Заседание № 50
14.06.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 536-8 "О внесении изменений в статью 116-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за побои).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1692 по 1880 из 6190
8-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 116-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Важный законопроект, он разработан в рамках реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации и направлен на уточнение ответственности за нанесение побоев. Больше полугода комитет работал над законопроектом. Были проведены многочисленные консультации как с Правительством Российской Федерации, так и с ГПУ президента. Поступали различные предложения, вплоть до установления ответственности за угрозы нанесения побоев, однако было принято решение двигаться строго в рамках реализации постановления Конституционного Суда. Всего в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению поступило две поправки, они находятся в таблице поправок № 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Комитет рекомендует рассмотреть таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я прошу вынести мою поправку на отдельное рассмотрение. Речь идёт как раз об отклонённых поправках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой номер? ОСТАНИНА Н. А. 8-я. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 8-я? Там две поправки всего, Нина Александровна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот Ирина Александровна подсказывает: поправка 1. Так, других вопросов по таблице нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправки 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 43 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Переходим к рассмотрению поправки 1. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, во-первых, в соответствии со статьёй 121 Регламента, часть третья, я, как автор, имела право присутствовать на заседании комитета. К великому сожалению, меня не пригласили на заседание комитета, не уведомили об этом заседании, поэтому поправка рассматривалась без моего участия. Я просила бы в последующем, когда будет обсуждение законопроектов и будут рассматриваться поправки от нашего комитета, уведомлять своевременно, с тем чтобы я принимала участие в обсуждении. Поправка касается защиты прав несовершеннолетних и лиц, заведомо для виновного находящихся в беспомощном состоянии, при совершении преступлений, которые квалифицируются по статье 116-1, о нанесении побоев. Я предлагала дополнить эту статью частью третьей и установить более суровое наказание, если такие преступления совершены в отношении особых групп несовершеннолетних и лиц, заведомо для виновного находящихся в беспомощном состоянии. Наказание предлагалось установить до одного года лишения свободы. Ваш комитет, Ирина Александровна, не согласился с тем, чтобы отдельно выделить эту группу детей и особо защищать от такого рода преступлений, как побои. Квалифицирующий признак, который предлагался моей поправкой, не является чем-то новым для Уголовного кодекса. Этот признак есть уже как минимум в нескольких статьях Уголовного кодекса - это, в частности, статья 110 "Доведение до самоубийства", часть вторая; статья 110-1, часть третья; статья 111 "Умышленное причинение тяжкого вреда...", часть вторая. Могу назвать ещё несколько статей, можно перечислять дальше, однако уже это говорит о том, что в уголовном законодательстве эта группа, малозащищённая группа лиц, выделена особо и ответственность по ряду статей в отношении их тоже установлена повышенная. Почему профильный комитет решил отклонить поправку, не защищать особо данную группу несовершеннолетних, беспомощных лиц, для меня остаётся загадкой. Для меня, как для автора, которого забыли пригласить на заседание комитета, вопрос до сегодняшнего дня остался всё-таки открытым. Кроме того, законопроект принимается без учёта замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые были высказаны в первом чтении. В заключении Правового управления ко второму чтению это тоже отмечено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ПАНЬКИНА И. А. Спасибо, Нина Александровна, за вопрос. Ну, прежде всего, приносим свои извинения. У нас по-прежнему комитеты проходят в режиме ВКС, вероятно, произошёл какой-то сбой при направлении ссылки, мы это обязательно впредь учтём. Что касается вашего вопроса по сути. Статья 63 Общей части Уголовного кодекса содержит общее положение по отягчающим обстоятельствам, где как раз содержится ваш признак, то есть применительно к проектной статье 116-1 в принципе данная возможность будет предусмотрена, это первое. Второе, вы перечислили те статьи, которые так или иначе с побоями не соотносятся. Статья 115, о причинении лёгкого вреда здоровью, - там как раз этот признак не содержится. Если бы мы пошли путём установления данного квалифицирующего признака в проектной норме, то однозначно была бы разбалансировка в санкциях, потому что 115-я статья более серьёзная по отношению к проектной преюдициальной норме, не будем забывать это. Поэтому вот такое было мнение комитета. И что касается вашей поправки и поправки Верховного Суда, которая, по нашему мнению, действительно сужает концепцию законопроекта. Здесь это уже в рамках реализации постановления Конституционного Суда, норма уже была признана неконституционной, поэтому мы двигались исключительно в рамках реализации того, на что нам прямо указал Конституционный Суд. Вот именно реализации этого законодательного решения нам важно было добиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 1. Комитет предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 11 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Коллеги, все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 39 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! То замечание, которое было приведено уважаемой Ниной Александровной, Правовым управлением было устранено. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены. Просим поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Желающие выступить по мотивам есть? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 27 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 26
