Заседание № 58

20.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 531675-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2094 по 2188 из 8894
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 18-го вопроса повестки дня. О       
проекте федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс            
Российской Федерации в части провоза багажа". Доклад Максима Викторовича        
Сураева.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Максим Викторович.                                                  
                                                                                
СУРАЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был       
принят вчера во втором чтении, все необходимые экспертизы проведены. Просьба    
поддержать, принять в третьем чтении.                                           
                                                                                
Доклад закончен.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть.      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Старовойтов Александр Сергеевич.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот такой сухой доклад был    
у Максима Викторовича, хотя законопроект крайне важный. О чём, собственно,      
говорится в данном законопроекте? Мне кажется, даже в третьем чтении можно      
было бы в большей степени раскрыть тематику этого законопроекта, вот средства   
массовой информации в отличие от многих сидящих в зале уже давным-давно         
обратили на него внимание. Мы все очень хорошо знаем выражение: "Благими        
намерениями вымощена дорога в ад", и много ему подобных ещё можно привести, -   
собственно говоря, мы не исключаем, что данный законопроект как раз и есть      
вот эта дорога.                                                                 
                                                                                
Итак, в чём суть законопроекта? Нам говорят, что сейчас все пассажиры,          
которые ежедневно миллионами летают из точки "А" в точку "Б" по всей            
территории Российской Федерации, платят за багаж. Те, кто летает без багажа,    
платят, по сути дела, за тех, кто летает с багажом, и вот эту                   
несправедливость призван устранить данный законопроект.                         
                                                                                
Давайте всё-таки расставим точки над "i". Кто-то из сидящих в зале знает,       
каким образом формируется цена на авиабилет? В авиационной компании вам         
говорят, что цена на билет может разниться: например, вы покупаете билет в      
Астрахань или в Белгород, и с утра он может стоить 6 тысяч рублей, в обед -     
12 тысяч рублей, а к вечеру - 18 тысяч рублей. Что, в течение дня меняется      
цена на авиационный керосин, авиационное топливо или аэропортовые сборы         
каким-то образом изменяются? Конечно нет, коллеги! Просто есть некая            
программа, о чём нам постоянно говорят авиационные компании, которая исходя     
из загрузки, исходя из некой оптимизации формирует цены, создавая прибыль       
компании. То есть мы не знаем, сколько в этих 6 тысячах реально составляет      
прибыль компании с учётом её затрат, которые она, естественно, несёт при        
каждом перелёте. Авиационные компании, которые в принципе сейчас нам вот эту    
дорогу в ад показывают, их представители должны прийти к нам на заседание       
комитета, на заседание рабочей группы и сообщить: друзья, тариф формируется     
из таких-то и таких-то составляющих, вот такую-то сумму составляют расходы на   
авиационный керосин в зависимости от его рыночной цены, такая-то сумма - это    
аэропортовые сборы, такая-то - наша прибыль, и мы готовы немножко уменьшить     
прибыль, маржу в пользу тех, кто будет летать без багажа. Вот тогда будет       
понятно. Но представители авиационных компаний не приходили к нам, не           
создавались рабочие группы, не объясняли нам всё это, чтобы мы могли в          
дальнейшем доводить эту позицию до наших избирателей, до средств массовой       
информации, которые со вчерашнего дня держат руку на пульсе в обсуждении        
этого вопроса. Теоретически, я, конечно, не исключаю, это как раз может быть    
тот случай, когда авиационные компании действительно сделают билеты дешевле,    
но всё-таки мне кажется, и фракция ЛДПР в этом убеждена, что получится как с    
магазинами - мы идём по улице, видим волшебную надпись: "SALE" ("Скидки") и     
думаем, что всё хорошо и выгодно, но какова на самом деле скидка? И вот в       
авиакомпаниях тоже будут говорить, мол, видите, мы вам сделали скидку, потому   
что вы без багажа, у вас теперь билет дешевле. А дешевле чего, меньше какой     
суммы? Ведь мы не понимаем, как сформирован этот тариф.                         
                                                                                
Фракция ЛДПР поддерживать законопроект не будет, мало того, мы будем            
голосовать против него до тех пор, пока авиационные компании не придут в        
Госдуму и не распишут всё, не расскажут, как решается вопрос с                  
ценообразованием.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза      
багажа", вопрос 18 повестки дня.                                                
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против           75 чел.16,7 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                

