Заседание № 243

06.07.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 532830-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5187 по 5221 из 7425
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности      
объектов топливно-энергетического комплекса", второе чтение.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                
Комитет подготовил законопроект к третьему чтению. Есть замечания? Нет.         
Ставится на голосование данный законопроект в третьем чтении.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              419 чел.93,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 242

05.07.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 532830-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (принят в первом чтении 31 мая 2011 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2388 по 2446 из 7346
Пункт 21. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности      
объектов топливно-энергетического комплекса". Доклад первого заместителя        
председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и               
процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, в комитет по данному законопроекту ко второму чтению         
поступило тринадцать поправок, соответственно восемь поправок находится в       
таблице поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию, и пять - в таблице    
2. Предлагаю перейти к рассмотрению таблиц поправок.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В таблице 1 восемь поправок. Нужно рассматривать какие-то отдельно? Нет.        
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к         
принятию.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.75,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
В таблице 2 пять поправок. Нужно ли их обсуждать? Нет.                          
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к         
отклонению.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.29,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Выносим 21-й вопрос на "час голосования".                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3269 по 3274 из 7346
ГРУЗДЕВ В. С. Олег Викторович, мы хотели бы, чтобы 21-й вопрос в рамках "часа   
голосования" тоже был рассмотрен в третьем...                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это вам придётся сделать в "час голосования", вы      
скажете, что есть такая готовность, а мы посмотрим, хватит ли нам времени.      
                                                                                

Заседание № 233

31.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 532830-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 822 по 830 из 7630
ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Борис Вячеславович, законопроекты под пунктами 23 и 24 идут в паре, и в связи   
с этим есть предложение: один доклад официального представителя президента по   
двум вопросам, а содоклады - отдельно.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1080 по 1083 из 7630
Липатов Юрий Александрович предложил 23-й и 24-й вопросы заслушать с одним      
докладом, докладчик - Сентюрин. Нет возражений? Не надо голосовать? Принимаем   
такое решение.                                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5838 по 6413 из 7630
Уважаемые депутаты, мы с вами утром определились, что по законопроектам под     
пунктами 23 и 24 будет один доклад и два содоклада. Называю их: пункт 23 - о    
проекте федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического   
комплекса", пункт 24 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в    
некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения         
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". По этим двум         
пунктам выступает официальный представитель Президента Российской Федерации     
статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации Юрий     
Петрович Сентюрин.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию               
предлагаются проекты двух федеральных законов: "О безопасности объектов         
топливно-энергетического комплекса" и "О внесении изменений в некоторые         
законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности      
объектов топливно-энергетического комплекса". Данные законопроекты были         
разработаны в целях защиты объектов ТЭКа от противоправных действий, в том      
числе террористических актов, для обеспечения их устойчивого и безопасного      
функционирования, а также в интересах защиты личности, общества и государства   
в этой сфере.                                                                   
                                                                                
Законопроекты направлены на то, чтобы обеспечить устойчивое и безопасное        
функционирование объектов топливно-энергетического комплекса, которые в         
совокупности во многом определяют экономический потенциал и экономическую       
стабильность Российской Федерации. В настоящее время вопросы, которые связаны   
с безопасностью объектов ТЭКа, регламентируются как общими для всех отраслей    
экономики нормативными правовыми актами - Гражданским кодексом, Уголовным       
кодексом, другими законодательными актами, так и специальными нормативными      
правовыми актами Российской Федерации - федеральными законами "О промышленной   
безопасности опасных производственных объектов", "Об охране окружающей          
среды", "О противодействии терроризму" и так далее. Необходимо отметить, что    
указанные нормативные правовые акты не в полной мере учитывают специфику        
обеспечения безопасности и функционирования именно объектов ТЭКа. Это легло в   
основу разработки названных законопроектов.                                     
                                                                                
Законопроекты устанавливают организационные и правовые основы в сфере           
обеспечения безопасности объектов ТЭКа, определяют полномочия органов           
государственной власти, а также права, обязанности и ответственность            
юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином         
законном праве объектами ТЭКа. Несколько подробнее о содержании                 
законопроектов.                                                                 
                                                                                
