Заседание № 199

18.11.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 539568-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части уточнения понятия "археологический предмет").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6898 по 7043 из 7373
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3        
Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и     
культуры) народов Российской Федерации". Докладывает Сергей Евгеньевич          
Вайнштейн.                                                                      
                                                                                
ВАЙНШТЕЙН С. Е., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект       
направлен на соблюдение основополагающего принципа справедливости, который      
закреплён в статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вступившим в      
силу Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ "О внесении изменений    
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения        
незаконной деятельности в области археологии" Уголовный кодекс был дополнен     
статьёй 243-2. Данной статьёй предусматривается ответственность за поиск и      
(или) изъятие археологических предметов, если это повлекло за собой             
повреждение или уничтожение культурного слоя. Под понятием культурного слоя     
подразумевается всё то, где могут находиться предметы, то есть это вода, это    
земля. По сути, на сегодняшний день любая пятикопеечная монета, которой более   
ста лет, найденная в деревне, может являться археологическим предметом, и за    
это будет наказан тот, кто её нашёл, и минимальный штраф - 500 тысяч рублей.    
                                                                                
Моим законопроектом предлагается конкретизировать понятие "археологический      
предмет" с учётом и стоимости, и возраста находки, что позволит исключить       
уголовное преследование граждан при обнаружении находок, чья рыночная           
стоимость не превышает 20 тысяч рублей, а возраст - ста лет. Необходимо         
подчеркнуть, что аналогичные критерии также существуют в ряде зарубежных        
стран. После внесения законопроекта в Государственную Думу в мой адрес          
поступили письма от граждан с описанием случаев уголовного преследования по     
данной статье за предметы, которые не стоят каких-то серьёзных денег.           
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Григорьевна Драпеко, пожалуйста.                                          
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект           
федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об    
объектах культурного наследия..." рассмотрен Комитетом по культуре, и мы        
отмечаем, что возрастной критерий уже предусмотрен частью 4 статьи 3            
Федерального закона "Об объектах культурного наследия..." и статьёй 243-2       
Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащими определение понятия        
культурного слоя, неотъемлемой частью которого являются археологические         
предметы. В связи с этим предлагаемое проектом федерального закона дополнение   
таким критерием части 3 статьи 3 Федерального закона "Об объектах культурного   
наследия..." является излишним.                                                 
                                                                                
Что касается введения в качестве критерия ценности археологического артефакта   
его рыночной стоимости, то данная законодательная инициатива не согласуется с   
политикой государства, направленной на предотвращение создания рынка            
археологических предметов. Согласно пункту 3 статьи 49 Федерального закона      
"Об объектах культурного наследия..." "объекты археологического наследия, а     
также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле    
или под водой, находятся в государственной собственности", следовательно, не    
могут являться предметами купли-продажи. В соответствии со статьёй 50           
указанного закона объекты археологического наследия отчуждению из               
государственной собственности не подлежат. Статьёй 8 федерального закона №      
245-ФЗ установлен запрет на отчуждение физическими и юридическими лицами        
археологических предметов, за исключением случаев передачи их государству,      
универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3        
статьи 8 данного федерального закона. Кодекс Российской Федерации об            
административных правонарушениях предусматривает ответственность за             
незаконный оборот археологических предметов, а Уголовный кодекс -               
ответственность за незаконный поиск и изъятие археологических предметов из      
мест залегания. Предложение о дифференциации археологического наследия по       
стоимостному признаку противоречит Европейской конвенции об охране              
археологического наследия, ратифицированной Российской Федерацией в 2011 году   
и предусматривающей, что объектами археологического наследия считаются все      
остатки и предметы, а также любые другие следы человечества прошлых эпох.       
                                                                                
Предложенный в законопроекте стоимостный критерий археологической вещи свыше    
20 тысяч рублей не обоснован: из представленных материалов не ясно, к какому    
объёму археологических предметов предлагается применить совокупную рыночную     
стоимость. Законопроектом не предусмотрен порядок проведения экспертной         
оценки археологических находок, нет требований к квалификации оценщиков, не     
указана ответственность экспертов за принятие ошибочного решения.               
                                                                                
Научное археологическое сообщество в лице Института археологии РАН высказало    
обеспокоенность внесением в Государственную Думу указанной законодательной      
инициативы, так как, по мнению археологов, предусмотренные проектом изменения   
не соответствуют государственной политике, направленной на сохранение           
археологического наследия, не соответствуют международным обязательствам        
Российской Федерации и нанесут невосполнимый урон наследию как источнику        
научной информации.                                                             
                                                                                
На данный проект федерального закона получен отрицательный отзыв                
Правительства Российской Федерации. Комитет по культуре рекомендует отклонить   
проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального        
закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)        
народов Российской Федерации".                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет. Желающие выступить?                 
                                                                                
Выступление - Олег Анатольевич Нилов.                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я очень коротко.                                                    
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает категорически против легализации        
таких археологических раскопщиков, любого вида - серых копателей, чёрных        
копателей, - поэтому наша принципиальная позиция "против", независимо от        
того, что они собираются раскапывать. До ста лет или после ста лет, до 20       
тысяч рублей, после 20 тысяч рублей - это всё уловки для того, чтобы            
легализовать этих "археологов". И уж тем более мы против того, чтобы            
создавать условия для вывоза этих ценностей с территории Российской             
Федерации! Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"категорически против этих       
двух законопроектов. Просим и всех остальных поберечь наши культурные           
ценности.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Екатерина Ивановна Кузьмичёва.                                                  
                                                                                
КУЗЬМИЧЁВА Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"         
поддерживает предложение комитета об отклонении законопроекта, поскольку те     
нормы, изменение которых предложено автором законопроекта, на сегодняшний       
день уже урегулированы действующим законодательством и не требуют доработки.    
Кроме того, нельзя принять однозначно позицию, которая определяет возможность   
изменения статуса предмета, потери его как предмета археологического, если он   
будет стоить менее 20 тысяч рублей, поскольку практика подтверждает, что на     
сегодняшний день есть очень много исторических предметов, археологических       
предметов, рыночная стоимость которых составляет менее 20 тысяч рублей, но      
при этом они имеют очень высокую историческую и культурную ценность.            
                                                                                
В общем, ещё раз подтверждаю: фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный    
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю законопроект на голосование.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за               54 чел.12,0 %                                    
Проголосовало против           46 чел.10,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    100 чел.                                          
Не голосовало                 350 чел.77,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 198

14.11.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 539568-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части уточнения понятия "археологический предмет").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1358 по 1362 из 7930
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Сергей Евгеньевич, 37-й и 39-й вопросы по просьбе докладчика прошу перенести    
на более поздний срок.