Заседание № 35
О проекте федерального закона № 53933-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в части защиты прав граждан на общедоступное использование лесов, совершенствования порядка организации аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений, совершенствования порядка использования лесов для осуществления некоторых видов деятельности, а также обеспечения рационального использования резервных лесов; принят в первом чтении 6 июня 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальи Владимировны Комаровой. Пожалуйста. КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! По поручению Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии представляю названный Борисом Вячеславовичем проект федерального закона, подготовленный ко второму чтению. Из поправок, поступивших к законопроекту, восемнадцать комитет предлагает принять, тридцать одну, в том числе две дополнительные, - отклонить. Ко второму чтению внесены следующие изменения в рассматриваемый законопроект. Первое. В целях согласования Лесного кодекса и законодательства о концессионных соглашениях предлагается дополнить статью 9 Лесного кодекса положением о том, что осуществление имущественных прав на лесных участках возникает и прекращается также в соответствии с концессионным законодательством. Второе. В целях урегулирования в Лесном кодексе вопросов, связанных с использованием лесов для проведения аварийно-спасательных работ, предлагается внести соответствующее изменение в часть 5 статьи 21 Лесного кодекса. Третье. Комитетом ко второму чтению учтены предложения ряда субъектов Российской Федерации о расширении перечня пород деревьев, заготавливаемых для новогодних праздников. Дополнение вносится в статью 32 Лесного кодекса, при этом связанная с ним поправка предложена к статье 33 кодекса, в соответствии с которой ели и деревья других хвойных пород исключаются из перечня недревесных лесных ресурсов, разрешённых к заготовке гражданами для собственных нужд. Четвёртое. В целях закрепления в лесном законодательстве возможности осуществления рубок лесных насаждений при осуществлении эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, статьи 43 и 44 Лесного кодекса дополняются новыми частями, в соответствии с которыми для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации указанных объектов осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков. Пятое. В целях оптимизации проведения и повышения эффективности лесного контроля и надзора, а также с учётом фактически сложившегося состояния дел в этом вопросе предлагается уточнить положение статьи 96 Лесного кодекса о должностных лицах, которые осуществляют такой контроль и надзор, дополнив статью ссылкой на то, что это могут делать лесничие. Полагаем это целесообразным также в связи с тем, что согласно статье 23 Лесного кодекса лесничие обеспечивают реализацию лесохозяйственного регламента на территории лесничества или лесопарка и осуществление мероприятий, по сути являющихся лесным контролем и надзором, то есть на практике это обеспечивают именно лесничие. Следующее. Законопроектом предлагается также дополнить статью 105 Лесного кодекса положением, согласно которому выборочные рубки лесных насаждений в зелёных зонах допускаются в порядке, который должно определить Правительство Российской Федерации. Кроме того, с учётом изменений, предлагаемых законопроектом в статью 11 кодекса, в отношении запрета на ограждение лесных участков статью 105 предлагается дополнить новой частью, в соответствии с которой допускается возведение ограждений на территории лесопарков в целях их охраны. Статья 2 законопроекта, предусматривающая внесение изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", дополняется новой частью, включающей в закон новую статью, которая регулирует вопросы предоставления лесных участков для выполнения изыскательских работ. Таким образом учтена рекомендация комитета, которая была изложена в заключении к первому чтению. Исходя из изложенного должна заметить, что по подготовленному ко второму чтению тексту имеются все необходимые согласования и ничто не препятствует депутатам Государственной Думы поддержать Комитет по природным ресурсам и природопользованию и принять рассматриваемый законопроект во втором чтении. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Владимировна. Уважаемые коллеги, таблица поправок 1, рекомендуемых комитетом к принятию, содержит восемнадцать поправок. Есть ли необходимость отдельно рассмотреть какие-либо поправки? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 22 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8% Результат: принято Принято. По отклонённым поправкам есть основная таблица и дополнительная. В основной таблице содержится двадцать девять поправок. Есть ли необходимость отдельно рассматривать какую-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 14 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принято. Дополнительная таблица поправок, рекомендованных к отклонению. Здесь две поправки. