроекте даётся понятие примыкающего помещения, под которым понимается помещение, имеющее общую стену с переводимым помещением или расположенное непосредственно над или под переводимым помещением; во-вторых, это протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение о согласии на перевод. В законопроекте устанавливаются особый порядок определения правомочности общего собрания (кворума) и количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме, необходимых для принятия решения о согласии на перевод. Полученные собственником переводимого помещения согласия собственников помещений в многоквартирном доме на перевод жилого помещения в нежилое подлежат представлению вместе с другими документами, которые определены в статье 23 Жилищного кодекса, в орган местного самоуправления, осуществляющий перевод помещений. Непредставление указанных документов будет являться основанием для отказа собственнику жилого помещения в переводе его в нежилое. В целях обеспечения контроля за порядком осуществления перевода жилого помещения в нежилое органы государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации наделяются полномочием по проверке соблюдения обязательных требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Николаевна, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству выступает Илья Владимирович Осипов. Пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы отмечаем 25-летие Конституции, и именно она гарантирует как права собственника на свободное распоряжение своим имуществом, так и соблюдение законных интересов, прав других граждан, которые могут быть ущемлены в ходе его эксплуатации. В данном случае мы рассматриваем вопрос о переводе жилого помещения в нежилое. К сожалению, довольно часто из-за перевода жилого помещения в нежилое страдают соседи, и это происходит не только на первых этажах, но и на более высоких этажах, происходит без согласия собственников других жилых помещений, тем самым уменьшается стоимость имущества, которым владеет человек. Это приводит к тому, что в помещениях, которые когда-то были жилыми, в жилых домах появляются не только магазины шаговой доступности, выполняющие крайне важную социальную функцию, но и всевозможные увеселительные заведения, в своё время это были самые разные казино и игорные клубы. Всё это мы проходили. Собственно говоря, позиция комитета такая: прежде всего жильё, жилые помещения, жилые дома должны выполнять свою основную функцию, при этом комитет не отрицает возможности перевода, но требования к такому переводу должны быть достаточно строгими. На наш взгляд, конструкция, которую предлагает правительство, позволит учесть интересы всех граждан, проживающих как в доме в целом, так и в примыкающих квартирах, примыкающих помещениях. И норма о даче письменного согласия собственниками примыкающих помещений на перевод жилого помещения в статус нежилого, на наш взгляд, как раз защищает это конституционное право каждого гражданина. С учётом сказанного, с учётом того, что предлагает правительство, комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении и доработать ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Наталья Николаевна, в 2013 году депутаты фракции ЛДПР вносили аналогичный законопроект - проект федерального закона № 298242-6. Тогда правительство прислало официальный отзыв, в котором не поддержало концепцию из-за того, что порядок присоединения к помещениям части общего имущества в многоквартирном доме или его использования уже урегулирован в частях 3 и 4 статьи 36, а также в части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации. Наталья Николаевна, скажите, пожалуйста, а что сейчас поменялось, почему сейчас у вас уже абсолютно противоположное мнение возникло? АНТИПИНА Н. Н. Спасибо большое за вопрос, Сергей Владимирович. Повлияло количество писем с обращениями граждан по этой проблеме, и одно из обращений было направлено в адрес президента. По итогам рассмотрения этого письма президентом было дано поручение, где чётко были прописаны, обозначены те новеллы, которые предлагаются в данном законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. ОСИПОВ И. В. Сергей Владимирович, спасибо за вопрос, я дополню. На самом деле заключение комитета на законопроект, который вы упоминаете, было частично положительным, по крайней мере, что касается той части, которая и в представленном сегодня законопроекте содержится, комитет поддерживал ту законодательную инициативу. В связи с тем что в момент рассмотрения законопроекта