Заседание № 231
О проекте федерального закона № 535408-8 "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, о проекте федерального закона "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", третье чтение. С докладом выступит Максим Анатольевич Топилин. Пожалуйста, Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Формально третье чтение подготовлено, законопроект прошёл все необходимые процедуры, лингвистическую проработку, но я хотел бы буквально несколько слов сказать о том, что достаточно сложная судьба была у этого законопроекта. Хотел бы напомнить, что Нина Александровна Останина с этой инициативой выступила в начале этого года, и мы долго прорабатывали этот вопрос с Правительством Российской Федерации. Хотел бы тоже с этой трибуны поблагодарить представителей Минздрава прежде всего, Министерства экономического развития за то, что вместе с нами уже в ходе подготовки ко второму чтению нашли необходимые правильные формулировки. Хотел бы поблагодарить работников Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, потому что была такая очень точечная, выверенная работа, мы несколько раз прорабатывали эти тексты. Законопроект подготовлен к третьему чтению, мы просим его поддержать, но вместе с тем, Вячеслав Викторович, когда мы обсуждали законопроект в первом чтении, звучали предложения о подготовке вопросов, связанных с административной ответственностью, так как мы вводим новые ограничительные меры, и такая работа уже есть. Мы выявили необходимость того, что требуется изменение классификаторов - и правительство с этим согласилось, уже есть поручение Дмитрия Юрьевича Григоренко по этому поводу, - потому что этот вид энергетических напитков, тонизирующих напитков никак не учитывается в классификации. Для него вводится маркировка, и эта работа тоже ведётся. Ну и требования к техрегламентам, о чём говорили на том же заседании: требуется уточнение, касающееся более внятных предупредительных надписей, и так далее. Все эти вопросы погружены в проект постановления Государственной Думы о принятии этого законопроекта в третьем чтении. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть желающие высказаться по мотивам от фракций? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Но, думаю, Нина Александровна, вы поддержите? Поддержите. Хорошо, в дискуссию тогда входить не будем. Матери и отцы хотят сказать вам спасибо, Максим Анатольевич, об этом будет говорить Нина Александровна. На самом деле, коллеги, это был очень непростой законопроект. И надо сказать спасибо председателю комитета. Вот когда мы говорим "опыт" - он на плечах, нам повезло, что министр Топилин избрался в Государственную Думу и продолжил работу председателем комитета. Нам повезло, что министр Кобылкин избрался депутатом и стал председателем комитета. Вице-премьер Гордеев, министр. И если к нам будут приходить такие профессионалы, то от этого выиграет, самое главное, дело, Дума свой авторитет повысит. Поэтому, коллеги, время демагогии прошло, наступило время работы, ответственное. Покажите список. Наумов, Нилов - кто будет от фракции? Останина уже поняла, что слова благодарности сказаны Топилину, поэтому не успела даже записаться. Нилов, Школкина, Останина. Максим Анатольевич, спасибо вам. (Аплодисменты.) Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Я коротко. Вячеслав Викторович, спасибо вам за то, что вы эту тему поддержали, и спасибо вашему телеграм-каналу - вы часто там подсвечиваете социально чувствительные темы, устраиваете голосования, это серьёзный импульс для последующего принятия законопроектов, особенно тех, которые сначала встречают серьёзное сопротивление у некоторых министерств, ведомств, прежде всего исходя из выпадающих доходов или интересов представителей рынка. Что касается того решения, которое принимаем, это должно быть продолжено, те договорённости, которые у нас были при обсуждении законопроекта в первом чтении, должны быть достигнуты. Нам необходимо вводить вообще стандарт, стандартизацию провести и обязательно маркировать эти банки уже для старшего поколения - продажа их детям будет запрещена, - для того чтобы каждый, приобретая эту дрянь, видел, что он за свои деньги гробит своё здоровье. И не мелким шрифтом это должно быть написано, а чётко, ясно, броско, чтобы взял банку, прочитал и понял, что, если выпил, это прямой путь в последующем к врачу, поначалу к терапевту, а потом уже и в реанимацию можно загреметь. Один молодой человек выпил 15 банок - да, много - и умер. Некоторые молодые люди запивают крепкий алкоголь и попадают к наркологу. Среди молодёжи это модно, среди студентов это особенно модно в преддверии сессии. Мы должны усилить пропаганду и говорить о том, что в любом возрасте это вредно. Ещё раз всем спасибо за участие в принятии очень социально чувствительного и необходимого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Пожалуйста, Школкина Надежда Васильевна, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Останиной Нине Александровне. ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот видите, какая опять несправедливость. В прошлый раз по законопроекту о прабабушках Нине Александровне досталось первое выступление, а теперь мне, а не автору. На самом деле почему я вышла на эту трибуну? Ну, вы помните, когда мы принимали данный законопроект в первом чтении, я себе позволила фразу "Закон хороший, и его принимать надо", и тогда действительно данный законопроект практически единогласно приняли. Но я прекрасно понимаю, что, когда вы отдавали свой голос, вы отдавали его не в мою поддержку и не в поддержку авторов, даже Нины Александровны, вы отдавали свой голос в поддержку самого ценного, что у нас есть, - здоровья наших детей. И я помню ту бурную, живую дискуссию в этом зале, как много было предложений по поводу усовершенствования данного законопроекта и в целом законодательства. Но, учитывая вот тот самый временной лаг, ограничение, а у нас с вами была общая принципиальная позиция принимать этот законопроект именно в весеннюю сессию, мы с вами договорились, что будем решать эту задачу частями: в первую очередь принимаем данный законопроект, а затем уже вносим изменения в другие законы. Коллеги, но, даже несмотря на тот ограниченный временной лаг, нам с вами удалось сделать очень многое. Мы с вами вводим полный запрет продажи несовершеннолетним гражданам энергетических напитков, а не только розничной. Мы с вами даём субъектам Российской Федерации право устанавливать запрет на продажу таких напитков в медицинских, образовательных, спортивных и культурных учреждениях. Мы даём субъектам Российской Федерации право вводить ограничения по времени и местам продажи, в том числе при публичных спортивных соревнованиях и массовых скоплениях людей. И самое главное, мы с вами даём субъектам Российской Федерации не только полномочия по ограничению, но и полномочия по контролю за реализацией положений данного законопроекта. Коллеги, это ещё не всё. Я могла бы ещё рассказать вам, что у нас в постановлении, а в постановлении в первую очередь мы с вами даём поручение не только правительству, но и коллегам из профильных комитетов разработать законопроект, предусматривающий ответственность за нарушение таких правил. Мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, будем поддерживать данный законопроект. Более того, будем контролировать и выполнять поручения, заложенные в постановлении Госдумы, которое для нас является, по сути, тем же самым законом. Но, коллеги, мы сегодня находимся в самом начале пути под названием "Сбережение здоровья детей от воздействия энергетических напитков". И данный закон как раз таки послужит той... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Регламент. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово предоставляется Останиной Нине Александровне, фракция КПРФ. И записался Вассерман Анатолий Александрович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, говоря о поддержке этого законопроекта родительским сообществом, вы сузили диапазон как раз тех, кто его поддерживает. Наш законопроект, ещё не будучи принятым в третьем чтении, уже обрёл международное звучание: вот параллельно с нами внесли поправки в свой кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения наши коллеги из парламента Казахстана, но они уже приняли прямо сразу в трёх чтениях у себя. Правда, они ограничили потребление тонизирующих (энергетических) напитков до 21 года, пошли дальше нас, но я думаю, что, правильно сказала Школкина, мы только ещё на начальном этапе этого большого пути. С учётом того что два года назад подобный закон уже приняли наши коллеги из Белоруссии, у нас есть все основания предполагать, что все государства - члены Таможенного союза примут подобные законы, но сразу хочу обратить ваше внимание, что формулировки везде ровно такие, как и в обсуждаемом нами законопроекте, - это статья 4 технического регламента Таможенного союза, то есть мы не выходим за рамки, за пределы. И мы не можем присвоить себе пальму первенства, сказать, что мы какие-то изобретатели. Как бы мне ни хотелось сегодня нас похвалить, я хочу сказать, что не мы авторы этого законопроекта, потому что авторы - это регионы. Ещё с 2009 года в регионах начали разрабатываться и действуют эти законы, 65 регионов у себя их уже принимают. Михаил Геннадьевич, вы вчера высказывали сомнение по поводу того, что "Буратино" запретят и "Байкал" запретят. Вот поднимите руку в этом зале депутаты, представляющие 65 регионов, где эти законы действуют уже 15 лет, получается, и где бы жаловались дети, что им не продают лимонад "Буратино" или "Байкал". Ну нет таких жалоб, не приходили они ни нам, депутатам, ни в комитет тоже. Поэтому все ваши опасения о том, что у нас перестанут продавать лимонад, основания под собой никакого не имеют. Хочу также успокоить тех, кто высказывал опасение, правда безнравственное, о том, что появятся выпадающие доходы. Ну, сравнивать доходы и здоровье детей - это вообще, конечно, дело последнее, но тем не менее, по данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, из общего числа потребителей тонизирующих энергетических напитков дети, употребляющие на постоянной основе, - 2,8 процента, один раз в месяц - 4,3 процента из общего числа потребителей. И сколько лицемерия! 