Заседание № 214
О проекте федерального закона № 529143-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования системы технического осмотра транспортных средств).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Данный проект федерального закона был принят во втором чтении 16 мая 2019 года. При дальнейшей работе над законопроектом возникла необходимость внести поправку, принятие которой не укладывалось в рамки возможности изменения в третьем чтении. Комитет предлагает вернуть законопроект к процедуре второго чтения, чтобы принять одну-единственную поправку. Её цель - исключить неопределённость в случае различия сведений диагностической карты в бумажном и электронном виде, преимущества будут иметь сведения в электронном виде. Поправка у вас имеется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Коллеги, внимание: сначала ставлю на голосование решение о возврате законопроекта к процедуре второго чтения. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 07 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принято. Про поправку Евгений Сергеевич уже рассказал. Есть ли вопросы по поправке? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, где одна поправка. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 37 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 01 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 48 чел.10,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Евгений Сергеевич, вы хотели перед этим что-то сказать? Прошу прощения. Сейчас мы проведём запись, но сначала докладчик скажет несколько слов. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, законопроект готов к принятию в третьем чтении, но хотел бы вот что пояснить. При рассмотрении законопроекта во втором чтении Алексей Владимирович задавал вопрос о поправках 9 и 10. Хочу сказать, что поправками действительно вносились предложения в один пункт, но они были разные, поэтому в конечном счёте там нет никаких повторений (это страница 5, поправки по пункту 23). Алексей Владимирович просто посмотрел в последнюю колонку, а надо было смотреть в предпоследнюю и на последнюю поправку, где текст был уже другой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Мы помним этот разговор. Давайте проведём запись на выступления по мотивам. Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет голосовать против принятия этого законопроекта, и вот почему. Мы, так же как и все, обеспокоены ситуацией с безопасностью на дорогах, и техосмотр действительно нужно проводить. Но если вы посмотрите статистику причин аварий, вы увидите, что процент аварий из-за неисправности транспортного средства гораздо ниже с учётом всего общего объёма причин, поэтому, на наш взгляд, на основании того, что, дескать, это может привести к аварии, вводить очень серьёзные дополнительные контрольные функции, которые могут повлечь за собой и удорожание услуг, и возникновение возможности давления на бизнес, ну и соответственно, увеличение коррупционной составляющей... Мы за это проголосовать не можем и предлагаем вам ещё раз над этим подумать. Я считаю, проблемы с безопасностью движения на дорогах, конечно, нужно решать, но не таким способом, чтобы каждый раз ещё какими-то дополнительными надзорными функциями наделять орган государственной власти. На наш взгляд, их и так сейчас предостаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Коллеги, ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 12 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 81 чел.18,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 211
О проекте федерального закона № 529143-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования системы технического осмотра транспортных средств).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв. Пожалуйста, Евгений Сергеевич. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона был принят в первом чтении Государственной Думой 13 декабря 2018 года. За время подготовки ко второму чтению в комитет поступило 220 поправок, из них 68 включено в таблицу № 1 и рекомендовано комитетом к принятию, 152 поправки рекомендуются к отклонению и включены в таблицу № 2. Комитет рекомендует принять данный законопроект во втором чтении. Прошу поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Коллеги, по таблице № 1 есть вопросы? Нет. Ставлю таблицу... Есть? Извините. Давайте проведём запись тогда. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня один вопрос: 9-я и 10-я поправки взаимоисключающие. Вы предлагаете утвердить предложение правительства... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минутку! 