Заседание № 256
О проекте федерального закона № 533428-5 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 2 из дополнительной повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Также Максим Станиславович Рохмистров делает доклад по данному законопроекту. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, мы подходим с вами к концу нашего политического сезона - завершается работа пятой Государственной Думы, ну, идёт к завершению. И чем она запомнится, чем будет известна? Известна она будет схемами - вот у нас есть схемы уклонения от налогов, схемы коррупционные, с которыми мы безуспешно боремся, новые схемы захвата имущества, земельных участков и так далее. И будет она ещё знаменита схемами в области законотворчества и политического, будем так говорить, рейдерства. Мы с вами принимаем хорошие законы, а потом происходят разные непонятные вещи. Ну, я уж не говорю о том, что у нас уже стало традицией следующее: обсуждаем мы, например, законопроект, вроде бы связанный с водным транспортом, и вдруг появляется поправка, которая, так скажем, возможный возраст для участия в накопительной пенсионной системе вдруг на годик отодвинула назад. Товарищи 66-го года рождения, я призываю вас обратить на это внимание: вы должны сейчас ломануться собирать справки о своей зарплате и бежать в Пенсионный фонд, потому что иначе вы можете столкнуться с тем, что, когда вы будете выходить на пенсию, ваша пенсия окажется существенно ниже пенсии тех людей, начиная с 67-го года рождения, кто изначально принимал участие в формировании накопительной части пенсии. Ещё одна схема - в части реализации законопроекта, который мы с вами все приняли, хорошего законопроекта, о пропорциональных выборах, которые мы с вами, так сказать, опустили до уровня муниципальных образований. Там мы приняли такую норму, что выборы по пропорциональной системе, то есть от имени политических партий, проводят в случае, если количество депутатов двадцать и более. После введения данной нормы вдруг мы обнаружили странную ситуацию: те, будем говорить, муниципальные образования, где раньше численность депутатов была двадцать и более, в срочном порядке начинают принимать изменения в свои уставы и устанавливают количество депутатов девятнадцать. С чем это связано? Видимо, только с одним - нежеланием исполнять наш закон. Можно говорить, что они откорректировали, посчитав, что у них лишние депутаты, а можно по-другому. И наши граждане склоняются как раз думать по-другому: они считают, что местные элиты, которые в муниципальных образованиях иногда, можно сказать, выстраиваются по кланово-родственному бизнес-плану (понятное дело, что одномандатные выборы регулируются гораздо проще, чем выборы, где участвует политическая партия), не хотят отдавать эти муниципальные образования под контроль политической партии, потому что достаточно легко можно разобраться с местным одномандатником, даже если он вне системы, и гораздо сложней разобраться с политической партией российского масштаба, тем более той, которая имеет представительство в Государственной Думе. Одно дело, когда о том, что сын, зять, брат, сват приватизировали местное ЖКХ и издеваются над нашими гражданами, говорят на местном, муниципальном уровне, другое дело, когда это звучит на уровне Государственной Думы. Поэтому во многих районах, муниципальных образованиях присутствие федеральных политических партий воспринимается как нежелательное: нечего из избы сор выносить. Мы считаем, что в интересах наших граждан, с тем чтобы там, где действительно у нас по принципу... Раз мы отказались ввести норму прямого действия, ограничивающую количество депутатов, либо жёстко принять обязательную систему пропорциональных выборов и участие политических партий на муниципальном уровне, мы предлагаем принять наш законопроект, который законодательно закрепит равноправие всех муниципальных образований в сфере избирательного законодательства и позволит повысить роль политических партий на всех уровнях, вплоть до муниципалитета. Это достаточно серьёзный посыл, и мы считаем, что в этом случае