Заседание № 248

09.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 538270-5 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уточнения порядка компенсации страховых премий по договору обязательного страхования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3325 по 3959 из 6829
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17          
Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности    
владельцев транспортных средств". Доклад Валерия Сергеевича Селезнёва.          
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Сергеевич.                                                  
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, предлагаемый вашему вниманию проект           
федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об   
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных    
средств" направлен на устранение коллизий законодательства в части              
предоставления инвалидам, в том числе детям-инвалидам, права на компенсацию в   
размере 50 процентов от уплаченной страховой премии по договору обязательного   
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. По     
действующей редакции статьи 17 закона об ОСАГО право на компенсацию в размере   
50 процентов от уплаченной страховой премии по договору обязательного           
страхования предоставлено инвалидам, имеющим транспортное средство в            
соответствии с медицинскими показаниями. Медицинские показания для              
обеспечения инвалидов транспортными средствами устанавливаются федеральными     
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и представляют       
собой перечень заболеваний, последствий травм и дефектов, с которыми            
связывается необходимость предоставления автотранспорта с ручным управлением.   
То есть в основу закона об ОСАГО при определении лиц, имеющих право на          
компенсацию, положена специальная категория, применяющаяся в сфере              
обеспечения инвалидов спецавтотранспортом. В результате такой законодательной   
формулировки оказались лишены права на компенсацию инвалиды, которым            
транспортные средства были предоставлены без медицинских показаний. Это         
инвалиды войны первой группы по зрению или без обеих рук. Также не имеют        
права на компенсацию инвалиды, не имеющие поражений опорно-двигательного        
аппарата, но самостоятельно приобретшие автотранспортные средства для           
повышения собственной мобильности.                                              
                                                                                
После отмены 122-м федеральным законом федеральной льготы по предоставлению     
инвалидам транспортных средств и исключения автомобилей из перечня              
технических средств реабилитации органы медико-социальной экспертизы при        
разработке индивидуальных программ реабилитации перестали устанавливать         
медицинские показания по предоставлению или приобретению транспортных           
средств. То есть граждане, ставшие инвалидами после 1 января 2005 года и        
имеющие поражения опорно-двигательного аппарата, не только вынуждены            
приобретать автомобиль за свои деньги, они ещё и не имеют возможности           
воспользоваться компенсацией страховой премии по договору ОСАГО.                
                                                                                
Законопроектом предлагается распространить право на получение                   
пятидесятипроцентной компенсации страховой премии по договору ОСАГО на всех     
инвалидов, имеющих транспортное средство, вне зависимости от того, как они      
приобрели автомобиль: через органы социальной защиты населения или              
самостоятельно, в соответствии с медицинскими показаниями или при отсутствии    
таковых.                                                                        
                                                                                
Я обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что поручение проработать вопрос    
о предоставлении компенсации страховых премий по договорам ОСАГО инвалидам,     
которые приобрели транспортные средства за собственный счёт, было дано          
Минздравсоцразвития и Министерству финансов Российской Федерации                
председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным по результатам    
встречи с руководителями общероссийских общественных организаций инвалидов 25   
июня 2009 года.                                                                 
                                                                                
Прошу поддержать указанный законопроект в первом чтении, потому что он          
направлен на расширение мер господдержки и улучшение положения инвалидов.       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Сергеевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад от Комитета по финансовому рынку сделает Губкин Анатолий Алексеевич.   
                                                                                
ГУБКИН А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект   
направлен на расширение категорий инвалидов, имеющих право на компенсацию в     
размере 50 процентов от уплаченной страховой премии по договору обязательного   
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, как    
только что было доложено.                                                       
                                                                                
В настоящее время статья 17 федерального закона № 40-ФЗ действует только в      
отношении инвалидов, имеющих транспортное средство в соответствии с             
медицинскими показаниями. Законопроектом же предлагается включать в состав      
лиц, имеющих право на компенсацию страховой премии по договору обязательного    
страхования, всех инвалидов, имеющих транспортные средства, независимо от       
того, было ли транспортное средство предоставлено в соответствии с              
медицинскими показаниями или при отсутствии таковых.                            
                                                                                
Хотелось бы отметить, что данное предложение существенно расширяет состав       
лиц, имеющих право на указанную компенсацию, и соответственно потребует         
дополнительных расходов федерального бюджета, так как в настоящее время         
средства на реализацию указанных мер социальной поддержки предусматриваются в   
составе федерального фонда компенсаций, образованных в федеральном бюджете в    
виде субвенций. Причём точной цифры, сколько нам нужно выделить этих средств,   
нет ни у автора, ни в министерстве, поскольку неизвестно, какое количество      
инвалидов без медицинских показаний приобрели сами и пользуются автомобилями.   
                                                                                