Законопроект "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".      
Для решения правоприменительных проблем данный законопроект вводит единый       
понятийный аппарат, в частности, вводятся такие базовые понятия, как "объект    
ТЭКа", "безопасность объектов ТЭКа", "категорирование объектов ТЭКа",           
"паспорт безопасности объекта ТЭКа", "система физической защиты объекта         
топливно-энергетического комплекса", "акт незаконного вмешательства".           
                                                                                
Важным инструментом, предлагаемым законопроектом, является категорирование      
объектов топливно-энергетического комплекса. Эта процедура предполагает         
идентификацию каждого конкретного объекта этого комплекса с точки зрения        
степени потенциальной опасности совершения противоправного действия и оценки    
возможных последствий такого действия в отношении объекта ТЭКа. После           
проведения процедуры категорирования объекты ТЭКа будут распределены на         
несколько категорий: высокую, среднюю и низкую - в зависимости от степени       
опасности совершения противоправных действий. В зависимости от принадлежности   
к той или иной категории к объектам будут предъявляться обязательные для        
исполнения требования. Эти требования определяются Правительством Российской    
Федерации. Среди этих требований требование по инженерно-технической,           
физической, информационной защите, устанавливаются требования к персоналу,      
который привлекается для обеспечения процессов безопасности на объектах ТЭКа,   
а также требования, содержащие особенности обеспечения безопасности на          
объектах системы газоснабжения.                                                 
                                                                                
Хотел бы отметить ещё один институт, который предлагается законопроектом, -     
это институт страхования ответственности организаций, эксплуатирующих объекты   
ТЭКа с высокой степенью опасности. Эта мера призвана усилить ответственность    
собственников в сфере обеспечения безопасности объектов и ввести                
дополнительные меры защиты для граждан.                                         
                                                                                
Согласно законопроекту каждый объект ТЭКа будет иметь паспорт безопасности.     
Кстати, паспорт безопасности прилагается к названному законопроекту и           
является его неотъемлемой частью. В паспорте безопасности даётся описание       
особенностей обеспечения вышеперечисленных направлений безопасности объектов    
ТЭКа. Паспорт безопасности также содержит план конкретных действий,             
нацеленных на то, чтобы создать необходимую степень безопасности названных      
объектов.                                                                       
                                                                                
В целях обеспечения выполнения заявленных в данном законопроекте норм           
предлагается второй законопроект, вводящий ответственность граждан,             
организаций, субъектов, органов государственной власти за нарушение             
вышеперечисленных требований. В частности, этот законопроект предлагает         
внести изменения и дополнения в семь федеральных законов: в Уголовный кодекс,   
Кодекс об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс,     
Водный, Земельный, Градостроительный кодексы и в Федеральный закон "О           
государственном кадастре недвижимости".                                         
                                                                                
В частности, Уголовный кодекс дополняется новой статьёй, которая предполагает   
ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности и           
антитеррористической защищённости объектов ТЭКа. При этом спектр этой           
ответственности включает в себя: штрафы, ограничение свободы, лишение права     
занимать должности или заниматься деятельностью за крупный ущерб, сумма         
которого превышает 1 миллион рублей, либо причинение тяжкого вреда здоровью     
человека.                                                                       
                                                                                
Кодекс об административных правонарушениях предполагается также дополнить       
новой статьёй, предусматривающей санкции за нарушение требований по             
обеспечению безопасности объектов ТЭКа в виде штрафов на граждан и              
должностных лиц, а также в виде дисквалификации.                                
                                                                                
По юрисдикции органов дополнения и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс   
и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях               
предполагаются следующие. В КоАП вносятся изменения, определяющие компетенцию   
судов по рассмотрению дел и юрисдикцию органов безопасности по возбуждению      
административных дел и составлению протоколов по указанным делам. В УПК         
вносятся изменения, которые определяют подследственность дел о нарушениях       
требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости      
объектов ТЭКа, имеются в виду органы Федеральной службы безопасности.           
                                                                                
