Заседание № 46

10.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 53447-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (об установлении обязанности операторов связи осуществлять контроль за идентификационными номерами средств сотовой связи).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3712 по 3973 из 5647
Пункт 22. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О связи" докладывает представитель Государственного Совета Республики    
Татарстан депутат Государственной Думы Гульнара Ильдусовна Сергеева.            
                                                                                
СЕРГЕЕВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен       
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
связи", подготовленный Государственным Советом Республики Татарстан в порядке   
законодательной инициативы.                                                     
                                                                                
Целью данного законопроекта является снижение количества преступлений,          
связанных с хищениями средств подвижной радиотелефонной сотовой связи. По       
данным Министерства внутренних дел Республики Татарстан, только за              
одиннадцать месяцев 2007 года в республике похищено более семнадцати тысяч      
сотовых телефонов. Преступления, по которым предметом преступного               
посягательства явились средства подвижной радиотелефонной связи, составили      
четвёртую часть, то есть 24,2 процента, в общей структуре преступности.         
Проблема раскрытия преступлений данной категории в настоящее время актуальна    
для всех без исключения регионов России. Основными причинами широкого           
распространения преступлений данного вида являются достаточно лёгкий способ     
изъятия и сокрытия сотовых телефонов, их высокая стоимость, а также             
возможность неограниченного сбыта и практически беспрепятственного              
использования после хищения.                                                    
                                                                                
Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с хищениями сотовых          
телефонов показывает, что существует достаточно эффективная система             
предотвращения данных преступлений. Например, в сотовой связи стандарта GSM     
такая система основана на осуществлении операторами сотовой связи               
IMEI-контроля. Английская аббревиатура IMEI расшифровывается как                
"международный идентификатор мобильного оборудования". Это уникальный номер,    
состоящий из пятнадцати цифр, который присвоен каждому техническому             
устройству и запрограммирован в нём компанией-производителем либо официальным   
представителем с санкции компании-производителя. Не существует двух сотовых     
телефонов с одинаковыми IMEI, не считая тех, IMEI которых был умышленно         
изменён. Осуществление IMEI-контроля путём включения процедуры идентификации    
по чёрному списку телефонов, которым устанавливается запрет доступа в систему   
GSM, позволяет операторам подвижной радиотелефонной связи блокировать в своих   
сетях работу похищенных телефонов.                                              
                                                                                
Предложенным проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О связи" предполагается: установить обязанность операторов подвижной     
радиотелефонной связи осуществлять постоянный контроль за идентификационными    
номерами средств сотовой связи посредством своих программно-технических         
средств, сведения о которых вносить в собственную информационную базу;          
предусмотреть обязанность операторов подвижной радиотелефонной связи на         
основании судебного решения по уголовным делам, находящимся в производстве      
следователей и дознавателей, либо по постановлению руководителя органа,         
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, приостанавливать оказание    
услуг подвижной радиотелефонной связи. Данные нормы могут стать существенным    
инструментом профилактики преступлений, связанных с хищением средств            
подвижной радиотелефонной связи, так как похищенные аппараты невозможно будет   
использовать в сетях операторов связи и, соответственно, спрос на нелегальном   
рынке на такие телефоны сократится. В свою очередь это приведёт к               
существенному снижению количества хищений средств подвижной радиотелефонной     
связи и обеспечит защиту конституционных прав граждан.                          
                                                                                
В целях восполнения существующих пробелов в законодательстве Государственным    
Советом Республики Татарстан одновременно внесены законопроекты,                
предусматривающие соответствующие изменения и дополнения в                      
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об     
оперативно-розыскной деятельности".                                             
                                                                                
С замечаниями Правового управления Аппарата Государственной Думы в части        
внесения изменений в статьи 1 и 2 законопроекта необходимо согласиться.         
                                                                                
В заключении Правительства Российской Федерации указано, что российский рынок   
перенасыщен так называемыми серыми телефонами и абонентскими станциями с        
изменёнными идентификаторами, многие производители выпускают значительные       
партии абонентских устройств с одинаковыми номерами, и при приостановлении      
оператором подвижной связи оказания услуг абоненту могут быть затронуты его     
законные права. По мнению Государственного Совета, само по себе наличие         
правонарушений со стороны поставщиков и производителей по поставке серых        
телефонов не должно являться препятствием для принятия данного законопроекта,   
также направленного на защиту прав граждан, напротив, необходимо принять меры   
по устранению названных нарушений.                                              
                                                                                
