Заседание № 217
О проекте федерального закона № 537002-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 11 и 15 Федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 15-6-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 11 и 15 Федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен ко второму чтению. Я напомню, что в нём упрощается процедура блокировки так называемых сайтов-зеркал, то есть копий уже заблокированных пиратских сайтов, и в результате принятия нашей инициативы скорость блокировки таких ресурсов сократится как минимум на двое суток. К законопроекту поступило четыре поправки, все они комитетом рекомендуются к принятию. Законопроект прошёл правовую, лингвистическую экспертизы. В связи с изложенным Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендует, коллеги, утвердить представленную таблицу поправок № 1, а также поддержать законопроект во втором чтении и в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 24 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 49 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Александр Евсеевич. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, текст законопроекта подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, в связи с чем просим его в окончательном, третьем чтении рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Возражений нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 33 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 206
О проекте федерального закона № 537002-8 "О внесении изменений в статью 15-6-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-6-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доклад и содоклад Александра Евсеевича Хинштейна. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, который уточняет и упрощает порядок блокировки так называемых сайтов-зеркал, или пиратских сайтов. Сегодня механизм ограничения доступа к таким сайтам уже определён Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", именно в него мы и предлагаем внести изменения. Норма эта действует с июля 2017 года, она предусматривает порядок блокировки сайтов, нарушающих авторское право, размещающих пиратский контент, и за период работы этой нормы принято уже порядка 60 тысяч решений о признании сайтов пиратскими и об ограничении доступа к ним. Начиная с 2020 года ежегодно выносится более 12 тысяч подобных решений, что явно говорит о масштабности проблемы. Вместе с тем сегодняшний, установленный законом порядок реализации самой нормы об ограничении доступа к таким сайтам представляется нам чрезмерно затруднённым и сложным. Сначала, когда такой сайт обнаруживается, информация направляется в Минцифры, затем ведомство в течение суток должно принять мотивированное решение о признании названного ресурса копией заблокированного сайта (зеркалом), а затем направляет копию решения владельцу сайта и в Роскомнадзор. После этого уже Роскомнадзор, получив решение Минцифры, в течение суток обязан обеспечить взаимодействие с провайдерами хостинга, операторами связи, операторами поисковых систем, которые, в свою очередь, ещё в течение суток должны ограничить доступ к сайту - зеркалу пиратского ресурса и прекратить выдачу сведений о нём в поисковой системе. Наш законопроект эту процедуру упрощает: мы предлагаем напрямую передать полномочие по вынесению таких решений регулятору - Роскомнадзору. По нашему мнению, это приведёт к более эффективной борьбе с подобного рода противоправными явлениями: мы сократим процесс ограничения доступа к сайтам до двух суток. Кроме того, законопроект предлагает устранить существующий правовой пробел. Сегодня обязанность прекратить в поисковой системе выдачу сведений о сайтах-зеркалах возлагается только на операторов поисковых систем, распространяющих рекламу, ориентированную на российских потребителей. Соответственно, те операторы поисковых систем, кто работает в нашем, российском сегменте Интернета, но при этом ориентированную на россиян рекламу не распространяет, под действие закона не подпадает. Мы же, повторю вновь, предлагаем распространить эту норму безусловно на всех операторов поисковых систем - безотносительно того, распространяют они ориентированную на россиян рекламу или не распространяют. Законопроект подготовлен и внесён членами комитета по информполитике, информтехнологиям и связи. В полном составе все коллеги - члены комитета, представители всех фракций, присутствующие в нашем комитете, являются соавторами. И комитет в свою очередь (теперь уже говорю не от имени авторов, а от профильного комитета) эту инициативу поддерживает и рекомендует, коллеги, в первом чтении её поддержать. Считаем, что наведение порядка в Интернете, борьба с пиратскими ресурсами являются сегодня неотъемлемой задачей государства. К слову, в эти дни мы отмечаем 30-летие российского сегмента Интернета, нашего Рунета, с чем я, коллеги, всех и поздравляю, но при этом отмечаю, что Интернет наряду с теми преимуществами, благами и плюсами, которые он принёс в нашу жизнь, в том числе имеет и определённые проблемы и минусы, связанные с безопасностью. И наша с вами задача - безопасность россиян в Сети обеспечить максимально. Благодарю за внимание. Если есть вопросы, готов ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Александр Евсеевич, ну, действительно, правильный, хороший законопроект. Подскажите, а если оператор поисковой системы не будет выполнять обязанность, ну, в частности, западные операторы поисковых систем, то какие санкции и будут ли они? ХИНШТЕЙН А. Е. Олег Юрьевич, во-первых, спасибо за оценку, за поддержку нашей инициативы, законопроект, мы считаем, действительно правильный и нужный. Что касается ответственности. Она сегодня уже предусмотрена действующим законодательством, и не только в отношении операторов поисковых систем, но и в отношении других ресурсов, работающих в сети "Интернет". Но наш законопроект этого не касается, это уже действующая, применяемая сегодня норма. К слову, считаю, что, если есть какие-то инициативы с вашей стороны или со стороны других коллег по ужесточению такой ответственности, мы всегда готовы такого рода инициативы прорабатывать и поддерживать, потому что, как известно, строгость закона иногда и даже не редко компенсируется его неисполнением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Евсеевич, полностью поддерживаю законопроект, но в Интернете существуют также сайты-двойники, которые от официальных отличаются лишь одной буквой в названии, на них размещаются фотографии, собираются личные данные, зачастую они зарегистрированы за границей. Например, от имени известных артистов продают билеты на спектакли, хотя эти артисты даже не знают об этом. И с точки зрения законодательства правоохранительная система бессильна. С точки зрения авторского права на размещённые фото или информацию о человеке - его ещё нужно доказать в суде. Поэтому скажите, предлагаемый законопроект будет решать данный вопрос или, может быть, в этом направлении ведётся какая-то работа? ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Не могу согласиться с вашей оценкой, с вашими выводами о том, что сегодня государство и правоохранители, в частности, бессильны при появлении сайтов-двойников, тем более которые распространяют... точнее, нарушают нормы авторского права. Сегодня уже законодательно предусмотрен целый ряд механизмов, позволяющих как осуществлять досудебную блокировку, так и блокировку в судебном порядке, но в упрощённом виде. Примерно год тому назад мы внесли изменения, эти нормы уже действуют в законодательстве, которые позволяют блокировать так называемый фишинговый сайт. Это как раз те сайты, о которых вы говорите, сайты, являющиеся копиями, двойниками иных сайтов. Сегодня такой механизм у государства есть. Когда нам кто-то из правоприменителей начинает говорить, что мы, мол, не можем навести здесь порядок, мы не справляемся, что надо закон подправить, к такого рода заявлениям всегда следует относиться предельно критично, разбираясь сначала, в чём вопрос - в отсутствии нормы закона или в отсутствии желания, сил, для того чтобы эту норму закона исполнять. Наш законопроект, повторяю вновь, упрощает уже существующий сегодня порядок досудебной блокировки подобного рода сайтов, и его обсуждение лишь подтверждает мои слова о том, что закон предусматривает конкретные механизмы и рычаги борьбы с подобного рода явлениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-6-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 17 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.