Заседание № 28

22.05.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 535733-5 "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5787 по 6036 из 6352
Пункт 14 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в    
статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                         
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Постараюсь очень   
коротко. Законопроект предусматривает внесение в часть 1 статьи 5.27 Кодекса    
об административных правонарушениях изменений, направленных на увеличение       
размера административного штрафа за нарушение законодательства о труде и об     
охране труда.                                                                   
                                                                                
Комитет не поддерживает концепцию законопроекта, потому что методы,             
предложенные в нём, не позволяют достичь тех целей, которые заявлены.           
                                                                                
Я уже говорил о том, что мы планируем осенью серьёзно подойти к пересмотру      
положений Кодекса об административных правонарушениях, возможно, многие         
статьи и санкции подвергнутся серьёзной ревизии. Мы сегодня начали проводить    
эту работу, начали, скажем так, с самого злободневного - максимальные размеры   
штрафов будут увеличены. Я думаю, что это коснётся не только санкций, но и      
диспозиций статей. В настоящий момент у нас есть часть 1 статьи 5.27 Кодекса    
об административных правонарушениях, которая охватывает не только невыплату,    
например, заработной платы, но и целый ряд других нарушений законодательства    
о труде и об охране труда, такие нарушения достаточно разнообразны, и в         
настоящий момент за большую часть нарушений законодательства о труде            
наказываются именно по этой статье.                                             
                                                                                
В том случае, если мы примем предложение наших коллег, может возникнуть         
конкуренция норм, что реально осложнит привлечение виновных в нарушении         
законодательства о труде к ответственности. В связи с этим, а также учитывая,   
что официальный отзыв правительства отрицательный, комитет рекомендует данный   
законопроект не поддерживать, отклонить.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список задающих вопросы.                                               
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Дмитрий Фёдорович, скажите, пожалуйста, может быть, более        
целесообразно увеличивать не сумму штрафа, а размер компенсации за просрочку    
выплаты зарплаты? На сегодняшний день согласно статье 236 Трудового кодекса     
размер компенсации составляет одну трехсотую ставки рефинансирования за         
каждый день просрочки. Ну это смехотворные суммы, если учесть, что ставка       
рефинансирования составляет 8 процентов годовых. Может быть, ввести 3           
процента в день? И тогда недобросовестным работодателям будет, в общем,         
неповадно.                                                                      
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо, Дмитрий Иванович.                                         
                                                                                
Я даже добавил бы к тому, что вы сказали. В настоящий момент у нас есть и       
уголовная ответственность, и, как вы правильно заметили, гражданская правовая   
ответственность для тех работодателей и должностных лиц, которые нарушают       
законодательство о труде, в частности задерживают выплату заработной платы.     
Санкции достаточно жёсткие. Единственное, если коснуться вашего предложения о   
резком увеличении, допустим, вот этой процентной ставки, по которой можно       
было бы взыскивать, то здесь очень важно не нарушить права работников, потому   
что в случае, если штрафные санкции будут в несколько раз превышать             
непосредственно сумму задолженности, мы можем столкнуться с тем, что просто     
денег не хватит на то, чтобы взыскать в пользу всех работников. Кто-то          
получит, допустим, с огромными штрафными санкциями, кто-то нет. Тут надо        
разумно подойти и подумать, хотя предложение об увеличении компенсации,         
наверное, разумное.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, сегодня в повестке несколько         
десятков проектов законов предлагаются к отклонению. Мы не один раз говорили    
о том, что предложения регионов мы слишком часто отвергаем сходу. Судя по       
тому, что есть в прессе, ситуация с техникой безопасности на предприятиях       
частного бизнеса очень серьёзно ухудшается. Может быть, мы ошибку допускаем -   
я ещё раз возвращаюсь к этой мысли, - что отвергаем предложение региона,        
который сейчас ставит проблему? Вы нас несколько абстрактно отсылаете -         
осенью. Что такое "осень": в сентябре будет внесён этот проект закона или в     
конце декабря?                                                                  
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Валентин Степанович, мы не отвергаем необходимость пересмотра      
норм Кодекса об административных правонарушениях, вовсе нет, мы говорим о       
том, что проблема существует и вот одним росчерком пера - взяли поменяли три    
слова, грубо говоря, в той или иной статье, ну, в данном случае в статье 5.27   
и решили проблему... Не решили, в том-то и дело. Вы абсолютно правильно         
говорите, что зачастую и норма сформулирована неправильно - может быть, её      
надо детализировать. Нужно очень серьёзно это обсудить со специалистами, а я    
вам, коллеги, доложу, что специалистов по административной ответственности в    
стране очень немного, и большая часть из них в возрасте, если можно так         
мягко сказать. Надо обсудить со специалистами, на сколько можно увеличить или   
какие бы размеры... Сегодня прозвучало, действительно, а какие размеры          
штрафов, если соотносить их со средним заработком, можно было бы вообще         
признать разумными, какие неразумными. Это действительно очень серьёзная        
работа, поэтому если я говорю об осени, то это означает, что осенью мы          
создадим рабочую группу. Вот о чём идёт речь.                                   
                                                                                
