Заседание № 209
О проекте федерального закона № 532922-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по разработке и утверждению планов тушения ландшафтных (природных) пожаров).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению вопроса под пунктом 6 нашей повестки, это также законопроект второго чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности". Доклад сделает Эрнест Абдулович Валеев. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом уточняются полномочия органов власти субъектов Федерации по тушению ландшафтных пожаров, предупреждению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Мы с вами приняли в первом чтении законопроект 19 марта. При подготовке ко второму чтению поступили три поправки юридико-технического характера, комитет рекомендует их принять. Прошу утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 50 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 14 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно законопроект. Пожалуйста, Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Законопроект комитетом подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, все необходимые заключения получены, замечаний нет. Прошу рассмотреть законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 00 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 200
О проекте федерального закона № 532922-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по разработке и утверждению планов тушения ландшафтных (природных) пожаров).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности". Докладывает заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Яцуценко Виктор Николаевич. Пожалуйста, Виктор Николаевич. ЯЦУЦЕНКО В. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Мы представляем проект федерального закона о внесении изменений в закон № 68-ФЗ "О защите населения и территорий..." и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности". В 68-й закон, "О защите населения и территорий...", - в части приведения в соответствие полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации аналогичным полномочиям, содержащимся в Федеральном законе № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". В 69-й закон, "О пожарной безопасности", - в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по разработке и утверждению планов тушения ландшафтных пожаров в целях реализации уже существующих полномочий по организации тушения таких пожаров силами РСЧС, в том числе МЧС России наделяется полномочиями по определению порядка разработки и утверждения указанных планов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виктор Николаевич. С содокладом выступает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вообще, задача повышения эффективности работы органов государственной власти в части предупреждения пожаров и других чрезвычайных ситуаций очень острая и стоит на повестке дня постоянно. Предлагаемый сегодня законопроект, собственно, обусловлен двумя моментами: во-первых, мы с вами внесли изменения в закон "О пожарной безопасности" и определили понятие ландшафтных пожаров; во-вторых, приняли закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Есть необходимость, во-первых, привести в соответствие терминологию в этих законах, во-вторых, уточнить полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и федеральных органов по предупреждению и ликвидации ландшафтных пожаров. В этой части достаточно полно Виктор Николаевич в докладе всё рассказал. Я считаю, что законопроект заслуживает поддержки. Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, комитет-соисполнитель, предлагает законопроект поддержать. Кроме того, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Комитетом по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также с комитетом по аграрно-продовольственной политике рассмотрели на совместном заседании законопроект и тоже поддержали его. Из субъектов Федерации поступило 59 отзывов, в них законопроект поддерживается, но органы власти Пензенской области законопроект не поддержали. Мы предлагаем принять законопроект в первом чтении, но предлагается вступление федерального закона в силу отложить на 180 дней в связи с тем, что есть необходимость принять подзаконные акты. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Исходя из этого предлагается принять законопроект в первом чтении. Фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за законопроект, потому что он повышает эффективность работы государственных органов в данном направлении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Обоим докладчикам вопрос. Уважаемые коллеги, предоставить право планировать эту работу, предоставить полномочия, ну, на мой взгляд, нужно после того, как мы здесь примем какое-то решение, а затем предоставим региональным властям право, ну, вот эти обязательные решения планировать, исполнять, профилактировать. Я вот о чём хочу спросить. Уничтожение сухой травы вокруг небольших населённых пунктов где-то прописано как обязательная мера профилактики вот таких ландшафтных пожаров? Если прописано, давайте ужесточим ответственность за неисполнение, потому что, как правило, весной приходит пожар откуда-то по этой сухой траве, нескошенной, неубранной, в итоге сгорает село. Давайте хоть как-то вот... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Николаевич, пожалуйста. ЯЦУЦЕНКО В. Н. Спасибо за вопросы. По первому вопросу. С 1 января изменения в 69-й закон "О пожарной безопасности" вступили в силу, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наделены полномочиями, на них возложена ответственность за ликвидацию ландшафтных пожаров. Мы дополнили этот закон: для организации этой работы необходимы скорректированные планы, силы и средства, которые утверждаются и корректируются МЧС России, потому что группировка МЧС России также применяется. По второму вопросу. Конечно, есть 1213-е постановление правительства, которое запрещает отжиг сухой растительности, - неорганизованный, хотел бы подчеркнуть, - так что законные права у муниципальных образований и у субъектов Российской Федерации есть, для того чтобы возглавить эти процессы и ликвидировать бесконтрольные палы сухой растительности. Примеры положительные уже существуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Виктор Николаевич, подскажите, а план тушения ландшафтных пожаров будет составляться для всех видов назначения земельных участков - и для земель сельхозназначения, и для заповедников, и для населённых пунктов? И ещё, какова будет ответственность субъекта за невыполнение этих планов? И как будет осуществляться контроль за соблюдением этих планов? ЯЦУЦЕНКО В. Н. Уважаемые депутаты, смотрите, ландшафтные пожары не входят в категорию лесных пожаров. Правила тушения лесных пожаров определены Лесным кодексом. Мы говорим о ландшафтных пожарах, и МЧС России говорит о том, что будет применяться группировка РСЧС, которая и будет утверждена тем планом, о котором я говорил, то есть это те силы и средства, которые имеются на местах. МЧС России, в свою очередь, отвечает за защиту населённых пунктов и объектов экономики. Кроме этого, есть правила противопожарной безопасности, которые должны соблюдаться и выполняться. Вот такие изменения, и в этом направлении мы работаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Виктор Николаевич, крайне важная и очень чувствительная тема, и в связи с этим хотел бы уточнить. Законопроектом предусматривается передача, расширение перечня полномочий субъектов, что, с моей точки зрения, безусловно, необходимо поддержать, в то же время полномочия без наполнения финансами не могут исполняться эффективно. Предусматривается ли финансирование полномочий, или полномочия передаются лишь в части разработки и утверждения порядка? ЯЦУЦЕНКО В. Н. Спасибо за вопрос. Буквально в декабре мы рассматривали вопрос и утвердили - за это мы благодарим депутатов Государственной Думы - изменения в 68-й закон, в статью 1. Мы законодательно определили, что такое режим повседневной готовности и что такое режим повышенной готовности, а в 25-ю статью мы внесли изменения, дающие право субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию использовать свои финансовые и материальные резервы, которые в полном объёме позволяют проводить превентивные мероприятия, в том числе по защите населённых пунктов от ландшафтных пожаров и по использованию сил и средств РСЧС. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Хотелось бы дополнить. В законопроекте речь не идёт о передаче федеральных полномочий субъектам Федерации, поэтому вопрос о передаче федеральных денег субъектам здесь не может ставиться в принципе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Эрнест Абдулович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Вынужден ещё раз взять слово - наверное, не совсем понятно я в своём вопросе сформулировал идею. Уважаемые коллеги, идея заключается в следующем. По разным причинам местные власти, региональные власти не могут добиться того - сегодня, во всяком случае, - чтобы вокруг населённых пунктов была устранена вот основная причина ландшафтных пожаров, то есть неокошенные луга, поля, прилески, которые по весне превращаются, ну, почти в порох. Вот в чём причина. Давайте разберёмся с этим, не будем перекладывать опять, значит, с одной головы на другую, давайте с этим разберёмся. Нет приказов, которые исполняются в должной мере, на 100 процентов, значит, давайте законами, давайте штрафами, давайте лишением постов, но давайте сделаем это на федеральном уровне, а не будем говорить, мол, у них есть полномочия, мы сейчас ещё им полномочий дадим - и вот галочки поставили. Вот сейчас нужно проконтролировать, дать задание через ваши структуры и проконтролировать каждый населённый пункт, если там есть сухая трава, камыши и прочая вот эта основа для пожаров. Ну добейтесь, добейтесь любыми путями! Нужно - приходите сюда, примем ещё более жёсткие санкции. Но вот это происходит по этой причине. Значит, одни владельцы земли не хотят обслуживать, не хотят косить, не хотят убирать свою землю, сельхозземлю, - давайте лишать их права использовать эту землю. У других нерадивых хозяев нет то техники, то косилки, то солярки. Давайте решать эти вопросы. Но вот сейчас, я вас уверяю, они уже начались, эти пожары. То, что горят леса, - это, ну, другая беда, давайте во всяком случае защитим наши сёла, которые находятся вот в такой пожароопасной ситуации. А сейчас мы опять уйдём - и никакой конкретики. Давайте вот это сделаем, ну, не в рамках этого законопроекта, но в следующий раз, уважаемые коллеги из МЧС, придите и ответьте на мой вопрос-предложение, а лучше, чтобы это было исполнено и чтобы на деле мы получили такой профилактический эффект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Николаевич, если есть необходимость, вы можете выступить с заключительным словом. ЯЦУЦЕНКО В. Н. Спасибо. Первое. В соответствии с тем законопроектом, который мы сегодня обсуждаем, мы уже подготовили проект постановления правительства и приказ министра, который будет согласован с Минюстом, где определяется и детализируется порядок выполнения всех мероприятий предупредительного характера и по применению сил и средств в целом. Второе. Та группировка, которая на сегодняшний день не определена, будет утверждена этим планом, о котором я говорил, план будет координироваться и согласовываться с МЧС России. И третье. Совет Безопасности поручил нам выполнять эти задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 40 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.