Заседание № 227
О проекте федерального закона № 536512-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" (в части уточнения отдельных требований к органам управления оператора по приёму платежей).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 49, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами". Доклад Аркадия Николаевича Свистунова. СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К настоящему законопроекту поступила одна поправка, она носит в основном кодификационный, лингвистический характер. Комитет по финансовому рынку поддерживает её, включил в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 27 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 51 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Александр Дмитриевич. Комитет по финансовому рынку полностью подготовил к третьему чтению настоящий законопроект, проведены все экспертизы, получены согласования. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 37 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 536512-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" (в части уточнения отдельных требований к органам управления оператора по приёму платежей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами". Докладывает депутат Государственной Думы Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект во многом имеет технический характер, при этом он весьма важный, подготовлен и внесён депутатами Государственной Думы и нашими коллегами-сенаторами. С 1 октября 2023 года вступили в силу поправки в Федеральный закон "О деятельности... осуществляемой платёжными агентами", которые направлены в целом на усиление контроля за деятельностью платёжных агентов, - это правильное решение. В качестве одного из требований там установлено, что нельзя передавать функции единоличного исполнительного органа платёжного агента юридическому лицу, - также решение в целом верное. Но сейчас у крупных компаний, имеющих холдинговую структуру, зачастую одна дочерняя организация имеет статус платёжного агента в сфере ЖКХ. Так как дочерняя организация функционирует в составе холдинга, функции гендиректора выполняет либо материнская компания, либо одна из других отдельных организаций этого холдинга, то есть генеральным директором, по сути своей, является юридическое лицо. Такой тип корпоративного управления исключает риски, связанные с недобросовестными действиями платёжных агентов, плюс это исключает необходимость содержания дополнительных должностей директоров и существенной части управленческого персонала. То есть цели такой практики в холдингах весьма обоснованные и разумные. Но сейчас в соответствии с принятым и упомянутым выше законом о платёжных агентах статус платёжного агента может получить только организация, в которой генеральный директор является физическим лицом. Очевидно, что целью усиления контроля за платёжными агентами было пресечение деятельности недобросовестных организаций, связанной с неполным или с несвоевременным осуществлением расчётов с поставщиками. Но в существующей модели корпоративного управления такие риски в принципе отсутствуют, так как платёжный агент - это и есть холдинговая компания. Примеры: "РусГидро", "Интер РАО", где одна дочка выполняет функции платёжного агента, бывает, в семи-восьми крупных регионах. Кроме того, сама по себе деятельность платёжных агентов - ресурсоснабжающих организаций (а именно о них идёт речь) сегодня полностью регулируется и контролируется государством, установлено, я напомню, более пяти видов контроля различного уровня. При этом законопроект предусматривает, что параметры деятельности организации, которой передаются полномочия по приёму платежей, должны соответствовать всем требованиям и к квалификации, и к деловой репутации, в общем, всему перечню требований, которые предъявляются законом к самим платёжным агентам. Государственно-правовое управление, Правительство Российской Федерации, Банк России, Комитет по финансовому рынку законопроект поддержали. Принимая во внимание изложенное, прошу, коллеги, также его в первом чтении поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. С содокладом выступает Аркадий Николаевич Свистунов. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, Сергей Александрович очень подробно и точно изложил суть предлагаемого законопроекта, я могу в этом случае добавить только буквально несколько моментов. Первое. Комитет по финансовому рынку поддержал настоящий законопроект. И второе. Вот эта передача будет осуществляться по договору, то есть оператор по приёму платежей должен будет заключать договор со своей материнской компанией, и этот договор он должен будет представлять в Центральный банк, а также уведомлять Центральный банк о расторжении этого договора, чтобы сохранялся дополнительный контроль. Ну и кроме того, комитет считает, что это прежде всего приведёт к более чёткой организации работы этих операторов, а также к сокращению издержек, что тоже очень важно в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Уважаемые коллеги, Комитет по финансовому рынку просит поддержать, рекомендует поддержать настоящий законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич. Коллеги, есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Задержитесь, Аркадий Николаевич? Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вопрос авторам. А можете вы привести пример, когда вот действующее ограничение несёт те риски, от которых мы пытаемся здесь уйти? Просто складывается впечатление, что мы сейчас хотим внести поправку в интересах определённого круга компаний, - это, в общем, может быть, и неплохо, но мы меняем систему. Вот хотелось бы понять почему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергею Александровичу Пахомову включите микрофон. ПАХОМОВ С. А. Спасибо за вопрос. Я хотел бы обратить внимание, что мы как раз не меняем систему, а сохраняем её. После принятых нами решений в 2023 году компании, которые как раз осуществляли эти функции, потеряли такую возможность, я имею в виду дочерние компании. И если мы такое решение не примем, вот в этом случае нам придётся поменять большую часть этой системы, что, в общем-то, на рынке, если мы будем менять эту часть, позитивно вряд ли отразится. Можно спорить, хорошая сама система или плохая, но она на сегодняшний день работает, мы хотим техническую часть, запрещающую холдинговым компаниям собирать средства, поправить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна, пожалуйста. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Сергей Александрович, приведите, пожалуйста, примеры таких компаний, которые улучшили бы свои услуги после принятия данного законопроекта для наших избирателей? Какие конкретно компании? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пахомову включите микрофон. ПАХОМОВ С. А. Спасибо большое за вопрос. Вот как раз после того, как мы это решение примем, примем закон, можно будет говорить о том, что должно будет улучшиться. Ну, я назвал самые крупные наши компании, это "РусГидро" и "Интер РАО", холдинговые компании, дочерние компании которых потеряли, ну, по сути, сегодня возможность собирать средства. Мы предлагаем эту возможность вернуть. После того как закон в действие вступит, поговорим, что там за вот эти полгода изменилось либо изменится. Ну, вопрос ваш верный, и мы обязательно такую информацию по итогам мониторинга соберём и представим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Александрович, первый вопрос - о рынке вот этих услуг ЖКХ, которые проходят через платёжных агентов: какая часть из них идёт через эти холдинговые структуры? И второй вопрос: какой процент от суммы берут платёжные агенты в составе холдинга за выполнение своих услуг, скажем так, на общем рынке, по общим правилам? Есть у вас такие данные? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергею Александровичу Пахомову включите микрофон. ПАХОМОВ С. А. В общем и целом я, наверное, сейчас точную цифру не назову, но приблизительно это от четверти до трети рынка сбора платежей в целом. Я ещё раз, коллеги, фиксирую, что до прошлого сентября этот рынок работал, и мы сейчас хотим именно его сохранить. По поводу процентных ставок. Здесь есть разные проценты. Я могу вам привести только один пример: когда я в 2015 году работал главой района, на наших территориях это было 6 процентов, сейчас - 2 процента, то есть в каждом регионе своя цифра, но и работа проводится там достаточно большая. Вопрос, много это или мало, - это всегда вопрос дискуссионный. Если есть такая необходимость, Алексей Владимирович, мы можем представить расчёт, на базе чего вот именно эти 2, или 3, или 1,5 процента появляются, тогда можно будет сказать, много это или мало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Александрович, наличие конкуренции, как следует из основ рыночной экономики, не решает обозначенных в пояснительной записке реальных проблем, которые существуют в ЖКХ. В связи с этим вопрос: не считаете ли вы более правильным создание или передачу полномочий по взиманию платежей от населения единому федеральному оператору на территории России? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергею Александровичу включите микрофон. ПАХОМОВ С. А. Спасибо за вопрос. Всё чаще и чаще звучит тема национализации, я бы так сказал, всей сферы жилищно-коммунального хозяйства. Но для этого мы сначала должны ответить себе на вопрос: а мы, вообще, готовы к этому, достаточно ли у нас сегодня в государственных органах, в федеральных, в региональных людей с необходимыми компетенциями, структуры наши готовы ли к этому? Я тоже с теплотой вспоминаю время, когда около дома был ЖЭК и туда можно было прийти заплатить. Ну, я тогда был маленький, деревья были большими, но в общем и целом это было удобно. Но за 20 лет, за 90-е, за начало нулевых эта система была полностью разрушена - хотя она тоже не была полностью государственной, - и возврат к ней сегодня, в общем-то, мне кажется очень-очень сложным. Что касается создания единого органа, ну, если мы с вами подберём альтернативный, скажем так, вариант, то, что можно сегодня посмотреть, где можно увидеть, что это хорошо работает... ну, давайте поговорим об этом. Мы пока такой возможности не видим, и такого, чтобы что-то стало от этого более позитивным, стало лучше, ну, честно говоря, тоже пока не видим. Но давайте поговорим на эту тему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аркадий Николаевич, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. МАРХАЕВ В. М. Уважаемые депутаты, в зависимости от вида предоставляемых коммунальных и прочих услуг, как правило, бывает несколько операторов, взимающих платежи с жильцов. При этом если даже такие операторы будут входить в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции", то это совсем не является гарантией добросовестности или оперативности доведения платежей до конечного поставщика услуг. Такие посреднические схемы только усугубляют и без того сложную, иногда намеренно запутанную схему взимания и осуществления платежей от населения. У нас сегодня наблюдается катастрофический рост судебных разбирательств именно в этой сфере. Убеждён, что данная инициатива - в угоду обслуживающих организаций, но не населения, поэтому данную инициативу нельзя поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Цед Николай Григорьевич. На рабочем месте включите микрофон. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё раз повторю, что передача функции оператора по приёму платежей, как мы говорим, в рамках определённых холдингов, которые перечислил докладчик, носит, я бы сказал, выборочный характер и не является в целом передачей функции по приёму платежей другим юридическим лицам. Ещё раз, законопроект устанавливает, что ограничение, связанное с недопустимостью передачи функции единоличного исполнительного органа оператора по приёму платежей юридическому лицу (управляющей организации), не должно распространяться на случаи, когда оператор по приёму платежей и управляющая организация, которой переданы функции единоличного исполнительного органа оператора по приёму платежей, входят в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции". При этом оператор платежей и управляющая организация являются ресурсоснабжающей организацией. По-моему, всё очень ясно. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Александрович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Аркадий Николаевич? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 26 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.