Заседание № 238
17.06.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 533982-5 "О ратификации Протокола № 5 между Российской Федерацией и Республикой Армения о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 г.".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 987 по 998 из 7598
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Две составляющие. Первая. В связи с тем что официальный представитель президента не может присутствовать при представлении одного из законопроектов исходя из времени повестки, а также по согласованию с другим официальным представителем президента и по согласованию с полномочным представителем президента в Государственной Думе прошу от имени комитета пункты 14 и 15 перенести на фиксированное время, на 12.30.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1201 по 1205 из 7598
Депутат Островский. Он предложил пункты 14 и 15 перенести на фиксированное время, на 12.30, с учётом графика работы представителей правительства. Нет возражений, коллеги? Надо ставить на голосование это предложение? Соглашаемся. Фиксированное время, 12.30, - пункты 14 и 15.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3836 по 4160 из 7598
Переходим к 15-му вопросу. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола № 5 между Российской Федерацией и Республикой Армения о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 г.". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра обороны Николая Александровича Панкова. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию пакет ратификационных документов содержит два новых положения. Первое из них - это продление первоначального срока действия договора о российской военной базе на территории Республики Армения до сорока девяти лет. Вот это, по сути, и есть главная позиция. И второе. В соответствии с протоколом российская военная база кроме функций защиты интересов Российской Федерации будет обеспечивать вместе с Вооружёнными Силами Республики Армения безопасность Республики Армения. Протокол в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. Его ратификация будет способствовать сохранению нашего военного присутствия в регионе. Протокол не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством нашей страны. Его реализация не влечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Имеются все соответствующие согласования и заключения. Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать ратификационный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Я забыл поставить на голосование предложение Фокина. Ставлю на голосование предложение депутата Фокина рассмотреть 15, 16, 17 и 18-й пункты до перерыва, то есть, если мы зайдём за 14 часов, продолжить до окончания обсуждения этих вопросов. Ставлю на голосование данное предложение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 41 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Алексей Владимирович Островский, содоклад по данному вопросу. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ратификация настоящего протокола имеет исключительное значение не только для развития и укрепления двусторонних отношений в сфере военного сотрудничества между Россией и Республикой Армения, но и является дополнительным аргументом в наших неизменных партнёрских, дружеских, взаимовыгодных отношениях. Как известно, протокол был подписан для продления срока действия договора о российской военной базе с двадцати пяти до сорока девяти лет. Этот срок автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не уведомит о своём намерении прекратить его действие. Присутствие российской военной базы стало неотъемлемой частью взаимодействия России и Армении в вопросах обеспечения безопасности наших стран, в том числе элементом безопасности в Кавказском регионе в целом. Надо заметить, что нахождение военной базы на территории Армении осуществляется в рамках законодательств Российской Федерации и Армении о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, при этом военно-техническое обеспечение базы будет по-прежнему осуществляться из бюджетных средств Министерства обороны России. Как известно, 19 марта текущего года Парламент Грузии прекратил действие соглашения с Москвой о транзите военных грузов и персонала по территории страны. Российская Федерация дополнительно проработала вопросы о снабжении 102-й базы в Армении, в том числе с использованием третьих стран. Ратификация данного протокола исходит из существующих договорённостей по оказанию содействия в обеспечении Республики Армения современным и совместимым вооружением, военной техникой, в том числе специализированной. Хочу заметить, что за период нахождения нашей военной базы не возникало непредвиденных ситуаций со стороны как населения Армении, так и в целом Кавказского региона, исключая Грузию, о чём я уже говорил ранее. Реализация данного протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Настоящий договор прошёл необходимые процедуры в Государственной Думе, комитеты-соисполнители также поддерживают его ратификацию. Правовое управление замечаний не имеет. В связи с изложенным просим поддержать нашу позицию и ратифицировать данный договор. