Заседание № 108
О проекте федерального закона № 534519-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищённости объектов" (принят в первом чтении 10 мая 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и Федеральный закон "О транспортной безопасности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
47-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищённости объектов". Докладывает заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Абдулович Валеев. Пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 10 мая 2013 года. Поступило девять поправок, они направлены на уточнение понятийного аппарата, круга субъектов противодействия терроризму, а также предлагается новое наименование законопроекта. Все поправки включены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Предлагаем утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 58 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у меня вот таблица № 2 есть из восьми поправок - таблица поправок, рекомендуемых к отклонению, там восемь поправок. Ставится на голосование таблица № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 54 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект выносится на "час голосования". Микрофон на центральной трибуне включите. ВАЛЕЕВ Э. А. Законопроект подготовлен к третьему чтению, все процедуры пройдены, предлагается принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Пункт 47, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищённости объектов". Ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 51 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Комитет предлагает принять его и в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 14 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 227
О проекте федерального закона № 534519-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и Федеральный закон "О транспортной безопасности" (в целях совершенствования общегосударственной системы противодействия терроризму путём усиления профилактической составляющей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 7. Это законопроекты первого чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и Федеральный закон "О транспортной безопасности". Докладывает член Комитета по безопасности Алексей Михайлович Розуван. РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён депутатами Государственной Думы и направлен на дальнейшее совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму путём усиления профилактической составляющей этой деятельности. В целях расширения организационных полномочий Правительства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму, предусмотренных статьёй 5 Федерального закона "О противодействии терроризму", ему предоставляется право устанавливать обязательные для исполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (зданий, строений, сооружений и иных объектов). Обязательные требования к антитеррористической защищённости объектов будут устанавливаться Правительством Российской Федерации по представлению и предложению профильных министерств, а также ФСБ и МВД России. Законопроект расширяет круг субъектов, непосредственно участвующих в противодействии терроризму, возлагая на хозяйствующие субъекты обязанность по обеспечению антитеррористической защищённости объектов, находящихся в их собственности или используемых ими на ином законном основании, посредством исполнения требований, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Расширение организационных полномочий Правительства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму, усиление мер по предупреждению совершения террористических актов на различных объектах в целом будут способствовать повышению эффективности функционирования всей государственной системы противодействия терроризму. Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет по законопроекту замечания правового характера, которые Комитет Государственной Думы по безопасности предполагает учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, задержитесь на трибуне. Есть ли вопросы, коллеги, к докладчику? Есть вопросы, вижу: Останина, Куликов Александр Дмитриевич, Лекарева. Никого не пропустил, коллеги? Три? А, Гудков. Четыре вопроса, да? Подводим черту. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Алексей Михайлович, ну, не вызывает сомнений необходимость совершенствования системы противодействия терроризму, особенно очевидна та истина, что делать это надо, проводя профилактические мероприятия, но очень много вопросов в части расширения круга субъектов, которые участвуют в этих мероприятиях. Ну, в частности, это физические, юридические лица, то есть сами граждане. Получается, что забота о безопасности перекладывается сейчас со спецслужб и правоохранительных органов на плечи самих граждан, при этом речь идёт не только о тех, кто занимается предпринимательской деятельностью с учреждением юридического лица, но и о физических лицах. Поэтому не получится ли так, что мы возложим ещё одну нагрузку на малый и средний бизнес, с одной стороны, а с другой стороны?.. Вот я привожу