Заседание № 237

01.10.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 541764-8 "О внесении изменений в статьи 1 и 3-1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения правового регулирования сельского туризма; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3594 по 3700 из 6060
Уважаемые коллеги, переходим к 4-му вопросу нашей повестки. О проекте           
федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3-1 Федерального         
закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". С           
докладом выступит Татьяна Георгиевна Лобач.                                     
                                                                                
ЛОБАЧ Т. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый               
законопроект был принят в первом чтении 4 июля этого года и подготовлен         
Комитетом по туризму и развитию туристической инфраструктуры ко второму         
чтению. Напомню, речь идёт об уточнении определения понятия "сельский           
туризм". Исключается положение об осуществлении деятельности по оказанию        
услуг в сфере сельского туризма исключительно сельскохозяйственными             
товаропроизводителями. Предполагаемые изменения важны как для развития          
туристической отрасли, так и для устойчивого развития сельских территорий.      
                                                                                
Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении с учётом поправок      
правительства. Всего поступило пять поправок: три поправки рекомендованы        
комитетом к принятию и включены в таблицу поправок № 1, две поправки            
рекомендованы к отклонению и включены в таблицу № 2. Прошу утвердить таблицы    
поправок и принять законопроект во втором чтении.                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Георгиевна.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Все поправки рассмотрены.                                                       
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Татьяна Георгиевна, пожалуйста, вам слово.                                      
                                                                                
ЛОБАЧ Т. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл     
все необходимые процедуры и подготовлен для принятия в третьем чтении. Прошу    
рассмотреть законопроект в третьем чтении.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 224

04.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 541764-8 "О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения правового регулирования сельского туризма).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5551 по 5854 из 6212
Тогда пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и   
3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской        
Федерации". Доклад Ларисы Николаевны Бурановой.                                 
                                                                                
БУРАНОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы очень логично,            
по-моему, завершаем пленарку - тем, с чего и начали: отдыхать надо в своей      
стране. Именно этому посвящён наш законопроект. Законопроект разработан в       
части уточнения правового регулирования сельского туризма. Безусловно, при      
всём многообразии ресурсов, природного, культурного ландшафта нашей страны      
направление сельского туризма может и должно стать одним из локомотивов         
развития внутреннего туризма в целом.                                           
                                                                                
В настоящее время согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года "Об       
основах туристской деятельности в Российской Федерации" деятельность по         
оказанию услуг в сфере сельского туризма может осуществляться исключительно     
сельскохозяйственными товаропроизводителями. Данная норма, как и определение    
сельского туризма, была впервые введена в 2021 году, были приняты поправки -    
спасибо Министерству сельского хозяйства, нашему аграрному комитету, которые    
фактически впервые ввели в законодательство понятие сельского туризма. И        
вполне естественно, что целями внесения данных поправок были цели развития      
сельскохозяйственного производства, развития нашего фермерства, для того        
чтобы у наших аграриев был дополнительный источник доходов, ну и в том числе    
привлечение внимания, развития интереса к селу в целом.                         
                                                                                
После принятия данных поправок прошло уже фактически три года, и, по            
экспертным оценкам, доля услуг в сфере туризма на сельских территориях,         
оказываемых непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями,        
сегодня не превышает 10 процентов общей массы, если брать такую примерную       
статистику. На практике же сельский туризм у туристов и путешественников уже    
давно ассоциируется с посещением достопримечательностей и объектов культуры,    
расположенных в сельской местности, со знакомством с сельским бытом и           
местными традициями, с посещением мест производства сельскохозяйственной        
продукции и её дегустацией. И в обществе как раз вот эти последние позиции      
уже приобрели устойчивое название - агротуризм.                                 
                                                                                
