Заседание № 202

26.03.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 532893-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части расширения методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3539 по 3994 из 5184
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный        
кодекс Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства   
замминистра финансов Алексея Михайловича Лаврова.                               
                                                                                
ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на   
повышение качества и эффективности внутреннего государственного финансового     
контроля. В настоящее время Бюджетным кодексом предусмотрен предварительный и   
последующий контроль, но по факту предварительный контроль осуществляет         
только Счётная палата и контрольно-счётные органы, а органы Федерального        
казначейства, финансовые органы субъектов и муниципалитетов в основном          
работают в рамках последующего контроля. То есть проводят ревизии, проверки,    
обследования с вынесением соответствующих документов, предписаний и             
представлений. Предварительный контроль проводится на основе разовых            
поручений и несистемно, отсутствует его законодательное регулирование,          
методическое обеспечение, соответственно, не определены чётко и объект          
контроля, взаимные права и обязанности, процедура проведения, защита прав       
проверяемых и так далее. Но между тем, как показывает опыт и Счётной палаты,    
и контрольно-счётных органов, именно предварительный контроль обеспечивает      
предотвращение нарушений, заблаговременные выявление пробелов правового         
регулирования и выдачу рекомендаций по их рассмотрению, вообще действия         
объектов контроля. Когда же нарушение совершено, его, безусловно, нужно         
выявить, возместить ущерб, наказать его допустивших, но уже, собственно,        
поздно предотвращать, это нужно делать заблаговременно. Исходя из такого        
подхода, обсуждённого в течение буквально последних нескольких лет и в          
экспериментальном порядке реализованного, и был предложен законопроект,         
который вводит три новые формы предварительного финансового контроля.           
                                                                                
Первая - это анализ, который состоит в изучении определённых сторон             
деятельности объектов контроля, всей сферы правового регулирования с            
формированием заключений с рекомендациями, предложениями по устранению          
выявленных недостатков, ограничений, рисков и пробелов.                         
                                                                                
Второй способ - это наблюдение без взаимодействия с объектом контроля,          
использование всей имеющейся информации, информационных ресурсов, систем,       
проведение также изучения соответствующего объекта и формирование по нему       
также документа, который может быть выражен в формате предостережения, то       
есть информирование объекта контроля или органа-регулятора в этой сфере о       
том, что существуют такие-то риски нарушений и их нужно заблаговременно         
предотвратить.                                                                  
                                                                                
Что касается вот этих двух форм - это не обязанность, это очень важно, но       
всем контрольным органам на всех уровнях бюджетной системы предлагается         
предоставить право реализовывать это как опцию. Таким образом, это не           
приводит к дополнительным расходам бюджетов, к дополнительным трудозатратам,    
а предусматривает перераспределение деятельности с одних форм контроля на       
другие, более эффективные. Обязанности применять их, подчеркну ещё раз, ни у    
кого нет.                                                                       
                                                                                
И третий способ контроля, который предлагается реализовать в формате пилотной   
апробации только в отношении Федерального казначейства: осуществить с 1         
января 2025 года контрольный мониторинг - речь идёт о заключении соглашения с   
отдельными объектами контроля с допуском к его информационным системам и        
отслеживанием его финансово-хозяйственной деятельности, с вынесением в          
необходимых случаях мотивированного суждения, то есть по сути в режиме          
непрерывного консультирования объекта контроля о его деятельности. Во всех      
этих случаях не предусматривается вмешательство в финансово-хозяйственную       
деятельность, как и в рамках действующих процедур. Контроль осуществляется      
исключительно в отношении использования бюджетных средств, которые обособлены   
в системах учёта. Таким образом, нет никакого дополнительного                   
административного давления, оно не возникает, напротив, оно снижается,          
поскольку мы планируем перейти в рамках реализации этих поправок к              
риск-ориентированному способу, к дистанционному взаимодействию с объектами      
контроля с сокращением дополнительной, избыточной и ненужной административной   
нагрузки как на органы контроля, так и на объекты контроля. Также               
законопроект содержит ряд связанных с этим терминологических поправок.          
                                                                                
Ко второму чтению мы готовы проработать дополнительные вопросы по более         
чёткому определению последствий принятия документов, о которых я уже сказал,    
в результате предварительного контроля. Но самое главное состоит в том, что     
по ним нет никакой административной ответственности и принуждение к             
реализации отсутствует, хотя мы действительно совместно с комитетом             
договорились более детально проработать вопросы, как они будут                  
реализовываться на практике.                                                    
                                                                                