12 миллиардов банок поставляет на мировой рынок одна известная австрийская компания, которая третье место после колы и пепси занимает, а у себя в стране, в Австрии, запретили продажу энергетических напитков. Что касается предложения поработать и над рекламой, уже депутат Спиридонов эти предложения внёс, изменения в административный кодекс тоже у нас уже абсолютно готовы. Ну и контроль. Мы сомневались в том, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна, вам и Школкиной Надежде Васильевне. Вообще, огромная работа проделана, и если бы не объединение всех в достижении цели, которая сегодня реализована, мы её достигли, то вряд ли бы что-то получилось. Примеры из других стран, конечно, хороши, но нам надо самим эти вопросы решать. Пожалуйста, Вассерман Анатолий Александрович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Я просто хотел поблагодарить коллегу Нилова за замечательное проявление естественной для ЛДПР фантазии, но предупредить его, что если за сутки выпить 7,5 литра не энергетика, а просто воды, то тоже очень не поздоровится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Александрович. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 50 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято За - 407, против - 1, воздержался один. Федеральный закон принят. Поздравляю, коллеги! (Аплодисменты.)
Заседание № 230
О проекте федерального закона № 535408-8 "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (принят в первом чтении с наименованием "О запрете розничной продажи безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Докладывает Максим Анатольевич Топилин. При рассмотрении этого вопроса у нас присутствует статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Олег Олегович Салагай. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект был внесён группой депутатов от всех фракций во главе с Ниной Александровной Останиной, она является главным вдохновителем этого законопроекта. Мы достаточно долго и тщательно отрабатывали пакет поправок к данному законопроекту в связи с тем, что после принятия законопроекта в первом чтении были сформулированы вопросы Правительством Российской Федерации. Эти поправки заключаются в том, чтобы привести наименование энергетических напитков в соответствие с техническим регламентом. Это было сделано в поправках. Также был учтён опыт 65 регионов в части дополнительных полномочий - не только запрет продажи этих напитков детям, но и право субъектов Российской Федерации на введение различных ограничений. И это тоже учтено в тексте законопроекта, в действующих поправках. Ну и главное - это надзор, контроль и надзор, здесь были самые большие дискуссии. Я здесь хочу выразить признательность и сказать спасибо и Министерству здравоохранения, Олег Олегович здесь присутствует, и Министерству экономического развития. Мы смогли найти эти формулировки и чётко прописать контроль и надзор в рамках регионального надзора, для чего субъектам Российской Федерации придётся принять свои соответствующие решения. Десять поправок поступило к законопроекту, принятому в первом чтении, все они в таблице № 1. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, прошу вынести на отдельное обсуждение поправку 5 из таблицы № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Ну, у меня вопрос не по поправкам, а по переименованию. В связи с тем что ограничения вводятся по всем тонизирующим напиткам, мне хотелось бы знать, будет ли теперь запрещён для детей разработанный в советское время в качестве противовеса пепси-коле напиток "Байкал", содержащий тонизирующее и иммуностимулирующее растение элеутерококк, точнее, экстракт из него? Председательствующий. Ответьте на этот вопрос, если можете, Максим Анатольевич, и потом перейдём к таблице поправок. ТОПИЛИН М. А. Действительно, такие вопросы, уважаемый Анатолий Александрович, звучали, и мы на заседании комитета это обсуждали. Ещё раз повторяю, не надо путать тонизирующие энергетические напитки с безалкогольными тонизирующими напитками типа лимонадов, "Байкала" и так далее. Это два совершенно разных технических регламента, и именно в связи с этим были соответствующие замечания правительства, которые учтены. Ответ на ваш вопрос: не будет распространяться этот закон на изобретённый в Советском Союзе вместо пепси-колы "Байкал", не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 5. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 10 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Поправка 5 - Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу обратить особое внимание на поправку 5, поскольку она была предметом обсуждения и дискуссий при принятии до этого законопроекта в первом чтении. Очень много вопросов было по поводу выстраивания механизма контроля, и если в первом чтении мы предложили федеральный контроль, более того, думали это полномочие передать Роспотребнадзору, то после изучения сейчас вот опыта регионов и благодаря последовательной позиции комитета - Максиму Анатольевичу удалось согласовать эту позицию - принято решение о том, что контрольные полномочия останутся у регионов, тем более что 65 регионов такую практику уже имеют. Ну, в каждом регионе, понятно, разные органы исполнительной власти за это отвечают, поэтому данной поправкой высший исполнительный орган субъекта наделяется полномочием учредить тот самый институт, который будет заниматься как раз контролем за розничной продажей безалкогольных тонизирующих напитков, повторяю, несовершеннолетним, коллега Вассерман, к взрослым людям это не относится. Предлагаем проголосовать и за эту поправку, и за законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет необходимости обосновывать, поскольку эта поправка в таблице поправок, рекомендуемых к принятию, и Нина Александровна просто акцентировала на ней внимание. Ставится на голосование поправка 5. Все предлагают её принять. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нарушения Регламента нет. Нарушения Регламента точно нет, а всё остальное - это уже другой вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 06 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается поправка 5. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 30 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А. Иван Иванович, просьба поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 535408-8 "О запрете розничной продажи безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, вот буквально недавно, на региональной неделе, обсуждали законопроект, который мы сегодня 16-м будем рассматривать, - вы сегодня об этом тоже в социальных сетях написали - о запрете продажи энергетиков детям. Это абсолютно правильная и здравая инициатива. Но есть вопрос, который беспокоит многих: как это будет работать с точки зрения правоприменительной практики? Я имею в виду, какая ответственность будет для тех, кто после принятия такого запрета всё равно будет продавать эту продукцию детям (а они будут продавать, мы это прекрасно знаем)? Нужна ответственность для тех, кто продаёт, и для тех, кто владеет этими точками, магазинами. Этот вопрос мы уже задавали, вы помните, вы поручение давали - дать предложения. Пока не услышали конкретные предложения. Можно взять за аналог продажу алкоголя детям, довести примерно до такой же планки по штрафам и по административной и уголовной ответственности. Я считаю, что это будет, ну, довольно-таки справедливо с учётом того урона, который они наносят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, если не возражаете, давайте профильному комитету дадим поручение проработать предложение Бийсултана Султанбиевича Хамзаева, потому что действительно должно быть наказание. И как один из подходов правильно будет рассмотреть в качестве аналога продажу несовершеннолетним винно-водочных изделий. Правильно? Да. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну мы так и поступим. Василия Ивановича Пискарёва я вижу здесь, он присутствует, Крашенинникова нет, попросим первого заместителя. Раз мы будем принимать базовый закон, вводить запрет на продажу энергетиков, а здесь все, скорее всего, это решение поддержат... Коллеги, да? Понимаем, о чём речь идёт. (Аплодисменты.) Соответственно, надо сразу готовить нормы, предполагающие наказание в том случае, если закон будет нарушен. Речь идёт о здоровье детей, мы с вами должны понимать свою ответственность. Давайте такие решения обязательно примем. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, большая просьба довести до сведения депутатов результаты или решение правительства в отношении повышения социальных выплат медицинским работникам скорой помощи. Соответствующее письмо пришло и в комитет, я знаю, и Александр Дмитриевич, возможно, проинформирует. И в отношении заявленных мер поддержки на региональном уровне. К сожалению, ни в Саратовской области, ни в Ставропольском крае социальные доплаты медикам не повышались. Только водителям скорой помощи, это немного другое, Вячеслав Викторович. Мы говорим именно о повышении социальных выплат медицинским работникам скорой помощи, это фельдшеры и врачи скорой помощи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Дмитриевич, есть что сказать? Башанкаев? Пожалуйста, коллега Башанкаев. БАШАНКАЕВ Б. Н., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые коллеги! Да, мы получили ответ от Татьяны Алексеевны, которая нас направила в Минздрав, вчера получили от Минздрава сообщение - с письмом могут ознакомиться все заинтересованные депутаты. Главная идея - определены пункты, по которым были недоработки. Сейчас в регион отправили письмо, протоколы, порядки, соответственно, мы ждём, когда за счёт вот этих поручений будет повышение зарплат. Собственно, вот и всё. Работают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бадма Николаевич, понятно, вы в этом направлении работаете, но ответы расплывчатые. Может быть, нам подготовить соответствующее обращение в правительства регионов, чтобы они данные вопросы у себя рассмотрели? Это полномочия регионов. Если брать основные расходы - повышение зарплат за счёт средств федерального бюджета, то деньги перечислены, а что касается работников скорой, в регионах должны изыскать эти средства и посмотреть, насколько это возможно. Если нет, пускай обращаются в Минфин и в рамках межбюджетных отношений ведут диалог, с них ответственность никто не снимал. У нас такая же ситуация по детям-сиротам, у нас такая же ситуация была по обманутым дольщикам. Посмотрите, сколько денег вынуждены были выделять регионам, для того чтобы компенсировать потери обманутым дольщикам! А первопричина-то в чём? Мэры городов, губернаторы безответственно отнеслись к вопросам контроля за выделением земельных участков, эти участки использовали недобросовестные застройщики, которые фактически создавали пирамиды, в итоге люди не получили жильё, отсутствовал контроль, отсутствовало ответственное отношение к работе. Так же и здесь, поэтому просто надо, чтобы этот вопрос в каждом регионе рассмотрели и прямо ответили, а если не получается, тогда пусть обсуждают с Минфином. Просто, если они этот вопрос не ставят как первоочередной, приоритетный, это неправильно. Есть регионы-доноры, у которых бюджеты сбалансированные, у нас их 30, вот надо посмотреть вместе с бюджетным комитетом, по этим регионам такие решения приняты или нет, и разобраться, поглубже разобраться в этой теме. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вопрос, который поднял сейчас коллега Башанкаев, обсуждался в профильном комитете, да и у авторов этого законопроекта (их 24, в том числе 2 вице-спикера, 10 председателей комитетов) понимание есть, но надо сделать первый шаг - принять базовый закон, на основании которого потом вносить изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс. Тем более что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не Башанкаев, а Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. ОСТАНИНА Н. А. Простите, Хамзаев. Башанкаев - соавтор законопроекта. Простите. Бийсултан Султанбиевич - выговорила. Да, Вячеслав Викторович, но... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Бадма Николаевич - Башанкаев. ОСТАНИНА Н. А. Бадму Николаевича я очень люблю, он это знает, и он соавтор этого законопроекта, поэтому вместе с ним мы прошли... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас, скорее всего, симпатии какие-то к Бадме Николаевичу, поэтому вы, по Фрейду и Юнгу... (Оживление в зале.) Нина Александровна, пожалуйста, продолжайте. ОСТАНИНА Н. А. Вячеслав Викторович, я надеюсь, что вы не сочтёте покушением на ваше авторское право ссылку на ваш телеграм-канал, где провели сегодня опрос: ну, там даже предлагают дальше идти, ругают всех нас, депутатов, мол, что вы только несовершеннолетним запрещаете, давайте вообще запретим. Коллеги, чтобы сделать этот первый шаг, даже ногу занести, полтора года потребовалось! Кроме того, скажу вам честно, отчасти это административно-политическое решение. Не будь опыта у Топилина и не поддержали бы вы, Вячеслав Викторович, а ещё не назначили бы руководителем этой рабочей группы Жукова, который вёл переговоры со всеми правовыми управлениями, мы бы и сегодня его тоже не могли рассмотреть. Убедительная просьба ко всем: конечно, мы должны законопроект поддержать, но, для того чтобы нам успеть его быстрее провести, конечно, требуется работа в профильном комитете, и тут Максиму Анатольевичу нужна, конечно, наша поддержка - всех, в том числе и соавторов, которых вы назвали, и Бийсултана Султанбиевича. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте мы, если вы сочтёте возможным, учитывая, что вопрос, связанный с запретом продажи энергетиков несовершеннолетним, беспокоит всех, рассмотрим законопроект в приоритетном порядке сегодня, среди законопроектов первого чтения его выделим, поставим на первое место. У всех есть понимание, что надо запрещать энергетики. Для детей они однозначно вредны, подрывают здоровье, создают проблемы - им не место в детском рационе. Поэтому, коллеги, давайте этот вопрос рассмотрим, как вы правильно сказали, первый шаг сделаем, а затем уже - есть поручение комитету по безопасности и комитету по законодательству - безотлагательно будут подготовлены предложения по мерам ответственности в отношении тех, кто будет нарушать закон, продавать энергетики несовершеннолетним, мы с вами эту работу также должны проделать. А что касается Топилина Максима Анатольевича, действительно, ему пришлось непросто. Надо отдать ему должное, давайте скажем ему слова благодарности: он прошёл этот путь, его авторитет многое предопределил, это так. Спасибо, Максим Анатольевич. (Аплодисменты.) Коллеги, вот тоже, к слову, в отношении председателей комитетов: роль очень большая. Пожалуйста, Максим Анатольевич. Топилину включите микрофон. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович, будем работать. Безусловно, понимаем все сложности с этим законопроектом, но сегодня действительно надо его в первом чтении принять. И всё-таки я хотел бы, чтобы все понимали, что Александр Дмитриевич Жуков здесь с соответствующими подразделениями провёл всю необходимую работу. Мы, конечно, подготовили проект, но, если бы не он, мы с этой задачей, наверное, не справились бы. Спасибо большое! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Анатольевич, у Александра Дмитриевича удел такой. И надо сказать, вот почему вас поддерживаем? Потому что самое главное, чтобы профильный комитет здесь не снижал активности. А что касается Александра Дмитриевича - по-другому быть не может. Александр Дмитриевич, спасибо вам, вы укрепляете волю наших руководителей комитетов и других, тех, кто колеблется. Нам этот путь надо пройти, защищая здоровье детишек. Родители обращаются, учителя обращаются, и мы видим, что происходит. Вдумайтесь, такая отрава разрешена! Её потребляют, понятно, что кто-то от этого ловит кайф, но на самом деле это всё настолько вредно... Если не остановим, все этот кайф поймают ненужный.
Уважаемые коллеги, в соответствии с принятым решением мы с вами переходим к рассмотрению 16-го вопроса, мы определились, что будем его рассматривать в приоритетном порядке. О проекте федерального закона "О запрете розничной продажи безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним". С докладом выступит Нина Александровна Останина. Содоклад сделает Надежда Васильевна Школкина. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мне кажется, что отношение к этому законопроекту мы уже высказали при обсуждении повестки дня. Хотя мне кажется, что практически никто из сидящих в этом зале и не пробовал энергетики - вот показываю вам эти напитки, - во всяком случае, когда профильный комитет обсуждал законопроект, только один депутат признался, что он намеренно попробовал - и не спал до утра, не знаю, чем занимался. По статистике, только каждый четвёртый взрослый употребляет энергетики, зато их употребляет каждый второй подросток и молодой человек. Если бы вы их употребляли, то мы не обнаружили бы в зале каждого третьего, потому что 35,4 процента испытывают бессонницу. Наверное, вы выпустили бы папку из рук, потому что 30 процентов испытывают тремор, употребив 50 миллилитров... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, прекратите рекламировать эти напитки! Вы поймите, вот опять, коллеги... ОСТАНИНА Н. А. Я пугаю! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да вы не пугаете, потому что некоторые хотят вот так вот взять и... чтобы потом ни о чём не думать, ничего не замечать. А вы сейчас показываете то, что вот, допустим, я первый раз вижу. Не надо. ОСТАНИНА Н. А. И Жуков не видел, хоть он и был главным лоббистом этого законопроекта, он тоже их не видел. Говорю, чтобы понимали, что пьют дети и с чем мы должны бороться. Если, Вячеслав Викторович, вы считаете, что... 35 процентов, выпив 500 миллилитров такого напитка, могут получить ишемическую болезнь сердца, а 16 процентов - инсульт (я не знаю, является ли это пропагандой), если ещё полбаночки, то, получается, плюс 17 процентов - ишемия и плюс 7 процентов - инсульт. Я надеюсь, что достаточно уже привела тревожных симптомов. Что касается воздействия энергетических напитков на детей, тут я, наверное, вас очень удивлю: каких-либо серьёзных исследований у нас в стране на эту тему не проводилось. Есть исследования международные. Замечательные исследования есть в Словении, они говорят о том, что в основном это касается школьников, которые испытывают стресс, усталость и очень хорошо реагируют на яркие этикетки и на цену этих напитков. Когда мы начали разработку этого законопроекта, мы подали запросы в Минздрав и Роспотребнадзор. Официальный ответ: статистика по нанесению вреда здоровью детей и подростков не ведётся. Я так полагаю, что мы сегодня должны всё-таки обязать и Роспотребнадзор, и Минздрав такую статистику вести. Прямого следствия в виде детской смерти от употребления энергетиков, наверное, нет, потому что диагнозы ставятся абсолютно другие, но в 25 процентах случаев это воздействует на мальчиков-подростков, на соматику, и в 16 процентах - на девочек. Пилотные исследования провёл Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава. И всё-таки по нашему требованию сейчас Минздрав обозначил два института - НИИ психиатрии имени Сербского и новосибирский институт пищевой, - чтобы они провели соответствующие исследования по воздействию энергетиков на здоровье детей и подростков. Аргументы в пользу законопроекта. Первый - это, конечно, печальный международный опыт. Шесть государств запретили полностью продажу энергетиков несовершеннолетним, четыре американских штата. Второй аргумент даёт социология. Вот вы, Вячеслав Викторович, нас ругаете, а мы смотрим, сколько у вас на телеграм-канале проголосовало в поддержку этого законопроекта... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не ругаю, более того, попросил Коломейцева не мешать вас слушать. И Макарова Вячеслава Серафимовича. Важный вопрос, очень важный. ОСТАНИНА Н. А. Такая очень хорошая репрезентативная выборка: 319 тысяч приняли участие в голосовании, 90 процентов поддержали наш законопроект о запрете продажи энергетиков детям. Следующий опрос был проведён опять в 2023 году, уже в конце года. А тема была - обязательная маркировка контрастными надписями. Мелкая надпись о том, что не рекомендуется детям до 18 лет... Ну, вряд ли кто-то дойдёт до этой надписи и прочтёт её. Здесь 84 процента поддержки. Ну и я не знаю, сегодня смотрели или нет, Вячеслав Викторович, вы свой канал - там вас ругают: это половинчатый шаг, надо принимать закон о полном запрете, и для детей, и для взрослых. Сам законопроект достаточно лаконичный, в нём всего шесть статей. И определение безалкогольного тонизирующего напитка мы взяли из статьи 4 технического регламента, чтобы нас не упрекнули потом в несоответствии техническому регламенту. Замечания по законопроекту есть, но их вполне можно учесть ко второму чтению, хотя Максим Анатольевич и опасается, что будет сложная работа. Первое из них сегодня коллега Хамзаев уже обозначил - это, конечно, касается наказания. Ну, вы правильно сами сказали, что это ведь уже четвёртый шаг: первый - запрет на продажу алкоголя детям, второй - запрет на продажу табачных изделий, третий - запрет на продажу вейпов. Но и вы, и мы тоже понимаем, что между принятием закона и его исполнением всё-таки пропасть большая. Давайте вместе действительно ускорим принятие законов, которые вводили бы соответствующие наказания, как за торговлю алкоголем, а может даже ещё строже, в административный кодекс и в Уголовный кодекс (при повторной продаже алкоголя уже уголовное наказание, эта норма у нас есть). Так что опыт у нас есть, аналог тоже есть. Я предлагаю, уважаемые коллеги, поддержать тех, кто выступил с инициативой внесения этого законопроекта полтора года назад. И хочу сказать, что среди них два вице-спикера - Анна Юрьевна, спасибо, Борис Александрович, спасибо - и десять председателей комитетов. В принципе в соавторах этого законопроекта все сидящие в этом зале. Прошу вас, обозначьте это своим голосованием. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. А вы заберите... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну конечно! Будет это всё стоять на трибуне, дальше всё это будут снимать - реклама, как вы понимаете, бывает даже отрицательная, но это тоже реклама. Вот смотрите, единственный фотограф, все остальные уже ушли - куда? Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Надежда Васильевна Школкина. Пожалуйста, Надежда Васильевна. ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект, как уже сказала Нина Александровна, был разработан и внесён нашими коллегами - депутатами Государственной Думы, за что им, кстати, отдельное большое спасибо. Он направлен на охрану здоровья, а самое главное - на предупреждение причинения вреда здоровью несовершеннолетних путём ограничения розничной продажи безалкогольных тонизирующих и энергетических напитков такой категории граждан. Коллеги, я думаю, что никто из нас не переоценит значимость данного законопроекта хотя бы потому, что большинство сидящих в этом зале являются родителями, а многие даже бабушками и дедушками и все мы хотим, чтобы наши дети и внуки росли здоровыми, как минимум с сохранённой центральной нервной системой и устойчивым психологическим состоянием. Думаю, в этом зале не нужно объяснять пагубность влияния энергетиков на здоровье даже взрослых людей, не говоря уже о формирующемся, быстрорастущем организме ребёнка, который сегодня наряду с различными стрессами и нагрузками подвергается воздействию дополнительной разрушающей силы, потребляя энергетики. И я согласна с Ниной Александровной, наши граждане уже в принципе прямо и честно высказали в телеграм-канале Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина свою позицию: необходимо запретить. Вместе с тем мы с вами видим, что потребляемое количество энергетиков с каждым годом растёт, особенно в последние десять лет. Наверное, уже не осталось ни одного подростка, который хотя бы раз в жизни не попробовал данный напиток. Что предлагают наши уважаемые коллеги в законопроекте? Во-первых, ввести в законодательство понятие "безалкогольный тонизирующий напиток". Во-вторых, установить запрет на розничную продажу энергетиков несовершеннолетним гражданам. В-третьих, ограничить потребительскую упаковку для продажи таких напитков объёмом не более 500 миллилитров. И конечно, установить государственный орган, который осуществлял бы государственный контроль за исполнением всех этих полномочий. Вместе с тем, к сожалению, понятийный аппарат, понятие "безалкогольный тонизирующий напиток" сегодня не соответствует положениям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", как, собственно говоря, и то, что касается объёма потребительской упаковки. Вы знаете, коллеги, что в соответствии с законом "О техническом регулировании" такая норма не будет носить обязательный характер, а это значит, что нам нужно будет привести её в соответствие или с техническим регламентом, или как минимум с национальным стандартом нашей страны. Коллеги, что касается ограничения объёма потребительской упаковки, я хочу отметить - и мы с коллегами это долго обсуждали, - что данная норма на сегодняшний день в принципе соответствует текущей ситуации на рынке: основная часть такой продукции уже продаётся в упаковке объёмом до 500 миллилитров. Таким образом, если мы внесём такие изменения в том числе в технический регламент Таможенного союза, это не окажет никакого отрицательного воздействия ни на производителей этих напитков, ни на производителей алюминиевой упаковки. И ещё вот Нина Александровна говорила... Законопроектом вводится норма о государственном виде контроля в сфере охраны здоровья детей от воздействия безалкогольных тонизирующих напитков и предусматриваются соответствующие полномочия, которые даются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный контроль в сфере защиты прав потребителей. Мы не будем скрывать, наш комитет ведёт дискуссию с Правительством Российской Федерации на предмет того, необходимо ли вводить новый вид контроля или всё-таки осуществлять контроль в рамках тех видов, которые у нас на сегодняшний день применяются в сфере защиты прав потребителей. Коллеги, мы сегодня много обсуждали и мы вместе с коллегами обсуждали - я скажу вот честно: я думаю, что данный законопроект был бы более эффективным и мы с вами больше сделали бы в борьбе за здоровье наших граждан, если бы, первое, установили полный запрет на продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним детям, а не только в розницу; второе, ввели действительно жёсткую ответственность не только за продажу таких напитков несовершеннолетним, но и за вовлечение их в процесс потребления; третье, обязали производителей такой продукции наносить предупредительную надпись на потребительской упаковке о вреде чрезмерного употребления такого напитка, причём таким шрифтом, чтобы он легко читался, чтобы не надо было его разглядывать с лупой; четвёртое, ввели обязательную маркировку таких напитков, например в системе "Честный знак", которая позволила бы нам очень легко отслеживать весь путь таких напитков... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. ШКОЛКИНА Н. В. Коллеги, я заканчиваю свою речь. Выступление по прошлому законопроекту я закончила одной фразой, которая очень вам понравилась и которая сегодня соответствует и этому законопроекту. Короче, коллеги, законопроект хороший, его надо принимать. Наш комитет поддерживает данный законопроект и просит поддержать его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемые коллеги, вопросы докладчику, содокладчику? Надежда Васильевна, вернитесь, пожалуйста, вдруг будут вопросы. Нет вопросов. Кто хотел бы выступить?.. Есть вопросы. Надежда Васильевна, вернитесь, есть вопросы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вы завершали выступления, от профильного комитета. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Пожалуйста, покажите список. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста. ХАМЗАЕВ Б. С. Ну, это не вопрос, это поддержка. Вот, понимаете, по-любому нас будут смотреть те, кого это касается, - дети. Вы абсолютно правильно говорите, Вячеслав Викторович: мы должны быть внимательны и аккуратны, без рекламы, поэтому здесь важно, чтобы мы и к рекламе подошли максимально принципиально. Вот выходит именитый спортсмен, зарабатывающий миллионы долларов, держит в одной руке энергетик и говорит: "Я в жизни всего добился, потому что пью энергетик". Враньё! И мы должны об этом сказать открыто. Это не просто лоббизм, это обман, враньё, они губят и убивают здоровье наших детей! Энергетик вызывает инфаркт у ребёнка. Инфаркт - это возрастное заболевание, а у нас сегодня дети-инфарктники. Когда такое было?! Об этом надо говорить, и поэтому убедительность обязательно должна быть. Энергетик - это стимулятор, придуманный для экстремалов, а сегодня его пьют детишки, поэтому надо к этому более решительно подходить, я так считаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Бийсултан Султанбиевич. Уважаемые коллеги, это крайне важный разговор. Родители ждут принятия решения, и мы с вами должны исходить из того, что энергетики замаскировали под такой невинный напиток, якобы приносящий пользу, ну, точно не вред, а на самом деле всё наоборот: сердечные заболевания у детей в раннем возрасте и другие болезни провоцируют энергетики. Они не запрещены, они доступны, в итоге мы с вами получаем изуродованных детей. Наша задача - взрослых людей, политиков - защитить маленьких, тех, кто не понимает, что потребляет, ну и, конечно, прекратить эту рекламу, ввести ответственность, жёсткую ответственность за продажу энергетиков несовершеннолетним. Вот этот разговор давайте сегодня составим, с тем чтобы все волнующие вопросы затем отразить в поправках и выработать нормы, которые будут крайне эффективны. Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович. Подготовиться Фаррахову. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Уважаемая Нина Александровна, как вы считаете, как автор, насколько целесообразно одновременно с запретом на розничную продажу ввести также запрет на употребление безалкогольных тонизирующих напитков в общественных местах аналогично тому, как сегодня законом установлена ответственность за распитие алкогольных напитков в общественных местах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останиной Нине Александровне включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Анатолий Борисович, вы наверняка обратили внимание на замечания, которые сделало нам Правовое управление. Мы как раз обозначили в законопроекте запрет употребления безалкогольных тонизирующих напитков в общественных местах, но нас попросили расшифровать, что мы понимаем под общественными местами. Кстати, это уже есть в законе о запрете на продажу алкоголя. Более того, 65 субъектов, которые приняли такой закон у себя, чётко обозначили, где запрещается продавать безалкогольные тонизирующие напитки. Вот я думаю, что мы пойдём по этому пути, по образу и подобию закона о запрете и продаже алкоголя, вплоть до определения расстояния, на котором запрещено продавать эти напитки, мы определим вот эти общественные места. В региональных законах есть разноголосица, да и вообще в законах: в Московской области есть запрет на продажу, а в Москве - нет, поэтому, понятно, как за колбасой, сюда едут за безалкогольными тонизирующими напитками. Конечно, должен быть федеральный закон, не 65 разных региональных законов. Кстати, вот нас упрекают в том, что это противоречит таможенному регламенту, - Надежда Васильевна, а хоть один прокурор в регионе опроверг этот законопроект в связи с несоответствием? Нет, не опроверг. Кроме того, таможенный регламент - 2011 год, 13 лет прошло и ничего не меняется! Давайте тогда отдадим нашему правительству полномочие... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ОСТАНИНА Н. А. Владимир Иванович, ну, вообще, я отвечаю на вопрос. Простите, но... Я думаю, что формулировка должна была... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, тут очень важный разговор, Владимир Иванович, он непростой. Вот то, что сделали Нина Александровна и профильный комитет, Максим Анатольевич, Надежда Васильевна... пройден огромный путь. Ведь у нас, получается, взяли и уравняли лимонады, там, "Байкал", "Тархун" и так далее, с тонизирующими напитками, и если брать техрегламент... Откуда проблемы-то? Вот почему мы, столкнувшись с этим, не смогли сразу выйти на принятие решения? Так, Максим Анатольевич? Мы с вами обсуждали. Нет различия! Поэтому нам надо сейчас принять крайне взвешенное, выверенное решение, понимая, что цель запрета - это именно тонизирующие напитки, которые наносят вред здоровью детей, подсаживают их, делают зависимыми. Понятно, к чему это дальше приводит: этого будет не хватать, рано или поздно начнут употреблять более сильные энергетики - итог плачевен. Нам надо сейчас потратить время, обсудить всесторонне, потому что непростая ситуация. Мы с правительством очень долго вели дискуссию, прежде чем получили поддержку. Да, возможно, нам придётся выходить в наши международные организации, ЕАЭС, и об этом тоже говорить. Но насколько я знаю, ряд стран так же отреагировали, правильно, поэтому у нас союзники есть. Но со своей стороны, мы не должны откладывать это в долгий ящик, надо принять закон как можно быстрее и, самое главное, установить ответственность за продажу этих энергетиков несовершеннолетним. Нина Александровна, пожалуйста. Включите Останиной микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Ну, коллеги, я прокомментировала бы ещё замечание о несоответствии тому самому регламенту Таможенного союза. Речь идёт о статье 9. Но у нас тоже есть предложение. В статье 9 приводится перечень тех самых растительных компонентов, а мы предлагаем дать правительству возможность дополнить этот перечень теми компонентами в пределах допустимых объёмов. Я полагаю, что это вполне демократичная норма, которая всё-таки позволит нам сделать этот законопроект соответствующим регламенту Таможенного союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Надежда Васильевна. ШКОЛКИНА Н. В. Нина Александровна, мне кажется, мы с вами, с одной стороны, вроде бы вместе за, с другой стороны, спорим, как будто друг друга не понимаем. Я ещё раз говорю, формулировка, которая предложена в вашем законопроекте, не соответствует положению технического регламента Таможенного союза, это первое. Второе, если обратили внимание, я в своём выступлении несколько раз давала ссылку на национальные стандарты нашей страны, которые мы с вами можем вполне использовать и пока не используем в полной мере, хотя все другие страны отдают приоритет именно национальным стандартам. Мне кажется, здесь, в этом зале, мы не будем вести такую большую полемику, мы с вами можем в рабочем режиме это отработать и сделать всё правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Молодцы. Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Нина Александровна, очень правильный закон. Законом Республики Татарстан установлена ответственность за несоблюдение ограничений розничной продажи несовершеннолетним безалкогольной продукции и, что очень важно, за вовлечение несовершеннолетних в её потребление. Но вопрос о другом. Этим же законом Республики Татарстан установлена ответственность за несоблюдение ограничений розничной продажи несовершеннолетним товаров, содержащих сжиженный углеводородный газ. Так называемая проблема сниффинга чрезвычайно актуальна. Ко мне сегодня обратились, уважаемый Вячеслав Викторович, избиратели после вашего поста. Дело в том, что с 2018 по 2022 год, по статистике Следственного комитета, более 500 детей погибли из-за этой проблемы. Действительно, идёт вовлечение. Дети этим пользуются. Оказывается... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, 30 секунд. ФАРРАХОВ А. З. Спасибо. Как оказалось, 40 субъектов Российской Федерации, так же как Республика Татарстан, установили ответственность. И у меня вопрос, Нина Александровна, к вам: не считаете ли вы возможным расширить ограничения и решить проблему сниффинга, по крайней мере среди несовершеннолетних детей? И предложение: надо рассмотреть все возможности установления досудебной блокировки сайтов, которые... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Нина Александровна. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Айрат Закиевич, вы совершенно правы. Кстати, я отмечу, что, пожалуй, самый полноценный закон сегодня действует в Республике Татарстан - работающий закон о запрете продажи, потребления и вовлечения несовершеннолетних в употребление безалкогольных тонизирующих напитков. Но я хочу проинформировать вас, что законопроект о сниффинге уже вносился Московской городской Думой, но, к великому сожалению, не нашёл поддержки, не смогли согласовать его и авторы законопроект отозвали. На сегодняшний день какого-либо разработанного законопроекта о запрете в том числе сниффинга у нас нет. Пока нет, его никто не вносил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Колунов Сергей Владимирович, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КОЛУНОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Нина Александровна, большое спасибо, во-первых, за инициативу. Прекрасная, правильная инициатива, особенно когда речь идёт о здоровье наших детей. У меня к вам вопрос: поскольку вопрос нужно решать комплексно, подразумевается ли законопроектом какое-то ограничение рекламы? Не секрет, что сейчас российские блогеры навыпускали огромное количество своих авторских энергетических напитков и распространяют через Интернет, а там в основном несовершеннолетние, дети. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останиной включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сергей Владимирович, к сожалению, вот этот законопроект - самостоятельный законопроект, который запрещает только розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков. Но нам требуется, конечно, вносить комплексные изменения, должно быть межотраслевое регулирование. Мы уже говорили об изменениях и в Кодекс об административных правонарушениях, и в Уголовный кодекс, и, конечно, в закон "О рекламе". Но прав был депутат Хамзаев: с каким трудом вот это работает! Тут же в Государственной Думе появится лобби. Помните, вот что касается запрета на продажу пива, мы сколько лет боролись? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас с вами не появится лобби, не появится. Каждый должен это понимать: лобби не появится. ОСТАНИНА Н. А. Хочется надеяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас, Нина Александровна, принят закон о конфликте интересов, и, как только у нас появятся такие попытки, сразу давайте выносить это на обсуждение. Есть действенные меры борьбы с лоббизмом, особенно в этой сфере. Все мы понимаем, чем это может быть чревато, здесь речь идёт о жизни и здоровье детей. Давайте мы все, это понимая, сделаем всё от нас зависящее, чтобы никто не привнёс изменений. Вот будем идти так, как сейчас проговорим, и дальше внесём изменения во втором чтении, которые будут ужесточать требования. И порядок наведём. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Ну, требуется внести изменения в законы "О качестве и безопасности пищевых продуктов", о чём, кстати, говорила Надежда Васильевна, "О техническом регулировании", "О рекламе". Поэтому, конечно, повторяю, это большая работа, но мы сделали вот хотя бы первый шаг на пути защиты здоровья наших детей. Вы правы, Вячеслав Викторович, когда говорите, что никакие деньги не стоят здоровья детей, потому что всё равно начинают придумывать... Безалкогольное пиво - ну мы же понимаем, что такое реклама безалкогольного пива, поэтому и здесь не допустим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вам спасибо. Пожалуйста, Корниенко Алексей Викторович. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Вопрос Надежде Васильевне. Уважаемая Надежда Васильевна, вопрос вам, как представителю ответственного комитета по данному законопроекту: вот в статье 6 определён срок вступления закона в силу - 1 сентября, понятно, ко Дню знаний, - а мы успеем пройти всю соответствующую процедуру, чтобы этот закон вступил в силу именно с 1 сентября текущего года? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот, Алексей Викторович, уже ровно то, о чём мы только что говорили. Вы что, хотите нас сбить с пути в защите здоровья детей? Да, мы ставим такую задачу: к 1 сентября чтобы нормы закона заработали. Ну а у вас сомнения возникают? Если сомнения, скажите, что сделать для того, чтобы эта норма заработала. А вы сейчас начинаете нам размывать уже позицию: а вот, может быть, не успеют. А сидите рядом с Ниной Александровной. Нина Александровна, пересядьте! (Оживление в зале.) Идёмте к нам, у нас вот, видите, вакантные места скоро будут (кроме Мельникова, он ушёл в Совет Федерации, Гордеев тоже). Вы сразу останавливайте товарища по партии! Один человек может ошибаться, а партия не может. Как отошёл Геннадий Андреевич, так всё сразу, видите, и поплыло. Надо отвечать на это? Мы сами должны быть более целеустремлёнными в решении таких вопросов, а то, там, получится, не получится... Послушайте, уже все наелись, длительное время всё это работает, сейчас вышли на решение, примем, установим запрет, будем делать всё, чтобы ребятишки были защищены. А из-за этих сомнений понятно, чем может закончиться. Пожалуйста, Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Прежде всего спасибо коллеге Фаррахову за очень наглядную иллюстрацию известного правила: как только человеку запрещают какой-нибудь способ проламывания черепа изнутри, так он тут же находит новый, вот в данном случае это способ, именуемый "сниффинг". А вопрос разработчикам такой: предполагается ли в дальнейшем запретить потребление детьми кофе без витаминных добавок? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кому вопрос? Ну вот опять, смотрите, исходя из обсуждаемой темы: всё то, что имеет отношение к законопроекту, давайте обсуждать, а если это не имеет отношения к законопроекту, это также можно считать желанием поговорить на темы, которые мы сегодня не рассматриваем. Нина Александровна, вам есть что ответить? Пожалуйста, Останиной включите микрофон. Вы собираетесь запрещать кофе с витаминными добавками, о чём спросил коллега Вассерман, правильно? ОСТАНИНА Н. А. Ну, я всё-таки советую действительно внимательно прочитать наш законопроект. Мы полностью перенесли определение из статьи 4 технического регламента Таможенного союза: тонизирующими напитками считаются безалкогольные и слабоалкогольные напитки, содержащие тонизирующие вещества (компоненты), в том числе растительного происхождения (я их перечислю), за исключением чая, кофе и напитков на их основе. Поэтому коллеге Вассерману отвечу: нет, данный законопроект не запрещает употребление кофе со всеми, там, витаминными добавками. Пейте на нездоровье. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Нина Александровна, не считаете ли вы целесообразным изменить определение понятия "безалкогольный тонизирующий напиток", которое как раз и определил данный проект закона, ну, в дальнейшем хотя бы, определив его как напиток, содержащий тонизирующие вещества (компоненты) в количестве, определяемом уполномоченным федеральным органом, возможно, в сфере здравоохранения? Таким образом мы сможем отрегулировать состав данной отравы. На данный момент, например, в одной банке энергетика содержится 12 ложек сахара, а с 18 лет (а я уверен, что закон мы примем, он крайне важный и нужный) граждане России смогут свободно употреблять энергетики, и к моменту, там, ориентировочно, деторождения такие родители будут иметь зависимость от этого напитка, вы об этом говорили, и появятся инсулинозависимость и, возможно, ожирение. Не считаете ли вы в этом плане целесообразным ввести контроль за составом энергетиков? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Пожалуйста, Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Владимир Владимирович, мы обсуждали законопроект на заседании профильного комитета и сошлись на том, что нам необходимо дополнить статью 9 технического регламента Таможенного союза. Я уже отчасти пыталась, так сказать, вот это дополнение, которое будет предложено ко второму чтению, здесь, в этом зале, ну, что называется, озвучить, проговорить: и иные вещества и компоненты, перечень которых в пределах допустимых объёмов устанавливается Правительством Российской Федерации. У вас второй вопрос в этом, заданном вами: какой это орган? Вы предлагаете Минздрав. А тут давайте смотреть, какой это федеральный государственный контроль и надзор, кто это будет, или санитарно-эпидемиологический надзор. В этой части правительство само должно определиться, но мы сделаем это ко второму чтению. Закономерный вопрос - мы поддерживаем те предложения, которые в нём прозвучали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Алимова Ольга Николаевна. Подготовиться Вяткину. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Да, весьма сложно задавать вопросы, когда большинство из них уже прозвучало. Конечно, хорошо, что и правительство, и большинство наших комитетов поддержали концепцию, правда, с некоторыми оговорками, - такое впечатление, что всё-таки лазейка остаётся для производителей энергетиков. Действительно, беспокоит вопрос о том, как будет реализован контроль. Мы в своё время электронные сигареты запретили, но подростки как курили, так и продолжают практически курить. Я планировала задать вопрос, что пора, так сказать, запретить рекламу, но переформатирую его: готовы ли вы, Нина Александровна и Надежда Васильевна, принять активное участие в том, чтобы ускорить принятие поправок к закону "О рекламе", чтобы была запрещена реклама подобных напитков? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это выступление, предложение или вопрос? Пожалуйста, Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Ольга Николаевна, вы, вообще, соавтор этого законопроекта, поэтому готовы не только мы с Надеждой Васильевной, но и вы готовьтесь. Это первое. К сожалению, этот законопроект не касается производителей. И Надежда Васильевна в своём выступлении уже говорила, что речь идёт только о запрете розничной продажи, я сомневаюсь, что есть оптовые продажи детям. Но мы никак производителей тут не ограничим, потому что взрослые по-прежнему будут потреблять безалкогольные тонизирующие напитки, ибо закон касается только запрета продажи этих напитков несовершеннолетним. Но я понимаю, о чём вы говорите, и мы сегодня с этого начинали: от нас требуют установления полного запрета. Кстати, сходите в наш думский магазин: там стоят энергетики, которые я представила на трибуне, мы их ровно там и купили, только нигде не написано, что это энергетические напитки, написано, что вода, посмотрите в магазине у нас здесь, в Думе, в переходе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, если хочешь что-то изменить, начни с себя - есть предложение: давайте запретим продажу энергетиков в думских буфетах, магазинах, начнём с себя. (Аплодисменты.) А потом, вообще, надо разобраться, кто попивает эти энергетики, а потом в зал приходит или готовит законопроекты. Вот коллега Вассерман заулыбался - потребляете втихую, а? (Оживление в зале, смех.) Коллеги, очень правильное и своевременное предложение: начнём с себя - покажем пример. Договорились? Тогда просьба к комиссии по Регламенту и организации работы Думы, Виктор Витальевич, переговорите с нашими соответствующими структурами, с теми, кто формирует поставки продукции в Думу, чтобы больше не было никаких энергетиков в этих стенах. Депутаты поддерживают это решение? (Аплодисменты.) Нет возражающих? Нет. Договорились. И поручим ФСО, если кто-то будет приносить энергетики на работу, изымать. И дальше будем называть, кто этим увлекается. Николай Васильевич, вы что замерли? Грешите этим? То-то, я гляжу, у вас активность с утра. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот-вот... Нина Александровна, хорошую тему вы обозначили, все благодарны будут. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо. Начинать надо с себя, а потом других учить. Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот почему я попросил слова? Сейчас в дискуссии несколько раз звучала проблема вдыхания детьми газов из бытовых устройств, приборов - это зажигалки и газовые баллоны. На эту тему есть предложение о запрете продажи несовершеннолетним соответствующих приборов, устройств, бытовых изделий, содержащих посторонние газы, согласно перечню, утверждаемому правительством, и об ответственности за продажу, административной ответственности. Такой законопроект на прошлой неделе мы с коллегами направили в правительство для получения отзыва. Так как речь идёт о КоАП, надо сперва получить официальный отзыв. Как только получим, мы коллег из всех фракций пригласим обязательно подписать, присоединиться к числу авторов этого законопроекта. Я уверен, что мы в правительстве найдём понимание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это предложение? Хорошо. Уважаемые коллеги, вопросы закончились. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Коллеги, демократия - это процедуры, нормы и правила. Вот коллега Вассерман поднял руку, имеет полное право. Включите режим записи... Провели уже? Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, фракция ЛДПР, Вассерман Анатолий Александрович. Надеемся, не от фракции? Нет. Спасибо. А потом заключительное слово будет, Надежда Васильевна, у вас и у Нины Александровны. Сегодня мы серьёзное решение принимаем. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, я начну с конструктивного предложения. Пункт 41 - наш законопроект, который предлагается рассмотреть в особом порядке, но он содержит ту самую концепцию, о которой сказала в выступлении Надежда Васильевна, речь идёт о маркировке. Вот если мы договариваемся, что это точно будет ко второму чтению, тогда мы свой законопроект даём право рассмотреть по 118-й статье, соответственно, не будем рассматривать его полноценно. А что касается маркировки, вот мы демонстрируем, как надо маркировать эту дрянь, чтобы было чётко видно, ясно, понятно, что употребление вредно. Любой, кто покупает эту дрянь, должен понимать, что он за свои же деньги убивает себя, губит своё здоровье. Надо отдать должное, мы, депутаты всех фракций, консолидированы в вопросе борьбы за здоровье нашего народа, мы приняли уже много инициатив, но впереди ещё больше. И надо понимать, что, как только мы какие-либо ограничения начинаем вводить, тут же включается контрпропаганда, аффилированные средства массовой информации начинают размывать наши цели, обвинять нас в лоббировании. Когда мы боремся с вейпами, нас начинают обвинять в том, что мы лоббируем интересы табачных производителей, и так далее. На это обращать внимание не нужно, нам надо в своём направлении консолидированно двигаться дальше, это только первый шаг. Вообще, конечно, энергетики - это та дрянь, которая вредит в том числе и старшему поколению, и среднему поколению, не только молодёжи. Хорошая аналитическая передача сенатора Алексея Пушкова была посвящена употреблению энергетиков, там показали, чем заканчивается употребление. Молодые люди оказывались в реанимации, после того как они крепкий алкоголь запивали энергетиком. Студенты, которые готовились к выпускным экзаменам, к сессии, оказывались в реанимации. Молодой человек выпил, да, выпил много, десять банок энергетиков, и ушёл из жизни - молодой человек просто ушёл из жизни, убив себя этими энергетическими напитками. Поэтому в этом направлении надо двигаться. Мы, конечно, как соавторы, поддерживаем законопроект, ну и вносим своё конструктивное предложение: если договариваемся, тогда мы даём право 41-й вопрос, законопроект рассмотреть по сокращённой процедуре. И ещё раз показываю: вот такой должна быть надпись о вреде энергетиков. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Пожалуйста, Вассерман Анатолий Александрович. Подготовиться Фроловой. ВАССЕРМАН А. А. Я с места. Ну, прежде всего сообщу, что есть по меньшей мере два постоянно употребляемых нами смертельно опасных вещества, а именно витамин С и поваренная соль. Смертельную дозу того и другого, точное число, не помню, но это несколько сотен граммов в сутки. Точно так же смертельно опасен и кофе, и, хотя витаминные добавки в энергетических напитках несколько снижают его опасность, потребление его в больших дозах всегда остаётся опасным. Поэтому надо как-то ограничивать, предупреждать передозировки. Один способ я уже предлагал - запретить добавлять в кофеинсодержащие напитки подсластители; можно, наверное, придумать ещё что-то. Но если мы просто запретим продажу энергетиков или кофе несовершеннолетним, мы этим добьёмся только того, что всё это по просьбе несовершеннолетних для них будут покупать совершеннолетние, как сейчас покупают курево, алкоголь, ну и, наверное, ещё многое другое, о чём я просто не знаю. Соответственно, если мы сейчас примем законопроект в таком виде, мы, несомненно, достигнем одной цели - рекламы всех, кто его разрабатывает и за него проголосует, но главная цель, защита здоровья несовершеннолетних, таким способом не достигается, и мы это знаем на примере многих других вредных веществ. Соответственно, лично я, естественно, буду голосовать против. Не знаю уж, кто последует моему примеру, но я хочу, чтобы все знали, какие подводные камни мы закладываем на своём пути подобными законами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Фролова Тамара Ивановна. Подготовиться Хамзаеву Бийсултану Султанбиевичу. ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мне, конечно, тягаться с таким знатоком, как Вассерман, наверное, смысла никакого нет. Но после вашего выступления я, как врач, удивлена некоторыми позициями, которые вы сегодня обозначили. Знаете, уважаемые друзья, три десятка лет назад средняя продолжительность жизни не была такой, как сегодня, и мы не разрабатывали план мероприятий, чтобы увеличить среднюю продолжительность жизни, да и диспансерная группа детей уже в начальных классах не была такой значительной, особенно по гастроэнтерологическим заболеваниям и заболеваниям психического характера, потому что дети, да и взрослые в большей степени пили парное молоко и ели молочные продукты, но не приобретали энергетические тонизирующие напитки. То, что мы сегодня говорим (первый шаг делаем) о розничной торговле энергетическими, тонизирующими напитками - это не кофе, не чай, это энергетические, тонизирующие напитки, - замечательно, и я, как выступающий от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и как врач, и как мать, и как бабушка, только руки свои поднимаю вверх, потому что это шаг совершенно правильный и нужный, это нужно делать в обязательном порядке. Маркетологи сейчас этим очень грамотно пользуются: вот я с внуком иду в школу и вижу яркие банки, очень яркие, которые стоят в нижнем, самом видном ряду, - так они привлекают наших ребятишек к этому, и мы даже не понимаем, как они даже из-за этих баночек пытаются это приобрести. А это наносит детям, нашему подрастающему поколению, непоправимый вред. Если мы с вами заботимся о состоянии здоровья детей, мы этот законопроект в обязательном порядке должны поддержать, а потом ещё делать шаги дальше, чтобы не только о розничной торговле говорить, но и о многом другом, о чём сегодня многие очень грамотно говорили. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает законопроект и будет голосовать за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Ивановна. Пожалуйста, Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. ХАМЗАЕВ Б. С. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович, и за дискуссию, и за поднятую тему. Я вот в своё время увлекся, может быть, какими-то историческими в том числе вопросами благодаря коллеге Вассерману и его передаче и хотел бы здесь не спорить, а напомнить ему, наверное, про такую историческую личность, умницу тоже своего времени, как Зигмунд Фрейд, который в 1884 году прочитал про удивительные свойства кокаина, потом подсадил на этот кокаин себя, мать и жену, угробил жену и мать, а потом до конца жизни боролся против кокаина. Ну это просто чтобы понимать: есть горе от ума, когда кажется, что это правильно, а по сути, наоборот, не на ту мельницу, что называется, воду льём. Мы всё-таки надеемся, что и коллега Вассерман тоже изучит вопрос более детально, поймёт, что... Я предлагаю акцентировать внимание на том... и здесь же поддержать позицию коллеги Нилова, который говорил про маркировку этой тары, этой продукции. Примерно в 1990-1991 году, когда энергетики вообще появились на рынке, там было написано: ни в коем случае не употреблять беременным. Эта надпись через год-два оттуда в силу маркетинга пропала, потому что вопросы люди задавали, почему, в чем опасность и так далее. То, что мы запрещаем продажу детям, - это абсолютно, железобетонно правильно, то, что мы должны усовершенствовать процесс, порядок ответственности, тоже железобетонно правильно, но мы не имеем права остальной части нашего общества не подметить, не указывать, что энергетики опасны для здоровья всех, и здесь, я считаю, маркировка тары, наверное, была бы такой справедливой мерой. И вот здесь я хотел бы пример привести... Нам говорят про Таможенный союз - я хотел бы напомнить вот о чём. Соглашение о Таможенном союзе мы впервые подписали с Казахстаном, это было первое государство на постсоветском пространстве, которое с нами его подписало. И мы приняли с вашей подачи, Вячеслав Викторович, в прошлом году антивейповый закон - но в ограниченном формате, без запрета, потому что, говорили, Таможенный союз. Но казахи после нас, через три месяца, приняли закон о полном запрете: они запретили производство, продажу всего, что связано с вейпами, в полной мере, и Таможенный союз им не помешал. Так же будет в данном вопросе, вот я вам говорю, могу с любым из коллег поспорить: мы сейчас примем закон про энергетики - и они запретят их в полной мере. Поэтому когда мы определяемся по союзам и многие другие действия совершаем... в первую очередь, я считаю, мы должны акцентировать внимание на своих национальных интересах, нацбезопасности и защите здоровья, и не только подрастающего поколения, но и всех нас, вместе взятых. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Бийсултан Султанбиевич. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", конечно же, поддержит данный законопроект. Да, может быть отдельное мнение у нашего коллеги Вассермана. Но хочу отметить, что за продажу, распространение, предоставление запрещённых для молодых людей сигарет, алкоголя, вот данной продукции, существует административная ответственность, а может быть, нужна даже и уголовная, поэтому вот эти доводы, что всё равно обойдут закон... Тогда любой закон можно, получается, обойти - для этого есть другая ответственность, более жёсткая, и она должна быть усилена, может быть, если это приобретёт какой-то массовый характер. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Пожалуйста, заключительное слово, Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я могу лишь поблагодарить всех за конструктивную дискуссию, а главное - за конструктивный подход и, честно говоря, за политическую волю. Вячеслав Викторович, знаю, что, да, полтора года мы работали, но, не вмешались бы вы, я сомневаюсь, что этот законопроект сегодня обсуждался бы на заседании Государственной Думы. В то же время Александр Дмитриевич Жуков... Вы его критикуете за излишнюю демократичность, но мне кажется, что именно это помогло ему урегулировать спорные вопросы и довести законопроект до первого чтения. Хочу ещё раз успокоить Максима Анатольевича, который очень переживает за то, что мы действительно... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Либеральность, а не демократичность, это разное. ОСТАНИНА Н. А. Но я намеренно так сказала, потому что у нас термин, употребляемый вами, стал таким ругательным, с отрицательным смыслом, а Жуков - человек положительный. И очень хочется, чтобы, конечно, мы успели сделать это к 1 сентября, потому что, к великому сожалению, статистика свидетельствует, что как раз школьники ищут возможность поднять себе настроение в канун замечательного Дня знаний. Крым, Тула, Республика Алтай... Кстати, возбуждены уголовные дела по статье 109, часть вторая, Следственным комитетом, поэтому говорить о том, что это останется безнаказанным, мы просто права не имеем. И я не могу принять упрёк в саморекламе в адрес авторов законопроекта и всех сидящих в этом зале. Мне кажется, что саморекламой грешите сейчас вы, Анатолий Александрович, потому что вы будете единственным депутатом, проголосовавшим против, и о вас наверняка расскажут сегодня средства массовой информации, а мы все здесь, консолидировавшись, наверное, потерялись в общей массе. Но это и замечательно, потому что этот законопроект стал законопроектом Государственной Думы. Мы не претендуем на авторство, и это очень здорово, что теряют уже авторы, наверное, право называть себя таковыми, потому что нас поддержали все сидящие в этом зале, кроме Вассермана. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Александрович не скрывает, что он принимает этот напиток, поэтому что здесь можно сказать... Пожалуйста, заключительное слово, Школкина Надежда Васильевна. ШКОЛКИНА Н. В. Добрый день ещё раз, уважаемые коллеги! Вы знаете, в силу своего характера я не имею такого как бы морального права занимать страусиную позицию и прятать голову в песок, когда проблема существует. Сколько бы мы с вами проблему ни замалчивали, она рано или поздно стукнет - и стукнет очень больно. И сегодня эта проблема бьёт по самому дорогому для нас - по здоровью маленьких детей. Сегодня президент поставил нам задачу народосбережения, и эту задачу мы можем решать разными путями, в том числе таким законопроектом. Мы можем здесь долго эмоционировать, спорить, соответствует, не соответствует, но я считаю, что надо, во-первых, принять данный законопроект в первом чтении, во-вторых, определить вообще предмет, к чему мы дальше будем привязывать ответственность, - запрет рекламы, предупредительные надписи и так далее. Сделать это надо максимально оперативно, ведь у нас с вами есть в хорошем смысле великий лоббист (и это не комплимент) в лице Председателя Государственной Думы, который, я надеюсь, нам поможет этот законопроект принять в максимально короткие сроки. Спасибо ещё раз. Короче, коллеги, законопроект хороший, его надо принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна. Полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию. Хочу обратить внимание на то, что голосование у нас поимённое, избиратели будут знать своих героев. Ставится на голосование проект федерального закона "О запрете розничной продажи безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним", 16-й вопрос. Первое чтение. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 19 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято За - 404, против - 1, воздержался 1. Законопроект в первом чтении принят. Уважаемые коллеги, поздравляю! (Аплодисменты.) Важно теперь ко второму чтению не растратить целеустремлённость и желание решить эту проблему и прийти вот с такой же консолидацией, убедив двух наших коллег во вреде этих энергетиков. Кстати, в буфете, мне вот уже доложили, убирают энергетики. (Аплодисменты.) Так что всё зависит от нас. Спасибо, Нина Александровна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну сходить сходите, но лучше забудьте уже этот вид напитков. Ну а зачем тогда?.. Опять разрекламировали здесь, теперь вы пойдёте в буфете искать, спрашивать будете.