Заседание № 238
17.06.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 542163-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 925 по 939 из 7598
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! 14-м вопросом у нас идёт ратификация Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе. Мы считаем, несвоевременно рассматривать сегодня, именно сегодня, этот вопрос и предлагаем перенести его на осеннюю сессию, поскольку при проведении всех этих подготовительных работ и подписании договора не выполнено постановление нашей Государственной Думы от 4 июня 1997 года "О рекомендации по заключению международного договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правах лезгинского и аварского народов". Не дан даже ответ на обращение Народного Собрания Республики Дагестан. У нас два селения остаются, в общем-то, за чертой, за границей, это российские граждане. Здесь хорошо... (Микрофон отключён.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 987 по 1025 из 7598
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Две составляющие. Первая. В связи с тем что официальный представитель президента не может присутствовать при представлении одного из законопроектов исходя из времени повестки, а также по согласованию с другим официальным представителем президента и по согласованию с полномочным представителем президента в Государственной Думе прошу от имени комитета пункты 14 и 15 перенести на фиксированное время, на 12.30. И второе. Уважаемый Олег Викторович, сразу хочу от имени комитета отреагировать на предложение коллеги Решульского. Комитет настаивает на рассмотрении данного законопроекта. Меня удивляет, что депутат Решульский, как и ряд других депутатов, избранных от Республики Дагестан, не понимают очевидных плюсов от того, что Дагестан получит воду, которую раньше не получал. Что касается представителей ряда народностей Дагестана, которые остались после распада Союза... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, потому что я бы в любом случае просил высказаться комитет по предложению Решульского. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, тогда я дам вам возможность высказаться перед голосованием, потому что возражают представители КПРФ. Депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, поскольку речь идёт о том, что мы будем рассматривать, видимо, 14-й вопрос, я всё-таки настаиваю, чтобы весь комплект документов был предоставлен депутатам, в частности приложения 1 и 2, то есть карты демаркации границы с Азербайджаном, этого в документах нет.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1039 по 1058 из 7598
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Плохо, что председатель комитета не знает, что 80 процентов стока реки, который вы отдаёте Азербайджану, находится на территории России... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас будет пункт 14, если он останется в повестке дня, вы будете иметь возможность высказаться. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Формулируйте ваше предложение по повестке дня. Включите микрофон депутату Коломейцеву. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я формулирую предложение: снять как неподготовленный и грубо ущемляющий интересы Российской Федерации.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1107 по 1162 из 7598
НЮДЮРБЕГОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Депутат Нюдюрбегов вместо Скоробогатько. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я поддерживаю предложение Сергея Николаевича Решульского и прошу вопрос 14 исключить из повестки дня до решения всех вопросов, связанных с ратификацией Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе, и перенести его рассмотрение на осеннюю сессию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поступили следующие предложения. Депутат Решульский предлагает снять пункт 14, это же предложение поддержали депутаты Коломейцев и Нюдюрбегов. Я предлагаю комитету ещё раз дать пояснение на этот счёт и после этого поставлю данный вопрос на голосование. Включите микрофон депутату Островскому. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет считает целесообразным рассмотреть этот вопрос и ратифицировать данное соглашение по следующим основаниям. Несмотря на то что ряд коллег, избранных от Республики Дагестан, настаивают на снятии, хотел бы проинформировать коллегу Коломейцева, как и остальных коллег, о том, что сток реки Самур ранее был на 90 процентов в пользу Азербайджана, по данному договору сток будет поделён 50 на 50, что даст Дагестану огромное количество воды, необходимой для орошения земель. Второе, отвечаю коллеге Локотю. Все приложения, уважаемый Анатолий Евгеньевич, размещены в базе АСОЗД, как первое, так и второе, и если будет поручение Олега Викторовича, они также будут распространены в зале к 12.30, когда мы будем рассматривать данный вопрос. Очень много аргументов в пользу принятия данного закона, но я их выскажу при обсуждении пункта 14. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование предложение депутатов Решульского, Коломейцева и Нюдюрбегова снять сегодня с рассмотрения пункт 14. Комитет высказал иную аргументацию, в поддержку рассмотрения данного вопроса. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 25 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Вопрос остаётся в повестке дня.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1201 по 1205 из 7598
Депутат Островский. Он предложил пункты 14 и 15 перенести на фиксированное время, на 12.30, с учётом графика работы представителей правительства. Нет возражений, коллеги? Надо ставить на голосование это предложение? Соглашаемся. Фиксированное время, 12.30, - пункты 14 и 15.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2852 по 3835 из 7598
Пункт 14, проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра иностранных дел Григория Борисовича Карасина. КАРАСИН Г. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляемый на ратификацию договор о государственной границе с Азербайджаном был подписан Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым и Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Гейдаровичем Алиевым 3 сентября прошлого года в городе Баку. 27 октября министры иностранных дел двух стран - Сергей Викторович Лавров и Эльмар Мамедьяров - подписали приложения к договору - набор листов с описанием прохождения линии государственной границы и карту государственной границы. Договор является базовым документом, определяющим прохождение госграницы между Россией и Азербайджаном от исходной точки, расположенной вблизи стыка границ России, Азербайджана и Грузии, до конечной точки на берегу Каспийского моря. Работа над договором велась с апреля 1994 года, то есть шестнадцать лет. Этот немалый период времени позволил делимитировать более 340 километров госграницы. Уточнялось прохождение линии границы на основе законодательных актов бывшего Союза ССР об административно-территориальном делении. Точка стыка границ России, Азербайджана и Грузии будет определена отдельным трёхсторонним соглашением. На завершающей стадии в увязке с окончанием делимитации было подготовлено соглашение о рациональном использовании вод реки Самур, которое позволило отстоять наши интересы, а именно добиться распределения водных ресурсов в соотношении 50 процентов на 50 процентов. До этого, к сожалению, Азербайджан забирал порядка 90 процентов воды этой реки. Хотели бы в этом контексте особо отметить конструктивность позиции руководства Республики Дагестан, что позволило выйти на разумное решение по самому спорному вопросу - прохождение российско-азербайджанской границы и использование водных ресурсов для сохранения экологической системы в нижнем течении реки Самур. Договор в полной мере отвечает российским интересам. С его подписанием решены наиболее сложные, несогласованные вопросы двусторонних отношений. После ратификации появится возможность провести мероприятия по укреплению режима границы с Азербайджаном и обеспечению безопасности России, не создавая при этом препятствий для свободного общения граждан двух государств. Азербайджанский парламент закончил ратификационные процедуры в декабре прошлого года. Прошу уважаемых депутатов Государственной Думы ратифицировать договор о государственной границе между Россией и Азербайджаном. