Заседание № 195
О проекте федерального закона № 537967-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся реализации программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений; принят в первом чтении 14 октября 2014 года с наименованием "О внесении изменений в федеральные законы "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Докладывает Валерий Владимирович Трапезников. Пожалуйста, Валерий Владимирович. ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен комитетом ко второму чтению. Поступило двенадцать поправок. Прошу принять таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 48 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Валерий Владимирович Трапезников, пожалуйста. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет просит принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 37 сек.) Проголосовало за 242 чел.53,8 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 246 чел. Не голосовало 204 чел.45,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать и в третьем чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 01 сек.) Проголосовало за 242 чел.53,8 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 247 чел. Не голосовало 203 чел.45,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 190
О проекте федерального закона № 537967-6 "О внесении изменений в федеральные законы "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (в части, касающейся реализации программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования". Докладывает Андрей Николаевич Пудов. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее буду называть законопроектом). Законопроект разработан с целью продления срока вступления застрахованных лиц в программу государственного софинансирования пенсий, а также с целью уточнения параметров функционирования данной программы. Предусмотренная действующим 56-м федеральным законом программа софинансирования пенсионных накоплений принята для стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан. В стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, которая утверждена Правительством Российской Федерации в декабре 2012 года, указано на возможность продления действия программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений после завершения срока её действия с уточнением условий её реализации для отдельных категорий граждан. Напомню, что срок вступления в программу закончился 1 октября 2013 года. В соответствии с этим проектом федерального закона предложено продлить до конца 2014 года возможность вступления в программу с одновременным продлением срока начала уплаты взносов до 31 декабря 2015 года. Таким образом, тем гражданам, которые вступили ранее или вступят до конца 2014 года в программу софинансирования и действительно осознанно будут платить за себя страховые взносы, будет предоставлена государственная поддержка формирования пенсионных накоплений. Вместе с тем изменение срока первоначальной уплаты дополнительного взноса позволит при планировании в десятилетней перспективе исключить необоснованное включение в бюджетные расходы расходов на софинансирование со стороны государства накоплений тех граждан, которые подали заявление о вступлении в правоотношения, но фактически допвзносы не уплачивали. Для справки: согласно данным Пенсионного фонда Российской Федерации, за период действия программы в неё вступили более 15,8 миллиона граждан, из них уплачивают взносы порядка 10 процентов, то есть более 1,7 миллиона человек. В 2013 году, также для справки скажу, всего граждане уплатили 12,7 миллиарда рублей, соответственно эти денежные средства прософинансированы. Кроме того, в законопроекте уточняется норма в отношении, как я уже сказал, круга лиц, имеющих право на вступление в программу: теперь в неё смогут вступить только те, кто не является получателем ни одного из видов пенсии, то есть лица более молодого возраста. Также вводится норма, предусматривающая возможность осуществления Пенсионным фондом корректировки средств пенсионных накоплений с обязательным информированием застрахованных лиц о случаях такой корректировки. Также вносятся уточнения в порядок формирования реестров застрахованных лиц работодателями, которые перечисляют за них дополнительные страховые взносы. Просьба поддержать проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. С содокладом выступает Валерий Владимирович Трапезников. ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроектом предусматривается продлить до 31 декабря 2014 года срок вступления застрахованных лиц в программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений, что позволит расширить число участников этой программы. Андрей Николаевич подробно рассказал о законопроекте, но можно добавить следующее. В настоящее время на государственное софинансирование имеют право застрахованные лица при соблюдении ими следующих условий. Заявление о вступлении в программу должно было быть подано с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Государственное софинансирование предоставляется в текущем календарном году при условии уплаты застрахованным лицом в предыдущем календарном году дополнительных страховых взносов в сумме не менее 2 тысяч рублей. Здесь говорили о том, что заявления написали 15,8 миллиона человек, из них дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплачивают только 1,7 миллиона человек. Предлагается установить в федеральном законе конкретную дату начала уплаты дополнительных взносов, что позволит устранить неопределённость со сроками действия программы, возникшую в силу наличия большого числа застрахованных лиц, подавших заявления, но не начавших уплачивать дополнительные взносы, это более 14 миллионов человек. Также вводятся ограничения для пенсионеров. Необходимо учитывать, что предусмотрены льготные условия для вступления в программу застрахованных лиц, добровольно отложивших обращение за установлением им пенсий. Они имеют право на государственное софинансирование в пределах 48 тысяч рублей в год, тогда как для остальных участников программы такое ограничение составляет 12 тысяч рублей. Кроме того, с 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон "О страховых пенсиях", предусматривающий дополнительные возможности для повышения уровня пенсионного обеспечения застрахованных лиц, добровольно отложивших обращение за установлением им пенсий. На заседании комитета при рассмотрении проекта закона присутствовал аудитор Счётной палаты, у него также возникли вопросы. Я думаю, ко второму чтению мы учтём все замечания. Комитет предлагает, так же как и Счётная палата, принять законопроект в первом чтении. Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроекта поддержал. В поступившем заключении Счётной палаты, о чём я уже упоминал, отмечается необходимость доработки законопроекта. Из десяти субъектов Российской Федерации поступили положительные отзывы на законопроект от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти. По итогам рассмотрения законопроекта Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Владимирович, присаживайтесь. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. К Андрею Николаевичу у меня вопрос. Андрей Николаевич, люди, когда мы общаемся с ними, говорят, что бизнесменам вообще не нужны пенсии, они об этом не думают, у них есть другие возможности накопить. А вот основная масса людей у нас зарабатывает столько, что они прожить-то не знают как на эти деньги, не то что ещё куда-то откладывать. Вот поэтому скажите, пожалуйста, почему, на ваш взгляд, 15 миллионов человек написали заявление, увидев рекламу о софинансировании пенсий по всем каналам телевидения, а платят взносы только 1,7 миллиона? ПУДОВ А. Н. Уважаемая Тамара Васильевна, спасибо за вопрос, он действительно имеет важное значение. Поэтому мы и связали продление действия программы с ограничением круга лиц, которые могут вступить в неё, то есть для более молодого поколения это делаем. Я полагаю, что отчасти, вступая в программу софинансирования, люди писали заявления, что называется, впрок, многие предполагали, что в эту программу включатся и работодатели, потому что предусматривается, что не только работник может участвовать в софинансировании, но и работодатель. К сожалению, из-за изменений в том числе и финансово-экономической обстановки на отдельных предприятиях нет этого софинансирования со стороны работодателей, поэтому реальные платежи осуществляются, как я уже сказал, примерно 10 процентами написавших заявления, но мы предполагаем, что продление срока действия этой программы на условиях, которые мы предлагаем, позволит нам привлечь больше 3 миллионов участников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Почему-то моя фамилия не появилась, и я думал, что не попал в список. У меня к Андрею Николаевичу вопрос. Понимаете, все законы должны приниматься исходя из реальной потребности и перспективы. Скажите, у вас что, в министерстве труда огромные очереди, что ли, стоят желающих включиться в эту программу, которых из-за истечения срока в неё не включают? По крайней мере я, выполняя свою депутатскую работу, ни разу не читал ни одного заявления, где кто-то жаловался бы мне, что очень хочет включиться в эту программу добровольных страховых взносов на накопительную часть пенсии, а его не включают. У вас есть, вообще, подсчёты, сколько таких людей? И почему вы берёте цифру "3,6 миллиона", ведь до конца года осталось-то всего ничего, два с половиной месяца, откуда эта дутая цифра-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПУДОВ А. Н. Спасибо, Сергей Николаевич. Ну, первый вопрос, в отношении