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование дополнительная таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 57 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели поправки. Я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 38 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4% Результат: принято Принято. Наталья Владимировна, есть ли у вас предложения для дальнейшего рассмотрения? КОМАРОВА Н. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, комитетом законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Он прошёл все необходимые экспертизы - замечаний по нему нет. Прошу поддержать позицию комитета и принять в целом рассматриваемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет возражений у депутатов? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 44 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 29
О проекте федерального закона № 53933-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в части защиты прав граждан на общедоступное использование лесов, совершенствования порядка организации аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений, совершенствования порядка использования лесов для осуществления некоторых видов деятельности, а также обеспечения рационального использования резервных лесов; внесён депутатами Государственной Думы Н. В. Комаровой, Е. А. Туголуковым и В. М. Асеевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 26.1. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Доклад Натальи Владимировны Комаровой. Пожалуйста, Наталья Владимировна. Включите микрофон депутату Комаровой. КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, который назвала Любовь Константиновна. Дополню, что он внесён мною и депутатами Госдумы Туголуковым, Асеевым, Кашиным, Хинштейном и Зубаревым. Рассматриваемый проект федерального закона разработан в целях правового регулирования ряда проблем, которые были выявлены по итогам применения Лесного кодекса Российской Федерации. Совокупность этих вопросов я предлагаю разделить на пять тем. Первая. Повсеместно, особенно в лесах, которые расположены вокруг крупных городов, в нарушение Лесного кодекса не обеспечивается право граждан на беспрепятственное пребывание в лесах и использование их ресурсов для собственных нужд. Арендаторы на лесных участках, предоставленных им в аренду чаще всего для осуществления рекреационной деятельности, возводят монументальные ограждения и препятствуют доступу граждан на такие лесные участки. Предлагается внести изменения в статью 11 Лесного кодекса, дополнив её запретом арендаторам возводить ограждения на арендованных лесных участках и тем самым препятствовать доступу на них граждан. Второе направление связано с необходимостью определить порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов для целей недропользования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений, линейный и иных объектов. Этот вид деятельности регулируется статьями 43-46 Лесного кодекса. Так как такая древесина принадлежит Российской Федерации и арендаторы лесных участков не вправе использовать её для собственных нужд, предлагается дополнить статью 20 Лесного кодекса и вменить в обязанность Правительству Российской Федерации разработать порядок реализации такой древесины. Третья тема - возможность заключения договора аренды лесных участков на срок до одного года для видов работ, которые входят в состав геологического изучения, таких как геофизические, сейсмологические исследования. Такой договор не следует регистрировать, а следовательно, сокращаются временные и иные затраты в случае использования лесных участков в названных целях. Четвёртый вопрос - это изменения, вызванные необходимостью расширения требований Лесного кодекса к процедуре проведения лесных аукционов. Статьи 78, 79 и 80 Лесного кодекса дополняются нормами о том, что начальная цена предмета аукциона и начальный размер арендной платы или начальная цена заготавливаемой древесины должны соответствовать друг другу. Также предлагается установить минимальные сроки приёма заявок для участия в аукционах на право заключения договора аренды - не менее четырнадцати дней и на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений - не менее пяти дней. И последнее. Для осуществления какой-либо деятельности в лесах, которые отнесены к резервным лесам, например для эксплуатации уже существующих на этих землях объектов, необходимо проведение процедуры перевода резервных лесов в защитные или эксплуатационные. Предлагается, учитывая то, что вышеназванные