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Алексей Владимирович Островский сделает содоклад от комитета. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как известно, установленные почти двадцать лет назад дипломатические отношения между Россией и Азербайджаном достойно прошли испытание временем и стали убедительным свидетельством желания наших стран сохранить их предсказуемые, конструктивные, прагматичные и добрососедские отношения не только в ближайшем будущем, но и на отдалённую перспективу. Ратификация данного договора является ещё одним свидетельством развития, укрепления и реализации взаимных обязательств между нашими странами. Представленный договор базируется на положениях договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности, бакинской декларации двух стран и совместного заявления президентов двух государств от 25 января 2002 года. Не скрою, уважаемые коллеги, в отношениях с Азербайджаном мы прошли сложный путь от политики эмоций к долгосрочному партнёрству, в том числе при подписании данного договора, работа над которым - обращаю на это особое внимание - велась более шестнадцати лет, с апреля 1994 года. Договор является базовым документом и определяет прохождение государственной границы между нашими странами от исходной точки стыка границ России, Грузии и Азербайджана до конечной точки на берегу Каспия. Он в полной мере, на взгляд членов комитета, отвечает нашим общим интересам, и, безусловно, его одобрение вами позволит нам осуществить мероприятия по укреплению режима границы, не создавая при этом препятствий для свободного общения граждан двух государств, будет способствовать развитию приграничного и межрегионального сотрудничества. Необходимо отметить, что российская и азербайджанская стороны договорились синхронизировать реализацию этого договора одновременно со вступлением в силу соглашения между правительствами наших стран о сотрудничестве в области рационального использования и охраны водных ресурсов трансграничной реки Самур, подписанного в прошлом году. Как известно, на это я также хотел бы обратить ваше особое внимание, ранее азербайджанская сторона забирала до 90 процентов стока реки Самур, но в конечном итоге, на финальном этапе работы над данным документом и в результате его подписания удалось довести эту пропорцию до уровня 50 на 50 процентов. Хотел бы в этом контексте отметить конструктивную государственную позицию руководства Республики Дагестан, которое активно участвовало в этой работе. Убеждён, что ратификация упомянутого договора, отношения между нашими государствами продемонстрируют не только тенденцию к развитию, но и выйдут на новый уровень понимания, особенно в нынешней, достаточно непростой обстановке в данном регионе. Настоящий договор и законопроект прошли необходимые процедуры в Государственной Думе. Комитет-соисполнитель поддерживает ратификацию. Правовое управление замечаний по соответствующему законопроекту не имеет. Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать данный договор. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Давайте запишемся на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Коллеги из КПРФ сказали, что в рамках договора два каких-то горных села, где живут люди с российскими паспортами, отходят под юрисдикцию Азербайджана, просто хотелось прояснить эту ситуацию. Но моя личная позиция - конечно, надо договор ратифицировать, потому что дружественный нам народ, и это действительно очень важно с точки зрения развития российского продвижения на юг, в том числе в стратегическом направлении Каспийского моря и бассейна Персидского залива. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто? Григорий Борисович, наверное, да? Или тогда, пожалуйста, содокладчик. Центральная трибуна. ОСТРОВСКИЙ А. В. Вы не указали, кому адресуете вопрос. Готов ответить. Вы абсолютно правы, как и наши уважаемые коллеги из фракции КПРФ. Вследствие трагедии, главной трагедии прошлого века - распада Советского Союза, часть уважаемого и одного из древних народов России, проживающего в Дагестане, лезгинов оказалась на территории Азербайджанской Республики. Но это вопрос не сегодняшних реалий, вопрос не сегодняшних соглашений - это историческая трагедия. Ровно так же, как в силу определённых причин разделённым народом является осетинский народ, другие народы, а самым разделённым народом является в силу трагедии 91-го года русский народ. Миллионы русских также остались за рубежом, и многие из них имеют паспорта Российской Федерации. Вместе с тем, продолжая логику ответа, на наш взгляд, на взгляд руководства страны, решение спорных приграничных вопросов как раз и позволит нам в большей степени оказывать помощь тем лезгинам, которые волею судьбы оказались отрезанными от своей исторической Родины. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А два села? Вопрос был по этим двум сёлам. ОСТРОВСКИЙ А. В. Я сказал же, два села остались на территории Азербайджана после распада Советского Союза, как и сотни, тысячи других населённых пунктов, где остались русские, в Северном Казахстане, на Украине, в других государствах. Эту логику можно продолжать до бесконечности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Борисович, может быть, вы продолжите ответ? КАРАСИН Г. Б. Я к тому, что сказал Алексей Владимирович, хочу добавить следующее. Речь идёт о двух сёлах, где действительно проживают наши люди с российскими паспортами, граждане Российской Федерации, но история распорядилась так, что эти два небольших села находятся на расстоянии 28 километров внутрь территории Азербайджанской Республики. Мы постоянно поддерживаем контакты и с нашими людьми, живущими там, их немного: Храх-Уба - это двести девяносто человек, где-то порядка ста домов. Разговор идёт напрямую и с азербайджанскими властями относительно того, чтобы права этих людей уважались. Они могут оставаться российскими гражданами, могут принять гражданство Азербайджана, могут решить продать свою недвижимость и переехать жить в Российскую Федерацию в любой момент, когда они захотят, это вопрос их выбора. Не надо тут торопить их и оказывать какое-то давление. Это хорошо понимают в Баку, это хорошо понимает российское руководство. Вопрос жизни и безопасности этих людей находится под постоянным контролем руководства Российской Федерации. Вопрос со вторым небольшим селом практически решён. Там проживало где-то шестьдесят человек, которые частично продали своё имущество и уехали на постоянное жительство в Дагестан, а частично приняли гражданство Азербайджана. Мы должны понимать и руководство Азербайджана. Они, естественно, тоже имеют дело с этими двумя общинами, которые живут на их территории, и откликаются на все пожелания и требования, которые часто звучат от Российской Федерации. В этом смысле дружественное Азербайджанское государство идёт во многих вопросах нам навстречу, и в сотрудничестве с Баку мы будем и дальше продолжать