Изменения в Градостроительный кодекс предполагают обязательность                
государственной экспертизы проектной документации в случае, когда проведение    
строительства и реконструкции объектов капитального строительства планируется   
в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта. Сейчас             
государственная экспертиза не проводится в случаях, установленных               
Градостроительным кодексом.                                                     
                                                                                
Изменениями в Водный кодекс вводятся дополнительные ограничительные меры,       
связанные с эксплуатацией гидроэнергетических объектов, направленные на         
обеспечение безопасного и безаварийного функционирования, безопасной            
эксплуатации гидроэнергетических объектов на участках водного пространства и    
береговых примыканий, а также участках поймы посредством установления           
охранных зон с особыми условиями водопользования и использования участков       
береговых примыканий.                                                           
                                                                                
Изменениями в Земельный кодекс вводятся дополнительные меры, направленные на    
обеспечение безопасного и безаварийного функционирования, безопасной            
эксплуатации объектов электроэнергетики и объектов трубопроводного              
транспорта.                                                                     
                                                                                
Упомянутые законопроекты получили положительный отзыв Правительства             
Российской Федерации. Их принятие не повлечёт за собой дополнительных           
расходов федерального бюджета. Сразу хотел бы оговориться по этому поводу:      
дополнительные расходы у тех, кто сегодня является собственником или на ином    
законном основании владеет объектами топливно-энергетического комплекса,        
конечно, будут, но это будет определяться после того, как пройдёт процедура     
категорирования названных объектов, будут определены требования к категориям    
этих объектов и в соответствии с ними будет выстраиваться определённая          
практическая деятельность (кстати, она полным ходом идёт уже и сегодня).        
                                                                                
С учётом всего сказанного прошу поддержать названные законопроекты.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Присаживайтесь, пожалуйста.       
                                                                                
По пункту 23 порядка работы, о проекте федерального закона "О безопасности      
объектов топливно-энергетического комплекса", содоклад сделает председатель     
Комитета по энергетике Юрий Александрович Липатов.                              
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Александрович.                                                 
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Целью            
законопроекта является создание основ устойчивого и безопасного                 
функционирования объектов топливно-энергетического комплекса, защита            
интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического     
комплекса от актов незаконного вмешательства.                                   
                                                                                
В законопроекте определены принципы обеспечения безопасности объектов, а        
также основы обеспечения безопасности объектов субъектами                       
топливно-энергетического комплекса. Законопроектом регламентировано, что для    
установления дифференцированных требований к обеспечению безопасности           
объектов с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и    
его возможных последствий проводится категорирование объектов.                  
                                                                                
Законопроектом регулируются порядок разработки паспорта безопасности объекта    
и вопросы обеспечения физической защиты объектов, права и обязанности           
субъектов топливно-энергетического комплекса в области обеспечения              
безопасности объектов.                                                          
                                                                                
Отдельная статья законопроекта посвящена особенностям обеспечения               
безопасности объектов системы газоснабжения, линейных объектов                  
топливно-энергетического комплекса.                                             
                                                                                