Заседание № 57

19.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 531675-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 11016 по 11067 из 12371
Рассматривается 55-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений   
в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа".                
                                                                                
Пожалуйста, Максим Викторович Сураев.                                           
                                                                                
СУРАЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона   
был внесён Правительством Российской Федерации в мае 2014 года и принят в       
первом чтении уже в июне 2014 года. К законопроекту было подано десять          
поправок, которые учтены при доработке законопроекта, к отклонению поправок     
не имеется. Законопроект прошёл лингвистическую и правовую экспертизы.          
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рекомендует          
принять проект закона во втором чтении. В случае принятия во втором чтении      
просьба поставить его, если возможно, в повестку дня на завтра, на 20-е         
число.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет.     
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 46 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа", 55-й вопрос.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 47 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6 %                                    
Проголосовало против           53 чел.11,8 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                

Заседание № 177

20.06.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 531675-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5888 по 6403 из 9148
47-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа". Докладывает      
Сергей Алексеевич Аристов, статс-секретарь - заместитель министра транспорта    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Внесение изменений в Воздушный кодекс          
Российской Федерации в части провоза багажа направлено в первую очередь на      
снижение стоимости авиаперевозок. Законопроект также был в своё время внесён    
в "дорожную карту" национальной предпринимательской инициативы по улучшению     
инвестиционного климата в Российской Федерации.                                 
                                                                                
В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации по договору            
воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти как пассажира,     
так и имеющийся при пассажире багаж. В пределах установленной нормы багаж       
провозится без дополнительной платы, сверхнормативный багаж оплачивается        
пассажиром дополнительно, самостоятельно, при этом норму провоза багажа, вес    
багажа, который можно провозить без дополнительной платы, согласно              
действующему законодательству сегодня устанавливает сам перевозчик. Вместе с    
тем фактически перевозку багажа в равной доле оплачивают все пассажиры,         
которые летят на этом самолёте, поскольку в соответствии с Правилами            
формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки             
пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации              
пассажирский тариф включает в себя все затраты, которые несёт перевозчик, и     
независимо от того, везёт ли пассажир багаж либо едет без багажа, он всё        
равно оплачивает провоз багажа - багажа пассажира с соседнего кресла. Сюда      
входят также и расходы авиакомпании по обслуживанию багажа в аэропортах, то     
есть бесплатный багаж не такой уж и бесплатный, его перевозка всё равно         
входит в стоимость авиабилета.                                                  
                                                                                
Представляемый вам законопроект направлен на создание правовых условий для      
снижения стоимости пассажирских перевозок воздушным транспортом за счёт         
исключения из пассажирского тарифа на воздушную перевозку расходов на           
обеспечение перевозки багажа, если таковой у пассажира отсутствует. Экономия    
авиакомпаний в связи с принятием данного закона будет связана с частичным       
отказом от расходов на обеспечение процессов регистрации, обработки и           
выгрузки багажа пассажиров.                                                     
                                                                                
Приведу отдельные цифры. В настоящее время аэропортами устанавливается тариф    
за обслуживание пассажиров, который включает в себя в том числе и обработку     
багажа. Средний тариф на обслуживание пассажиров в аэропортах Российской        
Федерации - 221 рубль на человека, в среднем 20 процентов этой суммы - это      
расходы, связанные с обработкой багажа. Если взять расходы авиакомпаний,        
которые связаны с обслуживанием пассажиров в аэропортах (они составляют         
порядка 7 миллиардов рублей), то 20 процентов, названные мною, которые          
составляют порядка 1,4 миллиарда рублей, на обслуживание багажа по договору     
между авиакомпанией и аэропортом, - это как раз та часть, которая может быть    
исключена из нагрузки на авиакомпанию.                                          
                                                                                
Предлагается также внести изменения в статью 103 Воздушного кодекса в части     
установления возможности исключения из договора о воздушной перевозке условий   
о наличии нормы провоза пассажиром багажа без взимания дополнительной платы.    
При этом за пассажиром сохраняется право на бесплатную провозку ручной клади,   
то есть неоформляемой части, того, что вносит пассажир с собой в салон. Эта     
позиция особенно важна сегодня для формирования в Российской Федерации          
низкобюджетных, низкозатратных перевозчиков, так называемых лоукостеров. Эта    
общепринятая международная практика успешно используется иностранными           
компаниями и предусматривает такие договоры между пассажиром и авиакомпанией.   
                                                                                
