Заседание № 88
О проекте федерального закона № 53687-6 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (о проведении судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", также третье чтение. Александр Сергеевич Кропачев, пожалуйста. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (о проведении судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи) был рассмотрен в первом чтении 23 января 2013 года, принят во втором чтении 20 марта 2013 года. Законопроект направлен на сокращение сроков рассмотрения судебных дел, на повышение качества правосудия и на обеспечение гарантий доступности правосудия. Проект федерального закона прошёл все соответствующие экспертизы Правового управления и подготовлен к принятию в третьем чтении. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Будут ли выступления по мотивам от фракций? Нет. Выносим на "час голосования".
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 08 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 86
О проекте федерального закона № 53687-6 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (о проведении судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий, 9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Александр Сергеевич Кропачев, пожалуйста. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (о проведении судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи) внесён 14 апреля 2012 года Верховным Судом Российской Федерации. Законопроект направлен на сокращение сроков рассмотрения судебных дел, повышение качества правосудия и обеспечение гарантий доступности правосудия. К проекту поступило пять поправок, все они предлагаются к принятию. Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. Заседание нашего комитета по указанному законопроекту состоялось 11 марта 2013 года, в электронном виде документы были опубликованы 13 марта. Проект подготовлен к принятию во втором чтении, прошёл соответствующие экспертизы в Правовом управлении. Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает принять указанный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 06 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Александр Сергеевич, у вас что-то ещё есть? КРОПАЧЕВ А. С. Нет, всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Выносим на "час голосования".
9-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 05 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 74
О проекте федерального закона № 53687-6 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (о проведении судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса повестки дня, проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". С докладом выступает заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Владимир Николаевич Соловьёв. СОЛОВЬЁВ В. Н., заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение в первом чтении предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Чем характерны вносимые изменения? Предлагаются изменения, направленные на введение в гражданский процесс процедуры использования систем видеоконференц-связи, что позволит как сократить сроки судебного разбирательства, так и повысить качество правосудия и обеспечить гарантии его доступности. Говоря другими словами, использование систем видеоконференц-связи обеспечит повышенные гарантии реализации прав всех участников процесса - и тех, кто находится в отдалённых местностях, и тех, кто не имеет возможности приехать в зал судебного заседания. Используя эту процедуру, эти лица реализуют свои права. На что бы хотелось обратить внимание? Актуальность этих изменений обусловлена также ещё тем, что у нас начиная с января 2012 года действует апелляционная процедура рассмотрения дел, и вот процедура апелляции как раз полностью может быть реализована с помощью использования систем видеоконференц-связи. Надо сказать, что положительный опыт использования систем видеоконференц-связи имеется, поскольку уголовное процессуальное законодательство уже предусматривает такую возможность. Введение в гражданский процесс процедуры использования этих систем, как я уже говорил, обеспечит гарантию реализации прав всех участников процесса: и свидетелей, и специалистов, и переводчиков - всех лиц, которые участвуют в процессе. Обеспечат каким образом? Не являясь, положим, в областной суд субъекта Федерации, не являясь на судебное заседание Верховного Суда, но находясь в суде по месту жительства, оборудованном данными техническими средствами, лицо сможет участвовать в судебном разбирательстве без каких-либо ограничений. Полагаю, что принятие данного законопроекта в первом чтении позволит нам надеяться на дальнейшее успешное его прохождение в Государственной Думе. Ну, пожалуй, и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает Александр Сергеевич Кропачев, член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Пожалуйста. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" внесён 11 апреля 2012 года Верховным Судом Российской Федерации. Он направлен на сокращение сроков рассмотрения судебных дел, на повышение качества правосудия и обеспечение гарантий доступности правосудия. Как уже было сказано, использование систем видеоконференц-связи при проведении судебного заседания позволит сократить сроки рассмотрения гражданских дел, повысит доступность правосудия, позволит участникам процесса избежать излишних финансовых и временных затрат. К тому же использование систем видеоконференц-связи делает доступным правосудие для лиц с ограниченными физическими возможностями и для лиц, свобода передвижения которых ограничена. Внесение поправок соответствует концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы", утверждённой распоряжением правительства от 20 сентября 2012 года. Законопроектом предусмотрен запрет на использование систем видеоконференц-связи только в случае проведения закрытого судебного заседания. Технические неполадки в системах не исключают возможности их использования в дальнейшем, а являются лишь основанием для отложения судебного разбирательства. Данный законопроект поддержан Правительством Российской Федерации и Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. Заседание нашего комитета по указанному законопроекту состоялось 14 января 2013 года. В электронном виде материалы размещены 15 января 2013 года. В постановлении Государственной Думы устанавливается срок для подачи поправок тридцать дней. В связи с изложенным Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Владимиру Николаевичу вопрос. Понятно, что во время выборных кампаний были и будут судебные иски, в том числе доходящие до рассмотрения в высшей инстанции. Используется ли сегодня вот такой прогрессивный способ скорого рассмотрения дел? Если не используется, то возможно ли это изменить соответствующими поправками? СОЛОВЬЁВ В. Н. Спасибо за вопрос. Я должен ответить таким образом: поскольку избирательное законодательство предусматривает сокращённые, сжатые сроки разрешения всех этих споров, то видеоконференц-связь, телекоммуникации используются при наличии технической возможности и при согласии сторон, участвующих в рассмотрении дела. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Владимир Николаевич, будет ли означать принятие данного закона, что процесс судебного заседания движется, перемещается, так сказать, в виртуальную плоскость и в дальнейшем мы будем иметь судебные заседания, процессы без физического участия всех участников этих процессов? Ну, я, может, немножко гиперболизирую ситуацию, но в принципе. И вторая часть вопроса: если это действительно так, то каким образом будет гарантирована конфиденциальность закрытых судебных заседаний? Потому что известны случаи хакерства, оно развивается, сети взламываются... В чём гарантия будет заключаться? Как будет обеспечиваться защита? СОЛОВЬЁВ В. Н. Спасибо за вопрос. Я должен обратить ваше внимание на то, что в предлагаемом законопроекте прямо предусмотрено, что недопустимо использование видеоконференц-связи, телекоммуникаций при рассмотрении дел, которые в соответствии с законом рассматриваются в особом порядке, в закрытом режиме, недопустимо именно с этой целью - не допустить утечки информации, которая может содержать государственную тайну, которая может содержать конфиденциальные сведения, не подлежащие разглашению. И вот законопроект, который предлагается, говорит, что именно при рассмотрении дела в этой форме судебного заседания недопустимо использовать телекоммуникации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Владимир Николаевич, продолжая рассуждения депутата Локотя, хочу спросить вас: скажите, что, нет технических решений по закрытым заседаниям? Они есть. Есть, кстати, и другие технологии получения информации даже с закрытых заседаний. Вы понимаете, если кто-то поставит такую задачу, то он и сегодня сможет получить эту информацию, это происходит точно так же, как скачивание в сети. Вот какая здесь логика, скажите? И второй момент. Как вы считаете, когда всё-таки система полностью перейдёт на видеоконференц-связь? СОЛОВЬЁВ В. Н. Начну со второго вопроса. Мы можем говорить только о том, что федеральная целевая программа развития правосудия предусматривает проведение этих работ. Под эти работы выделены определённые бюджетные средства, эти работы уже проводились и будут проводиться. Мы надеемся, что в ближайшее время работа будет завершена. Сложность, конечно, заключается в технической стороне этого вопроса, но решение этой проблемы нам облегчит процессуальное закрепление возможности ведения судопроизводства с применением вот этих технологий. И мы сейчас говорим, и Верховный Суд на пленуме на это обратил внимание, и проект закона говорит: надо закрепить законодательно возможность использования видеоконференц-связи на этапе получения сведений (допрос свидетелей, показания сторон, экспертов, специалистов