Просим поддержать законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Валентины Николаевны Артамоновой.                                      
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и         
налогам внимательно рассмотрел представленный законопроект. Алексей             
Михайлович детально рассказал о сути предлагаемых поправок в Бюджетный          
кодекс.                                                                         
                                                                                
Хочу отметить, что данный законопроект направлен на повышение законности и      
эффективности использования средств бюджетов всех уровней, в связи с чем        
положения законопроекта предусматривают и обеспечение развития, и               
распространение предварительного контроля, и расширение методов проведения      
финансового контроля. Для этого предусматриваются новые поправки в статьи       
Бюджетного кодекса.                                                             
                                                                                
На заседании комитета были высказаны отдельные замечания по данному             
законопроекту, и вот на некоторых из них я остановлю ваше внимание. Ну,         
первое, комитет, рассматривая данный законопроект, отмечал, что, в связи с      
тем что вводятся новые методы государственного финансового контроля,            
расширяются инструменты сбора, обработки информации, возможно, имеются риски    
по исполнению данного законопроекта - потребуются финансовые, трудовые и        
временные ресурсы. Данный вопрос необходимо уточнить ко второму чтению.         
                                                                                
Второе замечание комитета, которое отражено в заключении. В пояснительной       
записке к законопроекту не указаны новые полномочия органов внутреннего         
государственного финансового контроля в части анализа положений нормативных     
актов и муниципальных правовых актов, которые обусловливают расходные           
обязательства бюджетов. Комитет считает, что при подготовке данного             
законопроекта ко второму чтению необходимо рассмотреть вопрос                   
целесообразности данных полномочий органов государственного финансового         
контроля, в случае принятия решения о целесообразности - добавить               
законопроект в части данных указанных функций с полномочиями по внутреннему     
государственному финансовому контролю.                                          
                                                                                
Третий момент, на котором тоже хочу остановиться. В заключении комитета         
отмечается, что есть риски неоднозначного толкования нового полномочия          
органов внутреннего финансового контроля в части проведения анализа             
финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля. Сомнение, которое       
высказано в заключении, тоже необходимо отработать ко второму чтению, в связи   
с чем комитет считает целесообразным уточнить формулировки данных норм.         
                                                                                
Кроме того, отмечается необходимость приведения к согласованию и к              
единообразию отдельных проектируемых и действующих положений Бюджетного         
кодекса по этому направлению. На этом основании в комитете было предложено с    
учётом требований части первой-2, статьи 125 Регламента Государственной Думы    
для рассмотрения законопроекта во втором и третьем чтениях представить в        
комитет уже проекты нормативных правовых актов правительства, которые будут     
регламентировать исполнение данных норм Бюджетного кодекса.                     
                                                                                
Что касается рассмотрения данного законопроекта, Счётная палата Российской      
Федерации замечаний не имеет. Комитет Государственной Думы по региональной      
политике и местному самоуправлению поддерживает данный законопроект. Комитет    
Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и комитет Совета Федерации по   
федеративному устройству также поддерживают концепцию законопроекта.            
                                                                                
С учётом изложенного и с учётом доработки данного проекта закона Комитет по     
бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять сегодня данный       
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите запись.                                                                
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович.                                                    
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, вопрос следующий: не приведёт ли введение вот     
этих новых, как вы говорите, облегчённых форм финансового контроля вообще к     
снижению эффективности и к замещению таких уже устоявшихся форм контроля, как   
ревизия и проверка, вот таким, более лёгким контролем? Когда у нас (вот мы      
скоро будем рассматривать отчёт контрольно-счётной палаты) 2 триллиона рублей   
финансовых нарушений, а мы идём по пути смягчения и упрощения форм              
финансового контроля, не приведёт ли это к ослаблению?                          
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Ренат Исмаилович, уважаемые депутаты! Практика работы    
Счётной палаты, контрольно-счётных органов, на наш взгляд, абсолютно точно      
доказывает, что широкий спектр способов контроля, оптимальное сочетание         
предварительного контроля и последующего как раз и гарантируют эффективность    
и качество контроля. Ну, я уже аргументировал, что последующий контроль хорош   
в своих сферах, он остаётся. Безусловно, мы и не предлагаем - и никто не        
будет так делать - сокращать последующий контроль в ущерб, заменой на           
предварительный. Обращаю ваше внимание, что, собственно, выявить ущерб,         
определить в явном виде нарушение методом предварительного контроля             
невозможно, таким методом можно только определить сферы риска,                  
неурегулированные вопросы, где эти нарушения могут проявляться и стать          
предметом последующего контроля. В совокупности это взаимодополняющие и не      
исключающие, безусловно, друг друга методы расширения функционала               
инструментов методов финансового контроля.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич.                                  
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Алексей Михайлович, представляется неясным содержание анализа обоснованности    
показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. И вопрос: каковы   
подходы к его проведению, критерии обоснованности показателей бюджета           
бюджетной системы Российской Федерации?                                         
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые депутаты! Это вопрос          
конкретной формулировки содержания анализа. Мы считаем, что органы              
внутреннего финансового контроля, проводя анализ той или иной сферы, вправе,    
даже в какой-то степени и обязаны высказывать своё мнение по поводу того,       
насколько, в какой степени были обоснованы, просчитаны показатели, ну, прежде   
всего расходов бюджетной системы, а также планирование и основные               
характеристики. Это ни в коем случае не означает какую-то подмену функционала   
органов внешнего государственного финансового контроля. По сути, это ещё одна   
возможность для правительства каждого уровня дополнительно проверить            
формирование бюджетов ещё на этапе их составления.                              
                                                                                