Таким образом, соотнесение сельского туризма только с деятельностью             
сельскохозяйственных товаропроизводителей сегодня уже не соответствует          
жизненным реалиям и не в полной мере раскрывает весь потенциал сельских         
территорий. И более того, различное толкование данного понятия (а сегодня       
есть огромное количество определений помимо действующего, закреплённого у нас   
в законе, очень по-разному толкуют это понятие) приводит к невозможности        
правильной идентификации объектов, относящихся к этому понятию, и               
самоидентификации инициаторов проектов сельского туризма. Сегодня в сельских    
населённых пунктах в рамках комплексных турпродуктов, а именно таковы они в     
основном на селе, помимо аграрного направления развиваются экологическое,       
этнокультурное, гастрономическое, просветительское и многие другие. Всё чаще    
путешественники остаются на программы выходного дня у сельских жителей.         
                                                                                
Итак, что предлагается нашим законопроектом? Законопроектом предлагается        
расширить понятие "сельский туризм". В основу определения предлагается взять    
не отраслевой принцип, а географический, речь идёт о реализации турпродуктов,   
различных программ как раз на сельской территории. Вот новое определение        
сельского туризма, которое мы предлагаем: "Сельский туризм - туризм,            
предусматривающий посещение сельской местности, малых городов с численностью    
населения до 30 тысяч человек в целях отдыха, приобщения к традиционному        
укладу жизни и обычаям народов Российской Федерации, посещения объектов         
культурного наследия народов Российской Федерации, а также ознакомления с       
деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участия в       
сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с               
возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации         
досуга, экскурсионных и иных услуг".                                            
                                                                                
Изменение законодательства позволит сельскому туризму развиваться за счёт       
вовлечения всех слоёв предпринимательства, даст новый импульс не только         
развитию внутреннего туризма на сельских территориях и повышению доходности     
бизнеса и занятости населения, но и всестороннему, комплексному развитию        
территорий, что сегодня очень актуально, придаст импульс развитию малого и      
среднего предпринимательства в сельской местности. Предпринимательское          
сообщество уже сейчас готово не только предоставлять готовый туристический      
продукт во внутреннем туризме, но и сформировать отдельное направление в        
индустрии гостеприимства - сельский туризм. Появится возможность разделить      
статистические показатели, что очень важно для управления, для аналитики и      
управления этими процессами, а затем и для принятия различных управленческих    
решений, в том числе и в части государственной поддержки подобного рода         
туристических программ: весь массив статистики будет разделён на город и        
село, что поможет в дальнейшей работе. Кроме того, это позволит снять           
ограничения для населённых пунктов, в которых отсутствует                       
сельскохозяйственное производство в силу исторически сложившихся условий и      
почвенно-климатических характеристик.                                           
                                                                                
И, уважаемые коллеги, наш законопроект ещё, безусловно, про патриотизм.         
Нельзя любить свою Родину, быть её патриотом, не зная её. И я всегда говорю:    
ну кто лучше наших бабушек из Буранова и миллионов наших сельских жителей       
сможет рассказать нам о наших российских традициях?                             
                                                                                
Все обязательные требования к субъектам, оказывающим услуги в сфере сельского   
туризма, уже урегулированы в действующем законодательстве.                      
                                                                                
Данный законопроект получил положительные заключения от правительства, от       
наших комитетов, поддержан нашими регионами. Я прошу вас поддержать наш         
законопроект и проголосовать за него в первом чтении.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Татьяны Георгиевны Лобач.                                              
                                                                                
ЛОБАЧ Т. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В России активно             
развивается и с каждым годом набирает популярность такой вид путешествий, как   
сельский туризм, это один из способов узнать местные традиции, приобщиться к    
культуре и познакомиться с деятельностью сельскохозяйственных                   
товаропроизводителей. Сельский туризм является важным социально-экономическим   
ресурсом сельских территорий и одним из значимых драйверов развития.            
Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования в     
сфере сельского туризма.                                                        
                                                                                
Проектом федерального закона предлагается изложить в отраслевом законе о        
туризме понятие "сельский туризм" в новой редакции, исключить положения об      
осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма          
исключительно сельскохозяйственными товаропроизводителями, исключить            
полномочия федерального органа государственной власти в сфере туризма по        
установлению требований к средствам размещения, используемым для оказания       
услуг в сфере сельского туризма в сельской местности. Законопроект направлен    
на устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, повышение   
уровня и качества занятости сельского населения и повышение уровня его          
доходов, обеспечиваемых в том числе в результате осуществления видов            
деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма. В целях               
формирования единых требований к средствам размещения и повышения               
безопасности и комфорта туристов с учётом особенностей строительства наземных   
объектов недвижимости сельскохозяйственного назначения положение                
законопроекта об исключении полномочий федерального органа власти в сфере       
туризма по установлению требований в отношении средств размещения в сельской    
местности является актуальным и обоснованным.                                   
                                                                                
