Заседание № 226
О проекте федерального закона № 529280-7 "О внесении изменения в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за осуществление деятельности по проведению технического осмотра без аккредитации оператора технического осмотра).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 15-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации" (об установлении ответственности за осуществление деятельности по проведению технического осмотра без аккредитации оператора технического осмотра). Пожалуйста, Вячеслав Иванович Лысаков. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые процедуры. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Пожалуйста, Ионин Дмитрий Александрович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, постараюсь кратко. То, что мы усиливаем ответственность тех, кто проводит техосмотр, очень важно и правильно, в этой части данный законопроект поддержать можно, но гордиев узел проблем техосмотра проще разрубить, чем распутать. В пояснительной записке написано, что при разработке законопроекта учтены предложения органов исполнительной власти, Российского союза автостраховщиков и представителей профессиональных сообществ. Всё замечательно, даже автостраховщиков не забыли спросить, а людей мы когда будем спрашивать на тему техосмотра? Это больная тема для всех автомобилистов, даже для тех, кто сидит в этом зале, да по всей России это больная тема! В мае лидер партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергей Миронов запустил отдельный сайт для сбора подписей за полную отмену техосмотра - десятки тысяч людей уже высказались в поддержку этой инициативы. Эта инициатива отнюдь не популистская, она абсолютно логична. Сегодня те же страховщики, которых мы так любезно спросили при подготовке данного законопроекта, предлагают услугу по оформлению диагностической карты даже без выезда на станцию техобслуживания - это ни для кого не секрет, многие с этим сталкивались. Поэтому мы призываем вообще отменить техосмотр в ныне действующем виде для легковых автомобилей, конечно, исключая автомобили такси, служебный и специальный транспорт. Для автомобилей в частном владении это вполне реально, потому что в ПДД уже есть пункт 2.3.1 об обязанности водителя убедиться в исправности автомобиля и его компонентов перед началом движения. Об этом уже много говорится, и рано или поздно, поверьте, вот в этом зале, на этой трибуне мы всё-таки придём к решению, что техосмотр в нынешнем виде надо отменить. Лучше, конечно, если мы это сделаем раньше. Соответствующий законопроект фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" уже внесён. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации", 15-й вопрос нашей повестки. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 55 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 223
О проекте федерального закона № 529280-7 "О внесении изменения в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за осуществление деятельности по проведению технического осмотра без аккредитации оператора технического осмотра; принят в первом чтении 11 декабря 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад Вячеслава Ивановича Лысакова. Пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К данному законопроекту поступила одна поправка, которая рекомендована комитетом к принятию. Прошу поддержать эту поправку и проголосовать за законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по поправке? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 23 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 46 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Проект закона принят во втором чтении.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 529280-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за осуществление деятельности по проведению технического осмотра без аккредитации оператора технического осмотра).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, 39-й и 40-й вопросы по согласованию с докладчиком и содокладчиком мы рассмотрим с одним докладом и с одним содокладом, это связанные вопросы. 39-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", и 40-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Савва Витальевич Шипов. Пожалуйста. ШИПОВ С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с поручениями президента и правительства Министерством экономического развития совместно с органами власти, с Банком России, с Российским союзом автостраховщиков были подготовлены законопроекты, направленные на совершенствование законодательства в сфере технического осмотра транспортных средств. Были проведены серьёзные обсуждения, в том числе с участием заинтересованного бизнеса, с участием депутатов Государственной Думы, - хочу поблагодарить всех, кто принимал в этом участие. Сам законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре..." будет рассматриваться Государственной Думой послезавтра, а законопроекты, обозначенные под пунктами 39 и 40 повестки дня, - это соответственно проект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и проект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Хочу сказать, что общая цель всех трёх законопроектов - противодействие практике оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств. Напоминаю, в соответствии с действующим законодательством техосмотр проводится с определённой периодичностью оператором техосмотра, который должен соответствовать ряду требований и иметь аккредитацию; непосредственно осмотр проводят технические эксперты - работники, операторы технического осмотра. В связи с этим хочу обратить внимание, что в настоящее время для большинства участников правоотношений в этой сфере ответственность либо отсутствует, не предусмотрена законодательством, либо недостаточна. Предлагаются изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которыми предусматривается следующее: усиление ответственности