Необходимо отметить некоторые недостатки законопроекта. Статья 15               
законопроекта возлагает на собственника обязанность по страхованию              
ответственности за вред, причинённый в результате террористического акта на     
объекте ТЭКа, что противоречит части 9 статьи 8 Федерального закона № 225-ФЗ    
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного     
объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". Кроме      
этого, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №   
4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в                
законопроекте должны быть определены субъекты страхования, перечень страховых   
случаев, размер страхового тарифа, срок уплаты страховой премии, страхового     
взноса, срок действия договора страхования, порядок определения размера         
страховой выплаты, контроль за осуществлением страхования, последствия          
неисполнения обязательств субъектами страхования. Также положение статьи 15     
не согласуется с пунктом 2 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской          
Федерации в части случая, когда объект повышенной опасности выбыл из            
обладания собственника в результате противоправных действий других лиц.         
Данные замечания не касаются концепции законопроекта и могут быть               
урегулированы при подготовке его ко второму чтению.                             
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по энергетике поддерживает концепцию               
законопроекта "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".     
На законопроект имеются положительные заключения Правового управления           
Аппарата Госдумы, комитета-соисполнителя - Комитета Госдумы по финансовому      
рынку, комитетов Совета Федерации по вопросам местного самоуправления и по      
промышленной политике. Положительные отзывы на законопроект были направлены     
нам девяноста одним субъектом права законодательной инициативы, два из них с    
замечаниями. На основании изложенного комитет рекомендует принять проект        
федерального закона в первом чтении.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Александрович. Присаживайтесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
По пункту 24, о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые   
законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности      
объектов топливно-энергетического комплекса", содоклад сделает первый           
заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и   
процессуальному законодательству Владимир Сергеевич Груздев.                    
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Сергеевич.                                                 
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Надежда Васильевна.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы уже выслушали обширный доклад по данному вопросу. Я       
хочу затронуть моменты, которые касаются вопросов ведения нашего комитета, то   
есть уголовного и уголовно-процессуального законодательства.                    
                                                                                
Напомню, что обязательным условием для наступления уголовной ответственности    
по части первой предлагаемой статьи 217-1 Уголовного кодекса будет являться     
причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.     
Крупным ущербом применительно к данной статье будет признаваться ущерб, сумма   
которого превышает 1 миллион рублей. Введение специальных норм в части          
установления ответственности за нарушение требований по обеспечению             
безопасности и антитеррористической защищённости объектов                       
топливно-энергетического комплекса обеспечит единообразие правоприменительной   
и судебной практики.                                                            
                                                                                
Также законопроектом предлагается внести изменение в статью 151                 
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющее             
подследственность в связи с дополнением Уголовного кодекса новой статьёй.       
Предварительное следствие по данной статье предлагается отнести к ведению       
органов федеральной службы безопасности.                                        
                                                                                
Правительство Российской Федерации поддерживает указанный проект федерального   
закона, Верховный Суд также поддерживает принятие данного федерального          
закона. У Правового управления Аппарата Госдумы замечаний концептуального       
характера по проекту данного закона не имеется. Комитет Государственной Думы    
по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству    
также рекомендует поддержать принятие указанного проекта федерального закона    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы? Будут.                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите запись на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список записавшихся.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Кашин.                                                              
                                                                                
КАШИН Б. С. Юрий Петрович, у меня два вопроса. Правильно в заключении           
комитета было указано на то, что в части, касающейся страхования, есть          
противоречие с действующим законодательством. И вообще странно: президент, с    
одной стороны, сам говорит, что надо к обязательному страхованию относиться     
осторожно, с другой стороны, возникает такая форма, как, так скажем,            
гипотетическое страхование от диверсии, которое, я думаю, никто у нас           
осуществить рационально не сможет. Вот как вы собираетесь править в этой        
части этот законопроект? Это первое.                                            
                                                                                
И второе. Как этот законопроект регулирует ситуацию, когда органы местного      
самоуправления, как говорится, от безысходности берут на себя контроль за       
объектами энергетики в том случае, если частный собственник перестаёт           
поставлять энергию в жизненно важные для существования населённого пункта       
объекты?                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович.                                
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Что касается процедуры страхования, то мы собираемся работать совместно с       
депутатским корпусом по этому поводу. То замечание, которое комитет             
предлагает учесть при доработке законопроекта ко второму чтению, - а мы с       
замечаниями знакомы, - мы собираемся, конечно же, рассматривать совместно. И    
сразу же хотел бы оговориться, что в данном случае предлагается институт        
страхования в отношении не всех объектов топливно-энергетического комплекса,    
а только тех, которые будут отнесены к категории с высокой степенью             
потенциальной опасности совершения противоправных действий, в том числе актов   
террора или диверсий. Соответственно, эти вещи будут раскрываться через целую   
систему требований, обязательных к исполнению, с тем чтобы обеспечить степень   
защищённости от совершения этих актов. В том случае если эта степень            
защищённости не будет соблюдена при реализации на практике этих действий, вот   
тогда, если, не дай бог, случится что-то противоправное на этом объекте, что    
повлечёт за собой серьёзные последствия, и вступят в силу страховые нормы,      
которые обеспечат защиту граждан, их интересов, защиту личности и интересов     
государства. Вот такая здесь процедура предполагается и такая логика.           
                                                                                