9-я и 10-я поправки - всё понятно. Коллеги, ставлю на голосование таблицу поправок № 1, за исключением поправок 9 и 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 33 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Теперь переходим к рассмотрению поправок 9 и 10. Включите микрофон депутату Куринному. КУРИННЫЙ А. В. В 9-й и 10-й поправках предлагается по-новому изложить пункт 23, причём в разных редакциях, но обе они рекомендованы к принятию. Какой же вариант мы в итоге принимаем, непонятно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич, поясните, пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С. Мы в законе оставляем одну фотофиксацию, видеофиксация, видеозапись не ведётся, и эта информация никуда не передаётся, потому что не будет единой автоматизированной системы. Для средств легкового транспорта (без пассажирского) - только фотофиксация, начало и конец прохождения техосмотра. А для пассажирского транспорта, если предприятие желает себе видеофиксацию, - пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обе поправки рекомендованы к принятию? МОСКВИЧЁВ Е. С. Они обе... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы сейчас не можем обсуждать это. Если вы поставили вопрос, заострили внимание, Евгений Сергеевич ещё раз посмотрит, и если он... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование поправку 9. Комитет предлагает её принять. Включите режим голосования. У нас других процедур нет, Алексей Владимирович. Если надо, они будут рассматривать к третьему чтению, попросят вернуть законопроект к процедуре второго чтения. Это же известная процедура. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 20 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принимается поправка 9. Ставлю на голосование поправку 10. Комитет предлагает её принять. Включите режим голосования. Евгений Сергеевич, вы обратите на это внимание: если надо, мы вернёмся к процедуре второго чтения. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 45 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принимается поправка. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Не вижу. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 16 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 11 чел.2,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Все поправки рассмотрены. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 41 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 82 чел.18,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 172
О проекте федерального закона № 529143-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования системы технического осмотра транспортных средств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Савва Витальевич Шипов. ШИПОВ С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Два дня назад вы приняли в первом чтении два законопроекта, "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", посвящённых одной проблеме - наведению порядка в сфере технического осмотра транспортных средств. Законопроект, который сейчас предлагается вашему вниманию, вносит изменения в закон "О техническом осмотре транспортных средств..." и также направлен на наведение порядка в этой области, на противодействие практике оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств. Напомню, что, к сожалению, ситуация здесь не очень хорошая, статистика разнится, но понятно, что действительно много таких случаев, когда реальный техосмотр транспортное средство не проходит. По данным ГИБДД, количество дорожно-транспортных происшествий в связи с технической неисправностью транспортных средств растёт. На основании этого предлагается ряд поправок. Остановлюсь на основных из них. Во-первых, вводится государственный надзор за соблюдением операторами технического осмотра правил проведения технического осмотра, надзор предлагается отнести к компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации. Во-вторых, вводится фотовидеофиксация процедуры технического осмотра транспортного средства, что позволит достоверно установить факт проведения технического осмотра. Соответствующие сведения будут являться неотъемлемой частью диагностической карты и станут доступны в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО). В-третьих, диагностическая карта будет формироваться в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью технического эксперта, осуществляющего процедуру технического диагностирования. С учётом завершения работы, которую сегодня проводит МВД России, по модернизации функционала информационной системы мы сможем эффективно противодействовать торговле данными для входа в эту информационную систему и оформления диагностических карт посредниками. Ещё одной мерой, направленной против незаконного выпуска диагностических карт, станет необходимость учёта оператором технического осмотра установленной пропускной способности пункта технического осмотра. Предусматривается порядок установления такой пропускной способности и недопустимость её превышения оператором более чем на 5 процентов. Законопроект также корректирует процедуры аккредитации операторов технического осмотра, делает их более чёткими, прозрачными, появляется обязанность выезда на место при аккредитации, хотя сейчас допускается аккредитация только по документам. Кроме того, вводятся требования к производственно-технической базе операторов технического осмотра, которые будут включать в себя не только требования к оборудованию, как сегодня, но и требования к помещениям, к процессам, ко всему, что касается проведения техосмотра. Также законопроект предусматривает дополнительные формы контроля за операторами технического осмотра со стороны Российского союза автостраховщиков. В целом законопроект направлен на то, чтобы усовершенствовать существующую систему, для этого предлагается использовать современные технологии, в первую очередь информационные технологии, которые позволят сделать процесс прохождения технического осмотра и процесс работы операторов технического осмотра прозрачными и подконтрольными государству. Рассчитываем на вашу поддержку. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Евгения Сергеевича Москвичёва. Пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по транспорту и строительству поддерживает данный проект федерального закона, хотя к нему имеется ряд существенных замечаний. На наш взгляд, в положении законопроекта, касающемся диагностической карты, приведена неконкретная, нечёткая формулировка, в связи с этим нет понимания, когда всё-таки будет считаться, что техосмотр пройден (когда диагностическая карта будет находиться в автоматизированной системе). Также мы считаем, что по передвижным диагностическим линиям надо посмотреть, какого они качества, как они сегодня сертифицированы и какие функции они будут выполнять. Это первое. Второе, что я хотел бы сказать. Сегодня нам приводят статистику, ту статистику, которой никогда не было у МВД России или ГАИ: когда техосмотр был у них, они почему-то статистику не вели, а как только техосмотр забрали - сразу нам показывают, что в несколько раз выросло число дорожно-транспортных происшествий в связи с технеисправностями. На наш взгляд, что касается законопроекта, надо посмотреть и всё-таки определиться: как рассчитывается статистика по ДТП и как фиксируется протокол. Также нам кажется, что общественной организации, Российскому союзу автостраховщиков, мы сегодня отдаём очень много функций по управлению определёнными процессами, мы считаем, что эти функции должны выполнять исполнительные органы государственной власти. По нашему мнению, министерство промышленности должно сертифицировать все станции, написать для них требования, и гражданин России будет понимать, как проводится техосмотр. Мы изучили опыт очень многих стран, почти в 50 процентах техосмотры не проходят. Но мы понимаем, что у нас сегодня есть требования к инфраструктуре, мы знаем, что у нас более 8 миллионов автотранспортных средств - это грузовые автомобили, автобусы и та техника, которая попадает в категорию городского электрического транспорта. Мы считаем, что в отношении профессионального транспорта, транспорта, с помощью которого осуществляют коммерческую деятельность, надо усилить меры. А что касается автотранспортных средств физических лиц (более 50 миллионов), надо посмотреть, чтобы мы не вернулись к 2011 году, к тому, как было в 2011 году, - к очередям по пять-семь дней, чтобы пройти технический осмотр. Уважаемые коллеги, моё предложение: поддержать данный законопроект, но отнестись к нему очень серьёзно и решить всё таким образом, чтобы транспорт, коммерческий или личный, который выходит на дороги общего пользования, был исправным. А для этого надо, чтобы сервисные станции соблюдали технические регламенты и регламент ТОиР и люди могли своевременно проходить техническое обслуживание транспортных средств. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Много вопросов. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Конечно, много вопросов. Хотелось бы у Саввы Витальевича уточнить: я понимаю, вы готовили законопроект, делали анализ - скажите, пожалуйста, как изменилась ситуация с возмещением затрат при авариях, то есть после передачи страховым компаниям? Я вам прямо скажу, что у меня резко возросло количество жалоб от лиц, попавших в эти аварии, - а что у вас? Скажите, пожалуйста. ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Мы анализировали информацию по авариям: количество аварий возросло. К сожалению, что касается того вопроса, который вы задали, у меня сейчас нет цифр, но мы готовы дополнительно это с коллегами отработать и представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Савве Витальевичу. Объективно на сегодняшний день база пунктов технического осмотра, особенно в отдалённых территориях, мягко скажем, никакая. Как вы планируете реализацию предлагаемого вами проекта федерального закона на тех территориях, где, собственно, сейчас не на чем даже создавать эти пункты? ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос. С учётом требований, которые уже сейчас установлены, оборудование должно быть, и поэтому странно, если в пунктах техосмотра такого оборудования нет. Это на самом деле свидетельствует о том, что они получили аккредитацию с нарушениями. В то же время мы понимаем, что после установления новых требований - пусть не таких критически важных, но то ничего не было, и вдруг всё должно появиться, - требований, связанных с фотовидеофиксацией, с дополнительным оборудованием, потребуется время для их выполнения, поэтому в законопроекте устанавливается переходный период - один год. Кроме того, чтобы снять риски, о которых вы говорили, мы очень много времени потратили на обсуждение этого законопроекта с представителями профессиональных сообществ, и соответствующая ассоциация подтвердила, что есть оборудование, есть вся необходимая инфраструктура и задача по усовершенствованию этого оборудования не является критически нерешаемой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кувшинова Наталья Сергеевна. КУВШИНОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Савва Витальевич, насколько принятие новых требований - фотовидеофиксация, электронные документы, новые требования к пунктам техосмотра - увеличит стоимость самого техосмотра? Просчитывало ли министерство? Будет ли это увеличение на 10-20 процентов или же в 2-3 раза для автомобилистов? ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос, Наталья Сергеевна. Нет, не приведёт к увеличению в 2-3 раза, совершенно точно. Мы обсуждали это с представителями профессиональных сообществ, и, по оценкам, удорожание незначительное. При этом я хотел бы обратить внимание уважаемых депутатов на то, что сейчас есть специальный механизм, ограничивающий стоимость технического осмотра, - специальная методика, которая утверждена, это полномочие Федеральной антимонопольной службы, кроме того, в рамках этой методики определяется предельная цена, и рамках этой предельной цены субъект Российской Федерации может установить уже предельную стоимость технического осмотра в субъекте. По нашим прогнозам, будет незначительное увеличение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Олег Алексеевич. НИКОЛАЕВ О. А. Уважаемый Савва Витальевич, вы в докладе говорили, что законом вводится государственный надзор за процессом технического осмотра, но при этом из текста законопроекта следует, что государственный надзор будет осуществляться только в виде внеплановых проверок по отношению к тем субъектам, которые будут проводить соответствующие мероприятия по техническому осмотру. Вопрос: а нельзя ли всё-таки рассмотреть вариант государственного надзора уже на стадии аккредитации этих пунктов технического осмотра, возможность соответствующего реального государственного надзора именно на начальном этапе процесса формирования реестра пунктов технического осмотра и контроля за их деятельностью? ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос. Дело в том, что вывод сотрудников Министерства внутренних дел на аккредитацию фактически будет означать дублирование функций, которые будут осуществлять РСА и МВД. На наш взгляд, здесь нецелесообразно тотальное совмещение полномочий двух организаций. В то же время у МВД будет возможность проведения внеплановых проверок, линейка для проведения таких проверок, основания для их проведения достаточно широкие, при необходимости можно будет устанавливать дополнительные условия проведения таких проверок. Мы считаем, что те законодательные изменения, которые предполагаются по процедуре аккредитации, увеличивают требования, с одной стороны, к аккредитующей организации, с другой - к аккредитуемой. Считаем, что перевод этих процессов, их фиксация, в том числе в электронных системах, и подписание всех документов электронными подписями будут способствовать тому, чтобы система избавилась от нарушений и от тех болезней, которые, к сожалению, сейчас имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шилков Данил Евгеньевич. ШИЛКОВ Д. Е., фракция ЛДПР. Савва Витальевич, у меня такой вопрос: какие требования будут к процедуре фотовидеофиксации? Это будут стационарные камеры или оператор техосмотра самостоятельно будет вести съёмку? Если стационарные, то за чей счёт они будут устанавливаться? ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос. Будут устанавливаться за счёт операторов технического осмотра, при этом они будут подключены к сети Интернет, данные с этих камер будут загружаться на "облако", в этом "облаке" храниться, и уже эта система хранения данных будет формироваться за счёт бюджетных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Савва Витальевич, мы понимаем, что сегодня автостраховщики уже наделены многими полномочиями и, конечно, не всегда их деятельность вызывает одобрение у граждан страны, но сейчас предлагается наделить их ещё большими полномочиями: требования устранять выявленные нарушения, решения, кому приостановить, возобновить или продлить аккредитацию на осуществление деятельности. Не слишком ли большими полномочиями мы наделяем сегодня профессиональные объединения страховщиков, позволяя им выносить требования операторам техосмотра? И поясните, пожалуйста, что это за требования, есть ли на данный законопроект заключение ФАС и каково их мнение по этому поводу, чтобы действительно конкуренция на рынке у нас сохранилась? ШИПОВ С. В. Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо за вопрос. Дело в том, что сейчас по факту страховщики обладают этими полномочиями, просто они надлежащим образом законодательно не прописаны, и из-за этого возникают серые зоны. Фактически закон делает прозрачными и открытыми те процедуры, которые и сейчас существуют. Более того, я бы сказал, что полномочия страховщиков сокращаются, потому что сейчас у Министерства внутренних дел нет полномочий контролировать пункты техосмотра, этим занимаются только страховщики, а теперь у МВД эти полномочия появятся. Так что здесь, скорее, обратный процесс идёт. И конечно же, мы согласовали законопроект со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с антимонопольной службой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Быков Олег Петрович. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Савва Витальевич, в своём выступлении вы отметили рост числа дорожно-транспортных происшествий, обусловленных технической неисправностью транспортных средств. При этом вы обозначили, что такие статистические данные разнятся, упомянув о статистике ГИБДД. Всё-таки можете привести пример, о каких цифрах идёт речь в данном случае? ШИПОВ С. В. Спасибо большое за вопрос. В 2016 году - 5394 дорожно-транспортных происшествия, в 2017 году - 6455 дорожно-транспортных происшествий. Вот это цифры за последние два года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мищеряков Юрий Николаевич. МИЩЕРЯКОВ Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Савва Витальевич, сегодня полномочия по определению базовой стоимости проведения технического осмотра возложены на субъекты Федерации. Вы в проекте закона предлагаете передать их на уровень Федерации. Скажите, пожалуйста, не лишит ли это субъекты Федерации вообще интереса к участию в этом процессе? ШИПОВ С. В. Уважаемый Юрий Николаевич, наверное, я неудачно высказался. Не меняется система - и сейчас уже есть возможность на федеральном уровне установить методику, и она установлена приказом соответствующей службы. Но в рамках этой методики полномочия устанавливать предельную стоимость так и остаются у регионов, с этой точки зрения система не меняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марков Андрей Павлович. МАРКОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Савва Витальевич, у меня вопрос такого рода. Вызывает удивление, что нужно проходить техосмотр, получать диагностическую карту, если транспортное средство обслуживается в авторизованном дилерском сервисном центре на высокопрофессиональном уровне. Есть подтверждение, что там проведён техосмотр, - существуют чеки, видеозапись и прочее. Возможно ли включение сервисных центров различных дилеров разных марок в базу и тем самым избавление граждан от необходимости прохождения дополнительного техосмотра для получения ОСАГО? ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос. Я, честно говоря, не вижу никаких препятствий для того, чтобы организации, которые занимаются этой деятельностью, также могли в установленном порядке пройти аккредитацию, если они посчитают это целесообразным для себя. Я не вижу в этом проблемы. Другое дело, что это должно быть их решение, для них это действительно должно иметь смысл, быть выгодным. Понятно, что это всё-таки специальная профессиональная деятельность, всё зависит от объёма. Новые машины, мы с вами понимаем, освобождены от прохождения технического осмотра, и с этой точки зрения, может быть, невыгодно тем, кто работает с новыми автомобилями, такую аккредитацию получать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Савва Витальевич, у меня вопрос по обязательной фотовидеофиксации - сколько она должна храниться, где и за чей счёт? Вы ответили, что будет оператор, будет "облако" и делаться это будет за счёт бюджетных средств. Согласно финансово-экономическому обоснованию дополнительных средств не потребуется, это будет в рамках тех ассигнований, которые уже предусмотрены. У меня вопрос такой: можете назвать хотя бы примерные цифры в рамках этих ассигнований, во сколько всё-таки это будет обходиться бюджету? ШИПОВ С. В. Ну, я обращаю внимание на то, что здесь всё ещё будет зависеть от подзаконных актов и конкретных требований. Предварительная, примерная цифра - 20 миллионов рублей на инфраструктуру для хранения данных, но всё равно это будет анализироваться с точки зрения ведомственных расходов. Есть установленная процедура, и уже сейчас у МВД есть система, доработку которой они финансируют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже вопрос к Савве Витальевичу. Савва Витальевич, почему же тогда просто не отказаться от техосмотра личных автомобилей, которые не используются в коммерческих целях? Есть такая практика во многих странах. В принципе вклад, скажем так, неисправности в аварийность небольшой. Не факт, что даже вот эти драконовские меры, которые сегодня пытаются применить, повлияют на аварийность, потому что во многих авариях, которые формально, по вашей