В связи со сказанным считаем, что данная законодательная инициатива входит в    
противоречие со статьёй 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая     
устанавливает, что, если принимается закон, предусматривающий увеличение        
расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать     
нормы, определяющие источники и порядок исполнения данных видов расходных       
обязательств в соответствии с бюджетной системой Российской Федерации.          
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не       
поддерживает принятие указанного законопроекта и предлагает отклонить его в     
первом чтении. Правительство Российской Федерации в своём заключении также не   
поддерживает указанный законопроект.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оставайтесь пока на трибуне, Анатолий            
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Москалькова,    
Коломейцев, Останина, Рохмистров и Плетнёва.                                    
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович.                                                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня два вопроса.                                            
                                                                                
Валерий Сергеевич, можно уточнить категории, которым данным законопроектом      
всё-таки предоставляется право на компенсацию?                                  
                                                                                
И вопрос к комитету. Ну если наше правительство посчитать не может инвалидов,   
что оно вообще может посчитать?.. И почему у вас такое вот негативное           
отношение? У нас ведь ОСАГО сегодня будет включать ещё и технический осмотр,    
и по всем инвалидам - не важно, выписали ему, не выписали, прописали, не        
прописали - это действительно бьёт. Это люди с ограниченными возможностями, и   
сегодня из бюджета достаточно денег выделяется, чтобы создать доступную среду   
для людей с ограниченными возможностями. Вот такое ограничение в том, чтобы     
им дать компенсацию, а ОСАГО будет стоить существенно дороже с увеличением      
технического осмотра, ударит, конечно, в первую очередь по инвалидам и по       
людям малоимущим. Вот неужели не найдётся в бюджете денег, чтобы                
предусмотреть такую возможность для инвалидов?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Сергеевич.                                        
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Селезнёву.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Максим Станиславович, я ещё раз хочу повторить, что    
законопроект направлен на устранение чудовищной коллизии, потому что на         
сегодняшний день право на компенсацию части страховой премии по договору        
ОСАГО имеют только те инвалиды, которые получили автотранспорт по медицинским   
показаниям как средство технической реабилитации. Граждане, ставшие             
инвалидами после 1 января 2005 года, такой возможности не имеют.                
                                                                                
Вот этот законопроект направлен прежде всего на то, чтобы все инвалиды,         
независимо от того, когда они стали инвалидами, до 2005 года или после 2005     
года, имели возможность получить компенсацию 50 процентов по ОСАГО.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Теперь, пожалуйста, Анатолий Алексеевич.                  
                                                                                
ГУБКИН А. А. Ну, я добавлю, отвечу на вопрос, который был задан комитету.       
                                                                                
Во-первых, комитет нигде не говорил и я этого не докладывал, что комитет без    
уважения относится к такой социальной категории наших граждан, как инвалиды.    
Этого сказано не было, и в законопроекте, и в нашем заключении об этом не       
пишется. Мы говорим о том, что нужно предусмотреть средства, которые не         
предусмотрены. Этот вопрос нужно решить в установленном законом порядке, не     
этим законом, а другими законами и подзаконными актами. Это первое.             
                                                                                
Второе. Действительно, сегодня нет цифр, какое количество инвалидов вчера       
приобрело, позавчера, после 2005 года, а есть инвалиды, которые приобретали и   
до 2005 года, но не оформляли по каким-то причинам, то есть такой статистики    
нет. Наверное, нужно дать такое поручение. Я так думаю, что это, может быть,    
в меньшей степени касается нашего комитета, больше это касается Комитета по     
труду и социальной политике, или же комитету, который занимается у нас          
здравоохранением, поручить обратиться в министерство, чтобы они такие цифры     
подготовили, может быть, по инициативе автора. Получив соответствующим          
образом цифры, потом нужно продумать механизм, как это через бюджет будет       
осуществляться. Я думаю, что вопрос после этого надо решать. Никто не           
говорит, что наш комитет считает однозначно, что этот вопрос решать не нужно,   
но вот в том виде, в котором законопроект сегодня внесён, без подготовки, вот   
с этими двумя существенными техническими пробелами, он не может быть принят,    
потому что предлагается просто одну строчку в законе убрать - "по медицинским   
показаниям", вот и всё.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Валерий Сергеевич, вы же знаете, что в Государственной Думе, в этом   
зале, если будет хоть какая-нибудь закавыка по каким-то документам, которые     
должны сопутствовать законопроекту, это будет сказано и законопроект будет      
отклонён. Скажите, почему на самом деле вы не получили заключение               
правительства, поддерживающее этот законопроект? Только ли по финансовым или    
ещё по каким-то там причинам?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Селезнёву.                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое, Тамара Васильевна, за этот вопрос. Я думаю,     
что здесь весь парадокс в том, что социальный законопроект рассматривает        
комитет по финансам. Я не понимаю, почему этот законопроект не                  
рассматривается Комитетом по труду и социальной политике. Это ведь очевидно,    
и содокладчик на этом заострил своё внимание. Потому что финансисты - они       
статисты, они денег ни на что не дают. Но справочно я вам могу сказать, что в   
соответствии с законом о федеральном бюджете в 2009 году на выплаты инвалидам   
компенсации страховых премий по договорам ОСАГО был предусмотрен 181 миллион    
222 тысячи рублей, и всё это есть в справочном материале. Однако согласно       
закону "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год" фактически было         
выплачено только 26 миллионов 670 тысяч 500 рублей. Поэтому вы не думайте,      
что я не подготовился. Из 181 миллиона было выплачено 26 миллионов. У           
государства есть средства, нету просто у комитета по финансам политической      
воли признать, что инвалиды должны быть все равны.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вам есть что добавить?                                    
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Алексеевич.                                                
                                                                                