Российского союза автостраховщиков за нарушения при ведении реестра операторов технического осмотра; введение ответственности за оформление диагностических карт неаккредитованными лицами или неуполномоченными техническими экспертами; введение ответственности за управление транспортным средством, не прошедшим технический осмотр. По последнему составу хотел бы обратить внимание, что в целях защиты прав граждан привлечение к ответственности по нему будет возможно только раз в сутки - при фиксации соответствующего правонарушения видеокамерой первый раз. Кроме того, изменением в Уголовный кодекс (второй законопроект) предусматривается введение уголовной ответственности за оформление диагностических карт неаккредитованными лицами, если это деяние причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением доходов в крупном размере. Дополнение вносится в статью 171 кодекса, и санкции за указанное правонарушение предусматриваются такие же, как за работу без лицензии. Аналогичная ответственность предусматривается для лиц, работающих без аккредитации в национальной системе аккредитации, когда такая аккредитация обязательна. Мы рассчитываем, что внесение изменений в Уголовный кодекс, в закон "О техническом осмотре..." и в КоАП позволит обеспечить реальное прохождение процедуры технического осмотра собственниками транспортных средств и - главная цель - повысить безопасность на дорогах. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Вячеслав Иванович Лысаков, первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит поддержать, принять оба законопроекта в первом чтении. По законопроекту о внесении изменения в Уголовный кодекс есть некоторые замечания Верховного Суда, которые, мы надеемся, будут учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Что касается изменений в административный кодекс, есть, ну, просто такое частное замечание, или предложение, в отношении новеллы о фото- и видеофиксации транспортных средств, которые проходят технический осмотр. К сожалению, это не даёт гарантий уменьшения коррупционной составляющей - и в советское время такой контроль был, его легко обходили: машина стояла на яме, механик шевелил руками, делал вид, что проводит какие-то процедуры. Есть очень простой способ - мы, может быть, его интегрируем совместно с коллегами из правительства, - это очень простой способ: достаточно ввести в систему специальное программное обеспечение, которое не позволит физически распечатать диагностическую карту, пока автомобиль не пройдёт все стенды, реально пройдёт, а не просто постоит. Это, кстати, универсальный инструментарий, который позволит свести на нет все проблемы, связанные с незаконным прохождением технического осмотра. Ещё раз прошу поддержать, принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. Задержитесь, возможно, будут вопросы. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Савва Витальевич, на заседании Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан этот вопрос обсуждали (кстати, на одном из заседаний вы присутствовали лично) и было дано поручение разработать данный проект федерального закона, группа депутатов разработала законопроект, мы его согласовывали. Единственным его отличием являлось более жёсткое наказание. Не считаете ли вы, что во внесённом правительством проекте федерального закона очень мягкое наказание, степень ответственности несоразмерна ущербу, который возможен в целом? ШИПОВ С. В. Уважаемый Айрат Закиевич, действительно, этот вопрос обсуждался, и надо сказать, что санкция, которая предусматривается в изменениях, предлагаемых в Кодекс об административных правонарушениях, была предметом длительного обсуждения. Санкция достаточно серьёзная, здесь и штраф - ответственность до 200 тысяч, до 300 тысяч рублей для организаций, для физических лиц тоже достаточно серьёзная ответственность. Обращаю внимание, что как раз исходя из необходимости ужесточения наказания за особо опасные общественные деяния, правонарушения было предусмотрено изменение в Уголовный кодекс. Если необходимо, можно дополнительно обсудить вопрос о санкциях во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е. Савва Витальевич, а вот к чему вообще такие сложности - введение фото- и видеофиксации процедуры технического осмотра, введение государственного контроля (надзора) за соблюдением норм оператором технического осмотра? Изменение вот в статью Уголовного кодекса вы вносите - а не считаете ли вы нужным вообще вернуть техосмотр в ГИБДД, как это было у нас много десятилетий? Была отработанная практика, и денежки за техосмотр шли в бюджет, кстати. Зачем нам вообще эти страховые компании? ШИПОВ С. В. Уважаемый Евгений Евгеньевич, действительно, этот вопрос возникал и обсуждался: нужно ли сейчас принимать изменения в действующую систему, либо нужно менять её коренным образом - принять изменения, вернуться к старой схеме, когда за технический осмотр отвечало Министерство внутренних дел. Это, конечно, не предмет законопроекта, который выносится сегодня на голосование, но в целом хочу сказать, что этот вопрос обсуждался и консолидированная позиция и правительства, и экспертов, которые участвовали в обсуждении этих процессов, состоит в том, что всё-таки необходимо внести изменения для совершенствования существующей системы. С такой позиции этих изменений достаточно для того, чтобы навести порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Савве Витальевичу: скажите пожалуйста, насколько все эти процедуры увеличат стоимость техосмотра? ШИПОВ С. В. Наталья Дмитриевна, как я уже говорил, законопроекты, которые мы сейчас рассматриваем, не повлияют на стоимость. Законопроект, который мы будем рассматривать послезавтра, может повлиять, но несущественно, там есть специальные гарантии, которые позволят эту проблему ограничить и не дать, скажем так, цене существенно вырасти. Но об этом будет отдельный доклад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Савва