Заседание № 208

11.04.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 537304-8 "О внесении изменений в статьи 7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3377 по 3555 из 4839
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи       
7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Докладывает официальный представитель Законодательного        
Собрания Красноярского края депутат Государственной Думы Александр Сергеевич    
Дроздов.                                                                        
                                                                                
ДРОЗДОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект, как уже было   
сказано, разработан и внесён в порядке законодательной инициативы               
Законодательным Собранием Красноярского края. Проектом федерального закона "О   
внесении изменений в статьи 7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об         
административных правонарушениях", предусматривающим ответственность за         
самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и             
водоотведения, в целях снижения негативного воздействия на данные инженерные    
сооружения и минимизации ущерба, причиняемого собственникам (владельцам)        
данных сетей, также предлагается внести изменения в пункт 1 части 2 статьи      
28.3, дополнив его после слов "статьёй 7.20 (в части самовольного подключения   
к централизованным системам водоснабжения" словами "и (или) пользования         
такими системами", что позволит установить полномочия должностных лиц органов   
внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях,   
предусмотренных новым составом.                                                 
                                                                                
Сегодня объективная сторона состава правонарушения выражается в активных        
действиях, состоящих в самовольном, то есть незаконном, неразрешённом либо      
прямо запрещённом подключении с помощью технических средств, устройств к        
указанным системам. Самовольное присоединение к системам водоснабжения и        
канализации означает присоединение, произведённое без разрешительной            
документации либо с нарушением технических условий. При этом самовольное        
пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения           
остаётся распространённой проблемой, но на сегодняшний день ответственность     
за самовольное пользование системой водоснабжения и водоотведения Кодексом      
Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.      
Данные изменения направлены на то, чтобы восполнить этот пробел. Прошу          
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич, присаживайтесь.             
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Викторовна Белых.                                  
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!   
Предмет законопроекта - это установление ответственности за самовольное         
пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения, то       
есть предлагается дополнить соответствующими нормами диспозицию статьи 7.20     
КоАП.                                                                           
                                                                                
Сами по себе правила, о которых говорил сейчас докладчик, Правила холодного     
водоснабжения и водоотведения, утверждены постановлением правительства № 644    
в 2013 году, в пункте 2 этих правил закреплено понятие, что такое самовольное   
пользование. То есть возможность привлечь за нарушение есть, потому что         
понятие существует. Кроме всего прочего в этих же правилах перечислено, что     
признаётся самовольным пользованием, - это отсутствие договора о холодном       
водоснабжении, отсутствие договора о водоотведении или единого договора о том   
и другом, нарушение сохранности контрольных пломб на задвижках, врезка          
абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учёта.                  
                                                                                
На сегодняшний день действительно, как сказал Александр Сергеевич, за           
самовольное пользование не предусмотрена ответственность. Незаконные врезки в   
централизованные системы создают неучтённые, дополнительные нагрузки,           
увеличивают расходы органов местного самоуправления, организаций на             
обеспечение водоснабжения, негативно влияют на качество работы сетей и          
сооружений: нарушается целостность колодцев, ухудшается качество воды,          
происходит попадание в систему канализации вредных и опасных веществ и так      
далее. В пояснительной записке приведена статистика подобных нарушений по       
Красноярскому краю, но я убеждена, что каждый сидящий в зале встречался в       
своём регионе вот с такими обращениями. Плата за негативное воздействие         
нелегальными пользователями не производится.                                    
                                                                                
