Заседание № 308
О проекте федерального закона № 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизма функционирования и управления особыми экономическими зонами; принят в первом чтении 17 сентября 2014 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопрос 55, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Алексея Леонидовича Бурнашова. Пожалуйста. БУРНАШОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сначала в двух словах расскажу историю законопроекта. Законопроект был принят в первом чтении ещё в шестом созыве в сентябре 2014 года, в шестом созыве он неоднократно дорабатывался ко второму чтению, при этом ни одна редакция законопроекта не прошла процедуру согласования. Кроме того, после принятия законопроекта в первом чтении государственная политика в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации изменилась. В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации проводится работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах, в том числе в части унификации типов особых экономических зон. В связи с изложенным предлагаемые законопроектом изменения утратили актуальность. Вместе с тем Правительство Российской Федерации своим письмом от 19 июня 2020 года № 5083-П14 отзывает из Государственной Думы указанный законопроект. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить принятый в первом чтении проект федерального закона № 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии со статьёй 123-1 Регламента Государственной Думы. Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Есть ли желающие выступить от фракций по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование вопрос об отклонении проекта федерального закона. Кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона, ранее принятый в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 08 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 182
О проекте федерального закона № 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизма функционирования и управления особыми экономическими зонами).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", первое чтение. Докладывает Евгений Иванович Елин, заместитель министра экономического развития России. ЕЛИН Е. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Настоящий проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах..." подготовлен во исполнение соответствующего поручения президента по итогам заседания президиума Госсовета. Законопроектом вводятся понятия "региональная особая экономическая зона", "промышленный (индустриальный) парк", "агропромышленный парк", "туристический парк", а также устанавливаются правовые основы создания и функционирования указанного вида зон, предусматриваются соответствующие меры их поддержки. Кроме того, законопроектом установлена возможность использования механизма отложенных платежей в качестве одной из мер государственной поддержки. Проектом закона предусмотрена оптимизация применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории федеральных особых экономических зон, в том числе и ведение системы учёта товаров, помещаемых резидентами зон под данную процедуру. Ведение подобной автоматизированной системы учёта товаров даст возможность повысить эффективность таможенного контроля, а также оптимизировать затраты федерального бюджета на создание объектов таможенной инфраструктуры. Учитывая изложенное, прошу поддержать проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Игорь Николаевич Руденский. РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается комплекс мер по совершенствованию механизма функционирования особых экономических зон в Российской Федерации и управления ими. Законопроектом предлагается разделить особые экономические зоны на федеральные и региональные, при этом субъекты Российской Федерации могут создавать собственные региональные зоны, как новые, так и на основе уже действующих технопарков. Создание этих зон позволит повысить инвестиционную привлекательность регионов и будет способствовать развитию туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработке новых технологий, а также производству новых видов продукции. Особые экономические зоны являются одним из действующих механизмов привлечения прямых инвестиций, в том числе иностранных компаний, которые обладают передовыми технологиями. В связи с этим комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учётом доработки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Евгению Ивановичу. Ну, такой законопроект, очень серьёзный и важный, - и так доложить... Просто комментарий маленький, я потом выступать буду по этому вопросу. Евгений Иванович, вот по туристско-рекреационным зонам в 