Заседание № 177
О проекте федерального закона № 540154-6 "О внесении изменения в статью 82-5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части, касающейся порядка уплаты обеспечительных взносов; принят в первом чтении 18 июня 2014 года с наименованием "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, буквально одну минуту просят, чтобы 23-й вопрос рассмотреть, второе чтение. Нет возражений? Бурыкина Наталья Викторовна. Пожалуйста, коротко. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, ко второму чтению данного законопроекта комитетом подготовлена таблица поправок, в ней всего две поправки. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование данная таблица поправок. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 21 сек.) Проголосовало за 227 чел.50,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 227 чел. Не голосовало 223 чел.49,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Пожалуйста, Наталья Викторовна. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы, в случае если он будет поддержан во втором чтении, просьба проголосовать его сегодня и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Законопроект выносится на "час голосования".
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 82-5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 12 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Наталья Викторовна, вы предлагали в третьем чтении? Выступления по мотивам будут? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 50 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 176
О проекте федерального закона № 540154-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка уплаты обеспечительных взносов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий вопрос - 17-й, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Алексей Владимирович Моисеев, заместитель министра финансов Российской Федерации. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Позвольте представить вам законопроект о внесении изменений в закон "О национальной платёжной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Законопроект направлен на уточнение порядка уплаты операторами платёжных систем, не являющихся национально значимыми системами, обеспечительного взноса и взыскания с них штрафа за неуплату данного взноса. Законопроект наделяет Правительство Российской Федерации правом устанавливать особенности уплаты операторами таких взносов, особенности взыскания штрафа за невнесение операторами обеспечительного взноса либо внесение не в полном размере. Законопроект направлен на регулирование вопросов уплаты операторами обеспечительного взноса, взимания штрафа за невнесение в переходный период, а также на создание правовой основы, которая позволит операторам международных платёжных систем обеспечить передачу обработки внутрироссийских транзакций оператору национально значимой платёжной системы и не выплачивать обеспечительный взнос. В ходе переговоров с операторами международных платёжных систем установлено, что они готовы обеспечить данную передачу в рамках того срока, который предполагается установить в подзаконных актах правительства, - от четырёх месяцев до полугода. Данная мера позволит обеспечить безусловную бесперебойность обслуживания российских карточек, эмитированных на территории России, и таким образом исключить возможность отключения, так сказать, тех или иных российских банков или граждан от использования карточек платёжной системы на территории Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, докладчик достаточно подробно рассказал об этом законопроекте, состоящем из двух абзацев. Хотелось бы добавить, что комитет поддерживает концепцию законопроекта - дать правительству право устанавливать особенности исчисления и уплаты обеспечительных взносов, - но отмечает, что такое полномочие, по установлению особенностей определения базы для уплаты такого взноса, есть и у Центрального банка, поэтому предлагает доработать законопроект ко второму чтению - срок внесения поправок у нас сегодня до шести часов вечера - и правительству такую компетенцию, совместную с Центральным банком, передать. Вот с учётом изложенного комитет предлагает поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Владимирович, законопроект предусматривает возможность для правительства устанавливать особые режимы оплаты, саму возможность, но вот не совсем понятно, потому что формулировка какая-то размытая, что это за возможность, в каких случаях её можно использовать? Может ли получиться так, что этот закон никогда не будет применён, или он действительно может быть применён при каких-то условиях? Вот когда он будет работать, что это за возможность? МОИСЕЕВ А. В. Владимир Николаевич, спасибо большое за вопрос. Действительно, это важный момент, и здесь надо пояснить. Дело в том, что сейчас мы вместе с Банком России находимся в активном взаимодействии с операторами платёжных систем и предъявляем наши условия в отношении их дальнейшей работы на территории Российской Федерации. Главное условие заключается в том, что они должны производить расчёт, как я уже сказал, по внутренним российским транзакциям на территории России. Этот переговорный процесс довольно сложный и тяжёлый, поэтому, чтобы иметь гибкость в данном случае, мы оставили себе такую возможность. Если они пойдут нам навстречу, разработают план перехода, но скажут, что они не успевают, - ну, естественно, до 1 июля, они, скорее всего, не успеют реализовать технологические изменения, - мы такую возможность используем и им пару-тройку месяцев предоставим. Если же мы увидим, что они не настроены на конструктивную дискуссию, что случается в нынешнее время, то, извините, мы не воспользуемся такой возможностью и закон вступит в действие с 1 июля, как и предполагалось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И. Алексей Владимирович, меня очень интересует один вопрос, на который я не могу квалифицированного ответа найти. Скажите, а почему, пока гром не грянул... Вот мы сейчас пришли, то есть приходим к созданию национальной платёжной системы - а раньше, когда всё это только создавалось, пять, семь, десять лет назад?.. И к Наталье Викторовне, как к депутату уже со стажем, тот же самый вопрос: не было ли идеи сразу создать свою национальную платёжную систему? МОИСЕЕВ А. В. Евдокия Ивановна, спасибо большое за вопрос. Ну, на самом деле это не совсем так, потому что закон "О национальной платёжной системе" был нами принят и президентом подписан, честно говоря, даже забыл, то ли в 2010-м, то ли в 2011 году - в 2011 году, мне подсказывают, - и там были установлены определённые сроки на то, чтобы в спокойном, не пожарном порядке плавно ввести национальную платёжную систему. Сейчас ситуация у нас по понятным причинам изменилась, и нам надо ускоряться. И всё, что мы сейчас делаем, направлено именно на ускорение, хотя само направление движения было задано законом ещё в 2011 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Законопроект действительно содержит два абзаца, но за ним кроются серьёзные недоработки и в нашей деятельности, и в деятельности исполнительной власти и Банка России. Алексей Владимирович, как говорится, защищая своё ведомство, хотя он не имеет отношения к тому закону, который был в 2011 году принят, сказал, что в нём предусмотрены некие меры по созданию национальной платёжной системы. Вот очень полезно - и, кстати, у нас эта служба очень хорошо работает - обратиться к стенограммам 2011 года и посмотреть, что говорили депутаты и что говорили представители Министерства финансов, а точнее, бывший заместитель министра финансов Саватюгин: он говорил, что закон не предусматривает создания национальной платёжной системы и какого-то закона нам не требуется, а если кто-то, частное лицо или кто-то другой, создаст такую систему, то это его право. Во время дискуссии депутаты говорили, что только что произошла утечка с сайта "Викиликс", что посольство США работает над блокированием как раз той позиции в законе, где - в первоначальной версии - речь идёт о создании национальной платёжной системы, и оно, видимо, успешно поработало, потому что эта глава действительно выпала, причём на стадии перехода от первого ко второму чтению, текст только ухудшился. В первом чтении комитет дал (Натальи Викторовны не было, она, так сказать, не участвовала в этом процессе) заключение - девяносто восемь страниц замечаний к этому законопроекту, Саватюгин, вернее, правительство всё это отмело, и фактически три года мы потеряли, потому что ничего не делали для того, чтобы изменить ситуацию, а теперь нам пришлось действовать, как говорится, в оперативном режиме. Мы срочно приняли закон об изменениях вот в тот первоначальный закон 2011 года, 5 мая он был подписан президентом. То есть мы запланировали создание национальной системы платёжных карт, эта система будет когда-то создана, я надеюсь, будет создана, но дать гарантии этого мы пока тоже не можем. И главное, нам надо получить какие-то гарантии от международных платёжных систем "Visa" и "MasterCard", что в течение вот этого срока, года или полутора лет, когда будет создаваться национальная система, они не остановят платежи. Этим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. КАШИН Б. С. ...