решать вопросы без ущерба для интересов и прав наших людей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исчерпывающий ответ, по-моему, Олег Васильевич. Селезнёв, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Спасибо. У меня вопросы к представителю МИДа. Первый вопрос. Не можете ли вы мне сказать, сколько мы платим за аренду Габалинской РЛС, которая была построена за деньги Советского Союза, собственно говоря, и находится сейчас на территории Азербайджана? И второй вопрос. Известна ли вам официальная позиция внешнеполитического ведомства Грузии по отношению к ратифицированному договору? Поясню, что сегодня Грузия - это режим Саакашвили, а завтра это может быть ещё более дружественная нам страна, чем Азербайджан, не исключаю это, и поэтому точка отсчёта не определена. Вы сами говорите, что точкой отсчёта является стык Грузии, России и Азербайджана, и когда вы эту точку отсчёта определите, неизвестно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАРАСИН Г. Б. Попытаюсь ответить по порядку. Что касается Габалинской РЛС, которая действительно была построена в советское время и представляет собой значимый военный объект, Российская Федерация платила 10 миллионов долларов. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы условия модернизировать, скажем так. Что касается наших отношений с Грузией, я поддержал бы, наверное, тональность задающего вопрос, сказав, что мы заинтересованы в том, чтобы отношения с Грузией строились у нас на дружественной, прочной основе, основе добрососедства, тем более что для этого есть все основания: более миллиона грузин являются гражданами Российской Федерации и фактически являются гражданами нашей страны и нашим собственным народом, поэтому я не стал бы пессимистично оценивать такие перспективы. Но вместе с тем, если говорить о конкретном вопросе, точке стыка границ, сейчас позиция Грузии неприемлема ни для России, ни для Азербайджана, поскольку грузины по непонятным для нас причинам хотят видеть эту точку на одной из высот в горах, которая относится к территории Российской Федерации. Мы продолжим согласовывать точки стыка на трёхсторонней основе, и я верю в то, что в течение какого-то времени мы сможем договориться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Григорий Борисович, в докладе вы сказали, что мы, так скажем, выиграли водные ресурсы. Уточните, пожалуйста, что имеется в виду под этим, площадь или, так скажем, объём воды? Вы сказали, что 90 процентов забирал Азербайджан, а теперь мы 50 на 50 процентов поделили. Что вы под этим имели в виду? И, как известно, всё-таки Самур (граница проходила по правобережью) входил в территорию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Вот эти моменты уточните, пожалуйста. КАРАСИН Г. Б. Понял ваш вопрос. Река Самур действительно и образовывается, и потом уходит на территорию Российской Федерации, только на небольшом участке она соприкасается с Азербайджаном. Неурегулированность пограничной проблемы позволила в те самые печальные годы - 91-й, начало 90-х годов, - когда произошла трагедия и распался Советский Союз, бесконтрольно пользоваться гидроузлом азербайджанской стороне, которая заинтересована в том, чтобы использовать эти воды для подпитки городов, населённых пунктов. И вот эта бесконтрольность позволяла временами забирать до 90 процентов водных массивов, фактически лишая подпитки реликтовые леса, которые находились в низовьях Самура ближе к морю. Вопрос этот был чрезвычайно болезненным для нас с разных точек зрения, но прежде всего потому, что он мешал продвижению вперёд в пограндоговоре. Удалось выйти на компромисс: во-первых, провести границу посередине транспортного перехода этого гидроузла; во-вторых, создать - и это соглашение было подписано в пакете с пограничным договором - совместную российско-азербайджанскую компанию, которая будет находиться на территории гидроузла, работать там и наблюдать за тем, как, каким образом будет распределяться водный массив в пропорции 50 на 50 процентов. Это уже учтено в рабочих графиках соответствующих наших специалистов, будет восстановлена справедливость в этом вопросе, азербайджанцы тоже заинтересованы в этом. И самое главное, что 50 на 50 процентов - это без учёта 30 процентов воды, которая идёт на подпитку реликтовых лесов ближе к Каспию. Вот так я ответил бы на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Григорию Борисовичу. Уважаемый Григорий Борисович, вот удаётся ли вам в совместной работе избегать негативных тенденций и всё-таки иждивенческих настроений бывших наших республик, которые стараются решить вопросы за счёт России? И поскольку будет подписан трёхсторонний договор, предусматривает ли этот договор расходы из федерального бюджета, в каком объёме российская сторона будет нести расходы и в каких пропорциях расходы будут делиться между заинтересованными странами? Спасибо. КАРАСИН Г. Б. Какой трёхсторонний договор вы имеете в виду? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАРАСИН Г. Б. Нет-нет, это по точке стыка. Трёхсторонняя договорённость должна быть достигнута между Россией, Азербайджаном и Грузией по точке стыка границ трёх государств. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАРАСИН Г. Б. Ну, естественно, мы свою границу привыкли обустраивать сами. Что касается российско-азербайджанской границы, то в случае ратификации этого договора будет создана специальная делегация Российской Федерации, которая будет обсуждать теперь уже демаркацию, то есть установление непосредственных надолбов, столбов, аппаратуры, которая позволит считать нашу границу безопасной, надёжной. Это потребует, естественно, средств из государственного бюджета, но обустройство границы - это святой долг Российского государства, имея в виду количество соседей, размеры территории. И в последнее время, как вы знаете, граница обустраивается не только столбами, но и электроникой, так сказать, современными способами наблюдения, поэтому деньги, конечно, потребуются, но я думаю, что дело того стоит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Григорий Борисович, вы являетесь опытным дипломатом, но меня удивляет, почему вы, начав карьеру при "господине Нет", как называли Громыко, всё же вместе с Лавровым впитали в себя всё козыревское, вы всё за счёт России хотите, пробуждая аппетиты всех соседей. Ну объясните мне, на каком основании, если это незаконно захваченный объект, вы сегодня берёте и говорите: давайте теперь пополам? Это всё равно что к вам в дом ворвался разбойник, а потом вы ему, чтобы помириться, говорите: вот тебе полдома и давай жить дружно. Ведь большая часть водостока формируется за счёт территории Российской Федерации - в чём же справедливость, я понять не могу? И почему вы не учитываете интересы четвёртого по численности этноса Дагестана, который и так сегодня разделён? Вы, вероятно, знаете, что там главу администрации взвод спецназа охраняет каждый день. Кто будет этих триста человек охранять, которые останутся? Сегодня они подвергаются гонениям... (Микрофон отключён.) КАРАСИН Г. Б. Я бы начал отвечать с конца. Хочу сказать сразу и категорично, что интересы, законные интересы и права тех сотен людей, которые остаются на территории Азербайджана, будет защищать Российская Федерация, наше с вами государство. И в этом смысле мы не будем жалеть средств дипломатии для переговоров, контактов с азербайджанской стороной. Такие переговоры уже ведутся, поэтому я верю в то, что это будет результативно. Что касается "господина Нет", то я тоже тут поспорю. Я, например, считаю, что для министра иностранных дел великой державы быть "господином Нет" - это не самая плохая