2013 году выделено, если мне память не изменяет, около 30 миллиардов рублей, скажите, пожалуйста, а сколько освоено? И по промышленно-производственным зонам то же самое: какова в 2013 году сумма выделенных и освоенных средств? Пожалуйста, скажите. ЕЛИН Е. И. По туристическим зонам. У нас есть туристический кластер на Северном Кавказе, который включает в себя девять зон, это курорты Северного Кавказа так называемые. Перечислено туда 20 миллиардов рублей, точную сумму освоения сейчас сказать не можем, но у них остаток порядка 7 миллиардов был, то есть, значит, 13 миллиардов освоено. Это по туристическим зонам, в первую очередь по Кавказу. По промышленно-производственным зонам на сегодняшний день по ассигнованиям, предусмотренным в 2013 году, остаток, перешедший на 2014 год, составляет 25 миллиардов рублей из перечисленных 40 миллиардов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ильдар Ирекович Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Евгений Иванович, у нас вот есть опасение, что в эти федеральные особые экономические зоны могут быть включены действующие производства. Развейте, пожалуйста, наши сомнения - это правильно или неправильно? Мы хотели бы, чтобы было записано прямо в законе, что не могут быть включены действующие производства. ЕЛИН Е. И. Нет, это неправильно, действующие производства не могут быть включены. Дело в том, что закон предусматривает заключение соглашения с резидентами зон, и в этом соглашении должно предусматриваться, что это вновь создаваемые предприятия, производства, размещённые на совершенно конкретной территории, которая является особой экономической зоной. То есть закон не предусматривает создание зоны на территории действующего предприятия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Евгений Иванович, скажите, пожалуйста, почему "зона"? Вот вы сейчас в ответе сказали правильно: "территория", потому что "зона", "лагерь" - это немножко другие ассоциации. И второй вопрос. Скажите, пожалуйста, вот что, кроме освоения бюджетных ресурсов, дала хоть одна, по-вашему, зона, или территория? Мы их много организовывали за 20 лет, но, кроме криминальных разборок потом и определённых посадок небольших, я никакого эффекта не видел. Есть ли у вас аналитика: сколько вложили и сколько получили в итоге? ЕЛИН Е. И. Самый короткий ответ следующий. Я бы вас, честно говоря, пригласил в созданные уже особые экономические зоны, допустим в Татарстан. Наверное, один раз достаточно съездить и посмотреть, что это даёт. Есть зоны в Калуге, есть ещё в целом ряде субъектов. Что это даёт? Это даёт 12 миллиардов частных инвестиций, это даёт рабочие места, это даёт производства. Есть положительный опыт, есть отрицательный, и, как правило, это зависит от того, кто и с каким рвением занимается созданием этих особых экономических зон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Евгений Иванович, вот в законопроекте написано о мерах поддержки этих зон, особых экономических, на федеральном и региональном уровнях - у меня это вызывает сомнения. На основании чего это писали? Вот мы только что рассматривали федеральный бюджет 2013 года: дефицит регионов возрос в 2,3 раза, это почти 700 миллиардов, долг субъектов - 1,7 триллиона рублей, 28 процентов, у муниципальных образований почти 300 миллиардов рублей долг, у них ни копейки нет даже на текущие нужды! И вот сегодня мы будем 11-й вопрос рассматривать - будем ужесточать политику в отношении таких регионов. Когда вы писали, что регионы смогут поддержать особые экономические зоны, на основании чего вы это писали? У них даже на текущую жизнь сегодня нет денег, а мы хотим, чтобы они нашли их на перспективу! Надо, наверное, начать с создания какой-то базы у них, а потом уже давать им такую возможность. ЕЛИН Е. И. Спасибо большое за вопрос. Я хотел бы пояснить, что поддерживаются не зоны - поддерживаются резиденты зон, то есть это меры поддержки предприятий, которые располагаются в особых зонах, это во-первых. Во-вторых, меры поддержки со стороны субъектов - это в первую очередь налоговые меры, которые предусмотрены и в Налоговом кодексе. В-третьих, вот какие аргументы мы всё время приводим? Что это вновь организуемые предприятия, то есть это бизнес, который начинает платить налоги этому же субъекту, это источник его доходов. В противном случае доходы просто не появятся! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Константин Александрович Лазарев. ЛАЗАРЕВ К. А., фракция КПРФ. Евгений Иванович, создание особых экономических зон является государственной политикой, государственные цели и задачи преследуются, а управляет особыми экономическими зонами коммерческое предприятие - ОАО "Особые экономические зоны". Премьер-министр у нас любит употреблять слово "эффективность". Вот скажите, пожалуйста, каким образом коммерческое предприятие, целью деятельности которого является извлечение прибыли, будет за счёт этой прибыли увеличивать издержки на создание особых экономических зон и управление ими, стимулировать работу правительства в этой части, в части создания, управления и регулирования особых экономических зон? ЕЛИН Е. И. Во-первых, ОАО "Особые экономические зоны" - это юридическое лицо, которое полностью (100 процентов акций) принадлежит Российской Федерации, то есть это фактически управленческая структура. Во-вторых, в регионах создаются либо филиалы, либо дочерние общества, причём создаются они совместно с администрацией. И в-третьих, сейчас в соответствии и с политикой, и с "дорожной картой" полномочия по управлению особыми зонами передаются на уровень субъектов - это можно рассматривать как признание того, что управлять созданием территориальных зон всё-таки надо на уровне субъектов, а не из Москвы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Евгений Иванович, как вы верно отметили, одним из важнейших положений представленного вами законопроекта является использование механизма отложенных платежей. Однако неоднократно высказывалось мнение, что отечественное бюджетное и налоговое законодательство к введению этого механизма концептуально не готово. В связи с этим вопрос: насколько успешно реализуется проект калининградского кластера, автокластера, - первый проект в стране, при реализации которого предполагалось использовать механизм как раз вот этих самых отложенных платежей? ЕЛИН Е. И. По калининградскому кластеру: только на автомобильном производстве как минимум семь тысяч рабочих мест, если я не ошибаюсь, это порядка 12 процентов внутреннего рынка, и на самом деле таких доходов очень тяжело добиться на анклавной территории. Вот каковы его экономические итоги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Евгений Иванович, у меня к вам вопросы. К этому законопроекту необходимо приложить финансово-экономическое обоснование. Это первое. Второе. Вы - замминистра экономического развития и должны предвидеть всё на десять-пятнадцать лет вперёд: кто будет отвечать за невыполнение этой программы? И третье. А как же тогда другие регионы будут развиваться? Они всё время будут обижены, и губернаторы будут приезжать в Москву и бить челом перед Минфином, перед Минэкономразвития, и в зависимости от результатов выборов им будут давать либо не давать деньги? Мы же другие регионы обижаем! Почему у нас не хватает ума предложить план развития всей Российской Федерации?! А только вот особые территории и так далее, и так далее... Как быть тогда с другими регионами? ЕЛИН Е. И. На сегодняшний день особые экономические зоны - это двадцать восемь зон, которые находятся почти во всех, по крайней мере федеральных, округах, то есть это зоны не только в Москве и в Санкт-Петербурге, но и на Кавказе, на Алтае и на других территориях, на Дальнем Востоке например. С точки зрения ответственности. Это не новый закон, это внесение изменений в уже существующий закон с целью расширения возможностей - именно то, о чём вы говорите, - субъектов, чтобы они в меньшей степени зависели от решений Москвы и сами могли принять решение, если считают необходимым создать региональные особые экономические зоны. Мы вводим это понятие, чтобы субъекты самостоятельно могли принять такое решение и установить особый правовой режим на отдельной территории, если они видят перспективу для себя, в первую очередь с точки зрения пополнения доходной части своих бюджетов за счёт налоговой базы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Евгению Ивановичу. Евгений Иванович, вот я вспоминаю свой родной Советский Союз и знаю, да и вы все знаете, как тогда развивались у нас окраины (это мы их так называли - окраины) - Прибалтика, западные регионы. А что Центральная Россия? У нас она какая? Какая была, такая и осталась. Там проживают, кстати, люди в основном русскоязычные, которые хлеб растят. Вот и я проживаю в чернозёмной полосе. Скажите, пожалуйста, кто же всё-таки определяет вот этот статус - особая экономическая зона? Это надо расстараться губернаторам или это определяется в правительстве? Каким образом? И какова отдача? Вы ни на один вопрос не ответили сегодня! Какова же всё-таки отдача от этих зон? Или им самим только хорошо? Но они ведь... (Микрофон отключён.) ЕЛИН Е. И. Ещё раз хочу подчеркнуть, что особые экономические зоны - это не просто территории, это те производства и предприятия, которые работают на этих обособленных территориях. В плане принятия решения инициатива всегда за субъектом, за губернатором - он выходит в правительство с обоснованием целесообразности создания зоны, а правительство принимает либо не принимает решение. Для примера: последняя экономическая зона, по которой было принято решение, - это зона на Дальнем Востоке, в первую очередь экспортно ориентированная, так называемый проект "Соллерс", который даёт возможность создания на Дальнем Востоке новых, высокотехнологичных рабочих мест в достаточно значительном количестве, даёт возможность экспортировать нашу отечественную продукцию, в первую очередь в Юго-Восточную Азию, под это создаётся зона. Об экономических результатах. Если вы зайдёте на сайт, все результаты - и положительные, и отрицательные - вы, в общем, там увидите: и по частным инвестициям, и по созданию новых рабочих мест, и по прибыли, и по дополнительным доходам, которые получает субъект в результате создания этих зон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Иванович. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И. Уважаемые депутаты, я не могла не выступить, потому как я из Липецкой области, а у нас там семь лет назад была создана промышленная особая экономическая зона. И мне хотелось и Николаю Васильевичу, и Тамаре Васильевне доложить, что планировалось на 1 тысяче гектаров построить 45 предприятий, объём инвестиций - 100 миллиардов рублей, с последующим экономическим эффектом порядка 5 миллиардов в бюджет. Чего мы достигли по прошествии семи лет? На сегодняшний день у нас успешно работают 33 предприятия, правда, с объёмом инвестиций 40 миллиардов рублей. Да, это так называемый отложенный платёж, но уже через пять лет они начали платить налоги: на сегодня в бюджет поступило порядка 1,5 миллиарда рублей. Считаю это вообще точкой роста для Липецкой области, и поэтому, используя опыт вот этой федеральной экономической зоны... Кстати, Тамара Васильевна, это в первую очередь инициатива губернатора, причём рубль на рубль изначально идёт: рубль федеральный - рубль региональный. Я считаю, что наша зона - одна из успешных. Исходя из этого в Липецкой области стали создавать региональные зоны, и мы, губернатор, наш областной совет неоднократно, много лет стучались, с тем чтобы это узаконить. Я хочу выразить большую благодарность сегодня правительству, Минэкономразвития за то, что как раз этот статус региональных зон будет законодательно оформлен. Следующий вопрос, который мне хотелось бы задать (и в этой части у меня отрицательное отношение к законопроекту), я бы даже хотела своё предложение внести. Дело в том, что в законопроекте объединяются промышленные, технико-внедренческие и туристические зоны - ну извините, это как котлеты и конфеты! Я считаю, очень правильно, что объединяют промышленные и технико-внедренческие зоны, но туристические с ними ни в коем случае нельзя объединять, хотя (я не случайно об этом вопрос задала) деньги, к сожалению, уже выделены. Мы видим, что уровень туриндустрии упал, знаем, что сегодня крайне необходимо развивать внутренний туризм, и правильный был посыл к развитию внутреннего туризма, и есть сегодня программа, но мы знаем, что в 2013 году, к сожалению, освоено порядка 15 процентов от выделенных денег, 15-20 процентов. В общем, фактически этим никто не занимается. Объединять туристско-рекреационные зоны, технико-внедренческие и промышленные - это, я считаю, крайне неправильно, туристические зоны надо... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты ещё добавьте. БЫЧКОВА Е. И. Мне одной-двух минуток достаточно, я заканчиваю. ...их надо, Евгений Иванович и наши уважаемые депутаты, выделить, конечно, в отдельные зоны, и туризмом, конечно, надо заниматься очень плотно, активно. Именно на этот вопрос мне хотелось обратить внимание, и ко второму чтению я буду вносить такую поправку и надеюсь, что она пройдёт. А в целом законопроект правильный, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" его поддержит. Считаю, что это хотя бы один источник роста нашей экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ильдар Ирекович Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Я тоже хотел бы обратить внимание коллег из министерства экономического развития и нашего профильного комитета на то, что ко второму чтению, на наш взгляд, есть необходимость дать ряд предложений, поправок, которые улучшили бы законопроект. В целом поддерживая этот законопроект, на несколько моментов хотел бы обратить внимание. Первое - то, в связи с чем я уже задавал вопрос. Мы считаем, что необходимо законодательно закрепить норму о том, что в федеральные зоны не могут быть включены действующие производства. Второе. Почему-то среди видов деятельности не обозначена, например, логистическая деятельность, а она там должна быть обозначена, на наш взгляд. Дальше. Есть в законопроекте норма, касающаяся оказания услуг инновационной инфраструктуры, но, к сожалению, само понятие "инновационная инфраструктура" законопроектом не раскрыто, и мы предлагаем включить это в понятийный аппарат. Ну и дальше, продолжая эту же тему, надо сказать, что в базовом законе отсутствует понятие "инфраструктурный инвестор". Может быть, есть необходимость это тоже прописать в законе? И мы такие предложения готовим, мы бы хотели, чтобы они нашими коллегами были поддержаны ко второму чтению. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, как инструмент влияния на экономическую политику создание особых экономических зон - это, наверное, правильный подход. И мне кажется, что вот на нашей территории... я бы Татарстан как пример не брал, хотя Татарстан - молодцы, они в своё время не дали возможность утаскивать с территории налоги, у них были дополнительные по сравнению с другими территориями доходы. Им были выделены огромные средства - и молодцы, что они их освоили! Похорошело там - я был в Казани до и после и могу сказать, что Казань сегодня один из красивейших городов не только нашей страны, но и мира. Но вопрос-то о другом. Правительство вводит нас в заблуждение. Вот если бы любой из депутатов внёс законопроект с таким текстом и написал в финансово-экономическом обосновании, что затрат из бюджета нет... Но в то же время возьмите откройте статьи 39-3 и 39-4, прочитайте их названия и текст, там же написано: порядок расходования бюджетных средств федеральных, порядок расходования бюджетных средств региональных... Некоторые эксперты считают, что под особыми экономическими зонами в нашей стране чиновники Минэкономразвития прописывают порядок освоения бюджетных средств без необходимости отчитываться об эффективности их использования. Ну, чтобы не быть голословным, давайте мы просто проанализируем, сколько особых экономических зон мы обозначили и какой эффект получили. Напомню вам. Нью-Васюки - Калмыкия - сегодня очень депрессивный регион, я там систематически бываю и могу вам сказать, что, к сожалению, все ветряки, которые там поставили, не работают, воды там в жаркий период времени нет, как и живности, естественно, многие деревни исчезли с лица земли. Но посмотрите, сколько там "ЮКОС" и прочие компании получили доходов! Об этом история пока умалчивает, хотя, если почитаете многотомные труды по "ЮКОСу", найдёте там много интересного. Вот зона в Ингушетии была. Сколько туда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты ещё добавьте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...ресурсов вложено, или недобрано налогами, - кто их получил, история умалчивает. Давайте посмотрим другой пример, в том числе и об инвестициях российских так называемых олигархов. Смотрите: для того чтобы создать рекреационные зоны по всему Средиземноморскому побережью, что делает правительство Турции? Оно действительно создаёт режим наибольшего благоприятствования и вкладывает 100 миллиардов долларов бюджетных средств в Средиземноморское побережье. Сегодня подавляющая часть наших туристов, а также европейские и другие туристы едут туда и пополняют их бюджет. Разве после реализации этого закона мы такое где-нибудь увидим? Вот здесь выступали липецкие товарищи. Мы знаем, что там у Порошенко большой бизнес, но он сейчас под большим вопросом. Ну а сколько Лисин вывез ресурсов и почему-то живёт в Дании, а не в России, хотя НЛМК создавался не экономической зоной, а колоссальными бюджетными вложениями Советского Союза и Российской Федерации! С нашей точки зрения, в таком виде этот закон существенно ничего не даст, как не дало создание "Сколково", как не дало создание "Роснано". Потому что, смотрите, 100 процентов акций "Роснано" в результате куда вылились? Вот я вместе со 117 депутатами был инициатором проверки "Роснано". Как противодействовали! Где сейчас Степашин, который принял смелое решение проверить, и было же выявлено нецелевое использование колоссальных средств, я бы сказал, - а кого привлекли? Никого! Где сейчас Илья Пономарёв, с успехом читавший "антинановые" лекции, но только по другому фонду, по "Сколково"? Можно в Интернете почитать. Но и "Сколково", и "Роснано" получили колоссальные бюджетные вливания, а контроля нет, понимаете?! Мне кажется, что правительству и Минэкономразвития в условиях ужесточения финансово-бюджетной политики нужны несколько другие законы. Централизация как раз позволяет более эффективно использовать ресурсы, если их экономить, а вы здесь предлагаете, наоборот, деньги выделить и отдать их кому ни попадя, без возможности контролировать. Так нельзя! Мне кажется, что вы не слышите президента, который