конкретный пример. Загородные детские учреждения. Летом они открываются, для того чтобы обеспечить отдых наших детей. Как правило, владельцы их тоже частные лица. То есть теперь уже мы освобождаем и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, пожалуйста, отвечайте. РОЗУВАН А. М. Вопрос понятен. Дело в том, что никто не перекладывает на хозяйствующие субъекты и граждан те функции, которые обязаны выполнять силовые и правоохранительные структуры. Речь идёт о тех вопросах, которые должны решать хозяйствующие субъекты, в том числе и граждане. Что касается хозяйствующих субъектов, то это вопросы технической защищённости объектов. Что касается граждан, то здесь, наверное, больше речь пойдёт о каких-то мерах организационного и предупредительного характера, которые граждане должны предпринять в случае необходимости. Ещё раз повторяю: все те меры, которые должны принимать те или иные хозяйствующие субъекты, будут определяться правительством с учётом тех предложений, которые внесут профильные министерства и ведомства правительства по согласованию с МВД и ФСБ. То есть здесь не будет непроработанных вопросов, которые будут вноситься правительством, всё это будет подготовлено. Каким образом - это будет указано и в законе. Мы, рабочая группа, уже собирались, и ко второму чтению именно вот это дополнение в закон - по предложению министерств и ведомств по согласованию с органами ФСБ - и будет сделано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Дмитриевич Куликов. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Спасибо, прозвучал вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Лекарева. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо большое, Олег Викторович. У меня к докладчику вопрос. В любом случае необходима координация действий в части антитеррористической защищённости. Скажите, пожалуйста, кто будет главный координатор этих действий? Ведь вы же понимаете, что все будут обеспечивать эти профилактические меры кто во что горазд, и непонятно, они повысят эффективность антитеррористической защиты или, напротив, усугубят ситуацию. И самое главное, кто будет нести расходы, в каком объёме и какие санкции, наказания, что ли, или взыскания будут по отношению к тем, кто будет уклоняться от этой антитеррористической деятельности? Например, кто будет обеспечивать защищённость детских садов, образовательных учреждений, загородных детских учреждений и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РОЗУВАН А. М. Спасибо, хороший вопрос. Вот вы в какой-то мере даже дали в своём вопросе ответ. Кто будет руководить и не будет ли вакханалии, когда каждое министерство, ведомство будет определять вопросы антитеррористической устойчивости по своему усмотрению, как это делается сейчас? Вот поэтому мы законом и предусматриваем, чтобы правительство с учётом предложений министерств и ведомств чётко определило по каждому министерству, по каждому ведомству комплекс тех практических и организационных мероприятий, которые они должны провести, - не только с учётом их собственной инициативы, а и по предписанию правительства, чтобы это носило нормативный характер. В дальнейшем предполагается установить и дополнительные меры административной и уголовной ответственности за невыполнение указанных предписаний, чтобы у нас не получилась такая ситуация, как после взрыва в Домодедове, когда не знали, кто за что отвечает: за что ФСБ, за что МВД, за что хозяйствующий орган. Сейчас мы предлагаем, чтобы правительство чётко определило обязанности каждого ведомства в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте время. РОЗУВАН А. М. Что касается материальных расходов. Речь идёт о том, что хозяйствующие субъекты обязаны будут исходить из собственных ресурсов, тех, которыми они располагают, но, понимаете, будут предложения министерств и ведомств, и я не думаю, что здесь будут какие-то очень уж расходные предложения правительства, потому что это в конечном итоге, как все мы понимаем, ляжет на цену той продукции, которую выпускает то или иное учреждение, заведение. Поэтому здесь будет всё разумно, с учётом мнения министерств и ведомств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков, пожалуйста. ГУДКОВ Г. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Алексей Михайлович, у меня вопрос к авторам законопроекта. Вот здесь написано, что не требуется расходов, но у нас ведь собственниками являются не только физические, частные лица, не только общества с ограниченной ответственностью, но и государство: и региональное правительство, и Росимущество, и другие государственные организации являются собственниками. Вот вы пишете, что здесь не требуется расходов из бюджета. Соответствует ли это действительности? Ведь на самом деле государство будет нести повышенные, дополнительные расходы. За счёт чего, кроме бюджета, оно может это реализовать? Спасибо. РОЗУВАН А. М. Геннадий Владимирович, да, есть в вашем вопросе, как говорится, определённый резон, но, наверное, это станет предметом обсуждения законопроекта во втором чтении. Мы правительству зададим вопрос такого порядка: как быть с теми государственными объектами - и есть ли таковые, - которые сегодня являются собственностью государства и на которые потребуются дополнительные затраты с учётом законопроекта, который мы сегодня предлагаем? Я думаю, что есть смысл обсудить этот вопрос при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, все вопросы заданы. Присаживайтесь, Алексей Михайлович. Настаивает ли кто-то на выступлении? Одна рука. Пожалуйста, Гудков. С места. Включите микрофон. ГУДКОВ Г. В. Я хотел бы, конечно, выступить от имени фракции, но и с места могу это сделать. Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на то, что мы начинаем подменять государственную деятельность, перекладывать нагрузку, ответственность государства именно за защищённость граждан от терроризма... Это особый вид преступлений, который специальными методами противодействия, так сказать, нейтрализуется, и мы пытаемся сейчас переложить эту ответственность на бизнес, на предпринимателей, на собственников, в том числе и государственных собственников, которые будут сейчас тратить очень большие ресурсы на то, чтобы сделать то, чего делать ни в одной стране мира не нужно. Дело в том, что, когда джинн выпущен из бутылки, крайне сложно его ловить и крайне сложно ему противодействовать. Я хотел бы прежде всего обратить внимание уважаемых коллег на следующее: когда мы, депутаты, вносим какие-то законопроекты и там какие-то минимальные финансовые затраты, может быть, теоретически возникают, - ну вот, например, наш законопроект с увеличением числа помощников, который до сих пор не рассмотрен, - нам отказывают в связи с тем, что якобы какие-то деньги нужны. Так вот я хочу сказать, что здесь чётко, стопроцентно будут затраты, и уважаемый Алексей Михайлович признал, что это так. По идее, мы должны этот законопроект сейчас отправить авторам, попросить их разработать финансово-экономическое обоснование, направить его в правительство, получить оттуда соответствующее заключение и уже после этого осознанно принимать законопроект, понимая, сколько он будет стоить нашему бюджету, государству, налогоплательщику, и это будет правильно, это будет честно. Второй момент, уважаемые товарищи. Мы с вами прекрасно понимаем, что террористические акты имеют совершенно чёткую географическую привязку. Прежде всего это крупные города. Все мало-мальски значимые террористические акты были совершены либо в Москве, либо по пути из Москвы в Санкт-Петербург, либо на территориях, прилегающих к северокавказским, к сожалению как источникам терроризма, республикам. Давайте вспомним череду терактов, несколько десятков, и мы с вами убедимся, что теракты совершаются именно в этих регионах, потому что осуществить теракт на близлежащей территории для террористов, так сказать, технически проще и это резонансно, когда речь идёт о крупных мегаполисах. Что мы с вами сейчас собираемся сделать? Мы собираемся всех собственников на всей территории нашего Российского государства обложить, по сути, антитеррористическим налогом, и это значит, что, например, в районах Крайнего Севера, где последние две тысячи лет не происходило террористических актов, у нас будет огромное количество людей заниматься проверками, выдачей предписаний. Кстати говоря, предписания по стране уже пошли - если не видели, уважаемые коллеги, я вам могу подарить такие предписания, - и там написано примерно следующее: в соответствии с решениями антитеррористической комиссии вам, собственнику такого-то объекта, надлежит сделать то-то, то-то, то-то, и дальше идёт перечень на несколько сотен тысяч, а может быть, несколько десятков миллионов рублей, перечень действий, которые необходимо произвести для того, чтобы превратить обычный коммерческий или там деловой объект, завод, предприятие, фабрику, склад в защищённую от террористов крепость. Так как, обратите внимание, в нашем законопроекте нет никаких точных указаний, что нужно сделать, кому-то может показаться, что нужно опоясать всю страну тройным рядом колючей проволоки, поставить везде часовых с собаками и никого никуда не пущать, а кому-то может показаться, что достаточно просто установить тревожную кнопку и этим ограничиться. Здесь мы всё оставляем на откуп правительству, на откуп ведомствам, а мы с вами знаем, что чиновник у нас работает, к сожалению, по принципу: лучше перебдеть, чем недобдеть. Я обращал на это внимание авторов законопроекта на заседании Комитета по безопасности. К сожалению, мы не получили ни от заинтересованного ведомства - Федеральной службы безопасности, ни от правительства в целом, ни от кого-либо другого каких-либо предложений и документов, где мы могли бы посмотреть, какие будут критерии вот этой защищённости, что там нужно будет сделать, нужно ли там создавать долговременные огневые точки или можно ограничиться каким-то простеньким режимом. Ведь у нас огромное количество террористически уязвимых объектов: школы, больницы, детские учреждения и так далее, и тому подобное, то есть везде можно совершить теракт, везде можно, так сказать, вызвать, к сожалению, большое количество жертв. У нас улицы Москвы