ограничения, очевидно, избыточны, допустить использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Допускается в целях геологического изучения недр ввиду краткосрочного периода использования лесов в таких случаях и в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд использование резервных лесов без перевода их в эксплуатационные или защитные. Актуальность перечисленных мною вопросов подтверждается в том числе и наличием альтернативного законопроекта, внесённого практически одновременно с нашим законопроектом. Кроме того, в Государственную Думу в течение последнего месяца был внесён другими депутатами Государственной Думы ряд законодательных инициатив, регулирующих эти же темы. Мы предложили этим депутатам отказаться от своих законодательных инициатив и присоединиться к соавторам нашего документа. Например, депутаты Зубарев и Хинштейн так и поступили. Таким образом, я от имени авторов законопроекта ещё раз хотела бы подчеркнуть актуальность и практическую значимость наших предложений. И в связи с этим прошу поддержать нас, проголосовав за принятие этого законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Владимировна, но тем не менее у нас остался ещё законопроект Законодательного Собрания Красноярского края, поэтому мы сейчас предлагаем Валерию Андреевичу Мальчихину сделать содоклад от комитета по законопроекту "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", так как Законодательное Собрание Красноярского края просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Включите, пожалуйста, депутату Мальчихину микрофон. МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается внести изменения в часть 5 статьи 21 и часть 2 статьи 109 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, по мнению авторов, появится возможность осуществлять в резервных лесах работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Не оспаривая необходимости совершенствования порядка использования резервных лесов, в том числе связанного с осуществлением недропользования, тем не менее Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает, что предлагаемые данным законопроектом изменения в статью 109 не являются юридически корректными. Дело в том, что в часть 2 статьи 109 через запятую кроме авиационных работ по охране и защите резервных лесов, которые относятся к мероприятиям по охране, защите и воспроизводству лесов, записываются ещё некоторые виды работ, которые, по мнению авторов, можно осуществлять в резервных лесах. В то же время в части 3 статьи 109 остаётся нетронутой норма, согласно которой любое использование резервных лесов допускается только после отнесения их к эксплуатационным лесам или защитным лесам. Таким образом, принятие предлагаемых законопроектом изменений создаст, естественно, внутреннее противоречие между частями 2 и 3 статьи 109 Лесного кодекса и нарушит логику правового регулирования вопросов использования, охраны, защиты резервных лесов. Наш комитет считает, что проект федерального закона, о котором докладывала Наталья Владимировна Комарова, более системно и обоснованно с юридической точки зрения решит данные вопросы. Собственно говоря, поэтому эти два законопроекта и являются альтернативными. На законопроект, внесённый Законодательным Собранием Красноярского края, поступили отрицательные заключения Комитета Государственной Думы по делам национальностей, Правового управления Аппарата Государственной Думы. На указанный законопроект поступили также отзывы из сорока пяти субъектов Российской Федерации, но из этого большого количества отзывов можно учесть только отзывы из Смоленской области (они поддерживают законопроект) и Московской области (не поддерживают законопроект). Несмотря на то что ряд комитетов Совета Федерации концепцию законопроекта поддержал, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам по данным законопроектам? Нет. Есть ли желающие выступить? Тоже нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я спросила, есть ли вопросы? Вопрос у кого? Николай Николаевич Гончар, пожалуйста. По карточке Гальченко. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Наталье Владимировне. Наталья Владимировна, вы сказали, что целью законопроекта является стремление не дать возможность ограничивать доступ граждан. Но ограничить доступ можно разными способами, и необязательно для этого возводить заборы. С другой стороны, при наличии ограждения участка... Например, арендатор берёт участок в аренду и устанавливает ограждение с целью недопущения самовольного вывоза мусора, что тоже сплошь и рядом. Вот каким образом здесь вы планируете при доработке законопроекта учесть возможность обеспечить главное - доступ граждан? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Комаровой. КОМАРОВА Н. В. Уважаемый Николай Николаевич, норма, которую предлагают вместе со мной депутаты, заключается в том, чтобы запретить ограждать лесные участки и препятствовать доступу граждан. Вы привели некий пример, на мой взгляд, из космоса - кто-то из граждан захочет самовольно прийти и убрать мусор на лесном участке, который передан в аренду. Так я вас поняла? Но дело в том, что сейчас по Лесному кодексу все арендаторы обязаны осуществлять ведение лесного хозяйства, в эти мероприятия входит в том числе и санитарная охрана лесного участка, который передан в аренду, при любых видах использования лесов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И вопрос Грешневикова Анатолия Николаевича. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Справедливая Россия". У меня тоже вопрос к докладчику. Уважаемая Наталья Владимировна, а вот на арендованном участке арендатор имеет право запретить вести охоту во время лесозаготовки? То есть у него на арендуемом участке ведётся лесозаготовка, а на этом же участке, естественно, охотхозяйство, и приходят охотники - он им запрещает или не запрещает? Если запрещает, то какая мера наказания? И если приходит человек из деревни, хочет вести там тоже заготовку дров - он что, должен тоже получить разрешение, подписать договор или на аукционе получить возможность на арендуемом участке получить право заготовить дрова? Вот поясните, пожалуйста, какие тут могут возникнуть коллизии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Комаровой Наталье Владимировне. КОМАРОВА Н. В. Лесной кодекс предусматривает возможность использования лесных участков для одной или нескольких целей. Порядок использования лесных участков для каждого вида использования лесных участков, который определён в Лесном кодексе, устанавливается нормативными актами Правительства Российской Федерации. Таким образом, проблемы, которые, на ваш взгляд, могли бы появиться, не допускаются ввиду наличия нормативного регулирования этих процессов. Я согласна с вами: в жизни тем не менее мы можем друг друга не понять, каждый может прийти со своим правом на один и тот же лесной участок, но, поскольку нормативная база создана, есть возможность в досудебном или судебном порядке определить правоту каждого из участников лесных отношений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Два вопроса было. Есть ли желающие выступить, коллеги? Есть. Депутаты Гартунг и Николай Николаевич Гончар. Пожалуйста, включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. На самом деле я хотел бы рассказать о конкретной ситуации, и, честно говоря, я даже не знаю, как поступить. Предприятие содержит базу отдыха на арендуемых землях лесфонда, наводит там порядок, убирает мусор, благоустраивает. Естественно, если вы посмотрите, там стоит забор, там оказываются платные услуги и так далее. Как в данной ситуации на этой базе отдыха поддерживать порядок, как защищать отдых граждан, тех, кто там отдыхает, то есть использовать в рекреационных целях? Вот с введением этой нормы у меня возникает вопрос вообще о правомочности осуществления какой-либо деятельности по отдыху, потому что обеспечить её просто нереально. Я из своей практики знаю, были случаи, когда прибрежная полоса очищалась от топляка, было вычищено. Но оказалось, что на этой базе это единственное место, где можно отдохнуть, и со всего побережья все туда хлынули, и оттуда каждый день тракторами вывозили мусор. Как в такой ситуации быть? Вот у меня вопрос. Честно говоря, даже и не знаю, как теперь голосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вообще-то, мы вопросы уже закончили, это выступление было. Потом Наталья Владимировна, когда будет с заключительным словом выступать, на ваш вопрос, возможно, ответит. Ещё Николай Николаевич Гончар хотел бы выступить. Включите микрофон по карточке Гальченко. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Наталья Владимировна! В том тексте, который вы нам представили и от имени комитета рекомендуете принять, сказано: нельзя огораживать участки арендованного леса. Заверяю вас, это пример не из космоса, это из ближнего Подмосковья, а также районов, прилегающих к любым другим крупным городам: одна из основных проблем дачных, садоводческих товариществ и так далее, особенно расположенных на расстоянии примерно 35-40 километров от крупных городов, в том, что близлежащие леса превращаются в свалки. Вот в чём проблема. И вы не уследите за тем, когда самосвал подошёл с близлежащей стройки и рабочие - естественно, все легальные мигранты - повыбрасывали всё что можно. И это могут быть как отходы из близлежащего ресторана (а потом там дикая гниль), так и строительный мусор, а иногда и отходы, которыми занимается НПО "Радон", всякое бывает. Поэтому, когда садоводы, кооперативы берут участки лесного фонда в аренду, для них главная проблема - огородить их, не