Заседание № 32

27.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 53449-5 "О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения понятия "недревесные лесные ресурсы").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7124 по 7338 из 9017
Переходим к рассмотрению пункта 42 порядка работы Государственной Думы. О       
проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса   
Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания           
Амурской области депутата Государственной Думы Натальи Васильевны Пугачёвой.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 32       
Лесного кодекса Российской Федерации". Сейчас в Лесном кодексе Российской       
Федерации есть норма о том, что граждане Российской Федерации имеют право       
свободно, бесплатно для собственных нужд осуществлять заготовку елей для        
новогодних праздников. Депутаты Законодательного Собрания Амурской области      
считают необходимым включить в перечень деревьев хвойных пород, которые могут   
использоваться в качестве дерева для новогодних праздников, пихту и сосну. По   
традиции в Амурской области в качестве дерева для новогодних праздников         
используются деревья хвойных пород - сосны, пихты, ели, но вот ели, конечно,    
в меньшей степени, поскольку это дерево имеет незначительный удельный вес в     
составе древостоя Амурской области. Предлагаемое изменение в статью 32          
Лесного кодекса позволит исключить особый правовой режим, при котором           
граждане ограничены одной породой дерева при заготовке деревьев для             
новогоднего праздника для собственных нужд.                                     
                                                                                
Депутаты Законодательного Собрания Амурской области предлагают принять данный   
законопроект, но, видя отрицательное заключение комитета... Конечно, может      
быть, это недоработка депутатов, но хотелось бы отметить, что всё-таки          
необходима проработка в комитете. Я думаю, что если не будет данной нормы...    
В области есть такая традиция, и от неё на сегодняшний день никуда не уйти,     
поэтому думаю, что необходимо, наверное, всё-таки посмотреть ещё раз эту        
норму.                                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна. Присаживайтесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
С содокладом выступает член Комитета по природным ресурсам,                     
природопользованию и экологии Валерий Андреевич Мальчихин. С места.             
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо, Надежда Васильевна.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и          
экологии считает, что цель предлагаемых изменений, заявленная в                 
законопроекте, в пояснительной записке к этому законопроекту, не                
соответствует содержащимся в Лесном кодексе Российской Федерации основам        
регулирования отношений по изъятию гражданами для собственных нужд              
недревесных лесных ресурсов. Следует иметь в виду, что порядок заготовки и      
сбора гражданами указанных лесных ресурсов в соответствии со статьёй 33         
Лесного кодекса принципиально иной, нежели предусмотрено статьёй 32 Лесного     
кодекса, в которую вносятся поправки. Законодатель в Лесном кодексе счёл        
необходимым предоставить субъектам Российской Федерации право своими законами   
устанавливать такой порядок, это часть 4 статьи 33 Лесного кодекса.             
                                                                                
Кроме того, в части 2 статьи 33 подчёркивается необходимость определения        
ограничений заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для        
собственных нужд. Регулируя соответствующие правоотношения, Лесной кодекс       
исходит также из того, что недревесные лесные ресурсы, перечисленные в части    
2 статьи 32 Лесного кодекса, могут быть также предметом регулирования статьи    
33 Лесного кодекса только в том случае, если их можно охарактеризовать в        
смысле гражданского права как общедоступные для сбора вещи. Полагаем, что       
деревья для новогодних праздников не вполне соответствуют признакам             
общедоступных для сбора вещей, в связи с чем и целесообразно законами           
субъектов Российской Федерации вводить ограничения на заготовку их гражданами   
для собственных нужд. В этом смысле показателен закон Тульской области "О       
лесах Тульской области", содержащий прямой запрет на заготовку елей для         
новогодних праздников гражданами на лесных участках в составе земель лесного    
фонда.                                                                          
                                                                                
Необходимо также отметить, что постановлением Правительства Российской          
Федерации от 15 марта 2007 года № 162 запрещена заготовка на территории         
Российской Федерации трёх видов пихты и пяти видов сосен. Кроме того, четыре    
вида сосны и два вида из семейства сосновых занесены в Красную книгу            
Российской Федерации. Таким образом, предлагаемые законопроектом дополнения     
вне связи с ограничением свободной и бесплатной заготовки недревесных лесных    
ресурсов гражданами могут создать угрозу сохранности лесных насаждений ценных   
хвойных пород.                                                                  
                                                                                
На законопроект поступили тринадцать отзывов из субъектов Российской            
Федерации, все они оформлены с нарушением соответствующих требований            
процессуальных и не могут быть приняты во внимание.                             
                                                                                
На основании изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и    
экологии не поддерживает данный законопроект в первом чтении и рекомендует      
Государственной Думе отклонить его.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Андреевич.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос.   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Решульскому.                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня вопрос к содокладчику, Валерию Андреевичу. Валерий Андреевич, ведь       
статьёй 32 Лесного кодекса предусмотрен перечень всех недревесных лесных        
ресурсов, в том числе ели для новогодних праздников. Есть там такая запись?     
Подтвердите. Есть, она действительно есть. А почему мы тогда эти пихты и        
сосны не можем включить дополнительно?                                          
                                                                                