того, есть ли очереди. У нас есть обращения, цифру я не приведу, но есть обращения граждан, которые поднимали вопрос о необходимости продления срока действия программы софинансирования, в первую очередь это, конечно, молодое поколение, потому что мы сейчас, разъясняя положения тех основ, которые будут вступать в силу с 1 января, с точки зрения пенсионных правоотношений, говорим в том числе о том, какие права возникают в отношении накопительной пенсии. Так что обращения есть, а что касается цифры, потом я предоставлю вам справку о количестве обращений. Могу сказать, что потенциал в три с лишним миллиона человек мы, естественно, оценили, рассчитывая на то, что закон может быть принят и раньше, эта цифра, скорее всего, будет скорректирована, но, как показывает опыт нашего взаимодействия с участниками системы обязательного пенсионного страхования - негосударственными пенсионными фондами, многие люди придут не просто написать заявления, но и уплатить взносы, потому что их реально можно будет уплатить. В 2015 году в конце января мы увидим результат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Спасибо. Андрей Николаевич, скажите, пожалуйста, анализировали ли вы расходы чисто административные на введение вот этой системы софинансирования? Потому что, когда она вводилась, чуть ли не тысячу новых ставок в Пенсионном фонде специально предусмотрели. Это первое. И второе. Какое количество пенсионеров уже участвует, платит деньги в рамках вот этой системы софинансирования? ПУДОВ А. Н. Значит, по поводу администрирования я вам могу ответственно сказать, что специально людей для этого не выделяли, поэтому говорить о том, что Пенсионным фондом специально затрачивался ресурс на то, чтобы вводить программу софинансирования, нельзя, это делалось посредством имеющихся ресурсов, то есть специальных ставок для того, чтобы реализовать этот закон, в Пенсионном фонде не предусматривалось. Цифры я дополнительно для обоснования перепроверю, но уверенно могу утверждать, что в бюджете Пенсионного фонда цифр, определяющих средства на содержание ставок в целях реализации закона, я не видел. Второй вопрос, в отношении того, сколько пенсионеров участвует в программе. В таком разрезе статистика не ведётся, но я могу сказать, что, по моим оценкам, их где-то 5-10 процентов. Почему? Потому что вступление в программу, как вы знаете, обуславливалось возможностью, которую давал тогда федеральный закон, ежегодной выплаты средств по так называемому принципу "тысяча на тысячу" - такое право было только у пенсионеров, которые вступали в эту программу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Андрей Николаевич, скажите, пожалуйста, с чем связана такая спешка при принятии данного закона? На поправки отводится трёхдневный срок - это противоречит законодательству. Так, в соответствии со статьёй 72 Конституции законы совместного ведения должны приниматься по согласованию с субъектами, а, как сказал Валерий Владимирович, отзывов всего десять - этого недостаточно. Может быть, не стоит так спешить? ПУДОВ А. Н. Спасибо, Владимир Иванович, за вопрос. Почему мы просим оптимизировать процесс принятия закона? Напомню: программа действует до конца этого года и уплатить взнос надо до 31 января 2015 года, поэтому, как говорится, каждый день на счету. Что касается совместного ведения. Дело в том, что это средства федерального бюджета, ресурсов, которые могли бы быть привлечены из бюджетов субъектов, в принципе нет, потому что это полностью, целиком федеральная программа, и поэтому, с нашей точки зрения, предмета совместного ведения в этом законопроекте нет. Более того, за тридцать дней до рассмотрения законопроекта в первом чтении была произведена рассылка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Борис Сергеевич Кашин. Семь минут, выступление от фракции. КАШИН Б. С. Ну, я постараюсь короче. Уважаемые депутаты, фракция КПРФ никогда не поддерживала этот проект. Ещё вначале, в 2008 году, когда он внедрялся, мы говорили, чем всё это дело закончится. В принципе авторам законопроекта не хватает искренности, не хватает, может быть, решительности для того, чтобы сказать, что эта кампания провалилась, потому что затащили туда - частично это происходило, так скажем, под административным давлением - 15 миллионов наших граждан, а заплатило эти взносы, по моим данным, даже меньше людей, чем вы сказали: Пенсионный фонд указывал 1,2 миллиона, по-моему, то есть меньше 10 процентов участников поверили в то, что от этой системы будет что-то полезное. Почему? Если смотреть в долгосрочном плане, то очевидно, что с учётом обесценивания этих пенсионных накоплений даже софинансирование государства не гарантирует никакой серьёзной добавки к пенсии, и люди это прекрасно поняли, но так как это была инициатива президента, в стратегии что-то