Для того чтобы перевозчик, определяя норму багажа, перевозимого без             
дополнительной платы, одновременно не нарушал право пассажира на возможный      
провоз багажа определённого объёма, в законопроекте предусмотрено в             
обязательном порядке установить норму такого бесплатного провоза багажа не      
ниже 10 килограммов. Не многие коллеги, наверное, знают, что сегодня именно     
это закреплено, все привыкли к тому, что это 20 килограммов и более, но норма   
бесплатного провоза багажа установлена приказом Министерства транспорта много   
лет назад, в 2007 году, - это 10 килограммов, просто авиакомпаниями всегда      
оспаривалось то, что весовой параметр устанавливается ведомственным актом.      
Эта норма дословно переходит в будущий федеральный закон с сохранением права    
любой авиакомпании конкурентно увеличивать эти объёмы, не теряя                 
привлекательности в сравнении с другими авиакомпаниями.                         
                                                                                
Несколько вопросов, связанных с тем, что законопроектом устанавливается норма   
о весе багажа и о количестве мест багажа. Это связано как раз с тем, что в      
международной практике существует два подхода к установлению нормы              
бесплатного провоза багажа: это так называемый "piece concept", в рамках        
которого норма бесплатного провоза багажа определяется количеством мест         
багажа, и "weight concept", в рамках которого она определяется его весом. В     
законопроекте, который предложен на ваше рассмотрение, есть и вес, и            
количество мест багажа, и то, и другое вместе, это позволяет российским и       
иностранным авиакомпаниям найти приемлемый вариант договора перевозки между     
российским пассажиром или любым вылетающим с российской территории пассажиром   
и любым авиаперевозчиком, российским или иностранным.                           
                                                                                
Ещё раз хочу обратить ваше внимание, что за пассажиром сохраняется право на     
бесплатную провозку ручной клади, что будет закреплено в статье 106             
Воздушного кодекса.                                                             
                                                                                
Снижение стоимости авиаперевозок в связи с принятием закона будет обеспечено    
снижением издержек авиакомпаний при частичном отказе от расходов, как я уже     
сказал, в процессе регистрации, обработки, загрузки и выгрузки багажа.          
                                                                                
Принятие данного закона не потребует дополнительных расходов из федерального    
бюджета.                                                                        
                                                                                
Просил бы вас поддержать данный законопроект.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Андрей Анатольевич Андреев.                              
                                                                                
АНДРЕЕВ А. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В своём докладе Сергей Алексеевич   
достаточно подробно изложил суть предлагаемого Правительством Российской        
Федерации законопроекта. Комитет по транспорту отмечает, что проект             
подготовлен во исполнение утверждённого комплекса мер, направленных на          
снижение стоимости авиаперевозок на внутренних воздушных линиях, его принятие   
позволит сформировать условия для исключения из тарифа на воздушные перевозки   
расходов, связанных с перевозкой багажа.                                        
                                                                                
Законопроект актуален и важен, однако хотелось бы отметить следующее. В         
прилагаемом к законопроекту перечне правовых актов, подлежащих изменению в      
связи с его принятием, отмечается, что для внесения изменений в действующие     
нормативные правовые акты Минтранса потребуется три месяца со дня принятия      
закона. Вместе с тем в статье 2 законопроекта определяется, что закон           
вступает в силу по истечении шестидесяти дней со дня его официального           
опубликования. Комитет считает, что если принятие данного законопроекта         
действительно имеет особую важность и актуальность для развития                 
низкобюджетных авиакомпаний, то следовало бы пересмотреть и сроки реализации    
предлагаемых изменений, потому что срок изменения ведомственных актов плюс      
срок принятия закона составляют пять месяцев - о какой скорости мы можем        
говорить?! Однако комитет предлагает палате принять законопроект в первом       
чтении и ко второму учесть эти и другие замечания.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Абрамов Иван Николаевич.                                                        
                                                                                
АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Алексеевичу.                                             
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, а не получится ли у нас так, что льготные          
категории наших граждан будут платить дополнительно за провоз багажа? Сегодня   
же существует субсидирование для дальневосточников, для военных, для жителей    
Севера, которым мы из бюджета компенсируем проезд, а если мы будем              
компенсировать проезд, но не будем компенсировать провоз багажа, это приведёт   
к тому, что большая часть населения будет недовольна.                           
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Иван Николаевич, мы сегодня не субсидируем провоз багажа, мы      
субсидируем перелёт. Это очень большая программа, особенно по северному и       
дальневосточному направлениям, вы прекрасно об этом знаете, но, повторяю, это   
чисто договор перевозки.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Сергей Алексеевич, помимо того, что вы предлагаете, может        
быть, имело бы смысл изменить ответственность перевозчиков за утрату или за     
повреждение багажа в части существующего ограничения - не более 600 рублей за   
1 килограмм багажа? Это, на мой взгляд, достаточно низкий предел относительно   
цен на авиабилеты. Прокомментируйте, пожалуйста.                                
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Вы знаете, вряд ли нужно законодательно, именно через закон       
закреплять эту величину, в общем-то, она нигде в наших транспортных кодексах    
и уставах не прописана, это всегда определяется нормативным актом. У нас        
базовый документ - это ФАП, утверждённые приказом № 82, "Общие правила          
воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования...". Я думаю,       
если такие предложения будут, вполне можно будет в рамках этих правил размер    
поднять, тем более что они будут изменяться. Что касается соотношения цен,      
которые были тогда и есть сегодня, конечно, они явно уже изменились.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузин Сергей Павлович.                                                          
                                                                                
КУЗИН С. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Сергей Алексеевич, у меня к вам вопрос.                                         
                                                                                
Если чуть-чуть упростить всё то, что вы сказали, скажите, пожалуйста,           
правильно ли я понял, что теперь бесплатно вместо 20 килограммов багажа можно   
будет провозить до 10 килограммов? Или я неправильно понял?                     
                                                                                
И ещё вопросы сразу: насколько вырастет цена и кто будет определять стоимость   
дополнительных килограммов багажа?                                              
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Сергей Павлович, я уже говорил об этом, но постараюсь ещё раз     
более чётко сформулировать. Сегодня бесплатный провоз багажа в Российской       
Федерации - 10 килограммов, но только это правило установлено было названным    
мною приказом Министерства транспорта, что вызывало, естественно,               
определённые возражения у авиакомпаний: почему ведомственным актом что-то       
устанавливается? Повторяю, сегодня действует норма: 10 килограммов бесплатно,   
а остальное везде - и у нас, и в зарубежных авиакомпаниях - определяет сам      
перевозчик. Вот, например, сегодня у "Аэрофлота" она составляет 23 килограмма   
(не 20 килограммов, как мы привыкли, а 23 килограмма), а для бизнес-класса      
вообще 32 килограмма. Это определяется внутренними правилами перевозчика, и     
здесь работает так называемый рыночный механизм: с одной стороны, я должен      
сэкономить за счёт того, чтобы лишнего, так сказать, не нагрузить, а с другой   
стороны, я должен быть более привлекателен для пассажиров, поэтому предлагаю    
какие-то более выгодные условия.                                                
                                                                                