статистике, произошли по причине неисправности, участвовали автомобили, никогда никем не проверявшиеся, они иногда даже на учёте не стоят. Если их вычеркнуть, я думаю, там вообще на уровне статистической погрешности будет вклад в аварийность именно неисправности. ШИПОВ С. В. Уважаемый Алексей Владимирович, ну, эта тема была предметом профессиональной дискуссии, в том числе и с нашими коллегами из Министерства транспорта, из Министерства внутренних дел, мы изучали международный опыт и всё-таки пришли к выводу, что это влияет на аварийность, влияет на безопасность, и с этой точки зрения общее мнение такое: отказаться сейчас от процедуры технического осмотра мы не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, вот представитель правительства, отвечая на вопрос кого-то из депутатов - извините, не запомнил кого именно, - не повысятся ли цены в 2-3 раза, сказал: "Нет, не повысятся, мы этот вопрос обсуждали с профессиональным сообществом". Радость-то какая, всё, можно закончить обсуждение и проголосовать! Да, на 200, 300 процентов цены не взлетят, а если на 100 процентов взлетят, что, легче гражданам будет? Уважаемые коллеги, техосмотр - я думаю, все в принципе себе прекрасно представляют, что это такое, - это тема, которую мы с вами обсуждаем уже много лет: то вводим его, то отменяем, то выдумываем какие-то схемы, которые превращаются в профанацию, как сейчас, когда никто этот техосмотр не проходит. Давайте ещё раз подумаем над тем, какая у нас цель, для чего вообще всё это происходит. Наша цель - сделать так, чтобы наши граждане не разбивались на дорогах в автомобильных авариях из-за того, что автомобили пришли в негодность. Прочитайте, пожалуйста, Правила дорожного движения: существует огромный перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. Раз в год мы обязываем наших граждан приехать на станцию техосмотра и за деньги пройти что? Тормоза у них проверят, выхлоп у них проверят, работают ли световые и звуковые приборы, проверят дворники, ну, стеклоочистители - и всё. Скажите мне, пожалуйста, где гарантия, что после прохождения этого техосмотра не лопнет тормозной шланг? Где гарантия? Никакой гарантии. Они там что, проверяют материалы на усталость? Где гарантия, что рулевое управление точно так же не лопнет, не откажет во время наезда на очередную кочку? Зачем тогда, спрашивается, гражданам тратить на это средства? Я абсолютно согласен с комитетом, который сказал, что это лукавая статистика. Я не помню таких... Знаете, раньше, когда мы ездили по дорогам, было полно ржавых, так скажем, старых автомобилей, они стояли с поднятыми капотами из-за различных неисправностей, сейчас, когда еду по трассе, я этого практически не вижу. У нас, слава богу, более-менее обновился автотранспортный парк. Так что заставлять граждан ещё раз платить за что-то, что, извините, как мёртвому припарка, - это глупость, самое что ни на есть глупое. И я считаю, что мы не должны опять за счёт граждан наполнять бюджет тех, кто вложился в какие-то центры и теперь разными путями пытается вернуть себе вложенные средства, получить доходы. У меня машине в следующем году, в феврале, будет 20 лет. Вот она у меня, тьфу-тьфу-тьфу, в очень хорошем состоянии, потому что я за ней слежу, но раз в год, поскольку уже разленился, я приезжаю в техцентр, и мне там меняют масло, доливают различные жидкости. Я всё это сам могу делать, но основная масса населения уже не знает, как, так скажем, разбортировать и забортировать колесо, хотя раньше это умел каждый автолюбитель. Вот пусть раз в год приезжают на станцию техобслуживания, где им поменяют масло, дольют различные жидкости, проверят тормозные колодки, а работу стеклоочистителей, я даже не знаю, не стоит, наверное, проверять. Вот за это гражданин может и должен платить деньги - за то, что у него автомобиль будет в порядке, на год этого хватит, а платить за то, что завтра может поломаться, - это абсолютный нонсенс. Я предлагаю этот законопроект не поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, Сергей Владимирович уже многие доводы, которые я хотел привести в выступлении, здесь привёл, и всё-таки, возвращаясь к последствиям принятия данного законопроекта, спросим: к чему он приведёт? В части того, что нашим избирателям станет гораздо дороже обходиться технический осмотр, - я думаю, ни у кого по этому поводу иллюзий нет, может быть, не в 2 и не в 3 раза, но в полтора как минимум. Потому что вся система видеофиксации, вся система хранения этих данных, вся система дополнительного комплектования этих технических центров, слежения, контроля, который будет теперь двойным, - РСА будет приходить, с одной стороны, ГИБДД будет приходить, с другой стороны... Это к вопросу о коррупции, которая возникнет вновь на этом самом этапе. Наши граждане будут платить больше, а изменится ли аварийность, никто сказать не может, потому что данные о 5,5 тысячи и 6,5 тысячи, мягко говоря, далеки от достоверности, поскольку сейчас аварии, или ДТП, связанные с техническими неисправностями, по