Но я согласен с тем, что здесь нужно ещё поработать над формулировками, и во    
втором чтении дополнительно этот вопрос мы ещё посмотрим, с тем чтобы           
устранить... ну, раз возник вопрос, на него нужно найти ответ, и мы считаем,    
что есть возможность сделать это прямо на уровне конкретных формулировок        
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Алексей Михайлович, что касается новой формы           
казначейского мониторинга, который, я так понял, по соглашению двух сторон      
будет проводиться, такой вот внешний надзор будет производиться. Не будет ли    
это таким аккуратным вариантом, для того чтобы, скажем, вводилось внешнее       
наблюдение, фактически под какие-то там условия, над субъектами, над            
какими-то отдельными организациями? Просто тот, кто не заключит такой договор   
о казначейском мониторинге, не получит каких-то средств из Минфина, ну, или     
будут ещё какие-то другие методы по выкручиванию рук.                           
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые депутаты! В данном       
случае мы даже ориентируемся на положительный опыт налогового мониторинга.      
Ведь это добровольно, можно не заключить никакого... Вот самый главный          
принцип состоит в том, что ни одну организацию... о субъектах Федерации здесь   
вообще речи нет, речь идёт о Федеральном казначействе и исключительно           
добровольном взаимодействии с организациями, получающими средства из            
федерального бюджета, никаких требований об обязательности, обусловленности     
этого мониторинга предоставлением субсидий, заключением госконтрактов, в        
отличие от казначейского, кстати говоря, сопровождения, быть не может. Это      
форма взаимодействия между объектом и субъектом контроля, и, отмечу, она,       
скажем так, отражает взаимовыгодный интерес: тот, кто заключит это              
соглашение, освобождается на период казначейского мониторинга от других         
проверок. Почему? Потому, что фактически вся его деятельность в части           
использования бюджетных средств - разумеется, без вторжения в другую            
административно-хозяйственную деятельность - становится прозрачной, и,          
собственно, предмет проверки отсутствует.                                       
                                                                                
В случае возникновения риска нарушений Федеральное казначейство информирует о   
таких рисках, и, соответственно, речь идёт о предотвращении такого рода         
нарушений. А Федеральному казначейству, соответственно, нет необходимости       
проводить проверки, ревизии, выявлять уже выявленные нарушения, потом           
возмещать в каких-то случаях ущерб, оно делает это в гораздо более              
эффективном режиме постоянного отслеживания финансовых и хозяйственных          
операций.                                                                       
                                                                                
Так что здесь ни обязанностей нет, ни каких-то административных рисков для      
дополнительной административной нагрузки.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос представителю правительства.                                             
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, вы довольно-таки подробно обосновали              
необходимость. Но всё-таки чем в данный момент мотивированы предлагаемые        
изменения в Бюджетный кодекс? Что, у нас существуют серьёзные вопросы в         
области бюджетных расходов, а существующие методы контроля недостаточны?        
                                                                                
И далее. Вызывает сомнения финансово-экономическое обоснование законопроекта.   
Может быть, стоило реализовать какой-то пилотный проект, чтобы посмотреть,      
как это будет работать, какие дополнительные финансовые нагрузки появятся на    
государственных и муниципальных бюджетах.                                       
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Николай Иванович, уважаемые депутаты! Ну, последние      
несколько лет идёт последовательная реформа контрольной деятельности. Уже       
принималось два комплексных законопроекта по финансовому контролю, по крайней   
мере в течение последних пяти лет, но всё было направлено на регулирование      
последующего контроля. У нас появились стандарты этой деятельности,             
регулирование, и мы видим, что возможности, потенциал именно этой формы         
контроля уже реализован практически полностью. Это не означает, что там нет     
возможности работать лучше, выявлять ещё больше нарушений, но в какой-то        
момент возникает вопрос: вот работаем, а нарушений меньше не становится - что   
с этим делать? Предотвращать, устранять условия, которые иногда прямо           
способствуют возникновению таких нарушений.                                     
                                                                                