С учётом изложенного Государственный Совет Республики Татарстан просит          
принять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон    
"О связи" в первом чтении.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гульнара Ильдусовна, присаживайтесь.             
                                                                                
Я приглашаю на трибуну для содоклада заместителя председателя Комитета по       
информационной политике, информационным технологиям и связи Владимира Лукича    
Горбачёва.                                                                      
                                                                                
ГОРБАЧЁВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Нельзя не согласиться с           
Государственным Советом Республики Татарстан в том, что законопроект            
подготовлен в связи со злободневной проблемой - значительным числом             
преступлений, которые связаны с хищением мобильных телефонов. Следует           
признать, что законопроект является крайне актуальным с позиции обеспечения     
прав граждан на защиту от преступных посягательств, связанных с кражами         
мобильных телефонов.                                                            
                                                                                
Вместе с тем нельзя не отметить, что представленная редакция законопроекта      
вызывает целый ряд замечаний, а именно: в настоящее время отсутствуют           
правовые гарантии уникальности идентификационного номера, поскольку на          
российском рынке велика доля так называемых серых телефонов и абонентских       
станций с изменёнными идентификационными номерами или, наоборот, большое        
количество телефонов, которые имеют один и тот же идентификационный номер. В    
случае приостановления оператором оказания услуг связи могут быть нарушены      
законные права абонента, так как он может являться добросовестным покупателем   
и не знать об истинном происхождении приобретённого абонентского устройства.    
Эти обстоятельства в законопроекте никак не учтены.                             
                                                                                
Тщательной доработки требует предлагаемое законопроектом определение            
идентификационного номера средства связи. На наш взгляд, необходимо             
учитывать, что не все используемые абонентами средства связи имеют              
идентификационные номера, так как необходимость наличия такого номера           
обусловлена прежде всего характером отдельных видов связи, например сотовой     
связи. Более того, предусмотренные законопроектом обязанности операторов        
связи определять идентификационные номера средств связи, вести информационную   
базу таких номеров и представлять информацию о них указанным в законопроекте    
органам распространяются на всех операторов связи, а не только на операторов    
сотовой связи. Также требуют уточнения формулировки "компьютерная информация"   
и "визуальный контроль", в противном случае их использование может затруднить   
реализацию предлагаемых законопроектом норм на практике.                        
                                                                                
На законопроект получен отрицательный отзыв Правительства Российской            
Федерации. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы      
высказывается ряд замечаний юридико-технического характера. Резюмируя всё       
сказанное, приходится констатировать следующее: законопроект в представленной   
редакции, к сожалению, работать не будет, поэтому Комитет по информационной     
политике, информационным технологиям и связи рекомендует Государственной Думе   
отклонить его в первом чтении.                                                  
                                                                                
Вместе с тем, учитывая актуальность и социальную значимость проблемы, комитет   
посчитал необходимым подключиться к её решению. Вчера при комитете по           
информационным технологиям и связи была создана рабочая группа по разработке    
концепции законопроекта о предотвращении преступлений, связанных с хищением     
мобильных телефонов. Цель создания рабочей группы - это поиск путей решения     
проблемы массового распространения хищений сотовых телефонов и подготовка       
предложений по законодательному регулированию в данной сфере. В состав          
рабочей группы вошли депутаты Государственной Думы и органов законодательной    
власти российских регионов, в том числе Татарстана, а также представители       
МВД, Федеральной таможенной службы России, Минкомсвязи и Минрегионразвития,     
крупнейших операторов связи "Мегафон", "Билайн", МТС, общественных              
объединений в области связи. Участникам рабочей группы предстоит обменяться     
мнениями - вчера уже было первое заседание рабочей группы здесь, в              
Государственной Думе, - провести необходимые согласования со всеми              
заинтересованными сторонами и подготовить новую законодательную инициативу,     
которая предусматривала бы внесение изменений в федеральные законы "О связи",   
"О защите прав потребителей", "Об оперативно-розыскной деятельности", в         
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другие нормативные        
правовые акты. При этом, несомненно, мы будем учитывать наработки наших         
коллег из Государственного Совета Республики Татарстан.                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы, по крайней мере две руки я   
вижу: депутат Рябов и депутат Локоть.                                           
                                                                                
Депутат Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста.                                    
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Спасибо.                                                            
                                                                                