Витальевич, в продолжение предыдущего вопроса: всё-таки непонятно, какие это механизмы, которые позволят удержать цену? Это первое. И второе, что касается штрафов для автолюбителей. То есть как только истекает срок, скажем так, действия диагностической карты, машина, попадающая под фото- и видеофиксацию, будет автоматически раз в сутки штрафоваться, точнее, владелец этой машины будет штрафоваться на 2 тысячи рублей - и так будет происходить до того момента, пока такая карта не появится, я правильно понимаю? У вас есть для этого электронная база и соответствующие информационные средства? ШИПОВ С. В. Очень важный вопрос, действительно, вся эта система должна работать на основании электронной базы. И ровно в этом и состоят основные изменения, которые вносятся в закон о техосмотре и будут обеспечивать работу системы, в том числе привлечение к административной ответственности. Да, вы правильно понимаете: если закончился срок действия карты техосмотра, нужно проходить новый техосмотр, пока он не пройден, система видеофиксации будет выявлять автомобиль с непройденным техосмотром и раз в сутки, если так и не будет получена карта техосмотра, владелец будет привлекаться к ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Савва Витальевич, законопроект, конечно, актуальный, но есть ряд вопросов. Первый вопрос: есть ли статистика, число ДТП, причиной которых послужило отсутствие технического осмотра транспортных средств? Второй вопрос: кто и как часто будет контролировать станции технического осмотра на предмет нарушений? И следующий вопрос: прошёл ли законопроект антикоррупционную экспертизу, ведь основная концепция законопроекта, как я понимаю, направлена на ужесточение контроля за деятельностью СТО и пресечение выдачи липовых диагностических карт? И последний вопрос: из чего исходили, когда повышали штрафы для водителей за непрохождение технического осмотра? По моему мнению, это только усилит коррупционную составляющую и к результату не приведёт, у нас получится как в известном афоризме: благими намерениями мы выложим дорожку в ад. ШИПОВ С. В. Михаил Сергеевич, как раз основная задача - сделать систему умной и принимать решения на основании данных, получаемых в автоматизированном режиме. Это в том числе ответ на риски, связанные с коррупционной составляющей, поскольку привлечение к ответственности будет происходить без участия чиновников, то есть видеофиксация правонарушений и затем уже составление протокола без непосредственного контакта с водителем. Что касается данных. Да, безусловно, все изменения основывались в том числе на статистике, связанной с ДТП. По данным ГИБДД, в связи с технической неисправностью транспортных средств с 2012 года наблюдается рост числа таких проблемных нарушений: в 2016 году было 5394, в 2017 году - 6455, аналогичным образом выросло число погибших и раненных в ДТП, связанных с неисправностью транспортных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, сейчас я спрошу, есть ли желающие выступить, но сначала давайте определимся по тому, что нам надо рассмотреть до завершения заседания: естественно, вот эти два законопроекта мы должны рассмотреть, потом у нас на фиксированное время 11-й вопрос вынесен, и убедительная просьба согласиться ещё рассмотреть 41-й вопрос и два законопроекта по сокращённой процедуре. Можно? Хорошо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е. Уважаемые коллеги, по моему мнению, эти две инициативы на первый взгляд полезны, но по большому счёту ничего не дадут. После того как техосмотры передали в ведение страховых компаний, у нас вся страна покупает эти диагностические карты в страховых компаниях, техосмотры никто не проходит, и даже новые статьи в УК вводить не надо, потому что у нас практически все автолюбители уже оказались под статьёй Уголовного кодекса о подделке документов, это использование заведомо подложных документов. Просто у нас правоохранительные органы этим не занимаются. Вот возбудили бы несколько дел, в СМИ показали бы это, и уже люди были бы поосторожнее, когда покупают диагностическую карту без техосмотра. Я полностью согласен с коллегой Шереметом, который сказал, что ни к чему это не приведёт. Выход только один - вернуть техосмотр в ГИБДД, пусть деньги за техосмотр получает бюджет, пусть получает государство, и качество техосмотра будет на порядок выше. У нас это уже было много десятилетий, не было с этим никаких проблем, но правительство почему-то жёстко стоит на том, чтобы это оставалось за страховыми компаниями. Коллеги, я призываю вас обратить внимание на эту ситуацию и, возможно, подготовить законопроект о возврате техосмотра в ГИБДД. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савва Витальевич, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. Нет желания? Нет. Вячеслав Иванович? Депутату Лысакову включите микрофон. ЛЫСАКОВ В. И. Я поддерживаю идею необходимости передачи функций оператора другим структурам, это может быть и ГАИ, это может быть и Минтранс, как в Белоруссии (там на базе крупных транспортных хозяйств проводят технический осмотр). Если не ошибаюсь, пятый созыв принял соответствующий закон, правда, непонятно, откуда взялись страховые компании, там речь шла о саморегулируемых организациях, и это, кстати, идеальный вариант, потому что СРО несёт коллективную ответственность за каждого члена своей ассоциации - и страховую, и финансовую ответственность. Я считаю, правильная идея - не ставить оператором страховые компании или Российский союз автостраховщиков, который с этим не справляется, а либо вернуть эти функции Госавтоинспекции, либо передать это в ведение Минтранса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 39-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 31 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", 40-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 59 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.