Заседание № 225

09.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 541038-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (в части установления правового статуса побочных продуктов животноводства, прошедших обработку и переработку).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6365 по 6493 из 7155
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1         
Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".    
Сенатор Сергей Герасимович Митин просит рассмотреть на заседании этот вопрос    
без его участия, поэтому доклад и содоклад делает Владимир Иванович Кашин.      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАШИН В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Данная          
законодательная инициатива несложная. Вы видели, её суть представлена всего     
двумя строчками, но они, безусловно, важные, потому что определяют побочные     
животноводческие продукты без биологической и химической обработки как          
удобрение, которое выводится из структуры действия 109-го закона "О             
безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Вывод из-под действия     
этого закона побочного продукта, не обработанного, я повторяю, химическими и    
биологическими препаратами, даёт возможность, безусловно, и контрольным         
ведомствам в этом плане ограничить свои возможности, и больше применять эти     
удобрения непосредственно в поле, повышая плодородие почвы.                     
                                                                                
Вот такую инициативу сенаторов рассмотрел комитет, мы её поддержали. Понятно,   
ко второму чтению есть над чем работать, потому что надо соотнести многие       
вопросы, связанные с действием 248-го закона, который мы с вами приняли в       
2022 году и в котором определили суть побочных продуктов животноводства.        
Кроме того, биологические, органоминеральные и многие другие системы сегодня    
не имеют понятийного аппарата в законодательстве. Но это вопросы второго        
чтения, в том числе и вопрос по срокам вступления в силу этого закона.          
                                                                                
А так законодательная инициатива простая, но нужная. Прошу вас поддержать эту   
законодательную инициативу. Все необходимые документы, поддерживающие           
законодательную инициативу, у нас имеются, что касается и правительства, и      
ГПУ, и нашего Правового управления.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Самокиш Владимир Игоревич.                                                      
                                                                                
САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Владимир Иванович, спасибо большое за эту законодательную инициативу, она       
действительно необходима. Тем не менее я хотел бы задать следующий вопрос.      
Вот в последнее время, по моей информации, и ряд органов госвласти субъектов    
Федерации, и агронаука заявляют о том, что всё-таки более правильно ППЖ         
обрабатывать и перерабатывать с участием различных биопрепаратов, это           
всё-таки и борьба с запахами, и санитарная культура самих предприятий. Тем не   
менее вот сейчас, судя по тексту законопроекта, по сути дела, обработанные      
биопрепаратами ППЖ будут приравниваться к агрохимикатам. Я хотел бы уточнить:   
как вы относитесь к инициативе ко второму чтению внести поправку, чтобы         
всё-таки обработанные именно биопрепаратами ППЖ не приравнивать к               
агрохимикатам?                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КАШИН В. И. Я ещё раз хочу сказать, что мы выступаем, безусловно,               
за повышение плодородия и за экологическую составляющую. Если ППЖ               
обрабатываются без применения биологических, химических препаратов, понятно,    
что это экологически более чистые удобрения, будем говорить так, и тут нет      
вопросов. Однако это не исключает применения и подготовку ППЖ и с               
химическими, и с биологическими препаратами. Обработанные материалы будут       
подпадать под действие в том числе 109-ФЗ, вот и всё.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна.                               
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е. Уважаемый Владимир Иванович, на мой взгляд, это правильный,      
нужный и своевременный законопроект, который позволяет устранить, как вы        
сказали, противоречия. Вот во время всех моих рабочих поездок в регионах        
сельхозпроизводители постоянно задают один и тот же вопрос: почему мы не        
можем вносить навоз на поля? И хорошо, что такое противоречие устраняется       
сейчас законопроектом. Но скажите, пожалуйста, кто-то понесёт ответственность   
за то, что ранее навоз был отнесён, скажем так, к ядохимикатам, к               
агрохимикатам?                                                                  
                                                                                
КАШИН В. И. Вопрос, вообще-то, очень дискуссионный даже на сегодняшний день,    
и если взять стандарты Евразийского экономического союза и так далее... У нас   
есть определение удобрения. В том числе органические удобрения, конечно,        
относились по определению к агрохимикатам. Тут вопрос дискуссионный, и ко       
второму чтению в этом плане нам предстоит очень большая работа.                 
                                                                                
С точки зрения того, кто виноват... По большому счёту, вот жизнь сама           
заставила нас сегодня заниматься этим более предметно. Вот крупные комплексы,   
возьмите любой комплекс животноводческий, где 200 тысяч голов: он сегодня в     
экологическом плане более опасен, чем город с населением 500 тысяч человек,     
если дать вольницу в этом ключе. Исходя из этого мы должны работать очень       
осторожно, тем более что наши почвы тоже, как говорится, живые, они живые.      
Все их водно-физические и другие свойства, начиная от гумуса и так далее,       
очень серьёзно реагируют, когда мы вносим в них, как вы сказали, в большей      
степени не полезное вещество, а вредное. Почвы на это реагируют, накапливая     
излишне вредные вещества и передавая их потом в растения и в наши организмы.    
                                                                                
Поэтому я ещё раз хочу отметить, что тут большая работа, которая нас            
заставила в этом плане действовать. Тем не менее мы знаем, что есть личные      
подсобные хозяйства, где половина животноводства, КРС, допустим, и в данном     
случае, работая над вопросом ППЖ, над 248-м законом, мы не стали трогать то,    
что называется личным подсобным хозяйством, поскольку там каждый сам знает,     
что у него навоз должен перегнить, год должен полежать, и потом он его          
вносит, - мы там не регулируем.                                                 
                                                                                
Здесь надо очень внимательно работать, но говорю, что жизнь сама выводит нас    
и к новым понятийным системам, и к технологическим вопросам. А кто виноват,     
кто прав - тут я не прокурор, не хочу на эту тему дискутировать.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Представители           
президента, правительства? Докладчик - заключительное слово? Нет.               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и            
агрохимикатами", пункт 28.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.