интересы наших граждан будут защищены в большей степени. У нас более двух с половиной тысяч районов, и я думаю, что наличие политических партий федерального масштаба в том числе в представительных органах муниципальных образований позволит серьёзно укрепить в целом политическую систему и повысить уровень доверия наших избирателей в целом к нашему парламенту, к нашей демократии и, наверное, в какой-то степени сократит влияние тех кланово-родственных отношений, которые, к сожалению, получили достаточно широкое распространение именно на муниципальном уровне. Поэтому, уважаемые депутаты, просьба поддержать, тем более что этот законопроект как бы расширяет принятую и одобренную в этом зале инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Москалец Александр Петрович, содоклад. Три минуты осталось до "часа голосования". МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в действующем федеральном законе предусмотрено, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района или городского округа с численностью двадцать и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями. При этом мы должны помнить, что законом субъекта России могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида образования и других обстоятельств. В то же время вот этим законопроектом предлагается распространить нормы о применении пропорциональной избирательной системы на выборах, о которых мы сейчас говорим, во всех муниципальных районах и городских округах, вне зависимости от численности депутатов этих представительных органов. Однако, уважаемые коллеги, применение пропорциональной избирательной системы при малом количестве распределяемых депутатских мандатов может повлечь, мы полагаем, искажение сути пропорционального представительства, так как может сложиться даже такая ситуация, при которой количество списков кандидатов, преодолевших барьер, может быть больше, чем число распределяемых мандатов. Кроме того, такая система на муниципальных выборах в представительный орган численностью менее двадцати человек неоправданно ограничит возможности муниципальных образований в самостоятельности определения способа формирования представительных органов местного самоуправления. С учётом изложенного комитет полагает и преждевременным, и нецелесообразным изменение действующих норм этих федеральных законов и предлагает Государственной Думе данный проект федерального закона не принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопрос. Депутат Нилов. Минута у него есть. НИЛОВ Я. Е., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Петрович, неизменна позиция фракции ЛДПР на протяжении всех лет - это поддержка системы выборов полностью по партийным спискам. Мы считаем, что это более качественные выборы и больше ответственности у депутатов, избранных от различных партий. Что касается нашего законопроекта, он был инициирован тогда, когда после принятия Госдумой законопроекта о переходе органов МСУ на смешанную систему многие руководители органов МСУ стали требовать изменения уставов и снижать численность депутатов (там, где было, допустим, двадцать депутатов, стало девятнадцать, восемнадцать и меньше), для того чтобы данная норма закона на них уже не распространялась. Вот как это объяснить и как вы можете это прокомментировать? И что в этом случае делать, когда идёт явное зажимание в данном случае оппозиционных партий? Спасибо. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, давайте я тогда зайду с другой стороны, раскрою другую сторону данного законопроекта. По сути дела, в законопроекте о чём идёт речь? Речь идёт об административно-принудительных ресурсах: партийная деятельность якобы должна дойти до каждого дома, до каждой семьи, до каждого человека, войти в плоть, в печёнку каждого нашего гражданина. Но, уважаемые товарищи, вообще-то партийно-политическая работа - это больше предмет уставов и программ, а не федерального законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Других вопросов нет. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает. Тогда после "часа голосования".
