Заседание № 182
17.09.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 533808-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" (о признании беженцами граждан Украины в специальном упрощённом порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3940 по 4113 из 6605
Евгений Алексеевич, вам хватит времени для доклада? Хватит. Ну а дальше будем обсуждать после перерыва. 17-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах". Докладывает Евгений Алексеевич Фёдоров. ФЁДОРОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Целью разработки проекта федерального закона является создание правовых условий для введения в Российской Федерации специального упрощённого порядка получения гражданами Украины статуса беженца. В настоящее время в результате политических потрясений, связанных с происходящей на Украине иностранной и фашистской интервенцией, складывается экстраординарная ситуация, которая несёт угрозу жизни наших соотечественников и всех русскоязычных жителей Украины. По данным ФМС, да и по данным других организаций, число беженцев из Украины на данный момент превысило уже миллион человек. Вынужденные переселенцы хотят остаться жить в России из-за проблем безопасности в своей стране. С учётом изложенного необходимо незамедлительно принять комплекс мер, обеспечивающих право на жизнь наших соотечественников, в том числе предоставить Правительству Российской Федерации право устанавливать специальный упрощённый порядок получения статуса беженца. Чтобы было понятно, сегодня этот порядок - вот я специально выписал - предусматривает сбор не менее десяти документов, каждый из которых нуждается ещё в отдельном анализе, к тому же по ним могут быть отказы, и отказы идут, то есть фактически людям препятствуют в их интеграции - а это русские люди - в российское общество. Сразу обозначу позицию профильного ведомства, даже хочу процитировать: "...создание преференций в отношении граждан одного государства при рассмотрении вопроса о признании их беженцами противоречит принципам и нормам законодательства о беженцах, конвенции, ущемляет права граждан других иностранных государств, которые также вынуждены искать убежище в Российской Федерации в результате событий, произошедших на территории их государств". Вот как: президент говорит, что на Украине и в России живёт один народ, даже пятая колонна - я слышал, Немцов, по-моему, - признаёт братский народ, а для профильного ведомства что русские с Украины, что негры из Буркина Фасо - без разницы! Налицо явное противоречие политике национального курса, которую проводит президент. Нет вообще ни одного законодательного акта, который хоть как-то отражал бы вопросы поддержки единства одного народа даже в такой специфической сфере, как гуманитарная. Но это часть проблемы. Когда нынешний американский посол Теффт в своё время организовывал свержение Шеварднадзе и госпереворот в Грузии, основной силой интервентов были беженцы. Есть сведения, что и в России он ведёт работу в этой сфере, формируя недовольство беженцев и препятствуя их интеграции в российскую среду - в культурную, экономическую и так далее. То есть фактически одна из ставок возможной "оранжевой интервенции" в России будет на боевиков, подготовленных из среды недовольных. Мы понимаем, что этот вопрос чрезвычайно важен и относиться к нему вот таким образом, разделяя единый народ на разные части, неправильно, это принципиально неправильный подход соответствующего профильного ведомства. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич. С содокладом выступает Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект прошёл все необходимые процедуры. В докладе уважаемого Евгения Алексеевича прозвучали мотивы внесения данной законодательной инициативы. Хотелось бы отметить то, что Правовое управление по результатам правовой и лингвистической экспертиз высказало по законопроекту ряд существенных, концептуальных замечаний. Законопроект в официальном отзыве Правительства Российской Федерации не поддерживается. Наш комитет, разделяя позицию Правительства Российской Федерации, в своём заключении отмечает, что авторами законопроекта не представлены аргументы, подтверждающие, что ныне действующий порядок признания беженцами, предусмотренный Федеральным законом "О беженцах", является неэффективным. При этом в рассматриваемой законодательной инициативе не предложено каких-либо регулятивных механизмов признания беженцем, отличных от уже существующих. В случае ухудшения ситуации на Украине и массового исхода её граждан на территорию Российской Федерации, о чём