Заседание № 10

15.02.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 542448-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в целях совершенствования организации и регулирования рыболовства во внутренних водах Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5694 по 5888 из 6341
Следующий вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в         
Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".   
                                                                                
Георгий Александрович Карлов.                                                   
                                                                                
КАРЛОВ Г. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представленный     
Псковским областным Собранием депутатов законопроект предлагает вернуться к     
так называемой "олимпийской системе" осуществления промышленного рыболовства    
в пресноводных водных объектах, которая действовала до введения в действие в    
2004 году существующего Федерального закона "О рыболовстве...". Авторы          
предлагают осуществлять данный вид рыболовства на основании договора            
пользования водными биоресурсами и без распределения промышленной квоты между   
пользователями водных биоресурсов.                                              
                                                                                
Комитет не поддерживает данную законодательную инициативу по следующим          
основаниям.                                                                     
                                                                                
Согласно действующему закону "О рыболовстве..." право на добычу водных          
биоресурсов при осуществлении промышленного рыболовства в пресноводных водных   
объектах возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на       
основании договора о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов и         
договора о предоставлении рыбопромыслового участка. Так вот, предлагая          
установить новый порядок распределения промышленных квот пресноводных водных    
объектов, авторы не отвечают на главный вопрос: будут ли действовать договоры   
о закреплении долей квот на добычу этих ресурсов, или они будут расторгнуты?    
Надо отметить, что в 2008 году эти квоты были распределены между                
пользователями на конкурсной основе и закреплены на десять лет, то есть до      
2019 года. При этом авторы не меняют правового регулирования отношений,         
касающихся рыбопромысловых участков. Как я сказал выше, это одно из условий     
осуществления промышленного рыболовства. Таким образом, принятие                
законопроекта не решит поставленных авторами проблем, но создаст внутренние     
противоречия в действующей системе правового регулирования вопросов             
рыболовства.                                                                    
                                                                                
Правительство Российской Федерации законопроект в представленной редакции не    
поддерживает. Государственно-правовое управление Президента Российской          
Федерации считает, что законопроект в предложенной редакции не может быть       
рекомендован к принятию Госдумой в первом чтении. Из пятидесяти двух            
субъектов Российской Федерации, направивших в комитет отзывы, предложения и     
замечания по законопроекту, два не поддержали данный законопроект, остальные    
свою позицию вообще не выразили.                                                
                                                                                
На основании изложенного комитет не поддерживает принятие законопроекта и       
рекомендует Госдуме отклонить его в первом чтении. Прошу поддержать решение     
комитета.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть.       
Тогда прошу записаться.                                                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин. С места.                                            
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! О чём           
предлагаемый законопроект? Дело в том, что здесь в качестве примера очень       
узкий случай рассматривается - Чудское озеро. Это большая акватория,            
существенно отличающаяся по параметрам, в том числе пользования рыбными         
ресурсами, от других водоёмов Российской Федерации. По отдалённой аналогии      
могут быть определены ещё озёра Байкал и Ладога - вот, по сути дела, и всё,     
во всех остальных случаях такой подход не только не применим в принципе, а      
вообще ущербен. Да и на этих больших акваториях возникает такая странная        
практика: при "олимпийской системе" выигрыш получает та организация, которая    
обладает мобилизационными возможностями вывода рыбного флота или, скажем,       
возможностью определённое количество снастей в разрешённых форматах выставить   
за ограниченный промежуток времени, то есть, по сути дела, одна сильная         
организация может задавить всех конкурентов, всю выделенную квоту по            
"олимпийской системе" выбрать.                                                  
                                                                                
Даже в основе законопроекта... Когда коллеги пытались обосновать его, они       
говорили о принципе социальной значимости, но как раз в этом случае с этим      
нельзя согласиться, потому что принцип социальной значимости означает, что      
небольшие рыбацкие коллективы, имеющие небольшую оснастку, должны иметь такую   
же возможность заработать на пропитание своим семьям, как и те компании или     
даже индивидуальные предприниматели, которые имеют хорошую оснастку, поэтому    
принцип состязательности здесь как раз создавал бы социальное неравенство, и    
именно вот это социальное неравенство и не позволяет распространить этот опыт   
на все рыбохозяйственные водоёмы в Российской Федерации. Между тем Российская   
Федерация, безусловно, выигрывает сегодня в финансовом отношении, когда         
продаёт на аукционах, то есть увязывает количество квот с уплаченными           
деньгами за пользование биоресурсами. Таким образом, сложившийся механизм       
является конкурентным и компенсирующим Российской Федерации пользование         
биоресурсами, а предлагаемый вариант не обеспечивает конкуренцию, социально     
неориентирован и компенсация Российской Федерации за пользование                
принадлежащими России биоресурсами возникает не в полном объёме, поэтому        
действительно логично было бы отклонить данный законопроект.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Эльмира Гусейновна Глубоковская, пожалуйста.                                    
                                                                                