предотвратить использование этих участков лесного фонда гражданами, в частности грибниками, - на здоровье, пусть даже охотятся, если это всё в рамках законодательства, - но не допустить несанкционированный сброс мусора. Это колоссальная на самом деле проблема, а уж для лесов ближнего Подмосковья так и вообще, может быть, проблема номер один. Поэтому вопрос состоит в одном: если вы предусматриваете, что законом категорически будет запрещено огораживать и не допускать вот такое несанкционированное использование леса как мусорной свалки (повторяю, эта проблема острая и будет обостряться - полигоны практически исчерпаны), тогда это неправильно. Я очень надеюсь, что при подготовке законопроекта ко второму чтению вы эту необходимость учтёте. И это необязательно элитная Рублёвка, это тот же Подольск, самые обычные наши садоводческие товарищества. Ну, там просто, так как это рядом с шоссе, людей замучили несанкционированными сбросами мусора, и, пожалуй, они ничего и сделать с этим не могут. Просьба это учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Желающие все выступили. Есть ли желание выступить у представителя правительства Лозбинева Владимира Владимировича? Нет. У представителя президента? Тоже нет. Уважаемые коллеги, с заключительным словом выступит Наталья Владимировна Комарова. Пожалуйста, Наталья Владимировна. КОМАРОВА Н. В. Я бы не стала этого делать, Любовь Константиновна, но, поскольку в выступлениях моих коллег прозвучали вопросы, я полагаю необходимым их прокомментировать. Уважаемые коллеги, нам с вами нужно определиться: либо мы строим государство, где все будут жить по законам, которые мы с вами принимаем, как в данном случае, либо мы будем городить заборы и ещё каким-либо образом огораживаться друг от друга. Дело в том, уважаемый коллега Гартунг, что в соответствии с Лесным кодексом на лесных участках, которые определены для использования в рекреационных целях, запрещено возводить какие-либо так называемые капитальные строения. И в этой связи вы привели пример не совсем удачный. Это первое. Второе. Сразу же прокомментирую вопрос и предложение Николая Николаевича Гончара. Мы с вами должны понимать, - ещё раз обратите внимание, пожалуйста, законодательно в Лесном кодексе мы с вами определили, - что тот, кто получил в аренду лесной участок, обязан обеспечить на нём ведение лесного хозяйства, куда входит охрана и защита лесов, и поэтому, например, свалка, несанкционированная свалка мусора, уважаемый Николай Николаевич, - это не общедоступное лесопользование. Общедоступное лесопользование - это прогулка, общедоступное лесопользование - это сбор ягод, грибов. Поэтому тот, кто допускает несанкционированную свалку мусора, подлежит наказанию в силу других федеральных законов. И в этой связи тем, что мы нагородим заборов и разгородим всю Российскую Федерацию такого рода ограждениями, мы порядка не наведём. Видимо, всё-таки нужно каждому из нас последовательно, не отступаясь от этого, наводить порядок, как говорил известный классик, в собственных мозгах, и тогда мы найдём возможности, каким образом в правовом отношении регулировать любые вопросы и проблемы, которые у нас возникают. Наши отношения выстраиваются по закону, в соответствии с законом, но не по представлениям каждого из нас по этому поводу. И впредь, если кто-то хочет, в том числе и из наших коллег, получить право аренды на лесной участок, должен понимать, что кроме этого на него налагается и большая ответственность за сохранение имущества Российской Федерации, каковым и являются земли лесного фонда по решению, которое приняли мы с вами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Владимировна. Валерий Андреевич Мальчихин хотел что-нибудь добавить? Нет. Уважаемые коллеги, так как у нас два альтернативных законопроекта. В порядке обсуждения ставится на голосование проект, обозначенный в пункте 26.1, о котором доложила Наталья Владимировна Комарова. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу определиться голосованием. (Идёт голосование.) На голосование ставится законопроект, обозначенный в пункте 26.2, законодательная инициатива Красноярского края, о которой доложил Валерий Андреевич Мальчихин. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу вас определиться голосованием. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Прошу показать результаты голосования по пункту 26.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 39 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2% Четыреста тридцать. По пункту 26.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 15 сек.) Проголосовало за 52 чел.11,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 52 чел. Не голосовало 398 чел.88,4% Пятьдесят два. Таким образом, в первом чтении принят законопроект, обозначенный в пункте 26.1.