Заседание № 157
25.10.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 542914-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3161 по 3563 из 6357
22-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра энергетики Анастасия Борисовна Бондаренко. Пожалуйста. БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия". Соглашение между правительствами было подписано 24 мая 2018 года во исполнение указания Президента Российской Федерации. Заключение соглашения было обусловлено тем, что потребности Республики Южная Осетия в природном газе составляют порядка 35-36 миллионов кубометров в год и полностью удовлетворяются поставками российского газа по магистральному газопроводу Дзуарикау - Цхинвал. Однако при таком объёме потребления загрузка газопровода не превышает 15 процентов, что не позволяет обеспечить окупаемость инвестиций ПАО "Газпром" в строительство газопровода, открытого в 2009 году. Целью соглашения является повышение уровня окупаемости инвестиций "Газпрома" за счёт роста его загрузки. В этих условиях соглашением предусматривается консолидация в собственность ПАО "Газпром" 100 процентов акций ОАО "Газпром - Южная Осетия" с передачей на его баланс югоосетинской стороной всех имеющихся активов в сфере распределения и реализации газа на территории Республики Южная Осетия. Также сотрудничество предусматривает гарантии сохранности инвестиций ПАО "Газпром" и стабильные условия финансово-хозяйственной деятельности компании. Благодаря соглашению будет обеспечена газификация сетевым газом 190 населённых пунктов Республики Южная Осетия посредством строительства порядка 900 километров межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов. Объём капитальных вложений в реализацию генсхемы, принятой Правительством Республики Южная Осетия в 2015 году, оценивается в 2 миллиарда рублей. Реализация соглашения к 2025 году позволит увеличить годовой объём потребления сетевого газа в Республике Южная Осетия в 5 раз - до 186 миллионов кубометров к 2025 году, что нарастит загрузку газопровода с 14,5 до 74 процентов. Кроме того, в соглашении содержится положение о том, что, если югоосетинской стороной не будет выполняться любое из оговорённых в соглашении условий, югоосетинская сторона обязуется выкупить стопроцентную долю в уставном капитале указанной компании по требованию российской стороны по стоимости, определённой независимым оценщиком. Югоосетинская сторона принимает на себя обязательство в течение тридцатипятилетнего периода со дня подписания соглашения не принимать нормативных правовых актов, ухудшающих права уполномоченной организации Российской Федерации, её дочерних компаний и в том числе правопреемников. Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" подлежит ратификации. Дополнительных расходов федерального бюджета реализация соглашения не повлечёт, за исключением возможных расходов в случае рассмотрения споров, которые могут возникнуть между российской стороной и уполномоченной организацией югоосетинской стороны в международном арбитраже, как это предусмотрено в 9-й статье соглашения. Просим вас поддержать ратификацию соглашения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Виктор Петрович Водолацкий, заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемое сегодня соглашение очень важно для нас, оно будет способствовать развитию долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия в области транспортировки, распределения и реализации природного газа на территории Республики Южная Осетия при признании важности развития энергетических рынков и газотранспортной инфраструктуры, а также необходимости обеспечения надёжности газоснабжения, с учётом взаимной заинтересованности в экономически эффективной деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия". Как было сказано, цель соглашения - консолидировать в собственности публичного акционерного общества "Газпром" 100 процентов акций ОАО "Газпром - Южная Осетия" с безвозмездной передачей на его баланс южноосетинской стороной всех имеющихся активов в сфере распределения и реализации газа на территории Республики Южная Осетия. При этом гарантируются сохранность инвестиций ПАО "Газпром" в соответствии с утверждённой в 2015 году генеральной схемой газификации Республики Южная Осетия на период до 2025 года и стабильные условия финансово-экономической деятельности компании. Каждый, кто проезжал по территории Южной Осетии, видел мощное строительство газопровода, газораспределительных сетей. Более 50 тысяч человек в ближайшее время получат российский газ и будут благодарны нашей стороне. В комитете проведена необходимая экспертная работа, имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы и комитета-соисполнителя - Комитета по энергетике. Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать соглашение. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович. Коллеги, будут ли... Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Виктор Петрович, снизятся или нет риски в плане оплаты при этой системе? Я имею в виду сбор платежей. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Риски не могут быть выше, чем в России. Там, так же как и у нас, есть неплатёжеспособное население, но большинство потребителей газа на территории Южной Осетии исправно оплачивают то, что зафиксировано по счётчикам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Анастасия Борисовна, "Газпром" готов инвестировать 2 миллиарда рублей в газовую сеть Южной Осетии, чтобы компенсировать инвестиции в строительство газопровода, который используется только на 15 процентов, - такие инвестиции больше похожи на благотворительность. Почему в ситуации с другой страной "Газпром" может себе это позволить, а с гражданами нашей страны - нет? Ведь проблем с подключением к сети и ценами на газ в России ещё достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо, Сергей Владимирович. Действительно, инвестиции "Газпрома" в развитие и расширение газовой инфраструктуры Республики Южная Осетия оцениваются в 2 миллиарда рублей, однако самим соглашением предусмотрены все необходимые гарантии для возврата этих инвестиций, в том числе предусмотрено льготное налогообложение, предусмотрено формирование цены на газ таким образом, чтобы она обеспечивала внутреннюю норму доходности 12 процентов в год, и так на протяжении тридцатипятилетнего периода. А само соглашение заключено на 35 лет с продлением на пять лет каждый раз, если за год до истечения каждого из периодов сторона не заявит о своём выходе. Полагаем, что в целом экономика проекта представляется для "Газпрома" эффективной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Коллеги, в середине ноября наш комитет проведёт выездное заседание на территории Республики Южная Осетия, где вместе с парламентом Южной Осетии и с президентом Бибиловым Анатолием Ильичом мы рассмотрим инвестиционные проекты, которые уже реализуются на территории Республики Южная Осетия, но требуют как раз подведения газа, газопроводов и высокого давления, и среднего. Так что этот проект не является благотворительным, этот проект направлен на развитие Республики Южная Осетия и улучшение инвестиционного климата. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Анастасия Борисовна, ну, понятно, что подписано соглашение "Газпромом" и властями Южной Осетии, "Газпром" вкладывает 2,5 миллиарда рублей, строит 900 километров газопровода, газифицирует 200 населённых пунктов. Но исходя из информации из открытых источников на данный момент на территории Южной Осетии 335 населённых пунктов, в 270 из которых проживают 50 и менее граждан. Когда мы это всё сделаем, когда мы это построим, мы будем брать на себя обязательства, учитывая социально-экономическое положение данного региона, и, как говорится, прощать долги либо мы это всё будем записывать на убытки "Газпрома"? Понятно, что вряд ли будет нормальная экономическая ситуация и в полном объёме будут платить за российский газ. БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо, Андрей Геннадьевич. Сейчас ситуация складывается таким образом, что в большинстве домов в Южной Осетии отопление производится древесиной. После развития сети межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов предполагается переход на газ, что существенно удешевит отопление домов для граждан Республики Южная Осетия. Не прогнозируется каких-либо проблем с платёжной дисциплиной со стороны населения, ради которого заключено это соглашение и будет реализовываться генеральная схема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузьмин Андрей Альбертович. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Добрый день! Анастасия Борисовна, я представляю Амурскую область и думаю, что и амурчане, и дальневосточники будут благодарны вам за то, что происходит газификация Южной Осетии, однако стоит заметить, что ни Дальний Восток, ни Амурская область в том числе не газифицированы и там тоже идёт отопление и углём, и дровами. Мы с удовольствием поддержали бы экологическую обстановку в этом регионе и не топили бы ни углём, ни дровами, а пользовались бы нашими же природными богатствами, но как-то вот в планах правительства на ближайшие десять лет газификация этого региона не предусматривается. БОНДАРЕНКО А. Б. Андрей Альбертович, спасибо за вопрос. Вопросы газификации относятся к полномочиям региональных властей. Мы недавно приняли федеральный закон о внесении изменений в закон "О газоснабжении...", приняты и разработаны все подзаконные акты, для того чтобы регионы самостоятельно принимали программы газификации и реализовывали их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. Три минуты поставьте. ШЕРИН А. Н. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить наш братский народ, надеюсь, что всё получится так, как планируют "Газпром" и президент замечательный. Но хотелось бы, конечно, чтобы, когда наше государство инвестирует в ту или иную отрасль денежные средства, всё-таки рассматривали вопрос о территориальной принадлежности. Мы дружески относимся к различным государствам, но всё-таки территории, входящие в состав Российской Федерации, и территории, не входящие в состав Российской Федерации, значительно отличаются тем, что... Вот тоже братский народ украинский - видите, что произошло? Мы сами стали заложниками того, что газовая труба проходит по их территории. В данной ситуации, абсолютно верно, нам необходимо поддерживать братский народ, но, я думаю, в перспективе, конечно же... Надо было, возможно, определиться по территориальной принадлежности - может быть, вслух, с трибуны Государственной Думы об этом нельзя говорить, но ещё раз повторю: сначала принадлежность территории Российской Федерации, а потом уже соответствующие инвестиции. Ну и, пользуясь случаем, ещё раз хотел бы нашему уважаемому "Газпрому" напомнить, что в Российской Федерации в пяти субъектах газификация ноль процентов, их надо немедленно газифицировать. Ещё раз хотелось бы вас попросить, чтобы вы всё-таки рассмотрели вопрос о том, что для граждан Российской Федерации газ должен стоить дешевле, чем в какой-либо иной стране на европейском пространстве. Ещё раз хотелось бы вам напомнить, что в бюджетах субъектов Российской Федерации денежных средств на газификацию нет, газификация населённых пунктов и территорий в Российской Федерации происходит за счёт населения, за счёт пенсионеров, газ ежегодно в нашей стране, к сожалению для граждан, дорожает, а наша страна находится в такой климатической зоне, что отопление необходимо, наверное, в среднем где-то пять-шесть месяцев в году. Если мы говорим о рывке Российской Федерации в экономике, если мы хотим, чтобы мы были конкурентоспособными, если вы хотите, чтобы в отношении нас не объявляли экономических санкций и, более того, мировые корпорации хотели бы к нам в Россию приезжать и строить здесь предприятия многие, сделайте так, чтобы это было инвестиционно привлекательно, в том числе чтобы энергоресурсы на внутреннем рынке были гораздо дешевле, чем на внешних. Если вы заморозите цены на газ, электричество, топливо внутри Российской Федерации, это не только будет поддержкой нашего населения, которому никакие индексации не помогают, но и сделает нашу страну экономически привлекательной. А пока у нас два государства - Российская Федерация и госкорпорация "Газпром", которая живёт сама по себе. Для неё существуют только потребители, и не важно, какая у них национальность или гражданство, установлены мировые цены: гражданин ты Российской Федерации или европейской страны - плати, иначе отключим газ. Вот такой подход к нашему населению мы не приемлем, ну и, естественно, поддержим братский осетинский народ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кавинов Артём Александрович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КАВИНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемая Анастасия Борисовна! Виктор Петрович достаточно подробно в своём выступлении и в ответах на вопросы коллег из зала рассказал и об истории вопроса, и о новеллах, ну а главное, наверное, о том, почему необходимо и целесообразно ратифицировать данное соглашение. Принимая во внимание важность развития энергетических рынков газотранспортной инфраструктуры, руководствуясь положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, действительно нашим братским народом, а также соглашениями двух наших стран об оказании помощи Республике Южная Осетия как раз в социально-экономическом развитии и другими договорами, учитывая серьёзную заинтересованность сторон в долгосрочном взаимовыгодном сотрудничестве, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе ратифицировать данное соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, мой коллега Шерин уже сказал, что мы, конечно, поддержим это решение, но, Анастасия Борисовна, ещё раз хочу попросить вас, как представителя этой системы - "Газпром" не одно юридическое лицо, там много разных компаний, сервисных компаний, которые строят, эксплуатируют и так далее, - всё-таки обратите внимание на Костромскую область. Я уже неоднократно обращался к руководству и "Газпрома", и местных организаций, которые осуществляют проектирование и строительство газотранспортной сети Костромской области. Так вот