перенапрягается сегодня, думая о будущем России, и продолжаете свою политику: ближним чего-то дать, тем, кто успел, чего-то пообещал, тоже дать, а тому, кому надо, не давать. Минэкономразвития долгое время нас вводит в заблуждение по поводу автопрома. Я хочу вас разочаровать: к сожалению, всё, что было предусмотрено по созданию автопромовских предприятий, не реализовано. У нас организованы сварочно-красочные производства, коэффициент локализации - не более 17 процентов. Китайцы, если этот коэффициент менее 65 процентов, вообще договора не заключают, понимаете? Поэтому сегодня (обратите внимание!), не успели о кризисе объявить - что делает "Форд" во Всеволожске? Закрывает. Что делают в Калининграде? То же самое. Они же сначала своим дадут работу, а потом привезут узлы вам. А вы бы лучше в КамАЗ вложили, в "Ростсельмаш" вложили, реанимировали свои обрабатывающие производства, помогли бы предприятиям Гартунга, который один-единственный в стране по ковке. А у нас сегодня продолжаются либеральные разговоры, но нет балансов необходимых. Вы посмотрите, сколько балансов в Японии, в США, в Западной Европе и сколько балансов в России. Вот отсюда надо плясать, вот такие законы надо предлагать! Мы считаем, что этот закон ничего не даст, как не дала до этого ни одна из зон. Вот и Сочи, и Татарии дали совсем другие инструменты, там президент непосредственно контролировал ресурсы, и даже некоторое... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Константин Александрович Лазарев. ЛАЗАРЕВ К. А. Я соглашусь с Николаем Васильевичем. Например, в 2008 году Министерство экономического развития приняло решение о создании советско-гаванской особой экономической зоны, в 2009 году соответствующее постановление премьер-министр подписал, но на сегодняшний день - а уже 2014 год - не сделано ничего, вообще ничего! И это ярко демонстрирует, что в действительности у нас происходит. Но закон, помимо всего прочего, имеет и существенную недоработку - он не позволяет в необходимой мере снизить расходы резидентов особых экономических зон до того уровня, который позволил бы им быть конкурентоспособными. Применительно к Дальнему Востоку это прежде всего касается больших расстояний, транспортных тарифов, которые существенно увеличивают стоимость любой продукции, в том числе сырьевой, и тарифов на энергоносители, которые существенно выше, чем в средней полосе, что тоже влечёт существенное увеличение себестоимости, а закон "Об особых экономических зонах...", по большому счёту, даёт лишь небольшую скидку по налогам, которые не являются определяющими в себестоимости продукции резидентов. Вот эта проблема законом никак не рассматривается, правительство не занимается реальным исследованием вопроса снижения издержек, снижения расходов нашими резидентами, что на самом деле фактически является единственным способом поднятия конкурентоспособности наших производителей. И следствием такого поверхностного подхода к этой проблеме является то, о чём говорил и Николай Васильевич, и я, приводя в пример советско-гаванскую особую экономическую зону: не дадут они результатов. Правильно сказал Николай Васильевич, в тех зонах, которые вы приводите в качестве примера, образца положительной реализации этого закона, этот положительный момент достигнут не за счёт норм закона, а за счёт совсем других механизмов. Данный закон концептуально неполноценный, результатов от него ожидать не стоит, и даже если мы сегодня его подрихтуем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Евгений Иванович, вы хотите сказать несколько слов в заключение? Пожалуйста. ЕЛИН Е. И. В заключение хотел бы следующее сказать. Те примеры, которые приводились - Калмыкия, Ингушетия, - никакого отношения к особым экономическим зонам не имеют, там никогда не было и нет никаких особых зон. Это первое. Второе, что касается примеров. Действительно, по особым экономическим зонам есть примеры и положительные, и отрицательные, и сам по себе статус ничего не обеспечивает, это не билет в счастливое будущее, к этому должны быть приложены усилия и федеральных властей, и субъектов, и резидентов. Вот где эти усилия есть - там есть успех, где их нет - нет ничего. Тем не менее мы считаем, что закон даёт возможность субъектам сделать следующий шаг, расширяет возможности именно субъектов Российской Федерации по принятию решений, связанных в первую очередь с развитием промышленности на их территории и созданием благоприятных режимов для предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич, вы будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
7-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 58 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.