характеристика. Я не буду отвечать на уколы в адрес Министерства иностранных дел Российской Федерации, я хочу только отметить, что никогда ни одно поколение советских и российских дипломатов не сдавало ни пяди родной земли. Так было и при демаркации и делимитации границы с Китайской Народной Республикой, и сейчас, при делимитации границы с Азербайджаном. Но при всём этом надо понимать, что с соседями надо жить дружно и иногда надо учитывать их интересы тоже, для того чтобы у нас потом не возникали серьёзные проблемы во взаимных отношениях. Вопросы региональной безопасности и налаживания отношений с государствами, которые являются твоими соседями, - это золотыми буквами написано в истории дипломатии и внешней политики России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос Григорию Борисовичу. Уважаемый Григорий Борисович, вообще-то, поясните, я никак не могу разобраться, а что мешает до ратификации руководству России и руководству Азербайджана заключить соглашение о судьбе этих людей, которых после ратификации мы просто бросаем за границей? Ведь они, эти люди, я так чувствую, и вы это хорошо знаете, не хотят принимать азербайджанское гражданство. Они не могут продать свои дома там, потому что их скупают за бесценок. И если вам нужны такие факты... я думаю, что это вы нам должны дать такие факты, у вас их тысячи. Вы сослались на позицию руководства Дагестана, но буквально в мае руководство Дагестана, Народное Собрание обратилось к вам, я имею в виду к руководству России, с просьбой урегулировать эту проблему до ратификации и принять какую-то... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Завершайте вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...целевую программу по переселению этих людей. Вот тогда бы не возникало вопроса. И ещё один вопрос. Вот вы два раза уже упомянули, что азербайджанская сторона заинтересована, получая 90 процентов водостока, в разделении 50 на 50. В чём эта заинтересованность? Если я получаю 90 процентов, а потом делюсь в соотношении 50 на 50... Ну в чём эта заинтересованность заключается? Что они тогда получают от этого? Они же меньше будут получать тогда воды и так далее! Вот два вопроса. Что мешает соглашение такое заранее заключить, чтобы люди хоть знали о своей судьбе? КАРАСИН Г. Б. Спасибо. По поводу водостока вы сами ответили на свой вопрос. Мы добились того, чтобы у нас было, собственно, понимание, какими водными ресурсами мы распоряжаемся. Мы в известной степени удовлетворили наших азербайджанских соседей, потому что им тоже нужна вода. 30 процентов общего водостока идёт на наши леса, 50 процентов - на нужды Дагестана и 50 процентов... Я имею в виду, что оставшиеся после 30 процентов водные массивы мы делим 50 на 50. Что касается соглашения. Я убеждён, что быстрая ратификация очень важного договора о госгранице с Азербайджаном заметно укрепит наши отношения с нашим партнёром и соседом - Азербайджаном, создаст новую атмосферу ответственного отношения ко всем тем бедам, нуждам и потребностям, которые у двух стран существуют при двусторонних контактах, в том числе и по поводу судьбы людей, которые - исторически так сложилось - живут на территории Азербайджана. Что касается позиции руководства, я хочу просто процитировать вам письмо, которое было адресовано мне лично 2 июня Правительством Республики Дагестан. Это благодарственное письмо, в котором отмечается роль и МИДа, и посольства, и так далее, там написано: особо отмечаем оперативность и профессиональное взаимодействие посла России Дорохина Владимира Дмитриевича с азербайджанскими властями и жителями населённого пункта Храх-Уба. Это хорошая оценка, я, кстати, уже информировал нашего посла, что такую совместную продуктивную работу мы будем продолжать. Поэтому заводить всё в тупик переговоров по ещё одному соглашению было бы, на мой взгляд, контрпродуктивно. Многое надо делать в живом режиме, так сказать, исходить из конкретных фактов жизни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. У меня вопрос к Григорию Борисовичу. Вот сейчас по Думе распространяются документы, из которых видно, что лезгины недовольны этой ратификацией договора о границе. Вам не кажется, что ратификацией мы создаём искусственно ещё одну точку напряжённости на Кавказе? Может быть, было бы более правильно всё же снять все, даже пусть малые, спорные моменты, в том числе по тем небольшим сёлам, которые там находятся, и как-то разобраться более предметно с теми людьми, которые хотят переехать, может, оказать им помощь, но снять противоречия? Потому что на Кавказе всё, что касается земли, вы сами знаете, приводит подчас к многолетним войнам. В политике есть такой принцип "семь раз отмерь", вы семь раз отмерили, прежде чем выносить на ратификацию этот договор, или всё же нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАРАСИН Г. Б. Спасибо большое, Светлана Петровна. Я думаю, что мы не семь, а больше раз отмеряли за шестнадцать лет и вели довольно длительные и жёсткие переговоры по всем этим вопросам. Но если говорить кратко, я убеждён, что ратификация этого договора во многом упростит решение всех вопросов, связанных с жизнью людей, которые традиционно живут и работают на территории Азербайджана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Григорию Борисовичу, он несколько схож с вопросом Горячевой, но более, так скажем, конкретизированный. Как, по-вашему, это соглашение отразится не на межгосударственных отношениях, а на лезгино-азербайджанских отношениях в Азербайджане и в Дагестане? Они ведь очень-очень непростые, что бы вы ни говорили, - они на грани взрыва. Соответственно, как это отразится в целом на стабильности на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане, что для нас предельно важно? Вообще, мы должны чётко понимать кавказский менталитет: тот, кто уступает пусть два села или несколько, тот слабый, кому бы он ни уступал. Вот, например, Узбекистан имеет ряд анклавов на территории Киргизии - Сох, Шахимардан и так далее. Я, вообще, не представляю такой ситуации, чтобы узбекское руководство сдало какой-то анклав, а они зачастую меньше, чем те, о которых вы говорите. Речь идёт об авторитете государства: кто в регионе главенствует? Вот с этой точки зрения вы можете оценить ситуацию? КАРАСИН Г. Б. С удовольствием. Я убеждён, что этот договор во многом упростит решение вопросов, связанных с нашими людьми, живущими в Азербайджане. Надо идти от добра - надо показать и азербайджанцам, и россиянам, что у нас есть граница, но у нас остались определённые деликатные, чувствительные проблемы, которые мы будем, так скажем, в режиме дружбы и кооперабельности решать друг с другом. Это будет очень хороший сигнал тем властям в Азербайджане, которые связаны с этими проблемами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Алексей Владимирович. Есть ли желающие выступить? Одно выступление от КПРФ, одно выступление от ЛДПР и одно выступление, я вижу, от "ЕДИНОЙ РОССИИ" - три выступления. Подводим черту. Пожалуйста, Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Григорий Борисович постоянно повторял: как только мы подпишем и ратифицируем этот договор, так сразу все остальные вопросы сами по себе решатся. Ну, позвольте нам не согласиться с этим. Мы вчера наблюдали интересную картину - как Каддафи, так скажем, кинул огромный камень в адрес Российской Федерации, не приняв нашего посланника. Это означает, что даже Каддафи перестал считаться с Российской Федерацией. Более предательской власти, чем современная, Россия ещё не знала: мы сдаём все свои интересы, в том числе и союзное государство - Беларусь. Это же надо дойти до такой точки, чтобы