очень сильно Костромскую область беспокоит тот вопрос, что до сих пор никак не могут протянуть часть магистрального газопровода от Костромы до Шарьи. Мантурово, Шарья - это два города, довольно крупных для Костромской области, 20-30 процентов населения области живёт именно там, и ещё есть много мелких населённых пунктов, о которых я не говорю, но эти два города реально в очень тяжёлом положении. Там сегодня котельные мазутные - это огромные котельные, которые строились в советское время для отопления гигантских предприятий, и там очень плохая, если не сказать чудовищная, энергоэффективность, из-за того что приходится топить всю территорию предприятия, и тарифы для населения получаются просто неподъёмные. Более того, обращаю ваше внимание на то, что этот газопровод был запроектирован, его должны были сдать в 2012 году, но постоянно какие-то отписки, какие-то предлоги - перепроектирование, уточнение и так далее и тому подобное. Я прошу вас - я уже обращался даже в прокуратуру, везде! - разберитесь, почему, по какой причине ссылаются на какие-то изменения. Там новых предприятий не появилось вообще за последние десять лет, ни одного, никаких новых населённых пунктов, там ничего нового нет, никаких изменений, касающихся технических показателей, диаметра трубы или объёма газа, тоже нет. Я уточнял в администрации области - там не появилось никаких прогнозных изменений: что кто-то хочет, например, металлургический комбинат построить или что-то подобное. То есть, по нашим ощущениям, просто кто-то из-за лени или ещё по какой-то причине тормозит осуществление этого крайне важного для Костромской области инфраструктурного проекта. Всего 98 километров трубы высокого давления необходимо, чтобы 30 процентов Костромской области было газифицировано и там начала развиваться промышленность! Сейчас там промышленность не развивается, потому что тарифы на электроэнергию, на тепло в три раза выше, чем в местах, где есть газ. Эта часть Костромской области просто в жутком упадке, люди оттуда убегают, а это огромная территория, важная территория для Российской Федерации, для всех нас! Очень вас прошу, пожалуйста, возьмите на карандаш и уточните, посмотрите, есть ли возможность всё-таки в 2019 году дать туда газ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. Вы подняли очень важную тему, но у меня просьба всё-таки, когда выступаете, говорить о том, что ближе к той теме, которая в порядке работы у нас стоит. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Ну понятно, что помогать и поддерживать будем, в этом сомнений нет, тем не менее, Анастасия Борисовна, я с вами не могу согласиться и готов поспорить. Вы сказали, что, когда газ придёт в сёла Южной Осетии, это будет с экономической точки зрения выгоднее и дешевле, чем топить дровами или углём, но я с вами не согласен по одной простой причине: все инвестиции, которые делает "Газпром", они будут возвращать, в том числе и через тариф, это отразится на тарифе на газ, который придёт в эти сёла. Я убеждён, что газ будет гораздо дороже обходиться жителям Южной Осетии, чем, предположим, сейчас обходятся дрова или уголь, которыми они топят, как вы сказали. Мы должны чётко понимать и знать: либо мы это возьмём на себя и будем компенсировать, оказывать помощь, покрывать убытки, выделяя деньги из федерального бюджета, либо всё это ляжет на "Газпром". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, в Южной Осетии очень мало леса - там горы. Нам надо помогать - везти туда и уголь, и дрова, но лучше, если будет газ. Инвестиционная программа "Газпрома" будет обсуждаться в другое время - давайте голосовать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Анастасия Борисовна, пожалуйста. БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо, Иван Иванович. Спасибо, коллеги, за все высказанные пожелания, все они обязательно будут отработаны Министерством энергетики и компанией "Газпром". Буквально одну ремарку в отношении цены на газ для Южной Осетии. Я хочу сказать, что цены, тарифы для Южной Осетии будут точно такими же, как для Северной Осетии, которая входит в состав Российской Федерации. И среди очень больших гарантий, которые югоосетинская сторона даёт компании "Газпром", кроме всего прочего, и эксклюзивное право на экспорт газа, и возможность дальнейшего развития внешнеторговой деятельности "Газпрома" с учётом функционирования самого магистрального газопровода Дзуарикау - Цхинвал и всей сети, которая будет дополнительно развита. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Петрович, есть необходимость выступать? Нет. Коллеги, завершено обсуждение. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 59 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Закон принимается.