Когда будет внесён конкретный законопроект, сказать сложно. Пересмотр           
положений Кодекса об административных правонарушениях - это такая же            
титаническая работа, как, допустим, пересмотр положений Гражданского кодекса,   
первой, второй, третьей и четвёртой частей, - то, что мы рассматривали не так   
давно. Вот та рабочая группа в закрытом, если так можно выразиться, режиме      
работала несколько лет. Точечно вносить какие-то изменения и вроде как самим    
себе аплодировать - вот, мы решили проблему, - это неразумно, это не решает     
проблем, это как бы самоуспокоение, вот в чём дело.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович, присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Что я хотел бы сказать? Намерения авторов законодательной        
инициативы, казалось бы, вполне благие: обеспечить своевременную выплату        
работодателями заработной платы своим работникам. Это и призвано обеспечить     
увеличение в разы штрафа по статье 5.27 КоАП: ударим, так сказать, рублём       
жадного и недобросовестного работодателя. Но давайте разберёмся с этим          
предложением детальнее. Действительно, по данным Росстата, на 1 апреля          
текущего года суммарная задолженность по зарплате в России составила более 2    
миллиардов рублей и увеличилась за год на 225 миллионов рублей, или на 12,5     
процента. Такой прирост задолженности недопустим, ведь за ним стоят судьбы не   
только самих работников, но и их семей. Так что бороться с задержками выдачи    
заработной платы необходимо, в том числе и административными методами.          
                                                                                
Статья 5.27 административного кодекса охватывает полный спектр нарушений        
законодательства о труде и об охране труда, но не касается исключительно        
проблемы задержки зарплаты, поэтому я предлагаю следующее. Если уж              
разработчики законопроекта пекутся именно о своевременной выдаче заработной     
платы, может быть, есть смысл предусмотреть отдельный, самостоятельный          
состав, например статью 5.27-1, об ответственности за невыплату или задержку    
выплаты заработной платы с предлагаемыми размерами санкций?                     
                                                                                
Вот о чём хотелось бы сказать отдельно. Каким бы ощутимым для работодателя ни   
был размер штрафной санкции, надо сначала поймать его за руку и доказать        
нарушение в суде. Нарушитель, конечно, уплатит штраф в бюджет и успокоится,     
но для работника отсутствует весомый стимул вступать в судебные тяжбы лишь      
для того, чтобы получить свою зарплату, к тому моменту уже существенно          
подъеденную инфляцией.                                                          
                                                                                
Как я уже говорил, задавая свой вопрос, думается, что целесообразно было бы     
увеличить не суммы штрафов, а размеры компенсаций за просрочку выдачи           
зарплаты. Действующий размер компенсации, вот что касается одной трёхсотой,     
явно недостаточен. Да и любой руководитель в случае, если работник обратится    
к нему за подобной компенсацией, выплатит её и не почешется и будет дальше      
задерживать выплату зарплаты. Поэтому необходим закон, жёстко увязывающий       
размер заработной платы с временем просрочки её выдачи и устанавливающий куда   
более серьёзные санкции.                                                        
                                                                                
Вот было бы более ощутимым такое, например, наказание для работодателя:         
задержал зарплату за месяц - обязан выдать её в удвоенном размере, за два - в   
утроенном. В этом случае размер компенсации, во-первых, реально защищал бы      
материальное положение работника, сглаживая возникшие для него                  
неблагоприятные последствия задержки зарплаты, а, во-вторых, у людей появился   
бы мощный материальный стимул для того, чтобы обращаться в суды и бороться с    
недобросовестными работодателями.                                               
                                                                                