министр финансов Кудрин - правда, он является заместителем председателя правительства - решал, дать или не дать кредиты союзному государству, увязывая это с российскими СМИ. А что делать, если российские СМИ являются диверсантами для Республики Беларусь и подрывают социально-политическую устойчивость в стране? Некоторые коллеги здесь скажут, что я выступаю не по теме. Нет, уважаемые, как раз по теме, по такой теме: кому служит российская власть и чьи интересы отстаивает? Россия крепла и прирастала территориями и народами тогда, когда великие князья и цари заботились о княжестве, а затем и о государстве. И как только национальные интересы были, так сказать, переведены в интересы американских идеологов, так Российская империя, а затем и СССР распались. Теперь кроим территорию России, создавая очаги напряжённости. Ещё династия царей Романовых впервые за бесценок не продала, а отдала Аляску Америке. Многие современные идиоты рассуждают: а зачем нам Аляска, когда нам и просторов Сибири не освоить? Затем предатель Горбачёв и Шеварднадзе тайно подписали договор о разграничении морских пространств между СССР и США в Беринговом и Чукотском морях. По этому соглашению наша страна потеряла в двухсотмильной зоне район площадью 7,7 тысячи квадратных километров водной поверхности и 46,3 тысячи квадратных километров континентального шельфа. Затем Владимир Владимирович Путин, будучи президентом страны, подарил Китаю территорию, о которой только что Григорий Борисович сказал, что мы это соглашение, этот договор, вернее, подписали во взаимных интересах. Недавно вы, депутаты из "ЕДИНОЙ РОССИИ", ратифицировали договор между Россией и Норвегией о двухсотмильной зоне в Баренцевом море, в соответствии с которым мы снова подарили 86 тысяч квадратных километров территории. На этой территории добывалось более 50 процентов северной рыбы. Спасибо вам за заботу о стране и народе! Вот уж поистине: раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. Вот действующая власть и режет - всё, что можно сохранить в России, отдаём. Ну, не они ж проливали кровь людскую за выход в Балтику и северные моря, не они ж освобождали Курилы и приращивали Русь Сибирью, не они ж укрепляли южные границы страны - давай круши! Мы же в едином мировом пространстве и порядке жить не намерены, так сказать, в глобальном мире, и национальные интересы оставьте нам, народу, русскому человеку. Упреждая некоторые вопросы о том, что якобы большевики в 1920 году сдали территорию Западной Украины и Белоруссии полякам, скажу: да, был такой факт, но не Сталин и Ленин, а Троцкий и его выкормыш - враг народа Тухачевский провели эту бездарную операцию. А кто был Троцкий? Напоминаю, он был глобалист-перманентник и стремился к всемирной революции, был, выражаясь языком современных политиков, глобалистом-антигосударственником. И ещё один последователь троцкизма, Никита Сергеевич Хрущёв, раздаривал территории: Крым подарил Украине, ряд территорий - Казахстану. Это была не трагедия в то время, потому что тогда все находились в едином государстве - Союзе Советских Социалистических Республик, но бездарные управители Горбачёв и Ельцин закрепили всё это беловежскими соглашениями. Вот и сейчас мы, депутаты Государственной Думы, собираемся без изучения точно выверенного положения границы проголосовать за ратификацию Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе, чем сдаём интересы России. Как известно, часть границы будет проходить по реке Самур. Так вот ранее граница проходила по правому берегу реки и река входила в территорию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а теперь разграничение по договору осуществляется посередине русла реки, а два селения: Храх-Уба и Урьян-Уба, населённые гражданами Российской Федерации, которым никто не ответил - что бы здесь ни говорили, - что с ними будет, остаются на территории Азербайджанской Республики. Азербайджанская сторона имеет своё видение этого вопроса, и оно состоит из двух предложений: одно - жителям этих поселений принять гражданство Азербайджана, что их не устраивает, другое - продать дома за бесценок и ехать в Россию на все четыре стороны. Как вы понимаете, для жителей ни то, ни другое предложение неприемлемо. Они готовы на переселение, но тогда российские власти должны выделить землю и построить дома - в этом случае проблема имеет контур решения, а так, ратифицируя договор, мы оставим их на территории Азербайджана, и тогда у них есть два варианта, предлагаемые азербайджанской стороной. А Россия, как всегда, будет разводить своих граждан обещаниями. Может быть, в этом разграничении есть и другие подводные камни, о которых мы, депутаты Государственной Думы, ещё не знаем, но, когда узнаем, вернуть территорию назад будет невозможно, поэтому голосовать за ратификацию такого договора фракция КПРФ не будет. Считаем, что будет правильно отложить ратификацию, провести "круглый стол" по этой непростой теме и досконально разобраться в тонкостях этого документа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ратификация договора о границе - ну что это означает? Наверное, завершение Октябрьской революции. Начали это в 17-м году - разрушение Российской Империи. Не было никакого Азербайджана - была Бакинская губерния, и не было никаких бакинских комиссаров, русские промышленники, русские рабочие добывали нефть в Каспийском море, и никаких проблем не было вообще. И Дагестана как республики не было, была одна республика - Россия. И русские пограничники стояли на границе с Ираном (Джульфа, Астара), и всё работало исправно. Николай Фёдорович правильно вспомнил про глобалистов. Вот создание СССР - это и был первый проект глобалистов, чтоб вы знали. Именно в таком ключе хотели повернуть всю планету Земля - создать союз вот таких социалистических республик. (Сегодня это делают в Европе, поскольку у нас это рухнуло.) Троцкий откровенно этим занимался. Чего же, вы его избрали председателем Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, дали власть, а он?! Ему стало стыдно - он отдал Ленину, сказал: мне стыдно. Он же еврей - чего же будет еврей возглавлять новую российскую республику? Он, так сказать, отдал власть Ленину, который только на четверть еврей, всё-таки там была и русская кровь. Вот так они разошлись, а то Троцкий был бы во главе и Свердлов. То есть глобализм начался вот с этого проекта коммунистического - Маркс и Энгельс, они авторы манифеста: давайте объединим пролетариев для видимости, создадим государства социалистические - пусть народ думает, что возможен социализм. (Шум в зале.) Я сегодня термин придумал новый - "политическая педофилия". Я почему люблю коммунистов? Вот из-за их политических воззрений: они, как дети, наивные. Педофилия - это любовь к детям. А коммунисты наивные, они верят в чудо. Вот в чудо какое-то верят - в какой-то социализм, коммунизм, - когда вся история человечества замешана на крови, на провокациях, на диверсиях. (Шум в зале.) Вы спрашиваете, зачем ратификация - я вам объясняю, если вы сто лет не можете понять с 17-го года: для будущего конфликта, для будущей войны на Кавказе - нужны спорные моменты, иначе как начать вооружённый конфликт? Вот и закладываются заранее в мирное время спорные участки, спорные территории, а там - обиженное население: немцы в Судетах, а Судеты в Чехии - а давайте вместе с немцами в Судетах отберём часть Чехии, а ещё лезгины - давайте у Азербайджана заберём часть населённых лезгинами сёл, там их обижают... Вы до сих пор этого не понимаете? Я вам объясняю: все ратификации делаются для того, чтобы в будущем можно было организовать приграничные конфликты, спровоцировать войны. В этом