комитетом коллеги уже не являлись депутатами Государственной Думы, отправить законопроект на доработку было невозможно. В ряде других законопроектов, например, в том, который мы завтра будем рассматривать в третьем чтении (он касается перепланировки нежилых помещений, что тоже происходит зачастую с присоединением), а также в том законопроекте, который сегодня представляет правительство, эти вещи учтены. Более того, законопроект, внесённый правительством, более полно отражает ситуацию, а в том законопроекте, что вносили наши коллеги из фракции ЛДПР, рассматривались только частные случаи. В целом мы добиваемся достижения цели, которую ставили наши коллеги ещё в прошлом созыве, за что им огромное спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Наталье Николаевне. Мера нужная, законопроект нужный, но возникает вопрос о неравнозначности двух вариантов. Голосование на общем собрании - это понятно: 50 процентов голосов - кворум для дома, две трети голосов - для подъезда; другое дело - просто письменное согласие собственников соседних помещений, когда общая стена, а это может быть одно-два помещения. Может быть, всё-таки логично остановиться на одном варианте - через общее собрание, чтобы жители дома действительно могли защитить свои интересы и выразить своё решение именно в протоколе общего собрания? А иначе, получается, ты пошёл к соседу, договорился - и всё, и весь дом будет мучиться потом из-за хостела, или магазина, или какого-нибудь кафе. АНТИПИНА Н. Н. Спасибо большое за вопрос, Дмитрий Александрович. Как вы понимаете, законопроект рассматривается в первом чтении, мы предложили такой вариант, но мы можем обсудить все предложения и ко второму чтению уточнить положения в этой части. Мы посчитали, что предложенный нами вариант правильный, максимально обеспечивающий защиту прав граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Наталья Николаевна, ещё раз задам тот вопрос, который я задавал на заседании комитета. Сегодня переоборудование помещения из жилого в нежилое, если формально подходить к реализации закона, невозможно, потому что в любом случае на первом этаже приходится организовывать второй вход, а это использование земельного участка, который принадлежит всем собственникам на праве общей долевой собственности, - надо получать согласие всех собственников дома, чтобы отдельную дверь сделать, чтобы использовать общий земельный участок под этим нежилым помещением. Соответственно, поправки, которые вы предлагаете внести, скажем так, несколько либерализуют... они улучшают условия для тех, кто хочет переоборудовать помещения. Сложилась определённая судебная практика - как ваш законопроект с этой судебной практикой в последующем будет сочетаться? АНТИПИНА Н. Н. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. В Жилищном кодексе чётко прописано, что переоборудование, переустройство осуществляется в порядке, установленном жилищным и градостроительным законодательством, поэтому мы в этой части ничего не либерализуем и не упрощаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Булавинов Вадим Евгеньевич. БУЛАВИНОВ В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наталья Николаевна, у меня маленький уточняющий вопрос, он касается пресловутой темы, которую мы с вами неоднократно обсуждали, - гостиниц на площадях жилого дома. С одной стороны, это вроде как место временного проживания, а с другой - административные помещения со стойками администраторов и прочим. Требуется ли в соответствии с данным законопроектом согласование с собственниками, если кто-то выкупит подъезд или ряд этажей для организации гостиницы, решение общего собрания? АНТИПИНА Н. Н. Спасибо большое, Вадим Евгеньевич, за вопрос. Представленный законопроект решает только задачу перевода жилого помещения в нежилое, на назначение помещения законопроект не влияет. На рассмотрении Государственной Думы находится законопроект № 876688-6 "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации", и именно в рамках данного законопроекта этот вопрос предлагается решить, официальные поправки направлены в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопросы докладчику. Уважаемая Наталья Николаевна, интерес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в отношении перевода помещения из жилого в нежилое понятен, легко вводится понятие примыкающих помещений, и поэтому первый вопрос: чтобы узаконить такие помещения, будет ли проводиться предварительная проверка законности строительства таких помещений? Практика Москвы