Что касается второго вопроса, об органах местного самоуправления. Ну, ваш       
вопрос не вполне касается предмета и концепции названного законопроекта, мы     
здесь ведём речь о безопасности объектов ТЭКа, в том числе против акций         
террора. Вопросы безопасного и надёжного предоставления гражданам услуг по      
обеспечению их электроэнергией или другими видами энергетических ресурсов в     
концепцию данного законопроекта не входят. Вместе с тем хотел бы отметить,      
что органы местного самоуправления в соответствии со статьёй названного         
законопроекта участвуют в процессе обеспечения защищённости объектов через      
процедуру взаимодействия, в которой участвуют органы государственной власти,    
органы местного самоуправления, а также субъекты ТЭКа. Мы надеемся, что такая   
совокупность органов и инстанций позволит обеспечить надёжную безопасность      
тэковских объектов.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.                                   
                                                                                
Романов Валентин Степанович, пожалуйста, ваш вопрос.                            
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к заместителю министра.                                    
                                                                                
Слава богу, что государство осознаёт необходимость наведения большего           
порядка. Отдав огромную часть ТЭКа в руки частного капитала, государство ищет   
ответы. Хотел уточнить: у нас рейдерские захваты настолько изощрённый           
характер носят, что порой нетрудно запутаться, кто будет страховать, кто        
будет отвечать и так далее. И то же самое касается банкротства. ТЭК в целом,    
конечно, более устойчив финансово, тем не менее, будьте добры, ответьте,        
какие заложены механизмы в этом законе или что должно быть учтено ко второму    
чтению, чтобы и то и другое было более чётко изложено?                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович.                                
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Валентин Степанович.                          
                                                                                
Сразу же хочу оговориться, что предметом регулирования названных                
законопроектов являются акты противоправного вмешательства в деятельность       
объектов ТЭКа. В соответствии с этим определением вопросы рейдерского захвата   
не подпадают под действие данного законопроекта. Мы ведём речь о безопасности   
функционирования этих объектов, и в данном случае в основном речь ведём об      
актах или акциях террора, акциях диверсионного характера, иных преступных       
деяниях.                                                                        
                                                                                
Что касается ответственности, в том числе страховой ответственности. В данном   
случае речь идёт о собственниках или тех, кто на ином законном основании        
выступает владельцем этих объектов.                                             
                                                                                
Вместе с тем между первым и вторым чтением любые конструктивные предложения     
по корректировке названных законопроектов, я уверен, будут рассматриваться в    
комитетах. Мы примем участие в работе названных рабочих групп и постараемся     
сделать законопроект таким, который обеспечивал бы надёжную и безопасную        
работу тэковских объектов.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.                                   
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваш вопрос.                            
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Юрию Петровичу.                                         
                                                                                
Уважаемый Юрий Петрович, вот исходя из логики законопроекта обязательства по    
созданию безопасных условий труда распространяются как на физических, так и     
на юридических лиц. Но при этом типовой паспорт - это несложная такая           
процедура, весьма несложный документ, а вот план обеспечения мер                
безопасности... Я думаю, что ведь условия, в которых находятся юридические      
лица и физические лица, они абсолютно неравные. И в этой связи не               
целесообразно ли было бы отработать определённые критерии, которые можно было   
бы включить в этот план безопасности, их обозначить?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Нина Александровна, спасибо большое. Я думаю, что тема,          
которую вы обозначили, требует, может быть, отдельного рассмотрения и           
разработки. Если я правильно уловил суть вашего вопроса, то он касался плана    
мероприятий, предусмотренных паспортом безопасности. Я бы хотел обратить ваше   
внимание в этом смысле на статью 8, которая специально посвящена паспорту и     
говорит о том, каким образом план мероприятий как часть паспорта должен         
реализовываться. Обращаю ваше внимание на то, что здесь заложен институт как    
самостоятельного выполнения этих мероприятий субъектами ТЭКа, так и совместно   
с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти   
субъектов и (или) органами местного самоуправления. В отдельных же случаях,     
вы совершенно правильно подметили, возможности субъекта и государства           
несопоставимы. Так вот, в отдельных случаях, которые установлены                
законодательством, указанный план мероприятий реализуется исключительно         
федеральными органами исполнительной власти.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.                                   
                                                                                