и была сила Российской Империи, что нельзя было никого ни с кем стравить: стояла одна русская пограничная стража, и империя стояла. И не было национального вопроса: были православные, были другие, все - подданные империи. И вот это и разрушили. То есть была крепость - Россия, стояла глыба, 23 миллиона квадратных километров. Как раздробить её? "Оранжевая революция": запустить подготовленных большевичков из Цюриха и из Нью-Йорка, из Вашингтона. Приехали - в кожанках, вооружённые, с деньгами, с динамитом - и взорвали страну. А теперь выходят сюда и говорят: "А что мы сейчас делаем?.." (Шум в зале.) Мы продолжаем Октябрьскую революцию, только уже правильно - не Ленин, и не Сталин, и не Ельцин, продолжаем границы устанавливать, делить, так сказать. Фронт создаём! Вот фронт создали, фронт есть уже, можно будет его быстренько, так сказать, трансформировать: фронт борьбы с теми, кто покушается на границы нашей страны. И опять: "Родина-мать зовёт!", опять лицо... не знаю, чьё лицо, Горячевой или Плетнёвой (шум в зале), депутата Государственной Думы Апариной - не знаю, чьё ещё... может быть, Слиска Любовь Константиновна (нет её, уже ушла). Три лица таких: Слиска, Горячева, Апарина - "Родина-мать зовёт!", и войска двигаются в сторону лезгинских сёл, оказавшихся на территории Азербайджана, и новый Орджоникидзе водрузит красное знамя... теперь уже не красное, а бело-сине-красное знамя над Баку и сообщит: "Москва. Кремль. Медведеву. Российский флаг веет над городом Баку". Так же, как было в 21-м году, - Орджоникидзе привёл Красную Армию в Тбилиси и сообщил: "Москва. Кремль. Ленину. Над Тифлисом реет красное знамя". Всё повторяется! Всё повторяется, потому что главное - нефть, уберите из Азербайджана нефть - вопросы решались бы по-другому. Поэтому исторически не надо было нам брать город в Азербайджане в качестве подарка за убийство российского посла Грибоедова, не надо, нужно было взять подарок в другом месте - нужно было взять в Туркмении город Мешхед, который сегодня находится на территории Ирана, вместо Баку взять Мешхед, и у нас было бы больше газа, меньше нефти, но был бы более спокойный регион. То есть всегда в России не хватало специалистов, и вот тогда решал царь. Царю говорят: "Ваше величество, не надо Грузию брать в состав Российской Империи", а он молодой, двадцать пять лет... Вот сегодня законопроект снял Тараканов, он предлагает в нём установить квоту в трудовых коллективах - до тридцати лет брать на работу... Ну, для всех сделать квоты - для инвалидов, для молодых, для женщин, для нацменов, для сексуальных меньшинств - экономика рухнет и страна: они работать не умеют все. В этом же смысл как бы вот таких провокаций! Давайте сделаем квоту для нормальных и для недоумков, и для недоумков давать одно рабочее место - курьер, и на входе пускай чай готовит. У турок всегда есть такое рабочее место - чай подаёт один: вот пришли гости, чай подал и ушёл обратно, нет гостей - сидит дремлет, всё, а зарплата идёт. То есть квота может быть, и я буду предлагать, если дойдём до этого законопроекта, квоту для недоумков (они есть и всегда будут), но квоты по возрастному принципу, половому, национальному и прочим нельзя вводить - нарушение Конституции, и депутат Москалец, наверное, выступит с жёстким заявлением, что это нарушает Конституцию. Это проблема: Кавказ, Средняя Азия - это самые тяжёлые регионы. Поэтому царь и сказал: Бакинская губерния, Тифлисская, Кутаисская, и молчать всем! И в каждой русский наместник сидел, и никаких партий, никаких парламентов, никаких выступлений, никаких Саакашвили - все кланялись русскому царю. И никто не двигался - никаких мигрантов, ни одного из них не было на рынках российских, и были счастливы, что разрешали на три часа приехать в Петербург посмотреть на великий город, столицу империи. Но вы создали республики - теперь они хозяйничают здесь у нас все, у них государство там, а Россия - как торговая площадка. 5-6 миллиардов долларов уходит ежегодно в Закавказье, в тот же Азербайджан. Руководство Азербайджана живёт на доходы от нефти, а беднота-нищета живёт за счёт всех рынков российских. На всех рынках России стоят азербайджанцы, а русские - если им разрешают: иди, русская бабушка, но сто рублей плати в день. Он подходит, такой здоровый, сильный, с усами, и она ему платит - дань платит ему! Новое нашествие! Татаро-монгольское иго забудьте, это ерунда, одну десятую брали - сегодня душат и давят все эти наши "друзья" из Закавказья: все рестораны в их руках, банки, рынок, криминал - всё в руках Закавказья! А сейчас границу делаем: ребята, вот здесь вы должны паспорт показать свой... То есть очень неправильная была вся позиция начиная с 17-го года. И никаких комиссаров нам не надо. Было двадцать шесть бакинских комиссаров, их убили в закаспийских песках. Видите, такие глупые: плыли из Баку в Астрахань - повернули вдруг на Красноводск. Что ж такие тупые все на корабле - вы чего, не видите, где Астрахань, где Красноводск? Это что за комиссары, вообще, - географию не знают, ничего не соображают! Ребёнка в лодку посади - он понимает, куда курс взять, а эти - как дети: мы, говорят, думали, в Астрахань плывём, а привезли в закаспийские степи и пустыни. Здесь очень сложно, это самый сложный регион. Вы думаете, зачем арабские революции нужны? Да наплевать им на Северную Африку, они хотят постепенно... смотрите, они уже к Сирии подошли, уже беженцы в Турции, следующее там - взорвать Турцию через Курдистан и армян, взорвать Азербайджан и Иран, и вот тогда вся эта лавина хлынет на Северный Кавказ, Южный Урал и в Южную Сибирь. Постепенно, не сразу. А пока - границы, чтобы можно было посмотреть, где действует Красный Крест из Женевы, а где, допустим, русских обвинить, что применяют неадекватные меры. И надо будет беженцев принять и поселить в лучшие санатории и дома, а русских гнать куда угодно. И этих беженцев - миллионы! - нужно будет принять, кормить, мыть, а работать они не хотят и не должны будут работать. Очень тяжёлый наш юг, много было ошибок, но назад не вернуть, а наперёд, конечно, надо думать и укреплять юг - менять там население, может быть, какой-то вариант находить, новый особый статус вводить. Особый спецназ должен быть, электронное наблюдение должно быть, то есть контролировать, иначе Каспийское море - там сплошная контрабанда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, отношение Владимира Вольфовича к женщинам давно понятно, он и термины такие выдумывает, которые ему близки по его самосознанию. И вообще, только человек с воспалённым сознанием или манией величия может себе позволять такие вещи говорить! Просим вас сделать хотя бы замечание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, да я бы и рад сделать замечание - мне многое не нравится из того, что звучит с этой трибуны, но у меня другая роль. Если бы я видел, что действительно нарушается Регламент... я в этих случаях всегда делаю замечание депутату Жириновскому. Пожалуйста, депутат Нюдюрбегов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спокойно, спокойно, коллеги, спокойно. Тамара Васильевна, Владимир Вольфович! Владимир Вольфович, у вас есть возможность, если вы хотите пополемизировать, выйти туда, и там - пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Всё, договорились, Владимир Вольфович, тихо, а то я буду вынужден сделать вам замечание, а вы знаете, это же плохо. Стоит уже докладчик на трибуне. Владимир Вольфович, вас никто не перебивал. НЮДЮРБЕГОВ А. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я составлял доклад для выступления и проводил элементарный анализ плюсов, минусов на одной территории, на другой, накладывал карту административного управления, которая была в советское время, и нынешнюю карту, которую мы хотим сегодня сделать, этот договор ратифицировав. Ну вот эти все замечания, все эти местности, все эти названия, всё это перечислять, мне кажется, сейчас не нужно, это как бы не поймут депутаты, поэтому я решил его отложить в сторону и не рассказывать, поскольку это и так есть в приложении, которое только сегодня появилось к этому закону от комитета по СНГ, ещё вчера не было. Можно посмотреть эти все замечания. Я хочу сказать немножко другое. Конечно же, мы в этом зале, постоянно ратифицируя разные договоры, привыкли и не обращаем внимания, и, может быть, многие депутаты на сегодняшний день не понимают, скажем, о чём идёт разговор, в чём глубокий смысл этого договора. Я являюсь гражданином Российской Федерации и избранником, депутатом именно от Южного федерального округа, а конкретно от Дагестана, южной части Дагестана, от лезгинов, я являюсь представителем этого народа и хочу сказать: для меня, конечно, и для всего лезгинского народа принятие такого договора является и трагедией, и, скажем так, трауром. Можем сейчас, конечно, копаться глубоко в истории, вспоминая, что начиная чуть ли не с начала нашей эры, с 45 года, лезгины являются апостольским народом, который принял христианскую веру, и дальше, начиная со времён Петра, всегда были и желали быть с Россией, служили России. Дальше. У нас есть такой договор, который был в 1806 году между Ираном и Россией, царской Россией тогда, договор, в котором сказано, что между границей... между Ираном и Россией не должны появляться никакие третьи страны. С этим договором мы абсолютно согласны и жили, жили во всех бедах и во всех радостях, во всех праздниках, везде, во всём лезгинский народ участвовал вместе с Россией. И тут я абсолютно, полностью согласен с предыдущим выступающим, который изложил более красиво, чем я, может быть, у меня так не получится, тем не менее я хочу довести до всех именно звон души лезгинского народа. Конечно же, всё, что сегодня будет принято, оно неправильно, конечно же, я не могу это остановить и процесс пойдёт дальше, но хочу сказать: всё это неправильно, что так происходит. Я предлагаю этот договор не ратифицировать, отложить на определённый срок, пересмотреть много ещё вопросов нерешённых по границе и тогда вернуться к этому вопросу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Депутат Багдасаров. БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые коллеги, я хотел бы отметить несколько вопросов. Первое. Мы в последнее время - я понимаю, надо с соседями устанавливать какие-то добрососедские отношения, - всё время кому-то что-то уступаем, если вы обратили внимание. И конечно, любой такой вопрос можно как-то обосновать. Я недаром привёл пример Узбекистана. Вот в Центральной Азии этот вопрос, а в данном случае вопрос, который был поднят по двум этим сёлам, - это вопрос анклавов, и после распада Советского Союза этого анклавного расположения осталось очень много. У узбеков, например, есть несколько крупных анклавов на территории Киргизии, может быть, не таких крупных, - это Сох и Шахимардан. Они, возможно, ещё дальше от границ Узбекистана уходят в глубь киргизской территории, но никто даже не думает уступать эту территорию киргизам или таджикам, где тоже есть ряд анклавов. Суть простая, она не в экономике - там, по сути, тоже горы, речка, и всё, - а в авторитете государства, в авторитете той или иной страны в этом регионе, понимаете? И узбекское руководство никогда на это не пойдёт, никогда не уступит, и в первую очередь, по этой причине. Почему же мы уступаем? Дело же не в том, сколько воды там, сколько ещё чего-то. Я хотел бы вам напомнить, что действительно существуют очень непростые отношения. Если на межгосударственном уровне отношения Москвы, Баку и даже Дагестана, Махачкалы, нормальные, то существует серьёзная проблема во взаимоотношениях лезгин и азербайджанцев. Мы не можем это обойти, мы не можем говорить красивые слова, это существенная вещь. Сейчас господин Нюдюрбегов выступал, он лезгин, ему трудно это говорить, но вся проблема в том, что в Азербайджане живёт, по официальным данным, восемьсот тысяч лезгин, а лезгины утверждают, что их полтора миллиона, это второй народ в Азербайджане, и они утверждают, я вот гибко, дипломатично пытаюсь сказать, что их ассимилируют, их постепенно ассимилируют. Есть такая проблема - талыши, которые живут на иранской границе, в районе Ленкорани, Астары. Я с ними общался, они говорят: нас тоже ассимилируют. Потому что это разные национальности, абсолютно разные персоязычные нации. Возможно, азербайджанское руководство напугано карабахскими событиями и вот выработало такую национальную политику, возможно, оно право. Я не хочу обсуждать это, но это есть. И если нас талышский вопрос не интересует, это больше вопрос к иранцам, то лезгинский вопрос нас не может не интересовать, потому что лезгины в Дагестане - это второй народ, правильно сказали... извините, в Азербайджане - второй по численности народ, в Дагестане - четвёртый. А вы что, забыли, что в 90-х годах этот вопрос был на грани вооружённого восстания лезгин на территории Азербайджана? Вот представитель Министерства иностранных дел не даст мне соврать. Стоял такой вопрос, и все были тенденции к этому. И когда мы говорим: да давайте уступим здесь два села, это на нашем уровне, никто не задался вопросом, что думают о Москве, о Махачкале сотни тысяч лезгин в Дагестане? Они думают: они слабые, они нас не хотят защищать. А для нас вопрос Северного Кавказа предельно важен. Мы что, на Северном Кавказе решили проблему борьбы с сепаратизмом, борьбы с терроризмом, борьбы ещё бог знает с чем? Нет, не решили. И в этот воспалённый организм мы ещё дополнительную инфекцию вносим. Слушайте, что вы делаете? Ну что, не подождала бы ещё пять, шесть, десять лет, что ли, такая ситуация? Подождала. Мы говорим: нет, мы сейчас проведём демаркацию границы и будет вот так. А завтра эти двести - триста человек, которые будут обижены, которым скажут: или вы с завтрашнего дня не просто граждане Азербайджана, а азербайджанцы, или уезжайте отсюда, - они приедут в районы компактного проживания лезгин в Дагестане, и там будут нарастать, извините меня за откровенность, антироссийские настроения. Вы не думали о том, что это намного важнее, чем то, что сейчас происходит в плане нефти и газа? А сейчас происходят вещи там действительно серьёзные и, кстати, полное игнорирование интересов Российской Федерации. Вы знаете, вопрос по Каспийскому морю, его статусу, ещё не решён до конца, в том числе по дну Каспийского моря. Была договорённость, что мы не будем это дно трогать. И что вы думаете? Недавно Туркмения и Азербайджан, по сути, договорились под эгидой США и Евросоюза о прокладке газопровода по дну Каспийского моря вопреки интересам Российской Федерации. И сразу вспоминаешь, что, когда распался Советский Союз, иранское руководство предлагало Российской Федерации Каспий поделить по принципу Гюлистанского мирного договора 1813 года пополам. Мы сказали: нет, ну вы что, у нас же есть друзья - Азербайджан, Казахстан, Туркмения. Теперь эти друзья говорят, некоторые руководители, в том числе Туркмении, что Россия не должна в это вмешиваться, это её не касается, это наши двусторонние отношения. И мы на этом фоне, на фоне игнорирования полностью наших интересов в этом регионе, говорим: демаркация. Неужели мы не пониманием тяжести того, что происходит? Если кто-то думает, что это всё не отслеживается, что на уровне каких-то людей это не используется, то сильно ошибается. Мы даём козырные карты врагам России