Заседание № 77
О проекте федерального закона № 534934-5 "О внесении изменений в статью 61 и статью 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об использовании стационарных и переносных ящиков для голосования из полупрозрачного материала).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 61 и статью 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Антон Владимирович Беляков. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Большое спасибо. Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен законопроект "О внесении изменений в статью 61 и статью 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". О чём этот законопроект, уважаемые коллеги? Как ни странно, он о прозрачности выборов. Мы рассмотрели таких законопроектов довольно много, только в данном случае речь идёт о прозрачности в буквальном смысле: предполагается, что мы с вами наконец-то откажемся от деревянных или металлических избирательных урн в пользу прозрачных, а если говорить точно, полупрозрачных избирательных урн с проницаемостью света от 25 до 40 процентов, изготавливаемых, как правило, из поликарбоната. Я думаю, что сейчас каждый наложил, как кальку, на прошедшие выборы в его регионе эту новацию - если это можно считать новацией, я подробнее об этом скажу чуть позже - и понял, что это значит. Во всяком случае мои коллеги из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" вспомнили, как в песне (помните?): и каждый думает о чём-то о своём. Мы вспомнили Санкт-Петербург, последние выборы в Законодательное Собрание, когда наблюдатели пришли и обнаружили, что урна опечатана, заклеена не в их присутствии, а раньше, и после тридцатиминутных препирательств просто вскрыли её уже насильно и обнаружили, что, в общем, она заполнена уже довольно сильно, не буду говорить, в пользу какой партии, я думаю, каждый догадается. Я сразу вспомнил историю, которую я вчера уже рассказывал, про Владимирскую область, про турбазу "Ладога", когда члены избирательной комиссии, наблюдатели участковой избирательной комиссии, члены территориальной избирательной комиссии и два кандидата в депутаты Государственной Думы, одновременно являющиеся действующими депутатами Государственной Думы, это ваш покорный слуга и коллега из КПРФ Виктор Николаевич Паутов, приехали за час до открытия избирательного участка на турбазу "Ладога", где были расположены так называемые временные участки. Ждали мы час - дом закрыт (маленький коттеджик, который можно обойти по кругу, ну, не знаю, десять метров на восемь, мы его видели со всех сторон: в сугробах стоит), в 9 часов закрыта дверь, в 10 - закрыта. В 12, наконец-то, когда приезжают представитель областной прокуратуры, начальник УВД области, сотрудник Федеральной службы безопасности, члены областной избирательной комиссии, мы туда стучим. Открывается дверь, оттуда выходит заспанный председатель УИК, говорит, что всё это время был сломан замок, но, когда мы входим, оказывается, что в ящике лежит аж, ни много ни мало, три тысячи двести бюллетеней проголосовавших граждан, три тысячи двести! И объяснение было, что все эти граждане поднимались на второй этаж сзади по пожарной лестнице, а мы их, три тысячи человек, как-то вот в течение четырёх часов не видели, не видели, как по сугробам они скакали. Так вот самое интересное, уважаемые коллеги, что мне будет очень несложно вас убеждать в необходимости принятия этого законопроекта по одной простой причине. Дело в том, что ещё в 2009 году, 28 мая, постановлением № 162/1152-5 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признала необходимость использования именно таких урн для голосования, полупрозрачных, признала необходимость внедрения таких урн, но вот в чём проблема-то: 2009 год, как вы знаете, закончился четыре года назад, а урн всё ещё нет, то есть они есть, но их крайне мало, и Центральная избирательная комиссия говорит о том, что необходимо продолжать внедрение вот этих самых урн, что нужно это сделать до конца 2016 года. То есть мало у нас было времени, чтобы урны эти поставить, вот четыре года прошло и ещё четыре года надо, а до этого будем пользоваться теми самыми технологиями, вопрос о которых у нас в каждом выступлении, когда речь заходит о выборах, постоянно возникает: насыпали, набросали. К председателю избирательной комиссии входит, как правило, полная женщина, получает пачку бюллетеней, кладёт под мышку, заходит в кабинку и, собственно, туда всё это засовывает. Всё это работает, к сожалению, постоянно