данным экспертов, составляют 0,35-0,36 процента от количества всех ДТП. Вдумайтесь в это! Далее, что касается опыта многих стран, в том числе и наших ближайших соседей, - они отказались от проведения обязательного технического осмотра для личных автомобилей по нескольким причинам, о которых уже сегодня говорили. Первая - это формальный подход: раз в год и никто не гарантирует, что будет в течение года с этим автомобилем, как он будет дальше работать. Мы говорим про это чётко. Второй момент, безусловно, экономический: желание вот этих организаций самого разного рода заработать и вытеснить своих конкурентов. И третья - я думаю, сейчас мало таких идиотов, которые захотят ездить на неисправной машине, рискуя и своими собственными здоровьем и жизнью, и здоровьем и жизнью своих родственников. Для такой большой страны, как наша, нормы, предлагаемые в нынешнем законопроекте, ужесточающие требования по прохождению ТО, во многих местах окажутся невыполнимыми, во многих местах приведут к формированию этих самых очередей, о которых мы говорили в 2011 году, и, самое главное, значительно повысят стоимость самого технического осмотра, не имеющего, по большому счёту, никакого смысла для личного автотранспорта. Для коммерческого автотранспорта, для автомобилей, которые осуществляют перевозку пассажиров, которые осуществляют перевозку грузов, эта процедура, безусловно, должна быть сохранена, а для граждан, для наших самых простых избирателей, для этих 50 миллионов человек, достаточно будет просто ужесточить административную ответственность за управление неисправным автомобилем. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы весь этот вал, весь этот процесс сегодня пустить в нормальное, цивилизованное русло... Я прошу добавить немного времени, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. ...чтобы не раздувать затраты граждан, с одной стороны, а с другой - не провоцировать усиление коррупции, которое, безусловно, произойдёт в связи с этой хитрой схемой определения ГИБДД особых условий, закрепления количества автомобилей, которые могут пройти в единицу времени через этот пункт, записи всего этого на какие-то технические носители... Это всё лишено какого-либо смысла, полностью смысла лишено. Огромные усилия, миллиарды рублей, которые будут тратить наши с вами избиратели только для того, чтобы на этом хорошо жили отдельные автоцентры или технические станции, чтобы на этом хорошо жили коррупционеры всех мастей, включая ГИБДД, где, к сожалению, периодически такие случаи вскрываются, и РСА, который в этом же заинтересован. В проигрыше оказываются только граждане. Предложения от фракции КПРФ: полностью отменить процедуру технического осмотра для личных автомобилей, которые не используются в коммерческих целях, а для всех остальных, безусловно, её сохранить; ужесточить административную ответственность, а возможно, и уголовную, за управление автотранспортом в неисправном состоянии, чтобы автовладельцев, собственников стимулировать к управлению именно хорошим, исправным автотранспортом. Ну и третье предложение, которое сегодня было: в рамках тех ТО, которые регулярно наши автомобили проходят, обязать, рекомендовать проводить вот эту диагностику основных узловых частей автомобиля - тормозной системы, рулевого управления, ведь так или иначе, но раз в год для замены масла, для каких-то иных работ мы (я имею в виду автовладельцев) загоняем свои автомобили на эти технические станции. И то, что они и так порой делают, то есть осматривают все узлы, критические узлы автомобиля, и фиксируют это у себя, можно делать без особых дополнительных затрат со стороны наших граждан. Фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николаев Олег Алексеевич. НИКОЛАЕВ О. А. Уважаемые коллеги, сегодня технический осмотр требует серьёзной корректировки, это ни у кого не вызывает сомнения. Конечно же, главная проблема в том, что технический осмотр сейчас не достигает, на взгляд многих экспертов, самой главной цели, а самая главная цель не оценка соответствия, а прежде всего ограничение эксплуатации транспортных средств, не соответствующих установленным требованиям конструкции и (или) технического состояния, в целях снижения риска нанесения ущерба жизни, здоровью граждан, имуществу, а также окружающей среде. О принуждении владельцев транспортных средств к добросовестному выполнению обязанностей по содержанию и эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии в принципе очень хорошо говорил Сергей Владимирович. Кстати, достаточно слаженная схема работала в советское время, когда был государственный технический осмотр. В алгоритм был заложен механизм, который предполагал четыре этапа: прежде всего первичная сертификация транспортного средства при выпуске, дальше допуск транспортного средства к движению, то есть к эксплуатации, через идентификацию паспортных данных транспортного средства, затем периодический технический осмотр транспортного средства в соответствии с его классом, то есть учитывалась