Заседание № 237
О проекте федерального закона № 541764-8 "О внесении изменений в статьи 1 и 3-1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения правового регулирования сельского туризма; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, переходим к 4-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3-1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". С докладом выступит Татьяна Георгиевна Лобач. ЛОБАЧ Т. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект был принят в первом чтении 4 июля этого года и подготовлен Комитетом по туризму и развитию туристической инфраструктуры ко второму чтению. Напомню, речь идёт об уточнении определения понятия "сельский туризм". Исключается положение об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма исключительно сельскохозяйственными товаропроизводителями. Предполагаемые изменения важны как для развития туристической отрасли, так и для устойчивого развития сельских территорий. Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении с учётом поправок правительства. Всего поступило пять поправок: три поправки рекомендованы комитетом к принятию и включены в таблицу поправок № 1, две поправки рекомендованы к отклонению и включены в таблицу № 2. Прошу утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Георгиевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 34 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 01 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 28 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Татьяна Георгиевна, пожалуйста, вам слово. ЛОБАЧ Т. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые процедуры и подготовлен для принятия в третьем чтении. Прошу рассмотреть законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 09 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 541764-8 "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения правового регулирования сельского туризма).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Тогда пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Доклад Ларисы Николаевны Бурановой. БУРАНОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы очень логично, по-моему, завершаем пленарку - тем, с чего и начали: отдыхать надо в своей стране. Именно этому посвящён наш законопроект. Законопроект разработан в части уточнения правового регулирования сельского туризма. Безусловно, при всём многообразии ресурсов, природного, культурного ландшафта нашей страны направление сельского туризма может и должно стать одним из локомотивов развития внутреннего туризма в целом. В настоящее время согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма может осуществляться исключительно сельскохозяйственными товаропроизводителями. Данная норма, как и определение сельского туризма, была впервые введена в 2021 году, были приняты поправки - спасибо Министерству сельского хозяйства, нашему аграрному комитету, которые фактически впервые ввели в законодательство понятие сельского туризма. И вполне естественно, что целями внесения данных поправок были цели развития сельскохозяйственного производства, развития нашего фермерства, для того чтобы у наших аграриев был дополнительный источник доходов, ну и в том числе привлечение внимания, развития интереса к селу в целом. После принятия данных поправок прошло уже фактически три года, и, по экспертным оценкам, доля услуг в сфере туризма на сельских территориях, оказываемых непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями, сегодня не превышает 10 процентов общей массы, если брать такую примерную статистику. На практике же сельский туризм у туристов и путешественников уже давно ассоциируется с посещением достопримечательностей и объектов культуры, расположенных в сельской местности, со знакомством с сельским бытом и местными традициями, с посещением мест производства сельскохозяйственной продукции и её дегустацией. И в обществе как раз вот эти последние позиции уже приобрели устойчивое название - агротуризм. Таким образом, соотнесение сельского туризма только с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей сегодня уже не соответствует жизненным реалиям и не в полной мере раскрывает весь потенциал сельских территорий. И более того, различное толкование данного понятия (а сегодня есть огромное количество определений помимо действующего, закреплённого у нас в законе, очень по-разному толкуют это понятие) приводит к невозможности правильной идентификации объектов, относящихся к этому понятию, и самоидентификации инициаторов проектов сельского туризма. Сегодня в сельских населённых пунктах в рамках комплексных турпродуктов, а именно таковы они в основном на селе, помимо аграрного направления развиваются экологическое, этнокультурное, гастрономическое, просветительское и многие другие. Всё чаще путешественники остаются на программы выходного дня у сельских жителей. Итак, что предлагается нашим законопроектом? Законопроектом предлагается расширить понятие "сельский туризм". В основу определения предлагается взять не отраслевой принцип, а географический, речь идёт о реализации турпродуктов, различных программ как раз на сельской территории. Вот новое определение сельского туризма, которое мы предлагаем: "Сельский туризм - туризм, предусматривающий посещение сельской местности, малых городов с численностью населения до 30 тысяч человек в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни и обычаям народов Российской Федерации, посещения объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также ознакомления с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг". Изменение законодательства позволит сельскому туризму развиваться за счёт вовлечения всех слоёв предпринимательства, даст новый импульс не только развитию внутреннего