и непрерывно. Когда я слышу о том, что граждане не доверяют власти, я прекрасно понимаю почему. Граждане сегодня не доверяют депутатам, граждане считают, что некоторые губернаторы вороватые, мэры нечистоплотные, правительство несправедливое и так далее. Мы с вами, по большому счёту, виноваты в этом, потому что уважение к власти складывается в том числе из понимания, каким образом эта власть формируется, - это объективные вещи. И когда сегодня люди критикуют парламент или правительство, это происходит потому в том числе, что непонятны и непрозрачны механизмы появления того или иного депутата в Думе, того или иного сенатора в Совете Федерации, того или иного министра... который оказывается чьим-то родственником, чьим-то сыном, а потом мы читаем про "Оборонсервис" и удивляемся: да как же это так вышло? Да вот так оно и вышло, друзья мои, вот так оно, к сожалению, и бывает, уважаемые коллеги. Мы сделали финансово-экономическое обоснование, - повторяю ещё раз: Центральная избирательная комиссия считает целесообразным введение, и чем быстрее, тем лучше, полупрозрачных урн для голосования, - так вот, переносная урна, доложу вам, тем, кому интересно, стоит в соответствии со сметой ЦИК 795 рублей 20 копеек, а стационарная - 3 тысячи 497 рублей 1 копейку. Много это или мало? Я сейчас вам расскажу только одну историю, которая лично меня когда-то удивила. Если вы помните, в преддверии президентских выборов глубоко уважаемый тогда кандидат, а теперь Президент России Владимир Владимирович Путин, будучи движим исключительно намерением внедрения тех самых механизмов прозрачности, предложил оборудовать все участки в Российской Федерации вэб-камерами. Новостные каналы наперебой освещали, как это происходит. На меня произвёл колоссальное впечатление сюжет, который я увидел на "Первом канале", я попробую его пересказать. Значит, некий кабельщик из сотовой компании рассказал о том, как тянул в Башкортостане оптоволоконную связь зимой по сугробам на 20 километров, привешивал всё это к лапам елей и сосен. Значит, на десятки километров тянули оптоволоконную связь. Сначала посчитали, что это стоит якобы 10 миллиардов рублей, потом, по-моему, оказалось - 20 миллиардов рублей, но мы с вами не жалели, потому что хотели прозрачности выборов. 20 миллиардов рублей на то, чтобы тянуть оптику по сугробам в Татарстане и Башкортостане к каждому избирательному участку! Естественно, эти деньги практически оказались выброшенными в трубу. Сегодня мы говорим: давайте выполним решение Центральной избирательной комиссии, но не в течение восьми лет будем ставить полупрозрачные урны, позволяющие визуально контролировать вбросы всем наблюдателям и членам избирательной комиссии, а сделаем это прямо сейчас. Нам в сентябре предстоят выборы губернаторов в ряде субъектов Федерации, выборы в ряде регионов в законодательные собрания субъектов Федерации, муниципальные выборы. Мы с коллегами из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", с моими соавторами - господином Левичевым Николаем Владимировичем, господами Олегом Леонидовичем Михеевым и Татьяной Николаевной Москальковой считаем, что нужно прозрачность в выборный процесс внести незамедлительно. Предлагаю вам, уважаемые коллеги, поддержать законопроект, который предлагаем мы с моими коллегами из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Благодарю вас за внимание и рассчитываю на вашу поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет всегда подчёркивает, что мы приветствуем любые инициативы, которые направлены на совершенствование законодательства, в том числе избирательного законодательства, и, вне всякого сомнения, инициативу наших коллег, которую мы в настоящий момент рассматриваем, можно только приветствовать и всячески поддерживать. В то же время комитет отмечает, что в настоящий момент нормативное обеспечение использования прозрачных урн в принципе уже имеется, следовательно, мы говорим о том, что проблема, по большому счёту, решена. Возможно, есть какие-то вопросы с исполнением постановления Центральной избирательной комиссии и не везде возможно сразу же установить прозрачные урны, но, я ещё раз повторю, нормативно это уже закреплено. Совершенно верно, - в том числе и Антон Владимирович отметил, - что у нас полномочия по организации и разработке нормативов технологического оборудования предусмотрены 67-м законом - законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Центральной избирательной комиссией 28 мая 2009 