Повторяю: что касается снижения нормы бесплатного багажа, ничего не меняется,   
а оплата определяется, как и раньше, теми же самыми перевозчиками.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Старовойтов Александр Сергеевич.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Сергей Алексеевич, вот мы при принятии тех или иных законопроектов часто        
рассуждаем о каких-то эфемерных нормах, которые, возможно, непонятны для тех,   
кто смотрит заседания Государственной Думы в прямой трансляции или потом по     
телевизору. Вот мы говорим об аэропортовых сборах, о тарифах, составляющих      
220 рублей, из которых 20 процентов идёт на обработку багажа, о затратах        
авиакомпаний на обслуживание пассажира, об измеряемых в миллиардах потерях, а   
можно объяснить проще? До сих пор никто из пассажиров, в том числе и мы, не     
может понять, как всё-таки формируются цены на билеты. Вот, допустим, рейс      
Москва - Астрахань, билет стоит в среднем 7 тысяч рублей - насколько дешевле    
для пассажиров станут билеты после принятия данных поправок, хотя бы            
приблизительно? Есть ли какая-то статистика, на каком-то примере основанная?    
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Цена авиабилета определяется с самого начала 90-х годов как       
затраты, понесённые авиаперевозчиком. Те же самые ФАП, утверждённые приказом    
№ 82, и ряд других нормативных актов разрешают закладывать туда стоимость       
керосина, портовые затраты и прочее, но формирует цену авиаперевозчик. Я не     
буду комментировать, плохо это или хорошо, но так у нас уже больше двадцати     
лет. Вы ставите очень жёстко вопрос: а будет ли после принятия закона           
стоимость того или иного билета ниже? Будет в том случае, когда у вас не        
будет в руках багажа и вы заключите договор об отсутствии перевозки багажа.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Свинцов Андрей Николаевич.                                                      
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Сергей Алексеевич, мы знаем, что у нас самолёты, которые          
осуществляют пассажирские перевозки, также возят и коммерческие грузы, как      
говорится, в виде багажа перевозят что-то, не принадлежащее тем, кто            
находится на борту. Вот какой вопрос: не получится ли так, что после принятия   
такого закона наши граждане, желая сэкономить, будут грузить в ручную кладь     
не 7 килограммов, как положено, а все двадцать семь? Я сам часто летаю, и       
многие мои коллеги и родственники летают, здесь речь идёт не только о           
депутатах Госдумы, и я замечал, что многие авиакомпании, когда выдают           
посадочный талон, не проверяют вес, если видят, что сумка небольшая. Но ведь    
сумка может весить очень много, а они не проверяют, не контролируют - не        
получится ли так, что будут огромные перегрузы на борту и это приведёт к        
авариям?                                                                        
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Ну, вы знаете, я подчеркнул, что с учётом защиты интересов        
пассажиров всё-таки введена норма о правилах бесплатного провоза ручной         
клади. Как таковой вес ручной клади непосредственно не регламентируется, хотя   
многие авиакомпании - обратимся к мировому опыту - считают, что 3-4             
килограмма, максимум до 5 килограммов можно брать с собой. Опять я ссылаюсь     
на федеральные авиационные правила, но такова авиационная регламентация: есть   
соответствующая норма, прописывающая, что вообще можно провозить в ручной       
клади, - зонтики, трости, дамские сумочки, фотоаппаратуру и прочее. То, что     
сегодня авиакомпании допускают на свой борт ограниченный по размерам багаж, -   
это воля авиакомпаний. Не думаю, что авиакомпания, которая сейчас экономит      
место и за счёт этого может перевозить дополнительный коммерческий груз,        
будет допускать провоз в салоне каких-то огромных сумок. Это уже затрагивает    
интересы самого авиаперевозчика и хозяйствующего субъекта, и, на мой взгляд,    
это вряд ли произойдёт.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемый Сергей Алексеевич, вы почти ответили на вопрос       
моего коллеги Кузина Сергея Павловича, но я хочу уточнить, что из этих          
параметров для перевозчика накладнее - вес одного места багажа или количество   
мест багажа? Проиллюстрирую на житейском примере: семья из двух человек, есть   
один чемодан весом 18 килограммов, если предположить, что норма 12              
килограммов, тогда мы - ну, мы же люди умные - делим вещи на два чемодана, и    
получается, что по объёму багаж больше места занимает, а по весу укладываемся   
в норму. Так что выгоднее для перевозчика - сокращать количество мест или       
уменьшать вес одного места багажа?                                              
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Все наши перевозчики, абсолютное большинство перевозчиков, с      
которыми мы контактируем, во всех своих внутренних правилах допускают такую     
форму перевозки, как перевозка совместного багажа: если летит семья, группа     
туристов, в каких-то иных случаях, как правило, всё это плюсуется в общую       
сумму. Что выгоднее перевозчику? Перевозчику, как это ни странно, всё-таки      
выгоднее место багажа сэкономить, чем вес. Да, может быть перерасход            
керосина, но зато на это место можно поставить ещё что-то из того самого        
коммерческого груза, о котором только что говорили.                             
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Сергей Алексеевич, вопрос такого порядка. Я понимаю, что хотели как лучше, а    
получилось как всегда: законопроект, скорее всего, разрабатывали для новых      
лоукостеров, которые должны у нас работать по аналогии с западными. Прошу вас   
назвать хотя бы одну ведущую мировую западную компанию, допустим "Алиталия",    
"Эйр Франс" и так далее, входящую в альянс "SkyTeam" или в другие альянсы,      
куда также входят наши перевозчики, которая ввела дополнительную норму оплаты   
багажа. Причём хочу, чтобы вы всё-таки учли то, что наши авиакомпании,          
которые выполняют внутренние рейсы, часто выполняют рейсы, совмещённые с        
тремя или четырьмя компаниями, с теми же французами, итальянцами, немцами и     
так далее. Пожалуйста, назовите хотя бы одну ведущую мировую компанию, кроме    
лоукостеров, которая ввела платный провоз багажа.                               
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Из названных вами авиакомпаний - они все, кстати, входят в        
систему "SkyTeam" - каждая борется за два главных показателя: на национальном   
уровне максимально снижает нормы веса, как это сделано здесь, в том числе и     
"Люфтганза", а уж об "Алиталии" говорить совсем не приходится в этом случае,    
и одновременно своими внутренними правилами, в зависимости от маршрута,         
старается предоставить пассажиру наибольшие удобства в отношении веса багажа.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич, я постараюсь коротко.                 
                                                                                