ГУБКИН А. А. Любовь Константиновна, я вот как раз просмотрел сейчас, пока       
отвечал Валерий Сергеевич, заключение Правительства Российской Федерации.       
Тамара Васильевна права абсолютно: здесь нет ни слова о том, что нету денег.    
Есть как раз то, что нужно просто технически это посчитать и в установленном    
порядке внести, что нарушается статья 83 Бюджетного кодекса, что нужно          
сказать, где взять деньги, каким образом, на какое количество. Я абсолютно      
согласен с Валерием Сергеевичем, деньги экономятся, а экономятся они по той     
причине, что забюрокрачена вся эта система, это известный факт. И среди этих    
инвалидов есть и участники войны, пожилые, престарелые люди, которые должны     
сначала заплатить за этот страховой полис ОСАГО, потом предъявить документы,    
чтобы им 50 процентов вернули, они должны из районного центра ехать в           
областной, ставить печать и получать эти деньги. Вот в этом причина сложности   
получения денег инвалидами, особенно теми, кто плохо передвигается или имеет    
другие изъяны здоровья. Но это вопрос не нашего комитета. Почему мы этим        
занимаемся? Потому что речь идёт об ОСАГО, а ОСАГО - это страхование, а         
страхование - это наш комитет, всё очень просто.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Алексеевич, невзирая на то что вам кажется    
всё просто и нам достаточно внятно вы объяснили причины отклонения              
законопроекта, я думаю, что вряд ли с этим согласятся как раз вот те люди,      
которых касается этот законопроект.                                             
                                                                                
Более того, я хочу напомнить вам, что, когда мы принимали закон об              
обеспечении жильём ветеранов и участников Великой Отечественной войны,          
примерно такая же была правовая коллизия, когда людей разделили вот этим        
искусственным барьером. Сейчас мы, по сути, повторяем эту же ошибку. Вот в      
этой связи: если это не есть полномочие вашего комитета, как вы говорите, ну    
зачем тогда взялись за это? Это первое.                                         
                                                                                
И второе. Не считаете ли вы возможным пойти по тому же варианту, по аналогии    
с законом об обеспечении жильём ветеранов, и принять закон, который             
предлагает депутат Селезнёв?                                                    
                                                                                
ГУБКИН А. А. Я не могу ответить на этот вопрос. Я, по-моему, ясно и чётко       
сказал, почему этим занимается комитет, есть порядок в Государственной Думе.    
Меняется система выплат, взносов по ОСАГО. Базовый закон по ОСАГО               
разрабатывал и ведёт наш комитет, и вот этот законопроект должен внести         
соответствующие поправки в тот закон. Вот тем, о чём вы говорите, должен        
заниматься Комитет по труду и социальной политике.                              
                                                                                
Если это будет внесено, если будут расчёты соответствующие и правительство      
(оно здесь не пишет, что оно принципиально против) будет согласно, конечно,     
мы поддержим этот законопроект, конечно, мы за то, чтобы все инвалиды           
получали льготы от государства в той части, которая им положена.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Москалькова Татьяна Николаевна.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Анатолий Алексеевич, вы не смогли назвать цифру,    
сумму, которая потребуется для решения этого вопроса, но вы, наверное,          
знаете, какое количество российских граждан сегодня получают компенсации в      
соответствии с действующими нормативными правовыми актами и какое количество    
финансовых средств требуется на реализацию этого права.                         
                                                                                