Комитет соглашается с необходимостью урегулировать данные вопросы, но           
обращает внимание на следующее (причём я благодарна депутатам Государственной   
Думы, которые подошли ко мне до заседания, например Панину Геннадию             
Олеговичу), и тот вопрос, который предполагают все, сейчас прозвучит: в         
случае принятия законопроекта в первом чтении ко второму необходимо             
рассмотреть вопрос об усилении ответственности за правонарушения,               
предусмотренные статьёй 7.20, так как штрафные санкции, существующие в          
настоящее время, не остановят нарушителей. Полагаем, что меры воздействия       
должны быть установлены с учётом действующих сейчас размеров административных   
штрафов за деяния с аналогичной степенью общественной опасности. За подобные    
правонарушения, например за подключение и использование электрических сетей,    
тепловой энергии, нефти или газа, предусмотрены значительно более высокие       
штрафы: для физических лиц - 10-15 тысяч, для должностных - 30-80 тысяч или     
дисквалификация на срок от года до двух лет, для юрлиц - 100-200 тысяч. При     
этом предусмотрены более суровые наказания, если нарушения повторные. Всю       
необходимую регламентную процедуру законопроект прошёл. Комитет предлагает      
поддержать его концептуально в первом чтении и ко второму чтению доработать     
размеры штрафных санкций.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Правительство        
поддержало этот законопроект только потому, что данные нормы семь лет не        
пересматривались, но при этом указало, что он нуждается в существенной          
доработке, да, собственно, и профильный комитет тоже говорил о необходимости    
доработки ко второму чтению.                                                    
                                                                                
Далее, само правительство, Правовое управление Аппарата Государственной Думы,   
Совет Федерации говорят о том, что в пояснительной записке нет никакой          
статистики, которая говорила бы о необходимости всё-таки ужесточения            
наказаний, возросло ли количество преступлений, которые совершаются по статье   
7.20 КоАП. Нам кажется странным, что такая статистика даже к первому чтению     
представлена не была. Ирина Викторовна, комитет делал запрос о росте числа      
правонарушений за последние три - пять лет? Может быть, Александр Сергеевич     
Дроздов, который представляет Законодательное Собрание Красноярского края,      
точнее, этот законопроект, тоже объяснит, почему не представлена такая          
статистика. Правительство говорит: до внесения в первом чтении... (Микрофон     
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Викторовна, пожалуйста.                             
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Нина Александровна, что касается врезки и самовольного              
пользования водоснабжением и водоотведением, такой статьи вообще не было в      
кодексе. Статистика не может вестись, так как не было составлено ни одного      
протокола о нарушении. У нас... Да, вы удивлены, а именно об этом пробеле       
Александр Сергеевич и говорил. Поэтому они и назначают штрафные санкции,        
которые предусмотрены в статье 7.20, а комитет уже говорит, что у нас есть,     
что называется, наказание за самовольное подключение к электрическим,           
тепловым системам, к нефтегазопроводам, а вот по воде не было. Мы с вами        
первопроходцы, наша с вами задача - оценить уровень (а он довольно высок) вот   
именно этих правонарушений и установить штрафные санкции на уровне тех,         
которые существуют за аналогичные нарушения, но в других системах.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Ирина Викторовна, законопроект правильный, хороший, и фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ"      
его поддержит. Штрафы - это правильно, и, наверное, увеличивать их размер       
надо, но... С одной стороны, у водоснабжающей организации есть убытки, с        
другой стороны, ведь человек-то пользуется этой точкой, ему надо там воду       
брать. Как вы относитесь к тому, чтобы обязать человека оплатить услугу за      
всё время, вот с момента последней поверки, то есть когда не было этой точки,   
потом её обнаружили, а также обязать его оформить эту точку как надо,           
полагающимся образом?                                                           
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Спасибо вам большое за вопрос. Ну, когда мы выходим на эту          
трибуну... я глубоко убеждена, что не могу сказать: "Я думаю". В комитете       
обсуждалось, что вот всё, что вы произнесли, должно происходить строго в        
рамках закона. На сегодня прецедента, который позволил бы сказать, что было     
вот так, а теперь станет иначе, нет. Нам для начала надо ввести эту норму в     
Кодекс об административных правонарушениях, а затем уже те, кто уполномочен     
составлять протоколы, дадут статистику, как говорит Нина Александровна, и мы    
с вами, как законодатели, посмотрим, каким будет порядок проведения             
мероприятий по ликвидации нарушения самого по себе. Сейчас мы с вами говорим    
о кодексе, остальное мы с вами будем рассматривать, когда эти правонарушения    
будут зафиксированы.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.