Почему я задал такой вопрос Сергею Алексеевичу? Сергей Алексеевич, у нас        
страна большая, мы одна из стран с очень протяжёнными маршрутами, и перелёт     
из Владивостока, допустим, в Калининград занимает достаточно большое            
количество времени. В отношении лоукостеров, которые продают дешёвые билеты,    
хочу отметить следующее. Да, билет дешёвый, но когда ставишь галочку            
"оплатить багаж", то получается, что двадцатикилограммовый багаж стоит 50-60    
евро. Если умножить на 50, то это порядка двух с половиной тысяч рублей. Вы     
приводили пример, что аэропортовый сбор составляет 221 рубль и экономия         
достигнет 20 процентов, то есть 40 рублей. Таким образом, скидывая сейчас 40    
рублей за каждого пассажира, мы заставляем пассажиров потом доплачивать -       
поверьте, мы будем доплачивать 2-3 тысячи рублей! У нас всё-таки страна         
огромная, и люди стараются взять с собой побольше вещей, когда летят к          
родственникам и так далее, у нас же менталитет другой! Сравните перелёты в      
той же Швейцарии или Италии, там страны - как наш Крымский полуостров, чуть     
побольше, они хотят к нам присоединиться, но никак не могут, потому что общих   
границ нет. (Оживление в зале.)                                                 
                                                                                
Хочу ещё следующее вам сказать. Вот вы планировали быстренько сделать           
законопроект по лоукостерам, а сделали так, что пострадают наши компании,       
которые сейчас и так неконкурентоспособны в части цен на билеты по сравнению    
с ведущими мировыми перевозчиками. Зайдите на любой сайт, где можно             
сопоставить цены, - у нас самые дорогие билеты: "Аэрофлот", "Сибирь"            
устанавливают несоразмерные цены на билеты, особенно если это международные     
перелёты. Я не беру наши внутренние рейсы, но даже интересно: что дешевле -     
купить билет за границей, в евро, на рейс "Алиталии" по России или купить       
билет на тот же маршрут в России, в представительстве "Аэрофлота" на            
интернет-сайте. Это абсурд, мы доводим страну до абсурда!                       
                                                                                
Давайте разделим законопроект. Вот наша фракция не хочет голосовать за данный   
законопроект, потому что мы считаем, что таким образом мы втихаря ущемляем      
интересы наших граждан, тех граждан, которые совершают многочасовые перелёты,   
особенно из Сибири, и перевозят свои личные вещи. Поверьте мне, вот если бы     
наши авиаперевозчики так же раскрывали информацию, как это делают зарубежные    
компании... Зайдите на сайт "Алиталии" и нажмите кнопочку рейса - вам           
откроется вся информация по тарифу. Я нигде на сайтах наших авиакомпаний не     
видел, чтобы раскрывалось, куда что идёт, обычно вкратце - там могут быть       
аэропортовые сборы и всё остальное.                                             
                                                                                
Наша фракция не будет голосовать за данный законопроект, мы считаем, что его    
надо доработать ко второму чтению.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Николаевич Свинцов.                                                      
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Вопросы образования цен на билеты и вообще их стоимости - это,    
конечно, очень важные вопросы, но только действительно - я согласен с           
коллегой из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - наверное, не всегда правительство   
предлагает правильные инициативы. Вот, например, мы знаем, что часто наши       
граждане, мягко говоря, не очень довольны качеством питания на борту. Мы уже    
неоднократно предлагали, как и в отношении багажа, рассмотреть возможность      
того, чтобы граждане могли с собой что-то брать. Сейчас есть ограничения,       
даже бутылку воды нельзя взять, а кормят на борту не всегда вкусно, не всегда   
тем, что хотелось бы съесть, но тем не менее это тоже очень существенно         
влияет на стоимость билета. Хочется предложить правительству подумать и в       
этом направлении, разработать соответствующие нормы, чтобы авиакомпании не      
включали в стоимость авиабилетов то питание, которое нашим гражданам не         
нужно, - многие это не едят, но почему-то платят за это. Это первое.            
                                                                                