для развёртывания антироссийской пропаганды среди народов Северного Кавказа, среди народов Южного Кавказа, а это более важно, чем вода той или иной реки, которая распределяется туда-сюда. Мы ещё не знаем, может, 10 процентов хватило бы для полива этих полей. Это достаточно влажные места, это, так сказать, не какие-то степи или пустыни. Это очень серьёзный прецедент. Поймите, Азербайджан и в целом Южный Кавказ мы считаем вроде бы какой-то частью нашей территории. Нет, это часть Ближнего Востока, это территория, граничащая с Ираном, имеющая выход... это часть вот этой огромной территории. Это для нас важный вопрос, это вопрос безопасности наших южных границ. И мы ради чего идём на уступки? Из-за РЛС? Может, хватит быть заложниками РЛС в Азербайджане, заложниками РЛС в Таджикистане? Может, пора нашим военным потратиться, тем более бюджет позволяет, и построить новые РЛС на нашей территории? Нельзя такие объекты иметь на чужой территории, на территории государств, которые игнорируют твои интересы и в любой момент могут начать тебя шантажировать, это глупость величайшая! Правильно сказал по РЛС представитель Министерства иностранных дел, они сейчас предлагают нам совершенно другие условия, в том числе включить в договор положение, что мы не имеем права делиться информацией, полученной в результате деятельности РЛС, с третьей стороной. Завтра вообще будут над каждым нашим специалистом стоять два специалиста из США или бог знает ещё откуда. Надо переносить, как вот мы Байконур переносим, только это ещё быстрей и дешевле можно сделать. Я считаю, что мы сегодня не должны ратифицировать этот договор. Если господин Решульский прав - а я ему верю, потому что известно заявление Госсовета Дагестана, - тогда я вообще не понимаю, зачем мы хотим это делать? Неужели нам не хватает проблем на Северном Кавказе? В первую очередь должны учитываться вопросы нашей национальной безопасности, потом - экономики, а потом уже чего угодно. Не решим вопрос национальной безопасности - ничего мы не решим, а мы его, к сожалению, пока... Извините меня за откровенность, здесь, с этой трибуны, выступал известный руководитель известного ведомства и сказал очень много о том, как мы его решаем, - не всегда положительно, мягко говоря. Так зачем же мы это усугубляем? Я считаю, что ратифицировать такое соглашение нельзя! И я скажу ещё одну важную вещь. У нас совершенно не выработано понимание стратегического расположения России, её военно-политических и геостратегических интересов, у нас у МИДа - одно, у Минобороны - второе, ещё у кого-то - третье. Особенно это касается нашего постсоветского пространства. У нас на Южном Кавказе два стратегических союзника, вы вдумайтесь в это: один - Армения, входящая в ОДКБ, а другой - Азербайджан, которые между собой... Такого не бывает, не бывает так, что мы и с вами дружим, и с вами дружим, но, правда, вы друг друга ненавидите, но всё равно вы все друзья. Надо определяться. В результате нашего неопределения мы потеряем и Азербайджан, и, я уверен - вот мы сейчас будем рассматривать вопрос по Армении, - в ближайшее десятилетие потеряем Армению, это всё можно видеть. Хозяином в этом регионе становятся Соединённые Штаты Америки. Что, МИД не знает или армия не знает, что у американцев есть договорённость с азербайджанской стороной о пролёте "авакс" через территорию Азербайджана? Спрашивается, что такое "авакс"? Это разведывательный самолёт. А информацию о ком он будет собирать? Две страны есть: справа - Иран, а слева - Россия. То есть там всё более и более усиливается американское и натовское влияние, а мы на этом фоне идём на какие-то уступки. Я скажу, чего нам не хватает. Нет, не умных людей, умные люди у нас всегда были и профессионалов тоже хватает, - нам не хватает идеологии, идеологии российской, и я это подчёркиваю, российского имперского национализма, сознания, что Россия - это государство, ради которого мы должны работать, а не говорить: "А как же наши друзья там? Вы же наши друзья, да? Да. Вы нас и по газовому проекту - в сторону, и по другим, но вы наши друзья". Пока не будет идеологии российского имперского национализма, гордости за свою страну и проталкивания наших интересов правдой и неправдой, мы ничего не добьёмся! Извините, любое государство СНГ тащит отсюда огромные деньги. Азербайджан 2-3 миллиарда тащит. Сколько стоит эта РЛС? Можно было бы за два-три года построить другую, но мы не используем эти рычаги, как и по другим направлениям. Я считаю, что ратифицировать это соглашение - это просто не по-государственному. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Девять минут. Коломейцев по ведению. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Олег Викторович, спасибо. Учитывая, что депутат Нюдюрбегов никогда не выступал по политическим мотивам и является как раз представителем вот этого юга Дагестана, я всё же призываю вас к здравому смыслу. Давайте отложим рассмотрение этого... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это предложение уже сегодня рассматривали и голосовали, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну, ещё раз давайте рассмотрим. Не выступал же Нюдюрбегов... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз повторяю, это предложение рассматривали и голосовали. Депутат Нюдюрбегов имеет право на личную точку зрения, он её высказал. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" занимает другую позицию, и мы будем поддерживать ратификацию данного договора. По ведению - Шеин. ШЕИН О. В. Когда я задавал вопрос, то сказал, что готов поддержать эту ратификацию, но в свете состоявшейся дискуссии я изменил свою точку зрения и голосовать за это не могу и не буду. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас четыреста пятьдесят человек в зале. Если сейчас каждый нажмёт кнопку и станет объяснять, как он будет голосовать, мы так докатимся до регламентного безумия. Фокин по ведению. ФОКИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, я хотел бы предложить, учитывая, что представители министерств у нас в зале находятся с одиннадцати часов утра, всё-таки вот этот комплекс вопросов - пункты 15, 16, 17 и 18 - рассмотреть, а потом уйти на перерыв. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте я поставлю это предложение на голосование после того, как мы завершим обсуждение данного вопроса. Итак, обсуждение состоялось. Пожалуйста, представитель президента, есть ли необходимость в заключительном слове? Нет. Представитель комитета? Есть. Пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте Островскому. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Спасибо за содержательную дискуссию. Я очень лаконично, я хотел бы всё-таки подчеркнуть одно. Вот спор и дискуссия вокруг двух сёл, в которых проживают представители очень уважаемого древнего народа России, - это спор ни о чём. Граница прошла не сегодня, граница прошла в 91-м году, эти люди жили, живут и будут жить на территории другого государства. К сегодняшнему обсуждению это, к сожалению, не имеет уже никакого отношения. Это свершившийся факт, и из этого нужно исходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6060 по 6078 из 7598
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе". Прошу проголосовать по данному законопроекту. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 49 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 63 чел.14,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6661 по 6665 из 7598
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Прошу обратить внимание, я воздержался при голосовании по 14-му вопросу повестки, о ратификации договора с Азербайджаном.