Следующий этап, ну, в развитии любой контрольной деятельности - это             
дополнение последующего контроля предварительным, риск-ориентированным, что,    
собственно, у нас и происходит. Вот если посмотреть любую                       
контрольно-надзорную деятельность, то можно увидеть, что у нас ровно такая же   
эволюция происходит и в других сферах, то есть какой-то особой необходимости    
прямо сейчас этим заняться нет, это общая логика развития контроля. И при       
этом ни в одном из таких случаев никаких дополнительных ресурсов, денег,        
кадров не запрашивается и не предоставляется, потому что функционал             
контрольных органов остаётся точно таким же. Речь идёт о том, что было три      
способа контроля, добавляется ещё три, но никто не говорит, что для этого       
нужно больше людей. Для этого нужно маневрировать ресурсами в рамках            
имеющихся средств, имеющегося персонала, оптимальным образом сочетать разные    
формы контроля, как это, собственно говоря, делают и другие контрольные         
органы. Это и зафиксировано в финансово-экономическом обосновании, мы           
специально там это подчеркнули. И ни один субъект Федерации, кстати говоря,     
не отметил, что это потребует дополнительных ресурсов. Мы считаем, что          
никакого увеличения расходов реализация этого закона не потребует.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович.                            
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, в тексте данного проекта закона в определении     
понятия "наблюдение" указывается, что одним из источников получения             
информации при осуществлении данного вида финансового контроля является         
Интернет. Но мы прекрасно понимаем, что информация в Интернете разнообразна,    
а где-то даже противоречива, из-за чего возникает вопрос о необходимости        
конкретизации данного положения. Первое: какие интернет-ресурсы могут           
использоваться при наблюдении, каким образом должна происходить верификация     
полученных данных? И второе, самое важное: какие действия нужно                 
предпринимать, если полученные из Интернета данные оказались некорректными?     
                                                                                
Кроме того, возникает вопрос с другой формулировкой, данной в определении всё   
того же понятия "наблюдение", а именно с формулировкой "иные общедоступные      
данные". Здесь вообще очень абстрактное понятие - необходима, по моему          
мнению, его расшифровка.                                                        
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые депутаты! Ну, вообще    
все детали всех трёх форм предлагается урегулировать постановлениями            
правительства, которые, как сказала Валентина Николаевна, мы обязуемся хотя     
бы в основных положениях, если не полностью согласованные, представить не       
позднее рассмотрения законопроекта во втором чтении. Вот там и найдут ответы    
все вопросы, как действительно верифицировать данные. Безусловно, в какой-то    
части Интернет является источником достаточно надёжной информации, в какой-то   
им вообще нельзя пользоваться, но если его не записать как источник             
информации и вообще не указать другие общедоступные источники, то мы можем      
столкнуться с трудностями выпуска акта уже на правительственном уровне. Нам     
уже юристы будут говорить: "Собственно, откуда вы взяли, что вы эти ресурсы     
можете использовать?" Ко второму чтению мы обязательно всё это                  
конкретизируем, и, если потребуется уточнить эти формулировки уже на уровне     
закона, мы это сделаем, но уже в комплексе с конкретными предложениями по       
постановлениям. По каждой форме, подчеркну, будет своё постановление, ну,       
своего рода стандарт: как сейчас существуют стандарты проверок, ревизий,        
точно так же будут утверждены правительством стандарты анализа и мониторинга.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите             
конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, хотел бы, чтобы вы ещё раз повторили. Правильно   
ли я понял, что если проверяемый соглашается вот на эти дополнительные меры     
контроля - анализ, наблюдение, бюджетный мониторинг, - то это как бы, как это   
сказать, исключает дополнительные, там, камеральные проверки и так далее        
или... То есть какие бонусы получает тот, кто соглашается на открытие этой      
информации? Это первое... Ну всё, пожалуй.                                      
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! Тот, кто           
соглашается на казначейский мониторинг, - и это написано в законопроекте -      
освобождается на период его осуществления от проведения ревизий и проверок.     
Это, на наш взгляд, очень хороший способ повысить эффективность контроля без    
рисков возникновения нарушений. Что касается анализа и наблюдения, они тоже     
осуществляются без прямого, непосредственного взаимодействия с объектами        
контроля, но уже не могут как таковые, сами по себе освободить от проверок и    
ревизий. Напротив, если в ходе анализа какой-то среды или сферы либо            
наблюдения за ней выявляются нарушения, то как раз вот одним из последствий     
может являться проведение проверки. Но вовсе не обязательно. Вообще, базовая    
форма завершения анализа - это заключение с рекомендациями, кстати говоря не    
обязательными для исполнения, поэтому здесь вот как таковых прямых бонусов,     
как вы сказали, для объектов контроля нет, но зато, реализуя эти формы, мы      
существенно сокращаем риски последующего контроля для тех сфер, где нет         
рисков возникновения нарушений.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да.                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Данчикова Галина Иннокентьевна, пожалуйста.                                     
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Правительство внесло         
законопроект, который предусматривает расширение методов государственного       
финансового контроля. Практически к формам и методам, которые уже               
используются сегодня, таким как внутренний последующий контроль,                
дополнительно предлагается ещё два новых инструмента - наблюдение,              
контрольный мониторинг. Кроме того, органы финансового контроля получат и       
экспертно-аналитические функции: они смогут анализировать расходы госсредств,   
оценивая законность операций на основе доступных источников. В общем-то,        
дополнительно эти методы, которые предлагаются Правительством Российской        
Федерации, мы с вами прекрасно понимаем, могут использоваться, и это            
предоставляет право... Такой контроль проводится в отношении получателей        
бюджетных средств, и введение такого контроля позволит многие нарушения и       
ошибки предотвратить на предварительном этапе при грамотном управлении          
рисками.                                                                        
                                                                                