Второе, что действительно влияет на цены авиабилетов, - это стоимость           
керосина. Уже неоднократно в этом зале поднимались вопросы о том, что сейчас    
на этом рынке монополия, что нет реального рыночного механизма, нет реальной    
рыночной конкуренции в вопросах поставки авиакеросина для наших самолётов, и    
вот это действительно составляет, наверное, 30-40 процентов стоимости           
авиабилета. То же самое в отношении аэропортовых сборов: в странах Евросоюза    
самолёт прилетел, 15-20 минут по полосе проехал, в течение часа его             
заправили, люди вышли-вошли - и всё, он улетел, максимум 1 час 15 минут это     
занимает, а у нас сутки может стоять!                                           
                                                                                
Вот здесь правительство действительно должно поработать, чтобы эти издержки     
снижать. А если снижать издержки таким образом, то это в конечном итоге - я     
согласен с коллегой из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - ударит по карманам наших         
граждан, потому что люди реально не летают без багажа ни на отдых, ни внутри    
страны, к родственникам, все берут с собой багаж. Сегодня в Европе и в          
Америке стоимость провоза багажа составляет в пересчёте 500 рублей и более за   
килограмм, до 20 долларов за килограмм доходит, а мы цену билета снизим на      
100 рублей, зато стоимость провоза багажа будет сравнима со стоимостью самого   
авиабилета.                                                                     
                                                                                
Это очень спорный законопроект, и я прошу правительство подумать над            
снижением стоимости авиабилетов через другие механизмы.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Павлович Кузин.                                                          
                                                                                
КУЗИН С. П. Уважаемый Сергей Алексеевич, вот я возьму на себя смелость          
утверждать, что мало кто из присутствующих в зале, коллег вне этого зала, а     
уж тем более мало кто из наших граждан, граждан Российской Федерации, знал до   
настоящего момента, что, оказывается, по ведомственной инструкции бесплатно     
можно провозить только до 10 килограммов багажа, - до сих пор все чётко         
знали, что бесплатно можно провозить до 20 килограммов багажа, и такая норма    
во всех странах мира действует (спасибо "Аэрофлоту", что у него - до 23         
килограммов). После принятия этого закона все будут знать, что                  
Государственная Дума законом вдвое понизила порог бесплатного провоза багажа    
и теперь вместо 20 килограммов бесплатно можно провозить только 10              
килограммов, а за 11-й, 12-й килограмм и так далее надо будет платить. Что      
будет твориться в кассах по оплате багажа и что будут говорить люди о нас с     
вами, я могу себе представить!                                                  
                                                                                
Более того, как вам всем известно, современный пластиковый чемодан или ещё      
какой-то сам по себе, пустой весит 5 килограммов, а при перелёте в отпуск из    
Хабаровска, да даже не из Хабаровска, а из Новосибирска в Калининград или,      
скажем, на юг, если в отпуск на месяц летит семья, пусть даже из двух           
человек, она никогда не уложится в 10 килограммов, если учесть вес чемодана.    
Мы зачем это делаем?! Правильно сказали, что экономия на билете получится 40    
рублей или 100 рублей, но провоз багажа будет стоить суммарно 3 тысячи          
рублей, - для кого мы это всё делаем?!                                          
                                                                                
И заодно доложу вам, что сегодня стоимость билетов в "Аэрофлоте" ровно в три    
раза выше, чем в любой другой компании. Мы и дальше будем кормить авиационные   
компании вот таким образом, а теперь ещё и через оплату дополнительного         
веса?!                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Сергеевич Старовойтов.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Сергей Алексеевич,     
уважаемые коллеги! Наверное, все знают, что нашу Думу часто обвиняют в том,     
что мы, по сути дела, зря едим свой хлеб, ничего не делаем, принимаем законы,   
действие которых люди не ощущают в своей жизни. Вот сейчас, наверное, те, кто   
проголосует за данные поправки, выйдя из этого зала, скажут: "Вы знаете,        
уважаемые друзья, уважаемые граждане Российской Федерации, мы сегодня приняли   
такие правильные поправки, которые в ближайшее время ощутимо, в положительную   
сторону, скажутся на вашем кармане".                                            
                                                                                