Коломейцев Виктор Андреевич, ваш вопрос, пожалуйста.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемый Юрий Петрович, вы сказали, что по обеспечению        
безопасности объектов ТЭКа работы уже, собственно говоря, ведутся. В связи с    
этим вопрос: почему, по данным Федерального казначейства за четыре месяца       
этого года, освоение бюджетных средств по подразделу "Топливно-энергетический   
комплекс" всего 11 процентов от годовых бюджетных назначений?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович.                                
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Сразу же хотел бы оговориться, что работы, которые я упомянул,   
ведутся на разных субъектах топливно-энергетического комплекса и                
соответственно на разных объектах по-разному. Законопроект, который             
предлагается сейчас президентом, вводит во всю эту работу системный,            
комплексный подход, построенный на единых стандартизированных принципах,        
исходя из главной задачи - обеспечить высокую степень защищённости этих         
объектов. Поскольку средства вкладываются разными организациями, включёнными    
в этот процесс, по-разному, это, конечно же, отражается и на уровне освоения    
бюджетных ресурсов. Поэтому здесь я бы не связывал тот нюанс, который           
подметили вы, отсматривая бюджетные материалы, с той работой, которая ведётся   
собственниками объектов ТЭКа, это разные процессы.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста, ваш вопрос.                           
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Петрович, у меня тоже к вам вопрос: вот то, о чём вы        
докладывали с трибуны, и то, что в заголовке, - это несколько разное по         
содержанию, по понятиям. В заголовке - о безопасности объектов, вы же больше    
говорили о человеческом факторе, о правонарушениях, но нельзя только это        
отнести к безопасности объектов. Наверное, тогда надо или заголовок как-то      
менять, или расширять понятия закона. Дело в том, что безопасность всех этих    
объектов во многом определяется степенью физического износа оборудования,       
которое в некоторых случаях уже выработало свой срок и тем не менее даже не     
подвергалось капитальному ремонту. А согласитесь, все эти генераторы,           
турбины, машины, они ведь наши законы не читают, им всё равно, что там мы       
записали. Эта турбина, если выработала свой срок, она может в любой момент      
сломаться со всеми негативными последствиями для всей электростанции, всего     
топливно-энергетического комплекса. Как здесь быть: или заголовок менять, или   
расширять понятия, чтобы содержание соответствовало заголовку закона?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Владимир Николаевич, я не думаю, что нужно менять название       
законопроекта. Когда он формировался, по этому поводу была специальная          
дискуссия, специальное обсуждение. Я думаю, что, наверное, не буду приводить    
все варианты названия законопроекта, в конечном итоге президент остановился     
на этом названии, которое сегодня и предложено вашему вниманию. В связи с       
этим я хотел бы процитировать определение, которое содержится в статье 2,       
вводящей основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе: под     
безопасностью объектов ТЭКа понимается состояние защищённости объектов этого    
комплекса от актов незаконного вмешательства. Поэтому вопросы износа            
оборудования, состояния турбинного хозяйства, электросетевого хозяйства - это   
не предмет данного законопроекта.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста, ваш вопрос.                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Юрий Петрович, в статье 6 сказано, что обеспечение безопасности объектов        
топливно-энергетического комплекса осуществляют субъекты этого комплекса,       
если иное не установлено законодательством. Если разработанные требования       
безопасности будут действовать и будут соответствовать духу времени, то         
логично предположить, что это будут современные высокотехнологичные системы     
обеспечения безопасности и, как следствие, дорогостоящие. Первый вопрос:        
будет ли это бремя посильным для субъектов ТЭКа? А второй: как эти системы      
будут отбираться - на тендерной основе или какой-то другой?                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович.                                
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Кирилл Игоревич, за вопрос.                             
                                                                                