показала, что почти все примыкающие помещения были построены с нарушением законодательства, и они были снесены, а в регионах с такими постройками ситуация куда плачевнее и тяжелее. И второй вопрос, возможно, не по теме, но вы должны быть в курсе: вы так легко решаете вопрос перевода помещения из жилого в нежилое, а когда будет урегулирован процесс перевода из нежилого в жилое? Я имею в виду прежде всего урегулирование вопроса статуса апартаментов - это достаточно мощный сегмент строительства жилья на нашем рынке, большая часть которого является пресловутой точечной застройкой. АНТИПИНА Н. Н. Начну со второго вопроса. Вопрос апартаментов у нас стоит в повестке, его никто не снимал, работа идёт, причём действительно непростая работа, потому что это многофункциональные здания и определить их правовой статус достаточно сложно. Вместе с вами мы будем эту задачу решать дальше. Что касается примыкающих помещений, конечно, такая проверка не планируется, но все примыкающие помещения опять же должны соответствовать требованиям градостроительного и жилищного законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наталья Николаевна, на мой взгляд, достаточно поверхностное решение предлагается по тому вопросу, который обозначил президент. В первую очередь проблемы граждан, проживающих в домах, связаны с эксплуатацией нежилых помещений, с тем, как впоследствии меняется назначение этих помещений, поэтому одно дело - перевести, другое дело - что там будет через два, три, четыре года. Это первое. Второй момент, по поводу прилегающих помещений. Всё-таки заявлять половину голосов собственников прилегающих помещений... Ну, снизу может прилегать помещение площадью и 200 квадратных метров, а сбоку и сверху - меньше, поэтому каким образом высчитывать вот эту половину, не по голосам же? И последнее, относительно предыдущего вопроса, по нежилым помещениям. Если мы, к примеру, добиваемся того, чтобы перевести нежилое помещение в жилое, - а собственнику ничего не остаётся, если он нарушает эксплуатацию помещения, - сделать это практически нереально, поэтому какие всё-таки в ближайшее время мы увидим изменения в этой... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дайте возможность договорить. Пожалуйста, Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М. ...увидим в этой области, сможем ли мы в ближайшее время отрегулировать вопрос перевода нежилого помещения в жилое? АНТИПИНА Н. Н. Этот вопрос тоже сложный, его решение надо изначально планировать. Перевод из нежилого в жилое - это, по сути, вопрос апартаментов, о чём я сказала. Это отдельный вопрос, который требует самостоятельного рассмотрения, сейчас я на этот вопрос не отвечу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там, по-моему, ещё были вопросы. АНТИПИНА Н. Н. Можно ещё раз повторить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Михайлович, повторите коротко, о чём спрашивали. АНТИПИНА Н. Н. Да, ещё раз, потому что много вопросов. ГЛАДКИХ Б. М. Вид использования помещения - это проблема в первую очередь, а не перевод. А второе - это по примыкающим помещениям, площади-то разные. АНТИПИНА Н. Н. Борис Михайлович, по назначению помещений. Действительно, это важная, по сути, основная тема Градостроительного кодекса, потому что вопрос эксплуатации недостаточно чётко прописан. Эта проблема касается и предыдущего законопроекта, который вы рассматривали, по МЧС (я слушала внимательно), потому что в настоящее время у нас контролируется... то есть информация в реестре недвижимости есть только о том, жилое или нежилое помещение, но какого назначения это помещение, такой информации на сегодняшний день нет. Действительно, требуется правовое регулирование этого вопроса, мы со своей стороны предлагаем в рамках законопроекта, который был, так сказать, по "Зимней вишне", в рамках общего регулирования рассмотреть эту проблему. Что касается примыкающих помещений, в законопроекте написано, что требуется согласие каждого собственника примыкающего помещения, поэтому этот вопрос решён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Илья Владимирович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Будут. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Предельно тезисно. Первое. Замечательный законопроект, и наша фракция приветствует его появление, потому что это то, о чём постоянно говорят люди на встречах: их крайне беспокоит, когда помещения на первых этажах переводятся в нежилые помещения, так как это приводит и к продаже спиртного, и к открытию мини-гостиниц - известные истории. Мы регулярно в этом зале обсуждали эти вопросы, и крайне приятно отметить, что правительство тоже наконец перешло от ситуации с большим количеством обращений к ситуации качественного их восприятия и такой законопроект внесло. Второе. Соглашусь со своим товарищем по фракции коллегой Иониным, что два варианта принятия решений, которые здесь обозначены, не являются равноценными. В нашем понимании, конечно же, полноценное решение возможно только путём его принятия на общем собрании в рамках реализации и применения 44-й статьи Жилищного кодекса. И третья позиция. Наталья Николаевна, я очень надеюсь, что данный законопроект будет рассматриваться динамично, что не повторится ситуация, как с тем законопроектом, о котором в этом зале вы докладывали полтора года назад, - о защите прав жителей общежитий. Тот проект действительно был направлен на их защиту, также был внесён правительством, был принят только в первом чтении, и он до сегодняшнего дня не рассмотрен, хотя полтора года уже прошло с момента первого чтения. Я очень надеюсь, что здесь решение будет принято более динамично. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы И. В. Лебедев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. От фракции, Алексей Владимирович? Семь минут поставьте. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, постараюсь, конечно, покороче. Всё-таки в отношении самого законопроекта, для понимания того, насколько он нужен, скажу: обращений море, обращения идут последние несколько лет. Но к решению мы приходим только после того, как кто-то сумел дозвониться до президента, или каким-то другим чудесным образом через администрацию президента данное предложение доходит, - это я к вопросу о Государственной Думе, её полномочиях, законодательных полномочиях: мне кажется, такого рода решения мы должны принимать сами, вовсе не обязательно людям добиваться, звонить, копить вот этот потенциал, о котором говорил коллега Шеин, чтобы всё это как-то очень громко звучало. Есть проблема - её надо решать, и решать её надо было и год, и два года, и три года назад. Тот вариант, который сегодня предлагается... Почему я задал вопрос Наталье Николаевне о разной судебной практике? Люди вынуждены защищать своё право на нормальное проживание, и некоторые из них воспользовались положением, нормой, сегодня существующей, спорной, на взгляд ряда специалистов, по поводу того, что любое использование общего имущества в доме, включая земельный участок, включая стены, требует согласия всех собственников помещений в доме. Если доходить до абсурда, мы это на заседании комитета обсуждали, то для того, чтобы просверлить дырки в стене для установки кондиционера (это тоже использование общего имущества в доме, если трактовать закон в том виде, в каком он есть сегодня), требуется согласие всех собственников помещений в этом доме. Точно так же, когда на первом этаже (а чаще всего именно на первом этаже переводится жилое помещение в нежилое) необходимо сделать второй вход, пропилить оконную раму, использовать земельный участок для оборудования входа-выхода, то формально это нарушение принципа, так как для того, чтобы использовать этот земельный участок, который принадлежит всему дому и, соответственно, является частью собственности каждого проживающего в этом доме собственника, требуется согласие всех. И на этом основании многие суды выносят решение о незаконности перевода и обязывают прекратить использовать соответствующий земельный участок, восстановить, заделать дыру в стене и тому подобное. Тот вариант, который предлагается, на наш взгляд, скажем так, более цивилизованный, и я сразу обращаюсь к двум коллегам, которые задавали вопросы: он требует соблюдения сразу двух условий. Первое - необходимо согласие всех собственников, точнее, большинства присутствующих на собрании, а для тех, кто проживает в одном подъезде, надо две трети; второе - требуется согласие всех, кто проживает в так называемых смежных помещениях, то есть сбоку, сверху, снизу, где есть общая стена. Не совсем понятно, почему выпадают угловые квартиры, ведь на них тоже могут распространяться неудобства, связанные с музыкой, с громким шумом или с другим использованием нежилых помещений, наверное, об этом стоит подумать. И второй момент, который технологически не очень понятен: если требуется согласие всех собственников смежных, примыкающих квартир, зачем необходимо, чтобы половина из них присутствовала ещё на собрании? Это взаимоисключающие вещи, и смысла