Заседание № 114
О проекте федерального закона № 538049-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части приведения норм кодекса в соответствие с нормами Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"; принят в первом чтении 17 сентября 2014 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 13-й, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Марины Павловны Беспаловой. БЕСПАЛОВА М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Данный законопроект был принят Государственной Думой ещё 17 сентября 2014 года, в нём предусматривалось уточнение положений Налогового кодекса в связи с изменениями, вносившимися в базовом законопроекте об особых экономических зонах в Российской Федерации, которыми эти зоны подразделялись на федеральные и региональные. С учётом того что базовый законопроект не был принят и соответствующие изменения в Налоговый кодекс утратили свою актуальность - есть письмо Правительства Российской Федерации, которое подтверждает, что законопроект неактуален, - комитет предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителя президента? Правительства? Есть ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Кто за то, чтобы отклонить представленный проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 26 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 182
О проекте федерального закона № 538049-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части приведения норм кодекса в соответствие с нормами Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Евгений Иванович Елин. ЕЛИН Е. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в связи с предлагаемым внесением изменений в федеральный закон № 116-ФЗ, то есть в связи с теми изменениями, о которых мы сейчас говорили. Законопроект направлен на унификацию терминологии, предусмотренной изменениями, в части разделения особых экономических зон по уровням на федеральные и региональные, в части объединения особых экономических зон промышленно-производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного типов в рамках федеральных особых экономических зон, а также предусмотрена возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны. В отношении налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, сохраняется налоговая ставка в размере 0 процентов. Налоговые льготы устанавливаются для организаций-резидентов, заключивших соглашение об осуществлении соответствующих видов деятельности. Законопроектом предлагается распространить на резидентов особых зон, заключивших соглашение об осуществлении промышленно-производственной и туристско-рекреационной деятельности, применение ускоренной амортизации аналогично режиму, применяемому в настоящее время резидентами технико-внедренческих зон. Предусмотрено освобождение участников от уплаты налога на имущество организаций в течение десяти лет, а также освобождение от уплаты земельного налога сроком на пять лет. С учётом изложенного прошу поддержать проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Геннадий Васильевич Кулик. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы считаем, что не следует отказываться от такой формы организации и поддержки производства, как особые экономические зоны, а тем более с учётом того, что рассмотренным только что законопроектом предусматривается предоставление регионам права создания региональных зон, где наверняка ещё более эффективно будут использоваться те льготы, которые представляются по нашему законодательству. Комитет рассмотрел предложения, связанные с внесением поправок в Налоговый кодекс, и поддерживает их, поскольку нам надо привести законодательство в соответствие с теми поправками, которые предлагаются первым законопроектом, чтобы не было путаницы в законодательстве, тем более в законодательстве, связанном с уплатой налогов. Поэтому мы этот проект закона поддерживаем и просим его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Геннадий Васильевич, каковы будут выпадающие доходы в связи с принятием этого закона и чем мы их компенсируем? Это первое. И второе. Замминистра здесь заявил, что в Ингушетии и в Калмыкии не было зон, - были там зоны! Оттого что вы их не назвали свободными экономическими, суть не меняется - распил и уход от налогов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич Кулик. КУЛИК Г. В. Я ещё раз хочу сказать, что одновременно с принятием закона, который мы только что рассматривали, мы обязаны внести поправки в Налоговый кодекс, чтобы он соответствовал тем требованиям и изменениям, которые содержатся в первом законопроекте. О своей позиции в отношении зон я сказал, и эту позицию разделяет комитет: отказываться от такой формы поддержки развития экономики нам нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Евгений Иванович, через две недели мы в Думе