В поступивших заключениях и отзывах концепция законопроекта поддержана,         
однако имеются замечания, требующие проработки и уточнения. Поскольку все       
обозначенные в официальных отзывах замечания могут быть учтены, Комитет         
Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры         
поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с учётом его доработки ко   
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. У меня сразу и вопрос, и маленькое предложение. Мы, конечно,        
поддержим этот замечательный законопроект. Ну а поддержка какая-то конкретная   
предполагается помимо вот такой моральной, официальной поддержки? Построить     
что-то можно на сельхозземле? Какой-то туристический объект, какую-то           
хибарку, какой-нибудь вот домик для приёма туристов можно будет построить на    
сельхозземле или нет?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурановой включите микрофон.                              
                                                                                
БУРАНОВА Л. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, мы с вами уже принимали законы,      
которые как раз это позволяют, - это так называемый закон о фермерском доме,    
ну и закон, который вот буквально сейчас вступил в силу, июньский закон 2024    
года, который разрешает нашим фермерам, крестьянским хозяйствам размещать       
своих гостей в этих самых фермерских домах. Это первое.                         
                                                                                
Второе. Я хотела бы ещё отметить, что Министерство сельского хозяйства уже      
несколько лет проводит конкурс субсидий как раз на турпродукты по сельскому     
туризму и выделяются субсидии из федерального бюджета бюджетам региональным.    
С 2022 года проводится данный конкурс субсидий.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна.                               
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемая Лариса Николаевна, в законопроекте сказано, что сельский туризм -     
туризм, предусматривающий посещение в том числе малых городов с численностью    
населения до 30 тысяч. У меня вопрос: почему, откуда такой критерий - 30        
тысяч? Для справки хочу сказать, что, например, по программе "Земский доктор"   
выплаты осуществляются при переезде в малые населённые пункты, малые города,    
где до 50 тысяч проживает. На основании какого регламентирующего документа      
были установлены вот 30 тысяч? И каким образом сельский туризм может            
развиваться в малых городах, если у нас городом считается населённый пункт с    
численностью населения более 12 тысяч, где не занято сельским хозяйством        
более 85 процентов жителей?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурановой включите микрофон.                              
                                                                                
БУРАНОВА Л. Н. Уважаемая Анжелика Егоровна, законопроект как раз и посвящён     
тому, что мы сейчас будем говорить о сельском туризме не только как о           
туризме, в сфере которого услуги оказывают только сельскохозяйственные          
товаропроизводители. В малых городах, которые здесь также указаны, то есть в    
населённых пунктах с численностью населения до 30 тысяч, такие услуги           
оказывают и все учреждения культуры, и местные предприниматели, которые         
занимаются размещением, которые занимаются питанием, сувениркой и так далее.    
                                                                                
Ну и хотела бы сказать, что на самом деле по 30 тысячам у нас были вопросы      
при формировании данного законопроекта, в том числе от регионов поступали       
предложения рассмотреть возможность увеличить, включить города с численностью   
населения до 100 тысяч. Я думаю, что это вопрос подготовки законопроекта ко     
второму чтению.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Лариса Николаевна, мы будем вводить туристический сбор,        
субъекты Российской Федерации будут вправе... в том числе и на сельских         
территориях смогут вводить туристический сбор. Мы в законе прописываем, что     
сельский туризм может быть в том числе с целью отдыха. Вот отдых бывает         
разный: можно отдыхать в гостиницах или ещё где-то, предположим в тех же        
домиках, а можно отдыхать и с палаткой где-нибудь на сельской территории. Вот   
мне в связи с этим интересно: если граждане будут отдыхать не в стационарных    
объектах, где-то в кемпингах или гостиницах, а просто, как говорится, на        
сельской территории, то на них будет распространяться туристический сбор?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Бурановой.                              
                                                                                