Особенно хочется отметить один из предложенных методов -                        
экспертно-аналитическую работу. Она связана с потребностью в предоставлении     
на постоянной основе объективной оперативной аналитической информации о         
деятельности получателей государственных средств, включая экспертную оценку     
инвестпроектов, мониторинг выполнения госпрограмм, о чём мы с вами всё время    
говорим, для формирования мнения об обоснованности выделения объёмов мер        
поддержки, выявления причин недостижения результатов или рисков. Мы с вами      
очень часто говорим, что направление средств в инвестиционные программы...      
это должны оцениваться по результатам от вложенных ресурсов. И результаты       
оценки могут быть востребованы при принятии решений о дополнительной            
государственной поддержке в том или ином виде.                                  
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект и предлагает     
всем присоединиться.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция   
поддержит этот законопроект. Почему я вышел на трибуну? Я слушал, какие         
вопросы задавали, и у меня сложилось впечатление, что люди либо не прочитали,   
либо не поняли. Поэтому я решил выйти и сказать, доступным языком объяснить,    
о чём здесь идёт речь.                                                          
                                                                                
Вот есть такой налоговый мониторинг - если предприятие открывает свою           
отчётность налоговой, то, соответственно, оно освобождается от камеральных      
проверок и так далее, то есть всё упрощается. Ну если налогоплательщик          
полностью себя открывает, то что там у него проверять, когда в режиме           
реального времени всё видно? Вот сейчас то же самое предлагается в отношении    
использования бюджетных средств для тех получателей бюджетных средств,          
которые ими пользуются. То есть фактически получается так, что получатель       
бюджетных средств открывает всю свою документацию, говорит: "Пожалуйста,        
проверяйте меня в режиме реального времени, и, если я где-то ошибся, вы мне     
укажите". И если он согласен, то он исправляет. Соответственно, никаких         
налоговых проверок... не налоговых, а уже других проверок, проверок             
использования бюджетных средств, нет, он от них освобождается. Вот,             
собственно говоря, цель этого законопроекта.                                    
                                                                                
Кроме того, там есть ещё две нормы, анализ и наблюдение, которые позволяют,     
скажем так, проверяющим органам мониторить ситуацию с использованием            
бюджетных средств и высказывать своё мотивированное мнение, а проверяемый уже   
учитывает либо не учитывает. Если он не учитывает, в результате проверки ему    
потом на это указывают, это выливается в какой-то акт. Но, как правило, тот,    
кого проверяют, если ему проверяющий говорит, что вот тут ошибся и тут          
ошибся, исправляет, и для него это обходится без последствий.                   
                                                                                
К чему это приведёт? Количество нарушений будет уменьшаться, трудоёмкость       
проверок уменьшается, и недоверие, скажем так, со стороны проверяющих органов   
и со стороны тех, кто использует бюджетные средства, ну, уменьшается. Мне       
кажется, фактически это уменьшает государственные издержки по контролю за       
использованием бюджетных средств. Всё логично, поэтому мы это поддерживаем.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Бюджетный кодекс Российской Федерации", пункт 13.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.