говорилось в докладе, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О беженцах" предусмотрен приём лиц на основании специального акта Правительства Российской Федерации. В связи с этим комитет считает, что Федеральный закон "О беженцах" позволяет обеспечить защиту граждан Украины, покидающих её территорию, независимо от дальнейшего развития там ситуации, поэтому введение упрощённого порядка признания беженцем считаем нецелесообразным. А то, о чём говорил автор законопроекта, - чтобы предоставить преференции гражданам конкретного государства, в данном случае Украины, - вот это действительно противоречит нормам и принципам и федерального закона, и Конвенции о статусе беженцев 1951 года: мы действительно будем ущемлять таким образом права граждан других государств, которые также по каким-то обстоятельствам, имеющим место в их странах, могут искать у нас убежище. На основании изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Евгений Алексеевич, вот вы сказали, что у нас беженцев уже около миллиона, ну, говорят также, что 850 тысяч, тут можно поспорить, - в общем, много. Но ведь согласитесь, что проблема беженцев не возникла вот так вдруг: вечером легли спать - утром проснулись, а к нам бежит целый миллион наших сограждан, можно так сказать, из Украины. Эта проблема зрела годами, - повторяю: годами! - может, все эти двадцать лет после распада СССР. Не кажется ли вам, что в том, что сегодня огромное внимание, огромные затраты, в том числе и финансовые, направлены на решение проблем беженцев, виновато и наше правительство? Просмотрели эту ситуацию или сознательно пошли на неё, чтобы создать дополнительную головную боль России! Наверное, можно было её просчитать пять-десять лет назад и не допускать до того, чтобы был миллион беженцев, это было бы правильней, мне кажется. Как вы считаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас всего два вопроса - завершим и сделаем перерыв. Нет возражений? Нет. Депутату Фёдорову включите микрофон. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо за вопрос. Я, кстати, с вами согласен, но в соответствии с этой логикой как раз и отвечает профильное министерство: у нас, мол, концепция такая, что мы не признаём родство, единство нашего народа с теми людьми, которые там живут. Соответственно, там никогда не велась какая-либо работа. Я согласен с вами: действительно, почему-то до сих пор никто не расследовал... Вот у нас велосипед, допустим, украдут - следствие проводится, а события 91-го года и госпереворота в СССР никто не расследовал, и в этом основа дальнейшей неправильной логики и архитектуры выстраиваемой системы наших отношений. Конечно, надо обратиться к тем событиям, провести их расследование, анализ и сделать юридические и политические выводы, которые, подчёркиваю, до сих пор не сделаны! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Вы знаете, я что-то не улавливаю: почему, если мы примем закон, который предлагает Фёдоров, это якобы ущемит права всех остальных людей, которые из-за проблем на родине прибудут к нам в качестве беженцев? Мы выполняем условия всех деклараций, мы выполняем международные договорённости, наши законы, которые уже есть, - почему не принять ещё один закон, который будет учитывать наши интересы на Юго-Востоке Украины, наши интересы в Новороссии? Каким образом мы, я повторяю, каким образом мы нарушаем логику наших поступков и действий, а вернее - бездействия, которое Российская Федерация на протяжении многих лет упорно демонстрирует, отказываясь от тех людей, которые хотят прийти к нам и жить вместе с нами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, что это вопрос профильному комитету. Депутату Курбанову включите микрофон. КУРБАНОВ Р. Д. В моём докладе это чётко и ясно прозвучало: ущемляются права граждан других государств, которые точно так же по тем или иным причинам могут прибыть на территорию Российской Федерации и попросить статус беженца, - это является нарушением и самой Конвенции о статусе беженцев, и Федерального закона "О беженцах". Если данного объяснения вам недостаточно, дополнительных аргументов я привести, честно говоря, не могу, это невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, давайте проведём запись на выступления и сделаем перерыв. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5313 по 5329 из 6605
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 45 сек.) Проголосовало за 200 чел.44,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 200 чел. Не голосовало 250 чел.55,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.