и других лиц, участвующих в деле). Это задача глобальная, и как она будет решаться в дальнейшем - я сейчас не могу сказать, в то же время я хочу подчеркнуть: вопросы обеспечения сохранности тех сведений, о которых мы говорим, это наши, внутренние вопросы, и как это будет обеспечено, за счёт чего - ну, это будут решать суды в меру тех средств и возможностей, которые будут им предоставлены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Сергеевич Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемый Владимир Николаевич, участники судебного процесса, в котором предстоит использовать видеоконференц-связь, должны будут, очевидно, явиться в суд по месту жительства. Можете ли вы предусмотреть для инвалидов первой и второй групп, по крайней мере для тех, кому сложно сделать это физически, возможность устройства видеоконференции на дому? Существуют, наверное, соответствующие портативные, компактные беспроводные устройства? СОЛОВЬЁВ В. Н. Я полагаю, что этот вопрос решаем, такая техническая возможность существует и принятие этого закона облегчит нам решение этой проблемы. Дело в том, что инвалид, который ограничен в своих физических возможностях и не может явиться в судебное заседание, конечно, страдает, его права не реализуются, а вот за счёт этой мобильности, за счёт видеоконференц-связи мы сможем гарантировать реализацию его прав на участие в процессе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Спасибо. У меня вопрос к Александру Сергеевичу. Как видно из законопроекта, он предусматривает использование системы видеоконференц-связи только по инициативе суда. Вот как вы считаете, не является ли это ущемлением прав других участников процесса и не приведёт ли в дальнейшем к какой-то недобросовестности, к коррупционной составляющей? КРОПАЧЕВ А. С. Спасибо за вопрос, Иван Константинович. Данный момент был также отражён в заключении Правительства Российской Федерации. Действительно, в целях обеспечения единообразия гражданского процессуального законодательства и арбитражного необходимо наделить всех участников процесса возможностью заявлять ходатайство об участии в судебном заседании посредством этих систем. Такие поправки будут внесены ко второму чтению, и этот вопрос будет рассмотрен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Андреевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемый Владимир Николаевич, расходы на введение системы видеоконференц-связи в судах составят более 4 миллиардов рублей. Вы уже говорили, но хочу уточнить: эти средства необходимо выделять дополнительно или это можно решить в пределах тех ассигнований, которые уже есть в бюджете по подразделу "Судебная система", если учесть, что в последние два года расходы на судебную систему в полном объёме осуществлены не были? В 2011 году остаток был 600 миллионов, а за одиннадцать месяцев 2012 года остаток более 22 миллиардов, это почти 20 процентов от годовых бюджетных назначений. Какие средства будут всё-таки на это направлены? СОЛОВЬЁВ В. Н. Вопрос носит сугубо финансовый характер, и мне сложно на него ответить. Я могу только сказать, что вы правильно обратили внимание на те суммы, которые потребуют проведения в жизнь, внедрения видеоконференц-связи, а каким образом, как будут использоваться существующие средства, будут ли использованы остатки, которые существуют, я затрудняюсь сказать. Я просто не готов ответить на этот вопрос, так как финансовые вопросы требуют дополнительной проработки, но я думаю, что ко второму чтению такая информация полностью будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Михайлович Мархаев. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Николаевич, вопросы к вам. По сути, на них уже в некоторой степени вы ответили, но я просил бы несколько конкретизировать. В каком году вы планируете внедрить систему конференц-связи в полном объёме? Исходя из заключения правительства и ФЦП "Развитие судебной системы..." полное внедрение возможно будет только в 2020 году, а вы говорите - в ближайшее время. Следующий момент. Вопрос аналогичен замечанию, высказанному Правительством Российской Федерации в официальном отзыве: почему только по инициативе суда может быть использована видеоконференц-связь? Возможно ли по аналогии с арбитражным процессуальным законодательством дополнить состав инициаторов лицами, участвующими в деле? СОЛОВЬЁВ В. Н. Я полагаю возможным ответить таким образом. Начну со второго вопроса: замечание относительно рассмотрения инициативы об осуществлении судопроизводства путём видеоконференц-связи, возможно, будет рассмотрено и учтено ко второму чтению. Конечно, можно рассматривать инициативу суда как узурпацию прав других участников процесса, но это не так. Я полагаю, что возможно законодательное закрепление права и иных участников возбуждать ходатайство о рассмотрении дела с использованием режима телекоммуникаций. Относительно сроков готовности или сроков полного перехода я должен сказать, что желание у нас есть, стремление к этому есть, окончательный срок готовности я не могу обозначить, но это будет в ближайшее время, поскольку сейчас Судебный департамент занимается этим вопросом, соответствующие средства выделены. Думаю, что, с учётом того что у нас введена и действует операционная система судопроизводства как в гражданском, так и в уголовном процессе и коллеги из системы арбитражных судов в полной мере применяют видеоконференц-связь, это будет в ближайшее время. Ну, не через месяц, не через два, конечно, но я полагаю, что в ближайшие год-два это будет полностью реализовано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступление. Покажите список. Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый господин председатель, уважаемые коллеги! Речь идёт об очень важном законопроекте, который знаменует собой новую эпоху. И я думаю, что к практике видеоконференц-связи мы всё больше и больше будем переходить и в других отраслях, как и к практике так называемого облачного производства - удалённого доступа, когда не будет необходимости собираться вместе, так сказать, физически, и это упрощает коммуникацию. Что касается судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи, то я уверен, что в ближайшие годы можно перейти полностью на эту систему. В частности, если говорить об арбитражном судопроизводстве, то, по оценкам, это может быть через четыре года - пять лет, не больше, тем более что если брать арбитражное судопроизводство, то там полная готовность в этом смысле и, наверное, мало каких-то проблем. Что касается того, что мы сейчас обсуждаем, то есть обычных судов, то здесь, конечно, проблем побольше, но тем не менее они решаются. Мне кажется, что и проблемы закрытых судебных заседаний специальными технологическими решениями тоже закрываются. Да, это потребует времени, но закрытые системы связи существуют, они работают. Это отдельная проблема, но тем не менее с использованием таких систем можно проводить и закрытые заседания. Таким образом, вся система существенно упростится, не надо будет доставлять людей в залы заседаний, не нужно будет приезжать свидетелям, и даже судьи смогут работать на самом деле не всегда только в зале суда, если будет необходимо, допустим, они смогут выходить на связь из каких-то других мест, где они будут находиться в это время. Кстати, это может повлиять и на независимость суда в большой степени. Опыт решения вопроса с системами видеонаблюдения на участках для голосования показывает, как быстро в принципе можно решить этот вопрос, то есть действительно это вопрос месяцев, а не лет, вопрос ближайшей перспективы. Также надо сказать, что переход к видеоконференц-связи в этой сфере, может быть, косвенно повлияет и на другие... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у нас после перерыва - "правительственный час", поэтому, чтобы не разрывать обсуждение данного вопроса и не откладывать его до 16 часов, давайте завершим выступления. Нет возражений? Значит, завершаем обсуждение и попросим наших двух уважаемых коллег ограничиться очень короткими, лаконичными выступлениями. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С. Спасибо. Уважаемые коллеги, проведение судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи, как говорилось, уже предусмотрено в Уголовно-процессуальном кодексе и в Арбитражном процессуальном кодексе, поэтому включение данной нормы и закрепление её в Гражданском процессуальном кодексе, безусловно, необходимо. Отвечая на вопрос относительно финансовой части, финансовой составляющей, скажу следующее: в целом на программу "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы" было выделено более 90 миллиардов рублей, точнее, 90,6 миллиарда рублей. В заключении правительства также сказано, что предусмотрены бюджетные ассигнования на информатизацию судебной системы и реализация закона будет осуществляться исходя из этих бюджетных ассигнований. Фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данный законопроект: он нужен, развитие нужно. В федеральной целевой программе предусмотрено использование всех этих так называемых облачных систем, поэтому мы, фракция ЛДПР, повторяю, данный законопроект поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта, потому что, во-первых, он делает более доступным гражданский процесс для всех участников этого процесса, в том числе для лиц с ограниченными физическими возможностями, во-вторых, он позволяет сократить сроки рассмотрения гражданских дел, ну и, наконец, в-третьих, он работает на решение задачи унификации гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович не выступает, докладчик и содокладчик также отказываются от заключительного слова. Уважаемые коллеги, выносим законопроект на "час голосования".
5-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 51 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.