туризма на сельских территориях и повышению доходности бизнеса и занятости населения, но и всестороннему, комплексному развитию территорий, что сегодня очень актуально, придаст импульс развитию малого и среднего предпринимательства в сельской местности. Предпринимательское сообщество уже сейчас готово не только предоставлять готовый туристический продукт во внутреннем туризме, но и сформировать отдельное направление в индустрии гостеприимства - сельский туризм. Появится возможность разделить статистические показатели, что очень важно для управления, для аналитики и управления этими процессами, а затем и для принятия различных управленческих решений, в том числе и в части государственной поддержки подобного рода туристических программ: весь массив статистики будет разделён на город и село, что поможет в дальнейшей работе. Кроме того, это позволит снять ограничения для населённых пунктов, в которых отсутствует сельскохозяйственное производство в силу исторически сложившихся условий и почвенно-климатических характеристик. И, уважаемые коллеги, наш законопроект ещё, безусловно, про патриотизм. Нельзя любить свою Родину, быть её патриотом, не зная её. И я всегда говорю: ну кто лучше наших бабушек из Буранова и миллионов наших сельских жителей сможет рассказать нам о наших российских традициях? Все обязательные требования к субъектам, оказывающим услуги в сфере сельского туризма, уже урегулированы в действующем законодательстве. Данный законопроект получил положительные заключения от правительства, от наших комитетов, поддержан нашими регионами. Я прошу вас поддержать наш законопроект и проголосовать за него в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Татьяны Георгиевны Лобач. ЛОБАЧ Т. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В России активно развивается и с каждым годом набирает популярность такой вид путешествий, как сельский туризм, это один из способов узнать местные традиции, приобщиться к культуре и познакомиться с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сельский туризм является важным социально-экономическим ресурсом сельских территорий и одним из значимых драйверов развития. Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования в сфере сельского туризма. Проектом федерального закона предлагается изложить в отраслевом законе о туризме понятие "сельский туризм" в новой редакции, исключить положения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма исключительно сельскохозяйственными товаропроизводителями, исключить полномочия федерального органа государственной власти в сфере туризма по установлению требований к средствам размещения, используемым для оказания услуг в сфере сельского туризма в сельской местности. Законопроект направлен на устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, повышение уровня и качества занятости сельского населения и повышение уровня его доходов, обеспечиваемых в том числе в результате осуществления видов деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма. В целях формирования единых требований к средствам размещения и повышения безопасности и комфорта туристов с учётом особенностей строительства наземных объектов недвижимости сельскохозяйственного назначения положение законопроекта об исключении полномочий федерального органа власти в сфере туризма по установлению требований в отношении средств размещения в сельской местности является актуальным и обоснованным. В поступивших заключениях и отзывах концепция законопроекта поддержана, однако имеются замечания, требующие проработки и уточнения. Поскольку все обозначенные в официальных отзывах замечания могут быть учтены, Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с учётом его доработки ко второму чтению. Уважаемые коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. У меня сразу и вопрос, и маленькое предложение. Мы, конечно, поддержим этот замечательный законопроект. Ну а поддержка какая-то конкретная предполагается помимо вот такой моральной, официальной поддержки? Построить что-то можно на сельхозземле? Какой-то туристический объект, какую-то хибарку, какой-нибудь вот домик для приёма туристов можно будет построить на сельхозземле или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурановой включите микрофон. БУРАНОВА Л. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, мы с вами уже принимали законы, которые как раз это позволяют, - это так называемый закон о фермерском доме, ну и закон, который вот буквально сейчас вступил в силу, июньский закон 2024 года, который разрешает нашим фермерам, крестьянским хозяйствам размещать своих гостей в этих самых фермерских домах. Это первое. Второе. Я хотела бы ещё отметить, что Министерство сельского хозяйства уже несколько лет проводит конкурс субсидий как раз на турпродукты по сельскому туризму и выделяются субсидии из федерального бюджета бюджетам региональным. С 2022 года проводится данный конкурс субсидий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Уважаемая Лариса Николаевна, в законопроекте сказано, что сельский туризм - туризм, предусматривающий посещение в том числе малых городов с численностью населения до 30 тысяч. У меня вопрос: почему, откуда такой критерий - 30 тысяч? Для справки хочу сказать, что, например, по программе "Земский доктор" выплаты осуществляются при переезде в малые населённые пункты, малые города, где до 50 тысяч проживает. На основании какого регламентирующего документа были установлены вот 30 тысяч? И каким образом сельский туризм может развиваться в малых городах, если у нас городом считается населённый пункт с численностью населения более 12 тысяч, где не занято сельским хозяйством более 85 процентов жителей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурановой включите