Бесспорно, конечно, предложенный законопроект действительно глубокий, и имело   
бы смысл его принять, но аргументы, которые высказаны комитетом, тоже нельзя    
не учитывать. Единственное хотелось бы узнать: вот эта рабочая группа до        
какого периода, сколько будет работать - три, пять, десять лет? Если в          
течение некоторого промежутка времени, скажем, два-три месяца, тогда да, а      
если пять лет - это нехорошо.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Лукич.                               
                                                                                
ГОРБАЧЁВ В. Л. Я думаю, что в первом полугодии следующего года такой            
законопроект в Государственную Думу мы представим.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Локоть.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Лукич, тема важная. Вообще, предложенный        
вариант защиты на самом деле достаточно реален и, как мне кажется,              
эффективен, а вот, на мой взгляд, рекомендации комитета как-то не очень         
убедительны. Послушайте, как это прозвучало, я буквально повторю то, что        
сказали: мы не можем защитить добросовестных пользователей телефонов, потому    
что слишком много нарушителей. Ну, это как-то странно, это какая-то             
законодательная импотенция. У этой рабочей группы есть всё-таки идеи, путём     
реализации которых можно решить эту проблему?                                   
                                                                                
ГОРБАЧЁВ В. Л. Спасибо.                                                         
                                                                                
Ну, я не так сказал, вы немножко перевернули. Во-первых, на сегодня нет         
единой базы данных по учёту единых идентификационных номеров сотовых            
телефонов. Она есть у каждого оператора, но сводной, единой, нет. Кроме того,   
сегодня в Россию поступают телефоны в основном из Юго-Восточной Азии, и         
тысячи телефонов имеют один и тот же IMEI, один и тот же. И потоки этих         
поступлений телефонов пока не определены. Поэтому в случае, как предлагается    
в законопроекте, заблокирования одного телефона с IMEI могут отключиться        
сразу тысяча, две тысячи, пять и десять тысяч телефонов. Например, в Нижнем     
Новгороде было обнаружено более тысячи телефонов с одним и тем же IMEI.         
                                                                                
Сегодня даже вопрос единой информационной базы не отработан и идут споры, где   
её создать, - либо в МВД, либо создать новый орган, который объединил бы        
информационные базы всех операторов сотовой связи, пока есть разные мнения,     
но создать новый орган за счёт бюджетных средств, думаю, не получится.          
Ведение информационной базы потребует наверняка дополнительных расходов         
операторов сотовой связи, дополнительные расходы могут привести к тому, что     
они скажут: мы увеличим тарифы. Это я тоже считаю недопустимым.                 
                                                                                
Далее. На сегодня не определено понятие, вообще, что такое сотовый телефон.     
Сегодня есть сотовые, мобильные телефоны, есть коммуникаторы, есть смартфоны    
и есть USB-модемы, которые тоже имеют идентификационные номера. Поэтому нужно   
определение дать, но этого в законопроекте нет.                                 
                                                                                
Далее. Сегодня уже промышленность других стран выпускает телефоны с двумя       
IMEI: один - программный, второй - системный. Если программный изменить         
можно, и умельцы такие есть, то системный изменить нельзя. В случае изменения   
программного при наличии двух IMEI телефон в сети работать не будет.            
                                                                                
То есть вопросов слишком много сегодня, над которыми нужно...                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГОРБАЧЁВ В. Л. А вот для этого и создана рабочая группа, идеи есть, идей        
много, и я думаю... (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, содокладчик Владимир Лукич подробнейшим          
образом перечислил все вопросы, которые требуют своего законодательного         
решения. По-моему, очень обстоятельно дан ответ на вопрос, который задал        
депутат Локоть.                                                                 
                                                                                
Присаживайтесь, Владимир Лукич.                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Нет. Представители президента   
и правительства? Также нет.                                                     
                                                                                
Единственное, перед голосованием хотел бы вот такое предложение внести.         
Всегда нас критикуют за то, что мы мало учитываем предложения субъектов         
Федерации. Все говорили, что инициатива, которую доложила Гульнара              
Ильдусовна, хорошая, что её даже можно было бы поддержать, но комитет           
справедливо сказал, что надо это ещё улучшить, создать рабочую группу и так     
далее. Я прошу, когда это будет сделано, обязательно пригласить                 
представителей Госсовета, и, вообще, эту практику надо ввести: если мы видим,   
что законодательная инициатива субъекта имеет рациональное зерно, надо, когда   
мы возвращаемся к ней, приглашать соответствующий субъект в соавторы. Это       
будет справедливо, это будет данью уважения к той работе, которую они           
проделали.                                                                      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О связи".                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за               48 чел.10,7%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     50 чел.                                          
Не голосовало                 400 чел.88,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.