Заседание № 128

04.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 528905-6 "О внесении изменений в статью 130 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части установления тарифной ставки первого разряда, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада) работника, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не ниже минимального размера оплаты труда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4733 по 5127 из 8170
Пункт 35, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 130         
Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы   
Валерия Фёдоровича Рашкина.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, целью данного законопроекта является приведение отдельных    
норм Трудового кодекса Российской Федерации в соответствие с нашей              
Конституцией и международными договорами в сфере социальных прав человека,      
ратифицированными нашим государством. Конституция Российской Федерации          
провозглашает, что Россия - социальное государство, политика которого           
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное      
развитие человека. В Российской Федерации наряду с другими социальными          
гарантиями устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.     
                                                                                
В современных условиях интересы работодателя в большей степени направлены на    
повышение прибыльности своих организаций, чего крайне сложно достичь, не        
нарушая материальные интересы работников. В настоящее время работодатели        
самостоятельно определяют размер оплаты труда (размер ставок, окладов) и        
стимулирующих выплат, чаще всего приходят к договорному регулированию           
заработной платы. Поскольку стимулирующая часть зарплаты в отличие от           
компенсационной появляется только по воле работодателя, последний, если хочет   
повысить эффективность работников через стимулирование, никогда не будет        
выплачивать им зарплату в размере минимального размера оплаты труда.            
                                                                                
Несмотря на то что в соответствии с частью второй статьи 57 Трудового кодекса   
в трудовой договор обязательно должны быть включены условия оплаты труда, в     
том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника,    
доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, на практике часто встречаются        
случаи, когда в трудовом договоре прописывается только оклад, причём в          
минимальном размере заработной платы. Выплаты к зарплате осуществляются в       
виде надбавок, доплат, премий по приказу - в этом случае при возникновении      
кризисной ситуации в организации, что сейчас мы наблюдаем очень часто,          
учитывая кризис в Российской Федерации в экономике, работодатель продолжит      
выплачивать только оклад по трудовому договору, его больше ничего не            
ограничивает.                                                                   
                                                                                
Сложившийся в стране порядок получения доходов породил нищенский уровень        
реальной заработной платы не только в бюджетной, но и во внебюджетной сфере,    
а также критически высокую её дифференциацию, доходящую до 60 и более раз. По   
данным Росстата, заработная плата отдельных руководителей федеральных           
государственных учреждений более чем в 10 раз превышает заработную плату        
работников - основного персонала этих учреждений. Как следует из                
многочисленных коллективных обращений граждан (есть во всех комитетах и у       
всех депутатов) из региональных социальных учреждений, с введением новой        
оплаты труда в бюджетной сфере дифференциация зарплаты работников и             
администрации увеличилась в 20 и более раз. При такой дифференциации зарплат    
сложно обеспечить достойное человека существование для него самого и для        
членов его семьи. По расчётам Минэкономразвития, в России в 2014 году уровень   
бедности в стране составил 12,5 процента, или почти 18 миллионов человек, от    
общей численности населения. Сейчас он значительно выше, и с каждым годом       
увеличивается количество бедных.                                                
                                                                                
В соответствии с нормами внесённого дополнения в статью 130 Трудового кодекса   
Российской Федерации обеспечивается выполнение требований Конституции России    
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие        
человека, взятых обязательств, декларируемых Международным пактом об            
экономических, социальных и культурных правах на право каждого на               
вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся как минимум справедливую         
заработную плату, а также реализация майских указов Президента Российской       
Федерации. Кроме того, принятие данного законопроекта позволит                  
Минэкономразвития исключить из перечня разрабатываемых показателей              
социально-экономического развития позорный для нашей страны показатель -        
уровень бедности.                                                               
                                                                                
С учётом изложенного предлагается рассмотреть данный законопроект, принять      
его в первом чтении, если будут какие-то поправки и дополнения, во втором и в   
третьем чтениях его доработать.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён ещё в    
2014 году. Этим законопроектом предлагается внести изменения в статью 130       
Трудового кодекса, установив размер тарифной ставки первого разряда не ниже     
минимального размера оплаты труда.                                              
                                                                                
Обоснования указанного предложения, приведённые авторами в пояснительной        
записке, могут быть представлены в виде трёх тезисов: во-первых, необходимо     
обеспечить выполнение требований Конституции Российской Федерации и             
международных пактов на право каждого на справедливое вознаграждение;           
во-вторых, нищенский уровень реальной заработной платы в стране; в-третьих,     
критически высокая дифференциация между заработной платой руководителей и       
работников учреждений и организаций.                                            
                                                                                