Пункт 2 дополнительной повестки дня. Иванов Сергей Владимирович выступает в прениях. Сергей Владимирович, мы вас слушаем. ИВАНОВ С. В. Олег Викторович, а если быть точным, тут 26-й пункт мы голосовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 36-й, было сказано. ИВАНОВ С. В. А, 36-й, она сказала, да? Тогда ладно, я не расслышал. Уважаемые коллеги, по поводу пункта 2 дополнительной повестки дня. Мне, говорю ещё раз, искренне жаль, что больше ни от кого мы не услышим таких замечательных доводов, как те, которые Александр Петрович Москалец приводил. Но, подходя к данному вопросу с обратной стороны, можно точно так же, Александр Петрович, спросить: а что же мы тогда им всем руки выкрутили, заставляя установить такую норму, что если численность избирателей от пятидесяти тысяч и выше, то двадцать депутатов, ну и так далее, по восходящей? Мы же принимали данный закон на федеральном уровне, особых возражений не было, все были за. А вот когда они начинают шельмовать и уменьшать, делать на одного депутата меньше, чтобы выйти из-под действия федерального закона, одобренного парламентским большинством в том числе... А то как какую-нибудь гадость примут, так Дума приняла, или как хороший законопроект отклонят, так это Дума отклонила... То есть как-то неправильно всё говорите. Чего же тогда получается? В этом отношении они поступают нечестно, вы это прекрасно видите, и вы в это самое время говорите: ну что же мы им, несчастным, руки выкручиваем, местное самоуправление у нас по Конституции самостоятельное, независимое, отделено и так далее, и тому подобное. Ну, в конце концов, надо же соблюдать приличия, что ли, а то в одном случае говорим одно, в другом - другое, когда вам невыгодно, тогда вы ничего не вспоминаете, а когда выгодно, так сразу Конституция у вас на первом месте. Так дело не пойдёт, Александр Петрович! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров настаивает на заключительном слове. Пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Исключительно по Регламенту, когда не имею права, не настаиваю. Уважаемые депутаты, вот, конечно, я очень уважаю Александра Петровича, но как-то неубедительно он нам рассказывал о том, что, оказывается, сплошь и рядом будут ситуации, когда политических партий в нашей стране будет столько, что, собственно говоря, даже не хватит мандатов для распределения. Хватит, Александр Петрович, потому что, понятное дело, во многих субъектах, к сожалению, ситуация совсем другая. Возьмите ту же самую Москву, где на девять миллионов избирателей тридцать пять депутатов, - ну, это тоже ведь неправильно. Я думаю, что найдутся даже в вашей партии люди, которые поправят действующий устав, потому что всё-таки, ну, не могут интересы девяти миллионов человек представлять тридцать пять человек, тем более если все они из одной партии. Это, наверное, всё-таки неправильно, если мы с вами говорим о том, что у нас многопартийная политическая система. То же самое, наверное, касается и муниципальных образований. Собственно говоря, вся наша страна состоит из разных людей, у которых разные взгляды. И я думаю, если мы с вами в представительной власти опустимся до уровня дискуссий, я имею в виду, например, муниципалитеты, когда будут звучать другие точки зрения, будут обсуждаться различные взгляды, будет осуществляться различный контроль, - это, наверное, будет в интересах нашей страны и наших граждан. Понятно, у наркомана и у человека, дорвавшегося до власти, всегда одно желание - остаться либо с иглой, либо во власти. Но, собственно говоря, для этого общество и придумало механизмы сдерживания и противовесов. К сожалению, когда "ум, честь и совесть" в одном месте, хорошего ничего не получается ни в экономике, ни в жизни граждан, а самое нерадостное, что у нас, в нашей стране, к сожалению, это приводит к потрясениям в виде революций либо переворотов. Поэтому, Александр Петрович, желание фракции ЛДПР заключается только в одном - чтобы при необходимости смены политической власти либо направления, наконец-то, первый раз за всю историю государства Российского, такая смена произошла без потоков крови, без смертей, без разрушения экономики, прошла нормальным, цивилизованным способом, в результате выборов. То, что загоняют людей в безальтернативные выборы, приводит к тому, что появляется объективная необходимость смены политической власти и других сопутствующих ей направлений. Это произойдёт в любом случае, вопрос в том, каким способом и с каким ущербом для страны. Наиболее эффективный способ - чтобы граждане выражали своё мнение в том числе и через представителей различных партий, в том числе и на разном уровне. Если их такой возможности лишить, они будут выражать своё мнение с вилами, с косами и с теми самыми миллионами единиц оружия, которое сегодня находится во владении у наших граждан. Вот ЛДПР не хочет, чтобы граждане выражали таким способом своё мнение, своё несогласие, поэтому мы и предлагаем развивать демократию вплоть до муниципального уровня, с тем чтобы вопросы решались путём диалога, обсуждения, голосования, а не на улицах с помощью булыжников, вил или, не дай бог, оружия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рассмотрели мы этот вопрос, и я его ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 28 сек.) Проголосовало за 112 чел.24,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 112 чел. Не голосовало 338 чел.75,1 % Результат: не принято Отклоняется.