года было принято соответствующее постановление, в 2011 году в него были внесены изменения, в соответствии с которыми (я могу процитировать из раздела 3 Нормативов технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации) стенки стационарного и переносного ящиков для голосования изготавливаются из лёгкого ударопрочного полупрозрачного материала, светопропускаемостью не менее 25 процентов и не более 40 процентов, исключающего визуальное наблюдение за результатом заполнения бюллетеня избирателем, участником референдума и обеспечивающего возможность определения наполняемости ящика бюллетенями. То есть, по большому счёту, проблема решена. Комитет, приветствуя инициативу наших коллег, всё-таки полагает внесение изменений в 67-й закон излишним, в связи с чем предлагает законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Дмитрий Фёдорович, мы прекрасно знаем, что какие бы изменения и дополнения мы ни вносили, касающиеся ящиков, переносных, прозрачных, ещё каких-то, - это всё стрельба из пушки по воробьям! Вы только что сказали, что приветствуете любые разумные предложения, способствующие исключению нарушения выборного законодательства, переписывания протоколов так, как желает тот или иной глава региона, глава района и так далее. Нечего скрывать, мы прекрасно знаем, что это делается в больших объёмах, просто в страшных объёмах! Так вот давайте вместе с фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступим с предложением об усилении административной ответственности, то есть увеличении штрафов до приличных размеров, и уголовной ответственности, скажем, лет до десяти - для тех, кто переписывает протоколы, особенно губернаторов. Вот поддержите ли вы такое предложение, если такой законопроект появится в недрах нашей Государственной Думы? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Фёдорович, рабочая группа, которая создана при комитете и действует, её руководителем является наш многоуважаемый коллега Сергей Владимирович Иванов, готова рассматривать любые предложения, в том числе по усилению административной и уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Дмитрий Фёдорович, вы сказали, что, по мнению комитета, не везде имеется возможность установить такие прозрачные ящики. Что имеется в виду? Что, есть какие-то технические требования, связанные, например, с подключением, подсветкой внутренней, или что? С моей точки зрения, геометрические размеры ящика не должны отличаться от тех, которые сегодня существуют. Что вы имели в виду в своём ответе? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Михайлович, возможно, вы меня неправильно поняли или я не очень чётко выразился. Я имел в виду, что полупрозрачные стационарные и переносные ящики для голосования появились не сразу, не везде, только это я имел в виду. Но я не говорил о том, что нет возможности, - возможность есть, иначе бы не появилось соответствующее постановление Центральной избирательной комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Вопрос Антону Владимировичу. Исходя из практики своей могу сказать, что прозрачная урна - вещь нужная, и нужная сейчас во всех регионах, на всех избирательных участках. Прозрачность урны необходима для того, чтобы в момент открытия избирательного участка видеть, есть ли там бюллетени или нет, но зачастую в течение дня голосования члены комиссии не подпускают наблюдателей к урнам, то есть от вбросов-то такая урна, к сожалению, не убережёт - ну будут лежать там пачки! Так вот не кажется ли вам, что всё-таки нужно внести законопроект о том, чтобы, допустим, к концу следующего года оборудовать все УИКи электронными системами? Ведь при наличии электронной системы пачку невозможно будет всунуть, надо будет стоять и по одному... И ручного пересчёта не будет. Есть проблемы, а вот это - более-менее радикальное средство от фальсификаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович. БЕЛЯКОВ А. В. Это мне был вопрос. Глубокоуважаемый Дмитрий Иванович, большое спасибо за ваш вопрос. Я хотел бы сказать следующее. Когда Соединённые Штаты Америки или Евросоюз пытаются легитимизировать власть в том или ином непростом географическом субъекте, как это было, скажем, в Ираке, первое, что происходит, я об этом тоже постоянно говорю, - прилетают два военнотранспортника с прозрачными урнами, потому что необходимо обеспечить контроль за выборами. Что касается невозможности наблюдать за самой урной полупрозрачной, вы, мне кажется, немножко ошиблись: вы имели