Необходимо отметить, что в целях снижения дифференциации заработной платы       
руководителей и работников Государственной Думой после 2014 года принято        
много дополнений в трудовое законодательство, я не буду подробно на этом        
останавливаться. В частности, закон о внесении изменений в Трудовой кодекс      
установил резкие ограничения в бюджетной сфере, которые касаются                
муниципальных, государственных учреждений, унитарных предприятий,               
государственных внебюджетных фондов. Аналогичная работа, которую организует     
правительство, проводится и в частных организациях.                             
                                                                                
С целью повышения общего уровня оплаты труда в стране Государственной Думой     
регулярно после 2014 года принимались законы, направленные на повышение МРОТ,   
даже в условиях кризиса; с 1 мая минимальный размер оплаты труда равен          
прожиточному минимуму.                                                          
                                                                                
Утверждённые Российской трёхсторонней комиссией по регулированию                
социально-трудовых отношений единые рекомендации по установлению на             
федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников      
включают положения о необходимости увеличения доли окладов в структуре          
заработной платы в сфере здравоохранения, образования и культуры. В то же       
время не до конца остаётся решённой проблема с соотношением МРОТ, размеров      
окладов и отдельных составных частей заработной платы, а именно: выплат         
компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда, в   
особых климатических условиях, хотя на эту тему есть решение Конституционного   
Суда и в настоящее время готовятся поправки в действующее законодательство.     
                                                                                
Увеличение размера тарифной ставки первого разряда потребует, безусловно,       
дополнительных расходов из бюджетов всех уровней, однако в законопроекте - в    
нарушение пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса - не содержится норм,           
определяющих порядок и источник исполнения дополнительных расходных             
обязательств Российской Федерации по его реализации.                            
                                                                                
Результаты рассмотрения законопроекта органами государственной власти           
следующие: от одного органа государственной власти получен положительный        
отзыв, от нескольких органов - отрицательный, мнение остальных считается        
невыраженным. Правительство не поддерживает представленный законопроект,        
комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию       
предлагаемого законопроекта, и стороны РТК, представляющие общероссийские       
объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, не           
поддерживают данный проект федерального закона.                                 
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
предлагает Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы?                                                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Михаил Васильевич, вы знаете, то, что у нас происходит с заработной   
платой - ставка или оклад совсем такие малюсенькие, потом что-то набавляют,     
что-то прибавляют, вот премии, - это, конечно, лукавство. Скажите,              
пожалуйста, вот мы же сейчас сравняли прожиточный минимум и минимальную         
зарплату, тогда начальная ставка, что, вообще придуманная, взята из головы?     
Это не минималка, не прожиточный минимум - они же у нас сейчас одинаковые.      
Вот скажите, как устанавливается оклад? Что, чиновник сидит придумывает, так    
получается?                                                                     
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Спасибо за ваш вопрос. Вы действительно задали очень            
своевременный вопрос и по существу. Государство в значительной степени          
отстранилось от влияния на решение этих проблем: отстранена Единая тарифная     
сетка, около 60 процентов работников работают по бестарифной системе, -         
поэтому, безусловно, с моей точки зрения, мы должны иметь какие-то общие        
подходы для регулирования этих вопросов.                                        
                                                                                
И кстати, Конституционный Суд, отталкиваясь от сложившейся практики в           
социальном партнёрстве, рекомендует вернуться к решению проблемы с тарифной     
ставкой первого разряда, но нельзя не отметить неподготовленность данного       
законопроекта, хотя нельзя в этом упрекать, поскольку это был 2014 год, после   
которого произошло много позитивных изменений. Но всё-таки одно дело - ставка   
первого разряда в бюджетной сфере и совершенно другое дело - тарифная ставка    
первого разряда, например, в металлургии: существуют 8-разрядные сетки,         
6-разрядные сетки, 18-разрядные сетки в реальной жизни. И конечно, как мне      
представляется, здесь я с вами согласен, государство должно активнее влиять     
на эти процессы, а не ограничиваться только лишь МРОТ.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.                                   
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Михаил Васильевич, дело в том, что тарифные соглашения всё-таки       
есть, в бюджетной сфере в частности, там оклады устанавливаются, например       
оклад рабочего по обслуживанию зданий и сооружений образовательной              
организации... ну, в разных регионах по-разному - от 3,5 до 5 тысяч рублей. И   
если мы возьмём сам оклад и те обязанности, которые должен выполнять этот       
человек, то получатся совсем несопоставимые вещи, потому что за прожиточный     
минимум или минимальный размер оплаты труда человек должен выполнять            
несколько функциональных обязанностей при вот таких размерах должностного       
оклада. Иногда бывает, что до пяти раз увеличены его должностные обязанности.   
Как он может вообще качественно их выполнять?                                   
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Я не могу не согласиться с вами в том, что переменная часть в   
заработной плате довольно большая, и это, в общем-то, ставит человека в         
весьма зависимое положение от работодателя. Именно на ликвидацию этой           
проблемы направлен данный законопроект, но в нём не учитываются все аспекты.    
Сейчас в Академии труда и социальных отношений, в российской трёхсторонней      
комиссии ведётся большая работа по сведению всех этих показателей с учётом      
рекомендаций последнего решения в этой области Конституционного Суда,           
касающихся северян. Вот, например, в металлургии мы про первый разряд не        
пишем, потому что разные предприятия по-разному регулируют, мы ограничиваем     
таким образом: никто в металлургии не должен получать заработную плату ниже     
1,5 прожиточного минимума. Но я согласен с вами, и, ещё раз подчёркиваю,        
работа ведётся над тем, что должна быть более весомой постоянная часть.         
                                                                                