ГУБКИН А. А. Во-первых, конечно, я этой цифры не знаю, и наш комитет знать      
эту цифру не обязан. Вообще, порядок работы с законопроектами в                 
Государственной Думе такой: ведущий комитет, правительство или депутат,         
который вносит, тот, кто инициирует, представляет все необходимые документы,    
для того чтобы комитет, который рассматривает, мог сам принять                  
соответствующее решение. Цифр - я говорю третий раз, и Валерий Сергеевич        
подтвердил, - этих цифр, о которых вы говорите, в Российской Федерации не       
существует, их, этих цифр, нет, никто не знает, какое количество автомобилей    
сегодня имеют инвалиды, которые их купили, приобрели не в соответствии с        
медицинскими показателями. Такой цифры не существует, нужно эту цифру           
получить. Я не вижу в этом никакой трудности, второй раз говорю, что нужно      
запросить Комитету по труду и социальной политике и депутату Селезнёву у        
министерства эту цифру, можно собрать, она собирается, в общем-то, вертикаль    
у нас в части социальной политики выстроена, по регионам эту цифру нужно        
собрать на какое-то число, она меняется каждый день, сами понимаете, страна     
большая. А те цифры, которые есть сегодня, они были названы Валерием            
Сергеевичем: 180 миллионов на 2009-2010 годы, востребовано - 26. Речь идёт не   
о больших деньгах, я согласен с этим, речь идёт о технической                   
неподготовленности законопроекта и немножко неправильном его прохождении.       
Если бы перед этим он прошёл Комитет по труду и социальной политике в части     
изменения того, о чём я говорил, если бы были соответствующие документы,        
скорее всего, и отзыв был бы правительства положительный, и, конечно, мы его    
поддержали бы.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Анатолий Алексеевич, правильные ли у меня цифры, что страховые        
компании по этому разделу собрали в прошлом году 97 миллиардов рублей, а        
страховых выплат заплатили в размере 45 миллиардов?                             
                                                                                
И второй вопрос: можете ли вы назвать, какая ещё страна в мире имеет            
обязательное страхование в частную структуру?                                   
                                                                                
ГУБКИН А. А. Мне не совсем понятно выражение "обязательное страхование в        
частную структуру". Мне не совсем это понятно, постановка вопроса не совсем     
понятна. Я мог просто формально сказать, что ваш вопрос к рассматриваемому      
законопроекту никакого отношения не имеет, и, я думаю, Любовь Константиновна    
меня поддержит, а остальное я вам расскажу в порядке полемики в обеденный       
перерыв.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Коломейцев Николай Васильевич, Москалькова,         
Рохмистров и Плетнёва.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, здесь уважаемый заместитель председателя    
сделал вид, что он не понял моего вопроса. Он всё понял. 97 миллиардов рублей   
дельцы страховых компаний собрали от страховых сборов в личные карманы, и всё   
время рассказывают, что очень маленькие проценты сборов, вот они бедные,        
несчастные, им мало 48 миллиардов, которые они разложили по карманам и          
потратили, понимаете?                                                           
                                                                                
Второе. Разговор о 180 миллионах в данной ситуации выглядит вообще смешным на   
фоне прибылей, который получили страховые компании. Разъясняю председателю      
комитета: обязательного страхования любой ответственности нет в мире, чтобы     
государство принимало решение обязательно платить страховой компании - нет      
такого в мире, может быть обязательное государственное страхование, да, когда   
государственная страховая компания, то есть плати и государство несёт           
ответственность.                                                                
                                                                                
Ваш комитет протащил вот эту идею, и сегодня вы включаете неизвестные для       
общественного сознания механизмы, говорите, что вы не понимаете, о чём речь.    
Есть данные, и в Минздравсоцразвития можно получить эту цифру, ну, если         
по-нормальному, написали запрос - через месяц вам пришлют, потому что любой     
отдел социального страхования знает, имеет данные обо всех инвалидах,           
понимаете? Но здесь проблема-то в чём? Проблема в том, что у нас Мартину        
Люциановичу Шаккуму можно отдать земельные отношения, отняв их у аграрного      
комитета, никаких проблем; можно взять и, когда надо вам, вашему комитету,      
отдать биржевым спекулянтам 380 миллиардов рублей из бюджета, тоже никаких      
проблем, а копейки дать несчастному инвалиду, ветерану - тут сразу проблемы,    
непонимание и всякие другие вещи.                                               
                                                                                
Мы считаем, что этот законопроект надо принимать в первом чтении, потом,        
учитывая опыт, квалификацию, знания и желание - а мы услышали, что желание      
якобы у заместителя председателя Комитета по финансовым рынкам есть, -          
подключить к работе комитет по социальной политике. Можно было бы его           
соисполнителем взять. Есть и такая практика, есть законы, по которым, как по    
83-му федеральному закону, шестнадцать комитетов были соисполнителями, из       
которых пять написали, что они против, но это мнение никто не учитывал. Я       
думаю, что мы можем в постановлении по принятию проекта закона в первом         
чтении записать: ко второму чтению подключиться к подготовке закона Комитету    
по труду и социальной политике, подработать, доработать и решить вопрос для     
ветеранов.                                                                      
                                                                                