микрофон. БУРАНОВА Л. Н. Уважаемая Анжелика Егоровна, законопроект как раз и посвящён тому, что мы сейчас будем говорить о сельском туризме не только как о туризме, в сфере которого услуги оказывают только сельскохозяйственные товаропроизводители. В малых городах, которые здесь также указаны, то есть в населённых пунктах с численностью населения до 30 тысяч, такие услуги оказывают и все учреждения культуры, и местные предприниматели, которые занимаются размещением, которые занимаются питанием, сувениркой и так далее. Ну и хотела бы сказать, что на самом деле по 30 тысячам у нас были вопросы при формировании данного законопроекта, в том числе от регионов поступали предложения рассмотреть возможность увеличить, включить города с численностью населения до 100 тысяч. Я думаю, что это вопрос подготовки законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Лариса Николаевна, мы будем вводить туристический сбор, субъекты Российской Федерации будут вправе... в том числе и на сельских территориях смогут вводить туристический сбор. Мы в законе прописываем, что сельский туризм может быть в том числе с целью отдыха. Вот отдых бывает разный: можно отдыхать в гостиницах или ещё где-то, предположим в тех же домиках, а можно отдыхать и с палаткой где-нибудь на сельской территории. Вот мне в связи с этим интересно: если граждане будут отдыхать не в стационарных объектах, где-то в кемпингах или гостиницах, а просто, как говорится, на сельской территории, то на них будет распространяться туристический сбор? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Бурановой. БУРАНОВА Л. Н. Я думаю, что это вопрос к обсуждению совершенно другого законопроекта, к концепции данного законопроекта он не относится. Думаю, когда мы будем обсуждать именно законопроект о так называемом туристическом сборе, можно будет обсудить разные варианты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дамдинцурунов Вячеслав Анатольевич. ДАМДИНЦУРУНОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, в тексте законопроекта в качестве одной из целей сельского туризма вы указываете посещение объектов культурного наследия народов Российской Федерации. При этом в сельской местности расположены преимущественно объекты природного наследия народов России, в то время как наиболее значимые объекты культурного наследия консолидируются в основном в городах. Возможно ли, на ваш взгляд, дополнение законопроекта целями, связанными с посещением объектов природного наследия? БУРАНОВА Л. Н. Уважаемый Вячеслав Анатольевич, я в своём выступлении говорила, что уже сегодня в рамках комплексных туристических продуктов на сельских территориях активно развивается в том числе экологическое направление. И безусловно, я предлагаю вам, так же как и коллегам, задававшим предыдущие вопросы, включиться в работу по подготовке данного законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Матушка Россия настолько богата ресурсами, что в определение сельского туризма в принципе можно включить очень многие направления. Давайте вместе работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемые коллеги, я уже боюсь сказать какую-то непостижимую вещь, но объясните мне, пожалуйста, каким образом мы в сельский туризм включаем посещение городов, пусть даже и малых? Или мы теперь такие города, как Ростов Великий (с населением, кстати, меньше 30 тысяч), Суздаль, Мышкин, Плёс и так далее, рассматриваем как сельхозтерритории, сельхозпоселения, и, значит, через какое-то время ими будет управлять Минсельхоз у нас, с точки зрения сельского хозяйства, а не с точки зрения городов? Ну село и город - это разные явления, понимаете? Вот объясните, пожалуйста. Это первое. И второе. Предполагается исключить из полномочий органов государственной власти Российской Федерации установление требований к оказанию услуг в сфере сельского туризма. У нас теперь что, у нас, значит, для спасения бизнеса будет дичь бесконтрольная в этой сфере? И кто их будет устанавливать, если не органы государственной власти, - городские власти, сельские поселения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурановой включите микрофон. БУРАНОВА Л. Н. Уважаемый Михаил Геннадьевич, я в своём выступлении говорила о том, что все обязательные требования к субъектам, оказывающим услуги в сфере сельского туризма, в принципе урегулированы в действующем законодательстве и в подзаконных актах. Вот хочу даже поднять документ: приказом Министерства экономического развития Российской Федерации разработаны требования к средствам размещения, например, при осуществлении проектов в сфере сельского туризма. Ну и также я уже отвечала на второй ваш вопрос. Вы сказали, что город отличается от села. Законопроект ровно про то, что... Агротуризмом сегодня уже традиционно называется такой туризм, в рамках которого услуги осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители. Мы в законопроекте говорим о сельском туризме, это комплексный продукт, в котором очень много участников. Ну и города в нашей стране очень разные, есть и малые города, где очень многие жители занимаются в том числе сельским хозяйством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ЛОБАЧ Т. Г. Если позволите, маленькая ремарка. Есть город федерального значения - город Севастополь, но это не значит, что в посёлках и в сельской местности не развивается сельский туризм. Достаточно развиты сейчас и товаропроизводство, и сыроварение, и свои винодельни, у нас есть специальный, приоритетный проект "Винная дорога", который развивается именно на сельских территориях. Поэтому то, что... Это немножко о другом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", пункт 28. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 30 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.