25.01.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 536-8 "О внесении изменений в статью 116-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за нанесение побоев).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5156 по 5422 из 6599
Коллеги, теперь два пункта - 24-й и 25-й; будут с одним докладом и двумя содокладами: 24-й, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 116-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", и 25-й, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представляемые на ваше рассмотрение законопроекты направлены на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2021 года № 11-П. Конституционный Суд признал статью 116-1 УК РФ "Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному взысканию" не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку она не обеспечивает соразмерную уголовно-правовую защиту права на личную неприкосновенность и охрану достоинства личности от насилия в случаях, когда побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, совершены лицом, имеющим судимость за аналогичное по объективным признакам преступление, таким образом, лица, имеющие судимость за насильственные преступления, ставятся в привилегированное положение по отношению к лицам, подвергнутым административному наказанию за противоправные действия, связанные с насилием. Конституционный Суд также предписал установить дополнительный компенсационный механизм для потерпевших по таким делам до дня устранения федеральным законодателем неконституционных аспектов статьи 116-1. В связи с этим в законопроекте № 536-8 предлагается дополнить статью 116-1 УК РФ частью второй, в которой установить ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлёкших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьёй 116 УК РФ, лицом, имеющим судимость за преступление, совершённое с применением насилия. Соответствующее изменение предлагается внести в статью 20 УПК РФ. Законопроектом № 523-8 предлагается внести изменение в статью 333-36 Налогового кодекса, а именно установить дополнительную привилегию в виде освобождения от уплаты государственной пошлины по искам о возмещении имущественного ущерба и (или) морального вреда, причинённых лицами, совершившими административное правонарушение, квалифицируемое по статье 6.1-1 КоАП РФ "Побои", и имеющими судимость по статье 116-1 УК РФ. Такое освобождение будет действовать до вступления в силу закона об установлении уголовной ответственности за нанесение побоев лицом, ранее судимым за насильственное преступление, что позволит уравнять права потерпевших от административно и уголовно наказуемых побоев. Принятие представленных законов окажет позитивное влияние в части предупреждения случаев повторных побоев, которые в последние годы демонстрируют тенденцию к росту: в 2021 году по сравнению с 2017 годом массив таких преступлений вырос в 3,5 раза, количество осуждённых за повторные побои выросло в 5,5 раза. Законопроекты имеют все необходимые согласования. Ряд замечаний, высказанных по ходу прохождения законопроектов, в частности относительно закрепления в проектируемой части второй статьи 116-1 УК ответственности лиц, имеющих судимость за преступления, совершённые с угрозой применения насилия, могут быть дополнительно рассмотрены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Реализация закона (проект № 536-8) не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, согласно законопроекту № 523-8 в случае принятия закона выпадающие доходы федерального бюджета составят 8100 рублей. С учётом изложенного прошу поддержать законопроекты и принять их в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по законопроекту под пунктом 24 Ирины Александровны Панькиной. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как уже было сказано, законопроекты внесены в рамках реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Вообще, хочу вам напомнить, что вопрос о квалификации побоев имеет давнюю историю. По инициативе Верховного Суда в 2016 году побои в отношении посторонних лиц были исключены из Уголовного кодекса, при этом была усилена ответственность в части побоев по отношению к близким родственникам, но данное решение просуществовало недолго, порядка полугода, и 7 февраля 2017 года побои были декриминализированы и переведены в административно-правовую плоскость. В Уголовном кодексе остались только побои, совершённые из хулиганских побуждений и по мотивам расовой и политической ненависти. Однако возникла такая ситуация, при которой лица, имеющие судимость за повторное нанесение побоев, получили более привилегированное положение по сравнению с теми, кто был единожды подвергнут административному наказанию. Последние за новые побои должны идти по уголовной статье, а уже судимые снова могут получить административное наказание. Даже если виновный имеет неснятую или непогашенную судимость по статье "Побои", где сами побои выступают в качестве признака объективной стороны, содеянное оценивается как административное правонарушение - именно на это в своём постановлении указал Конституционный Суд Российской Федерации. Безусловно, общественная опасность повторного нанесения побоев никак не может обесцениваться. Более того, повторность указывает на устойчивость поведения виновного, склонность к разрешению конфликтов насильственным способом. Как отметил Конституционный Суд, именно на эту устойчивость указывает сам факт совершения не только повторных побоев, но и других преступлений, элементом которых выступает насилие. В связи с изложенным, как предложили авторы законопроекта, преюдициальный состав побоев погружается в статью 116-1 Уголовного кодекса, где указано лицо, уже имеющее судимость за преступление, совершённое с применением насилия. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По законопроекту под пунктом 25 содоклад Марии Николаевны Прусаковой. Пожалуйста. ПРУСАКОВА М. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик и содокладчик, по существу, уже раскрыли мотивирующую суть вносимых поправок, в том числе сделали ссылку как раз на постановление Конституционного Суда. В случае принятия закона потерпевшие по административным делам о побоях при подаче в суды всех уровней исковых заявлений о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причинённого теми, кто уже совершал аналогичные деяния в их отношении и получил за это судимость, должны освобождаться от уплаты государственной пошлины. Счётная палата Российской Федерации замечаний по законопроекту не имеет. Комитеты Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и по конституционному законодательству и государственному строительству законопроект поддерживают. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Гладких Борис Михайлович, пожалуйста. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, ну, с учётом того, что мы ранее рассмотрели вопрос, связанный с отягчающими обстоятельствами в отношении тех, кто, будучи опекуном, совершает насилие, преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не считаете ли вы возможным при доработке ко второму чтению всё-таки рассмотреть вопрос о внесении отягчающих обстоятельств в отношении тех, кто совершает побои применительно к членам своей семьи и ранее уже привлекался по этой статье? Понимаю, конечно, что это было упразднено, тем не менее вопрос вернулся - может быть, следует ко второму чтению доработать проект закона? ЗУБОВ И. Н. Ну, прежде всего спасибо за вопрос. На самом деле статья этот вопрос решает, она уже вводит отягчающее обстоятельство, но я в своём выступлении говорил, что ко второму чтению мы можем не только этот, но и другие вопросы обсудить, поэтому сейчас нет смысла глубоко внедряться в эту тему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемые Александр Дмитриевич, Игорь Николаевич, уважаемые коллеги! Пять лет назад в этом зале депутаты Государственной Думы - и я хочу здесь внести ясность - без всякого давления со стороны Верховного Суда, Конституционного Суда допустили, я считаю, очень серьёзную ошибку, вот они, депутаты. Мы были против, и сейчас против, а большинство решило пойти на поводу у неких инициаторов - я не знаю, вряд ли они были из Министерства внутренних дел - и декриминализировали побои, убрали из Уголовного кодекса. Игорь Николаевич, это была ошибка, это была серьёзнейшая ошибка, которая в том числе стоила жизни многим людям. Вот это в разы выросшее количество побоев, этих преступлений уже стало, знаете, как тренд: мигранты, не мигранты, дети и так далее - кулак в ход! Мол, сама Дума провозгласила, что это не криминал, не уголовка, ну, административка, может быть. Хватит, хватит рубить кошке хвост по частям - нужно признать эту ошибку и исправить немедленно! Любое насилие по отношению к гражданину Российской Федерации - это криминал, это уголовка! Вот клевета, посмотрите: у нас клевета - уголовная статья; бутылку бросил пустую - уголовная статья. Много других уголовных статей мы с вами наплодили, а вот побои - это ещё нужно доказать, что у тебя там какие-то физические последствия, и так далее. Вот это большая ошибка. Коллеги, мы настаиваем на том, чтобы любое насилие физическое, применение кулака шло по уголовной статье. Да, может быть, не сразу в тюрьму, вот здесь уже пусть суд решает: 500 часов работ, убирать снег, ремонтировать дороги, на песчаный карьер - и вперёд! Но главное, что вот эта ошибка должна быть исправлена, к чему я вас и призываю. Давайте сделаем это, может быть, поправками; нет - значит, отдельным законопроектом, но эту ошибку надо исправлять. Да, конечно, это разные вопросы. В семье... Вспомните, с чего всё начиналось: шлепки - всё начиналось со шлепков в семье, даже придумали такую вот формулировку. А потом распространили на все отношения - на улице, в транспорте, в обществе и так далее. В этом колоссальная ошибка, даже вредительство было. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н. Буквально одно слово, чтобы мы понимали. После декриминализации данной нормы количество первичных побоев резко сократилось, а количество повторных резко выросло. То есть контингент вот этих дебоширов, которые поднимают руку в том числе на членов своих семей, примерно устойчивый, и с ними вот действительно надо жёстче бороться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчики будут выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 116-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 40 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 13 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.