Мы законопроект подержим и всех приглашаем поддержать его, потому что с точки   
зрения сверхприбылей страховщиков этот закон копеечный. Я даже записал бы в     
законе, что надо за счёт страховых компаний это всё решать.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Москалькова Татьяна Николаевна. С места будете выступать?                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно,    
поддержит этот законопроект. Когда мы с вами обсуждали нашу примерную           
программу, то говорили, что она имеет социальную направленность, но вот один    
за другим законопроекты, которые действительно имеют социальное содержание,     
отвергаются. И один из них - сегодняшний законопроект. Конечно, это             
лукавство, что невозможно посчитать цифры и определить методологию. Это         
возможно, и для этого достаточно было времени.                                  
                                                                                
В апреле наш коллега - депутат Селезнёв внёс этот законопроект. И ответ из      
правительства, безусловно, удивляет, потому что главная причина отказа в том,   
что нужны средства - да, действительно, они нужны - и в том, что они не         
запланированы в бюджете на 2011-2012 годы. Ну, во-первых, у нас есть            
возможность дополнить бюджет, мы с вами будем в 2012 году рассматривать этот    
вопрос, во-вторых, этот закон можно было бы вводить в действие поэтапно,        
начиная с категории граждан - инвалидов Великой Отечественной войны, первая,    
вторая группа, и с 2013 года - для остальных. Цифра инвалидов по стране нам     
известна, она действительно велика - их более семнадцати миллионов, но нам      
известно и другое, что всего 10 процентов инвалидов сегодня трудоустроены и     
имеют серьёзный заработок, позволяющий им выплачивать эти высокие страховые     
взносы. Поэтому данный законопроект, конечно, сильно поддержал бы наших         
инвалидов и устранил бы ту несправедливость, которая была привнесена 122-м      
законом, лишившим наших инвалидов вот этой льготы, этого права.                 
                                                                                
Поэтому мы просим, мы призываем всех поддержать этот законопроект. И ко         
второму чтению можно было бы изменить законопроект, предусмотрев поэтапное      
введение в действие закона. Но наше население видело бы, что депутатский        
корпус готов поддержать наиболее уязвимые слои населения, а это сегодня дети,   
инвалиды и пенсионеры.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович.                          
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, конечно, странно было слышать такое        
выступление комитета и обидно, наверное, за наших с вами граждан.               
Оказывается, в нашей стране инвалидов-то не считают. И даже при таком           
заявлении комитета: деньги-то небольшие, можно было бы, конечно, дать, но вы    
их посчитайте, тогда, может быть, мы посмотрим... Я хотел бы напомнить,         
уважаемые депутаты, мы в первом чтении принимаем концепцию законопроекта.       
Концепция законопроекта говорит о том, что 22 августа 2004 года нашими          
коллегами была совершена ошибка. Ошибка заключалась в том, что в результате     
этого у нас отменилось такое понятие, как медицинские показания для             
приобретения средства технической реабилитации для инвалидов либо людей с       
ограниченными возможностями, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата,   
- показания для приобретения автомобиля как средства технической                
реабилитации. То есть ни один гражданин, который получил подобную травму -      
было установлено подобное ограничение его возможностей, - после 1 января 2005   
года таких показаний получить не мог. Тем самым нами создана дискриминация в    
отношении граждан с ограниченными возможностями: одни успели получить данное    
медицинское показание до 1 января 2005 года, а другие не успели получить        
данное медицинское показание, одни имеют право на пятидесятипроцентную          
компенсацию, другие не имеют этого права.                                       
                                                                                
И сегодня комитет говорит: в принципе, конечно, всё хорошо, деньги-то           
небольшие, но принимать не будем. Тем самым комитет и, видимо, фракция          
большинства говорят: господа инвалиды, мы вас не считаем людьми, которые в      
этом нуждаются. Тем не менее мы проголосовали за закон, который фактически      
поднял уже стоимость ОСАГО на стоимость технического осмотра, причём            
технический осмотр будет стоить гораздо дороже, в разы, чем он стоил до того.   
То есть мы ухудшили положение наших граждан, что в принципе мы, наверное, не    
имели права делать в соответствии с действующим законодательством.              
                                                                                
