Заседание № 226

10.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 533468-8 "О внесении изменения в статью 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (о сроках рассмотрения и разрешения административных дел).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7220 по 7355 из 7652
Пункт 49, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 141         
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации". Доклад        
Алексея Владимировича Куринного.                                                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается наделить          
прокурора дополнительными процессуальными правами, преимуществом в части        
сокращения сроков рассмотрения дел, которые связаны, первое, с защитой          
неопределённого круга лиц и, второе, с защитой интересов государства.           
Прокуроры у нас подают подобные иски, более того, только прокуратура наделена   
подобными полномочиями. Понятно, есть ещё уполномоченные по правам человека,    
но они, к сожалению, своими правами пользуются крайне редко, только             
законодательно они закреплены. Через прокуратуру и через органы прокуратуры     
очень часто действуем и мы с вами, защищая интересы наших граждан. Это          
связано с защитой права - в моём случае было несколько примеров - на            
обеспечение необходимыми лекарствами, с защитой от неправомерных действий со    
стороны органов власти. Фактически большинство дел, связанных с подобного       
рода проблемами, - это противодействие прокуратуры и чиновников                 
соответствующих: либо они выдали разрешение на строительство в неположенном     
месте, либо заключили контракт, который нельзя было заключать.                  
                                                                                
Для понимания. Один такой контракт на 415 миллионов рублей был заключён в       
моей родной Ульяновской области на рекультивацию свалки под видом того, что     
это надо срочно, мол, как-то это связано с СВО. Прокуратура вышла в суд и       
доказала в суде первой инстанции - правда, через полгода, - что договор         
заключён неправомерно, но за это время организация, которая получила этот       
контракт, потратила 250 миллионов рублей. Возникла коллизия: что теперь         
делать, как возвращать эти деньги? Долго крутилось это дело, полтора года,      
сейчас, видимо, принято где-то наверху решение, что надо всё-таки признать      
этот конкурс законным и закрыть эту страницу, потому что, по большому счёту,    
сроки, длительные сроки рассмотрения не позволили вовремя принять               
соответствующие меры.                                                           
                                                                                
То же самое касается неправомерного строительства, когда, например, прокурор    
подаёт в суд соответствующее заявление и через полгода добивается правильного   
решения, но уже стоит дом, а в этом доме ещё, может быть, дольщики или ещё      
кто-то - и, конечно, опять возникает вопрос, что делать. То же касается и       
массового нарушения прав граждан, когда какой-нибудь орган власти издаёт        
неправомерный нормативный акт, - здесь действуют те же сроки. Я напомню, это    
три месяца. Три месяца - суд первой инстанции, потом три месяца - суд второй    
инстанции, и только после этого решение вступает в законную силу, когда его     
надо будет исполнить.                                                           
                                                                                
В связи с этим предлагается именно в отношении прокурора и только по делам,     
касающимся защиты интересов страны в целом либо защиты интересов                
неопределённого круга лиц, предоставить право на сокращение этого срока         
вдвое, то есть будет полтора месяца. На мой взгляд, это позволит эффективно     
защищать права наших граждан, которые защищает прокурор, либо интересы нашей    
страны, что он тоже делает.                                                     
                                                                                
Я понимаю, комитет сейчас будет говорить, что у нас равные права должны быть,   
что кто-то должен долго готовиться, изучать документы. Но я вам привёл          
несколько конкретных примеров, когда задержки приводили или могут привести к    
колоссальным потерям государственного бюджета, когда задержки могут приводить   
к массовому нарушению прав наших граждан, в том числе права на обеспечение      
бесплатными лекарствами, и здесь тоже были соответствующие обращения            
прокуратуры и длительные действия. Вот все эти случаи, на мой взгляд, сегодня   
являются основанием для того, чтобы прокуратуре Российской Федерации, как       
главному надзорному органу, как главному действующему органу, по большому       
счёту, по защите прав наших граждан и по защите интересов государства, дать     
право на сокращённые процессуальные сроки, для того чтобы не допускать          
нарушения прав, для того чтобы не допускать материальных потерь, о которых мы   
говорим.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова.               
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел эту       
законодательную инициативу, и, собственно говоря, у нас в заключении            
обозначены существенные замечания правового характера по этой инициативе.       
Ключевое из них - мы должны исходить из того, что важнейшим принципом           
административного судопроизводства является равенство всех перед законом и      
судом. Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа   
равенства всех участников судопроизводства, и это, собственно говоря,           
соответствует Конституции Российской Федерации, которая напрямую тоже этот      
тезис закрепляет, специальному закону - Федеральному конституционному закону    
"О судебной системе Российской Федерации".                                      
                                                                                
Следует отметить, что КАС содержит положения, предусматривающие сокращённые     
сроки рассмотрения административных дел, однако сокращение связано не с         
субъектом, обращающимся в суд, как предлагают авторы инициативы, а с            
категорией дела, по которому требуется незамедлительное реагирование на         
конкретную жизненную ситуацию. Ну, мы знаем о таких категориях дел: это         
защита избирательных прав в суде, дела, связанные с помещением гражданина в     
медицинскую противотуберкулёзную организацию в недобровольном порядке... В      
этом случае равенство субъектов обеспечено: все в одних условиях - сроки        
сокращённые.                                                                    
                                                                                
Также считаем важным отметить, что с иском в защиту прав и свобод               
неопределённого круга лиц, публичных интересов, о чём нам говорил докладчик,    
вправе обратиться не только прокурор, но и государственные органы, среди них    
Центробанк России, отдельные должностные лица, Уполномоченный по правам         
человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте   
Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, в том числе    
уполномоченный по правам ребёнка в Российской Федерации и уполномоченный по     
правам ребёнка в субъекте Российской Федерации.                                 
                                                                                
С учётом сказанного предложенное правовое регулирование может привести к        
ущемлению прав лиц, не являющихся прокурорами, обращающихся в суд за защитой    
своих интересов. Кроме того, обращаю внимание авторов, что нормы КАС            
предусматривают механизм ускорения рассмотрения административного дела, а       
также обращения решения к немедленному исполнению.                              
                                                                                
Коллеги, я тоже, как и многие из нас, заинтересован в том, чтобы у нас          
прокурорский надзор был эффективным, но ещё в большей степени мы должны быть    
заинтересованы в том, чтобы правосудие у нас давало всем равные права и         
действительно защищало права людей. Не надо превращать судебный процесс в       
скороговорку - важнее на самом деле досконально, внимательно рассмотреть,       
вникнуть в дело и вынести правосудное решение, которое устоит во всех           
инстанциях, защитит интересы как неограниченного круга лиц, так и отдельных     
граждан, так и интересы публичные, интересы государственные.                    
                                                                                
Комитет рекомендует отклонить эти инициативы.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование законопроект, 49-й пункт.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за               74 чел.16,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     74 чел.                                          
Не голосовало                 376 чел.83,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.