Заседание № 200
О проекте федерального закона № 532922-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по разработке и утверждению планов тушения ландшафтных (природных) пожаров).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности". Докладывает заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Яцуценко Виктор Николаевич. Пожалуйста, Виктор Николаевич. ЯЦУЦЕНКО В. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Мы представляем проект федерального закона о внесении изменений в закон № 68-ФЗ "О защите населения и территорий..." и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности". В 68-й закон, "О защите населения и территорий...", - в части приведения в соответствие полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации аналогичным полномочиям, содержащимся в Федеральном законе № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". В 69-й закон, "О пожарной безопасности", - в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по разработке и утверждению планов тушения ландшафтных пожаров в целях реализации уже существующих полномочий по организации тушения таких пожаров силами РСЧС, в том числе МЧС России наделяется полномочиями по определению порядка разработки и утверждения указанных планов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виктор Николаевич. С содокладом выступает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вообще, задача повышения эффективности работы органов государственной власти в части предупреждения пожаров и других чрезвычайных ситуаций очень острая и стоит на повестке дня постоянно. Предлагаемый сегодня законопроект, собственно, обусловлен двумя моментами: во-первых, мы с вами внесли изменения в закон "О пожарной безопасности" и определили понятие ландшафтных пожаров; во-вторых, приняли закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Есть необходимость, во-первых, привести в соответствие терминологию в этих законах, во-вторых, уточнить полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и федеральных органов по предупреждению и ликвидации ландшафтных пожаров. В этой части достаточно полно Виктор Николаевич в докладе всё рассказал. Я считаю, что законопроект заслуживает поддержки. Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, комитет-соисполнитель, предлагает законопроект поддержать. Кроме того, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Комитетом по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также с комитетом по аграрно-продовольственной политике рассмотрели на совместном заседании законопроект и тоже поддержали его. Из субъектов Федерации поступило 59 отзывов, в них законопроект поддерживается, но органы власти Пензенской области законопроект не поддержали. Мы предлагаем принять законопроект в первом чтении, но предлагается вступление федерального закона в силу отложить на 180 дней в связи с тем, что есть необходимость принять подзаконные акты. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Исходя из этого предлагается принять законопроект в первом чтении. Фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за законопроект, потому что он повышает эффективность работы государственных органов в данном направлении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Обоим докладчикам вопрос. Уважаемые коллеги, предоставить право планировать эту работу, предоставить полномочия, ну, на мой взгляд, нужно после того, как мы здесь примем какое-то решение, а затем предоставим региональным властям право, ну, вот эти обязательные решения планировать, исполнять, профилактировать. Я вот о чём хочу спросить. Уничтожение сухой травы вокруг небольших населённых пунктов где-то прописано как обязательная мера профилактики вот таких ландшафтных пожаров? Если прописано, давайте ужесточим ответственность за неисполнение, потому что, как правило, весной приходит пожар откуда-то по этой сухой траве, нескошенной, неубранной, в итоге сгорает село. Давайте хоть как-то вот... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Николаевич, пожалуйста. ЯЦУЦЕНКО В. Н. Спасибо за вопросы. По первому вопросу. С 1 января изменения в 69-й закон "О пожарной безопасности" вступили в силу, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наделены полномочиями, на них возложена ответственность за ликвидацию ландшафтных пожаров. Мы дополнили этот закон: для организации этой работы необходимы скорректированные планы, силы и средства, которые утверждаются и корректируются МЧС России, потому что группировка МЧС России также применяется. По второму вопросу. Конечно, есть 1213-е постановление правительства, которое запрещает отжиг сухой растительности, - неорганизованный, хотел бы подчеркнуть, - так что законные права у муниципальных образований и у субъектов Российской Федерации есть, для того чтобы возглавить эти процессы и ликвидировать бесконтрольные палы сухой растительности. Примеры положительные уже существуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Виктор Николаевич, подскажите, а план тушения ландшафтных пожаров будет составляться для всех видов назначения земельных участков - и для земель