Ведь я не просто так задал вам, Сергей Алексеевич, вот этот неудобный вопрос    
- дело в том, что эти неудобные вопросы очень часто задают средства массовой    
информации. В частности, вчера звонили из различных средств массовой            
информации и спрашивали: вот вы недавно приняли закон о невозвратных билетах    
- каковы сейчас данные статистики о том, насколько снизилась стоимость          
авиабилетов для наших граждан? А я сказать-то ничего не могу средствам          
массовой информации, потому что такой статистикой не располагаю. И вот          
вопрос, который я сегодня задал вам, тоже, по сути дела, касался неких          
статистических данных.                                                          
                                                                                
Сегодня вы назвали какие-то цифры, сказали, что в аэропортовых сборах за        
обслуживание пассажира 20 процентов связано с обработкой багажа, что            
авиационные компании сами утверждают эти тарифы. Но наши граждане будут чётко   
понимать, что мы делаем в Государственной Думе, тогда, когда мы выразим всё     
это в цифрах, когда мы скажем, например, что вот сегодня билет из Астрахани в   
Москву, из Москвы в Астрахань или в любой другой регион стоит 7 тысяч рублей,   
а после принятия наших поправок он будет стоить 5 тысяч рублей. Но понятное     
дело, что после принятия таких поправок о провозе багажа, конечно, таких        
скидок не будет!                                                                
                                                                                
А вообще, честно говоря, немножко смешно, что мы рассуждаем о каком-то          
серьёзном понижении стоимости билетов в рамках разговора о багаже. Нельзя       
судить по себе - я имею в виду чиновников государственного уровня,              
государственного масштаба, чиновников и депутатов Государственной Думы: мы      
часто летаем в командировки, взяв с собой только одну маленькую сумку, мы всё   
это провозим в качестве ручной клади, потому что всё это не превышает           
каких-то допустимых норм, но ведь основная масса граждан использует такое       
средство передвижения, как самолёт, один-два раза в год, как правило, в         
период летних отпусков, и, естественно, выезжая куда-то, они берут с собой по   
максимуму все вещи, которые могут пригодиться в этом месячном отдыхе, они       
явно не ограничиваются только плавками, купальником и чем-то ещё подобным,      
здесь действительно идёт речь о серьёзном комплекте вещей, которые будут        
весить достаточно, и стоимость их провоза будет существенной. В итоге с чем     
мы столкнёмся? Правильно сегодня сказали коллеги: мы сэкономим какие-то         
призрачные 40-50 рублей на билете, а за провоз багажа авиакомпании поднимут     
цены раза в два, в три, в четыре, а может быть, и в пять. Мы не понимаем, о     
каких цифрах в принципе может идти речь после принятия данных поправок, и       
насколько может увеличиться в итоге стоимость, тоже непонятно.                  
                                                                                
Мы всё-таки посовещались и решили, что фракция ЛДПР не будет поддерживать       
данный законопроект, потому что мы считаем, что авиационные компании            
используют те вроде бы положительные нормы, которые мы пытаемся принять         
здесь, в Государственной Думе, против наших граждан. Поддерживать               
законопроект, как я уже сказал, мы не будем.                                    
                                                                                
Ну а каким образом складывается стоимость перелёта, Сергей Алексеевич, - мы     
уже давно знаем, что есть некая программа, которую используют все авиационные   
компании: в зависимости от загрузки того или иного воздушного борта она         
выдаёт, какова оптимальная стоимость перевозки, при этом, конечно,              
учитывается стоимость керосина, какие-то другие издержки, а также, наверное,    
аэропортовые сборы, что упирается в том числе в реализацию закона "О            
транспортной безопасности", который мы не так давно приняли. Все эти издержки   
ложатся на хозяйствующие субъекты, которые не хотят работать в минус, -         
естественно, они будут работать в плюс и в итоге будут драть эти деньги с       
граждан.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Алексеевич, пожалуйста, вам слово. Нет? Спасибо.                         
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7644 по 7660 из 9148
47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный       
кодекс Российской Федерации в части провоза багажа".                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              243 чел.54,0 %                                    
Проголосовало против           75 чел.16,7 %                                    
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    322 чел.                                          
Не голосовало                 128 чел.28,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.