Кроме того, в Регламенте предусмотрена норма, что Дума может принять любое      
решение. Поэтому, если мы говорим о том, может ли Дума принять настоящий        
законопроект в первом чтении, а после этого принять решение, чтобы наконец-то   
наши министерства и ведомства посчитали, сколько у нас граждан, которые         
нуждаются в компенсации, то есть имеют нарушения опорно-двигательного           
аппарата и нуждаются в подобной компенсации, с тем чтобы восстановить           
справедливость... Я, честно говоря, не очень понимаю, чем отличается человек    
с ограниченными возможностями со справкой от человека без справки. Для меня,    
собственно говоря, человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со      
справкой он или без, по-любому нуждается в помощи от государства, человек без   
справки нуждается в помощи, такой же, как тот человек, у которого есть эта      
справка.                                                                        
                                                                                
Сегодня комитет говорит: да мы вас просто не считали, посчитать не можем,       
поэтому, знаете что, ребята, отдыхайте, ничего мы вам компенсировать не         
будем, вот когда вас посчитают, вот тогда кто-нибудь внесёт этот закон и        
тогда, может быть, вы получите. Только вы обратите внимание, что у нас уже со   
следующего года полис ОСАГО будет значительно дороже. Почему одни у нас имеют   
право, другие не имеют? Давайте мы всё-таки посмотрим, хотя бы один раз в       
этом зале мы посмотрим не в бумажку, которую нам дали для голосования - или     
вам дали для голосования, правильнее будет сказать, нам пока ещё таких          
бумажек, слава богу, не дают, - и примем решение так, как мы считаем, как       
каждый из вас считает, что человек с нарушениями опорно-двигательного           
аппарата вне зависимости от того, есть у него справка или нет справки,          
нуждается в компенсации стоимости полиса обязательного - я ещё раз хотел бы     
обратить внимание: обязательного! - страхования. Это не по желанию, это         
обязательно. А для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, извините   
меня, автомобиль - это не роскошь и даже не средство передвижения, это часть    
его жизни, благодаря которой он может интегрироваться в наше общество и вести   
нормальную жизнь. Мы находим огромные средства в бюджете и создаём              
инфраструктуру в городе, которой, извините, не всегда могут пользоваться наши   
граждане, имеющие ограниченные возможности, - на это мы находим деньги. И       
никто, кстати говоря, не считал, сколько людей живёт в том или ином доме, а     
принимается решение, что все жилые дома, торговые центры должны быть            
оборудованы доступными для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата    
средствами для их перемещения.                                                  
                                                                                
А здесь: давайте посчитаем... Слушайте, давайте, может, мы другое посчитаем -   
мы посчитаем, сколько у нас денег воруется из бюджета на этих конкурсах!        
Давайте это посчитаем! Давайте посчитаем, сколько жуликов, которые своровали,   
посадили, - мало найдёте. Я что-то ни об одной посадке за сворованное           
медицинское оборудование пока не слышал, не слышал, чтобы посадили              
кого-нибудь. Своровали триллион, десятикратно завысили - ну да, своровали,      
разобраться, посадить... Но пока никого. Вот это мы посчитать тоже не можем.    
Но вот если мы посчитаем, то денег ворованных хватит и на инвалидов, и на       
детей, а то мы всё модернизируем, только не понятно, где, что и как.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР призывает поддержать настоящий законопроект,   
а во втором чтении мы вместе с вами, я думаю, заставим и Минздравсоцразвития    
посчитать, и Минфин посчитать, и найти деньги, для того чтобы у нас люди с      
ограниченными возможностями имели хотя бы равные права на компенсацию и не      
делились на людей со справкой и без.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Валерий Сергеевич, если     
бы вы сейчас написали и количество инвалидов, и написали бы, сколько надо       
денег, всё равно бы вам что-нибудь другое сказали, всё равно он не был бы       
сегодня поддержан, потому что не дали из правительства добро на поддержание     
законопроекта, вот и всё. Это практика уже давняя-предавняя.                    
                                                                                
Стыдно было слушать сегодня представителя комитета, который, в общем-то,        
защищал честь мундира: "наш комитет не рассматривает", "мы не можем", "мы-то    
за", "эта идея хорошая" - это всё пустые слова. Я вспоминаю, когда наш          
Комитет по делам ветеранов очень долго работал над тем, чтобы увеличили         
выплаты на захоронение. И мы, в общем-то, добились этого, но тут вдруг нам      
неожиданно говорят: "А вы знаете, это комитет по социальной политике будет      
докладывать". - "Почему?" - "А потому, что так вот решили в Совете Думы, и      
всё." И всё. Поэтому, если вы в комитете своём видите слово "ОСАГО" и рядом     
видите слово "инвалиды", то нужно было связаться как-то с другим комитетом,     
посмотреть, тем более что саму концепцию законопроекта поддерживаете.           
                                                                                