Я вам процитировал - в заключении комитета написано, что в рекомендациях        
российской трёхсторонней комиссии на 2018 год говорится о необходимости         
повысить базовую часть в заработной плате работников в культуре, в медицине,    
в образовании. Нужны конкретные цифры, а не лозунги, я согласен.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить?                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.                                             
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Уважаемые коллеги, дело в том, что на самом деле есть очень         
серьёзные проблемы в части оплаты труда, потому что действительно приходится    
руководителям предприятий - вот я работала руководителем бюджетной              
организации - в буквальном смысле изворачиваться в том плане, что даже если     
очень низкий оклад, то функциональными обязанностями человека, который,         
предположим, занимается обслуживанием тех же зданий и сооружений                
образовательной организации или работает в школьной столовой, санитаром в       
больнице (вот именно такие должности), приходится нагружать, особенно в         
рамках оптимизации, проводимой в бюджетной сфере, то есть заработная плата та   
же, а круг дополнительных обязанностей довольно серьёзный. Это приводит, как    
правило, к низкому качеству выполнения работы человеком, потому что предел      
человеческих возможностей всё-таки имеется. И естественно, если мы              
минимальный размер оплаты труда сравняли с прожиточным минимумом, то мы         
должны чётко понимать, что такой оклад на сегодняшний день просто-напросто      
включает потогонную систему для работника любой отрасли, и не только в          
бюджетной сфере. Я думаю, что в данном случае нам необходимо быстрее, в         
ускоренном режиме этот вопрос решить.                                           
                                                                                
Я не понимаю, почему нельзя сегодня принять этот законопроект, ведь между       
первым и вторым чтениями можно согласовать, устранить какие-то несогласования   
в этом законопроекте и всё-таки довести это до логического завершения, потому   
что в противном случае... Очень много обращений руководителей в том числе и     
бюджетных организаций, в которых говорится, что так работать больше просто      
нельзя, потому что у людей действительно заканчивается предел... достигнут      
предел прочности в том числе и здоровья.                                        
                                                                                
Я прошу вас поддержать этот законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кабанова Валентина Викторовна.                                                  
                                                                                
КАБАНОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик и содокладчик в    
своих выступлениях привели аргументы за принятие или отклонение данного         
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Совсем недавно мы приняли закон, который гарантирует минимальный размер         
оплаты труда на уровне прожиточного минимума, и представители разных фракций,   
выступая с этой трибуны, приводили примеры, что во многих регионах уже сейчас   
имеются трудности в выполнении данного закона, который был нами здесь принят.   
Сегодня, когда идёт обсуждение этого законопроекта о повышении заработной       
платы, который внесён четыре года назад, я уверена, что в этом зале нет таких   
депутатов, которые были бы против принятия законов о повышении заработной       
платы (это делается в том числе и во исполнение указа президента по             
ликвидации бедности). Но сначала мы должны добиться исполнения тех законов,     
которые уже приняты, и именно над этим мы должны работать - чтобы во всех       
регионах был выполнен закон, который мы приняли, о минимальном размере оплаты   
труда, а уже дальше, о чём говорил в своём содокладе Михаил Васильевич          
Тарасенко, работать над искоренением того, что имеется у нас негативного в      
системе оплаты труда.                                                           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает отклонить данный законопроект и объединить   
усилия в деле разрешения проблем, волнующих и нас, и людей, которые работают    
в Российской Федерации.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Разделяю тревогу Веры Анатольевны и авторов законопроекта, но   
хотел бы поддержать Михаила Васильевича. Действительно, десять лет бились за    
то, чтобы довести наконец МРОТ до уровня прожиточного минимума, и сделали       
это. Но вопрос с заработными платами, конечно, стоит очень остро, потому что    
в Трудовом кодексе, если несведущий человек почитает, там чёрт ногу сломит,     
как эта заработная плата начисляется и на что влияют тарифные сетки,            
отраслевые соглашения и коллективные договоры.                                  
                                                                                
