Заседание № 206
17.12.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 535071-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" в части введения статуса средства массовой информации - иностранного агента".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6172 по 6278 из 7910
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" в части введения статуса средства массовой информации - иностранного агента". Евгений Алексеевич Фёдоров, пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию проект закона о внесении изменений в Закон "О средствах массовой информации" в части введения статуса средства массовой информации - иностранного агента. Закон содержит три основные новеллы: во-первых, в случае если иностранное финансирование средства массовой информации, освещающего политическую деятельность, превышает 25 процентов, у него появляется этот статус - иностранный агент; во-вторых, вводятся меры контроля за финансированием таких средств массовой информации, которые устанавливаются правительством; в-третьих, формируется реестр, в котором граждане могут видеть эти средства массовой информации. Этот закон обсуждается уже около двух лет, и я благодарен комитету за принятие поправок, близких по содержанию закону об ограничении доли иностранного капитала в средствах массовой информации в России, который был принят недавно и решает проблему, но только частично, потому что мы понимаем, что подставным владельцем СМИ может быть Гудков, Пономарёв, да кто угодно, и мгновенно все эти СМИ выходят из-под действия закона. В то же время изучение методик успешных государственных переворотов, организованных хотя бы даже нынешним послом США в России, например, в Грузии, на Украине, показывает, что роль СМИ ключевая. Фактически основные СМИ страны-жертвы перехватываются на последних стадиях госпереворота, приблизительно за месяц-два до основных событий. Сейчас мы видим резкое ухудшение ситуации в экономике, которое запускает эти события, а в дальнейшем мы удивимся тому, что основные, крупнейшие средства массовой информации вдруг начнут вести себя подобно "Эху Москвы". Ну это такая методика: Госдепартамент США устанавливает контакт с существующими редакциями на финансовой, идеологической основе, на основе политического прикрытия, то есть обещая соответствующую государственную поддержку тем редакциям, которые будут участвовать в государственном перевороте. Например, при смене сотрудников редакции одной из радиостанций здесь, в Москве, я лично разговаривал с новыми редакторами, и выяснилось, что старая редакция получала деньги по официальному договору за упоминание имени Ходорковского. Это довольно крупная радиостанция, которую все москвичи слушают. Здесь вроде бы никто ни при чём, однако за этим, за такими событиями скрываются определённые финансовые механизмы. Этот закон заблаговременно вскроет эти связи для общества и государства и позволит блокировать такого рода действия в критической ситуации. Мы видим, что подготовка майдана в России уже началась, - об этом говорил вчера, например, министр иностранных дел, да, собственно, никто этого и не скрывает. Началось уже падение уровня жизни, и работа пятой колонны, и многое другое, всё, так сказать, по плану, но решающие события будут в 2015 году. Соответственно, авторы закона предлагают не ждать этих событий и решать эту проблему заблаговременно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Владимирович Туманов. ТУМАНОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, хотел бы выразить огромную благодарность депутату Фёдорову за интересные законы, которые он периодически вносит и которые мы с большим удовольствием обсуждаем в комитете и обсуждают в СМИ. Что касается данного законопроекта, я хотел бы начать с маленького четверостишия, которое я вспомнил, я читал это стихотворение на детском утреннике, это стихотворение про Алёшу и про пуговку, которую он нашёл в пыли, - может быть, кто-то из вас помнит стихотворение, - а на пуговке были иностранные слова, он отнёс её начальнику заставы, и они поймали шпиона. "А пуговки-то нету у левого кармана, / И сшиты не по-русски широкие штаны, / А в глубине кармана - патроны для нагана / И карта укреплений советской стороны". Теперь перейду к самому законопроекту, постараюсь очень коротко. Законопроект, ещё раз скажу, интересный и, наверное, нужный, потому что, как нам постоянно говорят, кто контролирует информационное поле, тот контролирует практически всё. Но в этом законопроекте масса юридических несуразиц, над текстом авторы почему-то не поработали. Так, средства массовой информации по закону о печати вот на этом пункте всегда спотыкаются, когда пытаются реформировать Закон "О средствах массовой информации". Так вот по этому закону средства массовой информации не являются юридическим лицом и не являются участником имущественных отношений, а значит, не могут финансироваться, приобретать имущество, равно как и распоряжаться им. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что средство массовой информации - иностранный агент должно получать финансирование от иностранных источников в объёме не более 25 процентов от собственных доходов, но словосочетания "собственные доходы" также нет в законодательстве. Следующее. Законодательством Российской Федерации также не предусмотрена регистрация в реестре средств массовой информации иностранных агентов. Также в законодательстве нет понятия "освещение политической деятельности", поэтому подвести под этот закон можно будет всё что угодно, абсолютно любую деятельность, даже деятельность газеты "Ваши 6 соток". Кроме того, я хотел бы напомнить слова Владимира Владимировича, которые он неоднократно повторял - сразу тише стало в зале! - в том числе и на том самом совещании в Ялте, о том, что мы крайне заинтересованы в инвестициях. Понимаете, инвестиции - это кровь экономики, и если мы будем сейчас в разных отраслях обрубать инвестиции (а средства массовой информации - это крайне недофинансированная отрасль, крайне недофинансированная, повторяю, не идут туда деньги), то мы просто-напросто обвалим эту сферу. Поэтому давайте проголосуем так, чтобы не было потом нам стыдно за такие законопроекты. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Давайте прервёмся на голосование, а потом продолжим обсуждение этого законопроекта.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6857 по 7312 из 7910
Продолжаем обсуждение 30-го вопроса повестки дня. Будут ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Евгению Алексеевичу, но прежде этого я хочу выразить восхищение аргументом комитета против принятия этого закона: дескать, если мы запретим финансирование иностранцами наших средств массовой информации, то у нас всё рухнет, всё пропадет. Это, знаете, напоминает другое: если ты хочешь повеситься, то иди в магазин, купи веревку и мыло, - и будет всё нормально. А вопрос мой в следующем. Евгений Алексеевич, 25 процентов вы оставляете для финансирования иностранцами, мне кажется, что даже если 5 процентов или 2 процента там будет иностранных инвестиций, всё равно это средство массовой информации будет работать на чужое государство. Почему вы вот эту цифру установили? Нельзя ли было сразу, полностью, так сказать, если?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Алексеевич Фёдоров. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо большое за вопрос. Мы это установили исходя из возможной ситуации в каком-либо средстве массовой информации, когда как минимум нужен какой-то переходный период, такое может быть. Мы считаем, что 25 процентов - это всё-таки не до такой степени критично, хотя ваша логика абсолютно правильная, я с ней согласен, и в будущем, я думаю, вообще не должно быть такого, но, поскольку у нас, как вы видите, общество к этому ещё не готово, мы решили, что нужен какой-то компромисс. И я абсолютно поддерживаю первую часть вашего выступления и напоминаю уважаемому представителю комитета, Андрею Владимировичу, что только недавно Госдума как раз ввела запрет на иностранную собственность в средствах массовой информации, поэтому аргумент о том, что они ещё и ограничены будут, выглядит немного издевательски. Это уже запрещено, в том числе именно через ваш комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Евгений Алексеевич, не остановим ли мы вещание первого канала, потому что, если верить СМИ, "Красный квадрат", всякие "зелёные" и другие вообще зарегистрированы в оффшорах, а большую часть контента делают именно они? ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо за вопрос. Да, вы абсолютно правы, эту проблему называют ещё оффшоризацией; по сути, это заграничная юрисдикция, это не только экономики касается, это касается абсолютно всей системы. Просто этот закон не пытается решить всех проблем, но то, что эта система полностью нас не устраивает, - это абсолютно правильно. Мы, кстати, наряду с этим внесли и другой, фундаментальный законопроект, который находится на рассмотрении комитета. Я, кстати, ещё раз благодарю комитет за то, что он одобрил недавно закон, который как-то начал бороться с этой проблемой, введя запрет на иностранную собственность в СМИ. Это было сделано совсем недавно, и мы благодарны ему за это. А в будущем, конечно, надо решать вопросы саморегулирования СМИ - это современный метод, который позволит решить проблему средств массовой информации. Надо решить вопрос об экономике СМИ, надо провести деоффшоризацию средств массовой информации, но для этого надо менять всю систему, а это опять же связано с экономикой - должны быть соответствующие низкие процентные ставки в России. Кроме того, должна быть система рейтингов в России. У нас все рейтинги до сих пор опираются на иностранные механизмы управления, это касается и средств массовой информации, и бизнеса. Вообще-то, нам надо поменять всю экономику, всё в стране, если честно, но есть вещи, которые критичны, и этот закон решает как раз эти проблемы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. У меня к Андрею Владимировичу вопрос. Андрей Владимирович, в то время, когда Госдеп тратит сотни миллионов долларов на то, чтобы дискредитировать нашу страну в глазах мировой общественности, чтобы расшатать ситуацию в нашей стране, в том числе и финансовую, неужели вы думаете, что иностранные инвесторы, которые будут инвестировать средства в наши газеты, в средства массовой информации, будут это делать для того, чтобы рассказывать, допустим, о том, как выращивать картофель или морковь? Неужели вы действительно в это верите? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Туманову включите микрофон. ТУМАНОВ А. В. Если вы внимательно почитаете закон о печати, вы увидите там, что инвестор не имеет права вмешиваться в редакционную политику, поэтому достаточно соблюдать закон и следить за соблюдением закона, и тогда не надо будет опять придумывать, так скажем, очередную волну шпиономании - шпиономания не решает проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к Андрею Владимировичу, представителю комитета. Андрей Владимирович, вы правильно, с моей точки зрения, привели, немного перефразировав, крылатые слова: кто контролирует информационное поле, тот контролирует практически всё. По-моему, последние события на Украине, в Донбассе и даже выступление сегодня Сергея Евгеньевича Нарышкина в отношении политики ПАСЕ свидетельствуют, что многие страны Запада живут в рамках двойных стандартов. Может быть, концепция, предложенная коллегой Фёдоровым, не очень годна, но наверняка у комитета есть другая концепция, другой подход к тому, как всё-таки ограничить информполе, поставить его в правовые рамки, чтобы оно контролировалось российскими людьми. Какая это концепция? Есть ли какие-то другие законопроекты на эту тему? Что наработано комитетом? ТУМАНОВ А. В. Немножко странная фраза: "контролировалось российскими людьми". Вы понимаете, среди российских людей я знаю столько врагов своей же Родины, что некоторые иностранцы по сравнению с ними совершенно нормальные люди. Данный законопроект, хочу подчеркнуть, не решает вот этой сложной проблемы. Никто не говорит, что проблемы не существует, она есть, но он её не решает. Давайте действовать всё-таки не так прямолинейно, давайте придумывать что-то другое. Все, кто связан со СМИ в нашей стране, с их работой, прекрасно знают, что у нас практически все СМИ сейчас настолько зарегулированы, что, извините, прихлопнуть любое средство массовой информации можно за полчаса. Ну зачем принимать ещё какие-то дополнительные псевдомеры, когда решается это всё, можно сказать, за несколько минут? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И. Вопрос к представителю комитета. Андрей Владимирович, вы только что сказали о зарегулированности, и ранее прозвучала такая фраза, что собственники не влияют на редакционную политику. Но тогда прямо возникает вопрос: а как же тогда с теми информационными вбросами, которые мы наблюдаем последние две-три недели, когда сначала обрушают курс национальной валюты, потом в отдельных регионах создают всплески цен на товары первой необходимости, продукты питания? Специально не буду сейчас их называть, чтобы дальше это не провоцировать. То есть получается, что у нас собственники, которые, с ваших слов, сегодня практически полностью подконтрольны государству, занимаются обратным действием, то есть не успокаивают рынок и население, а, наоборот, раскручивают те инфляционные процессы, которые сегодня происходят в экономике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. По одному от фракции, да, коллеги? От фракции КПРФ - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Относясь с уважением к коллеге Туманову, - он из Славянска, но тем не менее не помнит, что на Украине каждый канал принадлежит кому-либо из олигархов, - утверждаю, что до переворота на Украине многие законы по тексту были значительно демократичнее, чем в России, но американцы во главе с послом, который ныне посол в Российской Федерации, создали сетевую структуру: с одной стороны, спецслужбы искали крючки для олигархов и чиновников, с другой стороны, чётко закручивали связи с журналистами. И смотрите: Шустера откуда забрали? Из Российской Федерации его забрали на Украину! Киселёва откуда забрали? Вы помните, на каком канале они были и о чём рассказывали, вещали? Поэтому если посмотреть дальше, то... Я не согласен с коллегами, которые говорят, что у нас за пять минут можно закрыть любое СМИ. Попробуйте закрыть СМИ Ковальчука сегодня - устанете закрывать, даже если у него будет тысяча и одна ночь нарушений! Попробуйте закрыть Эрнста, или, например, "НТВ" попробуйте закрыть! Это глубокое заблуждение! Но самый концентрированный контент именно на этих телеканалах, все перевороты идут, так сказать, с этих телеканалов, и, самое главное, коммерческое воздействие идёт отсюда: "Кто платит, тот и музыку заказывает" - есть такая пословица, как известно. И тем более, если посмотреть глубже... Геббельс говорил: если человеку каждое утро говорить "добрый вечер", то через какое-то время он утром встанет и скажет своей половине "добрый вечер". Если вы внимательно проанализируете, о чём говорят и пишут сегодня наши СМИ - и через сериалы, и через статьи, - то вы увидите, что исподволь сегодня кто пиарится? Тот, кто завёл страну в тупик! Смотрите, МВФ поддерживает все меры Центробанка, хотя Фридман - не наш экономист, а известный в мире экономист, который недавно, лет десять назад, стал нобелевским лауреатом по экономике, - говорит, что, если денежная масса, агрегат М2, менее 45 процентов, не будет в стране никакого экономического роста, а у нас, обратите внимание, она с 44 процентов опустилась до 41 процента! И что мы видим? МВФ поддерживает такие меры, и Кудрин и компания, которые всё это время выводили деньги в американские и другие ценные бумаги, всё это дело поддерживают! Кроме того, понимаете, СМИ - это страшное оружие! С моей точки зрения, на данный момент это самое мощное оружие, и я даже удивляюсь, когда комитет, вроде бы обязанный представлять интересы государства, признаёт необходимость принять меры, но не поддерживает, - вот я вообще не понимаю комитеты, представители которых выходят и говорят: два законопроекта рассмотрены, да, тема действительно очень важная, но принимать их нельзя. Друзья мои, мы можем два раза рассматривать законопроект в первом чтении, а при подготовке ко второму чтению мы можем по Регламенту провести парламентские слушания, "круглые столы" и внести кучу поправок. А кроме того, в этом зале есть "особо одарённые" депутаты, которые способны не просто поправки внести - представить ко второму чтению законопроект на тысячу страниц больше, чем тот, который был внесён в первом чтении, и сразу в трёх чтениях его принять, мы же их помним! Они сейчас, правда, не ходят на заседания, но банкам они тоже очень сильно помогали. Поэтому я всё же предлагаю, несмотря на то, что... Евгений Алексеевич был очень крутой либерал - вы посмотрите его политическую биографию, - но сегодня он прозрел и предлагает правильные законопроекты, и я предлагаю поддержать законопроект Евгения Алексеевича, ко второму чтению совместно доработать его, чтобы противодействовать новому, менее шумному, но, наверное, более деятельному, чем Макфол, послу США в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, вот примем мы сейчас этот законопроект - и будет у нас всё по-старому. Представляете, берём