в виду кабинку, закрытую занавесочкой, - избиратель входит и там заполняет бюллетень. Сама же урна всегда доступна для обозрения наблюдателей и членов избирательной комиссии, она стоит в открытом месте, и постоянно видно, что туда, собственно, упало, сколько там было бюллетеней секунду назад и сколько стало сейчас. Что касается КОИБов. Я глубоко поддерживаю внедрение КОИБов, хотя, справедливости ради, хочу вам сказать следующее. В открытых источниках уже появилась и критика КОИБов: якобы когда машина подсчитывает бюллетени, она выдаёт флешку, флешку получает человек, который потом едет с ней в территориальную избирательную комиссию, чтобы внести данные электронного подсчёта в единый компьютер. Так вот эту флешку по дороге уже научились подменять, и в результате на электронном носителе, что бы КОИБ ни насчитал реально, может оказаться совершенно иное, другой результат. Теперь комментарий по поводу того, что уже везде внедрили полупрозрачные ящики. Вот когда КОИБы ставят, действительно, они идут с полупрозрачными ящиками, но системной замены по всей стране непрозрачных деревянных урн для голосования на полупрозрачные сегодня не произошло. И если уважаемые коллеги вспомнят последние выборы, то, собственно, по пальцам смогут пересчитать участки, где были полупрозрачные урны. Во всяком случае, на недавних выборах в Московской области - вот я в Химках был, наблюдал за ходом выборов - в участках стояли старые деревянные ящики, и то же самое - во Владимирской области, то же самое во многих других регионах. Так что это не совсем соответствующая действительности информация, которая, видимо, была кем-то ложно представлена комитету, и комитет был введён в заблуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, на самом деле позиция комитета неясна и непонятна по двум причинам, вопрос именно в этом заключается. Первая. Ясно из обсуждения и депутаты говорят, что полностью эту проблему полупрозрачные ящики не решают, это, скорее, такой шаг навстречу требованиям избирателей, общественности, которые сомневаются в легитимности выборов, знаковый шаг, и почему комитет упорствует здесь, не очень понятно. И вторая причина. Ссылки на постановление ЦИК, то есть на подзаконный акт, тоже кажутся не вполне убедительными, потому что подзаконный акт есть подзаконный акт, он не является обязательным, судя по всему, хотя бы потому, что не на всех участках - Дмитрий Фёдорович, вы подтвердили, что не на всех, - были установлены эти полупрозрачные урны. И не совсем понятно, когда, в какой период будут эти полупрозрачные урны установлены в соответствии с постановлением ЦИК. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, подзаконный нормативный акт также обязателен для исполнения, и здесь никаких изъятий быть не может. В самом законе, в 67-м, указано, что техническое обеспечение и соответствующее нормативное сопровождение по техническому обеспечению проводит всё-таки Центральная избирательная комиссия, и в соответствии с 67-м законом они это как раз и делают. Внесение изменения в сам 67-й закон, по нашему мнению, не ускорит и не замедлит внедрение тех же самых полупрозрачных ящиков, потому что нормативно всё уже установлено. Вопрос об исполнении - поэтапное или не везде сразу? - наверное, остаётся, я согласен, но во внесении изменения в закон необходимости нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Глубокоуважаемый Дмитрий Фёдорович, всё-таки, если можно, поясните, есть ли у комитета данные о том, сколько процентов полупрозрачных урн сегодня уже установлено? Постановление ЦИК, которое мы обсуждали многократно, предполагает, что есть ещё четыре года на это, и весь смысл не в том, куда внесено - в постановление ЦИК или в закон, а в том, чтобы это сделать сейчас, к предстоящим выборам, не через четыре года. Вы говорите, что проблема решена, вот есть ли данные, сколько уже стоит полупрозрачных урн? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Антон Владимирович, такими данными в настоящий момент комитет не располагает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Валентинович Свиридов. СВИРИДОВ В. В. Антон Владимирович уже озвучил вопрос, который я собирался задать, поэтому Дмитрию Фёдоровичу задам другой. Вот мы сейчас решаем вопрос по полупрозрачным ящикам, а как вы думаете, может быть, нам сразу замахнуться на КОИБы? Для нашей страны это нормально - 10 миллиардов туда, 10 миллиардов сюда, это не страшно, планировали полтора - потратили 8 миллиардов, то есть в деньгах, я так понимаю, проблемы нет. Давайте уже везде поставим КОИБы, потому что практика показывает, что на всех выборах, где на участках не стояли КОИБы, у оппозиционных партий активно воровали голоса, в то же время там, где КОИБы стояли, картина более или менее признаётся нами за действительную. Как вы думаете, давайте, может быть, КОИБами займёмся? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валентин Валентинович, благодарю вас за вопрос. Ну, оставлю без ответа ваше утверждение о воровстве голосов, потому что это всё-таки должен устанавливать суд. Это во-первых. Во-вторых, совсем недавно в Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству, а также в рамках "круглого стола", который проводился в Государственной Думе, рассматривался вопрос о возможности использования технических средств и устройств в условиях, когда в выборах будет принимать участие большое количество партий. Их в настоящий момент зарегистрировано больше пятидесяти, и вполне возможно, эта цифра возрастёт, и, возможно, многократно. Так вот использование технических средств в данном случае, в том числе КОИБов, как пояснили участники "круглого стола" и представители политических партий, в том числе непарламентских, может быть сопряжено с определёнными техническими сложностями. В настоящий момент этот вопрос изучается, и будут сделаны серьёзные и обоснованные предложения по этому вопросу, опять же согласованные со всеми участниками политического процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руслан Георгиевич Гостев. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Есть притча: в России всё хорошее происходит по недосмотру правительства или в целом властей. Вот если у нас будут внедрены прозрачные ящики для голосования, то это будет серьёзный недосмотр правительства, президента, Государственной Думы. Мне пришлось восемь - десять лет назад участвовать в выборах в Украине, в Киеве, в Запорожье, в Запорожской области - там везде всё есть, уже десять лет назад было! В России к 16-му году, может быть, что-то и будет, но я думаю, что и к 16-му году не будет, потому что такую позицию занимает ЦИК, ибо в этом есть опасность открытых и честных выборов. Вот объясните, почему мы не ускоряем этот процесс, а, наоборот, тормозим? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Руслан Георгиевич, напротив, не так давно на "круглом столе", о котором я вам сейчас рассказывал и где были представители Центральной избирательной комиссии, был представлен в качестве образца как раз ящик, изготовленный из полупрозрачного материала, так сказать, образец для всей страны. Представители Центральной избирательной комиссии нас заверили, что исполнение постановления, на которое я сегодня ссылался, будет ускорено и будет доведено до конца в любом случае. Сравнение с Украиной в данном случае, с моей точки зрения, несколько некорректно. Вот сейчас я ещё раз повторю основной тезис, который высказал комитет: нормативно сейчас все вопросы решены, ящики из полупрозрачного материала в течение установленного срока должны быть установлены везде, что и будет сделано. Пока обратного хода этому постановлению никто не даёт, напротив, все намерены его исполнение довести до конца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы сейчас завершим вопросы по докладу и содокладу, ещё остался вопрос у Владимира Ивановича Бессонова, и после этого я объявлю "час голосования". Вопрос задаёт Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. У меня глубокое убеждение, что точность формулировок, вернее, неточность формулировок приводит к неточности подсчёта голосов избирателей. Так, коллеги употребляют слово, которого нет в выборном законодательстве, - "урна": урна может быть с прахом, в урну можно бросать мусор, и в законе употребляется слово "ящик" - ящик для голосования, стационарный или переносной. В связи с этим у меня вопрос к Антону Владимировичу. Всё-таки ящики для голосования из полупрозрачного материала - это полумеры, фактически они должны быть из прозрачного материала. Когда вы выступали с трибуны, вы говорили о прозрачности выборов. Чтобы выборы были прозрачными, необходимы прозрачные ящики, а когда у нас используются полупрозрачные ящики, то и выборы полупрозрачные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Глубокоуважаемый Владимир Иванович, я разделяю в душе вашу позицию, но хочу обратить внимание на то, как появился этот термин - "полупрозрачный", точнее, это ящики для голосования с