специфика использования, ну и, конечно же, в случае серьёзных отклонений от требований технической безопасности была предусмотрена возможность запрета эксплуатации данного транспортного средства по назначению. Мы знаем, что сегодня, к сожалению, технический осмотр стал средством для того, чтобы получить полис ОСАГО и дальше эксплуатировать автомобиль. Очевидно, что такая ситуация никого не может устраивать. И самое главное тем не менее, хотя статистика, как мы говорили, лукавая, неудовлетворительное техническое состояние особенно коммерческого транспорта, грузового транспорта, транспорта, который перевозит пассажиров... Выступление от фракции - добавьте мне тоже, пожалуйста, чуть-чуть времени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. НИКОЛАЕВ О. А. ...может привести к серьёзному ущербу как здоровью, так и окружающей среде. В связи с этим мы должны принять все меры, чтобы обеспечить последовательный недопуск к эксплуатации опасного транспорта. На мой взгляд, ровно об этом говорил президент в своём послании. Приведу цитату: "И конечно, наша важнейшая задача - повысить безопасность на дорогах, до минимума снизить смертность в результате ДТП". Президент в своём послании говорил прежде всего о строительстве дорог, о том, что надо строить дороги, которые соответствуют современным стандартам, и многое другое, но очевидно, что в целях снижения количества ДТП и уровня смертности в результате ДТП нам надо принять все меры, то чтобы транспорт выходил на дороги в исправном состоянии, а если он не исправен, чтобы он, соответственно, не мог... У государства, у надзорных органов должны быть возможности ограничить его эксплуатацию. На наш взгляд, данный законопроект не позволяет реализовать указанные задачи, достичь поставленных целей. Кроме того, о многих факторах повышения стоимости техосмотра говорили коллеги, ранее выступавшие. В связи со всем сказанным фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я уточню позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": мы будем голосовать против представленного законопроекта. Мы согласны с прозвучавшей уже не раз при обсуждении этого законопроекта позицией: есть намерение, желание внести законопроект об отмене техосмотра легковых автомобилей, не используемых по коммерческому назначению, для физических лиц. Этот законопроект очень простой, он нами подготовлен, но мы хотим сделать это не только от имени фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - давайте объединим усилия и подготовим законопроект силами представителей разных фракций, я уверен, что такие депутаты есть в каждой фракции. Теперь аргументация. Я продолжу в дополнение к тому, что уже было сказано. Образно представьте 50 миллионов человеко-часов, необходимых для того, чтобы провести техосмотр, выписать соответствующие документы. Сколько времени, сколько людей, сколько энергии! Давайте направим её на другое, не менее, а более важное направление - на обеспечение безопасного движения, на минимизацию потерь. Давайте будем проводить техосмотр дорог, транспортной инфраструктуры - представьте, какие будут результаты! Наверное, эти результаты не будут устраивать прежде всего представителей власти всех уровней. Работу по исправлению недопустимого состояния дорог не хочется кому-то начинать, а это главное, уважаемое правительство! Представим себе другую ситуацию. Вот идёт гражданин по улице, его останавливает проверяющий с жезлом и говорит: послушай, у тебя ботиночки не те, у них плохое сцепление с почвой, у тебя лёгкая одежда и, вообще, ты без шапки - ты не прошёл ТО. Ну представляете себе? Вот почему правительству не развить такие же предложения и не наказывать, не требовать с граждан быть ответственными в том числе за собственные здоровье и жизнь? Это вот где-то рядом. Уважаемое правительство, для того чтобы граждане более тщательно могли следить за состоянием автомобиля, за своими одеждой и обувью, давайте придумаем и решим наконец, на какие средства это может и должно осуществляться. И чтобы не нарушали чрезмерно, конечно, ответственность за совершение ДТП на автомобиле, не соответствующем требованиям, должна быть повышена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик, завершающее слово? Содокладчик? Депутату Москвичёву включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что фотофиксация, видеозапись и ведение реестра и единой автоматизированной системы, считаю, должны вестись на деньги, которые владельцы заплатили по ОСАГО. Деньги в резерве есть у эрсэашников, они должны устанавливать это за свои деньги, там миллиарды рублей, которые непонятно как используются Российским союзом автостраховщиков, так что никакие расходы не должны ложиться на плечи владельцев автомобилей и стоимость увеличиваться не должна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 39. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 52 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 103 чел.22,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.