особого нет. Два документа прикладываются, чтобы перевести помещение из жилого в нежилое: первый - это результаты собрания, второй - это согласие собственников. Ну и естественно, дальше будет требоваться, чтобы за подделку такого рода документов... А их, безусловно, будут пытаться подделывать, я имею в виду согласие собственников, тем более что оно никаким установленным документом не определяется, может быть написано в произвольной форме: фамилия, имя, отчество, собственник и тому подобное - согласен. Вот необходимо, чтобы за такую подделку люди, которые этим будут заниматься (а они, безусловно, найдутся), всё-таки преследовались по закону, в том числе и по нашему уголовному законодательству. В целом фракция поддерживает указанный законопроект, но в рамках подачи поправок мы будем вносить те предложения, о которых я только что говорил. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М. Ну, что касается согласования всех собственников прилегающих помещений. Я призываю, Наталья Николаевна, всё-таки подумать над этим, потому что вопрос назначения помещения - это, ещё раз говорю, достаточно широкий вопрос. К примеру, можно жилое помещение переводить в нежилое, например под офис для товарищества собственников жилья, если ранее его там не было, или для каких-то других целей, которые, собственно говоря, не несут в себе каких-то серьёзных проблемных вопросов для собственников. И вот этой нормой мы просто блокируем ситуацию, ограничиваем возможную степень свободы остальных собственников, проживающих в многоквартирном доме, например, когда дому требуется какой-либо ремонт или же потенциальный инвестор желает улучшить состояние общего имущества. По сути, из-за отдельно взятого собственника, одного собственника, мы всю ситуацию хороним. Об этих вещах не надо забывать, потому что там, где, так скажем, присутствует монопольное право, исключительные вещи, всегда есть проблема: если одного голоса не будет, один собственник попытается на этом получить какие-то преимущества, дивиденды, соответственно, мы, может быть, просто-напросто лишаем всех в этом доме какой-либо потенциальной возможности привлекать инвестиции или же самостоятельно участвовать в управлении домом. Поэтому всё-таки призываю ещё раз подумать над ограничениями в контексте именно использования помещений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, прежде всего, я благодарна за дискуссию, потому что многие депутаты действительно завалены жалобами граждан на нецелевое использование нежилых помещений, не предусмотренное проектом дома. Тем более совершенно невозможно представить себе, чтобы жилое помещение использовалось для коммерческой деятельности, не предусмотренной жилищным законодательством. Я хочу напомнить, что ЖК РСФСР вообще исключал такую возможность, то есть исключительной ситуацией считался перевод жилого помещения в нежилое, в общем-то, была достаточно спокойная ситуация, потому что случаи были какие-то исключительные. Потом был сделан шаг в другую сторону, тем не менее при приватизации помещений всё-таки предписывалось сохранить целевое назначение этого помещения. А потом как-то все эти нормы размылись, и начали переводить, устраивать бары и рестораны, которые работают в совершенно недопустимом для жилого дома круглосуточном режиме, потому что в жилом доме всё-таки принято отдыхать. Теперь хочу сказать следующее. Действительно, правильно ставится вопрос об изменении - в связи с тем, что я сказала, - целевого назначения помещения, потому что на собрании вышли и сказали, что здесь будет какой-то социальный объект (аптека, офис), а потом взяли и перевели, а в результате там ночной бар, клуб с круглосуточным режимом. Так что я благодарна депутату Гладких за то, что он этот вопрос тоже поставил. Дальше. Не нужно согласие всех собственников, если нет уменьшения общего имущества, только в случае уменьшения общего имущества нужно согласие всех, потому что у вас забирают ваш кусок собственности - естественно, здесь нужно согласие всех. Это тоже момент, на который я хочу обратить внимание. Звучал вопрос по апартаментам. Здесь я не согласна с Натальей Николаевной - их правовой статус определён: это нежилые объекты. Мы с вами обращались в правительство, чтобы прекратить вот это безобразие, эту коррупционную схему, когда приходят и согласовывают якобы строительство многоквартирного дома, а потом строят апартаменты - ну замечательно, для нежилого объекта ведь не нужно никаких согласований, которые требуются для проекта многоквартирного жилого дома. Давайте прекратим обманывать граждан! И надо коммерческим организациям, которые этим занимаются... А мы это проверили: говорят, мол, покупайте у нас апартаменты, мы вам гарантируем, что переведём, дадим вам постоянную прописку. А при проектировании это никак не учитывается... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё четыре минуты. ХОВАНСКАЯ Г. П. ...не учитывается, то есть социальная нагрузка на эти объекты генпланом не предусмотрена, понимаете? Это жульничество, это мошенничество, которому надо препятствовать, а не поощрять! Сейчас вот говорят: ах, боже мой, бедные граждане, ведь и в детский садик им надо, и в поликлинику, и туда, и сюда... Граждане, если их обманывают, пусть подают в суд, а если граждане хотят обманываться, то это их проблемы. А вообще законопроект хороший, это первый шаг к тому, чтобы упорядочить этот процесс. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Качкаев Павел Рюрикович. Выступление от фракции - поставьте семь минут. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я постараюсь в три минуты уложиться, очень коротко. Ну, хочу сказать по поводу того, что только указаний президента ждём. Мы не ждём указаний президента - к сожалению, в Жилищном кодексе Российской Федерации до недавнего времени рассматривались только вопросы жилищного законодательства, нежилые помещения не входили в сферу регулирования. И только с внесением законопроекта - то, о чём говорил Илья Осипов, - в отношении перепланировки нежилых помещений мы как-то сломали этот стереотип, и сегодня вносится изменение, очередное изменение, касающееся нежилых помещений, перевода жилых в нежилые. То есть сегодня Жилищный кодекс начал регулировать в том числе отношения в части нежилых помещений в многоквартирном доме, что, собственно, и правильно. Теперь очень коротко по сегодняшнему законопроекту. Фракция будет голосовать за и вот по каким причинам. Первое. Правила эти устанавливать нужно обязательно. Если вы обратили внимание, вносятся изменения не только в статьи 20, 44 и 46, но и в 22-ю статью, и там предлагается прописать запрет на доступ в нежилые помещения через жилые помещения (это в условиях проведения перепланировки жилых помещений). Второе. В 23-ю статью также вносятся изменения, касающиеся в том числе согласия собственников всех смежных помещений. Скорее всего, при подготовке ко второму чтению придётся рассматривать вопрос о кворуме, о необходимости получения согласия собственников смежных помещений независимо от решения общего собрания, то есть кроме решения общего собрания нужно будет ещё и согласие собственников смежных помещений, здесь нужно смотреть. Далее. Наталья Николаевна, на мой взгляд, правильно сказала, всё-таки у нас даётся ссылка на Градостроительный кодекс, а согласно Градостроительному кодексу, когда строится или образовывается нежилое помещение, обязательно указывается назначение нежилого помещения. Может быть, в 22-ю статью надо будет вносить ещё кое-какие дополнения, потому что на сегодня там установлен только запрет на использование в домах нежилых помещений религиозного характера. Значит, придётся делать какие-то дополнения и в этом плане. В целом законопроект, на наш взгляд, своевременный и заслуживает внимания, поэтому призываем всех голосовать за этот законопроект в первом чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Николаевна, есть возможность с заключительным словом выступить. АНТИПИНА Н. Н. Спасибо большое за вопросы. Действительно, мы всё записали, законопроект не будет долго лежать в Думе, мы планируем принять его в весеннюю сессию. Тему изменения целевого назначения помещений всё-таки предлагаю дополнительно посмотреть и, возможно, определиться в рамках данного рассмотрения. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Илья Владимирович, будете выступать? Пожалуйста. Депутату Осипову включите микрофон. ОСИПОВ И. В. Уважаемые коллеги, ещё раз благодарю за живое обсуждение. Часть вопросов, которые были заданы, относится непосредственно к данному законопроекту, другая часть касается работы комитета, которую мы ведём, и множество законопроектов (они были упомянуты) возвращено на доработку, нам есть над чем работать. Вот то, что здесь предлагает правительство, однозначно закрепляет и защищает конституционные интересы граждан. Здесь предлагаются те механизмы, которые нам позволят более чётко защитить конкретного собственника. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 59 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.