Вы знаете, я всегда вспоминаю, когда мы принимали 122-й закон... Уже тогда      
нам всем должно было быть понятно, что правительство - и вообще наше            
государство - слово "льготы" сегодня больше не приемлет и потихоньку от этого   
понятия старается избавиться, всем нам внушить, что вы можете рассчитывать      
только на то, что зарабатываете, а на государство больше не надейтесь.          
Поэтому всякие слова о монетизации, ещё там какие-то умные слова, заумные, -    
всё это приводит к тому, что сегодня... Монетизация привела нас к этому:        
"подождите, сейчас денег нет, мы вам перечислим на карточку, на вашу книжку"    
- и так далее. И люди ходят - ни денег, ни льгот. То же самое с инвалидами:     
поставили, вот этот 2005 год... Опять вспоминаю, сколько мы бились, сколько     
наш комитет бился - я вносила такой законопроект, - чтобы убрать вообще вот     
этот срок - 2005 год. Почему ветеран, если он не подал заявление, не имеет      
право получить? Почему инвалид то же самое? Это абсолютно неправильно! И мне    
кажется, вот эту поправку в 122-й закон надо внести и по отношению ко всем      
другим льготам. Почему одна и та же категория не может получить?..              
                                                                                
Вы знаете, я вот смотрю иногда на инвалидов и думаю, что они вообще герои. Ну   
не все, конечно, но те, кто борется за жизнь, те, кто пытается быть полезным    
обществу нашему. Посмотрите на наших паралимпийцев - они нос утёрли нашим       
здоровым спортсменам, а мы сегодня рассуждаем о каких-то там коллизиях! Но      
уже цифра звучала, что деньги-то есть, почему всё время мы, депутаты, должны    
это считать, искать? У правительства целый аппарат там сидит, а у нас           
всего-навсего пять помощников вместе с помощниками в регионах, и мы вот это     
должны всё рассчитывать, просчитывать.                                          
                                                                                
Конечно, законопроект очень важен и нужен. Если бы мы побольше думали о         
социальных проблемах, тогда мы не пеняли бы на оппозицию: вы, мол, там          
поднимаете народ, вы принимаете популистские законы, и так далее. Народ         
поднимается тогда, когда ему плохо. А когда ему плохо, кто виноват в этом?      
Виновата правящая власть, а не оппозиция.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мы закончили выступления. Есть ли желание выступить у представителей            
президента и правительства? Есть ли желание выступить с заключительным          
словом?                                                                         
                                                                                
Валерий Сергеевич Селезнёв, пожалуйста.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, я прошу прощения, может быть, когда я         
выступал с докладом, у меня не очень хорошо задалось начало, потому что я был   
вынужден бежать к трибуне через весь зал, в связи с тем что предшествующий      
вопрос был снят, и приходилось одновременно сдерживать дыхание и докладывать,   
но постараюсь второй раз объяснить суть законопроекта, который мы сегодня       
обсуждаем.                                                                      
                                                                                
Дело в том, что на сегодняшний день - фиксирую - существует страшная            
несправедливость, когда одни инвалиды получают компенсации и получили до 2005   
года по медицинским показаниям как средство технической реабилитации            
автомобиль, а другие инвалиды после 2005 года не могут получить автомобиль по   
медицинским показаниям, потому что автомобиль исключён из перечня технических   
средств реабилитации, предоставляемых по медицинским показаниям. Но мало        
того, что они вынуждены приобретать автомобиль за собственные деньги, мы им     
сейчас не можем даже предоставить пятидесятипроцентной компенсации по ОСАГО.    
Чтобы все понимали, о чём мы говорим, скажу, что это действительно              
дискриминация по отношению к одной группе инвалидов среди инвалидов.            
                                                                                
Теперь что касается самого подхода. Меня очень удивляет, что рассматривается    
законопроект комитетом по финансам, а не Комитетом по труду и социальной        
политике, потому что, если бы Комитет по труду и социальной политике увидел,    
что помимо слова "ОСАГО" в этом законопроекте стоит ещё и слово "инвалид", а    
он наверняка увидел бы это... Мне непонятно, в силу каких причин он не          
"вытянул" этот законопроект на себя. Это безответственность со стороны          
комитета, да простят меня коллеги, которые работают в Комитете по труду и       
социальной политике.                                                            
                                                                                