прозрачностью материала от 25 до 40 процентов. Вот этот процент - это результат действительно глубокой дискуссии, которая проходила, как ни странно, за эти проценты была довольно ожесточённая борьба, шли споры. Смысл заключается в том, чтобы можно было определять визуально, видеть, насколько ящик для голосования наполнен избирательными бюллетенями, но невозможно было посмотреть, на каком бюллетене за какого кандидата или политическую партию отдан голос, - именно так появился термин "полупрозрачный". Задача в том, чтобы можно было видеть, что урна пуста до начала голосования, задача в том, чтобы можно было видеть, что в момент голосования упал один листочек, а не десять, но при этом невозможно было посмотреть, за кого конкретно проголосовал данный избиратель, чтобы на него не было в том числе и давления какого-то, - в этом логика законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Мы продолжаем обсуждение 13-го вопроса повестки. Докладчик и содокладчик ответили на все вопросы, переходим к выступлениям. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Прошу записаться на выступления. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список записавшихся. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Сергей Евгеньевич. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, потише, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Коллеги, потише, пожалуйста, я ненадолго отвлеку ваше внимание. Начну с того, что во время выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года было показушное, так скажем, развитие событий с установкой так называемых видеокамер: все мы наблюдали, где они стояли, как они вообще фиксировали, и прочее, и прочее - напрасно потраченные деньги. Вообще-то, надо кого-то привлечь к уголовной ответственности за такую большую сумму напрасно растраченных государственных средств: смысла в этих видеокамерах нет. Что касается КОИБов, много идёт споров по этому поводу: КОИБы, КОИБы... В Нижегородской области все КОИБы согнали в город Дзержинск в этот день, 4 марта 2012 года. И за трое суток перед началом голосования мы обнаружили, что были выпущены бюллетени с оттиском напротив фамилии Владимира Владимировича Путина: оказывается, КОИБ считывает углубления от этого оттиска как голос за данного кандидата, и даже если вы галочки ставите напротив фамилии другого, всё равно КОИБ считывает то, что напротив Владимира Владимировича Путина. То есть хитрости эти уже давно изучены, я уже не говорю о том, что флешку можно поменять. Что касается переносных прозрачных урн, то какими бы прозрачными они ни были, хоть из стекла их сделайте, всё равно туда накидают, потому что едут представители, едут так называемые надёжные члены комиссии от "ЕДИНОЙ РОССИИ", которые накидают всё, что им сказано и что им приказано. И только усиление ответственности административной и уголовной может как-то остановить этот шквал нарушений и вообще фальсификацию выборов. Мы прекрасно знаем из истории, что вор всё равно ворует, даже когда на площади казнят такого же вора, но пусть вор принимает решение сам за себя, то есть пусть те, которые собираются переписать или заставить переписывать протоколы, думают о том, что за это грозит большая административная и уголовная ответственность. Но ведь страшно, когда эти воры, которые сами крадут, заставляют честных членов комиссии, так сказать, присутствовать при всём этом! Почему? Потому, что вынуждают их к этому под разными предлогами, грозят уволить с работы родных, близких, лично самих членов комиссии, в общем идёт запугивание, и поэтому член комиссии честный, так сказать, закрывая глаза, уходит в сторону. Если же мы введём более жёсткую ответственность как административную, так и уголовную, то все члены комиссии будут всё-таки этого вора держать за руку, и только тогда мы максимально приблизим выборы к чистоте при подсчёте голосов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Валентин Валентинович Свиридов. СВИРИДОВ В. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, у вас сегодня очередной бенефис на трибуне - пять законопроектов с вашим участием. И ваш комитет наиболее часто подвергается критике: с завидным постоянством все законодательные инициативы от оппозиционных партий, связанные с изменениями выборного законодательства, ваш комитет успешно отбивает. Складывается полное впечатление, что как бы лоббируются чьи-то интересы. Любую законодательную инициативу, направленную на обеспечение прозрачности выборов, ЛДПР, конечно, будет поддерживать, даже если это инициатива по обеспечению полупрозрачности выборов, потому что у нас достаточно фактов, достаточно оснований, чтобы говорить, что выборы очень часто фальсифицируются. Проблема в том, что наши органы, в которые мы обращаемся, - и следственные органы, и судебные инстанции - успешно отбивают все наши обращения, так же как и вы отбиваете эти законодательные инициативы. И мы неизбежно рано или поздно, так же как в своё время одна правящая партия (сегодня утром Жириновский об этом говорил), стоя на могиле, аплодировала и приветствовала проходящих мимо людей, принимала парады, так вот, в этих ящиках, которые люди всегда будут называть урнами, - они у нас всегда были деревянными, обтянутыми по примеру гробов красным материалом, - мы так же и эту страну в этих ящиках похороним, если не будем все вместе решать проблемы, понимать, что там, на местах, выборы фальсифицируются. Здесь нет претензий непосредственно к сидящим в этом зале - не вы фальсифицируете выборы напрямую, это делают те люди, которые принадлежат к вашей партии, которые всемерно хотят выслужиться перед вами, обеспечить максимальный результат, чтобы здесь у вас была возможность, несмотря на любые наши высказывания, любые наши действия, принимать те решения, которые выгодны исключительно вам, вы их будете и дальше принимать с помощью этих людей. Я не понимаю вот этого упорства! Я в очередной раз сталкиваюсь с ситуацией, когда нам докладывают, что проблема на самом деле решена, что есть какой-то федеральный закон, есть какие-то постановления правительства, есть какие-то решения Центральной избирательной комиссии... Но я вам ещё раз говорю, что проблема не решается, у нас в стране абсолютная бесконтрольность: законов много, но их исполнение никто не контролирует и никто их не исполняет, и, к несчастью, мы сталкиваемся с тем, что в первую очередь у нас грубейшим образом нарушается избирательное законодательство. Принято решение о полупрозрачных урнах, но мы до сих пор не знаем, в какой степени оно реализовано, хотя было решение о том, что этими урнами участки должны быть обеспечены уже в эти годы. ЛДПР... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Владимирович, вы будете выступать ещё раз? Дмитрий Фёдорович? Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 43 сек.) Проголосовало за 194 чел.43,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 195 чел. Не голосовало 255 чел.56,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 74
О проекте федерального закона № 534934-5 "О внесении изменений в статью 61 и статью 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об использовании стационарных и переносных ящиков для голосования из полупрозрачного материала).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, мы получили от нашего уважаемого коллеги депутата Белякова письмо с просьбой перенести рассмотрение 10-го вопроса на февраль. Хотел бы для стенограммы сказать, что это будет уже пятый перенос, видимо, в дальнейшем мы подобное исключим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы предлагаете перенести? ПЛИГИН В. Н. Перенести на февраль.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин предлагает перенести 10-й вопрос. Владимир Николаевич, 10-й и 11-й вместе шли, какова судьба 11-го? Остаётся, да? Нет возражений перенести 10-й вопрос? Нет.
Заседание № 66
О проекте федерального закона № 534934-5 "О внесении изменений в статью 61 и статью 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об использовании стационарных и переносных ящиков для голосования из полупрозрачного материала).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич, коллеги подсказывают, что пункты 58 и 57 связаны между собой. Перенести оба? Итак, предложение перенести пункты 57 и 58 - нет возражений? Нет.
Заседание № 63
О проекте федерального закона № 534934-5 "О внесении изменений в статью 61 и статью 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об использовании стационарных и переносных ящиков для голосования из полупрозрачного материала).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В связи с просьбой докладчика депутата Белякова Антона Владимировича просим перенести рассмотрение вопроса 49 повестки дня на 14 декабря. Вопрос 50 повестки дня касается аналогичной темы, поэтому его тоже просим перенести на 14 декабря. Спасибо.
Коллега Плигин предложил перенести 49-й и 50-й пункты повестки дня на 14 декабря. Нет возражений? Переносим.