БУРАНОВА Л. Н. Я думаю, что это вопрос к обсуждению совершенно другого          
законопроекта, к концепции данного законопроекта он не относится. Думаю,        
когда мы будем обсуждать именно законопроект о так называемом туристическом     
сборе, можно будет обсудить разные варианты.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дамдинцурунов Вячеслав Анатольевич.                       
                                                                                
ДАМДИНЦУРУНОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, в тексте законопроекта в качестве одной из целей сельского   
туризма вы указываете посещение объектов культурного наследия народов           
Российской Федерации. При этом в сельской местности расположены                 
преимущественно объекты природного наследия народов России, в то время как      
наиболее значимые объекты культурного наследия консолидируются в основном в     
городах. Возможно ли, на ваш взгляд, дополнение законопроекта целями,           
связанными с посещением объектов природного наследия?                           
                                                                                
БУРАНОВА Л. Н. Уважаемый Вячеслав Анатольевич, я в своём выступлении            
говорила, что уже сегодня в рамках комплексных туристических продуктов на       
сельских территориях активно развивается в том числе экологическое              
направление. И безусловно, я предлагаю вам, так же как и коллегам, задававшим   
предыдущие вопросы, включиться в работу по подготовке данного законопроекта к   
рассмотрению во втором чтении. Матушка Россия настолько богата ресурсами, что   
в определение сельского туризма в принципе можно включить очень многие          
направления. Давайте вместе работать.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич.                               
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемые коллеги, я уже боюсь сказать какую-то непостижимую      
вещь, но объясните мне, пожалуйста, каким образом мы в сельский туризм          
включаем посещение городов, пусть даже и малых? Или мы теперь такие города,     
как Ростов Великий (с населением, кстати, меньше 30 тысяч), Суздаль, Мышкин,    
Плёс и так далее, рассматриваем как сельхозтерритории, сельхозпоселения, и,     
значит, через какое-то время ими будет управлять Минсельхоз у нас, с точки      
зрения сельского хозяйства, а не с точки зрения городов? Ну село и город -      
это разные явления, понимаете? Вот объясните, пожалуйста. Это первое.           
                                                                                
И второе. Предполагается исключить из полномочий органов государственной        
власти Российской Федерации установление требований к оказанию услуг в сфере    
сельского туризма. У нас теперь что, у нас, значит, для спасения бизнеса        
будет дичь бесконтрольная в этой сфере? И кто их будет устанавливать, если не   
органы государственной власти, - городские власти, сельские поселения?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурановой включите микрофон.                              
                                                                                
БУРАНОВА Л. Н. Уважаемый Михаил Геннадьевич, я в своём выступлении говорила о   
том, что все обязательные требования к субъектам, оказывающим услуги в сфере    
сельского туризма, в принципе урегулированы в действующем законодательстве и    
в подзаконных актах. Вот хочу даже поднять документ: приказом Министерства      
экономического развития Российской Федерации разработаны требования к           
средствам размещения, например, при осуществлении проектов в сфере сельского    
туризма.                                                                        
                                                                                
Ну и также я уже отвечала на второй ваш вопрос. Вы сказали, что город           
отличается от села. Законопроект ровно про то, что... Агротуризмом сегодня      
уже традиционно называется такой туризм, в рамках которого услуги               
осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители. Мы в законопроекте       
говорим о сельском туризме, это комплексный продукт, в котором очень много      
участников. Ну и города в нашей стране очень разные, есть и малые города, где   
очень многие жители занимаются в том числе сельским хозяйством.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
ЛОБАЧ Т. Г. Если позволите, маленькая ремарка. Есть город федерального          
значения - город Севастополь, но это не значит, что в посёлках и в сельской     
местности не развивается сельский туризм. Достаточно развиты сейчас и           
товаропроизводство, и сыроварение, и свои винодельни, у нас есть специальный,   
приоритетный проект "Винная дорога", который развивается именно на сельских     
территориях. Поэтому то, что... Это немножко о другом.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента,             
правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 1 и 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в        
Российской Федерации", пункт 28.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.