Вопрос к докладчику, Наталье Васильевне, простой. Всё-таки в каком количестве   
такие деревца, или деревья, могли бы быть заготовлены гражданами Амурской       
области? Когда-нибудь такой подсчёт вели? Может, мы ведём разговор о            
небольшом количестве этих деревьев, о которых и разговор не надо было вести,    
а решить это постановлением руководства там Амурской области или... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Сергей Николаевич.                       
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Валерию Андреевичу Мальчихину. По порядку        
поступления вопросов.                                                           
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А. Уважаемый Сергей Николаевич, уважаемые депутаты! Когда          
разрабатывался Лесной кодекс и вводились в перечень недревесных лесных          
ресурсов ели для использования их на новогодних праздниках, то имелись в виду   
и нормативные правовые акты органов исполнительной власти, разрешающие          
заготовку елей на участках, где не требуется сохранность подроста, и на         
участках искусственных насаждений тех же самых елей. Это внесено было. В        
дополнение к этому, учитывая, что нельзя всё-таки без ограничения допускать     
заготовку елей гражданами, вводились соответствующие ограничения. Поэтому эта   
норма перешла и в новый Лесной кодекс.                                          
                                                                                
Изменить действительно можно, но изменить надо обязательно в увязке и со        
статьёй 33 Лесного кодекса, а авторы законопроекта совершенно, так сказать,     
концептуально не обращают на это внимание. При рассмотрении на заседании        
комитета мы, естественно, не могли поддержать авторов законопроекта, хотя,      
собственно, потребность, нужда в том, чтобы расширить этот перечень,            
безусловно, есть.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Андреевич.                               
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Наталье Васильевне Пугачёвой.                    
                                                                                
Второй вопрос был задан вам. Пожалуйста.                                        
                                                                                
ПУГАЧЁВА Н. В. Я сегодня не скажу, какое количество сосен и пихт у нас          
заготавливается в новогодние праздники, но скажу, что это более 60 процентов,   
если не все 80 процентов. Почему? Потому, что у нас практически только на       
Севере могут позволить себе вырубить ель на новогодние праздники, на всём       
остальном пространстве идёт заготовка сосны. Это количество, если жителей у     
нас восемьсот шестьдесят тысяч, думаю, конечно, немалое.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть желающие выступить.        
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Решульскому Сергею Николаевичу.                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, я не знаю, как решится судьба этого         
законопроекта, поскольку даже основной докладчик как-то невнятно высказал       
позицию, то ли голосовать за него, то ли нет.                                   
                                                                                
Аргументированно выступил содокладчик, Валерий Андреевич, и, в общем-то,        
показал несоответствие самого концептуального подхода в этом законопроекте.     
Вместе с тем почему я попросил слова? Конечно, я не буду использовать все       
десять минут, а коротко хочу отметить, что проблема здесь действительно         
существует, и Наталья Васильевна сейчас очень подробно объяснила эту            
проблему.                                                                       
                                                                                
Если сегодня действительно для новогодних праздников идёт где-то до 80          
процентов заготовок сосны или пихты, то надо полагать, что большая часть        
этих деревьев для праздника, Нового года, в общем-то, заготавливается           
каким-то браконьерским способом либо же, как здесь мне подсказывают коллеги,    
поскольку Амурская область недалеко от Китая, всё это завозится с китайской     
стороны.                                                                        
                                                                                
Вопрос необходимо действительно как-то урегулировать. Даже если мы отклоним     
данный законопроект, чего в принципе не хотелось бы делать (может быть, его     
стоит доработать ко второму чтению со ссылками на статью 33, с учётом           
изменений этой статьи, или с какими-то ограничениями, или указанием, что        
вопрос регулирования решается исполнительным органом власти субъекта            
Российской Федерации), то даже в этом случае, мне кажется, наш Комитет по       
природным ресурсам, природопользованию и экологии мог бы совместно с            
заинтересованными субъектами Российской Федерации (а это не только одна         
Амурская область), в общем-то, выработать новый концептуальный подход в этом    
вопросе и внести такую законодательную инициативу на рассмотрение               
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Я не знаю, какое, судя по выступлениям докладчиков, надо принимать здесь        
решение, то ли отклонять, то ли поддерживать этот законопроект, каждый,         
наверное, определится сам.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, выступления закончились. Будут ли выступать полномочные     
представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской        
Федерации? Нет. Докладчик и содокладчик с заключительным словом? Также нет.     
                                                                                
Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в         
первом чтении? Комитет против.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               38 чел.8,4%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     39 чел.                                          
Не голосовало                 411 чел.91,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.