Что мог нам ответить представитель комитета по финансам? Он мог нам ответить    
ровно то, что он и ответил, - что у нас люди для ОСАГО, а не ОСАГО для людей,   
потому что он защищает финансы, защищает страховые компании, защищает бюджет    
и так далее, и так далее, и так далее. Поэтому претензий к этому комитету по    
факту, наверное, нет. Огромное спасибо тем фракциям, тем людям, которые         
поддерживают данный законопроект. Я абсолютно не понимаю, почему                
представитель комитета по финансам попытался извратить сущность отказа:         
запрос в правительство мы делали, и по финансовой составляющей ответ был дан,   
он имеется в материалах рассматриваемого законопроекта. Дело в том, что         
деньги действительно есть. То, что посчитать их правительство не может, - это   
не наша проблема. Если бы кто-то из правительства обратился ко мне, как к       
автору законопроекта, то я бы подсказал алгоритм подсчёта. Я могу подсказать    
и сейчас этот алгоритм подсчёта, потому что количество инвалидов в стране       
известно. Инвалид - это не некое положение, собственно говоря, это статус,      
оформленный определённым документом, свидетельством об инвалидности, в          
котором указывается степень, категория инвалидности. Есть индивидуальные        
планы реабилитации и многие, многие другие документы. То есть правительство     
чётко понимает, что это лукавство, потому что, когда выплачивают социальные     
пособия по инвалидности, не задают вопрос, сколько у нас инвалидов, просто      
берут и выплачивают. Что, мы не можем из общего числа инвалидов выделить тех,   
кто нуждается в автомобиле не как в предмете роскоши или средстве               
передвижения, а как в единственно возможном способе передвижения?               
                                                                                
Не принимая этот законопроект при рассмотрении в первом чтении, мы              
специально, сознательно загоняем в тупик инвалидов, которые имеют нарушения     
опорно-двигательного аппарата. Это страшнейшее нарушение, практически человек   
не может иначе как на автомобиле перемещаться по бескрайним просторам России.   
И мы его лишаем этой последней надежды и возможности, не знаю для чего?         
Наверное, для того, чтобы он не только не смог выбраться в кино или на          
спортивные состязания, в том числе и на параспортивные состязания, а чтобы он   
не смог выбраться в органы социальной защиты и пожаловаться, или                
посоветоваться, или попросить какой-то консультации, помощи в этих органах      
социальной защиты. То есть отрицанием самой возможности принятия                
законопроекта вы оберегаете тех, кто голосует против, - органы социальной       
защиты в лице чиновников органов социальной защиты - от тех людей, на благо     
которых эти органы, собственно говоря, и должны работать и которым должны       
служить.                                                                        
                                                                                
Поэтому ещё раз прошу вас обратить внимание (я специально давлю на это,         
потому что, по всей видимости, к некоторым представителям правящей партии,      
или партии большинства, можно только таким способом подходить): 25 мая          
нынешнего года, извините, предшествующего года ваш лидер Владимир               
Владимирович Путин дал соответствующие поручения и Минфину, и                   
Минздравсоцразвития, они тоже приложены к материалам дела. Если для вас не      
авторитет мнение депутата фракции ЛДПР, который имеет, поверьте мне,            
моральное право говорить об инвалидах, потому что сам является инвалидом, то    
прислушайтесь тогда к тому, что говорит лидер вашей партии. Все остальные       
партии, я обращаю ваше внимание, поддерживают данный законопроект.              
                                                                                
Если мы сегодня не проголосуем в первом чтении за данный законопроект, - а я    
готов во втором чтении к конструктивному диалогу с любыми заинтересованными     
лицами, у вас всегда есть возможность отклонить его во втором или в третьем     
чтении, - то, ради бога, инвалиды должны знать, что эта ответственность лежит   
только на правящей фракции. Вы уж извините меня за такой шантаж, но точно       
обвинить меня в какой-то корысти по данному законопроекту, наверное, можно,     
но очень сложно.                                                                
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителя комитета с заключительным словом?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Я тогда прошу продлить время нашей работы до окончания рассмотрения этого       
вопроса.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4011 по 4029 из 6829
У нас осталось заключительное слово представителя комитета по пункту 12.        
                                                                                
Включите микрофон Анатолию Алексеевичу Губкину.                                 
                                                                                
ГУБКИН А. А. Спасибо, Любовь Константиновна.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, буквально одну минуту. Хоть и прошло два часа, я хочу        
после выступления Валерия Сергеевича, достаточно эмоционального, грамотного и   
по существу, сказать, что это действительно очень важная тема, которой должны   
заниматься не только наш комитет, правильно, но и по труду и социальной         
политике, и другие комитеты, но вот с финалом не соглашусь, что вот, мол, во    
всём партия виновата. Технически проект не доработан. По-простому не            
получается одно слово в законе изменить, чтобы всё было в порядке, нужно        
поработать было над проектом, ну, по какой-то причине не поработали, ну,        
партия виновата... Не признаю этой точки зрения как представитель партии.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим данный законопроект на 17 часов, на "час          
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5144 по 5162 из 6829
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17          
Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности    
владельцев транспортных средств". Также прошу проголосовать по данному          
законопроекту в первом чтении.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              124 чел.27,6 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    128 чел.                                          
Не голосовало                 322 чел.71,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.