Я сразу же хотел сказать и оговаривался по этому поводу - извините, может       
быть, за слово "оговаривался", - когда выступал с трибуны на этот счёт, что     
вопросы безопасности объектов ТЭКа - это дело совместное. В этой совместной     
работе принимают участие все заинтересованные стороны, к числу которых мы,      
безусловно, причисляем субъекты ТЭКа - собственников или лиц, на ином           
законном основании владеющих этими объектами, а также все иные организации и    
органы государственной власти, органы местного самоуправления. Именно в такой   
совместной работе достигается максимальный эффект.                              
                                                                                
Что касается упомянутых вами технических средств защиты, они действительно      
достаточно дорогостоящие, и их наличие на объекте или их установка на объекте   
будут определяться после того, как будет проведена процедура категорирования    
объектов и в отношении каждой категории будут установлены требования по         
определённой степени защищённости, как физической, так и технической, и, я      
упоминал уже, по информационной защищённости, и по персоналу, и так далее, и    
тому подобное. Так что это работа, которая предполагает целый ряд процедур. А   
после того как будут установлены обязательные для исполнения требования, это    
уже будут вопросы собственников или, если ответственным лицом выступает         
государственная инстанция, государственной инстанции, как обеспечивать          
поставку и установку соответствующих средств защиты на этих объектах.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Вопросы все завершены.            
                                                                                
По ведению - депутат Аксаков Анатолий Геннадьевич.                              
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо большое. Я не успел записаться на вопросы.                              
                                                                                
Юрий Петрович, всё-таки вопрос депутата Федоткина имеет право на жизнь,         
поскольку в основном безопасность энергетических объектов зависит от их         
физического и технического состояния. К сожалению, события новогодней ночи в    
Подмосковье, да и во многих других регионах постоянно происходят такие          
события, связаны как раз с изношенностью фондов, с тем, что не проводятся       
работы по техническому их переоснащению. Ну и в связи с этим возникает          
вопрос: если не в этом законе, то в каком законе надо прописать нормы,          
которые бы простимулировали реконструкцию этих предприятий более активную,      
чем это происходит сегодня?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович.                                
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Я согласен с тем, что вопросы, которые поставлены сегодня,       
имеют право на жизнь. И хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить депутатов    
за обеспокоенность, которая выражается относительно надёжной работы тэковских   
объектов. Поверьте, что и Министерство энергетики исходит приблизительно из     
таких же ощущений.                                                              
                                                                                
На "правительственном часе", который запланирован по инициативе депутатов       
3-го числа - это буквально в пятницу на этой неделе, - мы собираемся            
представить доклад, в котором будет характеризоваться текущее состояние         
отрасли, а также предложены меры, реализуемые сегодня министерством через       
нормативные акты подзаконного уровня, и законодательные инициативы, в которых   
как раз и будут содержаться стимулы, способствующие нашим тэковским объектам    
заниматься вопросами модернизации и переоснащения.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин Владимир Николаевич по ведению.          
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Как мы договаривались сегодня утром при Грызлове и Морозове,     
мы будем протокольные поручения рассматривать?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будем, вы слышали о том, что мы будем делать.             
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы с вами проголосовали за то, что рассмотрим               
законопроекты, поставленные на фиксированное время, 15-й законопроект и ещё     
два других законопроекта, а потом протокольные поручения.                       
                                                                                
Есть ли желающие выступить по законопроектам, которые мы сейчас с вами          
обсуждаем? Нет желающих выступить. Полномочный представитель президента?        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, у меня дополнительной информации нет.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительство также не выступает.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О безопасности объектов     
топливно-энергетического комплекса". Кто за данный законопроект? Прошу          
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 14 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения         
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Кто за данный        
законопроект? Прошу определиться голосованием.                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 15 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.