ГЛУБОКОВСКАЯ Э. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Рыболовство во внутренних      
пресноводных объектах - это важный сектор рыбохозяйственного комплекса, и       
хотя по масштабам вылова он, наверное, занимает скромное место, где-то не       
больше 5 процентов от общего объёма за 2010 год, но имеет очень важное          
социально-экономическое значение: он затрагивает интересы десятков миллионов    
россиян, которые проживают вдоль огромных акваторий - это свыше 520 тысяч       
километров рек, свыше 255 тысяч квадратных километров озёр, свыше 40 тысяч      
водохранилищ. Естественно, это содействует занятости, обеспечивает              
жизнедеятельность коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока,     
способствует развитию предпринимательства и, конечно же, защищает интересы      
сотен тысяч рыболовов, тех, кто занимается либо спортивным, либо любительским   
рыболовством. В связи с этим, а также имея в виду тот факт, что фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" традиционно внимательно относится к инициативам регионов, мы    
решили более подробно изложить нашу позицию, почему мы за отклонение, которая   
сложилась из пяти пунктов.                                                      
                                                                                
Во-первых, переход на новый порядок предоставления права доступа к водным       
биоресурсам напрочь разрушает существующую сегодня систему промышленных квот.   
На сегодняшний день это самый эффективный механизм, который сохраняет водные    
биоресурсы, а наша с вами задача - сохранить их не только для наших детей и     
внуков, но и для будущих поколений. Так вот нарушая этот механизм, мы           
нарушаем и закон "О рыболовстве...", где прямо сказано о приоритете             
сохранения водных биоресурсов перед использованием их как объекта права.        
                                                                                
Кроме того, нарушение механизма промышленных квот приведёт и к ослаблению       
контроля и надзора в сфере охраны водных биоресурсов, потому что просто         
непонятно будет, с кого и что спрашивать: как спросить у рыбака, почему он      
выловил больше назначенного объёма, если у него квоты нет, а с субъекта мы      
спросить не можем, потому что он не занимается промыслом. В итоге вся эта       
ситуация приведёт к истощению водных биоресурсов. Уже сейчас в концепции        
развития рыболовства во внутренних пресноводных объектах отмечено, что идёт     
снижение количества ценных видов рыб и замещение их малоценными видами рыб.     
Мало того что мы придём к дисбалансу, мы ещё и затронем интересы                
рыболовов-спортсменов и рыболовов-любителей.                                    
                                                                                
Третья позиция. Промышленные квоты - это механизм, который не только            
регулирует объёмы водных биоресурсов, но и обеспечивает долгосрочное право на   
рыболовство. Тут уже депутат Карлов говорил о сроках, то есть квоты             
выделяются на срок до десяти лет, на рыбопромысловых участках - до двадцати     
лет, и это позволяет людям, которые занимаются предпринимательской              
деятельностью, планировать свою деятельность, привлекать льготные кредиты.      
Нарушая вот этот порядок, мы просто уничтожаем этот фактор стабильности.        
                                                                                
Очень серьёзным моментом является то, что законопроект просто выводит за        
скобки право субъекта рыбохозяйственной деятельности - физического лица или     
юридического - на долгосрочное владение рыбопромысловым участком. То есть мы    
нарушаем его право, а он в соответствии со статьёй 51 закона "О                 
рыболовстве..." может обратиться в суд.                                         
                                                                                
Я не говорю уже о том, что мы будем нарушать международные договоры. Россия     
на сегодняшний день заключила межправительственные соглашения в этой сфере      
более чем с тридцатью восьмью странами, их пятьдесят пять, мы участвуем более   
чем в двадцати международных организациях, которые занимаются                   
рыбохозяйственной деятельностью. В числе пресноводных объектов, которые         
находятся на приграничных территориях, Псковско-Чудской водоём, в Приморье -    
бассейны рек Уссури и Амур. У нас есть договора с Китаем, с Эстонией, и если    
мы нарушим правила вылова, то они нам предъявят претензии, в том числе и        
финансового характера.                                                          
                                                                                
Понимая, что заканчивается рабочий день, все уставшие, я буду более краткой,    
сокращу время, положенное по Регламенту, однако хочу сказать, что сложные       
вопросы не имеют простых ответов, и сегодня ответы на вопросы, которые в        
качестве законодательной инициативы подняли депутаты псковского                 
законодательного собрания, лежат не только в плоскости правового                
регулирования, это вопросы государственной поддержки, в которой очень           
нуждается наша рыбохозяйственная сфера, в том числе и пресноводный сектор. В    
этом направлении уже сделаны шаги при поддержке "ЕДИНОЙ РОССИИ": уже            
принимается концепция развития рыболовства во внутренних пресноводных           
объектах, скоро будут приняты стратегия и программа развития                    
рыбохозяйственного комплекса до 2020 года. Следующий шаг будет сделан завтра    
на Всероссийском съезде рыбаков, который соберётся впервые за десять лет и на   
который приглашено свыше пятисот делегатов. И я уверена, что на площадках       
нашей фракции, партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Общероссийского народного фронта мы      
обязательно выработаем решения, которые будут не лоскутными, как данная         
инициатива, а комплексными, и это позволит создать систему эффективной          
поддержки в целом рыбопромыслового комплекса и, естественно, пресноводного      
сектора рыболовства.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, Андрей Викторович, вы выступаете? Докладчик? Нет. Ставлю    
на голосование проект обсуждаемого закона.                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0 %                                     
Проголосовало против            9 чел.2,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                      9 чел.                                          
Не голосовало                 441 чел.98,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.