ЛДПР поддержит в первом чтении данный законопроект. И будем надеяться,          
работодатели почешутся - я говорил уже об объёмах задержки зарплаты - и         
выплатят задолженность по заработной плате. Иначе Государственная Дума во       
втором чтении, будем надеяться, ещё больше ужесточит санкции за невыплату       
заработной платы.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я действительно не пойму своих коллег, которые               
присутствуют в этом зале. Буквально ещё час не прошёл, как проголосовали за     
законопроект, которым установили повышение административных штрафов до          
трёхсот раз от ныне действующей нормы, а теперь ведём разговоры о том, что      
несвоевременно, диспозицию какую-то нарушает.                                   
                                                                                
Я вам просто напомню содержание этого законопроекта, по-моему, многие так и     
не поняли, о чём речь идёт. Речь идёт об увеличении штрафа за то, что           
работодатель не выплачивает заработную плату. Уважаемый Дмитрий Иванович        
Савельев правильно говорил, что вот надо в суд идти, надо за руку ловить...     
Но суд тогда должен применять статью 145.1 Уголовного кодекса, а чтобы по       
этой статье кого-то привлечь к ответственности за невыплату заработной платы    
свыше двух месяцев, надо доказать корыстные намерения руководителя              
организации или другую его личную заинтересованность, потому что эта статья     
применяется только в этом случае.                                               
                                                                                
Я ещё раз подчёркиваю: часа не прошло, как вы проголосовали за увеличение       
штрафов в триста раз. Здесь же, скажем, была норма минимальная - от 1 тысячи    
до 5 тысяч рублей, а предлагают - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Ну вы хоть     
поймите, что здесь-то увеличение всего в два раза, а не в триста раз! Почему    
мы так избирательно принимаем? Там, значит, мы можем в триста раз повышать      
штрафы, а здесь, повысив даже в два раза, боимся затронуть чьи-то интересы!     
                                                                                
Во всех действиях наших, в поведении должна быть какая-то логика, вообще-то.    
Я не вижу никаких проблем в том, чтобы, приняв этот законопроект в первом       
чтении, учесть то, что сказал уважаемый Дмитрий Иванович. Да, при доработке     
ко второму чтению можно было бы учесть все те предложения, которые он           
озвучил, то есть разделить статью 5.27 по различным диспозициям, выделив        
именно те нарушения, которые касаются невыплаты заработной платы.               
                                                                                
Вот нам сегодня по 9-му пункту говорили о защите здоровья, жизни людей. А       
что, невыплата заработной платы - это не нанесение ущерба здоровью и жизни      
людей? Ну вы попробуйте, не получив заработную плату, накормить свою семью,     
расплатиться за коммунальные услуги и всё остальное. Это не только моральный    
подрыв психологического состояния семьи и человека, это ещё и физический        
ущерб! Так вот, когда мы будем голосовать, давайте всё-таки подумаем, почему    
час назад мы проголосовали, Дума, ну пусть "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосовала за     
увеличение штрафа по непонятно каким причинам - нам приводили данные            
Национальной лаборатории внешней политики (вы, кстати, на сайт зайдите и        
посмотрите, что это за лаборатория и кто её возглавляет) с какими-то            
непонятными примерами из западных общественных отношений, так я скажу, или      
правовых отношений и так далее, не приводя никаких... Вот нам Дмитрий           
Фёдорович уже говорил, что нет никаких примеров там или фактологического        
материала, - и в то же время мы отрицаем то, что естественно и необходимо       
сделать.                                                                        
                                                                                
Наша фракция, фракция КПРФ, конечно же, поддержит этот законопроект. Я думаю,   
поддержат и фракция ЛДПР, они уже сказали, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".     
Друзья из "ЕДИНОЙ РОССИИ" (друзья - это я без смеха говорю), вы действительно   
определяйтесь. Почему вы одних хотите загнобить полуторамиллионными штрафами,   
а другим, которые нарушают - и эта тенденция, тренд так называемый, как любят   
многие говорить, только растёт - вы просто боитесь даже пальчиком погрозить,    
на 10 тысяч оштрафовать? КПРФ поддержит, я думаю, поддержат "СПРАВЕДЛИВАЯ       
РОССИЯ" и ЛДПР. Почему "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит - не знаю.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, не будете выступать?                                         
                                                                                
Ставлю на голосование данный проект закона.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              197 чел.43,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    197 чел.                                          
Не голосовало                 253 чел.56,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.