такое записано, остановить этот процесс трудно, поэтому всё это продолжается и теперь. Однако помимо того, что гражданам может ничего не достаться, есть ещё и другая проблема: мы тратим государственные деньги. У нас нет денег даже на реализацию поручений Государственной Думы Минтруду о том, что надо поднимать пенсии северянам, никакой реакции нет, а здесь мы выделяем деньги из бюджета для того, чтобы дальше вот эту кампанию раздувать! Ведь Андрей Николаевич сказал, что часть пенсионеров пошли вот в эту систему, потому что была очень простая схема: ты туда входишь, вносишь 12 тысяч, государство даёт ещё 12 тысяч, и через год ты уходишь. Это в чистом виде, так скажем, несправедливое обогащение, чистая, так скажем, химия, и сейчас, я так понимаю, это прикрывается. Ну, можно привлечь три с лишним миллиона человек, сказать, что мы выделим определённые средства для накопительной системы и что мы будем её и дальше поддерживать, и потратить бюджетные деньги, которых сейчас и так остро не хватает, но кому это нужно? Мы считаем, что накопительная система должна быть сугубо добровольной, что государство не может тратить деньги на неизвестные проекты, я имею в виду то, что мы не знаем, куда пойдут эти инвестиции, каков будет результат. И то, что обесценятся накопления граждан вместе с государственными средствами, мало греет душу нашим будущим пенсионерам. В связи с этим мы считаем, что правительству необходимо ответственно подойти к этой, как говорится, затее, сказать, что она в настоящее время нежизнеспособна, и поставить точку в этом неудавшемся проекте. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. Микрофон включите на трибуне. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, я не буду выходить на трибуну, я просто хочу дать некоторые пояснения, потому что у меня большие сомнения в необходимости принятия этого законопроекта. Ну согласитесь, как только мы слышим о реформировании пенсионной системы, что-то про пенсии, у нас уже мурашки по коже, потому что то, что происходит, особенно в последние годы, не даёт ответа даже на простой вопрос, каким же образом пенсионеры будут получать свою пенсию. Но это, как говорится, эмоции. Теперь посмотрите, что предлагается в законопроекте (кстати, Андрей Николаевич, я вам напоминаю, что он внесён в июне текущего года, 2 июня текущего года, то есть никакие сроки ещё не прошли, это было всего-навсего четыре месяца назад). Уже при внесении законопроекта вы закладываете фактически надуманные цифры - вы откуда-то вдруг взяли цифры, показывающие что за оставшиеся два с половиной месяца появится 3,6 миллиона добровольных страхователей, так назовём их, которые вступят в эту систему софинансирования, и под них делаете все расчёты. Уважаемые коллеги, но ведь вы сейчас в своих комитетах, а потом уже в комитете по бюджету боретесь за каждую цифру в бюджете 2015 года, а под вот этих мнимых 3,6 миллиона человек закладывается, вроде бы должно быть заложено в бюджете на 2015 год, Сергей Евгеньевич, 8 миллиардов 150 миллионов рублей! У нас что, эти деньги выделяются просто для того, чтобы не скомпрометировать, как Борис Сергеевич сказал, какую-то программу, что ли, или какую-то кампанию, которая проводится? Я не знаю, почему и на 2016 год ещё почти 10 миллиардов будет закладываться для софинансирования этой так называемой добровольной накопительной части. Даже исходя из того, что само финансово-экономическое обоснование дано неверно, а вы, депутаты Государственной Думы, если будет принят этот закон, должны будете учитывать эти суммы в бюджете на будущий год (24-го числа мы, кстати, рассматриваем его в первом чтении), у вас есть полное право отклонить законопроект и попросить правительство... В Минтруде есть довольно грамотные люди, я искренне говорю, я это хорошо знаю. Если этот процесс необходим, то надо вернуться к нему, но уже после тщательной подготовки, иначе у нас получится... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. Не надо? Спасибо. Андрей Николаевич, пожалуйста, вам слово. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопросы. Я хотел бы просто дать короткое пояснение, которое заключается в следующем. Когда мы говорим о трёх с лишним миллионах, мы имеем в виду, что это в том числе люди, которые заплатят, зная, что срок вступления в программу завершается, это первое. И второе: почти 14 миллионов граждан, кто не заплатил, также заплатят взносы, чтобы остаться в этой программе. Исходя из этих расчётов мы и предположили, что будет вот такое расширение программы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Владимирович, будете ещё раз выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 30 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 237 чел. Не голосовало 213 чел.47,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.