Заседание № 75
19.01.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 53189-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений закона, касающихся взаимодействия адвокатского сообщества с органами государственной власти).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2497 по 2634 из 3161
Пункт 9, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Докладчик Станислав Владимирович Вавилов направил письмо, где просит рассмотреть вопрос без его участия. Содоклад заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Юрия Павловича Иванова. Пожалуйста. ИВАНОВ Ю. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, Законодательное Собрание Еврейской автономной области внесло достаточно подробный свой вариант проекта закона об адвокатуре. Комитет рекомендует этот проект отклонить, хотя при этом надо сделать одну важнейшую оговорку. 20 декабря мы принимали поправки к закону об адвокатуре, около трех десятков поправок. Мы работали с ними полгода, и при редактировании нашего варианта мы принимали во внимание абсолютно все замечания, которые поступали из регионов. И надо сказать, что из варианта, который нам предлагают биробиджанские товарищи, примерно 70 процентов предложений вошло в окончательный вариант, который Дума уже приняла. Так что положительную роль работы региона мы отметим и обязательно им сообщим, что их сущностные замечания в значительной части учтены. Есть еще различные мелкие моменты, касающиеся этого законопроекта. В частности, предлагается принять федеральную программу юридической помощи гражданам, но это не тема закона - это тема бюджета, поэтому мы в этой части не можем с ними согласиться и ввести эту норму в закон. Нельзя, чтобы в законе об адвокатуре содержалось упоминание о каких-то федеральных программах. Но самое главное, почему мы отклоняем этот закон, - это из-за предложения об установлении жесткого госконтроля за адвокатурой. Надо сказать, что десять лет комитет по конституционному законодательству в различных составах придерживается одной ясной и понятной мысли: адвокатура не может быть подконтрольна государству. Если хотите, после церкви это вторая организация, которая должна быть максимально свободна. Не дай бог кому-то из граждан пользоваться помощью адвоката, над которым нависает дубина отдела юстиции, адвоката, который может быть исключен из коллегии адвокатов в случае каких-либо нарушений именно по инициативе отдела юстиции. Мы стоим на этой позиции жестко, твердо. И надо сказать, что уже из-за этой части мы вынуждены отклонить данный законопроект, но авторы данного законопроекта идут еще дальше. Ну, например, товарищи предлагают создание при законодательных собраниях регионов специальных комиссий по рассмотрению вопросов адвокатской этики. До этого еще никто у нас не додумался. Представьте себе, что курское, владимирское и прочие наши уважаемые законодательные собрания будут иметь вот эти комиссии по этике, которые будут рассматривать жалобы на адвокатов. Я думаю, что даже нет смысла здесь подробно мотивировать полную невозможность принятия такого закона, которым будет допущено существенное вмешательство в оперативную жизнь адвокатуры. Адвокатура, адвокатское сообщество само сейчас имеет возможность рассматривать жалобы, налагать дисциплинарные взыскания, а в тех случаях, когда адвокат допускает действия криминального характера, против него на общих основаниях возбуждается уголовное дело. Учитывая то обстоятельство, что примерно процентов на 70 этот закон уже принят Думой по сути в поправках 20 декабря, а вот те предложения, связанные с госконтролем над адвокатурой, о которых я сейчас сказал, неприемлемы, абсолютно все члены Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству проголосовали против данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Нет? Есть. Тюлькин Виктор Аркадьевич, пожалуйста. ТЮЛЬКИН В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Юрию Павловичу (заодно просьба проверить, а то я кнопку "по ведению" уже раз двенадцать нажал, думал, не работает аппаратура). Юрий Павлович, вот у нас, в том числе после церкви, самым независимым должен быть институт судей, однако их назначают, сформировали целый клан, известно, что там делается. Может, и адвокатов вывести? Не отдавать в подчинение местным там всяким государственным органам, а вывести прямо на президента, чтобы он с ними вопросы решал в случае чего? И будет полная демократия, к которой стремимся. ИВАНОВ Ю. П. Судебная власть - это ветвь власти. Есть исполнительная власть, есть законодательная, есть судебная. Адвокатура в этом смысле работает индивидуально с гражданами, с клиентами, ну, можно еще сказать, с хозяйствующими субъектами, поэтому сопоставлять адвоката, который защищает конкретного человека в конкретном процессе, ставить его на одну доску с судьями мы бы не стали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов. Присаживайтесь, Юрий Павлович. Есть ли необходимость выступить по данному законопроекту? Емельянов. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я все-таки позволю себе отнять у вас немножко времени и привлечь внимание к этому законопроекту. Юрий Павлович докладывал позицию комитета, поэтому он был деликатен в оценке этого законопроекта. На мой взгляд, он заслуживает гораздо более жесткой оценки, поскольку, по сути дела, это первый прецедент после 91-го года, когда пытаются взять под контроль адвокатуру и нарушить такой важнейший принцип, как независимость деятельности. Юрий Павлович сказал, что 70 процентов учтено, но ведь соль законопроекта в тех 30 процентах содержания, которые мы отклоняем. Этот законопроект не только нарушает принцип независимости деятельности адвокатуры - это краеугольный принцип деятельности адвокатуры в любой демократической стране, - но он, по сути дела, ставит под сомнение другой важнейший принцип судопроизводства - его состязательность. Ибо если не будет независимой адвокатуры, то остается только один вид процесса, а именно инквизиционный. Поэтому я призываю вас проголосовать против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в первом чтении. Включите режим голосования. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А. Н. Чилингаров ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 52 сек.) Проголосовало за 36 чел.8,0% Проголосовало против 71 чел.15,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2% Результат: не принято