газету "Правда", смотрим первую страницу, а там написано: газета "Правда", Орган Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, и ордена все - орден Октябрьской Революции, орден Ленина и т. д., и т. п. Теперь, после принятия этого закона, у нас будет то же самое: открываем газету какую-нибудь, ну, например, "Ведомости", а там - газета "Ведомости", обладает статусом иностранного агента. (Оживление в зале.) И люди будут говорить: фу, эту газету я не буду читать, этой газете место только в туалете. Если бы так было, то это, может быть, было бы смешно, но так не будет, к сожалению, уважаемые коллеги. Я не знаю, почему никто не вспомнил, как некоторое время назад мы принимали такую же пугалку - общественные организации наделяли статусом иностранного агента и устанавливали для них отчётность определённую и тому подобное. Что поменялось? Да и вообще, когда принимали вот это всё... Что мешает, извините, иностранному агенту, который хочет разложить нашу страну, подготовить майдан и так далее, сделать это не топорно, напрямую через средство массовой информации, которое, как в принципе правильно сказал представитель комитета, не обладает такими полномочиями, чтобы брать от него всё это, дать деньги кому-нибудь конкретно? Эта гоп-компания организует средство массовой информации, редакция которого будет состоять исключительно из граждан Российской Федерации, которые, как вот опять же знает представитель комитета, являются врагами, и они будут спокойно работать, не имея никакого отношения... Поди докажи потом, где они это взяли! То есть таких предложений масса, а толку никакого. И не надо людей пугать! В принципе правильно говорят, что... Ну вот я не знаю, Лукашенко делает так сейчас или нет, а раньше все переводы, которые отправлялись в Белоруссию, часть денег... То есть даже если ты посылал деньги родственнику, часть этих денег изымалась в пользу государства - таким макаром он боролся с теми, кто пытался разложить Белоруссию. То есть всё было нормально: он не знал, с какой целью присылают деньги, поэтому только частичку забирали, 5 или 10 процентов. Не знаю, сохранилось это правило или нет. Та же самая ситуация и у нас. Вы знаете, ребята, не надо бояться тех, кто тебя хвалит. Я на месте нашего государства, ну, если не спонсировал бы, то по крайней мере не трогал бы эти, как сегодня коллега Макаров выразился, "Эхи..." и "Дожди", их надо действительно слушать, потому что предают в основном те, кто вас хвалит, хвалит и хвалит. Вспомните "Партию регионов": хвалила, хвалила, хвалила, потом повернулась на 180 градусов, перекрасилась - нет её больше! А если уж вы, Евгений Алексеевич, так заинтересованы в подобных вещах, то давайте сделаем так, как делали наши мудрые предки. Например, когда гетман Мазепа после долгой дружбы с Петром I предал его, переметнулся к Карлу XII, Пётр I что сделал? Учредил орден Иуды и награждал им всех, кто так себя повёл. Давайте и мы учредим орден, или медаль, или премию имени Иуды и будем давать тем средствам массовой информации, про которые вы нам скажете, что, мол, они себя ведут подло, нехорошо, некрасиво по отношению к Родине, которая всё делает для того, чтобы они развивались. Или вспомним графа Палена, который был ближайшим другом Павла I, и на вопрос Павла I: "А вы что-нибудь про заговор-то знаете?" - он ответил: "Конечно, знаю, я вообще возглавляю его". (Правда, потом он, конечно, грохнул его, но тем не менее...) Не надо пугать какими-то иностранными агентами! У нас в народе как говорят: хоть горшком назови, только в печку не ставь. Если они хорошие агенты - они вам Болотную организуют с этим названием или без этого названия, если же они тупые исполнители - они будут только гранты проедать, а толку от этого никакого не будет. Фракция ЛДПР ваш законопроект поддерживать не будет, мы прессу любим, какой бы она ни была, иностранные там агенты или наши российские хорошие ребята! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Левин Леонид Леонидович, с места. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я хотел бы от комитета прояснить ряд позиций, если коллегам они не совсем были понятны из выступления представителей комитета. Евгений Алексеевич сам уже это сказал, и я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что в сентябре был принят закон, рекомендованный комитетом, об ограничениях права иностранных собственников на владение ими российскими СМИ, который достаточно эффективно ограничивает воздействие на редакционные коллективы. Этот закон, поверьте мне, даже более эффективен с точки зрения своей юридической структуры, нежели тот, что предлагает коллега Фёдоров, и, по сути, он и решает ту проблему, которая беспокоит Евгения Алексеевича. Также хотел бы поддержать Сергея Владимировича Иванова, который только что выступал, в том, что сам законопроект также не решает проблему финансирования СМИ. Существует огромное количество форм финансирования СМИ из-за рубежа - и через рекламу, и через различные консультационные контракты, и через социологические опросы и так далее, и пытаться здесь закрыть все возможности - это, по сути, уже переход к переделу рекламного рынка, что, наверное, этим законопроектом не предусматривалось. И ещё хотел бы обратить внимание коллег на то, чтобы они не путали производителей и собственников СМИ, например "Красный квадрат" и другие - это производители, а не собственники СМИ. Это тоже важно понимать. И последнее, по поводу информационных вбросов. Я хотел бы сказать, что если мы объективно посмотрим на информационную палитру, то СМИ, не важно какие, являются ли они иностранными или российскими, приблизительно в целом одинаково освещают сегодняшнюю ситуацию, в том числе на банковском рынке. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Мы буквально пару часов назад обсуждали законопроект о ДОСААФ, и было страстное желание этот законопроект поддержать всеми руками, как говорится, но правовая ситуация, связанная с этим законопроектом, не давала нам это сделать. Мне кажется, здесь подобная ситуация. Представитель комитета, перефразировав крылатые слова, сказал от имени комитета: кто контролирует информационное поле, тот контролирует практически всё. Мы это услышали, а как дальше эту ситуацию изменить и вернуть всё в надлежащие рамки? Может, так, как предложил коллега Фёдоров, не совсем корректно, может быть, это устаревший подход, да и Сергей Владимирович Иванович говорил о том, что не так уж страшен иностранный агент сам по себе, а важно, что и как он делает, но здесь это нужно понимать, и, надеюсь, в комитете над этой темой работа ведётся. Мы знаем, к сожалению, что многие журналисты зависят от собственников СМИ де-факто: собственники СМИ вмешиваются в редакционную политику, иногда вплоть до увольнения тех или иных журналистов, так что проблема есть, в том числе проблема иностранного влияния. Мы сегодня отчётливо видим это, к сожалению, и на примере западных СМИ, когда не замечают порядка семисот тысяч беженцев из Донбасса и их проблем, а отдельные мелкие проблемы вдруг попадают в поле зрения иностранных СМИ, хотя они не заслуживают того внимания! Об этом же и Председатель Госдумы сегодня говорил, отмечая, что политика двойных стандартов проявляется во многих действиях ряда иностранных государств и международных организаций, в том числе ПАСЕ. Этой темой необходимо заниматься, другое дело, какой инструментарий использовать. Я думаю, для этого мы и создали комитет: чтобы найти, с одной стороны, цивилизованное, а с другой стороны, рациональное решение проблемы, отвечающее требованиям сегодняшнего дня, действующему законодательству и в развитие того закона, который мы недавно приняли, - об ограничении иностранных инвестиций в СМИ. Поэтому и коллеге Фёдорову, и представителям всех фракций, и себе рекомендую над этой темой думать, тем более что связанные с ней законопроекты уже внесены в Государственную Думу и весной будут активно обсуждаться. Напряжение есть между странами, странами-соседями, и раньше мы могли бы этих проблем не замечать, делать вид, что ничего не происходит, но сейчас мы этого сделать не можем и, к сожалению, вынуждены отвечать, отвечать достойно, - у нас есть, чем ответить, - законопроект, возможно на эту же тему, будет подготовлен, только над его концепцией надо очень аккуратно и внимательно поработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чуйченко Роман Юрьевич, пожалуйста. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю. Коллеги, понятно, что авторы рассматриваемого законопроекта беспокоятся о повышении информационной безопасности государства. Я думаю, что эту обеспокоенность разделяем все мы, - это действительно обоснованная тревога, потому что Россия является объектом приложения так называемой мягкой силы и этой мягкой силе, безусловно, надо эффективно противодействовать соответственно современным цивилизационным стандартам. К сожалению, признать, что предлагаемый законопроект даёт эффективное решение данной проблемы, нельзя. Как уже отмечал и сам признал Евгений Алексеевич и как говорил представитель комитета, в сентябре этого года мы приняли изменения в Закон "О средствах массовой информации", которые, на наш взгляд, предлагают достаточно эффективное решение тех задач, которые сформулировал Евгений Алексеевич в своём законопроекте. Этим законом - который, я подчеркну, был внесён в палату представителями всех четырёх парламентских фракций, - иностранные государства, международные организации, лица с иностранным гражданством, лица с двойным гражданством существенно ограничиваются в праве быть учредителем СМИ, являться редакцией СМИ или контролировать более 20 процентов уставного капитала юридического лица, являющего учредителем СМИ. Эти меры представляют собой достаточно универсальную систему контроля за владением, за редакционной политикой, за финансированием СМИ, а тот законопроект, который мы с вами рассматриваем сегодня, фактически разрабатывает систему морального порицания и некую систему маркеров средств массовой информации и, безусловно, по степени своей эффективности и контроля СМИ уступает тому закону, который уже был принят нами в сентябре. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект и будет голосовать против. Я думаю, что Евгений Алексеевич, как один из авторов законопроекта, косвенно признал, что принятый нами закон в значительной мере решает проблему, которую они ставили перед собой, но, по мнению нашей фракции, на самом деле эти меры практически полностью исключают возможности контроля средств массовой информации со стороны иностранных субъектов. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евгений Алексеевич, вы будете выступать? Евгений Алексеевич Фёдоров. Микрофон включите, пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. Я очень коротко. Я просто хотел бы, уважаемые коллеги, немного защитить закон об иностранных агентах. Говорят, что он плохо работает, - он как раз очень хорошо сработал, на мой взгляд, он поднял иммунитет российской политической системы, изменил отношение к иностранным агентам, к влиянию оттуда, к конкуренции наций, к "оранжевым" интервенциям, и, что очень важно, сделано это мягко, то есть фактически сформирована позиция, что хорошо и что плохо. И я хотел бы сказать, что были у нас такие факты и считалось это совершенно нормальным, когда, например, уважаемая фракция Государственной Думы вносила законы, подготовленные иностранными агентами, например закон ассоциации "Голос" об избирательном кодексе, и это считалось нормальным и цивильным. Сегодня мы все понимаем, что это нецивильно и ненормально, и сигнальный закон играет здесь очень важную роль. Я считаю, что надо продолжать эту линию, а наше общество, - полторы тысячи лет государственность - наши люди разберутся, они тоже хотят жить, они не хотят, чтобы их убивали, как на Украине. Им надо дать шанс и правду, чтобы они могли себя защитить! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Владимирович Туманов, будете выступать? Пожалуйста, микрофон включите. ТУМАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, ещё раз подчеркну, что ситуация, которая у нас сейчас сложилась, требует внимания, но из неё можно выйти двумя способами: можно пойти по пути запрета, правда, такой способ не всегда эффективен, а можно идти и по другому пути. Например, в некоторых странах рынку печатных СМИ, телевизионному рынку, радиорынку, со стороны государства предоставляются всевозможные преференции, в частности, для прессы ставка НДС снижена до нуля, устанавливаются преференции для киосков. У нас же, наоборот, за последнее время потеряны десятки тысяч киосков, и всё из-за того, что информационная политика в стране крайне не продумана. Я предлагаю идти всё-таки по иному пути и не только всё запрещать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 53 сек.) Проголосовало за 9 чел.2,0 % Проголосовало против 39 чел.8,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 49 чел. Не голосовало 401 чел.89,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.