Здесь вопрос в том, что нам действительно о заработной плате вообще нужно       
думать. И наверное, если у нас профсоюзы невозможно создать... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Если у нас не получается законом создать профсоюзы, первички    
в организациях и учреждениях, то, может быть, просто сделать обязательным       
коллективный договор, в котором хотя бы ту часть, премию... а именно это        
основная проблема, потому что у нас премиальная составляющая в зарплате во      
многих случаях достигает 80 процентов. Вот этот вопрос как-то урегулировать     
нужно. Как это сделать - другой вопрос. Может быть, так же, как создали         
рабочую группу по МРОТ, создать рабочую группу при комитете и по заработной     
плате.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик?                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, я ещё раз хочу сказать, что очень благодарен    
за то, что мы рассматриваем данный законопроект и есть мнения. И Михаил         
Васильевич, и Валентина Викторовна согласились с тем, что эта проблема очень    
острая и её надо решать, и на заседании комитета обсуждали. Большое спасибо,    
что есть такая проблема в повестке.                                             
                                                                                
Мы подготовили вариант, который, на наш взгляд, можно было бы принять в         
первом чтении, а во втором чтении доработать, то есть пойти по пути, которым    
мы уже проходили в Государственной Думе, он понятен и естественен. Дальше       
загонять в угол этот вопрос просто преступно, я считаю. Рано или поздно он      
будет не просто высвечен - есть решение Конституционного Суда, есть             
разъяснение, - на всех мероприятиях, где подписывается трёхсторонний договор,   
этот вопрос встаёт; на всех предприятиях, во всех отраслях, везде его ставят    
и тычут в нас пальцем, мол, извините, депутаты никак не могут поработать над    
законопроектами. И комитет работает, и мы подготовили данный законопроект.      
                                                                                
Мы часто ссылаемся на западную практику, ну возьмите практику Соединённых       
Штатов Америки, там уже отработали этот вопрос: кто-то её любит, кто-то нет,    
я не сторонник и не восхищаюсь порядками, которые имеются в Америке, но там     
минимальная почасовая, подчёркиваю, оплата - 12,5 тысячи долларов, и ни         
предприниматели, ни бюджетная сфера, никто не имеет права её сделать ниже...    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Ну переведите... Долларов! Двенадцать с половиной долларов. А я    
тысяч сказал? Ну, лучше бы тысяч рублей... давайте сделаем в России.            
                                                                                
Мы знаем проблему, знаем практику, знаем, как это решается в                    
законодательстве, но всё равно: "Компартия Российской Федерации внесла,         
поэтому мы против". Ну давайте проголосуем за, давайте начнём идти по этому     
пути.                                                                           
                                                                                
Приходят сотни тысяч писем о несправедливом вознаграждении, которое получают    
наши граждане за свой труд. Есть маленькая-маленькая ставка оклада, и потом     
они, так сказать, накручивают премию, доплату, всё, и еле-еле дотягивают до     
того закона, который мы же с вами приняли по МРОТ и по различным минимумам. А   
в кризис начинают срезать, потому что законом не определено, что                
предприниматель, работодатель опускать зарплату ниже не может. Они её режут,    
а мы об этом не знаем. Только на встречах, когда приходим в профсоюз,           
приходим в трудовые коллективы, нам об этом рассказывают, а мы разводим         
руками: "Ах-ах, - шлёпаем, так сказать, по коленям своим, - ничего сделать не   
можем". Можем! И давайте это сделаем. Мы предлагаем в первом чтении его         
принять и законодательно пойти дальше, ко второму и третьему чтениям.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик?                                                                    
                                                                                
Тарасенко включите микрофон.                                                    
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, прежде всего ратифицированные Российской     
Федерацией базовые конвенции Международной организации труда не допускают       
принудительного заключения коллективных договоров, это может быть только        
добрая воля сторон.                                                             
                                                                                
Второй момент. Это касается принятия проекта закона в первом чтении. Да, идеи   
прекрасные, я думаю, все присутствующие в этом зале разделяют тезис, что        
заработная плата должна расти, должна расти её постоянная часть, но в том       
виде, в котором законопроект представлен, он не может быть реформирован ко      
второму чтению. И он несёт очень много проблем для бюджетов всех уровней. Я     
ещё раз хочу подчеркнуть, что работа над подготовкой предложений в              
соответствии с решениями Конституционного Суда ведётся и в ближайшее время мы   
получим другой законопроект, в работе над которым, возможно, будут              
участвовать и эти авторы и который позволит нам продвинуться вперёд в решении   
проблем, в повышении жизненного уровня трудящихся нашей страны.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 130 Трудового кодекса Российской Федерации".                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     91 чел.                                          
Не голосовало                 359 чел.79,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.