начнём работу над новым проектом федерального бюджета - на 2015 год и на ближайшие три года, и вот в связи с этим вопрос. Сейчас происходит ужесточение экономических санкций против России, президент сказал о том, что нам нужно быстро наладить импортозамещение, нужно повысить доходы, - вот скажите, пожалуйста, только не общими словами, потому что на свой предыдущий вопрос я не получил ответа, а конкретно: как в бюджете будущего года будет реализовываться данный закон? Какие экономические зоны будете стимулировать, в каком объёме, чтобы указание президента об импортозамещении реализовалось не через пять лет, когда будет поздно, а сейчас? Только, если можно, поконкретнее ответьте. ЕЛИН Е. И. Значит, если поконкретнее. Есть конкретный закон... То есть мы сейчас не про изменения в Налоговый кодекс говорим: хотел бы обратить внимание, что никаких новых льгот мы сейчас в Налоговом кодексе не предлагаем, остаются те же режимы, которые были предусмотрены в Налоговом кодексе, мы сейчас вносим только редакционные правки. Что касается того, какие зоны в ближайшее время мы будем развивать. Я уже сейчас сказал, что это связано непосредственно с импортозамещением, с производством новых для нас видов продукции, в том числе высокотехнологичных. Если говорить о конкретных зонах, то это Дальний Восток, это те зоны, которые показали результат, - мы сейчас продолжаем развивать Ульяновск, мы продолжаем развивать и делаем новые шаги в Татарстане, мы продолжаем развивать зону в Томске, мы продолжаем развивать Титановую долину, - то есть ещё порядка пяти зон, на которые предусмотрено финансирование в ближайшем году. Что это за финансирование? Это в первую очередь финансирование создания инженерной инфраструктуры, для того чтобы промышленные предприятия смогли развернуть там свою деятельность, плюс предоставление преференций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, я думаю, что вы согласитесь с тем, что мир в принципе глобальный и всемирное разделение труда уже состоялось, поэтому вопрос не в создании экономических зон, а в том, что мы действительно там будем делать. Так получилось, что просвещённая Европа и иже с ней - Япония, Америка - имеют высокотехнологичные ресурсы, которые они поставляют в страны с низкой стоимостью рабочей силы, там создают продукт и расплачиваются этим за то, что поставили эти технологии. Вот Россия в этом плане абсолютно неконкурентоспособна: у нас нет дешёвой рабочей силы, у нас нет в нужном количестве высокотехнологичных продуктов. Поэтому, чтобы быть конкурентоспособными, мы можем не создавать зоны... Вот Николаю Васильевичу не нравится, что называют "зоны", давайте назовём ТУРами - территории усиленного режима экономического. Мы можем только тогда стать конкурентоспособными, когда мы свои естественные преимущества, а именно наличие энергоресурсов, начнём использовать: сделаем энергоресурсы дешёвыми для наших предприятий. Вот тогда мы сможем конкурировать, а всё остальное, извините, от лукавого, и любой нормальный руководитель на любой территории знает, какие предприятия работают, какие не работают. А мелкий бизнес, который может работать и может давать дополнительный продукт, он, к сожалению, у нас в загоне. Ещё Александр III, по-моему, сказал, что Россией правят столоначальники. Какие тут условия для развития малого бизнеса, если предпринимателя кошмарят все кто ни попадя?! Тут никакие экономические зоны не помогут, потому что работать он не сможет: к нему то пожарные приходят, то полицейские приходят, то администрация начинает его гнобить. Вот здесь надо наводить порядок, надо сделать так, чтобы наши предприниматели понимали, что они будут работать нормально и никто их трогать не будет, если будут соблюдать правила, то есть открыто платить налоги, честно платить зарплату и так далее. Пока экономика развивается только в том ключе, что одному надо дать взятку, другому дать взятку, третьему дать взятку, и ни один руководитель не будет ломать эту систему, иначе он не сможет управлять территорией. Все это знают, но до поры до времени держат это всё в кармане, а как только тот или иной чиновник начинает выдрючиваться, тут ему и предъявляют все эти вещи. Так что, уважаемые коллеги, экономические зоны или территории - это, конечно, хорошо, но порядок надо наводить в первую очередь именно на местах! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, по сути, в рамках рассмотрения двух вопросов мы обсуждаем одну и ту же проблему. Я специально вышел на эту трибуну - мне кажется, самого главного мы не заметили. Есть такая русская пословица: на безрыбье и рак рыба. Вот мне кажется, что эти законы - это тот рак, который подойдёт, раз рыбы нет. Но, с другой стороны, есть рыба - давайте её заметим! В чём тут дело? Я не случайно задал вопросы о санкциях. Нам сегодня нужны те виды продукции, комплектующих, которые мы брали за рубежом и которые нам теперь не будут давать, - наукоёмкие, и нам нужны доходы. Если посмотрим на бюджет 2015 года (наверное, на будущей неделе будем его рассматривать в этом зале), мы увидим, что расходы там настолько минимальные, что говорить о поддержке народа просто не приходится, и вот как средство получения доходов для решения этих задач, о которых, кстати, и президент говорил неоднократно, предлагают создать такие экономические зоны. Но давайте себя спросим: а что, это единственная удочка, с помощью которой можно поймать ту рыбу, которую сегодня нам не предлагает правительство? Конечно нет, есть другие, более разумные варианты. Есть такое понятие "экономическая эффективность" - так вот с точки зрения этого понятия данный законопроект не выдерживает никакой критики. Чтобы добиться импортозамещения, выпустить станки, машины, приборы, комплектующие, получить необходимые деньги, нам совсем не нужны особые экономические зоны на данный момент, и, думаю, вообще не надо в это дело ввязываться. Почему? Вот как экономист поясню. Да, мы определили на уровне Федерации в каком-то регионе зону, где не будем брать налоги, куда придут производители, вложат деньги и будут выпускать токарные станки или приборы контроля. Регион тоже что-то для себя сделает: чтобы выпускать какие-нибудь сеялки, веялки, также какую-то зону определит. Но мы же понимаем: чтобы развернуть на пустом месте предприятие, современное предприятие, нужны огромные деньги, просто льготами сегодня не обойдёшься, у предпринимателей главная цель - получение прибыли, сиюминутной прибыли, и потребуются многие годы, а история не позволяет нам ждать, санкции вот уже бьют по нам! Возникает вопрос: а как же быть, есть ли альтернатива? Конечно есть. Я очень хотел бы, чтобы правительство, которое сейчас говорит, что единственный вариант - создание этих зон, предложило: ребята, у нас в стране тысяч тридцать промышленных предприятий, из них работает только две тысячи, а остальные загружены или на половину, или на четверть либо стоят практически пустые - давайте запустим их и получим необходимые комплектующие, получим необходимые деньги! Зачем строить новый корабль, если рядом стоит такой же современный лайнер, только надо заправить его топливом - сел и поплыл?! У нас в Рязани находится одно из передовых предприятий не только СССР, России, но и мира в целом - станкостроительный завод. Сейчас он практически не работает, но стены-то целы полностью: хорошие корпуса, хорошая крыша. Там не нужно вкладывать деньги в основные фонды, там не нужно подводить электроэнергию - она подведена, там не нужно подводить воду, газ - там вода и газ подведены, там всё есть, нужно просто поддержать частного инвестора, который вложит деньги в виде оборотных средств и наладит выпуск той продукции, которую мы недавно поставляли в восемьдесят три страны мира! Тут говорили, что вот Китай нам станки поставляет. Да, искусственно станкозавод закрыли - и берём станки из Китая, но сами-то мы при этом недополучаем доходы, не готовим кадры, отстаём в производительности труда! Возьмём комбайновый завод - он выпускал картофелеуборочные комбайны - ещё стоят стены, ещё есть дорога, ещё есть электроэнергия, ещё есть вода и канализация, не надо никуда ехать, не надо в это вкладывать деньги. Зачем лезть, как альпинист, на стену дома, если рядом есть лестница? Мне кажется, более правильный сегодня подход, государственный подход, - посмотреть на те предприятия, которые сегодня уже есть, которые не надо создавать, с точки зрения того, что они могут, и определиться с мерами поддержки, вот такими же, как здесь написано, с налоговыми льготами для тех инвесторов, которые придут на уже действующие, но не до конца загруженные предприятия, на те, которые существуют, но не работают сегодня. Инвесторам нужно дать любые льготы, и на будущий год мы получим уже и продукцию, и деньги. Вот это будет государственный подход! А если сегодня вкладывать в чистом поле... Ну, во время Великой Отечественной войны мы так делали, но тогда выхода не было: фашист наступал. Вывозили заводы за Урал, прямо в чистом поле их разворачивали и выпускали продукцию. А сегодня какая такая война, что нам нужно в чистом поле разворачивать предприятия, тратить огромные деньги, давать льготы, какое-то количество лет недополучать налоги, потому что у частника тоже деньги народные, и ждать, что, может быть, лет через пять у нас появится звезда? Мне кажется, это крайне неэффективный путь, это ошибочный путь! Сегодня надо идти по пути загрузки действующих предприятий. Ещё раз повторяю: зачем лезть на стену, если рядом есть лестница? Разумней по лестнице подняться! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 24 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.