так переполнены, особенно в выходные и праздничные дни, в часы пик, что в принципе нужно на улицах ставить металлодетекторы и другие поисковые системы. И если мы пойдём по этому пути, мы как раз сделаем то, чего от нас и хотят террористы: они хотят посеять чувство страха, неуверенности, они хотят превратить мирно работающую страну, мирно работающую экономику в экономику военного типа - кругом патрули, комендантский час и так далее, и тому подобное. И мы с вами, к сожалению, поддаёмся на провокации террористов. Мы сегодня не услышали ничего вменяемого о том, как будут защищаться объекты и нужно ли нам защищать объекты, допустим, в Якутии, или в Магадане, или на Сахалине где-нибудь, в Воронежской области, да неважно где, так же, как мы это делаем, например, в Москве, в том же Домодедове или в каких-то иных точках, привлекательных для террористов. Это второй вопрос. Третий вопрос. Мы с вами опять откладываем всё на потом, опять у нас нет ничего. Поэтому, уважаемые товарищи, при всём... Никто не отрицает важность задачи, мы все прекрасно понимаем, что раз у нас в стране террористическая активность сейчас является, скажем так, увы, печальной практикой, притом регулярной, значит, мы, безусловно, должны уделять больше внимания мерам безопасности, но давайте разграничим это по регионам, разумно изучим эту ситуацию, не будем обязывать всех там, где это не нужно, проводить какие-то дорогостоящие... Ведь на самом деле у нас уже самые дорогие полёты, самые дорогие полёты в мире, в Европе - в России, и мы что, хотим ещё удорожить? У нас уже самые дорогие переезды на автотранспорте, на железнодорожном транспорте. Мы опять будем за счёт налогоплательщиков решать эти вопросы? То есть государство расписывается в невозможности локализовать источники террористической угрозы, мы признаём вот этим законопроектом, фактически расписываемся в беспомощности силовых структур, а ведь они у нас сегодня тратят практически столько же средств, сколько тратится на оборону, и мы сейчас говорим: спасение утопающих является в России делом рук самих утопающих, то есть хотите, ребята, защищаться от терроризма - защищайтесь, вот мы вам даём методику, тратьте деньги. Я, уважаемые коллеги, просто хотел бы обратить внимание на нестыковки в законопроекте. Я бы, например, предложил авторам и той же Федеральной службе безопасности, которые заинтересованы, всё-таки доработать этот законопроект. Мы должны предложить публичную, гласную, понятную обществу, бизнесу и собственникам процедуру. Мы должны чётко выделить критерии таких объектов. Мы должны прописать, что можно сделать, что должно быть сделано и за чей счёт. И там, где необходимо проводить серьёзный комплекс мероприятий по безопасности, собственник может не потянуть, поэтому мы должны предусмотреть государственную программу, как это делается в Германии, в Испании, в Израиле. А мы пытаемся сейчас решить иным образом вопросы антитеррористической защищённости - это не тот путь! Это экстенсивный путь развития, который, к сожалению, ни к чему, кроме удорожания нашей жизни, дальнейшего роста цен, не приведёт, не приведёт к усилению безопасности. Ведь самое главное - сделать безопасным наше государство, обезопасить наших граждан, но этот закон не решает этой задачи. Он выделяет некие локальные объекты, где, может быть, мы усилим безопасность и антитеррористическую защищённость. Мы не решаем в целом вопрос, вот это надо понимать. Поэтому, к сожалению, при всём понимании значимости этого вопроса наша фракция не сможет поддержать этот законопроект в этом виде. И мы призываем всё-таки серьёзно его доработать, чтобы было понятно, что мы будем защищать, как, за чей счёт и каковы возможности у наших собственников выполнить все эти требования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Необходимо заключительное слово? Я обращаюсь к докладчику. Алексей Михайлович, пожалуйста. РОЗУВАН А. М. Что бы мне хотелось сказать? Вот все те аргументы, которые высказал, в частности, Гудков Геннадий Владимирович, были детально рассмотрены Комитетом по безопасности. Безусловно, этот законопроект ни у кого не вызывает восторга: ни у правительства, ни у Федеральной службы безопасности, ни у МВД, ни у самих хозяйствующих субъектов и граждан, потому что он предполагает дополнительную работу, дополнительные обязанности, но сегодня мы ничего другого придумать не можем. И не дай бог, чтобы снова случилось что-то подобное и получилось так, что никто не знает, кто же виноват. Этим законопроектом мы даём возможность правительству чётко определить функции и установить обязанности хозяйствующих органов и граждан: что необходимо сделать, чтобы беда не случилась. Поэтому я предлагаю, прошу проголосовать за этот законопроект. Все предложения, которые прозвучали здесь, мы внимательно рассмотрим и учтём при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 7, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и Федеральный закон "О транспортной безопасности". Это первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 37 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принято.