должна заниматься исполнительная власть вместе с Центральным банком. Они нам предложили, и мы радостно, не проверив - вот в чём наша недоработка, - приняли решение об огромном депозите, который эти системы должны вносить. Мы надеялись, что переговоры будут завершены с каким-то результатом со стороны не только России, но и международных систем, однако никаких обязательств они на себя не берут, нет никаких гарантий того, что, если им прикажет их национальная власть, они не уйдут отсюда. А что делаем мы в такой ситуации? Мы фактически меняем условия и даём правительству возможность вести переговоры, опираясь на закон, принятый Государственной Думой. Это совсем не дело, если подпись президента и решение Государственной Думы - аргумент для передачи ведения деятельности тем же самым переговорщикам, которые ещё три года назад общались, видимо обсуждая будущее нашей национальной платёжной системы, с представителями международных систем. Ну хорошо, заменили заместителя министра - и у нас, так скажем, позитив есть, - но остальные-то там в основном всё те же сидят! Мы сейчас оказались в такой ситуации, когда в любой момент эти наши партнёры могут отключить платежи, не дай бог, и никаких гарантий - мы должны это абсолютно чётко понимать - у нас нет. Надо все силы бросить на то, чтобы действительно создать национальную платёжную систему, но когда мы слушали председателя Центрального банка в рамках подготовки к отчёту в Государственной Думе, как раз вот такой нацеленности на получение конечного результата в ближайшее время я, например, не почувствовал. Ситуация достаточно сложная, фактически мы вынуждены были пойти на уступки, потому что безопасность нашей страны обеспечивается не только обороной, но и планомерной работой финансового ведомства и Центрального банка в том числе, чтобы мы на крайний случай были защищены. Текст этого законопроекта тоже не безупречен, Наталья Викторовна уже сказала, что надо внести поправки. Так, в нём написано, что и Центральный банк виноват - в том смысле, что отвечает за взаимоотношения с "Visa" и "MasterCard", - и правительство. Мы уже не раз говорили, что проблема взаимоотношений между Центральным банком и правительством не урегулирована в законодательстве, а тот текст, который нам дан, только усугубляет её, здесь действительно надо вносить ясность. В целом, ещё раз говорю, исполнительная власть ведёт какие-то переговоры, и нам нельзя было принимать тот закон, не просчитав всё как следует, не выслушав аргументов исполнительной власти и не поняв чётко позицию международных платёжных систем. Поддержать этот текст в таком виде мы не готовы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Владимирович, будете ещё раз выступать? МОИСЕЕВ А. В. Позвольте сказать буквально пару слов. Хотелось бы только отметить: мы абсолютно убеждены, что в результате мероприятий, которые предусмотрены законом от 5 мая, и с учётом поправок, которые сейчас предложены, вот такие гарантии, о которых Борис Сергеевич говорил, у нас фактически будут, то есть никакой возможности - ни юридической, ни технологической - отключить расчёты внутри России ни у кого из руководства или акционеров платёжных систем, которые находятся за пределами России, не будет. Вот это главная задача, которая сейчас перед нами стоит. В этом смысле, я считаю, гарантии у нас появятся в результате реализации мер, которые мы обсуждаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, я хотела бы ещё раз сказать, что тот закон, который был подписан президентом 5 мая, свою позитивную роль сыграл и ещё сыграет в будущем. Основная его задача была обеспечить бесперебойность расчётов на территории Российской Федерации. Международные платёжные системы, которые позволили себе нарушить принцип бесперебойности работы, сегодня уже озабочены тем, как они будут работать на территории Российской Федерации, и теперь не мы за ними бегаем, а они за нами бегают и предлагают условия, комфортные для нас: перевести сюда свои процессинго-клиринговые центры, передать контроль Российской Федерации. В данном случае политически наш закон заставил их задуматься о качестве своей работы на территории Российской Федерации. Что касается данного законопроекта, он даёт ряд возможностей, потому что есть и другие бюрократические препоны для того, чтобы, скажем, поменять юрисдикцию, процессинг свой организовать, - есть много других законов, которые также нужно исполнять этим платёжным системам. Такое право у правительства совместно с Центральным банком - более гибко оперировать размером обеспечительного взноса либо штрафа - должно быть, я полагаю, это тоже сыграет положительную роль, во-первых, для обеспечения бесперебойности работы, а во-вторых, для развития собственных национально значимых платёжных систем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 54 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.