сельхозназначения, и для заповедников, и для населённых пунктов? И ещё, какова будет ответственность субъекта за невыполнение этих планов? И как будет осуществляться контроль за соблюдением этих планов? ЯЦУЦЕНКО В. Н. Уважаемые депутаты, смотрите, ландшафтные пожары не входят в категорию лесных пожаров. Правила тушения лесных пожаров определены Лесным кодексом. Мы говорим о ландшафтных пожарах, и МЧС России говорит о том, что будет применяться группировка РСЧС, которая и будет утверждена тем планом, о котором я говорил, то есть это те силы и средства, которые имеются на местах. МЧС России, в свою очередь, отвечает за защиту населённых пунктов и объектов экономики. Кроме этого, есть правила противопожарной безопасности, которые должны соблюдаться и выполняться. Вот такие изменения, и в этом направлении мы работаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Виктор Николаевич, крайне важная и очень чувствительная тема, и в связи с этим хотел бы уточнить. Законопроектом предусматривается передача, расширение перечня полномочий субъектов, что, с моей точки зрения, безусловно, необходимо поддержать, в то же время полномочия без наполнения финансами не могут исполняться эффективно. Предусматривается ли финансирование полномочий, или полномочия передаются лишь в части разработки и утверждения порядка? ЯЦУЦЕНКО В. Н. Спасибо за вопрос. Буквально в декабре мы рассматривали вопрос и утвердили - за это мы благодарим депутатов Государственной Думы - изменения в 68-й закон, в статью 1. Мы законодательно определили, что такое режим повседневной готовности и что такое режим повышенной готовности, а в 25-ю статью мы внесли изменения, дающие право субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию использовать свои финансовые и материальные резервы, которые в полном объёме позволяют проводить превентивные мероприятия, в том числе по защите населённых пунктов от ландшафтных пожаров и по использованию сил и средств РСЧС. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Хотелось бы дополнить. В законопроекте речь не идёт о передаче федеральных полномочий субъектам Федерации, поэтому вопрос о передаче федеральных денег субъектам здесь не может ставиться в принципе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Эрнест Абдулович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Вынужден ещё раз взять слово - наверное, не совсем понятно я в своём вопросе сформулировал идею. Уважаемые коллеги, идея заключается в следующем. По разным причинам местные власти, региональные власти не могут добиться того - сегодня, во всяком случае, - чтобы вокруг населённых пунктов была устранена вот основная причина ландшафтных пожаров, то есть неокошенные луга, поля, прилески, которые по весне превращаются, ну, почти в порох. Вот в чём причина. Давайте разберёмся с этим, не будем перекладывать опять, значит, с одной головы на другую, давайте с этим разберёмся. Нет приказов, которые исполняются в должной мере, на 100 процентов, значит, давайте законами, давайте штрафами, давайте лишением постов, но давайте сделаем это на федеральном уровне, а не будем говорить, мол, у них есть полномочия, мы сейчас ещё им полномочий дадим - и вот галочки поставили. Вот сейчас нужно проконтролировать, дать задание через ваши структуры и проконтролировать каждый населённый пункт, если там есть сухая трава, камыши и прочая вот эта основа для пожаров. Ну добейтесь, добейтесь любыми путями! Нужно - приходите сюда, примем ещё более жёсткие санкции. Но вот это происходит по этой причине. Значит, одни владельцы земли не хотят обслуживать, не хотят косить, не хотят убирать свою землю, сельхозземлю, - давайте лишать их права использовать эту землю. У других нерадивых хозяев нет то техники, то косилки, то солярки. Давайте решать эти вопросы. Но вот сейчас, я вас уверяю, они уже начались, эти пожары. То, что горят леса, - это, ну, другая беда, давайте во всяком случае защитим наши сёла, которые находятся вот в такой пожароопасной ситуации. А сейчас мы опять уйдём - и никакой конкретики. Давайте вот это сделаем, ну, не в рамках этого законопроекта, но в следующий раз, уважаемые коллеги из МЧС, придите и ответьте на мой вопрос-предложение, а лучше, чтобы это было исполнено и чтобы на деле мы получили такой профилактический эффект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Николаевич, если есть необходимость, вы можете выступить с заключительным словом. ЯЦУЦЕНКО В. Н. Спасибо. Первое. В соответствии с тем законопроектом, который мы сегодня обсуждаем, мы уже подготовили проект постановления правительства и приказ министра, который будет согласован с Минюстом, где определяется и детализируется порядок выполнения всех мероприятий предупредительного характера и по применению сил и средств в целом. Второе. Та группировка, которая на сегодняшний день не определена, будет утверждена этим планом, о котором я говорил, план будет координироваться и согласовываться с МЧС России. И третье. Совет Безопасности поручил нам выполнять эти задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 40 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.