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь на трибуне. Есть ли вопросы к докладчикам? Два вопроса - у Селезнёва и Лекаревой. Никого не забыл? Подводим черту. Селезнёв, пожалуйста, ваш вопрос. СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос к представителю Минобороны, два вопроса, точнее. Платит ли Армения что-то России за размещение баз на своей территории? Примеры известны: Япония платит за размещение на своей территории американских баз, и достаточно большие деньги. Базы, которые мы размещаем в Армении, служат интересам защиты Армении. И второй вопрос, он связан с предыдущим вопросом, который обсуждался. Как Азербайджан относится к размещению российских баз на территории Армении? Вы только что ратовали здесь, точнее, не вы, а ваш предшественник ратовал за дружеские отношения с Азербайджаном, но есть проблема Нагорного Карабаха, и именно наши военные, размещаемые на территории военной базы, будут защищать в случае военного конфликта армян от азербайджанцев. Какие инструкции по этому поводу у вас есть? Спасибо. ПАНКОВ Н. А. По первому вопросу. Армянская сторона платит за коммунальные платежи 2 миллиона в год. Что касается второго вопроса, с Азербайджаном работал МИД, и нас Министерство иностранных дел информировало, что реакция Азербайджана достаточно спокойная, какой-либо официальной отрицательной реакции нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лекарева, ваш вопрос. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Николай Александрович, вот недавно на закрытом "правительственном часе" выступал Анатолий Эдуардович Сердюков и говорил, что катастрофически не хватает средств на реформирование Вооружённых Сил, армии. Мы видим, что военно-техническая помощь Республике Армения будет производиться за счёт бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год Министерства обороны. Предусмотрены ли эти средства, или эти расходы оказались лишними? И есть ли соответствующая договорённость с Министерством финансов и правительством? Потому что на заседании правительства, когда рассматривался этот вопрос, ни слова не упоминалось о финансировании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПАНКОВ Н. А. В данном случае на проблему нужно смотреть как на обеспечение безопасности нашей державы, поэтому мы в силу наших экономических возможностей, по мере возможности нашего бюджета оказывали, оказываем и будем дальше оказывать помощь нашим армянским друзьям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то на выступлении? Две руки. Десятиминутный или пятиминутный режим установим? Как, Владимир Вольфович? Десять? Вот есть предложение по пять минут. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, три минуты - это мало, это неправильно. Если согласятся, давайте по пять минут. Владимир Вольфович, пожалуйста, вам слово. С места, да? На трибуну? Пожалуйста. Ну, мы редко ограничиваем Владимира Вольфовича, он обычно у нас выступает, как говорится, до железки. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, не задевайте, пожалуйста, никого из депутатов. По теме выступайте, а то, видите, люди обижаются. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. По теме, по теме. Я понимаю, что от советского периода осталось неприятие любой критики, любая критика - всё, ссылка, 58-я статья. Я почему сегодня выступаю восьмой раз уже? Я решил поставить рекорд по количеству выступлений. Вот Стаханов 107 тонн угля наклепал с помощью подставных людей, ему помогали другие рабочие - подвозили-увозили, но большевики это изобразили так: вот, мол, чем нужно заниматься. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Но не стахановы создают государство, а вот здесь, в зале, депутаты, облечённые властью, или чиновники. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спокойно, коллеги! ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сколько раз, Олег Викторович, они пытались прерывать меня, и я не требовал никогда, чтобы им делали замечания. Всегда агрессивно выступают левые партии - и проваливают всё! Сейчас пало левое правительство в Греции, в Испании - везде провал левых сил. И всё, что на Кавказе случилось, - это всё тоже сделали левые, всё сделали левые. Мы продлеваем сегодня срок договора о нашей базе в Армении. Что это значит? Это значит, что в будущем неизбежен вооружённый конфликт в этом регионе мира и снова погибнут наши солдаты, ибо мы их не сможем эвакуировать - это же военная база, то есть перед ней стоит задача обеспечить там интересы России и государства Армения, которое разрешило расположить базу на своей территории. Армения находится в сложнейшем геополитическом центре, у неё нет союзников, а Турция и Азербайджан мечтают о её уничтожении - чтобы её, Армении, вообще не было там, как палестинские арабы мечтают, чтобы Израиля не было. Но Израиль спасает мировая еврейская диаспора, Европа и США в первую очередь, а армян - только Россия, и в этом смысле мы, конечно, в худшем положении: поскольку нам в этом плане никто не помогает, у нас большие расходы. И то, что вот здесь задаются вопросы по поводу того, что нам делать: лезгины, Дагестан, Азербайджан... Россия вынуждена была идти на компромиссы. Мы сперва были более близки с Азербайджаном - недовольна была Армения, теперь мы более тесно связаны с армянами - недовольны азербайджанцы, сейчас была ратификация договора о границе - недовольны лезгины... Не можем мы сделать такой договор и установить такие границы, чтобы были довольны все стороны! И здесь Россия должна исходить из чего? Азербайджан - это "Набукко": он может остановить "Набукко" - Дагестан же ничего не остановит. К сожалению, опять играют свою роль высшие, так сказать, экономические интересы: нам выгоднее, для "Южного потока", "Набукко" остановить. Газ или нефть по путепроводу "Набукко" может идти только через Азербайджан, только через Каспий, только через Туркмению, поэтому здесь мы, к сожалению, вынуждены идти на такие вот шаги, чтобы в целом всё-таки хоть какой-то плюс получить, по принципу "из двух зол выбираем меньшее". И при самом большом уважении к любому народу, когда здесь предлагали сделать анклавы, чтобы, допустим, можно было границу провести так, чтобы часть лезгинских сёл осталась на территории России... Точно так же, наверное, Армения хотела бы сделать анклав в Ахалкалаки и в Ахалцихе, где в основном армянское население проживает, но это территория Грузии, то есть спорных территорий очень много. В чём была мощь Российской Империи? Не было никаких границ: Россия - всё, русский язык - всё, русская армия - всё, русская пограничная стража, русский рубль - всё! И была тишина, во всей империи все были довольны: и лезгины, и азербайджанцы, и армяне, и грузины, и осетины - все были довольны и империя была для всех. Сегодня, может быть, правильно, многим не нравится принцип "Россия для русских", а вот принцип "Российская Империя для всех народов"... Империя как раз и существовала для всех народов, а когда поломали её, тогда и получили эти самые конфликты. Мы поддержим эту ратификацию, но мы заранее скорбим о тех солдатах, которые погибнут там, в Армении, в ближайшее десятилетие в результате вооружённых конфликтов, которые неизбежны, ибо беженцы уже в Турции, недалеко от Армении. Ещё один переход - и заполыхает весь Южный Кавказ. Мы этого не хотим, но наши солдаты стоят там, так же как и в Таджикистане, и они первыми примут удар... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. Вообще, это соглашение необходимо рассматривать в целом в геостратегическом масштабе построения обороноспособности нашей страны. Для чего служат базы любого государства на территории любого другого государства? Для интересов того государства, чьи базы находятся там. Если мы сейчас на это всё посмотрим, то увидим, что у нас при всём разноплановом отношении к Лукашенко на западном направлении выстроена некая военная стратегическая система благодаря ряду соглашений, представленных в том числе Министерством обороны. В Центральной Азии у нас сплошной хаос и совершенная бестолковщина: более бестолкового расположения, чем расположение нашей 201-й базы, никто не может придумать. Я как-то говорил, что расположение этой базы такое же, каким было расположение 201-й дивизии Туркестанского военного округа во времена Советского Союза. Но тогда стратеги Генерального штаба Советского Союза понимали, для чего всё это так расположено: у неё был сосед справа - 108-я термезская дивизия, сосед слева через горы Памира - ошская горнострелковая бригада, погранвойска... Сейчас ничего этого нет - они стоят. Какую задачу они там выполняют, непонятно. Я много раз писал начальнику Генерального штаба письма о возможности перемещения на Памир и так далее, о законе о борьбе с наркотрафиком в рамках этого и так далее, но ничего сделано не было. Но сейчас не о Таджикистане речь идёт, сейчас речь идёт о ситуации на Южном Кавказе. Южный Кавказ Российской Федерации, так скажем, нужен для реализации двух задач. Первая - обеспечение безопасности собственной территории на юге. Если мы сдадим Южный Кавказ полностью западным государствам в лице Соединённых Штатов, Турции и других государств, ситуация в части стабильности на нашем юге резко ухудшится. И вторая задача. Если мы великая держава, то мы должны иметь влияние на Ближнем Востоке. А какое государство максимально приближается к Ближнему Востоку? Это, естественно, Армения. И что там происходит, мы все сегодня знаем. А какая же на Южном Кавказе у нас ситуация? Грузия - понятно, Азербайджан - это всё больше проамериканская, пронатовская система и больше протурецкая, даже есть такой лозунг: "Один народ - два государства" (без комментариев). Теперь мы говорим: а что, собственно, из себя представляет гюмринская база? Вот мы говорим: база и так далее, но, извините, это несколько истребителей "МиГ-29", "С-300" и тысячи три-четыре личного состава, из них больше половины, подавляющее большинство - это местные уроженцы. Правильно? Ну, какая-то их часть. Поэтому эта база больше символична, она существует для того, чтобы не было войны на Южном Кавказе. Поэтому в это соглашение, в эти изменения и включено, что она отвечает за безопасность не только вне СНГ, но и внутри, потому что соглашение было подписано, если вы помните, в разгар обострения конфликта между Арменией и Азербайджаном и постоянных локальных стычек на границе соприкосновения в районе Нагорного Карабаха, когда шла война, в начале военных действий. Недаром туда включён и тезис о перевооружении армянской армии. На сегодняшний день на вооружение азербайджанской армии тратится в десять раз больше, чем на вооружение армянской армии, а бюджет Минобороны Азербайджана равен бюджету всей Республики Армения. То есть в техническом отношении азербайджанская армия превосходит армянскую. Для нас это очень немаловажно. Конечно, это соглашение предусматривает защиту территории Республики Армения, оно не предусматривает защиту Нагорного Карабаха, чтобы было понятно, а то когда говорим: апокалипсис... То есть в случае конфликта в Нагорном Карабахе российская военная база в этом конфликте участвовать не будет. Да, есть такие вопросы, как, например, вопрос, как быть с тем, что на территории Нагорного Карабаха находятся воинские подразделения Армении. Вообще много таких вопросов возникает в случае конфликта. Но я вам честно скажу, я не верю в конфликт вокруг Нагорного Карабаха в течение пяти - десяти лет, потому что сумасшедших нет ни в Армении, ни в Азербайджане. Поугрожать, поучаствовать... Потому что, с одной стороны, прекрасно вооружённая азербайджанская армия, а с другой стороны, отряды самообороны Нагорного Карабаха контролируют перевал Омар в 40 километрах от Гянджи и могут на второй-третий день ведения боевых действий взять этот второй по величине город в Азербайджане. Кто же развяжет такую войну? Наконец, о событиях на Ближнем Востоке. Когда тут был министр обороны, я приводил факт, как "Хезболла" нанесла поражение высокоорганизованной, хорошо оснащённой израильской армии. Вот такая ситуация может быть и в Нагорном Карабахе. Кстати, информация для раздумья: в Ливане в блок "Хезболлы", который там существует, входит армянская партия "Дашнакцутюн". Если кто-то думает, что они не поделились опытом, то сильно ошибается. Поэтому ситуация такая: все друг за другом следят. А присутствовать нам там надо. Ситуация с Турцией действительно обостряется: турки всё больше и больше пытаются играть роль сверхдержавы. Вы видите, как давят они на Сирию, а завтра они будут давить на нас. Уже был целый ряд заявлений о том, что надо осваивать, восстанавливать неоосманизм, то есть они претендуют на многие территории. Рано или поздно конфликт с Турцией будет, если мы хотим, конечно, сохранить свою роль сверхдержавы, и поэтому для нас эта база тоже нужна. Но я всегда говорил: нам нужна ещё вторая база. Это оборонительная, а нам нужна наступательная база, где на аэродромах базировались бы соответствующие... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время, присаживайтесь. Настаивают ли представители президента и правительства на участии в дискуссии? Нет. Докладчик настаивает на заключительном слове? Нет. Содокладчик? Также нет. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6079 по 6096 из 7598
Пункт 15, проект федерального закона "О ратификации Протокола № 5 между Российской Федерацией и Республикой Армения о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 г.". Кто за принятие данного законопроекта? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 32 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Принято.